Кто не может осуществлять контроль за расходованием финансовых средств выделенных на орд

Обновлено: 30.06.2024

Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Стабильное и достаточное финансирование ОРД является одним из главных вопросов обеспечения негласной работы оперативно-розыскных органов. Это связано с тем, что проведение ряда оперативно-розыскных мероприятий, решение вопросов социальной и правовой защиты лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам, обеспечение конспирации объективно требуют значительных финансовых затрат.

Так, для эффективного осуществления ОРД в целом и проведения отдельных видов дорогостоящих оперативно-розыскных мероприятий, в частности проверочной закупки или контролируемой поставки, нередко осуществляемых в рамках оперативного внедрения, оперативного эксперимента, особенно при выявлении каналов поставки оружия, взрывчатых веществ, наркотиков, фальшивых денежных знаков требуются значительные финансовые затраты. Практика показывает, что эффективное проведение таких мероприятий может быть прямо пропорционально затратам. Чем больше выделяется денежных средств, тем большую партию оружия или наркотических средств можно закупить, а, следовательно, изъять из нелегального оборота, обеспечить выявление не мелкого сбытчика, а выйти на оптового поставщика предметов, изъятых из свободного оборота. И, наоборот, из-за крайне ограниченных лимитов финансирования, например, проверочной закупки, как и других оперативно-розыскных мероприятий, может быть сорвано ее проведение, потеряться наступательность оперативных разработок, что в итоге снижает результативность ОРД.

ФЗ об ОРД предусматривает выплату денежного содержания либо вознаграждения гласным и негласным сотрудникам оперативных аппаратов и оплату оперативных расходов, связанных с их участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий. В частности, возмездный характер отношений сотрудничества с конфидентами предусмотрен ст.15 ФЗ об ОРД. Возможность получения денежного вознаграждения, компенсационных выплат лицами, сотрудничающими с оперативно-розыскными органами либо оказавшими им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших.

Финансирование – безвозмездное и безвозвратное направление денежных ресурсов на конкретные цели.

Обеспечение – предоставление достаточных материальных средств, снабжение чем-либо в нужном количестве.

Финансовое обеспечение – предоставление оперативным аппаратам в установленном порядке необходимых и достаточных денежных средств для решения стоящих перед ними задач.

- средства местных бюджетов;

Согласно Бюджетному кодексу РФ, каждый субъект государства обладает своим бюджетом, входящим в единую бюджетную систему РФ, имеющим самостоятельные источники доходов и принимаемым представительным органом власти данного субъекта. В этом бюджете могут предусматриваться ассигнования на обеспечение деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел.

Внебюджетный целевой фонд представляет самостоятельный финансовый институт, формирующийся на основании решения органа представительной власти, имеющий строго целевое назначение и образующийся за счет обязательных отчислений и добровольных взносов юридических и физических лиц.

Ведомственные нормативные акты МВД России включают в перечень источников финансирования оперативно-розыскной деятельности целевые внебюджетные взносы и пожертвования физических и юридических лиц.

Под порядком расходования денежных средств следует понимать определение конкретных видов расходов, их предельные размеры, основания и условия использования денежных средств, их учет, а также документальное оформление. Все эти вопросы регламентируются ведомственными нормативными актами МВД России.

Основные расходы финансовых средств при осуществлении ОРД направлены на:

- оплату услуг лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, либо оказавших им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших;

- обеспечение проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Чаще всего денежных и материальных затрат требует подготовка и проведение следующих оперативно-розыскных мероприятий:

- сбор образцов для сравнительного исследования;

Размеры расходов и затрат на подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий должны устанавливаться в каждом конкретном случае рационально, с учетом выделенных оперативному аппарату денежных средств.

Указанный в ч. 1 ст. 19 ФЗ об ОРД порядок расходования денежных средств, выделяемых на ОРД, предусматривает организацию бухгалтерского учета и контроля за их расходованием. Оперативные аппараты обязаны все проводимые финансовые операции оформлять документами, которые являются документами первичного учета и лежат в основе бухгалтерского учета. Эти учетные документы должны быть составлены по установленной форме и содержать все обязательные реквизиты, к числу которых относятся: наименование документа и организации, дата составления, содержание операции, должности ответственных лиц, личные подписи.

В соответствии с действующими ведомственными нормативными актами, регламенти-рующими финансовые расходы органов Внутренних дел РФ, денежные средства на содержание их оперативных аппаратов и подразделений, и расходы, связанные с осуществлением ОРД, выделяются по отдельной статье сметы МВД России. В сметах расходов МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, а также нижестоящих органов внутренних дел также имеется статья, в которой определяются размеры финансовых средств, предназначенных для обеспечения ОРД конкретного органа внутренних дел.

Закон устанавливает, что финансовые средства, выделенные государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять ОРД, расходуются в порядке, устанавливаемом руководителем этих органов. В системе МВД России главным распорядителем кредитов (финансовых средств), ежегодно получаемых от министерства финансов России, является министр внутренних дел.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных оперативному аппарату или подразделению, возлагается на руководителя органа, осуществляющего ОРД. Непосредственный контроль за обоснованностью расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, в оперативных подразделениях всех уровней возлагается на КРУ ФЭУ МВД России и соответствующие подчиненные им аппараты.

Правовой основой контроля помимо комментируемого закона служат законодательные акты, регулирующие оборот финансовых средств, и ведомственные акты, регламентирующие ОРД.

В соответствии с Положением о Финансово-экономическом департаменте МВД России, его функцией является определение и реализация совместно с Минфином России порядка финансирования расходов на ОРД.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД, является разновидностью ведомственного контроля за ОРД, но связанного не с законностью и обоснованностью проведения оперативно-розыскных мероприятий, со строгим и точным выполнением нормативных предписаний ведомственных правовых актов, а с соблюдением финансовой дисциплины в финансировании ОРД в целом и отдельных ее направлений либо расходованием средств сметы на отдельные оперативно-розыскные мероприятия или действия, связанные с ОРД.

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 г. Москва "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд"

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 1 , результатов ОРД 2 органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" 4 судебным искам.

2. Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

3. Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье) 5 являются Конституция Российской Федераций, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федераций 6 , Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

4. Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

5. В случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

7. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

9. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления (приложение N 2) руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй - приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного (литерного) дела.

10. При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении данного ОРМ.

Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

13. Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну.

14. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение N 3).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, - к материалам номенклатурного дела.

В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

15. Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

16. К документам, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении ОРМ материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами 8 .

17. Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

III. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам)

18. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

19. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

20. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

2 В соответствии с подпунктом 36[1] статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Некоторые руководители считают, что организация финансового контроля является внутренним делом компании и не стоит отвлекать дополнительные ресурсы на проверку корректности учета хозяйственных операций и достоверности всех видов отчетности.

Другое дело, что перечень компонентов, процедур и отчетности системы внутреннего контроля будет зависеть от масштабов бизнеса, организационной и управленческой структуры компании, объема хозяйственных операций.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Поскольку действующее законодательство в области бухгалтерского учета требует наличия в компании системы внутреннего контроля (СВК), при ее построении нужно определиться, какие цели и задачи будет решать система, из каких компонентов она будет состоять.

Основная цель построения системы внутреннего контроля — обеспечить:

  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности компании;
  • экономическую целесообразность хозяйственных операций компании;
  • достоверность показателей всех видов отчетности компании;
  • соответствие деятельности требованиям действующего законодательства и внутренних регламентов компании.

Чтобы система внутреннего контроля могла успешно достигать поставленной цели, она должна решать три ключевые задачи:

  1. осуществление контрольных процедур с учетом особенностей бизнес-процессов компании и присущих ее деятельности рисков;
  2. организация надежной системы сбора, обработки и передачи информации о финансово-хозяйственной деятельности компании;
  3. своевременное предоставление руководству информации об отклонениях от утвержденного порядка функционирования бизнес-процессов для выработки управленческих решений по корректирующим действиям.

Качественная система внутреннего контроля состоит из нескольких компонентов (рис. 1).


Контрольная среда — основа системы внутреннего контроля. Факторы контрольной среды:

  • стратегия и стиль руководства компанией;
  • организационная структура и бизнес-процессы компании;
  • распределение полномочий и ответственности между руководством и менеджментом компании;
  • порядок формирования бухгалтерской (финансовой) и управленческой отчетности компании;
  • требования по соблюдению норм действующего законодательства и внутренних регламентов компании.

Оценка рисков подразумевает совокупность мер, направленных на выявление и анализ рисков, влияющих на деятельность и достижение целей компании. Она является основой для определения контрольных процедур и мероприятий по управлению рисками.

Средства контроля представляют собой применяемые в компании методы и контрольные процедуры, направленные на выявление негативных отклонений и снижение рисков в процессе деятельности компании.

Информационный обмен осуществляется посредством использования средств обмена информацией и информационных технологий, которые создают условия для эффективной реализации управленческих функций, позволяют менеджменту принимать своевременные и обоснованные решения, выполнять свои должностные обязанности.

Мониторинг предусматривает постоянную и периодическую оценку качества работы системы внутреннего контроля путем составления отчетности в области внутреннего контроля.

Пример критериев оценки качества работы системы внутреннего контроля в области формирования финансовой отчетности показан в табл. 1.

Таблица 1. Оценка качества внутреннего контроля над финансовой отчетностью

Объекты контроля

Критерии эффективности контроля

Формирование финансовой отчетности в отношении групп однотипных хозяйственных операций, событий и иных фактов деятельности компании

Отраженные в учете хозяйственные операции, события и иные факты действительно имели место и относятся к деятельности компании

Все хозяйственные операции, события и иные факты деятельности компании, подлежащие отражению в учете, отражены в нем

Суммовые и натуральные показатели, относящиеся к отраженным в учете хозяйственным операциям, событиям и иным фактам деятельности компании, соответствуют первичной документации

Хозяйственные операции, события и иные факты деятельности компании отражены в учете в отчетных периодах их совершения

Хозяйственные операции, события и иные факты деятельности компании корректно отражены на счетах учета

Формирование финансовой отчетности в отношении остатков по счетам учета на конец отчетного периода

Отраженные в учете активы, обязательства и капитал фактически существуют

Компания обладает правами или контролирует права на отраженные в учете активы, а отраженные в учете обязательства представляют собой обязательства компании

Все активы, обязательства и капитал компании, которые подлежат отражению в учете, отражены в нем

Активы, обязательства и капитал компании включены в финансовую отчетность в соответствующих суммах. Любые результирующие оценки и корректировки по распределению их стоимости отражены в отчетности правильно

Состав финансовой отчетности в отношении представления и раскрытия информации

Отраженные в бухгалтерской отчетности хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни фактически имели место и относятся к деятельности компании

Информация в финансовой отчетности представлена в соответствии с требованиями действующего законодательства

Финансовая информация представлена и описана правильно, а раскрываемые в ней хозяйственные операции, события и иные факты деятельности компании отражены в понятной форме

Финансовая и прочая информация раскрыта в отчетности достоверно и в надлежащих суммах

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОЦЕСС ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Процесс внутреннего контроля над формированием финансовой отчетности включает три последовательных этапа.

ЭТАП 1. Предварительный контроль.

Предварительный контроль, осуществляемый перед совершением хозяйственных операций, позволяет определить, насколько целесообразной и правомочной будет та или иная документация.

Контрольные мероприятия, которые относятся к предварительному контролю:

  • анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности;
  • проверка финансовой, статистической, налоговой и управленческой отчетности до ее утверждения/подписания и т. д.

В рамках предварительного контроля можно проводить следующие действия:

  • контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.) со стороны директора и руководителя финансовой службы компании;
  • проверка и визирование проектов договоров специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  • предварительная экспертиза документов или решений, связанных с расходованием финансовых и материальных средств, руководителями подразделений, главным бухгалтером и внутренним аудитором компании.

Предварительный контроль осуществляют при каждом факте хозяйственной деятельности, который подлежит финансовому контролю согласно регламентам компании.

ЭТАП 2. Текущий контроль.

Данный контроль предусматривает повседневный анализ соблюдения внутренних регламентов, составления финансовой отчетности, ведения бухгалтерского (управленческого) учета. Оценивают эффективность и результативность расходования денежных средств для достижения целей, задач и прогнозных показателей подразделениями компании.

В ходе текущего контроля проверяют:

  • расходные денежные документы (расчетно-платежные ведомости, платежные поручения, счета и т. д.) до их оплаты;
  • наличие денежных средств в кассе;
  • полноту оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
  • наличие у подотчетных лиц полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
  • соответствие данных аналитического и синтетического учета;
  • соответствие фактического наличия материальных средств учетным данным.

На данном этапе контролируют взыскание дебиторской задолженности, погашение кредиторской задолженности.

Текущий контроль проводят с периодичностью, установленной регламентами компании (табл. 2).

Таблица 2. График мероприятий текущего финансового контроля

Наименование объекта проверки

Период

Срок проведения

Ответственное лицо

Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Проверка правильности расчетов с бюджетом/внебюджетными фондами и контрагентами

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет

Ежеквартально в последний рабочий день месяца

Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

Раз в полугодие по состоянию на 1 января и 1 июля

Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм

ЭТАП 3. Последующий контроль.

Осуществляют по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки финансовой документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых контрольных процедур. На данном этапе проверяют следующие моменты:

  • соблюдение требований законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок ведения финансово-хозяйственной деятельности;
  • точность и полноту составления документов, регистров учета хозяйственных операций;
  • исполнение приказов и распоряжений руководства;
  • обеспечение сохранности финансовых и нефинансовых активов компании.

В функциональном аспекте эффективность СВК обеспечивается разграничением зоны полномочий и ответственности субъектов, участвующих в процессе контроля над формированием финансовой отчетности компании.

Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно за счет собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать размер средств, выделяемых органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно - розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации.
Комментарий к статье 19
1. В комментируемой статье приведен развернутый перечень источников финансового обеспечения государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять ОРД.
К источникам их финансирования Закон относит финансовые средства, выделяемые из федерального бюджета, а также собственные бюджеты и внебюджетные целевые фонды законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Этот порядок финансового обеспечения коррелируется с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г., в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти, правомочные осуществлять ОРД, получают финансовые средства на ее проведение из республиканского бюджета Российской Федерации и внебюджетных средств.
Бюджетные статьи ассигнований на оперативно - розыскную деятельность являются составной частью всех финансовых средств, выделяемых Правительством РФ конкретному государственному органу в соответствии с его ежегодными заявками.
2. Закон не устанавливает порядка учета, распределения выделенных финансовых средств и отчетности за их использование. Однако из смысла ст. 13 и 19 можно сделать вывод, что он возлагает решение этих вопросов на руководителя органа, определяющего перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы. В органах внутренних дел Российской Федерации, оперативные подразделения которых наделены правом осуществлять ОРД, таким руководителем является министр внутренних дел.
3. В системе МВД РФ к оперативным подразделениям, имеющим право осуществлять оперативно - розыскную деятельность, относятся оперативные аппараты, перечисленные в ст. 13 комментируемого Закона.
4. Задачи, решаемые оперативными аппаратами посредством осуществления оперативно - розыскной деятельности, требуют денежных средств, которые обеспечиваются за счет специальных ассигнований. В соответствии с действующими ведомственными нормативными актами, регламентирующими финансовые расходы органов внутренних дел, денежные средства на содержание их оперативных аппаратов и подразделений и на расходы, связанные с осуществлением ОРД, выделяются по отдельной статье сметы МВД РФ.
5. Учет денежных средств и материальных ценностей, используемых на оперативно - розыскную деятельность, ведется в финансовых службах МВД РФ и МВД (УВД) субъектов Российской Федерации специальными сотрудниками, допущенными к сведениям, составляющим государственную тайну.
Закон устанавливает, что финансовые средства, выделенные государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять ОРД, расходуются в порядке, устанавливаемом руководителем этих органов. В системе МВД главным распорядителем кредитов (финансовых средств), ежегодно получаемых от Министерства финансов РФ, является министр внутренних дел.
6. В комментируемой статье понятие "расход финансовых средств" не раскрывается, его виды не устанавливаются, их целевое назначение не конкретизируется. Ведомственные нормативные акты, регламентирующие ОРД, предусматривают следующие виды расходов финансовых средств, направленных на:
а) содержание оперативных аппаратов и подразделений, осуществляющих ОРД;
б) оплату услуг лиц, сотрудничающих с этими органами либо оказавших им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших;
в) обеспечение проведения оперативно - розыскных мероприятий;
г) техническое оснащение оперативных аппаратов;
д) прочие расходы, связанные с ОРД.
7. Расходы на содержание оперативных аппаратов и подразделений предусматривают выплату денежного содержания гласным и негласным сотрудникам оперативных аппаратов и оплату оперативных расходов, связанных с их участием в проведении оперативно - розыскных мероприятий.
8. В Законе отсутствует исчерпывающий перечень оснований для получения гражданами, оказывающими содействие органам, осуществляющим ОРД, вознаграждений и других выплат. В п. 2 ст. 15 предусмотрен возмездный характер отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать оперативным аппаратам и подразделениям органов внутренних дел содействие на конфиденциальной основе. Возможность получения вознаграждения и других выплат лицами, сотрудничающими с органами, осуществляющими ОРД, либо оказавшими им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, закреплена также в ст. 18 Закона об ОРД.
9. Действующими нормативными актами МВД РФ предусмотрены многие виды вознаграждений и выплат, которые при наличии оснований могут получать граждане, оказывающие содействие на конфиденциальной основе, а также компенсаций им материальных и денежных затрат, связанных с выполнением заданий органов внутренних дел. В их перечень входят: ежемесячное денежное содержание лицу, сотрудничающему с органом внутренних дел по контракту; разовая денежная выплата в случае потери трудоспособности, болезни, беременности, а также за период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком; денежное вознаграждение или ценный подарок, выдаваемые за оказание помощи в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших; денежное вознаграждение, выдаваемое за содержание жилых и служебных помещений, используемых для решения оперативно - розыскных задач; единовременное пособие, выплачиваемое в случае гибели лица, сотрудничавшего по контракту, его семье и лицам, находящимся на его иждивении; единовременное пособие, выплачиваемое лицу, сотрудничающему по контракту, при получении травм, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно - розыскных мероприятий. Граждане, оказывающие содействие на конфиденциальной основе, имеют также право на оплату затрат и расходов, связанных с выполнением заданий в командировках, обеспечением их личной безопасности и безопасности членов их семей.
10. Размеры денежного содержания, разового денежного вознаграждения, выплат и компенсаций гражданам, оказывающим содействие на конфиденциальной основе, устанавливаются министром внутренних дел. Министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и другие распорядители финансовых средств, выделяемых на оперативные расходы, имеют право устанавливать им дифференцированную оплату, которая должна быть не ниже минимальной заработной платы рабочих и служащих. Превышение предельных размеров выплат и других расходов денежных средств, предусмотренных ведомственными нормативными актами, регламентирующими размеры и порядок их выплаты, а также использование валютных средств допускаются только с письменного разрешения министра внутренних дел РФ и его заместителей, курирующих оперативно - розыскную деятельность.
11. Расходы на оперативно - розыскные мероприятия предусматривают денежные затраты, направленные на создание условий, необходимых для проведения проверочной закупки, контролируемой поставки, оперативного эксперимента, оперативного внедрения штатных негласных сотрудников в организованные преступные группы и выполнения специальных заданий. Они включают финансовое обеспечение оперативных комбинаций, связанных с проверкой и документированием преступных действий проверяемых лиц и решением частных оперативно - тактических задач; оплату посещений сотрудниками оперативных аппаратов в служебных целях зрелищных заведений, платных мест отдыха, оплату их проезда на такси и автотранспорте индивидуальных владельцев. К затратам на этот вид расходов относится приобретение образцов для сравнительного исследования, материальных ценностей, необходимых для подтверждения легенды, и др.
12. Расходы на оснащение оперативных аппаратов предусматривают приобретение, оборудование и содержание жилых, служебных и подсобных помещений специального назначения, приобретение квартир - убежищ, предназначенных для обеспечения безопасности лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам, в случае угрозы, расправы с ними или членами их семей со стороны преступников. Этот вид расходов предусматривает оплату покупок средств маскировки служебного автотранспорта, предметов экипировки, кратковременного или неоднократного предоставления гражданами и должностными лицами жилых, нежилых и служебных помещений, используемых для достижения оперативных целей, а также финансирование мероприятий по созданию легендированных предприятий, учреждений, организаций и подразделений, необходимых для решения задач ОРД.
13. Прочие расходы могут быть связаны с оплатой исследований предметов и документов, проведенных по поручению органов внутренних дел специалистами научно - исследовательских учреждений иных министерств и ведомств, оплатой по трудовому соглашению услуг переводчиков, консультантов и других специалистов, выплатой компенсаций эксплуатационных затрат за использование сотрудниками оперативных аппаратов и подразделений в служебных целях автомобилей, находящихся в их собственности, а также другими финансовыми затратами, установленными нормативными актами МВД РФ.
14. Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных оперативному аппарату или подразделению, возлагается на руководителя органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность. Непосредственный контроль за обоснованностью расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, в оперативных подразделениях всех уровней возлагается на КРУ и ФЭУ МВД РФ и соответствующие подчиненные им аппараты.
Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно - розыскную деятельность, может осуществляться специально уполномоченными представителями Минфина РФ. Их права и обязанности предусмотрены законодательством Российской Федерации и нормативными актами Минфина. Повседневный контроль за правильным расходованием выделяемых на оперативно - розыскную деятельность средств осуществляют руководители органов внутренних дел и их оперативных аппаратов.
Правовой основой контроля, помимо комментируемого Закона, служат законодательные акты, регулирующие оборот финансовых средств, и ведомственные акты, регламентирующие ОРД.
15. В соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов все оперативные подразделения один раз в квартал направляют в финансово - экономическое подразделение МВД, УВД, УВДТ, управления режимных объектов авансовые отчеты по установленной форме о расходах финансовых средств, выделяемых на оперативно - розыскную деятельность. К ним прилагаются все документы, подтверждающие произведенные расходы, за исключением тех, в которых содержатся установочные данные граждан, оказывающих содействие на конфиденциальной основе.
16. Выделенные на проведение ОРД ассигнования должны расходоваться эффективно и рационально и не выходить за установленные пределы. Ответственность за соблюдение этих требований несут руководители оперативных аппаратов и подразделений, организующие контроль за расходованием денежных средств. По каждому случаю незаконного использования средств, выделенных на ОРД, производится служебное расследование с участием руководителя проверяемого либо вышестоящего оперативного аппарата. По результатам такого расследования виновные привлекаются к материальной, дисциплинарной, а при наличии оснований - к уголовной ответственности.
17. Уничтожение отчетных документов о расходовании финансовых средств, выделяемых на оперативно - розыскную деятельность, производится по истечении установленных сроков хранения только после их обревизования и в присутствии членов специальной комиссии, назначаемой приказом соответствующего руководителя.
Глава VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО -
РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Стабильное и достаточное финансирование оперативно-розыскной деятельности является одним из главных вопросов обеспечения негласной работы органов, осуществляющих ОРД. Это связано прежде всего с тем, что проведение ряда ОРМ, использование в ОРД так называемых легендированных объектов, решение вопросов социальной и правовой защиты лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, соблюдение конспирации и др.

Так, для эффективного осуществления оперативно-розыскной деятельности в целом и проведения отдельных видов дорогостоящих оперативно-розыскных мероприятий, в частности проверочной закупки и контролируемой поставки, нередко осуществляемых в рамках оперативного внедрения, оперативного эксперимента или с использованием легендированных объектов, особенно при выявлении каналов нелегальной поставки оружия, взрывчатых веществ, наркотиков, фальшивых денежных знаков, драгоценных металлов, требуются значительные денежные средства. Например, достаточно затратными могут быть проверочные закупки оружия, наркотических средств. Представляется, что степень эффективности проведения таких мероприятий может быть прямо пропорциональной затратам. Чем больше выделяется денежных средств, тем большую партию оружия или наркотических средств можно закупить, а следовательно, изъять из нелегального оборота, обеспечить выявление не мелкого сбытчика, а выйти на оптового поставщика предметов, изъятых из свободного оборота. И наоборот, из-за крайне ограниченных лимитов финансирования, скажем, проверочной закупки, как и других ОРМ, может быть сорвано ее проведение, потеряться наступательность оперативных разработок, что в итоге снижает результативность ОРД.

Комментируемый Закон предусматривает выплату денежного содержания либо вознаграждения гласным и негласным сотрудникам оперативных аппаратов и оплату оперативных расходов, связанных с их участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В частности, возмездный характер отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие оперативным подразделениям органов - субъектов ОРД на конфиденциальной основе, предусмотрен ст. 15 Закона. Возможность получения денежного вознаграждения, компенсационных выплат лицами, сотрудничающими с органами, осуществляющими ОРД, либо оказавшими им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, закреплена в ст. 18 Закона об ОРД.

Обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с комментируемым Федеральным законом, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность.

Значительных финансовых затрат требует и содержание отдельных оперативных подразделений, осуществляющих исключительно негласную оперативно-розыскную деятельность, что требует обеспечение их глубокой конспирации, в том числе с созданием и обеспечением функционирования легендированных объектов, используемых в качестве организаций прикрытия. Немалую часть оперативных расходов составляет закупка специальных технических средств, приспособленных для негласного получения информации (ст. 6 Закона).

Таким образом, под финансовым обеспечением оперативно-розыскной деятельности следует понимать целевое финансирование ее расходов, связанных с проведением оперативно- розыскных мероприятий, содержанием оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, оплатой труда их штатных негласных сотрудников, услуг лиц, сотрудничающих с этими органами либо оказавших им содействие в раскрытии преступлений, техническим оснащением, конспирацией.

Комментируемая статья закрепляет ограниченный перечень источников финансового обеспечения государственных органов - субъектов ОРД. Это средства федерального бюджета.

Закон прямо закрепляет, что обеспечение ОРД, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что оперативно-розыскная деятельность финансируется из госбюджета и государство берет на себя все расходы, связанные с этой деятельностью, что обеспечивает довольно высокий уровень гарантий конфидентов.

В частности, в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отмечается, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях этого Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны: при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования. Вместе с тем в Законе об ОРД подчеркивается, что финансовые обязательства в сфере ОРД, в том числе по социальной и правовой защите конфидентов, остаются в ведении государственных органов.

При этом не исключается привлечение для целей финансового обеспечения ОРД и социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, средств собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, в ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ отмечается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации при издании нормативных правовых актов в связи с принятием этого Закона должны исходить из того, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты) не могут быть ниже оплаты труда, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 г.

А в письме МВД России от 23 сентября 2004 г. N 1/6102 "О реализации отдельных положений Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ" разъясняется, что с учетом установленного законодательством Российской Федерации порядка финансирования деятельности органов внутренних дел могут сохраняться существующие дополнительные выплаты сотрудникам милиции, производимые на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Это свидетельствует о том, что органы власти субъектов Российской Федерации вправе финансировать и ОРД.

Иные источники финансирования, кроме указанных Законом, не предусмотрены, а поэтому вряд ли могут признаваться законными и допустимыми. В частности, государственные органы - субъекты ОРД не могут и не должны находиться на финансировании коммерческих организаций, что таит опасность их "приватизации". Кроме того, отслеживание расходов финансовых средств, выделяемых безналичным путем, может повлечь расшифровку негласных источников информации, легендированных и иных объектов, обеспечивающих конспирацию ОРД либо задействованных в этом виде деятельности, что небезопасно с точки зрения обеспечения конспирации в ОРД.

Следует отличать финансирование ОРД от финансового обеспечения органов, чьи оперативные подразделения наделены правом осуществления ОРД. Бюджет ОРД является негласным, его наполнение, расходование и контроль за ним осуществляются негласно по специальной статье сметы органа - субъекта ОРД.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации.

Бюджетные статьи ассигнований на оперативно-розыскную деятельность являются составной частью всех финансовых средств, выделяемых в соответствии с бюджетом РФ конкретному государственному органу в соответствии с его ежегодными заявками.

Эти средства на содержание оперативных подразделений, расходы, связанные с осуществлением ОРД, ее обеспечение зачисляются на отдельную статью сметы органа - субъекта ОРД и расходуются в порядке, определяемом ведомственными нормативными правовыми актами, которые во избежание бесконтрольного расходования денежных средств определяют размеры, порядок выдачи, расходования и списания денежных сумм, выделяемых для обеспечения негласных ОРМ, документирования преступных действий разрабатываемых и др.

Комментируемая статья прямо устанавливает, что финансовые средства, выделенные государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять ОРД, расходуются в порядке, устанавливаемом руководителем этих органов. Соответственно, порядок учета, распределения выделенных финансовых средств и отчетности об их использовании в МВД России определяет министр внутренних дел, в ФСБ - директор Федеральной службы безопасности, в Федеральной службе исполнения наказаний - директор ФСИН России, и т.д.

Учет денежных средств и материальных ценностей, используемых в оперативно-розыскной деятельности, ведут сотрудники финансовых служб органов, осуществляющих ОРД, которые допущены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Комментируемый Закон предусматривает в различных статьях общие положения, касающиеся отдельных выплат и затрат. В частности, лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступления или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты, единовременные пособия в размере, исчисляемом в кратности денежного содержания конфидента. Конкретные размеры выплат детализируются в ведомственных нормативных правовых актах и не ограничиваются реализацией лишь положений, закрепленных в Законе об ОРД, а предусматривают возможность дифференцированной оплаты труда или услуг участников оперативно-розыскных мероприятий, в зависимости от степени их риска, реальных результатов участия в подготовке и проведении ОРМ, ценности полученной информации, затрат, понесенных в процессе участия в ОРД, необходимости компенсации поврежденного имущества и др.

Лица, оказывающие содействие на конфиденциальной основе, имеют право на компенсацию материальных и денежных затрат, связанных с выполнением ими заданий, связанных с проверкой и документированием преступных действий проверяемых или разрабатываемых лиц, решением частных задач ОРД.

Компенсации подлежат расходы, связанные с оплатой посещений сотрудниками оперативных аппаратов в служебных целях зрелищных заведений, платных мест отдыха, оплатой проезда на такси и автотранспорте индивидуальных владельцев и др.

Средства, выделяемые на ОРД, могут быть потрачены на приобретение, оборудование и содержание жилых, служебных и подсобных помещений, функционирующих в режиме конспирации, обеспечение безопасности должностных лиц и лиц, оказывающих им содействие, приобретение необходимых транспортных средств, средств маскировки, предметов экипировки, оплату аренды жилых, нежилых и служебных помещений, используемых в оперативных целях.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, является разновидностью ведомственного контроля за ОРД, связанного с соблюдением финансовой дисциплины в финансировании ОРД в целом и отдельных ее направлений либо расходованием средств сметы на отдельные ОРМ или действия, связанные с ОРД.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на обеспечение ОРД, возлагается на руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, как распорядителя кредитов. Соответственно, эти должностные лица обязаны сами осуществлять контроль за расходованием денежных средств, утверждать документы на их списание, назначать лиц, ответственных за выдачу денежных средств на оперативные расходы, ведение учетной и отчетной документации, при необходимости создавать комиссии для целей контроля расходования финансовых средств, выделенных на обеспечение ОРД. Вместе с тем контроль за обоснованностью расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, соответствие сумм расходов и их обоснованность требованиям и основаниям, предусмотренным ведомственными нормативными правовыми актами, вправе и обязаны осуществлять контрольно-ревизионные подразделения органов-субъектов ОРД как в плановом порядке, так и по разовым поручениям руководителя органа, осуществляющего ОРД.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, может осуществляться и специально уполномоченными представителями Минфина России, имеющими допуск к сведениям, составляющим гостайну, предписание на проведение проверки.

Читайте также: