Кто может являться виновным лицом в случае финансирования расходов сверх утвержденных лимитов

Обновлено: 23.05.2024

Ответы по наиболее значимым для формирования проектов решений о бюджетах вопросам, прозвучавшим в ходе вебинара с представителями внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее – ВМО).

В соответствии с нормами ст.26.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131‑ФЗ, которые вступают в силу с 01.01.2021, в целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования, в администрацию может быть внесен инициативный проект.

Источником финансового обеспечения реализации инициативных проектов будут являться предусмотренные решением о бюджете бюджетные ассигнования на реализацию инициативных проектов, формируемые в том числе с учетом объемов инициативных платежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы, предоставленных в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования.

Согласно изменениям в Бюджетный кодекс Российский Федерации (далее – БК РФ), вступающим в силу с 01.01.2021, каждому инициативному проекту, сформированному с учетом ст.26.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, поддержанному органами местного самоуправления, присваиваются уникальные коды классификации расходов бюджетов.

Отражение расходов бюджетов на реализацию инициативных проектов, поддержанных органами местного самоуправления, осуществляется по кодам целевых статей расходов, содержащих направления расходов, соответствующие каждому инициативному проекту (Пункт.23.1. Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н).

При предоставлении из бюджета города Москвы межбюджетных трансфертов в целях финансового обеспечения (софинансирования) расходных обязательств муниципальных образований по реализации инициативных проектов Департамент финансов города Москвы устанавливает коды целевых статей расходов, содержащих направления расходов по каждому инициативному проекту.

2. По какому разделу/подразделу классификации расходов бюджетов при составлении проекта Решения отразить услуги сторонней организации по проведению конкурсов и аукционов?

3. Вопросы в части условно утверждаемых (утвержденных) расходов.

3.1. Какие расходы в приложениях к проекту Решения нужно предусмотреть нераспределенными?

3.2. С каких разделов правильно планировать на 2021 год и плановый период условно утверждаемые (утвержденные) расходы?

3.3. Условно утверждаемые (утвержденные) расходы следует отражать в сумме сверх установленного приложениями к закону города Москвы о бюджете города Москвы прогноза расходов муниципального округа или они входят в общую сумму прогнозируемых расходов?

3.4. Можно ли условно утверждаемые (утвержденные) расходы планировать из средств, предусмотренных на полномочия или на содержание служащих?

3.5. Как распределить по КБК условно утверждаемые (утвержденные) расходы в приложениях к бюджету?

Отмечается, что проектом Решения предусматривается к утверждению общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов только на плановый период 2022 и 2023 годов.

В соответствии с абз.8 п.3 ст.184.1. БК РФ решением о бюджете утверждается общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента от общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), на второй год планового периода – в объеме не менее 5,0 процента от общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение).

При этом конкретные направления расходов местного бюджета для утверждения бюджетным законодательством не определены. Условно утверждаемые (утвержденные) расходы распределяются исходя из возможностей, определяемых ВМО при формировании бюджета при условии исполнения расходных статей бюджета в установленном законодательством порядке.

Также отмечается, что анализ и оценка расходов бюджета на содержание муниципальных служащих (подразделы классификации расходов бюджетов 01 02, 01 04, 10 01, 10 06), на содержание депутатов Совета депутатов (подраздел 01 03), на исполнение расходных обязательств в части иных полномочий по решению вопросов местного значения (подразделы 01 11, 01 13, 08 00, 12 00) в ходе проведения экспертизы проводятся на предмет соответствия нормативам обеспечения расходных обязательств, предусмотренных приложениями к Закону о бюджете города Москвы.

При этом норматив на исполнение расходных обязательств в части иных полномочий по решению вопросов местного значения (так называемый 3-й норматив) в ходе экспертизы проверяется на соответствие значению, устанавливаемому КСП Москвы расчетно, исходя из расходов, предусмотренных на осуществление иных полномочий, и численности населения по состоянию на 1 января текущего календарного года.

Таким образом, соответствие расходов бюджета в части иных полномочий по решению вопросов местного значения (3-му нормативу, предусмотренному приложениями к Закону о бюджете города Москвы) в ходе проведения экспертизы проекта Решения определяется только на очередной финансовый год.

Ранее в заключениях КСП Москвы на проекты Решений о бюджетах в подобных случаях предлагалось предусматривать в проектах Решений межбюджетные трансферты в объеме 0,0 тыс. рублей, в последующем, после распределения объема межбюджетных трансфертов между муниципальными округами и заключения соглашений, вносить соответствующие изменения в доходную и расходную части местного бюджета.

5. Какие документы могут быть дополнительно предоставлены для подтверждения обоснованности планирования фонда оплаты труда?

Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой Департаментом финансов города Москвы, с учетом требований ст.174.2. БК РФ.

Расчет планируемых бюджетных ассигнований на оплату труда осуществляется на основе действующего штатного расписания.

6. С какими показателями доходов/расходов должен был быть составлен проект местного бюджета, если в проекте закона города Москвы о бюджете прогнозный объем доходов для муниципального образования превышает плановый объем расходов?

БК РФ установлен ряд требований, предъявляемых к проекту решения о местном бюджете в процессе его рассмотрения и утверждения, а также предусмотрен ряд ограничений в отношении размеров отдельных показателей, например: предельного размера резервного фонда – 3,0 процента (п.3 ст.81 БК РФ), общего объема условно утверждаемых (утвержденных) расходов – не менее 2,5 процента и не менее 5,0 процента (абз.8 п.3 ст.184.1. БК РФ).

Отмечается, что методическое руководство в области составления проекта бюджета и исполнения бюджета, а также методическое обеспечение ведения бухгалтерского учета и составления отчетности участниками бюджетного процесса, государственными и муниципальными учреждениями относится к полномочиям Департамента финансов города Москвы в соответствии с п.4.4.3. Положения о Департаменте финансов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 № 43-ПП.

7. Не является ли нарушением запланировать расходы на уровне доходов? За счет увеличения какого норматива указанное сделать правильно?

В ходе экспертизы проектов Решения показатели проекта Решения проверяются, в том числе на соответствие принципам, установленным ст.ст.33, 35 БК РФ, а именно:

- принципу сбалансированности бюджета (объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов);

- принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете).

Также при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (ст.33 БК РФ).

При этом отмечается, что согласно п.2 ст.169 БК РФ проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с БК РФ и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

8. Нормативы по 1-й и 3-й группе определены. Если решением Совета депутатов в бюджете перемещены расходы из 1-го в 3-й норматив, каковы должны быть действия администрации? Исполнять решение Совета депутатов?

9. По каким КБК планировать услуги по проведению экологического мониторинга, закупку масок и перчаток?

Отмечается, что методическое руководство в области составления проекта бюджета и исполнения бюджета, а также методическое обеспечение ведения бухгалтерского учета и составления отчетности участниками бюджетного процесса, государственными и муниципальными учреждениями относится к полномочиям Департамента финансов города Москвы в соответствии с п.4.4.3. Положения о Департаменте финансов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 № 43-ПП.

Об использовании остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета, сложившихся на начало текущего финансового года

Об оплате расходов по оформлению инженерно-технической документации муниципалитетами внутригородских муниципальных образований в городе Москве

В случае отсутствия указанной инженерно-технической документации по нежилым помещениям, переданным органам местного самоуправления в безвозмездное пользование для организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы

Таким образом, правовые основания для осуществления муниципалитетами внутригородских муниципальных образований в городе Москве расходов по оформлению инженерно-технической документации отсутствуют.

Приложение: Протокол совещания в Департаменте территориальных органов исполнительной власти города Москвы от 05.08.2010 № 13-848/10 на 2 стр.

Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 178. Понятие и виды судебных расходов в гражданском процессе. Освобождение от судебных расходов. Распределение судебных расходов между сторонами.

Вопрос 178. Понятие и виды судебных расходов в гражданском процессе. Освобождение от судебных расходов. Распределение судебных расходов между сторонами. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст. 88 ГПК). Размер,

Статья 83. Непринятие мер по приостановлению размещения на рынке не утвержденных новых видов пищевых продуктов и материалов, контактирующих с пищевыми продуктами

Статья 83. Непринятие мер по приостановлению размещения на рынке не утвержденных новых видов пищевых продуктов и материалов, контактирующих с пищевыми продуктами Непринятие мер по приостановлению размещения на рынке неутвержденных новых видов пищевых продуктов и

§ 3 Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им

§ 3 Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им Необходимые расходы , вызванные предсмертной болезнью наследодателя (затраты на вызовы врачей, различные врачебные консультации, покупка лекарств, специальных

Статья 232. Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете

Статья 232. Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете 1. Доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий

Статья 1174. Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им

Статья 1174. Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им 1. Необходимые расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя, расходы на его достойные похороны, включая необходимые расходы на оплату места

Статья 59. Распределение судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим

Статья 59. Распределение судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим 1. В случае, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением с кредиторами, все судебные расходы, в том числе расходы на уплату

СТАТЬЯ 951. Последствия страхования сверх страховой стоимости

СТАТЬЯ 951. Последствия страхования сверх страховой стоимости 1. Если страховая сумма, указанная в договоре страхования имущества или предпринимательского риска, превышает страховую стоимость, договор является ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает

СТАТЬЯ 1174. Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им

СТАТЬЯ 1174. Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им 1. Необходимые расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя, расходы на его достойные похороны, включая необходимые расходы на оплату места

Статья 951. Последствия страхования сверх страховой стоимости

Статья 951. Последствия страхования сверх страховой стоимости 1. Если страховая сумма, указанная в договоре страхования имущества или предпринимательского риска, превышает страховую стоимость, договор является ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает

Статья 1174. Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им

Статья 1174. Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им 1. Необходимые расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя, расходы на его достойные похороны, включая необходимые расходы на оплату места

СТАТЬЯ 951. Последствия страхования сверх страховой стоимости

СТАТЬЯ 951. Последствия страхования сверх страховой стоимости 1. Если страховая сумма, указанная в договоре страхования имущества или предпринимательского риска, превышает страховую стоимость, договор является ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает

СТАТЬЯ 1174. Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им

СТАТЬЯ 1174. Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им 1. Необходимые расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя, расходы на его достойные похороны, включая необходимые расходы на оплату места

Статья 951. Последствия страхования сверх страховой стоимости

Статья 951. Последствия страхования сверх страховой стоимости 1. Если страховая сумма, указанная в договоре страхования имущества или предпринимательского риска, превышает страховую стоимость, договор является ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает

42. Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управления им

42. Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управления им Со смертью наследодателя к наследникам переходят не только права и обязанности по отношению к наследуемому имуществу, но и обязанность захоронить наследодателя.

3. Орган, исполняющий бюджет, осуществляет процедуру подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.

4. Объемы принятых и исполненных денежных обязательств не могут превышать лимиты бюджетных обязательств.

Объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств. Подтвержденные денежные обязательства могут отличаться от принятых денежных обязательств только в случае отказа органа, исполняющего бюджет, подтвердить принятые денежные обязательства.

Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих случаях:

при несоответствии принятых денежных обязательств закону (решению) о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;

при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

неподтверждение принятых денежных обязательств при отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 4 настоящей статьи;

подтверждение принятых денежных обязательств и совершение разрешительной надписи, если имели место обстоятельства, указанные в пункте 4 настоящей статьи.

Статья 227. Расходование бюджетных средств

1. Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.

2. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

Статья 228. Изменение бюджетных ассигнований

Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя бюджетных средств может быть произведено вследствие введения режима сокращения расходов бюджета, определенного статьей 229 настоящего Кодекса, исполнения бюджета по доходам сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, определенного статьей 232 настоящего Кодекса, либо вследствие перемещения бюджетных ассигнований главным распорядителем бюджетных средств в пределах полномочий, определенных статьей 233 настоящего Кодекса.

Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях должно быть осуществлено также в соответствии с пунктом 5 статьи 242.2 настоящего Кодекса.

Статья 229. Сокращение расходов бюджета

1. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10 процентов годовых назначений, Правительство Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим.

2. В решении о введении режима сокращения расходов бюджета должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение бюджетных ассигнований не должно составлять более 10 процентов годовых назначений по каждому главному распорядителю бюджетных средств, а также по каждому объекту, включенному в адресную инвестиционную программу, целевые программы.

3. Уведомление распорядителей и получателей бюджетных средств о введении режима сокращения расходов бюджета производится не позднее чем за 15 дней до даты его введения.

4. На основании решения о введении режима сокращения расходов бюджета производится сокращение неиспользованных лимитов бюджетных обязательств.

5. Отмена режима сокращения расходов бюджета, изменение размеров сокращения расходов бюджета производятся органом, принявшим решение о введении указанного режима.

Статья 230. Сокращение расходов бюджета более чем на 10 процентов

1. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 10 процентов годовых назначений, орган исполнительной власти представляет законодательному (представительному) органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

2. Законодательный (представительный) орган рассматривает указанный в пункте 1 настоящей статьи законопроект в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для федерального бюджета, законами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления соответственно для бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

3. Если проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не принимается в течение 15 дней со дня его внесения в законодательный (представительный) орган, орган исполнительной власти имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу при условии, что законом (решением) о бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете не предусмотрено иное.

Статья 231. Блокировка расходов бюджета

1. Блокировка расходов бюджета - сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект Российской Федерации, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

2. Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.

3. Блокировка расходов бюджета осуществляется по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета.

расходы бюджета исключительно в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными настоящим Кодексом либо законом (решением) о бюджете. Блокировка расходов бюджета, финансирование которых не было связано условиями, определенными настоящим Кодексом либо законом (решением) о бюджете, является нарушением бюджетного законодательства, если не было фактов нецелевого использования бюджетных средств;

5. Руководитель финансового органа отменяет решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств или другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.

Статья 232. Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете

1. Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган вносит изменения в сводную бюджетную роспись.

Субсидии и субвенции, фактически полученные при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов соответственно целям предоставления субсидий и субвенций с внесением изменений в сводную бюджетную роспись и последующим внесением изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете.

Доходы, фактически полученные бюджетными учреждениями от платных услуг и иной предпринимательской деятельности при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете и сверх сметы доходов и расходов, направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений.

3. Проект закона о внесении изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете в связи с получением дополнительных доходов должен быть рассмотрен законодательным (представительным) органом во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его внесения в указанный орган. Если законопроект не принимается в срок, орган исполнительной власти имеет право осуществить равномерную индексацию расходов бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюджета и погашения долговых обязательств.

Статья 233. Перемещение бюджетных ассигнований главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств

Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств в пределах своей компетенции имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5 процентов бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств.

Статья 234. Предельные изменения бюджетных ассигнований для главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств

1. Объемы бюджетных ассигнований для главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от объемов бюджетных ассигнований, утвержденных бюджетной росписью и законом (решением) о бюджете, по всем обстоятельствам, изложенным в статье 228 настоящего Кодекса, не более чем на 10 процентов утвержденных бюджетных ассигнований.

2. Объемы бюджетных ассигнований для получателя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от объемов бюджетных ассигнований, утвержденных бюджетной росписью, по всем обстоятельствам, изложенным в настоящей статье, статьях 228 и 233 настоящего Кодекса, не более чем на 15 процентов утвержденных объемов бюджетных ассигнований.

3. Орган, исполняющий бюджет, вправе перемещать бюджетные ассигнования, выделенные главному распорядителю бюджетных средств, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах 10 процентов бюджетных ассигнований, выделенных главному распорядителю бюджетных средств.

4. Уведомление о перемещении бюджетных ассигнований производится органом, исполняющим бюджет, при доведении уведомлений о лимитах бюджетных обязательств.

Читайте также: