Кто из жырау был знатоком обычного права дипломат и государственный деятель

Обновлено: 16.06.2024

2. Административные реформы 1867-1868 гг. в Казахстане и их итоги.

Подготовка реформы . Последняя треть XIX в. - важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали развитию капитализма в целом.
В 1865 г. царское правительство создало комиссию для изучения хозяйственных особенностей различных регионов Казахстана, существующей системы управления, обычного права и выработки проекта реформы. В состав комиссии вошли не только чиновники различных учреждений, но и ученые. Как известно, в работе комиссии активное участие приняли Ш. Уалиханов и известный исследователь Казахстана А. Левшин.
В результате работы комиссии был составлен проект реформы управления степными областями. 11 июля 1867 г. было издано "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", 21 октября 1868 г. утверждено "Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства".
Главной и основной задачей реформы было объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, "чтобы добиться постепенного слияния киргизских (казахских) степей с прочими частями России". Реформы были вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодные условия для эксплуатации коренного населения казахских степей и природных богатств края.
Реформа управления . На основании реформы вся территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей. В Оренбургское вошли Уральская и Тургайская области. Оренбург, являвшийся административным центром всего генерал-губернаторства, одновременно был и центром Тургайской области. Центр Уральской области - город Уральск. Западно-Сибирскому генерал-губернаторству с центром в Омске подчинялись Акмолинская и Семипалатинская области. Административный аппарат Акмолинской области находился в Омске, а областным центром Семипалатинской явился Семипалатинск. В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Семиреченская область с центром в г. Верном и Сырдарьинская, областной центр которой находился в Ташкенте. Однако названные области не охватывали всей территории современного Казахстана. Земли Букеевского ханства вошли в состав Астраханской губернии, а Мангышлакское приставство в 1870 г. отошло в ведение Кавказского военного округа, несколько позже - в состав Закаспийской области.

Генерал-губернатор, стоявший во главе генерал-губернаторства сосредотачивал в своих руках всю полноту военной, гражданской власти и являлся в то же время командующим войсками военного округа. Во главе областной администрации стоял губернатор, который также был наделен военной и гражданской властью. Командование войсками в областях возлагалось на военных губернаторов. Он же считался наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военном губернаторе учреждалось областное управление, в состав которых входили три отдела: распорядительный, хозяйственный и судебный. Председатель правления считался вице-губернатором. Во главе отдела находился старший советник. Области делились на уезды, начальники которых назначались генерал-губернаторами по представлению военных губернаторов областей из числа офицеров. При них назначались два помощника, обычно из среды казахской родовой аристократии. Уездным начальникам подчинялись войска, расквартированные на территории уезда. Кроме того учреждалась должность уездного судьи, назначенного правительством. Если при окружных приказах власть была коллегиальной, то по новой административной системе она ликвидировалось. Отмечалось, что "если коллегия вредит полицейским учреждениям в коренных русских провинциях, то тем вреднее будет она в стране с кочевым населением, на преданность которого нельзя вполне надеяться, и где потому действия полицейской власти должны осуществляться особенно энергией и быстротою". Функции полицейского аппарата также находились в руках уездного начальника. Таким образом, политика царизма в казахской степи была направлена на сосредоточение всей полноты власти в низовых звеньях колониального управления и установление военно-оккупационного режима на местах.
Уезды состояли из волостей, во главе которых ставились выборные волостные управители. Волости создавались не по родовому принципу, а по территориальному. В каждую волость входили 10-12 административных аулов. Вместо старых родовых названий аулов была введена их цифровая нумерация. Во главе аула, примерно 120-200 семей, ставились выборные старшины. При создании волостей не учитывалось родовое деление, то есть на территории волости размещались аулы разных родовых делений. Этим царское правительство хотело ослабить родовое начало и роль родовой знати в степи. Волостные управители и аульные старшины выбирались, а затем утверждались уездной администрацией.
В каждом волостном управлении предусматривалась должность письмоводителя, и переписка велась на русском языке.

Волостной управитель сосредотачивал в своих руках распорядительную и полицейскую власть. А в свою очередь аульные старшины имели такие же права в пределах аула. В оседлых районах юга Казахстана каждый населенный пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков сроком на три года. Он также утверждался губернатором. Аксакал обычно не вмешивался во внутренние дела управления, деятельность которого контролировалась уездным начальником. Аксакалы и управления являлись таким образом аппаратом угнетения коренного населения. Итак, наряду с организацией сильного военного аппарата царское правительство широко использовало местное байство, чтобы, опираясь на него, сформировать угодное царизму управление.
Последствия : Реформа административного управления наносила новый удар по правам и привилегиям султанов, так как все казахское население, в том числе и султаны, были отнесены к "сельским обывателям". Правительство лишало таким образом султанов их былых сословных привилегий. Султаны имели право быть избранными, но исключительного права на занятие выборных должностей им не было предоставлено. Однако казахская аристократия в силу своего экономического положения и традиций продолжала оказывать большое влияние на политическую жизнь Казахстана.
Росло байство, связанное с рынком и занимавшееся ростовщичеством. Оно постепенно оттесняло от власти старую казахскую аристократию (султанов) и родовую знать (биев, батыров). Нанося удар по правам и привилегиям султанов, русское правительство в то же время предоставило большие права и власть волостным управителям и старшинам, избиравшимся обычно из баев. Введение новой системы укрепляло власть царизма и колониальный режим в Казахстане. Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование. Созданы условия для освоения богатств края. Повышение налогов.

^ 3. Ак Орда-первое государство на этнической территории Казахстана

Государство Ак Орда существовало на территории ВосточногоиДешт-и-Кыпчака в XIII-начXVвв.(на территории улуса Орда Еджена).Ставка Орды в середине XIIIв была на Иртыше,в районе озера Алаколь.В XVв власть правителей из рода Орда Еджена распространилась практически на всю территорию современного Казахстана. Политический центр Ак Орды переместился на юг Казахстана и столицей ее стал город Сыгнак. С конца XIVв земли Ак Орды назывались также Узбекским Улусом. Ее населяли тюркоязычные племена:кыпчаки,найманы,уйсуны,аргыны,карлуки,кереиты,канглы,коныраты,мангыты и др.Во главе государства стоял хан из рода Орда Еджена. Первым ханом стал Сасы-Бука. Хану подчинялись удельные владетели из Джучидов и крупной кочевой знати. Окончательно порвать с номинальной зависимостью от Золотой Орды удалось к середине XIVвЗначительно укрепилась Ак Ордапри хане Урусе(60-70гг XIVв)На него пала основная тяжесть борьбы и защиты Ак Орды от агрессии Тимура.Ак Орда делилась на две части:западную — Северное Причерноморье, Крым, Подонье, ставшую владением Куремсы, Ногая, и восточную — Поволжье, Северный Кавказ, ставшую владением Батыя, Берке и других Джучидов. Улусы Батыя и Берке были в правление Берке объединены в единый улус

^ 4. Акыны и жырау XV-XVIIIвв. Их творчество

5.Андроновская культура на территории Казахстана: характеристика и памятники.

^ 6. Астана - столица Республики Казахстан

Многие века древняя степь хранила свои тайны. Память о сражениях, о жизни и героических подвигах храбрых батыров и ханов передавалась в народе из уст в уста. Хранителями истории казахского народа были удивительные люди, философы, поэты и полководцы, а впоследствии государственные и общественные деятели — жырау.

Изображение жырау

Об этом уникальном культурном явлении казахского кочевья мы попросили рассказать преподавателя КазНУ им. аль-Фараби, писателя и переводчика Кайрата Жанабаева. Нижеприведенный текст сохранен в его авторской редакции.

Кайрат Жанабаев

Кто такие жырау?

У каждого народа есть свои поэтические традиции и носители поэтической культуры. В богатейшей казахской традиции это жырау, акыны, салы и сери. А также баксы, лекари и гадатели. Певцы, создающие и исполняющие эпические песни, жыры, до сих пор в народе называются жырау. Помимо исполнения эпических песен жырау выполняли много других важных функций. Они были полководцами, советниками ханов, членами ханского совета. Часто на их плечи ложились задачи по распределению кочевий между родами и племенами, решение дипломатических споров и многие другие вопросы внешней и внутренней жизни кочевья.

Основательное описание всех этих функций жырау можно найти в работах известных казахстанских ученых Е. Турсунова и М. Магауина. Известно, что в условиях средневековой казахской действительности XV–XVII веков, когда древнее степное знание передавалось из уст уста, жырау были удивительными носителями этого целостного и могучего знания, а значит, и властителями народных дум.


Жырау были носителями особого древнего знания истории казахских родов и племен, которое у казахов называется шежире (каз. шежіре). В европейской традиции имеются несколько похожие источники: жизнеописания родов, династий королей, графов и т. д. Особенность казахской культуры заключалась в том, что жырау всю эту историю сохраняли и передавали в эпической форме, то есть устным путем при посредстве музыки, а иногда речитативом. Культура кочевья жырау аудиальна, то есть слушатель воспринимает искусство на слух, он становится объективным ценителем музыкально-поэтического текста певца, это культура пропевания (оральная), поэтому было очень важно, чтобы жырау мог сконцентрировать все умения посредством устной техники исполнения, придав им цельную и лаконичную форму. Информация, передаваемая жырау была сакральной, эпичной и мифологичной (особенно когда это касалось аруахов — духов-предков, покровителей рода). Поучая хана или бия, жырау приводили яркие примеры в форме поэтической образности из истории и жизни его рода. Это было одной из форм казахского генеалогического эпоса.


Эпическая поэзия жырау

Это наиболее древняя ритуальная форма. Исследования показывают, что все каргысы-проклятия, все основные назидательные устные жанры имеют эту чистую каноническую форму.

Явление, когда сочетаются канонический семисложник с восьмисложником, можно отнести к вопросу формализации эпического стиха или, напротив, десакрализации изначального жанра и его ритуальной канонической формы.

Рифма, используемая в жыре, также отличается от традиционных европейских рифм. Здесь преобладает редиф, то есть многократное повторение одних и тех же, преимущественно глагольных форм. Для неподготовленного слушателя такой жыр может показаться монотонным, однообразным. Однако при исполнении жыра создавалось особое настроение, например, перед сражением. Структура стиха играла огромную функциональную большую роль в правильной интерпретации и восприятии эпической информации.


Жрецы Великой степи

Вряд ли жырау имели понятия о жанрах, но исходя из конкретной ситуации, они использовали различные поэтические установки и приемы. Так создавались романтически приподнятые, радостные (Шалкииз, Доспамбет) или гневные (Маргаска) или поучительные (Асан Кайгы, Бухар жырау) толгау. Таким образом ситуация (почва и поле действия) сама диктовали певцу тот или иной жанр исполнения. Эпическое пение, музыка, торжественная или гневная мимика, блеск одежды — всё это придавало исполнению жырау элементы театрального шоу того времени. При этом за внешним блеском скрывалась передача сакрального опыта предков, древнего тысячелетнего знания. Таким образом, жырау были и историками, и философами Великой степи, а на определенном историческом повороте стали советниками ханов и государственными деятелями (Асан Кайгы, Бухар жырау). На них лежала огромная социальная и историческая ответственность. Этот груз заставлял жырау быть предельно ответственными перед Небом. И поэтому они порой очень жестко критиковали ханов:

Ой, хан! Молчу — не знаешь…

А скажу – не внимаешь:

Свой народ, притесняемый всюду врагом,

Почему не оберегаешь?

Раскрасневшийся, весь от кумыса хмельной,

Потный, чванный, чего ты гордишься собой,

Словно нет больше ханов в орде кочевой…

Отчего так заносчиво ты выступаешь?…

Асан Кайгы


Поэтическое искусство жырау — очень древнее искусство, связанное с ритуальной культурой посредников. С древности и по нынешний день каждый казахский род имеет своих покровителей — аруахов. Поэтому слово и дело певца, как, впрочем, и любого представителя рода, всегда соотносились с пользой своему роду. Незримыми свидетелями его слова и дела всегда выступали аруахи и Тенгри, которые, по замечанию Ч. Ч. Валиханова, любили музыку и прислушивались к певцу. Сакрально-магические истоки присутствуют во всех мировых культурах, но творчество жырау можно сравнить лишь с древними античными певцами-аэдами, в песнях которых мы и читаем это единство певца и Музы (или богов).

Замечательный казахский исследователь Серикбол Кондыбай возводит культуру жырау к наидревнейшим магам и жрецам очень древнего (гиперборейского) времени. Эти древние жрецы были гадателями, прорицателями, посредниками между миром людей и миром духов. Любое значимое событие — сражение, охота, рождение или смерть — сопровождалось ритуальными действиями и песнопениями. Роль жрецов, будущих жырау, в них была определяющей, их пение и танцы составляли основу древних магических обрядов. Постепенно происходила трансформация (демифологизация, десакрализация) обрядов. Сначала основным персонажем ритуального действа был некий родовой тотем, впоследствии стали петь оды герою. И главными действующими лицами становятся уже ханы, батыры. Уникальность жырау как культурного явления заключается в том, что они прошли путь формирования от жрецов и шаманов до государственных исторических деятелей. И этот путь был естественным и гармоничным и формировался параллельно с самой историей казахского народа.

Бухар-жырау

Государственные советники

В XV–XVII веках с момента этнической консолидации казахских племен, централизации и образования Казахского ханства, жырау начинают исполнять роль государственных деятелей. В связи с расширением функций меняется и значительно обогащается мышление вчерашнего племенного вождя. Ставшие советниками ханов и руководителями ханских советов, жырау выступают объединителями, защищающими общеплеменные и государственные интересы.

Тут следует заметить, что и эта роль для жырау не была новой. Во всех древних архаических кочевнических государствах, существовавших на территории Казахстана — сакских, массагетских, древнетюркских (кок-тюрки) и других, — всегда были жрецы, по сути, те же жырау. Исследователь казахского фольклора Е. Турсунов замечает, что с усилением Казахского ханства жырау начинают решать важнейшие политические задачи. Роли и обязанности жырау были расширены. Они стали законодателями, дипломатами и крупными военачальниками. Например, известен случай, когда в роли дипломата по освобождению Абылай-хана из джунгарского плена выступил Бухар-жырау.

Если хан в государстве был носителем государственной власти, то жырау были представителями законодательной. Жырау регулируют взаимоотношения между ханом, биями и народом, между ханским советом и бийским советами. Особенна роль жырау в военном походе. Перед сражением он поет героический эпос, вдохновляя воинов на победу. А после сражения или во время погребальной церемонии либо поминального обряда (ас) он создает оду (жыр) в честь погибшего героя. Е. Турсунов также отмечает, что, в отличие от акынов, жырау играли на кобызе — главном магическом инструменте, имевшем сакральное значение. Создателем кобыза, был, как известно, легендарный жырау Коркыт.

В ханской ставке всегда был один жырау, но вместе с жыршы, наиболее способными к восприятию, запоминанию и исполнению ритуального текста. Как опытный стратег и психолог старый жырау выбирал наиболее достойного из своих учеников. Так, знаменитый Бухар-жырау был человеком из простого народа. Лишь благодаря своему таланту он стал жырау и вошел в историю.

Эй, прислушайся Кулмамбет!

В песне твоей смысла нет:

Знатностью не бахвалюсь я,

Бедностью не опечалюсь я —

В силе народа сила моя,

Цель народу ясна моя!

Если же акын исполняет жыр, то в народе его тоже называют жырау. Такая традиция сохранилась и в наше время. Но это не исторические жырау, которые были ханскими советниками. Акыны часто выражали узкие родовые интересы, а жырау всегда были носителями и выразителями больших государственных идей. Они исторически исчезли в XVIII веке в связи с реформами в Казахстане и ликвидацией института ханской власти.

Актер в роли жырау Асана Кайгы

Выдающиеся жырау

Говоря об уникальном явлении жырау, нельзя отдельно не рассказать о наиболее ярких и известных личностях. Все они были великими степными поэтами, философами и государственными деятелями.

Выдающийся жырау Асан Кайгы жил в XV веке. Согласно мнению Мухтара Магауина, он прожил примерно 104 года. Первоначально он был в ставке Улу-Мухаммеда, правившего в Казани. После падения власти Улу-Мухамеда жырау становится сторонником молодых султанов — Жанибека и Керея — в борьбе против Абулхаира и также глашатаем нового государства — Казахского ханства. Он сыграл колоссальную роль в формировании казахской философии и организации первого казахского государства.

Казтуган-жырау

Казтуган-жырау — певец военных походов. К сожалению, о нем осталось очень мало сведений. Дата его рождения неизвестна; по некоторым сведениям, он родился на берегу одного из притоков Волги (вдоль Актубы и Бозана). В середине XV века, пишет М. Магауин, жырау со своими племенами перекочевал в Казахское ханство. Казтуган-жырау считается одним из основателей эпоса. Он оставил после себя незначительное наследие. Его произведения поднимали воинский дух, описывали природу, жизнь и быт кочевого народа.

Актамберды-жырау

Актамберды-жырау родился в середине XVII века. На период его жизни пришлись тяжелые исторические испытания. Он участвовал в битвах с калмыками и правителями Средней Азии. Был одним из организаторов национально-освободительной борьбы против джунгарских завоевателей. Внес огромный вклад в распределение кочевий после освобождения их от захватчиков.

Умбетей-жырау тоже принимал активное участие в борьбе казахского народа против джунгарского нашествия. Был спутником и другом знаменитого Богенбай батыра. В своих стихах он замечательно отразил эти исторические события. Легендарный батыр становится главным героем его произведений, в которых поется о героизме, отваге и любви к родине.

Бухар-жырау был советником Абылай-хана. Он был искусным дипломатом, ярким мыслителем и философом Великой степи. В его произведениях было буквально всё: воспоминания о великом прошлом и проблемы выживания Казахского ханства, идеи единства, критика и наставления хану и простому народу и многое другое.

Нысанбая-жырау можно назвать последним казахским историческим жырау. Он был советником и певцом хана Кенесары. Принимал активное участие в восстании против царской колонизации. Являясь близким и доверенным человеком хана, он прошел с ним весь путь сражений. Вкусил радость побед и горечь неудач. Это великий устный летописец земли казахской.


Наследие предков

Диаспора – это часть народа, живущая вне исторической родины. Изучение истории казахской диаспоры и обсуждение ее проблем на государственном уровне и в рамках Всемирных курултаев казахов способствует дальнейшему объединению казахского народа. В 1992 г. было создано Всемирное сообщество казахов, Председателем которого является Н.А. Назарабаев. Связи с Казахстаном позволяют казахам за пределами Казахстана противостоять проблеме ассимиляции и сохранить культуру и язык, этническое самосознание.


3. Почему царское правительство было заинтересовано в борьбе между Бухарой и Кокандом. Объясните, стратегию царского правительства.

В 50- начале 60-х гг. XIX в. Россия наращивает военные силы в южных районах Старшего и Среднего жузов. Начинается последний этап присоединения казахских земель к Российской империи. Противниками распространения власти России на земли Южного Казахстана были среднеазиатские государства Бухара, Коканд и Хива. Казахи южных районов Старшего и Среднего жузов в 50- начале 60-х гг. XIX в. рассматривали Россию, как союзника в борьбе с кокандцами.

В этих условиях Россия была заинтересована в противостоянии Бухары и Коканда друг с другом, так это ослабляло её противников и упрощало ей завоевание земель Южного Казахстана, а затем и Средней Азии.

Билет 14

Начало формирования рыночных отношений в Казахстане в конце

1980 гг.(так в тексте, скорее всего имеется в виду 1990 г.)

2. Охарактеризуйте военную тактику гуннов.

Секрет побед гуннов заключался в военном превосходстве. Основу войска составляла быстрая конница. Гунны применяли дальнобойный лук. Лук гуннов был коротким так как стрельба велась с лошади.Гунны имели стенобитные машины, камнеметную технику. Были также подвижные, хорошо защищенные крепостные сооружения, на которых стояли лучники, поражавшие противника.

Историки описали стенобитную машину. Этобыло большое сооружение на колесах, с подвешенным бревном. Такая движущаяся громада ставилась к стене. Передняя часть бревна имела заостренный железный наконечник. Раскачивая веревками такой снаряд, гунны пробивали любые стены.

3. Отметьте на карте государства, образовавшиеся после распада Монгольской империи


Билет № 15

1. Устное народное творчество казахов в XVIII века и шежире.

XVIII век занимает особое место в истории культуры казахского народа. В условиях кочевого быта особенно было развито устное народное творчество, сказительство и песенное искусство. Борьба казахов против джунгарских завоевателей, национально-освободительное движение жителей Степи против царской колонизации края стали основными темами творчества сказителей и жырау того времени.

Одним из известных казахских жырау (сказитель) был Актамберды-жырауСарыулы (1675–1768). Жырау активно участвовал во многих походах против джунгар и был известен как батыр. Все творчество Актамберды-жырау было посвящено призыву к героизму, воинской отваге и доблести.

В XVIII веке особой популярностью среди казахов пользовался жырау, би, прекрасный знаток казахского обычного права и шежире, опытный дипломат и государственный деятель БухарКалкаманулы (1693–1787). Его отец Калкаман батыр стал популярен в народе благодаря личной отваге и храбрости. Бухар-жырау создал много назидательных песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения независимости Казахского ханства. Народный трибун был одним из влиятельных биев при хане Абылае. Он был его ближайшим и верным советником, соратником. В своих стихах он воспевал хана Абылая как прогрессивного государственного деятеля. Бухар-жырау отличался от других современников тем, что всегда говорил правду в лицо. Он также обладал даром провидца. В частности, в своих произведениях предугадал далеко идущие колониальные устремления царского правительства. Основная тема сочинений Бухар-жырау – любовь к родной земле, патриотизм и воспевание героизма казахских батыров. Перед лицом внешней угрозы он призывал народ к единству и сплоченности. Он мечтал о том дне, когда Казахстан станет сильным, централизованным и полностью независимым государством.

Одним из современников и близких по духу к Бухар-жырау был Умбетей-жырауТулеулы из рода канжыгалы. Он участвовал во всех антиджунгарских походах и воспевал подвиги казахских батыров в войне с агрессией захватчиков. В частности, им были созданы жоктау (плач) и естырту (извещение) о смерти выдающегося героя казахского народа батыра КанжыгалыБогенбая.

Ввиду отсутствия у казахов широко распространенной письменной литературы получил развитие такой вид жанра устного народного творчества, как исторические рассказы. Рассказчиками, как правило, были мудрые люди – бии и шешены (мастера слова). Они глубоко почитались в традиционном казахском обществе. Исторические рассказы, так же, как и стихотворные произведения, передавались из поколения в поколение в устной форме. Каждый род имел своих опытных рассказчиков. На каждом крупном мероприятии (тои, асы) степные ораторы знакомили слушателей с историческими преданиями. Эти рассказы сопровождались мудрыми изречениями, афористическими высказываниями. Они оказывали огромное воспитательное влияние на молодежь, которая старалась запоминать и заучивать эти рассказы. В частности, до наших дней сохранились известные рассказы и изречения Казыбека, Толе и Айтекебиев. Основная тема исторических рассказов XVIII века была связана с борьбой казахского народа против джунгарского нашествия, войной с волжскими калмыками.

2. Объясните, почему кочевники древности хоронили покойных преимущественно головой на запад.

Древние кочевники Казахстана поклонялись огню и Солнцу. Поэтому покойных хоронил головой на Запад, чтобы лицом они были обращены к восходящему Солнцу.

3. Оцените вклад Е.Бекмаханова в развитие исторической науки Казахстана.

Билет № 16

В Крестьянской войне 1773-1775 гг. активное участие принимали казахи Младшего и Среднего жузов. Это явилось первым фактом совместной борьбы казахского и русского народов против самодержавия. Бесчинства карательных отрядов, захват помещиками пастбищ, строительство военно-опорных баз, колонизация казахских земель вызвали народного возмущения. Захват земель Яицким казачьим войском вызвал противодействие казахов. Основной причиной выступлений кочевников явился земельный вопрос. Хан Нуралыв 1742 г. требовал от правительства снять ограничения на выпас скота вдоль Яика. Чиновники пользуясь поддержкой Оренбургской администрации, отказались удовлетворить требование. Лишь в 1756г., по указанию императрицы ЕлизаветыПетровны,за участие в подавлении башкирского восстания казахам временно разрешили пасти скот на левом берегу Яика. Взаимоотношения казахских султанов и казачьей верхушки обостряли действия Оренбургского казачьего войска, созданного во второй половине XVIII в. и присвоившего казахские земли. Царское правительство в 1756г. запретило казахам кочевать на правобережье Урала. В 1771г. 30 тыс. калмыков пытались откочевать через территорию Казахстана в Джунгарию, но были разбиты казахами. Высвободившиеся земли казахи использовали для выпаса скота, царизм прилагал усилия, чтобы закрепить их за казачеством и помещиками. Колонизаторская политика царизма в земельном вопросе явилась одной из причин участия казахов Среднего жуза в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Поддержка восставших такими крупными аристократами как Ералы, Досады. Айшуаком, посещение ставки Е.И.Пугачева представителем хана Нуралы муллой Забиром, стремление использовать восстание в интересах объединения казахских земель - все это имело своей целью ослабить позиции царизма в Казахстане. В ночь с 17 на 18 ноября 1773 г. доверенное лицо хана Нуралы мулла Задирпосетил ставку Е.М.Пугачева.Неудачи Пугачева при осаде Яицкой крепости побудили хана Нуралы не торопиться с поддержкой. Пугачев обещал казахам землю и воду, хлеб и соль, реки и луга, старался любой ценой привлечь их на свою сторону. Его обращения дали результаты: вооруженные группы, организованные по родовым признакам, в октябре 1773 г. беспокоили форпосты на р. Яик. Екатерина II направила к хану Нуралы специальную грамоту, в которой требовала не подпускать к себе Е.Пугачева. Казахские жигиты участвовали в осаде Яицкой крепости, были основной силой при взятии Кулагинскойкрепости. В осаде Оренбургаучаствовало 200 казахских сарбазов. в ноябре 1773 г. казахи, пользуясь поддержкой Пугачева, открыто пасли стада на правом берегу Яика. Хан Нуралы стремился использовать восстание для возвращения отобранных земель. Впоследствии Нуралы, оправдываясь перед царским правительством за свои непоследовательные действия, объяснял причины участия своих подданных в войне массовым выходом из его подчинения. После неудачи при осаде Оренбурга основные силы восставших отступили в район Троицкой крепости, приблизившись к пределам Среднего жуза. Известный бий Дауытбайпризвал к поддержке восстания. В октябре 1773 г. восставшие казахи атаковали Пресногорьковскую крепость. В дей-ствиях казахских отрядов не было согласованности, их действия сводились к внезапным налетам на пограничные линии. Основные силы повстанцев Среднего жуза в Тургайских степях действовали подпредводительством старшин Кудаймендыи Тайыра,они избегали прямых столкновений оганичиваясь лишь демонстрацией сил. В восстании активно участвовали роды карауыл, канжыгалы, кыпшак, керей. После подавления восстания на Яике в Казахской Степи оно продолжалось. Одним из руководителей повстанческих отрядов был будущий предводитель восстания в Младшем жузе батыр СырымДатулы.Крестьянская война завершилась после подавления ее последних очагов войсками генерала А В. Суворова. Массовое участие казахов в Крестьянской войне 1773-1775 гг. было следствием ослабления позиций Нуралы. Вывод: ВосстаниеЕ.Пугачева,оказали значительное влияние на все слои казахского общества. Участие казахов в этих движениях дало толчок к борьбе против колониального гнета империи. В этих стихийных выступлениях просматривалось стремление казахов к освобождению своих земель от колонизаторов, они влились в единое русло национально-освободительного движения казахского народа против царского самодержавия. Вместе с тем выступления казахских шаруа обнажили внутренние социальные противоречия в казахских жузах.

Читайте также: