Кто может обеспечить эффективное формирование икт компетенции обучающихся в основной школе

Обновлено: 02.07.2024

В статье освещаются проблемы необходимости постоянного совершенствования цифровой компетентности педагогов посредством создания и развития цифровой образовательной среды вне зависимости от места расположения образовательной организации. Необходимость владения учителями ИКТ-компетентностями прописана в профессиональном стандарте педагога, поскольку цифровизация касается не только преподаваемой дисциплины, но и системы управления образовательным процессом. В настоящее время высокого качества образования нельзя достичь без системного повышения профессиональных компетенций педагогов, в том числе в области информационно-коммуникационных технологий. Все уровни образования, включая школьное, сегодня не могут дальше развиваться и быть полноценными без широкого использования ИКТ в образовательном процессе. Сегодняшние дети поколения Z, которые уже мало отличают действительность от виртуальной реальности, больше склонны к восприятию информации с использованием информационных средств коммуникации. Для того чтобы поддерживать интерес учащихся к обучению и повышать их когнитивную мотивацию, современный педагог должен иметь высокий уровень ИКТ-компетентности. На основе проведенного нами опроса дана оценка уровню цифровых компетенций учителей различных школ Республики Саха (Якутия) и подготовлены рекомендации, направленные на повышение ИКТ-компетенций учителей республиканских сельских школ.


5. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога // Информационно-коммуникационные технологии в образовании, 2015. № 7. С. 6-15.

6. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование, 2018. Т. 22. № 3. С. 61-73.

7. Зайцева В.П. Модель формирования ИКТ-компетентности бакалавров педагогического образования в условиях реализации современных нормативных документов // Вестник Чувашского ГПУ им. И. Я. Яковлева, 2019. № 5 (105). С. 157-163.

В современных условиях трансформации системы российского образования меняются требования к учителю новой формации, который должен, помимо общекультурных и профессиональных компетенций, обладать еще и компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Умения педагога в части владения ИКТ-компетенциями становятся не только потребностью, но и настоятельной необходимостью в условиях перехода нашей страны на повсеместную цифровизацию всех сфер экономики, включая сферу образования. В этих условиях задачей учителя наряду с привитием ученикам необходимых знаний по своему предмету является также формирование их цифровой культуры, обеспечивающей качественное образование в условиях модернизации российской школы, связанной с цифровизацией и широким внедрением ИКТ в образовательный процесс.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью формирования и развития ИКТ-компетенций учителей общеобразовательных организаций вне зависимости от места их расположения. В настоящее время огромная территория Российской Федерации покрыта глобальной сетью интернет практически полностью. Поэтому все школы страны, включая отдаленные сельские, в том числе малокомплектные школы, расположенные в арктических районах Республики Саха (Якутия), должны перейти на активное использование цифровых образовательных технологий. Для того чтобы обеспечить высокое качество образования, сегодня, помимо высокоскоростного интернета, необходимо иметь также кадры, владеющие технологиями и методиками эффективного использования ИКТ в образовательном процессе.

Выработка путей повышения ИКТ-компетенций учителей сельских школ с целью формирования цифровой грамотности учащихся. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1) выявить суть и основные требования к внедрению ИКТ в сфере образования; 2) провести опрос и проанализировать информацию о состоянии и уровне владения ИКТ-компетенциями учителей общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия); 3) подготовить рекомендации, направленные на совершенствование ИКТ-компетенций учителей отдаленных сельских школ.

Материал и методы исследования

Для достижения цели исследования и решения поставленных в нем задач использовались следующие материалы и методы исследования: теоретические (анализ педагогических трудов; изучение профессионального стандарта педагога, рекомендаций ЮНЕСКО в части развития ИКТ-компетенций учителей, законодательных и нормативных документов и др.), интерпретационные (комплексное и системное изучение объекта исследования; сопоставление различных объектов исследования между собой; обобщение теоретического и практического опыта и др.), эмпирические (проведение опроса учителей школ Республики Саха (Якутия), преподающих разные дисциплины на уровнях начального, общего и среднего полного образования, с целью определения уровня их цифровой компетентности и выработки рекомендаций по совершенствованию работы в части повышения эффективности работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс республиканских школ).

Результаты исследования и их обсуждение

Для достижения главной цели Стратегии по формированию в нашей стране общества знаний необходимо прежде всего изменение требований к педагогу. Современный учитель должен уметь привить учащимся навыки грамотного использования цифровых технологий для получения дополнительных знаний из глобальной сети интернет, умения выделять главное из огромного объема информации, находить необходимый материал при решении различных задач. Все это требуется для постоянного самосовершенствования и саморазвития формирующейся личности обучающегося. Данный процесс будет эффективным только при условии, если сам педагог в совершенстве владеет технологическими умениями и практическими навыками работы с использованием ИКТ, знает и умеет применять методику работы с информационно-коммуникационными средствами обучения для использования их в образовательном процессе, о чем пишут многие российские исследователи [5–7]. Эти требования направлены в первую очередь на повышение качества образования.

Оценка уровня сформированности ИКТ-компетенций учителей школ Республики Саха (Якутия)

1. Из 35 административно-территориальных единиц Республики в опросе приняли участие респонденты из 19 районов Республики. Наибольшее количество опрошенных – из Амгинского и Нюрбинского районов.

2. В опросе приняли участие 85 респондентов, из которых 42 респондента – педагоги начального звена, 8 человек – учителя основной школы и 35 человек – учителя средней школы.

3. Данные об образовании респондентов: с высшим образованием – 88% учителей, со средне-специальным – 12%.

4. В опросе приняли участие учителя начального звена, а также учителя-предметники, ведущие уроки по музыке, технологии, конструированию и робототехнике, английскому языку, информатике и другим предметам.

5. Педагогический стаж работы учителей варьируется от 0 до 26 лет и выше (рисунок).


Распределение опрошенных педагогов по педагогическому стажу работы

Наибольшее количество учителей (45%), принявших участие в опросе, имеют педагогический стаж больше 26 лет.

6. Квалификационная категория респондентов коррелирует с их стажем, поскольку 55,3% опрошенных имеют высшую квалификационную категорию, 30,6% – первую квалификационную категорию, соответствие занимаемой должности – 9,4%, 4,7% педагогов – без категории.

7. На вопрос, касающийся интенсивности использования компьютера, респонденты ответили следующим образом: 92% педагогов используют компьютер ежедневно, 5% –каждую неделю, 1,1% – один раз в квартал.

8. 87% педагогов имеют компьютер на рабочем месте, 13% отметили отсутствие у них персонального компьютера, что свидетельствует о несоответствии требованиям организации образовательного процесса в данных школах.

9. Подключение к сети интернет имеют 89,4% школ, не подключены 10,6% (в основном это северные районы – Оймяконский, Анабарский, Жиганский, Томпонский).

10. Домашнего интернета нет у 9,4% опрошенных педагогов, что исключает возможность заниматься самообразованием с использованием сети интернет и поддерживать коммуникационные связи с учащимися.

12. ИКТ при работе с учениками в рамках преподаваемого предмета 63,7% респондентов используют часто, 30,5% применяют иногда и 5,8% не используют.

13. Различные ИКТ-платформы дистанционного или электронного обучения используют часто 29,4% опрошенных учителей, иногда – 50,6%, совсем не используют – 20%. При этом, как показало исследование, только 55% педагогов выполняют требования СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которым в 1–2-х классах максимальная длительность использования компьютеров школьниками должна составлять 7–15 минут, в 3–4-х классах – 15–20 минут [8].

14. Цифровые инструменты и сервисы (тренажеры, задачники, тесты и др.) на уроках в качестве домашних заданий используют часто 36% респондентов, иногда – 46%, не используют – 18% опрошенных учителей.

16. Персональный сайт имеют 36 опрошенных учителей, из которых 52,8% респондентов уверенно используют его в своей работе, в то время как 47,2% педагогов имеют сайт только потому, что его наличие требует администрация школы. При этом у 57,6% опрошенных персональный сайт отсутствует.

17. Самообразованием в дистанционной форме посредством участия в различных образовательных вебинарах занимаются 75,3% респондентов, из которых часто – 12,5%, иногда – 87,5%.

18. Опыт проведения вебинаров в онлайн-режиме имеют 5 педагогов из числа опрошенных, что свидетельствует об их высоком уровне мотивированности на саморазвитие педагога, основанном на превосходном владении ИКТ.

Таким образом, результаты исследования выявили следующее:

1. Использование ИКТ в повседневной практике педагогами Якутии находится на среднем уровне, наиболее неблагоприятная ситуация выявлена в северных районах, где низкая скорость интернета, тем не менее многие педагоги применяют ИКТ на уроках в целях повышения качества обучения. Большинство учителей занимаются самообразованием в дистанционной форме посредством участия в различных образовательных вебинарах. Во время опроса выявились учителя, продемонстрировавшие высокий уровень ИКТ- компетенций, их практический педагогический опыт в области рационального использования ИКТ может быть распространен на другие образовательные организации Республики.

2. Большинство опрошенных педагогов ежедневно работают на компьютерах, владеют всеми приложениями Microsoft Оffice, активно используют текстовый редактор и таблицы Ехsel. Педагогический стаж работы респондентов составляет в основном от 26 лет и выше. Из опрошенных 88% имеют высшее педагогическое образование. Преобладают высшая и первая квалификационные категории, что свидетельствует о том, что большинство респондентов – опытные учителя, имеющие высокий уровень профессиональной компетентности.

3. Многие педагоги создают персональные сайты как современное дидактическое средство, что является высоким показателем развития их ИКТ-компетентности.

4. К сожалению, в некоторых сельских районах, расположенных в северных арктических районах Республики, из-за низкой скорости интернета не в полной мере используются возможности информационно-коммуникационных средств, что сдерживает процесс формирования ИКТ-компетенций учащихся. Кроме этого, ответы респондентов выявили, что низкая скорость интернета влияет на мотивацию школьника, поскольку из-за длительного ожидания загрузки требуемого контента ученик устает ждать и теряет интерес к изучаемому предмету.

5. В связи с переходом на дистанционное обучение выявился недостаточный уровень ИКТ-компетенции педагогов в области создания онлайн-курсов и применения образовательных платформ.

На основании проведенного исследования с целью повышения эффективности использования информационно-коммуникационных средств в образовательном процессе, ориентированном на формирование ИКТ-компетенций учащихся, можно резюмировать следующее.

1. С учетом начавшейся цифровой трансформации российского образования считаем необходимым создание в каждой сельской общеобразовательной школе современной цифровой образовательной среды с целью обеспечения высокого качества и доступности школьного образования вне зависимости от места расположения образовательной организации.

3. В каждом районе необходимо создать муниципальные информационные образовательные центры на базе районных гимназий с целью оказания методической помощи учителям школ по вопросам организации работы по формированию ИКТ-компетенций учащихся образовательных организаций и повышения квалификации педагогов. Данные центры должны быть объединены в единый республиканский Центр дистанционного образования с целью проведения плановой, хорошо организованной, информационно насыщенной, технически поддержанной работы.

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Многие считают, что главные приоритеты новых стандартов образования должны базироваться на развитии ИКТ грамотности учащихся и формировании ИКТ-компетентности на всех ступенях обучения. Под ИКТ грамотностью понимают использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления информацией, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

ИКТ-компетентность это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Информационно-коммуникационная компетентность школьников определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

ИКТ-компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что ИКТ-компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

Таким образом, ИКТ-компетентность можно определить, как способность решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности это не только (и не столько) формирование технологических навыков. Это появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Этапы работы с информацией .

1)Определение информации.
2) Управление информацией.
3) Доступ информации.
4) Интеграция информации.
5) Оценка информации.
6) Создание информации.
7) Передача информации.

Формирование ИКК компетенции в школе.

Основы информационно-коммуникативной компетентности закладываются в начальной школе и развиваются в основной и старшей. Наиболее эффективно такое развитие может идти в сочетании с такой учебной деятельности, где продолжается систематическое освоение новых элементов компетентности, где она используется, оценивается и совершенствуется.

Современная школа не только источник получения информации, а место, где учат учиться, где учитель не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение.

Информационная компетенция относится к группе ключевых компетенций школьников, и включает в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; а также поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу.

Показатели ИКТ компетентности современного хорошо успевающего ученика средней школы:

понимание системного образования как один из процессов происходящих в глобальной информационной паутине, т.е. невозможность выключения системы школьного образования из современного мира;

ученик свободно входит в систему получения информации и получает базовые навыки обработки полученной информации;

воспитание и формирование индивидуальных способностей к анализу, т.е. творческому подходу восприятия информации;

воспитание и обучение навыкам получения, хранения и последующего использования информации.

Весьма актуален процесс передачи ИКК от учителя к ученику, он формирует ИКК ученика, предполагает и основывается на главных способах формирования ИКК ученика:

изучение компьютерных технологий вкупе со способами обработки информации и их применении на практике, подкрепленное изучением теории;

активизация самостоятельной деятельности для получения новых знаний;

реализация творческого подхода в поиске решения проблемной ситуации;

участие в дистанционном образовательном процессе;

повышение заинтересованности педагогов и школьников в развитии информационной базы знаний.

Какие же подходы и задания лежат в основе развития ИКК?

Создание презентаций учащимися как вид домашнего задания.

Учащиеся очень охотно откликаются на предложение выполнить самостоятельную творческую работу по предмету и иллюстрировать её авторской презентацией. Хотя многие ребята хорошо работают в программе Power Point, но этого недостаточно для создания предметной презентации.

Технология создания учащимися предметных презентаций - процесс изучения информационного блока с выявлением ключевых понятий в их взаимосвязи. Совместно с учителем составление сценария предполагаемой презентации, обсуждение содержания и дизайна каждого слайда. В процессе обсуждения учащийся еще раз повторяет изучаемый учебный материал, анализирует и систематизирует его, представляет в краткой графической форме. - Самостоятельная работа учащихся по созданию слайдов, поиск иллюстраций, схем, интересных фактов, фотографий. Данный этап может быть использован и как вариант домашнего задания.

Включение в презентацию слайдов обратной связи контролирующего характера (проверь себя, ответь на вопросы, выбери правильный ответ), при этом вопросы и ответы на них составляет сам учащийся. Оформление презентации с использованием эффектов анимации, что позволяет последовательно предъявлять изучаемый материал по ходу урока. Заключительный этап – обсуждение и/или конкурсный отбор представленных ученических работ, создание групповых презентаций по данной теме. Предостережение учащихся от типичных ошибок при создании мультимедийной презентации позволяет и качественно подготовить урок и повысить мотивацию учащихся к изучению предмета.

Основные принципы разработки учебных презентаций:

Оптимальный объем – наблюдения показывают, что наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 20 слайдов. Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы.

Доступность – обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся.

Разнообразие форм – разные люди в силу своих индивидуальных особенностей воспринимают наиболее хорошо информацию, представленную разными способами. Кто-то лучше воспринимает фотографии, кто-то схемы или таблицы и.т.д.

Учет особенности восприятия информации с экрана - занимательность, красота и эстетичность, динамичность презентации.

Презентация дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность задания. Составление электронных презентаций учащимися - один из видов домашнего задания. Эти требования не должны быть жесткими и звучать только в виде рекомендаций, чтобы не ограничивать фантазию ученика. Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, причем одну из самых сейчас распространенных программ PowerPoint, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий. Учитель совместно с учащимися создает банк методических материалов. Учащиеся здесь - первые помощники.

Возможны различные варианты.

Вы хотите, чтобы Вашу работу оценили?

Почему у Вас получилась именно такая презентация?

Что общего в представленных Вами презентациях?

Чем Ваши презентации различаются?

Какие рекомендации Вы учитывали, создавая презентацию?

Прием составления кластеров в электронном виде.

Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов, квадратов и других фигур. В центре кластера, в главной фигуре, – основная проблема, тема, идея. В фигурах следующего уровня – классифицирующие признаки или основания для систематизации, в фигурах третьего уровня – дальнейшая детализация и т.д. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность.

Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком. Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Важно и то, что построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска информации в Интернете, а также для определения основных направлений исследований учащихся, выбора тем учебных проектов.

Построение кластеров воспринимается учащимися как творческая работа, где возможна реализация собственного видения проблемы, собственного подхода, вариативности, как средство самореализации, самоутверждения. Включение каждого ученика в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю) обеспечивает внутреннюю обработку информации. Эти факторы способствуют усвоению нового материала на уровне понимания и осмысления, развитию учебно-познавательной мотивации и активности (особенно у тех, кто плохо вписывается в систему традиционного, иллюстративно-объяснительного обучения). И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.

В работе с презентациями, кластерами осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.

При организации проектной деятельности используются элементы технологии сотрудничества, которые позволяют всем участникам проекта полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, научиться работать совместно и самостоятельно. Метод проектов применяю в виде самостоятельной групповой работы учащихся в течение определенного времени с использованием современных средств информационных технологий.

Проблемное обучение. Проблемное обучение реализуется мною с помощью систем проблемных заданий, предполагающих активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Указанные технологии органично взаимосвязаны и интегрированы между собой. Они легко вписываются в учебный процесс, традиционно организованный в виде классно-урочной системы, и способствуют успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравственному развитию детей, обеспечивают их самостоятельную активную познавательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, формируют коммуникативные качества, создают атмосферу заботы, сотрудничества и сотворчества.

1. Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетенции, предъявляемые Государственными стандартами образования:

умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

умение работать в группе;

умение находить информацию в различных источниках;

осознание полезности получаемых знаний и умений.

2. Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.

3. Выработка подлинной информационной компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере.

4. ИКТ–компетентность — это общешкольное умение. Наша общая задача — сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности (грубо говоря, помнить о ней всегда); потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ - компетентности); формированию ИКТ - компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.). Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.

2. Семёнов, А.Л. Качество информатизации школьного образования. Структура, уровни, способы оценки ИКТ - компетентности

Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

  1. Достижение социальной компетентности обучающихся.
  2. Гарантия прав граждан на качественное образование.
  3. Формирование ключевых (базовых) компетенций.
  4. Обеспечение компьютерной грамотности.

Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.

Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

В деятельности учителя должны создаваться условия для формирования следующих ключевых компетенций:

  • Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
  • Информационных – владение информационными технологиями.
  • Автономизационных – способность к самоопределению и самообразованию.
  • Нравственных — способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.

Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того, чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, необходимо применять новые информационные технологии в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.

Данная технология способствует:

  • Активизации познавательной деятельности учащихся.
  • Развитию вариативности мышления, математической логики.
  • Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются в практической деятельности.

По данным исследований, в памяти человека остается

25% услышанного материала,
33% увиденного,
50% увиденного и услышанного,
75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

  • Использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала;
  • Деятельности учителя, управляющего этими средствами;
  • Повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.

Использование возможностей компьютера в предметном обучении по следующим вариантам:

  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках.
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников.
  • формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

В области учебных компетенций:

  • организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования;
  • решать учебные и самообразовательные проблемы;
  • связывать воедино и использовать отдельные части знаний.

В области исследовательских компетенций:

  • получать и использовать информацию;
  • обращаться к различным источникам данных и их использование;

Знать: способы поиска и систематизации информации в различных видах источника.

В области социально-личностных компетенций:

Уметь: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

В области коммуникативных компетенций:

  • выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
  • выступать на публике;
  • читать графики, диаграммы и таблицы данных;
  • сотрудничать и работать в команде.

В области информационных компетенций:

Уметь: самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Мультимедийные уроки позволяют использовать в рамках одного занятия изобразительные средства различной природы (текст; звук; фотографии; анимацию и др.), что обеспечивает новый уровень восприятия: учащиеся не просто созерцают, а активно участвуют в происходящем. Роль учителя, как проводника знаний не снижается, а наоборот от него требуются новые навыки. Эффективность учебного процесса, как показывают последние исследования, повышается.

При попытке анализа компьютерных программ были выявлены следующие характеристики:

  • способность управлять процессом формирования различных навыков за счет быстродействия и обратной связи;
  • индивидуализировать процесс обучения за счет обеспечения индивидуального темпа работы, индивидуализированной помощи, многократного повторения материала требуемое количество раз;
  • повышать мотивацию за счет занимательности, яркой наглядности, компьютерного поощрения, своевременной помощи, наличия элемента соревновательности;
  • вырабатывать самостоятельность и самоконтроль школьников за счет интерактивности компьютера.

Кроме того, учитель имеет возможность тратить меньше времени на подготовку учебных материалов к уроку, на проверку письменных работ.

Информационные технологии повысили:

  • информативность урока,
  • эффективность обучения,
  • придают уроку динамизм и выразительность.

При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах.

Также происходит формирование ключевые компетенции через применение метода учебного проекта — это один из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленная на решение задачи учебного проекта, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и другие методики.

Использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, является дополнительным мотивирующим фактором в процессе обучения.

Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения качества знаний и повышение познавательной активности учащихся.

В данной статье раскрыто направления, благодаря которым может быть достигнута наибольшая эффективность методов формирования ИКТ-компетентности.

Оценить 679 0

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся на

практике в системе дополнительного образования

Алтунина Л.Д.

Отдел информационно-коммуникационных технологий Ставропольского Дворца детского творчества один из первых стал внедрять и реализовывать в образовательном процессе направления по формированию ИКТ-компетентности учащихся.

В настоящее время в отделе работают специалисты по индивидуальным и авторским общеразвивающим программам дополнительного образования с учащимися 3 – 11 классов:

Данные общеразвивающие программы позволяют развить у учащегося интерес как к самим электронно-вычислительным устройствам, так и к возможностям современной индустрии информационных технологий. Помимо этого в процессе обучения учащиеся имеют возможность не только познакомиться с современными возможностями информационных технологий, но и применять их в различных сферах деятельности человека (дизайне, математических вычислениях, создании видеороликов, музыки и т.д.)

На сегодняшней день реализующиеся общеразвивающие программы включают в себя три направления, способствующих развитию ИКТ-компетентности обучающегося.

Первое и наиболее важное направление – поиск и отбор теоретического материала (для рефератов, докладов, участия в конференциях и т.д.)

Данный вид образовательной деятельности изначально направлен на организацию сбора информации о каком-либо объекте, ознакомление с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. В этом виде деятельности нет ничего нового, за исключением средств, которыми обучающиеся могут воспользоваться в современном мире, используя как привычные источники получения информации (книги, журналы, ТВ), так и современные интерактивные или цифровые образовательные ресурсы.

Наиболее популярными у обучающихся способами поиска являются каталоги, с помощью которых они находят объекты исследования – музыку, произведения искусства и другое, а так же поисковые и метапоисковые системы, благодаря которым можно найти информацию об объекте.

Второе направления развития ИКТ-компетентности – дистанционное обучение.

Методика применения возможностей ресурсов Интернет строиться исходя из специфики реализуемой общеразвивающей программы. В этом плане массу возможностей предоставляет дистанционное обучение.

Само по себе дистанционное обучение является не новым, но благодаря интерактивности сети Интернет, смысл понятия дистанционное обучение изменился. В настоящее время под ним понимается активный обмен информацией между обучающимися и педагогами вне кабинета, а также между самими обучающимися, используя в максимальной степени все доступные услуги новых информационных технологий.

Можно выделить несколько основных целей дистанционного обучения:

совершенствование, пополнение знаний учащихся в различных областях в рамках действующих образовательных программ;

получение качественного образования по различным направлениям школьных программ;

получение документа об образовании или повышении квалификации на основе результатов соответствующих итоговых работ (экзаменов, тестов и т.д.).

Третье направление – интеллектуальный досуг.

При этом не стоит забывать, что при формировании у обучающихся ИКТ-компетентности посредством применения разнообразных направлений,

в широком спектре возможностей и громадном информационном ресурсе Интернет не панацея, не решение всех проблем (в том числе и образования). Он лишь средство, инструмент для повышения эффективности образовательного процесса и, что наиболее важно, средство для повышения уровня мотивации обучающихся на образовательную и творческую деятельность.

Современное государство дает заказ на выпускников, обладающих современным мышлением (компетентностным подходом), т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике.

Так же в век информатизации важно умение работать как самостоятельно, так и в команде.

Чтобы осуществить принцип развития самостоятельности и формирования компетенций, требуются новые методы в деятельности педагога. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационные методы обучения прочно входят в жизнь, поэтому работа в данном направлении будет продолжаться и совершенствоваться для достижения наибольшей эффективности методов формирования ИКТ-компетентности.

Читайте также: