Кто написал донос застава ильича

Обновлено: 21.05.2024

Думается, эти два типа сюжета имеют каждый свою сферу применения. Первый, реализуемый на уровне, скажем так, очевидном, более подходит для решения локальных задач и насущных проблем. Второй же, как кажется, более ориентирован на некие базовые, сущностные вопросы, не могущие быть четко сформулированными и уж тем более реализованными в рамках жесткой причинно-следственной схемы.

Думается, эти два типа сюжета имеют каждый свою сферу применения. Первый, реализуемый на уровне, скажем так, очевидном, более подходит для решения локальных задач и насущных проблем. Второй же, как кажется, более ориентирован на некие базовые, сущностные вопросы, не могущие быть четко сформулированными и уж тем более реализованными в рамках жесткой причинно-следственной схемы.

Думается, эти два типа сюжета имеют каждый свою сферу применения. Первый, реализуемый на уровне, скажем так, очевидном, более подходит для решения локальных задач и насущных проблем. Второй же, как кажется, более ориентирован на некие базовые, сущностные вопросы, не могущие быть четко сформулированными и уж тем более реализованными в рамках жесткой причинно-следственной схемы.

(чтобы больше к этому не возвращаться)

Поэтический закон хода времени

Но осмысление-процесс совсем иного рода. Добросовестный исследователь при анализе того или иного произведения искусства вряд ли посчитает уместным ориентироваться на собственные субъективные впечатления и ощущения. Напротив, он предпочтет объективные научные методы. И первым же его действием станет приложение к произведению жанровой линейки, дабы сразу определить все соответствия и несоответствия (выходы за рамки) и оценить первые-положительно, а вторые-отрицательно.

«Октябрь уж наступил-уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

произведений Гоголя и Пушкина эти авторские определения обладают безусловным значением, то в приложении к кинофильму они выглядят совершенно запредельно.

Но осмысление-процесс совсем иного рода. Добросовестный исследователь при анализе того или иного произведения искусства вряд ли посчитает уместным ориентироваться на собственные субъективные впечатления и ощущения. Напротив, он предпочтет объективные научные методы. И первым же его действием станет приложение к произведению жанровой линейки, дабы сразу определить все соответствия и несоответствия (выходы за рамки) и оценить первые-положительно, а вторые-отрицательно.

«Октябрь уж наступил-уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

произведений Гоголя и Пушкина эти авторские определения обладают безусловным значением, то в приложении к кинофильму они выглядят совершенно запредельно.

«Октябрь уж наступил-уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Пространственные образы времени

Таким образом, хронотоп является некой материализацией времени в пространстве, определенной точкой пересечения двух разнонаправленных пластов художественного мышления (временного и пространственного), в которой только и возможно свершение событий, составляющих сюжет произведения. Причем, под событиями в данном случае следует подразумевать не только поступки героев как драматических персонажей, но и явления, не относящиеся к сфере действий героев, однако, обладающие той же степенью важности для сюжета (в нашем понимании).

Различные помещения далеко не одинаковы в своем значении (в том числе и для разных персонажей), даже показ одного и того же помещения в разное время может обладать разным значением. То же относится и к переходному-между помещением и улицей-образу лестницы*.

Помещениями совсем другого типа являются жилища троих героев. Для них характерна незамкнутость, направленность вовне. Герои там, собственно говоря, даже и не живут в полном смысле этого слова-они там только бывают. Ненадолго оставив свое привычное движение по улице, они забегают домой-перекусить, переодеться, переночевать-с тем, чтобы тут же вернуться обратно.

Стены домов предстают и впрямь как некая иллюзия помещений-они абсолютно свето- и звукопроницаемы. Свет сочится внутрь изо всех пор, не воспринимая как серьезную преграду ни кирпичи, ни обои. Звук отдается снаружи-и Колькина радиола напитывает воздух всего двора звоном своей музыки, и шаги Сергея, бегом поднимающегося по лестнице к себе домой, проникают сквозь стены, позволяя оставшейся снаружи камере с легкостью и безошибочно определять его местонахождение, скользя взглядом вверх по стене дома. Это же повторится и позже-в сцене разговора Славки, ищущего предлог улизнуть из дома, и жены Люси. Не смотря на то, что камера (вместе с Сережей и Колей) терпеливо дожидается его на улице, мы слышим каждое слово разговора, происходящего внутри*.

Раз приобщившись к водной тематике, остановится уже, по-видимому, невозможно. Так, хронотоп Славкиного жилища можно охарактеризовать как некий затон, заводь, хоть и с замедленным-по отношению к основному-течением времени, но все же ориентированным именно на него. Да и замедленным-то до времени-пока ребенок не подрастет.

Теперь настал момент обратиться к жилищу Сергея-ввиду того, что большую часть фильма занимает именно его история,-показанному наиболее подробно.

Можно выделить девять эпизодов, происходящих в доме Сергея. Думается, прежде чем говорить о них, уместно будет сразу представить их наглядно-графически таким образом:

Помещениями совсем другого типа являются жилища троих героев. Для них характерна незамкнутость, направленность вовне. Герои там, собственно говоря, даже и не живут в полном смысле этого слова-они там только бывают. Ненадолго оставив свое привычное движение по улице, они забегают домой-перекусить, переодеться, переночевать-с тем, чтобы тут же вернуться обратно.

Стены домов предстают и впрямь как некая иллюзия помещений-они абсолютно свето- и звукопроницаемы. Свет сочится внутрь изо всех пор, не воспринимая как серьезную преграду ни кирпичи, ни обои. Звук отдается снаружи-и Колькина радиола напитывает воздух всего двора звоном своей музыки, и шаги Сергея, бегом поднимающегося по лестнице к себе домой, проникают сквозь стены, позволяя оставшейся снаружи камере с легкостью и безошибочно определять его местонахождение, скользя взглядом вверх по стене дома. Это же повторится и позже-в сцене разговора Славки, ищущего предлог улизнуть из дома, и жены Люси. Не смотря на то, что камера (вместе с Сережей и Колей) терпеливо дожидается его на улице, мы слышим каждое слово разговора, происходящего внутри*.

Раз приобщившись к водной тематике, остановится уже, по-видимому, невозможно. Так, хронотоп Славкиного жилища можно охарактеризовать как некий затон, заводь, хоть и с замедленным-по отношению к основному-течением времени, но все же ориентированным именно на него. Да и замедленным-то до времени-пока ребенок не подрастет.

Теперь настал момент обратиться к жилищу Сергея-ввиду того, что большую часть фильма занимает именно его история,-показанному наиболее подробно.

Можно выделить девять эпизодов, происходящих в доме Сергея. Думается, прежде чем говорить о них, уместно будет сразу представить их наглядно-графически таким образом:

Помещениями совсем другого типа являются жилища троих героев. Для них характерна незамкнутость, направленность вовне. Герои там, собственно говоря, даже и не живут в полном смысле этого слова-они там только бывают. Ненадолго оставив свое привычное движение по улице, они забегают домой-перекусить, переодеться, переночевать-с тем, чтобы тут же вернуться обратно.

Стены домов предстают и впрямь как некая иллюзия помещений-они абсолютно свето- и звукопроницаемы. Свет сочится внутрь изо всех пор, не воспринимая как серьезную преграду ни кирпичи, ни обои. Звук отдается снаружи-и Колькина радиола напитывает воздух всего двора звоном своей музыки, и шаги Сергея, бегом поднимающегося по лестнице к себе домой, проникают сквозь стены, позволяя оставшейся снаружи камере с легкостью и безошибочно определять его местонахождение, скользя взглядом вверх по стене дома. Это же повторится и позже-в сцене разговора Славки, ищущего предлог улизнуть из дома, и жены Люси. Не смотря на то, что камера (вместе с Сережей и Колей) терпеливо дожидается его на улице, мы слышим каждое слово разговора, происходящего внутри*.

Раз приобщившись к водной тематике, остановится уже, по-видимому, невозможно. Так, хронотоп Славкиного жилища можно охарактеризовать как некий затон, заводь, хоть и с замедленным-по отношению к основному-течением времени, но все же ориентированным именно на него. Да и замедленным-то до времени-пока ребенок не подрастет.

Теперь настал момент обратиться к жилищу Сергея-ввиду того, что большую часть фильма занимает именно его история,-показанному наиболее подробно.

Можно выделить девять эпизодов, происходящих в доме Сергея. Думается, прежде чем говорить о них, уместно будет сразу представить их наглядно-графически таким образом:

-> 1 (Сергей приходит домой, возвращается мать)

1 (Сергей приходит домой, возвращается мать)

2 -> (Сергей убегает к Кольке)

-> (Сергей убегает к Кольке)

4 = (Сергей болеет)

6 = (Верка убегает на выпускной бал, гимн, календарь (22 июня))

(Верка убегает на выпускной бал, гимн, календарь (22 июня))

7 -> (Сергей уходит бродить по предрассветным улицам)

-> (Сергей уходит бродить по предрассветным улицам)

8 -> (карточки, рассказ матери о картошке, Сергей уходит в гости к Ане)

-> (карточки, рассказ матери о картошке, Сергей уходит в гости к Ане)

9 -> (встреча с отцом)

Как известно, предметом поэтического произведения может быть и ощущение, выраженное в свободной (в частности, от требований реалистичности) форме. В нашем случае-это ощущение времени; и постепенная смена его (времени) глубины восприятия, собственно, и составляет основу сюжета. Так, окольным путем, мы вернулись к теме нашей главы, а посему отступление можно считать законченным.

Говоря о хронотопе жилища Сергея, необходимо остановится еще вот на каком моменте. Этот хронотоп также имеет свою персонификацию-речь идет об образе матери Сергея и Веры. Мать выступает в роли некой хранительницы глубинного уровня этого хронотопа. И главным качеством как ее, так и самого этого уровня, является абсолютная ненавязчивость. Как мать не пытается любой ценой приобщить своих детей хотя бы к семейной истории (насколько можно судить, их знания даже о собственном отце-минимальны), так и глубинный уровень хронотопа никого не стремится втянуть в свою орбиту насильно. Напротив, Сергей и Вера, исчерпав актуальность поверхностного уровня, должны еще дорасти до того, другого, стать способными к его восприятию, и-что важно-сами. А эта ненавязчивость в свою очередь является первым признаком истинности.

Ю (встреча с отцом)

Как известно, предметом поэтического произведения может быть и ощущение, выраженное в свободной (в частности, от требований реалистичности) форме. В нашем случае-это ощущение времени; и постепенная смена его (времени) глубины восприятия, собственно, и составляет основу сюжета. Так, окольным путем, мы вернулись к теме нашей главы, а посему отступление можно считать законченным.

Говоря о хронотопе жилища Сергея, необходимо остановится еще вот на каком моменте. Этот хронотоп также имеет свою персонификацию-речь идет об образе матери Сергея и Веры. Мать выступает в роли некой хранительницы глубинного уровня этого хронотопа. И главным качеством как ее, так и самого этого уровня, является абсолютная ненавязчивость. Как мать не пытается любой ценой приобщить своих детей хотя бы к семейной истории (насколько можно судить, их знания даже о собственном отце-минимальны), так и глубинный уровень хронотопа никого не стремится втянуть в свою орбиту насильно. Напротив, Сергей и Вера, исчерпав актуальность поверхностного уровня, должны еще дорасти до того, другого, стать способными к его восприятию, и-что важно-сами. А эта ненавязчивость в свою очередь является первым признаком истинности.

Выше мы говорили, что пронизывающие жилища героев солнечные лучи до определенной степени соотносят эти помещения с улицей, как бы размыкая их хронотопы и вплавляя в общий ход времени-дороги в качестве обособленных, но не самодостаточных частей. Но также мы отметили, что хронотоп жилья Сергея очень сложен и многогранен и не может быть исчерпан одной характеристикой. В общих чертах обрисовав его приметы в разные моменты действия, нетрудно сделать вывод, что мы имеем дело со своеобразной драматургией этого места, суть которой заключается, естественно, не в развитии хронотопа (он является неизменной данностью), а в пути его постижения героем-от простого к сложному. И здесь не будет лишним заметить, что эпизоды в доме Сергея подчеркнуто-наглядно поделены и по времени суток, в которое показаны. Так, эпизоды с 1 по 3, максимально связанные как по звучанию, так и по смыслу с улицей, происходят днем, поэтому и солнце как знак улицы присутствует там неизменно. А все остальные эпизоды (с 4 по 9) происходят либо вечером, либо ночью, когда естественный солнечный, уличный контекст оказывается погашенным, и появляется возможность соприкоснуться с другим контекстом-историческим.

…Славка, Сережа и Коля перебегают через дорогу, уже засыпанную опавшей листвой. Сверток с яблоками, который прижимает к груди Славка, рвется, и яблоки весело разлетаются по асфальту. На бегу подбирая их, Сережа и Слава влетают в трамвай, трамвай трогается. Чуть замешкавшийся с яблоками Колька стучится в дверь второго вагона… Ни на минуту не задумавшись, он простым жестом угощает кондукторшу яблоком, а сам устремляется в начало вагона, чтоб хоть так быть ближе к своим друзьям, едущим в первом вагоне. Он жаждет присоединиться к ним, и нежданное мелкое препятствие (первое в фильме!) его нисколько не огорчает: сейчас ведь будет остановка, и они снова воссоединятся-все просто. Таков первый, самый лучезарный из четырех эпизодов.

Второй происходит зимой, после Нового года. Заскочивший в трамвай Колька удивлен тем, что кондукторша с ним здоровается. Он уже забыл о том эпизоде с яблоком, да и вряд ли хоть сколько-нибудь обратил на него внимание. Легкое недоразумение разрешается, и далее следуют взаимные новогодние пожелания и поздравления.

1) 22 июня, Красная площадь

3) детская площадка

4) квартира Ани, разговор Сергея с Аниным отцом

6) детская площадка

8) подъезд Аниного дома

В предыдущих главах мы кратко останавливались на этом эпизоде, теперь же пришло время рассмотреть его детально.

В нашу задачу не входит давать всеобъемлющий, последовательный и полноценный литературоведческий анализ этого гипертекста. Для решения той задачи, которую мы поставили перед собой в самом начале работы, вполне достаточно пунктирно вычертить сюжет этого эпизода. Он и будет сюжетом всего фильма.

В предыдущих главах мы кратко останавливались на этом эпизоде, теперь же пришло время рассмотреть его детально.

В нашу задачу не входит давать всеобъемлющий, последовательный и полноценный литературоведческий анализ этого гипертекста. Для решения той задачи, которую мы поставили перед собой в самом начале работы, вполне достаточно пунктирно вычертить сюжет этого эпизода. Он и будет сюжетом всего фильма.

Еще одно широко распространенное мнение таково: искусство отражает действительность. Функция отражения для нас не подлежит сомнению, но вот сам предмет отражения требует уточнений.

1. В ы г о т с к и й Л е в. Психология искусства. М., 1968, с. 355.

2. Б а х т и н М и х а и л. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике.-В кн.: Б а х т и н М и х а и л. Литературно-критические статьи. М., 1986, с. 282.

* То же можно сказать и о времени суток.

* Так, к примеру, лестницы домов Сергея и Славки кажутся началом улицы, а лестницы домов Ани и Наташи-продолжением помещений.

Мы сидели под лампой-абажуром за круглым столиком в моем рабочем кабинете, пили чай с сушками, никуда не торопились и тихо разговаривали.

Он снял фильмы,


В сущности, довольно банальная фраза, если не знать, с кем мы пили чай под лампой-абажуром. С Марленом Мартыновичем Хуциевым. С человеком, который снял два фильма, во многом определившие судьбу моего поколения, - "Застава Ильича" и "Июльский дождь". Я очень волновался и довольно косноязычно пытался сказать ему спасибо, понимая, что второго такого случая может и не представиться. Хуциев отмахивался от моих благодарностей до тех пор, пока я не спросил его: почему "Застава Ильича" вышла в прокат под названием "Мне двадцать лет"?

Тут он внимательно посмотрел на меня и сказал: "Ну, а вы как сами думаете - почему?".

Лично я думал об этом вот что.

Там, в его фильме, был такой эпизод. В шумной молодежной компании с выпивкой главный герой вдруг предлагает тост "за картошку!". Ироничная интеллектуальная публика ёрничает: а почему не "за репу"? А потому, - отвечает герой, - что картошка спасла нас с мамой в голодное военное время (действие происходит в Москве конца пятидесятых годов). "Ты это серьезно?" - говорят ему. "Серьезно, - отвечает он. - Если в твоей жизни нет ничего, к чему можно относиться серьезно, то зачем тогда жить".- "И к чему ты лично относишься серьезно?" - спрашивают его. "К революции, к песне "Интернационал", к 37-му году, к войне, к картошке", - отвечает он, подумав.

Фильм вышел на экран в начале шестидесятых, когда страна только-только с ужасом начинала понимать, что такое сталинизм, безграничная и безответственная тоталитарная власть, когда молодежь поколения шестидесятников примеряла на себя личную ответственность за то, что происходит в стране. Это было время, когда мы искренне считали, что подлинные наши ценности - там, в далеких революционных годах, где "комиссары в пыльных шлемах", где Павка Корчагин, где светловская "Гренада", где "Ленин такой молодой".

Потому - "Застава Ильича", рубеж обороны, за которым то, к чему можно относиться серьезно.

Титры этого фильма шли под музыку "Интернационала", а знаменитые хроникальные кадры из Политехнического музея сохранили молодого Окуджаву, поющего

Я все равно паду на той,
на той единственной Гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах
Склонятся молча надо мной".

А в середине шестидесятых вышел фильм Хуциева "Июльский дождь". Там герои - замечательный молодой интеллектуал, ученый и умная обаятельная девушка Женя - на пороге свадьбы. Но свадьбы не будет, потому что Женя постепенно понимает: у ее избранника в душе нет ничего, к чему можно относиться серьезно. Он пуст.

За несколько лет в молодом советском поколении перестали существовать заставы Ильича, революции, партии, империалистической западной угрозы. Они оказались заставами на песке. Как пел герой Владимира Высоцкого в запрещенном фильме Геннадия Полоки "Интервенция", -

Женя, похоже, останется с другим героем, сохранившим в душе серьезное отношение к войне, к молчаливому мужскому братству отстоявших страну.

Часовые заставы Ильича. / кадр из фильма

Фото: Татьяна Андреева/РГ

Интересно, что и в жизни произошло то же самое: Евгения Уралова, сыгравшая Женю, и Юрий Визбор, сыгравший фронтовика, после фильма Хуциева стали мужем и женой. И застава Великой Отечественной, слава богу, и по сей день реальная застава, за которой то, к чему и сегодня можно отнестись серьезно.

Прошли годы. И вот "мое поколение" сидит и пьет чай под лампой-абажуром со своим заочным учителем. Какие заставы остались у нас сегодня? Есть ли они? Казалось бы, последняя - СССР - уже рухнула. Но кое-что осталось, кое-что есть. Что же?

Ты сам, те, кого ты любишь, те, кто от тебя зависит, кто слабее тебя, твои учителя - очные и заочные, которым ты благодарен, друзья, любимая работа, любимые места на этой земле. Не так уж и мало, если вдуматься, - наша последняя застава.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

"Застава Ильича"

С осени собираюсь написать пост о фильме и никак. Мысли о фильме, мысли о посте, само написание поста - муторны, как "Застава Ильича", который я посмотрела со второй попытки.
В первый раз много лет назад фильм показался скучным, а главное - надуманным, фальшивым.
Недавно прочитала мемуары о создании фильма, о том времени - искренние, поэтичные. Москва шестидесятых - полупустой пешеходный город. Настоящая большая деревня, где малочисленная элита растворена в массе столичного пролетариата. Молодые люди из творческой богемы шатаются по городу круглые сутки, благо транспорта мало. Ночная тихая Москва принадлежит им. В той Москве ещё оставалось многое от "России, которую потеряли", шарм и благоухание веков русского барства. Плюс - романтика шестидесятых, всплеск победившего социализма (в душах молодых энтузиастов).
Это было в мемуарах - этого не было в фильме. Совковая унылая безнадёжная картинка. Когда-нибудь, может быть, она была свежей и новаторской (не верю). "Застава Ильича" устарел чуть более чем полностью (для не дай б-г фанатов картины, вдруг набрёдших на пост, напоминаю, - это личное оценочное мнение).
Что до сюжета - хочется рвать на себе волосы, если б не скука до зевоты.

Три приятеля-пролетария ищут смысл жизни. Вроде они адаптированы и успешны по-советски, молоды и красивы - а жизнь пуста.
Они постоянно говорят на околофилософские темы - несут банальную чушь, бред, необоснованное чёрти что. Я просто зверела, пытаясь понять, о чем спорят эти люди. Причём идеи ленинизма - наиболее вменяемая часть бредовых диалогов.
Это ваш хвалёный гениальный Шпаликов-сценарист? (стихи у него прекрасные, не спорю)
Три пролетария, работающих на заводе, ведут себя как праздные сынки творческих работников. Сергей (Валентин Попов) пришёл из армии и собирается поступать в ВУЗ, да никак не соберётся. То ли вечные вопросы бытия мешают, то ли лень учиться (школьные знания повыветрились). Этот актёр мне резко антипатичен. Вялое ни рыба-ни мясо с огромной головой дебила. Корчит из себя правильного юного коммуниста, а девицу склеил - из богатой чиновной семьи. Смысл жизни Сергей любит искать в её богатенькой богемной компании. Сначала он предлагает ей снять квартиру, потом, опомнившись (это ж скока работать надо!), предлагает поселиться с мамой.
Слава ( Любшин) - женился и завёл детишку. Любшина я люблю, его персонажа ненавижу. С высоты современности его Славка - полный отстой. При любой возможности сбегает от семьи к приятелям на гулянки, по детски бунтует против домашних дел - мол, слишком молод, чтобы себя похоронить. Его юная жена постоянно обижена. Как бы ей тоже 20 лет, но её рабство при сыне и кухне для мужа - само собой разумеется. А мужу Славе некогда - он ищет смысл жизни. Жизнь-то тогда была не сахар: ни памперсов, ни детских смесей, ни машинок-автоматов, ни микроволновок. Помучаешься с дитём в коммуналке.
Николай (Губенко) - рубаха-парень и бабник. Вразумительного образа ему не придумали и сделали супер-принципиальным. Я так и не поняла, чем он принципиальнее друзей и почему их зачмарил за недо-принципиальность. (типа он не способен быть доносчиком-сексотом в большей степени, чем они).
Когда Коля выберет себе женщину между заводской девушкой и кондукторшей трамвая - будет вполне счастлив.
Эта троица - положительные герои, которых мы должны любить и прощать, а они раздражают, как чесотка. Вместе с их прекрасной дамой Аней (М. Вертинская), красивой и пустой безделушкой.

Чтобы показать "современные" раскрепощённые нравы, Шпаликов намекает на секс в СССР - прозрачно однозначно заставляет Сергея переспать со случайной девушкой и бессердечно бросить. Гораздо "раскрепощённее" и противнее выглядят возлияния молодых людей водочкой в присутствии усталой молодой женщины с младенцем на руках.
"Застава Ильича" - куча старого пыльного хлама, в котором иногда попадаются предметы вопиющие - огромные, мёртвые и заразные чумой.
Это эпизоды первомайской демонстрации ("это мой любимый праздник в году - и мой!") и вечера поэтов.
Демонстрация противоестественна, как анальное сношение - бесконечный хвост радостного народа с пустыми глазами, с плакатами и детьми (чому радуетесь?).
Вечер поэтов - фальшивее фильма в сто раз, потому что если поэт лжёт, это противоестественно, как анальное сношение бросается в глаза. На сцену один за другим всходят не поэты - клоны Сорокина, они уродливо кривляются - а полный зал застыл и ловит каждое слово. Ужастик.
Одна только Белла разбивает лёд, как чистая струя, и тут же уходит, иссякает (Белла Ахмадулина).

Наша московская творческая богема связана в клубок тысячами нитей: несколько поколений одних и тех же семей делают культуру целой страны. У них всё схвачено: они сидят в министерстве, во ВГИКе, в театральных ВУЗах, на киностудиях. Их дети вмеру талантливы - талантливее многих. Я прочитала в тех же мемуарах - Павла Финна - насколько одной компанией были все значимые личности 60х. Он пишет на голубом глазу, не видя ничего дурного ни в знакомстве с детьми партийных боссов, ни в поступлении в ВУЗ по протекции. Одно умиление и ностальгия. (куда уж допустить чужих - своим не хватает)
Учитывая изложенное, имею подозрение, что не меньше половины советских кино-шедевров - дутые. Как не похвалить друга, потом он - тебя. И правды об этих "шедеврах" мы не дождёмся: те же люди, те же семьи на своих постах.
Только раздуть Хуциева до Тарковского у них не получится, нет.

Не побоялся же Хуциев нагрузить фильм огромными документальными вставками. Не побоялся снимать Булата Окуджаву встык с играющей свою героиню Марианной Вертинской . Обычно документальное и игровое кино убивают друг друга. Здесь – нет. Удивительное слияние. Почему?

Да потому, что Марианна Вертинская, Николай Губенко , Станислав Любшин , играющие. самих себя? почти! – такие же герои- шестидесятники , как Евтушенко и Окуджава! Хуциев создает энциклопедию эпохи, для него вечер в Политехническом так же значим, как строящаяся Москва, а песня Городницкого , которую поют студенты на трамвайной площадке, так же важна, как автоматическая касса, только что заменившая кондуктора. Это мир, где игровое и документальное сопрягаются. Мир, где душа наконец-то находит себя в реальности.

Перед нами Москва нелепая и стройная, пёстрая и обжитая. Камни города не отделены от людей. Между достоверностью конкретных деталей и панорамами фона нет пустоты – она заполнена живым воздухом, дымкой, дыханием. Не отсюда ли – эти дымки и туманы пейзажей, эти играющие искры дождя и мягкие объёмы кружащегося снега, эти опадающие листья и дым от костров на бульварах? – пустоты нет, воздух города заполнен, обжит. Толпа, деловитая, отрешённо спешащая московская толпа занимает в фильме едва ли не больше места, чем сами герои. Ещё никто до Хуциева так долго и раздумчиво не вглядывался скрытой камерой в эту столичную толпу, незаметно следя, как выходит из толпы и возвращается в толпу, как живет в ней человек. Он в потоке, вечно сменяющемся, но не враждебном. И потому – он так легко собран и сосредоточен в этой толпе, причём собран изнутри, естественно, без всякого напряжения сохраняя то внутреннее ощущение духовной суверенности, которое составляет смысл хуциевского открытия.

И герои медленно идут вдоль бульваров, и так же медленно, задумчиво звучат пушкинские строки или стихи Маяковского в их сознании; отрешённая гармония поэзии не спорит с конкретной, эмпирической, подсмотренной жизнью современной улицы, но идёт тонким контрапунктом. Молодое сознание несёт в себе поэзию и гармонию, оно оптимистично и доброжелательно, оно спокойно и уверено в будущем.

Многое в трудной судьбе картины объяснялось её нетрадиционностью, сломом стереотипов, необычным подходом к явлениям жизни, когда она, эта жизнь, бралась как бы в первозданной целостности и переносилась на экран вне тематических, возрастных или иных подразделений.

И всё-таки о чём же повествовала эта картина? О дружбе троих ребят, выросших в одном московском дворе. Они были показаны в момент, когда юность уходит и проклятые вечные вопросы встают со всей остротой. Перелом в жизни героев, обусловленный, по-видимому, обычными возрастными изменениями; перелом в общественной жизни – в такой вот своеобразной синхронизации быта и бытия, личностных и гражданских мотивов возникал исторический масштаб картины.

Историческое народное самосознание может быть выражено в лирическом чувстве, в карнавальной праздничной атмосфере.

Хуциев использовал мощный народный фон не для того, чтобы впрямую показать революционные события или пластически развернуть идею защиты Отечества, а (укажем сюжетно точно). для знакомства двух молодых людей.

Содержание сцены присутствует в каждом из её сорока кадров. Она – ключевая в системе фильма, чей главный смысл как раз и прочитывается в этом воссоединении героев со временем.

Поразительная сцена, которая внешне нарушала каноны реализма, на самом же деле была исполнена высокого гражданского смысла, она точно вписывалась в атмосферу жизни начала 60-х годов, со спорами, дискуссиями, надеждами на историческое обновление.

Комментарии

чутьё – тонкая, иногда иррациональная способность понимать, ценить и предчувствовать.

документальное кино (неигровое кино), игровое кино – основные виды киноискусства, различающиеся тем, что, как правило, в игровом кино актёры играют придуманную историю.

(снимать) встык – сразу, одно вслед за другим; сопрягаться – взаимно связываться.

повседневность – самая обычная ежедневная жизнь.

пёстрый – разнообразный и разноцветный, соединяющий непохожие вещи, явления.

обжитой – от глаг. обжить; обычно о доме, где уже давно живут и всё удобно обустроено.

дымка – лёгкий туман, делающий видимое неясным, нечётким, неразличимым.

деловитая (толпа) – состоящая из людей, которые внешне занятыми серьёзными делами. Ср. Он идёт с деловитым видом.

отрешённо, отрешённый – от глаг. отрешиться – отказаться, отключиться от чего-л., обычно от реальной жизни, уйти в себя или свой мир.

          ? Как вы понимаете метафору отрешённая гармония поэзии?

раздумчиво (разг.) – раздумывая, размышляя о том, что делаешь.

скрытая камера – камера, которой снимают так, что её не видят те, кого снимают.

собран– собранный (человек) – всегда находящийся в состоянии внутренней готовности к чему-л.

сосредоточен – направивший всё внимание, мысли на что-н. одно.

подсмотренный – от глаг. подсматривать / подсмотреть – смотреть так, чтобы тот, на кого смотрят, не заметил смотрящего.


контрапункт – в музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, которые тем не менее вместе образуют гармоническое целое.
излюбленный (мотив) – самый любимый.

          ? Знаете ли вы другие слова, образованные по этой модели?

набит (людьми) – тесно заполнен.

          ? От какого глаг. образовано сущ. давка? Какие ещё слова с этим же корнем вы знаете?

вызов – демонстративный поступок или слова, противоречащие тому, что общепринято. Ср. также говорить с вызовом – говорить, открыто показывая несогласие с собеседником, как бы призывая к спору.

дерзость – ср. дерзкий поступок – смелость, сочетающаяся с нарушением общепринятых норм и правил.

первозданный – нетронутый, неизменный, такой, который был изначально.

веяние (времени) (книжн.) – характерная черта определённой эпохи, изменение направления вкусов и настроений общества.

          ? Как внутренняя форма этого слова связана с его значением?

масштаб – значение, важность, величина.

пластика – искусство изображения, искусство ритмических движений.

восстановить – настроить враждебно против кого-л. (в том числе против себя).

канон – строгое правило, которое нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах.

оргвыводы – слово из языка советской бюрократии, означающее организационные выводы – конкретные административные действия властей; часто как синоним наказания.

Читайте также: