Кто исполняет постановление прокурора о приводе

Обновлено: 30.06.2024

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О прокуратуре

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Прокуратура

Прокуратура является независимым специализированным институтом государственной власти, осуществляющим надзор за соблюдением конституции, законов, а также норм международного права и международных договоров государства, являющихся составной частью правовой системы государства. Прокуратура осуществляет иные функции, установленные законом.

Статья 2. Цели и задачи прокуратуры

1. Прокуратура действует в целях обеспечения верховенства законов, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

2. Задачами прокуратуры являются:

- принятие мер по предупреждению, пресечению и устранению нарушений конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина;

- уголовное преследование и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления;

- принятие мер к возмещению материального и иного ущерба, причиненного правонарушением;

- координация деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью;

- участие во всех видах судопроизводства;

- обеспечение взаимодействия с зарубежными правоохранительным органами и специализированными международными организациями в целях оказания взаимной правовой помощи в интересах усиления борьбы с организованной преступностью, иными опасными преступлениями;

- выявление потребностей правового регулирования в различных сферах общественных отношений;

- обеспечение объективного формирования государственной правовой статистики и ведение специального учета, осуществление надзора за применением законов в этой сфере.

Статья 3. Принципы организации и деятельности прокуратуры

1. Прокуратура составляет единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору государства (далее - генеральному прокурору).

2. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов и должностных лиц, органов местного самоуправления, политических партий и других общественных объединений, в строгом соответствии с конституцией и законами государства.

3. Прокуратура организует свою деятельность на основе принципов законности, равенства всех перед законом, гуманизма, уважения и строгого соблюдения прав и свобод человека и гражданина, взаимодействия с государственными и иными органами и организациями в целях укрепления законности и правопорядка.

4. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законов об охране прав и свобод человека и гражданина, а также законодательства о защите государственной и иной специально охраняемой законом тайны; информируют в установленном порядке органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

5. Запрещается вмешательство в деятельность органов прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий.

6. Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти, общественных объединений, партий и иных организаций, преследующих политические цели.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

7. Акты надзорной деятельности прокуратуры, вынесенные на основании и в порядке, установленном законом, обязательны для исполнения в определенные для этого сроки.

8. Действия и акты прокурора могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо в суд. Обжалование требований и актов прокурора не приостанавливает их исполнение.

Суд либо вышестоящий прокурор могут до вынесения решения по заявлению (жалобе) на действия или акты прокурора приостановить их исполнение.

Вышестоящий прокурор по жалобе граждан и (или) юридических лиц либо по своей инициативе может отменить либо отозвать акты нижестоящего прокурора.

Статья 4. Рассмотрение обращений

1. Органы прокуратуры рассматривают в установленном законодательством порядке заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях законов, и принимают меры к устранению выявленных нарушений.

2. Если лицо в силу физических, психических и иных недостатков не в состоянии осуществлять защиту своих прав, прокурор обязан принять необходимые меры по ее обеспечению.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Запрещается пересылка жалоб в органы или должностному лицу, решения либо действия (бездействие) которых обжалуются.

Статья 5. Функции прокуратуры

1. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Надзор за исполнением законов. Объекты надзора за исполнением законов устанавливаются в каждом государстве самостоятельно.

2. Уголовное преследование и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления, в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законом государства.

3. Участие в рассмотрении дел судами.

4. Координация правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью.

5. Участие в правотворческой деятельности.

6. Взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

7. Международно-правовое сотрудничество по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, в борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, по оказанию правовой помощи.

Статья 6. Приоритеты деятельности прокуратуры

1. Органы прокуратуры осуществляют свои функции на основе анализа состояния законности и правопорядка.

2. Постоянными приоритетами деятельности всех органов прокуратуры являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, укрепление основ государственности и конституционного строя страны.

Статья 7. Правовые гарантии деятельности органов прокуратуры

1. Воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий или принятия им незаконного решения, а также неисполнение законных требований прокуроров, вытекающих из полномочий, предоставленных им законодательством, влечет ответственность, установленную законом.

2. По требованию прокуратуры соответствующие органы и полномочные лица обязаны:

- безвозмездно и с соблюдением установленных законодательными актами требований к порядку разглашения сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, предоставить необходимые материалы и сведения;

- выделить специалистов для участия в проверочных мероприятиях и для дачи необходимых заключений в области, требующей специальных познаний.

3. Поручения прокурора, данные им в пределах своей компетенции, обязательны для органов дознания и следствия.

4. Истребуемая информация предоставляется в органы прокуратуры в установленных законодательством формах, порядке, а также в сроки, определенные прокурором.

5. Прокуроры в пределах своей компетенции имеют право на беспрепятственный вход в помещения государственных органов, организаций, независимо от форм собственности, безотлагательный прием их руководителями и другими должностными лицами по вопросам проверки, доступа к документам и материалам, ознакомление с судебными делами и их истребование из суда, за исключением случаев, когда материалы дела находятся непосредственно в судебном производстве.

6. Должностные лица и граждане обязаны явиться по требованию прокурора в установленное им время для дачи показаний и (или) объяснений. Вызов оформляется письменным уведомлением (повесткой) и вручается под расписку. Уведомление может быть также направлено телефонограммой, телеграммой или с использованием других средств связи, обеспечивающих его надлежащую передачу.

7. Неисполнение законных требований прокурора либо неявка по требованию прокурора без уважительных причин влекут ответственность, предусмотренную законом. Прокурор, в пределах своей компетенции, вправе в случае неисполнения предписаний и постановлений обратить их к принудительному исполнению.

8. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Никто не вправе разглашать материалы проверок и дел без разрешения прокурора, в производстве которого они находятся, до их завершения.

Статья 8. Правовые основы организации и деятельности прокуратуры

1. Организация и деятельность прокуратуры, задачи, функции и полномочия прокуроров определяются конституцией государства, национальным законодательством, международными договорами, а также нормативными правовыми актами генерального прокурора государства.

2. На прокуратуру не может быть возложено осуществление функций, не предусмотренных законом.

Глава 2. Система и организация прокуратуры

Статья 9. Система прокуратуры

1. Систему прокуратуры составляют генеральная прокуратура государства, территориальные, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, а также объекты их социально-бытового и хозяйственного обеспечения.

2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются генеральным прокурором государства.

3. Создание и деятельность на территории государства органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускаются.

Статья 10. Генеральный прокурор

1. Генеральный прокурор государства назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с конституцией и законами государства.

2. Генеральный прокурор обладает всей полнотой компетенции, которой наделены органы прокуратуры.

3. В случае совершения генеральным прокурором преступления парламент по представлению главы государства отстраняет генерального прокурора от должности на период расследования возбужденного против него уголовного дела.

Уголовное дело против генерального прокурора возбуждает назначенный парламентом исполняющий обязанности генерального прокурора.

Расследование этого дела осуществляется прокуратурой под контролем назначаемого парламентом только по этому делу независимого прокурора.

4. Генеральным прокурором может быть назначено лицо не моложе 30 лет, имеющее высшее юридическое образование, стаж работы в органах прокуратуры не менее пяти лет. Срок полномочий генерального прокурора - пять лет.

Статья 11. Прокуроры краев, областей, городов и районов,
специализированные прокуроры

1. Прокуроры краев, областей, городов, районов и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности генеральным прокурором, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и генеральному прокурору.

2. Сроки полномочий прокуроров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть определены законами конкретного государства.

Статья 12. Генеральная прокуратура (прокуратура)

1. Генеральная прокуратура (прокуратура) является высшим органом прокуратуры государства и возглавляется генеральным прокурором.

Генеральный прокурор может иметь первого заместителя и заместителей.

2. Первый заместитель и заместители генерального прокурора назначаются на должность и освобождаются от должности парламентом государства по представлению генерального прокурора. Заместители генерального прокурора могут быть одновременно назначены начальниками департаментов, управлений (главных управлений) генеральной прокуратуры.

3. В отсутствие генерального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия генерального прокурора и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей - заместитель генерального прокурора в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

4. Структура генеральной прокуратуры и полномочия ее сотрудников определяются генеральным прокурором. Структуру генеральной прокуратуры могут составлять департаменты, управления (в том числе главные) и отделы. Начальники департаментов, управлений и отделов являются старшими помощниками, а их заместители - помощниками генерального прокурора. Генеральный прокурор и его заместители имеют помощников по особым поручениям. В департаментах, управлениях и отделах могут предусматриваться должности старших прокуроров и прокуроров, старших следователей, следователей.

5. Начальники департаментов, управлений и отделов и их заместители, а также старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям, старшие прокуроры и прокуроры, старшие следователи, следователи департаментов, управлений и отделов назначаются на должность и освобождаются от должности генеральным прокурором.

6. Генеральная прокуратура:

- осуществляет надзорную деятельность на объектах, установленных законами государства;

- обеспечивает координацию и согласованность действий правоохранительных органов прокуратуры государства;

Нередко УО сталкиваются с проверками, которые в их отношении проводят органы прокуратуры. Случается, что предмет контроля вызывает у управляющих домами вопросы. Читайте, вправе ли прокуратура по собственной инициативе проверить, как управляющая организация соблюдает требования трудового законодательства.

Органы прокуратуры проверяют работу УО на основании поступившей информации о нарушении закона

Каждая управляющая организация сталкивается с проверками прокуратуры. Ведомство проверяет, как компания ведёт претензионно-исковую работу, соблюдает ли требования закона о защите персональных данных, правильно ли делает начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и много другое.

Согласно п. 6 приказа № 195, проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации, а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий.

Это происходит после поступления в прокуратуру информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В соответствии со ст. 22 № 2202-1, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений.

Как УО работать с предостережением, представлением или предписанием

Органы прокуратуры не вправе подменять иные надзорные государственные органы

В силу ч. 3 ст. 21 № 2202-1, решение о проведении надзорных мероприятий принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя организации не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются её цели, основания и предмет.

Согласно позиции, изложенной Верховным Судом РФ в постановлении от 16.06.2003 № 86-В03-2, законодательство не предоставляет прокурорам произвольного права на проведение проверок. Для проверки должны быть веские основания, оформленные надлежащим образом.

При этом, как отмечаетсяв ч. 2 ст. 21 № 2202-1, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. При этом в повседневной деятельности управляющих организаций нередко возникают ситуации, когда органы прокуратуры проводят проверки на предмет нарушения трудового законодательства.

Согласно ст. 353 Трудового кодекса РФ, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, проводит федеральная инспекция труда. В ходе проверок она анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений (ст. 356 ТК РФ).

Таким образом, органом, уполномоченным проводить проверки организаций на предмет соблюдения трудового законодательства, является Государственная инспекция труда, а в полномочия прокуратуры такой вид контрольных мероприятий не входит.

Проверки соблюдения УО трудового законодательства – вне компетенции прокуратуры

Подобная ситуация возникла у управляющей организации из Ямало-Ненецкого автономного округа. В прокуратуру поступила жалоба от бывшего работника организации, поэтому ведомство решило провести внеплановую проверку УО.

Органы прокуратуры запросили у организации копии трудовых договоров, сведения о заработной плате, сведения о расторжении трудовых договоров и иные внутренние документы организации.

  • ч. 2 ст. 21 № 2202-1;
  • постановлении ВС РФ от 06.06.2003 № 86-В03-2;
  • ст.ст. 353, 356 ТК РФ;
  • актуальную судебную практику.

В результате прокуратура в рамках данной проверки больше не совершала никаких действий. После жалобы юристов в интересах УО никаких требований от ведомства не поступало.

Если прокуратура проверяет исполнение норм ТК РФ – защищайте свои права

  • всегда отвечать на запросы надзорного органа;
  • проверять основания для проведения проверки;
  • в случае уверенности в законности своих действий обращаться в суд или за защитой нарушенных прав.

Мы неоднократно рассказывали на портале, как управляющим организациям поступать с запросами и предписаниями надзорных органов в случае, если УО считает их необоснованными:

Статья 123 УПК РФ. Право обжалования
1. Действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
2. При нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, интересы которых затрагиваются, могут обратиться к прокурору или руководителю следственного органа с жалобой, которая должна быть рассмотрена в порядке и в сроки, установленные статьей 124 настоящего Кодекса.

Статья 124 УПК РФ. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа
1. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
2. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
2.1. В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью второй статьи 123 настоящего Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.
3. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.
4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.

Статья 125 УПК РФ. Судебный порядок рассмотрения жалоб
1. Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй - шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.
2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.
3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.
4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.
5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:
1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;
2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.
7. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

Статья 125.1 УПК РФ. Особенности рассмотрения отдельных категорий жалоб
1. Жалоба на постановление дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, указанным в части второй статьи 24 настоящего Кодекса, если до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом, или в части третьей статьи 27 настоящего Кодекса, если лицо не достигло к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо несовершеннолетний, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, рассматривается судьей по правилам, предусмотренным статьей 125 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными настоящей статьей.
2. При рассмотрении жалобы на постановление дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, указанным в части второй статьи 24 или части третьей статьи 27 настоящего Кодекса, судья проверяет законность и обоснованность данного решения, а также на основании доводов, изложенных в жалобе, законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, привлечения лица в качестве подозреваемого, обвиняемого и применения к нему мер процессуального принуждения путем исследования в судебном заседании имеющихся в уголовном деле доказательств, свидетельствующих о фактических обстоятельствах уголовного дела, по правилам, установленным главой 37 настоящего Кодекса.
3. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит постановление, содержащее одно из следующих решений:
1) об удовлетворении жалобы и о признании незаконным постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, указанным в части второй статьи 24 или части третьей статьи 27 настоящего Кодекса, и о наличии (об отсутствии) оснований для применения процедуры реабилитации;
2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Статья 126 УПК РФ. Порядок направления жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей
Администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей.

Статья 127 УПК РФ. Жалоба и представление на приговор, определение, постановление суда
1. Жалобы и представления на приговоры, определения, постановления судов первой и апелляционной инстанций, а также жалобы и представления на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, приносятся в порядке, установленном главами 45.1 и 47.1 настоящего Кодекса.
2. Жалобы и представления на судебные решения, вступившие в законную силу, приносятся в порядке, установленном главами 48.1 и 49 настоящего Кодекса.

Примечание: ст 123 УПК РФ, ст 124 УПК РФ, ст 25 УПК РФ, ст 126 УПК РФ, ст 127 УПК РФ - Статьи Уголовного-процессуального кодекса об обжаловании приведены в действующей редакции.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Федеральным законом от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 129 Конституции РФ).

Деятельность любого должностного лица функционально связана с деятельностью прокурора. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых указанными органами правовых актов; а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" задачами (целями) прокуратуры являются:

- обеспечение верховенства закона;

- обеспечение единства и укрепления законности;

- защита (обеспечение защиты) прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Организация и деятельность прокуратуры базируется на четырех принципах:

- единства и централизации;

- независимости прокуроров от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений и подчинения их только закону.

Прокуратурой осуществляется несколько видов деятельности, одни из которых относятся к прокурорскому надзору, другие - к иным направлениям деятельности прокуратуры. Основными отраслями прокурорского надзора признаются:

1) надзор за исполнением законов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов судебными приставами;

5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Помимо прокурорского надзора законом предусмотрены иные направления деятельности прокуратуры:

1) осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

3) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами;

4) участие в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами;

5) внесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

6) участие в правотворческой деятельности.

Прокурор обладает следующими полномочиями:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, органов управления и коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

- возбуждать производство об административном правонарушении;

- требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

- предостерегать о недопустимости нарушения закона;

- освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

- опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

- вносить представление об устранении нарушений закона.

- принимать меры к тому, чтобы лица, совершившие преступление, были подвергнуты уголовному преследованию;

- предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение;

- выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства;

- требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

- истребовать и проверять законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела;

- отменять незаконные или необоснованные решения;

- рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;

- разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также самоотводы последнего;

- отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

- утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

- возвращать уголовное дело следователю (дознавателю и др.) со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения (обвинительного акта или обвинительного постановления) и устранения выявленных недостатков;

- признать доказательство недопустимым;

- отменить незаконное или необоснованное постановление нижестоящего прокурора;

- посещать в любое время органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера, места содержания задержанных и заключенных под стражу;

- опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

- знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

- требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.;

- отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Основными актами реагирования прокурора на нарушения закона являются:

Протест - это документ, который приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством в суд.

Представление об устранении нарушений закона готовится в случае выявления нарушений закона, причин и условий, способствующих таковым. Представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Прокурору предоставлено право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности.

Предостережение о недопустимости нарушения закона может быть объявлено должностным лицам и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, по осуществлению надзора за исполнением законов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий и изложенных в предостережении, представлении, постановлении и протесте, которые вытекают из его полномочий, влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 17.7 КоАП).

Прокурорами также координируется деятельность по борьбе с преступностью:

- органов внутренних дел;

- органов федеральной службы безопасности;

- органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- органов таможенной службы;

- иных правоохранительных органов.

Прокурор не осуществляет надзора за деятельностью судов, он лишь вправе в соответствии с процессуальным законодательством принимать участие в рассмотрении дел судами. Основные полномочия прокурора применительно к данной отрасли прокурорского надзора закреплены в УПК, ГПК и АПК.

Установив в ходе осуществления своих полномочий необходимость совершенствования действующих нормативных правовых актов, прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Система органов прокуратуры Российской Федерации состоит из Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных (транспортных и природоохранительных) прокуратур, научных и образовательных организаций, редакций печатных изданий, а также прокуратур городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур (транспортных, природоохранительных прокуратур, прокуратур по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, прокуратур по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах, прокуратуры Московского метрополитена).

В соответствии со ст. 40.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурором может быть:

- гражданин Российской Федерации;

- получивший высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;

- обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами;

- способный по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на него служебные обязанности.

Не может находиться на службе в органах и организациях прокуратуры гражданин:

- имеющий гражданство иностранного государства;

- признанный решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лишенный решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

- имевший или имеющий судимость;

- имеющий заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению им служебных обязанностей прокурорского работника;

- состоящий в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- отказывающийся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Прокурором города, района, приравненным к ним прокурором может быть лицо:

- не моложе 25 лет;

- имеющее стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.

Прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему прокурором назначается лицо:

Читайте также: