Кто из древних политических мыслителей считал что государство должно состоять из 5040 граждан

Обновлено: 04.07.2024

Конфуций выразил свое учение в трактате "Лунь юй" ("Беседы и суждения"). Основные темы в его трактате – это описание благородного мужа, правила человеколюбия и ритуалов. Конфуций говорит о том, что государством должны управлять мудрецы, ученые мужи под началом государя. При этом люди делятся на высших и низших не по знатности, а по этическим качествам и знаниям. Только благородный человек может управлять государством, благородство как таковое – это следование нормам морали.

Вместо имущественной дифференциации Конфуций вводит принцип моральных заслуг и ума, который являлся критерием принадлежности к той или иной ступени иерархии. Власть государя носит патриархальный характер, он выступает в качестве отца для своих подданных, и народ должен почитать правителя как отца и повиноваться ему.

Учение моистов было основано Мо-цзы (479–400 гг. до н. э.), который изложил свое политико-правовое учение в трактате "Мо-цзы". Сторонники этой школы отрицали назначение на государственные должности по родовому признаку. Мо-цзы считал необходимым назначать на государственные посты только мудрых людей. При этом под мудростью понималась не книжная наука, а практические знания. Аристократия не должна принимать участие в управлении государством. Интересы чиновников и имущественной аристократии отражал легизм (Шан Ян; 390–338 гг. до н. э.). Легизм преследовал чисто прагматические цели. Точный расчет в политике легизм противопоставляет морали Конфуция.

8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)

Так как в Греции было мало земель, пригодных для обработки, то здесь развивается ремесло, в том числе и обработка металлов. Это стало основополагающим фактором высокой эффективности труда, а также его индивидуального характера.

Становлению в середине I тысячелетия до н. э. в Греции рабовладельческого строя способствовало благоприятное географическое положение, которое стимулировало развитие полисной формы государственного устройства. Полисы – небольшие государственные образования (города с прилежащими к ним территориями). Жизнь в полисах была сопряжена с постоянной борьбой между родовой аристократией и свободными гражданами. В результате такой политической борьбы власть в полисах приобретала следующие формы:

1) аристократия (власть захватывали знатные);

2) демократия (удача оказывалась на стороне трудовых слоев полиса);

3) тирания (узурпации власти группой лиц);

4) олигархия, состоящая из крупных рабовладельцев, роль которых усиливалась по мере роста рабовладения.

Бурный рост науки, техники и знаний о мире привели к размежеванию науки и религии. Политико-правовые доктрины становятся частью философских систем античных мудрецов. Политико-философские учения Античности основывались на практике, на социально-политических реалиях.

Политика и право становятся предметом исследования. Одними из ярких представителей античной политико-правовой мысли были софисты (от гр. sophistes – "мудрец"). Школа софистов сложилась в Афинах во второй половине V в. до н. э. – в период наивысшего расцвета афинской рабовладельческой демократии. Ее отличительная черта: все свободные граждане полиса мужского пола принимали непосредственное участие в управлении государством. Каждый гражданин в течение жизни занимал более или менее значимый пост в полисе. Софистами называли учителей ораторского искусства, учивших за плату красноречию. Этот навык был необходим для публичных выступлений и в суде.

Софисты считали, что учащийся должен овладевать широким спектром знаний. Самой главной софистической дисциплиной была риторика. Первоначально софисты учили приемам доказательства и опровержения. Они открыли целый ряд логических принципов. Но они пошли по пути изобретения уловок, полезных в спорах.

Для софистов характерен релятивизм в понимании проблемы истины и всех ценностей вообще. Справедливость высказывания или поступка можно оценить, лишь учитывая все обстоятельства, – время, место, условия, состояние человека и т. д. Следовательно, и законы есть некая максимально обобщенная сумма всех пред-

9 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, ЭЛЛИНИЗМ)

Свои взгляды на государство и право Платон (427–348 гг. до н. э.) изложил в книгах "Государство" и "Законы".

Диалог "Государство" посвящен справедливости. Идеал справедливости Платон видел в разделении труда соответственно потребностям и природным задаткам. По Платону, принцип справедливости становится фундаментом модели желательного государственного устройства. Он делит всех граждан такого государства на три сословия:

1) мудрецов, управляющих государством;

2) стражей, охраняющих его;

3) торговцев и ремесленников.

Платон рассматривает четыре типа "извращенного государственного устройства":

Все эти типы государственного устройства являются ступеньками на пути к вырождению государства. В тимократии появляется страсть к обогащению, которая постепенно перерастает в господство олигархов. Олигархия вырождается в демократию. Демократия деградирует в наихудшую форму правления – тиранию. При этом Платон выводит тиранию именно из демократии.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) изложил политико-правовые взгляды в трактатах "Политика", "Никомахова этика".

Цель государства, по Аристотелю, – "благая жизнь всех его членов". Для этого граждане

должны быть добродетельными. Само государство образуется из природного влечения людей к общению. При этом рабство этически оправдано, ведь раб лишен добродетели и способен выполнять лишь физическую работу.

Аристотель придерживался принципа разделения справедливости на две формы:

1) всеобщую, установленную законом;

2) частную, которая касается раздела или обмена имуществом и почестями между членами общины.

Аристотель выделял шесть видов государственного устройства: правильные – это монархия, аристократия и полития, и неправильные – это тирания, олигархия и демократия.

Государственный идеал Аристотеля – поли-тия (смешанная форма из положительного от олигархии и демократии).

Выдающимся мыслителем периода эллинизма был Эпикур (341–270 гг. до н. э.).

Эпикур полагал, что жить незаметно – это этический и социальный идеал. При этом справедливость не существует сама по себе. Справедливость – это прежде всего договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, а правовые институты и государство – это результат соглашения между людьми.

Стоицизм (Зенон Китионский (332–264 гг. до н. э.)) был оппозиционным учением по отношению к эпикуреизму. Он считал, что все происходящее в мире случается согласно судьбе, а человек может лишь добровольно подчиниться ей.

Зенон сформулировал два основополагающих тезиса стоицизма:

1) "то, что в нашей власти";

2) "то, что не в нашей власти".

10 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА

Древнеримские учения о политике и праве имеют сходные черты с политико-правовыми концепциями Древней Греции. Связано это с тесными эллинистическими культурными традициями. Этот процесс особенно ускорился после завоевания Римом греческих городов. Процесс эллинизации также затронул римское общество, и древнеримские политико-правовые учения испытали влияние философских систем греческих мыслителей.

Политические идеи римских мыслителей были более оригинальными, чем греческие, что объясняется совершенно иными формами политического и экономического устройства. Впоследствии юриспруденция Древнего Рима становится самостоятельной дисциплиной.

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) был выдающимся римским политиком, философом и оратором. Цицерон считал, что единственным источником счастья является добродетель (мудрость, справедливость). Он не отделял искусного красноречия от его высокого политико-правового и нравственного содержания.

Цицерон полагал, что государство возникает не в силу установления людьми, а берет начало из природного стремления людей жить вместе. Государство представляет собой гарант соблюдения всеми гражданами закона. При этом законы имеют легальное основание, если соответствуют божественному порядку, а охранять божественный естественный закон должны жрецы.

Государство Цицерон определял как respub-lica (от лат. respublica, т. е. "общественное дело"), а народ понимается как соединение людей на основе общих прав и интересов. Главные задачи государства Цицерон определял как:

1) сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности;

2) поддержание должного порядка;

3) управление присоединенными к государству территориями;

4) обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей. Право – основа государства, и все должны

пользоваться общей собственностью как общей, а частной – как личной.

Наилучший тип политической власти, по Цицерону, – это аристократическая сенатская республика. Он выделяет три основные формы государственного устройства:

1) власть царя – монархию;

2) власть оптиматов – аристократию;

3) народовластие – демократию. Известными юристами в древнеримской истории права были также Гай, Папиниан, Павел, Модестин, Ульпиан, которые выделяли три части в правовой системе Римской империи:

1) естественное право, оно распространяется на все живое вообще, на животных, на людей. Брак, семья, воспитание являются следствием этого закона. Согласно естественному праву все люди рождаются свободными;

1. Автор поэм, предпринявший попытки рационализации представления об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях:

3. Соотнесите подходы к исследованию политико-правовой проблематики и мыслителей, их придерживающихся:

1. Философский подход

2. Рационально-логический подход

3. Логико-понятийный подход

4. Эмпирико-научный подход

5. Историко-политический подход

4. В индийской философии долг варны определяется как:

5. В индийской философии общий закон вселенной называется:

6. Государство по Аристотелю есть:

1) Божественная воля

2) Продукт естественного развития

3) Совокупность поселений

4) Данная идея не разрабатывалась Аристотелем

7. Древнеримский деятель, выделявший главные задачи государства такие как: охрана имущества, поддержка порядка, управление присоединенными территориями:

8. Индийская варна войнов называется:

2) Варна брахманов

3) Варна кшатриев

9. Какое из политических учений Древнего Китая выступает против государства:

10. Какое политическое учение Древнего Китая во главу регулирования общественных отношений поставило нормы морали (ли):

11. Какое политическое учение Древнего Китая опиралось на нормы права (Фа):

12. Какой из мыслителей Древнего мира считал, что столица государства не должна быть портовым городом:

13. Какую форму правления Аристотель считал наилучшей:

14. Кто из древних мыслителей говорил об арифметической и геометрической справедливости:

16. Кто из древних политических мыслителей считал, что государство должно состоять из 5040 граждан:

18. О каком государстве писал Платон:

19. Основателем легизма был:

20. Основатель стоицизма:

Тест ИППУ Арабский Восток

1. Предания, содержащие изречения Мухаммеда в качестве посланника Аллаха или повествующих о его поступках:

2. Шариат включает три основные части:

1) религиозную догматику

2) историю учения

3) исламскую этику

4) процессуальные нормы

5) практические нормы

3. провел систематизацию более 7 тысяч преданий по предметному принципу:

3) Мухаммад бин Идрис аш-Шафия

4. Поиск правил поведения на основе рационального толкования многозначных положений или самих общих постулатов и принципов, предусмотренных Кораном и сунной, либо в случае пробельности этих источников получил название:

5. основоположником теории источников норм шариата является:

3) Мухаммад бин Идрис аш-Шафия

6. в рамках суннитского направления ислама образовалось четыре направления:

7. знание предписанных Аллахом норм, оценивающих поступки людей как обязательные, осуждаемые, одобряемые, запрещенные или дозволенные; эти нормы берутся из Корана, сунны или иных источников, необходимых для познания – это:

8. Ибн Халдун выделял три разновидности форм правления.Сущностью одной из них, по его мнению, является управление подданными исходя лишь из корыстных личных побуждений правителя, его субъективных оценок и прихотей. О какой форме правления идет речь?:

9. мусульманско-правовая доктрина обосновала:

1) концепцию безвиновной ответственности

2) концепцию злоупотребления правом

3) концепцию вины в ответственности

10. Кораническая идея справедливости конкретизировалась правовыми принципами, которые обосновали:

1) презумпцию виновности

2) презумпцию добросовестности

3) презумпцию невиновности

4) презумпцию невмешательства

11. тайная религиозно-философская организация, основанная в Ираке в Х в., участники которой составили обширную энциклопедию современных им наук, включавших 52 трактата по философским, нравственным, богословским, филологическим и общественно-политическим вопросам:

3) Братья чистоты

4) Братья нравственности

13. Рассматривал религию как политическое искусство:

15. Ключевой категорией мусульманско-правовой политической теории, которая рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах – как сущность мусульманской власти и как специфическая форма правления:

16. Суннитская мусульманско-правовая политическая теория утверждала:

1) власть главы государства не абсолютна, он не пользуется привилегиями и как простой мусульманин подчиняется нормам мусульманского права и может быть наказан за любой проступок

2) власть главы государства не абсолютна, но он пользуется иммунитетом, подчиняется только священному писанию и неподотчетен народу

3) власть главы государства абсолютна, наследственна, имеет божественную основу и стоит выше общины

18. любая исламская норма нацелена на поддержание и защиту одной из пяти основных ценностей шариата; укажите эти ценности:

7) продолжение рода

19. на основе положений Корана, требующих консультироваться и принимать решения с учетом общего мнения, а также возлагающих на общину обязанность подчиняться правителюбыла разработана правоведами:

1) концепция имамского правления как формы государства

2) концепция халифатского правления как формы государства

3) концепция фикхского правления как формы государства

20. Халиф несет личную ответственность за осуществление власти над общиной и вправе принимать любые меры для обеспечения ее интересов при условии соблюдения шариата – это основы политической мысли:

3) Братьев чистоты

Тест ИППУ Средневековье

1. Церковь имеет право при помощи государей повелевать людьми и карать их согласно доктрине:

2. Период средневековья, в который завершилось создание системы схоластики

3. католицистская теология, ориентированная на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума

4. до принятия христианства он участвовал в движении манихеев, увлекался скептицизмом, философией Платона, после принятия христианства до конца жизни – епископ Гиппона

1) Аврелий Августин

2) Апостол Павел

3) Амвросий Медиоланский

5. Теория, согласно которой церкви было позволено вмешиваться в гражданские дела:

1) Теория двух мечей

2) Богословская сумма

3) Теория нравственного закона

6. Отстаивая позицию божественного происхождения власти, этот мыслитель средневековья допускал даже подчинение христиан князьям неверных:

2) Иоанн Златоуст

3) Святой Бернард

1) Фома Аквинский

8. Кто является автором средневекового учения, в котором утверждается, что царство – это правление совершенного общества, устроенное для общего блага одним лицом, оно происходит и от права естественного и от права народов:

2) Иоанн Парижский

4) Фома Аквинский

9. Самым крупным первым еретическим движением, имевшим в Европе большую известность считается:

1) Плебейско-крестьянская ересь

2) Бюргерская ересь

10. Один из первых стал проводить четкое различие между законодательной и исполнительной властями государства:

1) Фома Аквинский

4) Марсилий Падуанский

11. Данное еретическое течение объявляло весь телесный мир порождением дъявола, воплощением зла, заслуживающим уничтожения:

4) Бюргерская ересь

12. Кто автор положения о том, что право есть объект правды:

3) Святой Бернард

1) Фома Аквинский

3) Марсилий Падуанский

14. Кто автор пирамиды законов, связаных между собой нитями субординации:

2) Фома Аквинский

4) Иоанн Златоуст

15. проектирует создание института эфоров, должностных лиц, непосредственно избираемых народом и обязанных, прежде всего, охранять и защищать свободы и права народа

2) Франциско Суарес

3) Иоганн Альтузий

4) Томмазо Кампанелла

16. Кто в средних веках в качестве принципа конституирования учреждений и подбора должных лиц государства всех рангов называл выборность:

2) Марсилий Падуанский

3) Фома Аквинский

6) Иоанн Златоуст

17. Основателем школы глоссаторов в Болонье является:

3) Фома Аквинский

4) Марсилий Падуанский

6) Иоанн Златоуст

18. Кто из средневековых авторов в XIV веке отстаивал тезис о том, что настоящий источник всякой власти – народ:

1) Фома Аквинский

4) Марсилий Падуанский

19. приверженцы римского права в средневековье получили название:

2) Генри де Брэктон

3) Френсис Бэкон

4) Филипп де Бомануар

21. кто из сторонников обычного права в средневековье протестовал против крепостничества, поддерживая идею правовой консолидации страны:

1) Филипп де Бомануар

2) Френсис Бэкон

3) Генри де Брэктон

22. Первый свод канонического права XII века именовался:

1) Кодекс Аквината

2) Свод Иернерия

3) Кодекс Грациана

4) Уложение Папы

1) Марсилий Падуанский

2) Генри де Брэктон

3) Никколо Макиавели

1) Марсилий Падуанский

2) Генри де Брэктон

3) Никколо Макиавели

2) Чезаре Борджа

3) Папа Григорий XII

4) Марсилий Падуанский

27. Укажите авторство сочинений монархоматов:

5. Этьен Ла Боэси

28. Идею свободы мысли и совести отстаивал:

4) Амвросий Медиоланский

29. автор, впервые озвучивший идею асоциальной сущности человека

1) Марсилий Падуанский

2) Генри де Брэктон

3) Никколо Макиавели

2) Иоганн Альтузий

3) Томмазо Кампанелла

4) Франциско Суарес

5) Френсис Бэкон

2) Этьен Ла Боэси

32. Автор догмата о божественном предопределении

3) Амвросий Медиоланский

2) Иоганн Альтузий

3) Франциско Суарес

4) Френсис Бэкон

5) Томмазо Кампанелла

34. Разработка проблемы суверенитета государства принадлежит:

2) Этьену Ла Боэси

3) Мартину Лютеру

4) Томасу Мюнцеру

35. Согласно его воззрений ветвями власти руководят три правителя: Мощь, Мудрость, Любовь

2) Франциско Суарес

3) Иоганн Альтузий

4) Томмазо Кампанелла

2) Франциско Суарес

3) Иоганн Альтузий

4) Томмазо Кампанелла

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

В истории возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли более-менее отчетливо можно выделить 3 этапа:

1) IX - VI в до н. э. формирование государственности, рационализация политико-правовых представлений в творчестве Гомера, Геосида и "семи мудрецов". Формируется философский подход к проблемам государства и права. (Пифагор и пифагорейцы, Гераклит)

2) V - первая половина IV в до н. э. расцвет древнегреческой философской и политико-правовой мысли (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель)

3) вторая половина IV - II в. до н. э. упадок государственности, попадание сначала под власть Македонии, потом Рима. (Эпикур, стоики)

В условиях деления на свободных и рабов, свобода являлась фундаментальной ценностью, главной целью усилий и предметом забот. Политика - общение свободных людей по поводу общественного блага (Аристотель). => Отношения господин-раб не являлись политическими по определению. Полис - город-государство, особая форма организации коллектива полноправных граждан монополизировавших право на пользование землёй. Рабы - неотъемлемая часть полиса тем не менее не считавшаяся за его население.

Пифагорейцы первыми начали разрабатывать понятие "равенство", справедливость согласно им - это воздаяние равным за равное. Наихудшее зло - анархия, ибо человек по приролде не может обойтись без руководства и наставления.

Демокрит рассматривал появление государства, как естественный эволюционный процесс, хотя собственно полис - создаётся искусственно. В государстве представлено общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего и заботы людей должны быть направлены на его лучшее устройство. Бедность в демократии, настолько же лучше богатства при царях, насколько свобода лучше рабства, писал Демокрит.

Софисты не составляли какой-то единой школы, а каждый развивал своё учение. Уже в древности различали два поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гипий, Антифонт и другие) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и другие). Многие из них придерживались демократических воззрений, однако встречались и приверженцы других форм правления. Одними из наиболее интересных являются воззрения софиста младшего поколения Фрасимаха. Политика, согласно Фрасимаху - область правления человеческих сил и интересов. В каждом государстве власть устанавливает законы в свою пользу и объявляет их справедливыми. Справедливость таким образом есть то, что пригодно сильнейшему (власти). Согласно Фрасимаху законы и политика всегда авторитарны. Ключевым моментом является насилие, и в области нравственности господствуют представления тех, в чьих руках сила и государственная власть.

Платон (427-347 г. до н. э.)
Происходил из очень знатного афинского рода. Был слушателем и учеником Сократа оказавшего на него огромное влияние. Воззрения Платона заметно изменялись в течении его жизни. В его ранних диалогах, называемых "сократическими" доминируют взгляды, метод и подход Сократа. Поиски общих понятий, углубленный интерес к моральной проблематике. (Апология Сократа, Протагор, Критон и др.) Собственно платоновское учение об идеях появляется позднее. (Государство, Политик, Софист, Парменид). Заметное влияние пифагорейцев в последнем его труде. (Законы).

Государство
Здесь Платон конструирует идеальное справедливое государство, которое по его мнению почти не отличается от справедливого человека. Трём началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) соответствуют три сословия (правителей, воинов и производителей). Для обоснования и укрепления вводимой иерархии Платон предлагал распространение среди населения "благородного вымысла", о том, что несмотря на то, что все люди братья, в некоторых из них Бог подмешал золото, в других серебро, а в третьих железо и медь. Государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный страж.

Никто из первых двух сословий (правители и воины) не должен иметь частной собственности, если в том нет крайней необходимости. Ни у кого также не должно быть такого жилища, куда бы не имел доступ всякий желающий. Женщины уравнены в правах с мужчинами, семьи как таковой нет - дети и жены общие, воспитанием занимается государство. Вопросы регламентации брака, быта, труда и собственности третьего сословия остаются на усмотрение властей. Богатства должны быть распределены умеренно, чтобы не создавать двух государств (богатых и бедных) в одном.

"Законы"
Последний трактат Платона, где даётся описания второго по достоинству государства. Основные отличия от идеального государства: земля принадлежит государству, которое даёт её в частную собственность на правах пользования; допускаются индивидуальные семьи, хотя воспитание детей жестко регламентировано законами; в идеале полис должен состоять из 5040 граждан; деление общества происходит по имущественному цензу; основа экономики - рабский труд; во главе стоят 37 правителей от 50 до 70 лет выбирающихся путём многоступенчатых выборов, срок пребывания у власти - не более 20 лет; значительной властью обладает совет из 360 членов; имеется также надгосударственный орган - "ночное собрание" состоящий из 10 самых мудрых в им вручается судьба государства. Особое внимание уделяется детальным и суровым законам, а также идеологической обработке населения путём внушения божественности и нерушимости существующего порядка.

Аристотель (384 - 322 г. до н. э.)
Пропуская здесь его интереснейшую биографию, отметим, что он был первым ученым энциклопедистом и чрезвычайно плодовитым автором, однако много его трудов не сохранилось. Политико-правовая тематика освещена в таких сохранившихся работах как "Политика", "Афинская полития" и "Этика". Политика по Аристотелю тесно связана с этикой, объектом науки о политике являются прекрасное и справедливое. Этика представляет начало политики, введение к ней.

Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Первая - это "арифметическое равенство" когда все получают поровну, вторая "геометрическое равенство", когда получают прямо пропорционально своему вкладу. Политическая справедливость возможна только между свободными и равными людьми принадлежащими к одному сообществу. Государство - продукт естественного развития и высшая форма общения между людьми. Человек по природе существо политическое и в государстве оно достигает своей вершины. Политическая власть исходит из отношений свободы и равенства и этим принципиально отличается от семейных отношений - отец - члены семьи и господин - раб.

С позиций защиты частной собственности, семьи и прав индивида Аристотель критиковал оба проекта Платоновского государства.

Формы государства по Аристотелю различаются по критерию количества правящих: один, немногие, многие. Кроме того формы бывают правильными и неправильными в зависимости от того к какому благу стремятся правящие, к личному или к общественному. Таким образом существует 6 форм, три правильных - монархия, аристократия и полития, три неправильных - тирания, олигархия, демократия. Полития наилучшая форма, тирания - наихудшая. Полития средняя форма государства и "средний" элемент (достаток, слой, нравы) в ней доминирует.

Об идеальном государстве Аристотель говорит, что это логическое построение и здесь нельзя искать той же точности что в наблюдении над фактами. Говоря о рабах Аристотель явно противоречит фактам, утверждая, что одни люди рабы по-природе, другие же по природе свободны и никогда не могут стать рабами.

В своём понимании права Аристотель разделяет идею Сокарта и Платона о тождестве справедливого и законного. Политическое правление - это правление закона, а не людей, правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, а закон нет.

Пара слов об эллинизме
Согласно Эпикуру, свобода - это ответственность за свой выбор. Вообще ему присущи аполитические мотивы, проповедь неучастия.

Основатель стоицизма Зенон, полагал, что всё управляется судьбой. Все люди граждане единого мирового государства, а человек - гражданин вселенной, включая рабов, поскольку согласно стоикам рабство не имеет оправдания. Лучший государственный строй - сочетание монархии, аристократии и демократии.

Полибий, автор мировой истории в 40 книгах, придерживался идеи цикличности истории. Сравнивал государство с живым организмом.


При своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов мифологизирована, представляет собой мифологические представления о месте человека в мире. На ранней стадии развития древние воззрения, условно именуемые политическими и правовыми, еще не успели выделиться в относительно самостоятельную форму общественного сознания и в особую область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.

Земные порядки согласно древним мифам есть неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. Социальные и политико-правовые порядки предполагались как определенные божественным первоисточником. Существующий политико-правовой порядок легитимизировался божественным авторитетом. Миф не подвергался сомнению.

Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам боги, являясь источниками власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, являясь его верховным царем, им и даются законы (законодательство Моисея).

По древнекитайскому мифу только император способен на общение с небесными силами. Таким образом, вся власть сконцентрирована в его личности.

2. УЧЕНИЯ О ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И ВАВИЛОНЕ

Мифические представления древних персов нашли свое выражение в зороастризме, легендарный основатель которого Заратустра (Заратуштра) жил предположительно между X и первой половиной VI в. до н.э. Основным положением этого учения является борьба в мире двух противоположных начал – добра (Ормузд) и зла (Ариман). Положительный смысл и цель человеческого бытия – активная деятельность, борьба против зла и тьмы. И победа, как полагал Заратустра, останется за добром и светом! Государство должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда, монарх должен быть служителем Ормузда, бороться против зла, насаждать добро. При этом древние персы склонялись к целесообразности деспотизма.

Сословное деление общества, по зороастризму, основывается на свободном выборе каждым того или иного рода занятий. Во главе отдельных сословий должны стоять наиболее добродетельные люди. Заратустра призывал служителей Ормузда к взаимной любви, прощению и миру.

Древнеиндийские законы Ману относятся к периоду II в. до н.э. – II в. н.э. Законы Ману тщательно регламентировали повседневное существование каждого индуса в частной и общественной жизни в строгом соответствии с религиозными догматами брахманизма. Законы Ману, приписываемые мифическому прародителю людского рода, содержат также наставления об управлении государством и по судопроизводству.

В Законах Ману воспроизводятся и защищаются положения вед и упанишад (религиозно-философских трактатов, комментирующих ведические тексты) о делении общества на варны, их неравенстве и т.д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы. Дхарма – универсальная норма поведения индуса, зависящая от его возраста и варны. Даже царь (из кшатриев) должен чтить брахманов и следовать их советам и наставлениям, он должен охранять варновый строй.

Особое значение уделяется данде – наказанию, которое заставляет людей следовать извечной дхарме. Нарушителей дхармы, помимо данды, ждет загробная кара.

В древнеиндийских ведах содержалось два подхода к появлению царской власти: или создание правителя богами (учреждение его власти по воле богов), или избрание правителя людьми с последующим утверждением богами. Господствовала патриархальная концепция государственной власти: правитель является отцом для своих подданных, он должен заботиться о них, однако несет ответственность не перед ними, а перед богами.

4. ДАОСИЗМ И КОНФУЦИАНСТВО В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Читайте также: