Кто имел право учиться в афинских общественных и частных учебных заведениях

Обновлено: 03.07.2024

Понятие афинской школы, сущность и особенности воспитания в Древней Греции. Главная цель и методы мусического воспитания. Особенности женского и мужского воспитания, отличительные черты. Особенности спартанской системы воспитания, ее направленность.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.01.2009
Размер файла 19,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Украины

Кафедра общеинженерных и психолого-педагогических дисциплин

Реферат по педагогике

  • Введение 3
  • Афинская школа 5
    • Женское воспитание 6
    • Мужское воспитание 7

    Введение

    Воспитание искусством в Афинах мало перекликается с задачами современной школы, у которой и без того много проблем, требующих решений. Афиняне были хорошими воинами, что говорит о воинственной и жестокой направленности их миропонимания. На мой взгляд, от спартанского общества афинское общество отличало много факторов, искусство было одним из них, оно несло обществу гуманизм, культуру красоты, гармонии и демократические основы. Все это прививалось детям не только в семье, но и педагогами, воспитывающими их. Одной из своих задач я ставлю изучить роль музыки и литературы не только в образовании, но и в жизни афинян. Это необходимо для понимания содержания такого образования.

    Обратимся теперь к современной школе, к ее проблемам этического и нравственного характера. Возможно, всегда было трудно привить детям, особенно подросткам, доброту, гуманизм, терпение, такие нравственные нормы поведения, как вежливость, умение выслушать и попытаться понять точку зрения другого человека, не быть категоричным в суждениях. Эта задача усложняется, если в стране отсутствует какая-либо идеологическая программа. Но нельзя на современные сложности списывать невозможность достижения цели нравственного и культурного воспитания. Не только трудные подростки, но и остальные школьники нуждаются в устойчивых социальных ориентирах. Которые они могут почерпнуть в семье, но, как правило, семья за некоторым исключением дает или недостаточный уровень такого воспитания, или никакой. Поэтому на школу ложиться основная нагрузка. К сожалению, должна заметить, что школа не очень хорошо справляется с этой задачей, и скорее не потому, что мало над ней работает, а потому, что не может найти правильный подход. Школьники не воспринимают целенаправленные внушения, которыми изобилует наша школа, возможно от того, что не проводится качественный анализ методов, используемых в этой работе.

    Афинская школа

    Что представляет из себя воспитание искусством в Древней Греции? Чтобы понять это, необходимо разобраться в том, какое воспитание может дать искусство и что понимается под словом искусство. Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Но для воспитания необходима доступность и понятность такого отражения. Вот почему мало внимания в образовании уделялось архитектуре, настенной живописи и т.д. Из этого следует, что наибольшее поле деятельности для такого образования представляют собой музыкальные и литературные произведения древнегреческих музыкантов и поэтов.

    Программа обучения в Греции охватывала воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое, не отдавая ни одному из них особого предпочтения. ”Это было связано с особенностями самой греческой культуры, в которой воспитание понималось как неразрывное единство “гимнастического” и “мусического“, как развитие физического и умственного одновременно”.

    Рассмотрим что же такое мусическое воспитание. “Мусическое воспитание и мусические школы возникли в Древней Греции и получили наиболее полное развитие в Афинах. Главной целью мусического воспитания было - воспитать идеального гражданина, дать ему нравственное, эстетическое, физическое, политическое и культурное воспитание. Большое внимание в мусическом воспитании придавалось музыке, обучение которой неразрывно связано было с усвоением лучших образцов греческой литературы - Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида - образцов дидактической поэзии. Каждый образованный человек в Афинах должен был владеть искусством кифаредики - аккомпанирования и пения. Поэтому, после усвоения некоторого количества литературных текстов, мальчики обучались у кифариста игре на семиструнной затем девятиструнной лире и кифаре. Музыкальное воспитание приобретало большое значение в связи с участием хоров мальчиков и юношей в большинстве госсударственных праздников“.

    Музыкальное и литературное образование считалось наиболее обязательным, так как развивало ребенка в нравственном и культурном плане. Оно было доступно как для девушек, так и для юношей, чего нельзя сказать об интеллектуальном и физическом воспитании. Тому насколько такое образование было доступно для девушек посвящается следующий параграф.

    Женское воспитание

    В Афинах школ для девочек не было, поэтому воспитание девочек проходило дома. Их знакомили с домоводством, с женскими ремеслами: прядением, ткачеством. Не пренебрегали там и элементарным образованием, а именно: учили девочек читать и писать. Программа обучения девочек включала в себя также пение и танцы, поскольку умение петь и танцевать было необходимым для женщин опять таки для участия в религиозных празднествах. Что же касается изучения литературы, то в некоторых домах у женщин была такая возможность, однако от разговоров на литературные темы в кругу мужчин они были отстранены. “Тот факт, что женскую поэзию, берущую начало в VII в до н.э., представляли в Греции уроженки Лесбоса, Беотии, Аргоса, Сикнеона, но только не Афин также свидетельствует о том, что афинские женщины были исключены из сферы интеллектуальной жизни“. Несмотря на то, что греки стремились воспитать утонченную и непорочную душой женщину, они не прилагали особых забот об её умственном развитии. И из всех, по их мнению, благородных занятий, которые возвышают и укрепляют душу, лишь музыка была доступна для девушек. Важно учесть и тот фактор отчуждённости, который присутствовал в женском воспитании в Древней Греции. “До брака девушки жили в глубине гинеев (та часть дома, где обыкновенно находились женщины и куда посторонние никогда не допускались) в уединении, куда не доходил из вне никакой шум, никакие волнения“. Очевидно, что в таком уединении сознание лучше впитывает в себя гармонию и красоту звуков. Для воспитания души искусством такая обстановка является благоприятной, но от этого страдало мировоззрение девушек, их понимание социальной жизни общества. Такая отдаленность от внешнего мира делала древнегреческих девушек совершенно неприспособленными к условиям внешнего мира, к жизни вне дома. Но нельзя забывать о том, что мы говорим о Древней Греции с её устоями и традициями, где требовалась именно такая женщина. “Кроме того, в редких случаях девушки могли выходить из своего убежища. Они появлялись на некоторых религиозных церемониях и принимали участие в хоровых танцах“. Такие редкие впечатления прочно врезались в память и помогали развитию в душе чувства порядка и гармонии. Таким образом, греки питались сохранить в девушке неприкосновенность её души.

    Мужское воспитание

    Мужское образование в Древней Греции было более основательным и ставило перед собой конкретную цель: нравственное воспитание юноши, обучение его самовоспитанию и развитие у него физических способностей. Воспитание в здоровом теле здорового духа. Афинское образование в школах для мальчиков в VII веке до н.э. заключалось в изучении трёх групп предметов: словесных наук, музыки и гимнастики. “Первую преподавал грамматист, вторую - кифарист и третью - педотриб“. Обратимся сначала к словесным наукам. Первоначальные навыки, которые мальчики должны были приобрести, заключались в умении читать, писать и в знании первоначального счёта. На следующей ступени программы ученикам предлагалось овладеть азами игры на музыкальном инструменте и изучить труды древнегреческих поэтов. Следующей задачей было совместить эти два предмета. Считалось, что распевание произведений лучших лириков возвышает душу. “Греки приписывали музыке способность оказывать особое влияние. Платон утверждает, например, что это искусство внушает человеку стремление к добродетели“. Посмотрим, как проходили занятия. “Учеников заставляли читать стихи, взятые у лучших поэтов, и учить на память стихотворения, наполненные полезными советами или заключавшие поучительные повествования, восхваления великодушных людей, которые совершили великие и благородные поступки. Это являлось средством не литературного, а нравственного развития “. Немного позже изучали отрывки из эпических, лирических и трагических поэтов. Это изучение сводилось к повторению учениками небольших отрывков за учителем до тех пор, пока они не запечатлевались в их памяти. “Подросток должен был извлечь из этого чтения и более глубокую пользу: поэзия призвана была служить воспитанию этическому. Были тексты о добре и зле, тогда учителю приходилось показывать различие между дурным и добрым и помогать ученикам выбрать подобающую дорогу в жизни. Прежде всего юноше предстоит уяснить себе хорош или плох характер того или иного героя, а затем обратить внимание на его слова и поступки. С самого начала обучения, таким образом, полагалось обратить внимание не только на литературные достоинства прочитанного, но и на то, чтобы одновременно использовать содержание, тему, героев того или иного произведения в целях воспитания”.

    Большую роль в воспитании мальчиков играла музыка, которой, как уже упоминалось выше, обучали китаристы. Обучение музыке ставило перед собой цель развить у учеников музыкальный слух, чувство гармонии и подготовить их к участию в религиозных празднествах. Единственными употреблявшимися в Греции инструментами были цитра или лира и флейта. О методах изучения мы можем узнать благодаря рисункам на вазах. Рисунки расположены в таком порядке, что можно проследить последовательность проведения урока. Первый арию исполнял учитель, ученики повторяли за ним. Когда они начинали звучать слаженно, к музыке добавляли слова и разучивали литературные произведения с аккомпанементом для того, чтобы можно было исполнить это произведение на празднике. На всеобщих праздниках собиралось много народа, чтобы послушать хорошую музыку, гармонию её стройных звуков и неразрывно соединённую с ней поэзию, возвышающую сердца и освобождающую от мелочных побуждений.

    Спартанская школа

    Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа.

    На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены - члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.

    На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.

    В Древней Греции в основном изучали музыку, искусство и литературу. Для этого педагоги отбирали лучшие произведения у самых видных деятелей искусства. Девочек и мальчиков обучали по-разному, в зависимости от из целей. Главным отличием афинской школы от спартанской есть более воинственная ориентация спартанцев, которая является скорее воинской подготовкой юношей. А остальные предметы в Спарте были второстепенными.

    Список литературы

    Подобные документы

    Спартанская и афинская системы воспитания в Древней Греции. Подготовка в спартанской системе мужественных, дисциплинированных воинов, способных держать в повиновении рабов. Афинская педагогика: воспитание в духе калокагатии. Римская педагогическая мысль.

    контрольная работа [20,3 K], добавлен 20.01.2010

    Рассмотрение направленности воспитания в Афинах и спартанской системы воспитания, сформировавшихся в эпоху классической Греции. Их влияние на становление всей древнегреческой педагогики. Сравнительная характеристика воспитания в Афинах и Спарте.

    презентация [1,3 M], добавлен 26.09.2012

    Александр Нил (Нейлл) - "последний классик" свободного воспитания. Мыслители Древней Греции о воспитании. Гуманистические идеалы Возрождения, основные идеи новой педагогики. Эпоха Просвещения, всесилие воспитания. Ж.-Ж. Руссо, "естественная природа".

    реферат [50,9 K], добавлен 05.01.2009

    Центры обучения писцов при дворцах и храмах. Изображение картин воспитания и обучении в эпоху Греции легендарным Гомером в поэмах "Илиада" и "Одиссея". Зарождение и эволюция педагогической мысли в Древней Греции, требования к минимальному обучению.

    презентация [2,2 M], добавлен 29.03.2016

    Содержание и понятие воспитания. Направления воспитательной работы. Сущность воспитания и его особенности. Цели воспитания. Источники воспитания и межнациональное общение в социальном пространстве. Гармоничное и всестороннее развитие человека.

    реферат [28,4 K], добавлен 20.11.2006

    Развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции. Эфебия как общественное учреждение, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу. Эйрены как члены общины, имевшие определенные гражданские права.

    презентация [2,2 M], добавлен 21.06.2013

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.


    В уроке рассматриваются особенности воспитания мальчиков и девочек в Древних Афинах. Получение мальчиками образования в школе и палестре. Описывается особая роль гимнасиев в воспитании афинских граждан. Рассказывается об академии Платона и ликее Аристотеля.


    В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

    Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

    Получите невероятные возможности




    Конспект урока "В афинских школах и гимнасиях"

    Вопросы занятия

    · Академия и Ликей

    Сегодня вам предстоит узнать о том, чему учили в Афинских школах, кто такие педагоги, и чем гимнасий отличается от палестры.

    Воспитание детей.

    До 6 лет и мальчики, и девочки воспитывались дома матерями. Затем их жизнь становилась абсолютно разной.

    Девочки не ходили в школу. Они воспитывались дома и жили там до замужества. Образованием девочек занималась мама, задачей которой было вырастить хорошую хозяйку. В богатых домах девочек учили чтению и письму, а также игре на музыкальных инструментах и танцам. В бедных семьях на это не было времени.

    Основным занятием девочек была помощь матери по хозяйству. Они учились шить, ткать, готовить и присматривать за детьми. Главным для афинской женщины было не образование, а умение обустроить домашний быт.


    Афинская школа.

    Школа в Афинах – это небольшое помещение, где могло находиться от 10 до 20 учеников и только один учитель. Дети сидели на деревянных скамейках, а учитель на стуле. В хорошую погоду занятия проходили на улице, учитель и ученики могли провести урок в тени под деревом.


    На протяжении первых лет с детьми занимался учитель-грамматист, который обучал чтению, письму, счету и грамматике. Не всем легко удавалось быстро выучить алфавит и научиться читать. Многие учителя составляли пьесы, в которых главными действующими лицами были буквы. Известен также случай, когда один богатый афинянин подарил своему сыну 24 маленьких раба. Первые буквы их имен соответствовали буквам алфавита. Он надеялся, что это поможет мальчику поскорее его выучить.

    Писали в школе на ди́птихе – это две дощечки, покрытые воском и скрепленные между собой, которые можно было раскрыть как книгу. На внутренней стороне делались записи с помощью сти́ля, металлической палочки, у которой одна сторона была заостренной – ею и делали запись. Другая сторона была похожа на лопаточку, ею стирали написанное.




    Музыке юных афинян учил кифари́ст. Здесь мальчики осваивали игру на таких музыкальных инструментах как ли́ра и кифа́ра. Под звуки этих инструментов ученики пели гимны.


    Затем они начинали посещать гимна́сии. Изначально это были помещения для физических упражнений. Со временем в гимнасии стали приходить афиняне, чтобы пообщаться.

    Здесь можно было пойти в зал для борьбы или кулачного боя, поиграть в мяч, устроить соревнования по бегу или прыжкам в длину.

    После занятий афиняне шли в бани, холодные или горячие, комнаты отдыха, которые также находились в гимнасии. Прогуляться и отдохнуть можно было в садах среди деревьев и прекрасных статуй; по крытым коридорам или по́ртикам. По́ртик – это помещение, крышу которого поддерживают колонны. Вспомните, где в Древней Греции можно было увидеть этот знаменитый портик?


    Академия и Ликей.

    Афинский гражданин должен был уметь общаться и высказывать свои мысли. С юношами занимались учителя рито́рики – науки, которая изучает красоту речи. Частыми были выступления ораторов. Афиняне в гимнасии учились правильно вести спор и убеждать собеседника в том, что он не прав. Вскоре при гимнасиях философы стали открывать свои школы. Самые известные из них это Акаде́мия Плато́на и Лике́й Аристо́теля.

    Платон собирал своих учеников в гимнасии, который находился в местности Академ, неподалеку от Афин. Здесь существовало строгое расписание, по которому проводились встречи с философом и занятия.

    Другой философ – Аристотель – в гимнасии неподалеку от храма Аполлона Лике́йского основал свою школу и назвал ее Ликей. Занятия Аристотель проводил во время прогулок, так ему было легче объяснять и рассуждать.

    Как видите, воспитание и образование в Афинах было направлено на то, чтобы вырастить из юных жителей полиса образованных, умеющих красиво говорить и доказывать свою правоту граждан. При этом не забывали и о том, что каждый афинянин должен быть здоровым и физически развитым.

    Этим афинское воспитание отличалось от спартанского, где главное внимание уделялось физической подготовке и развитию воинских умений.

    Итак, подведем итог. В ходе урока вы узнали, что:

    · девочки в Афинах воспитывались дома и не посещали школу:

    · мальчики начинали ходить в школу с 6 или 7 лет;

    · сопровождать детей в школу и следить за их поведением должен был раб-педагог;

    · в школе мальчики писали на диптихе – двух дощечках, скрепленных между собой;

    · для письма использовали заостренную палочку – стиль;

    · считать учились на специальной доске, которая называлась абак;

    · палестра – это школа, где занимались гимнастическими упражнениями;

    · с 16-18 лет афиняне посещали гимнасии – помещения для физических упражнений, где могли отдохнуть и пообщаться;

    Анастасий Игорь Александрович

    Титкова Ольга Вячеславовна

    Глава 1. Афинская система воспитания……………………………… ………..4

    1.2 Афинское общество и система воспитания………………………………..6

    1.3 Недостатки Афинской демократии…………………………………………8

    1.4. Античное воспитание по Сократу…………………………………………10

    Глава 2. Спартанская система воспитания……………………………… …….11

    2.4 Отличительные особенности………………………………………………. 17

    Цель: изучить древнегреческую систему образования.

    1.познакомиться со спартанской системой воспитания;

    2.рассмотреть афинскую систему воспитания;

    В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.

    Глава 1. Афинская система воспитания

    Школ в Афинах много. Но среди них нет государственных. Школы принадлежат частным лицам. Закон во времена Перикла говорит, что дети меньше принадлежат родителям, чем государству, и нельзя позволять родителям решать – посылать или не посылать детей к учителю. Однако на практике обучение все же не было всеобщим. Платон говорит, что мальчики

    посещающие палестру, в большинстве принадлежит к аристократическим семьям.

    В программу школы входили чтение, письмо, литература, вокальная и инструментальная музыка, физическая тренировка, арифметика и рисование. Сперва писали на дощечках, натертых воском, острым концом металлической или костяной палочки (стиля), другим концом затирали, если написано неверно, и опять сглаживали воск на дощечке. Существовали специальные азбучные пластинки из глины с написанными на них слогами . Постепенно дети приучаются точно копировать образцы письма, полученные от учителя. Тогда дощечка заменяется папирусом, а стиль – тростниковым пером. Чернила, которыми он пользуется, чрезвычайно прочны. Перед употреблением их нужно растирать в воде.

    Арифметика преподавалась наглядно. С помощью яблок, пальцев и других пособий. Больше всего помогала абака – род счетной доски, с углублениями, разграничивавшими единицы, десятки и сотни. В углублениях располагали камешки, имеющие то или иное номинальное значение и с ними наглядно производились арифметические действия не только с целыми числами, но и дробями.

    Приходили в школу рано - с восходом солнца, и оставались до заката. Взрослым не позволялось, не только входить в школу, но даже бродить около нее, за исключением тех случаев, когда они приглашались на школьные праздники, которые устраивались периодически в честь Муз или Гермеса, покровителя красноречия. Исключения делалось только для сына, брата и зятя владельца школы. Каникулы в греческой школе были ранней весной.

    1.2 Афинское общество и система воспитания.

    Афинская демократия считается самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона.

    Несмотря на большое внимание, физическому Воспитанию и изучению боевых искусств в Афинских школах огромное внимание уделялось эстетическому, гуманитарному образованию. Помимо грамматики, арифметики, истории изучалось ораторское искусство и риторика, музыка и графика.

    Наиболее существенными правами гражданина были права на свободу и независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок и помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д. Гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в руках, почитать отеческих богов.

    Народное собрание было важнейшим государственным органом с широкими полномочиями. На нем принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними, избирались должностные лица, решались дела по продовольственному снабжению города, осуществлялся тщательный контроль за юношами, готовящимся получить гражданские права. Важнейшим делом было обсуждение и утверждение государственного бюджета. Каждый афинский гражданин имел право внести на обсуждение проект закона Для того, чтобы привлечь к работе Народного собрания низший слой афинского гражданства, был принят закон, устанавливающий плату за посещение Народного собрания.

    Наряду с Народным собранием действовал также и Совет 500. Важнейшими задачами Совета 500 были подготовка и организация работы Народного собрания и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. В системе афинской демократии было множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутри самих Афин. Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточения власти была исключена. В Афинах принята демократическая структура избрания: кроме военных магистратур, кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов.

    Афинская демократия заботилась об образовании и Воспитании граждан. Начиная с Перикла, т.е. с 40-30 гг. V в. до н.э., власти стали раздавать малоимущим гражданам специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Таким образом, афинская демократия базировалась на широком участии различных категорий граждан, обеспечивала ее общественную активность, создавала условия для развития политического самосознания афинского гражданина.

    1.3. Недостатки Афинской демократии

    Во-первых, афинская демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, также как и метеки, постоянно живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении государством.

    IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи, Сократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н. э., уже не играло в следующем столетии прежней социально - воспитательной роли. Трагедия переживала упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза, напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусство IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., представленная именами Платона и Аристотеля.

    Любопытно, что все греческое образование построено на передаче будущему гражданину ряда навыков, которые ему понадобятся опять же для личного участия в общественных делах. Это подразумевает Воспитание не профессионала в какой-либо области, а личности. Показательно, что часть навыков передается ребенку рабом, т.е. заранее не программируется их употребление по определенному образцу (ведь раб не мог быть образцом жизни для гражданина). В качестве важнейшего фактора общественной жизни личные способности граждан выделяет в своей речи Перикл. Солон проведенные им реформы оценивает как свое личное достижение.

    Чтобы защитить свои интересы, члену полиса приходится считаться с многоплановостью условий гражданской деятельности.

    Перед лицом закона все граждане находились в равном положении, в частные же дела государство не вмешивалось. Защитить собственные интересы, не участвуя в политической борьбе, не представлялось возможным. Сама же политическая борьба происходила на фоне единых полисных установлений, выражающих интересы всех граждан, объединенных законом.

    1.4. Античное воспитание по Сократу

    Истоки античной культуры восходят к III – II тысячелетию до н. э., обнаруживаясь в крито-микенской культуре, которая сыграла роль связующего звена между греко-римской и древнейшими цивилизациями. На острове Крит и некоторых других островах Эгейского моря в этот период возникла самобытная культура, которая славилась искусством, эзотерическими знаниями, особым отношением к жизни, письменностью.

    Традиция письма, зародившаяся на Крите, была принята европейской цивилизацией и прошла путь от пиктографии до слогового письма. Письмом владели знатные жрецы и вельможи, состоятельные граждане, которые обучались в специальных школах, создаваемых при дворцах и храмах. Некоторые правила письма, заложенные в свое время на Крите, такие как написание строк слева на право, сверху вниз, выделение заглавной буквы и др., нашли распространение во всем мире, и дошли до наших дней. Однако культ роскоши и пресыщение стали причинами упадка и гибели крито-микенской культуры.

    Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли Древней Греции связано с культурой городов-полисов (государств) (VI - IV вв. до н. э.). В период расцвета Древней Греции определяющую роль играли два города-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: афинская и спартанская. Отличия этих двух систем общественного воспитания были обусловлены некоторыми особенностями экономического, географического и политического развития, состоянием культуры городов-полисов. Впервые воспитание подрастающего поколения в Древней Греции стало рассматриваться как одна из важнейших функций государства.

    Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек. Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей.

    Сильные и здоровые младенцы передавались на воспитание в семью до семилетнего возраста. Определенную роль в процессе воспитания ребенка первых лет жизни играли физически здоровые и опытные кормилицы.

    После достижения ребенком семилетнего возраста обязанности по воспитанию брало на себя государство. С 7 до 15 лет дети организованно поступали в государственные воспитательные учреждения называемые агеллами, под началом известного властям человека – пайдонома. На данном этапе дети приобретали минимальные навыки чтения и письма, все остальное время было отдано физической подготовке (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба, рукопашный бой) и закаливанию. Воспитанники приучались стойко переносить голод, холод, жажду, выносить боль, быть немногословными и покорными. Любой намек на красноречие пресекался. Дети всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках, во все времена года подростки обходились в качестве верхней одежды легким плащом. Кормили детей скудно, приучали к воровству. Так попавшийся на воровстве подросток, должен был быть жестоко наказан плетьми, но не за воровство, а за то, что он потерпел неудачу.

    Юношей 14-летнего возраста посвящали в эйрены – члены общины. С этих пор у воспитанников появлялись некоторые гражданские права. В процессе посвящения подростка подвергали различным болезненным испытаниям. Как правило, молодых людей подвергали унизительной публичной порке, которую следовало выдержать без стона и слез.

    С 15 до 20 лет к минимальному обучению грамоте добавлялись музыка, пение военных песен и религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственных характер. Методы воспитания становились еще более суровыми. Нравственно-политическим воспитанием молодежи занимались представители старшего поколения, отважные и опытные воины, которые в беседах с юношами рассказывали легенды о героических событиях прошлых лет.

    К 18 – 20 годам эйрены переводились в особую группу эфебов и получали полное вооружение воина, где еще в течение последующих десяти лет совершенствовали свое военное мастерство и постепенно вливались в военную общину полноправными ее членами.

    Воспитание девочек и девушек-спартиаток практически не отличалось от воспитания юношей. Минимальное внимание уделялось общеобразовательной подготовке и более пристальное – физическому воспитанию и военным упражнениям. Задача женщины-спартиатки состояла в несении охраны жилища и держании в повиновении рабов во время отсутствия мужа в периоды военных действий и подавлений восстаний рабов.

    По иному было организовано афинское воспитание. К середине I тыс. до н. э. Афины становятся центром ремесел и торговли, прекраснейшим городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями философов и поэтов, гимнастическими залами и целой системой школ.

    Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела.

    Все свободные афиняне до 7 лет воспитывались дома и получали семейное воспитание. Когда мальчику из состоятельной семьи свободных граждан исполнялось 7 лет, он приступал к обучению в частных и в общественных учебных заведениях. Девочки продолжали получать семейное воспитание, приучаясь вести домашнее хозяйство. Афинская традиция предусматривала для девушки исключительно домашнее воспитание. В семье афинская девушка получала элементарные навыки чтения и письма, а также музыкальную подготовку.

    Следующий этап в обучении древнего афинянина наступал в 13 - 14 лет, когда мальчики поступали в гимнастическую школу – палестру (школу борьбы). В палестрах сутью образования являлось развитие культуры тела. Здесь в течение двух лет ученики интенсивно занимались пятиборьем, которое включало в себя: (плавание, бег, прыжки, метание копья и диска, плавание).

    Для наиболее обеспеченной части молодежи, следующей ступенью образования, могли стать общественные учреждения – гимнасии. В гимнасиях совершенствовали свое образование юноши 16 – 18 лет, где изучали философию, политику, литературу, риторику, диалектику. В этих учебных заведениях у учеников всегда была возможность послушать популярных политиков и философов.

    Завершалось образование афинских юношей 18 – 20 лет в эфебиях – общественных учреждениях по совершенствованию военного мастерства. В течение двух лет молодые люди изучали военное ремесло: строительство укреплений, управление военными машинами, несение службы в городских гарнизонах, верховая езда, стрельба из лука, метание дротика и пр.

    Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных мыслителей, в философские концепции которых вплетены идеи, касающиеся воспитания.

    Софисты (от греч. sophist’s – искусник, мудрец) – по сути, были первыми профессиональными учителями, которые предлагали свои знания за высокое вознаграждение. Софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифон) не оставили после себя единой школы. Общими в их взглядах были отказ от религии, рациональное объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм (идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания).

    Переходя из города в город, софисты были популяризаторами новой философии, естествознания, правоведения, служили носителями оригинальных взглядов и идей. Они стремились к тому, чтобы их ученики, действуя в условиях полисной демократии, умели внушать собеседнику свое мнение, подчинять его своему влиянию.

    Читайте также: