Кто имел право на установление толкование и защиту дхармы в древней индии брахманы

Обновлено: 02.07.2024

Рассмотрение предписаний члену общества, исполнение которых считается добродетелью, изложенных в "Законах Ману". Описание сословно-варнового деления индийского общества, правового положения брахманов, кшатариев, вайшьев, шудр согласно положениям сборника.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.06.2016
Размер файла 24,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1.Закон Ману. Общие сведения

3. Правовое положение брахманов

4 Правовое положение кшатариев

5 Правовое положение вайшьев

6 Правовое положение шудр

Список используемой литературы

Спокойствие народной жизни в стране Ганга дало брахманам возможность развить с полною последовательностью систему кастового устройства и заменить древнюю натуралистическую религию Вед пантеистическим вероучением брахманизма. Оно благоприятствовало и успеху их стремления переделать форму государственной и общественной жизни, превратить ограниченную власть царей патриархального времени в деспотизм, опирающийся на войско и духовенство.

Чтобы подвести общественную жизнь под регламентацию, определяющую правила для каждого движения, чтобы наложить на все в стране владычество своей системы, брахманам необходимо было иметь какую-нибудь книгу, которой они могли бы приписывать такой же авторитет в житейских делах, как Ведам в религиозных. Для этого они собрали древние юридические обычаи арийцев, переделали эти изустные предания сообразно современным своим надобностям, прибавили к ним новые определения и постановления, и чтобы придать своему сборнику высокое и общепризнанное значение, приписали его Ману.

1. Закон Ману. Общие сведения

Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выд-вигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию со-циального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами. Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп -- варн.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией.

Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни. За каждой варной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучать священные книги, молиться, получать подарки -- привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр -- единожды рожденных). Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в строгом соот-ветствии с принадлежностью к той или иной варне.

3. Правовое положение Бархманов

Первый по важности и привилегиям считалась Варна жрецов - брахманов. По официальным представлениям брахман - высший из людей. Он предстает в древнеиндийских текстах великим божеством в человеческом облике. Считалось, что его духовная сила столь велика, что брахман может мгновенно уничтожить царя и его войско, если они попытаются посягнуть на его права. Брахман требовал особых, освященных законом привилегий и во всем притязал на превосходство, почести и поклонение. Даже буддийский канон, хотя и отвергает чрезмерные притязания брахманов и постоянно подчеркивает превосходство кшатрия над брахманом, признает величие последнего, если он искренен и благочестив.

Нередко брахман пользовался покровительством царя или вождя. Ему давалась в дар земля, обрабатывавшаяся крестьянами, которые платили налоги не царю, а брахману. Но существовали и брахманы-землевладельцы, обширные имения которых обрабатывали наемные работники или рабы. Брахман-священнослужитель мог занимать высокое положение при дворе, и выше уже отмечалось значение пурохиты в государстве. Другие брахманы могли достичь благосостояния и завоевать положение в обществе в качестве наставников в священном знании и иных науках.

4 Правовое положение кшатариев

В период после Маурьев теоретически гегемония брахманов была установлена в большей части Индии, фактически же варна кшатриев занимала приблизительно такое же положение или даже более высокое. В древней Индии воинское сословие, начиная с великих императоров и кончая мелкими вождями, пополнялось из всех этнических групп и социальных слоев, и таким путем все завоеватели Индии вплоть до мусульманского вторжения получали свое место в социальной иерархии. Обо всех воинственных народах, живущих на периферии арийской цивилизации,- греках (явана), скифах (шака), парфянах (пахлава) - Ману отзывается как о кшатриях, которые утратили благородство вследствие пренебрежения к священному закону, но которые могут снова войти в лоно ариев, если вернутся к праведному образу жизни и принесут необходимые покаянные жертвы. Подобное условие может быть отнесено почти ко всем народам-завоевателям, и раджпуты, которые в позднейшие времена были наиболее типичными кшатриями, в значительной части происходили от таких завоевателей.

5. Правовое положение вайшьев

Название вайшьи произошло от слова "виш" - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников, хотя и имевшее права на услуги жречества и на священный шнур инициационного обряда,- были всего лишь третьей варной, после брахманов и кшатриев. Тексты ранней брахманской литературы рисуют его несчастным, забитым земледельцем или мелким торговцем, который для представителей высших сословий представляет интерес лишь как источник прибыли.

Вайшья сам мог быть эксплуататором. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники и рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее распространенном мелконатуральном хозяйстве общинника в использовании труда рабов не было нужды. Невелико было число рабов и в ремесле.

6. Правовое положение шудр

С формированием этой варны связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества. Разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабство.

По мере того как брахманские нормы поведения становились все более строгими, те группы населения, которые отказывались принять ортодоксальную систему или упорно придерживались старых обычаев, давно признанных предосудительными, опускались до положения, шудр. До сих пор есть касты, которые считают себя кшатриями, но в глазах брахманов занимают униженное положение шудр, потому что придерживаются таких запретных обычаев, как употребление в пищу мяса или вторичное замужество вдов. Незаконнорожденные дети, даже чистокровного происхождения от высших сословий, считались шудрами.

На основе всего вышеизложенного сделаем вывод:

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. В семейных отношениях - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешивание варн.

ману варновый индийский брахман

Список используемой литературы

Законы Ману (пер. Эльмановича С.Д.) Серия: Антология мудрости 2002.

История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А.- М.- Издательство НОРМА, 1996. - 480 с.

История государства и права зарубежных стран. Учебник. Под редакцией К.И. Батыра. М. Проспект, 2004.

Чудо, которым была Индия / А.Л. Бэшем - М., 2000.

Всеобщая история права и государства / В.Г. Графский - М., 2001.

Подобные документы

Структура и содержание законов Ману - сборника религиозно-моральных наставлений. Правовое положение в Древней Индии разных сословных групп - варн брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр. Становление административно-военного и судового аппаратов государства.

реферат [35,2 K], добавлен 20.10.2011

Предписания Ману-самхита и Артхашастры о семейных отношениях. Свадебные традиции согласно Ману-самхита. Соотношение прав мужчин и женщин в Древней Индии. Обзорная характеристика исследований Законов Ману и правового положения женщины в индийском обществе.

курсовая работа [41,7 K], добавлен 29.12.2012

Социально-экономическая история и культура, социальная стратификация Древней Индии. Общая характеристика законов Ману. Касты как основа формирования и расслоения общества. Структура древнеиндийского общества. Правовое положение высших и низших каст.

курсовая работа [48,4 K], добавлен 16.05.2013

Изучение правовой системы восточных стран. Государственно-общественный строй и уголовное судопроизводство Древней Индии по Законам Ману. Аксиологические особенности религиозных и этических норм, закрепленных в законах в контексте теории "чистого права".

курсовая работа [29,9 K], добавлен 14.06.2014

Особенности общественного и государственного строя в Древней Индии. Кастовое деление общества. Нормы гражданского законодательства в Индии. Право собственности и основания его возникновения по Законам Ману. Уголовное право и процесс по Законам Ману.

касты в индии

По учению вед, Брахма разделил людей на четыре сословия, называемые варнами. Первую варну, брахманов, предназначенную просвещатъ человечество и управлять им, он сотворил из своей головы или рта; вторую, кшатрий (воинов), защитников общества, из руки; третью, вайшьи, питателей государства, — из живота; четвертую, шудр, из ног, уделив ей в вечный удел — служить высшим варнам. Со временем варны подразделились на множество подкаст и каст, называемых в Индии джати. Европейской название — каста.

Итак, четыре древние касты Индии, их права и обязанности согласно древнему закону Ману*, неукоснительно исполнявшемуся в Древней Индии.

Брахманы

Неприкосновенность брахмана и жизнь его охраняются кровавыми законами. Если шудра осмелится словесно оскорбить брахмана, то закон велит вбить ему в горло, на десять вершков, раскаленное железо; а если ему вздумается сделать брахману какое-нибудь наставление, несчастному заливают рот и уши кипящим маслом. С другой стороны, позволено всякому принимать ложную присягу или лжесвидетельствовать перед судом, если этими поступками можно спасти брахмана от осуждения.

Брахман не может быть, ни под каким условием, ни казнен, ни наказан, ни телесно, ни денежно, хотя был бы уличен в самых возмутительных преступлениях: единственное наказание, которому он подвержен, есть удаление из отечества, или исключение из касты.

Брахманы делятся на мирян и духовных, и подразделяются по своим занятиям, на различные классы. Примечательно, что между духовными брахманами, жрецы занимают нижнюю ступень, а высшую — те, которые посвятили себя только толкованию священных книг. Мирские брахманы — это советники короля, судьи и другие высшие чины.

Весь образ жизни брахмана построен на соблюдении целого свода строжайших правил. Например, всем брахманам запрещается принимать подарки от лиц недостойных ( низших каст). Музыка, танцы, охота и азартная игра, запрещены также всем брахманам. А вот употребление вина и всяких горячительных вещей, как то: лук, чеснок, яйца, рыба, любое мясо, кроме от животных, заколотых на жертву богам — запрещены только нижним брахманам.

Брахман осквернит себя, если сядет за один стол даже с королем, не говоря уже о членах нижних каст или собственных женах. Он обязан не смотреть на солнце в определенные часы и выходить из дому во время дождя; он не может шагать через веревку, к которой привязана корова, и должен проходить мимо этого священного животного или идола, не иначе как оставляя их справа от себя.

В случае нужды брахману разрешается просить милостыню у людей трех высших каст и заниматься торговлей; но ни под каким видом, он не может служить кому-бы то ни было.

Брахман, желающий удостоиться почётного звания толкователя законов и верховного гуру, готовится к этому разными лишениями. Он отрекается от брака, предается основательному изучению вед в каком-нибудь монастыре, в продолжение 12-ти лет, удерживаясь в последние 5 даже от разговора и объясняясь лишь знаками; таким образом, достигает он наконец желанной цели, и делается духовным учителем.

Денежное обеспечение брахманской касты тоже предусмотрено законом. Щедрость к брахманам составляет религиозную добродетель для всех верующих, и есть прямая обязанность правителей. По смерти безродного брахмана имущество его обращается не в казну, а в касту. Брахман не платит никаких налогов. Гром убил бы короля, дерзнувшего посягнуть на лицо или имущество брахмана; бедного брахмана содержат за государственный счёт.

Жизнь брахмана поделена на 4 этапа.

Второй этап начинается после ритуала посвящения или перерождения, который юноша проходит после окончания учения. С этой минуты он — дважды рожденный. В этот период он вступает в брак, воспитывает свою семью и исполняет обязанности брахмана.

Проведя таким образом 22 года в молитве и посте, брахман вступает в четвертый отдел жизни, называемый саньяса. Тут только он освобождается от всяких наружных обрядов. Старик-отшельник углубляется в совершенное созерцание. Душа брахмана, умершего в состоянии саньяса тотчас обретает слияние с божеством (нирвана); а тело его в сидячем положении опускается в яму и обсыпается кругом солью.

Цвет одежды брахмана зависел от того в каком духовном укладе они состояли. Саньяси, монахи, отрекшиеся от мира носили одежду оранжевого цвета, семейные — белого.

Кшатрии

Вторую касту составляют кшатрии, воины. По закону Мену члены этой касты могли приносить жертвы, и изучение вед вменялось в особенную обязанность князьям и героям; но впоследствии брамины оставили им одно позволение читать или слушать веды, не разбирая и не толкуя их, а право изъяснения текстов присвоили себе.

С малыми исключениями, все короли, князья, полководцы и первые правители принадлежат ко второй касте; судебная-же часть и управление воспитанием находились издревле в руках браминов(брахманов). Кшатриям разрешено потребление всякого мяса, кроме говядины. Каста эта делилась прежде на три части: к высшему классу принадлежали все владетельные и невладетельные князья (райи) и их дети (райянутры).

Кшатрии носили одежду красного цвета.

Вайшьи

Третью касту составляют вайшьи. Прежде и они участвовали, как в жертвоприношениях, так и в праве читать веды, но впоследствии, стараниями брахманов, утратили эти преимущества. Хотя вайшьи стояли гораздо ниже кшатриев, но все-таки занимали почётное место в обществе. Они должны были заниматься торговлей, хлебопашеством и скотоводством. Права вайшьи на собственность уважались, и поля его считались неприкосновенными. Он имел освященное религией право пускать деньги в рост.

Высшие касты — браминов, кшатрий и вайшьи, пользовались все три шарфом, сенаром, всякая каста — своим, и назывались дважды рожденными, в противоположность однажды рожденным — шудрам.

Шудры

Обязанность шудры, говорит кратко Мену: служить трем высшим кастам. Всего лучше для шудры служить брамину, за иеимением его кшатрие, и наконец уж вайшьи. В таком единственно случае, если он не найдет возможности вступить в услужение, разрешается ему заняться полезным ремеслом. Душа шудры, с усердием и честно прослужившего всю жизнь брамину, при переселении, возрождается в человека высшей касты.

Шудре запрещается даже глядеть на веды. Брахман не имеет права не только толковать вед шудре, но обязан и читать их про себя в присутствии последнего. Брамин, который позволит себе истолковывать шудре закон, или объяснять ему способы покаяния, будет наказан в аду Асамарите.

Нам, европейцам, довольно трудно понять столь чуждый мир и мы, поневоле, хотим подвести все под свои понятия, — а это-то и вводит нас в заблуждение. Так, например по понятиям индусов, шудры составляют класс людей, значенных природою для служения вообще, но, вместе с тем они не считаются рабами, не составляют собственности частных лиц.

Отношение господ к шудрам, несмотря на приведенные примеры бесчеловечного взгляда на них, с точки религиозной, было определено гражданским законом, — особенно мера и способ наказаний, которые во всем совпадали с патриархальными наказаниями, допускаемыми народным обычаем в отношениях отца к сыну или старшего брата к младшему, мужа к жене, и гуру к ученику.

Нечистые касты

Как практически везде женщина подвергалась дискриминации и всевозможным ограничениям, так и в Индии строгость разделения каст тяготеет гораздо более на женщине, чем на мужчине. Мужчине, при вступлении во второй брак позволяется выбрать жену из низшей касты, кроме шудры. Так, например, брамин может жениться на женщине второй и даже третьей касты; дети от этого смешаннаго брака займут среднюю степень между кастами отца и матери. Женщина же, выходя замуж за мужчину низшей касты, совершает преступление: она оскверняет и себя и все свое потомство. Шудры могут вступать в брак только между собою.

Смешение любой из каст с шудрами порождает нечистые касты, из которых самая презренная та, которая происходит от смешения шудры с браминкою. Члены этой касты называются чандалами, и должны быть палачами или живодерами; прикосновение чандала влечет за собою изгнание из касты.

Неприкасаемые

Ниже нечистых каст стоит еще жалкий род парий. Они занимаются вместе с чандалами самые низкие работы. Парии сдирают с падали кожу, выработывают ее, а мясо съедают; но от коровьяго мяса воздерживаются. Прикосновение их оскверняет не только человека, но и предметы. Они имеют свои особые колодцы; подле городов им отводится особый квартал, окруженный рвом и рогатками. В деревнях они тоже не имеют права показываться, но должны скрываться в лесах, пещерах и болотах.

Брамин, оскверненный тенью парии, должен омыться в священных водах Ганга, ибо только они в состоянии смыть такое пятно посрамления.

Но и пулаи может отдохнуть на минуту от подавляющего его всеобщаго презрения; есть человеческия создания еще жалче, ниже его: это париары, — ниже потому, что, разделяя все унижение пулаи, они позволяют себе есть и коровье мясо. Можете представить себе, как содрогается душа правовернаго индуса при таком святотатстве, и поэтому европейцы и мусульмане, которые тоже не уважают неприкосновенности тучных индийских коров и знакомят их с местоположением своей кухни, все они в его мнении, нравственно, вполне совпадают с презренным париаром.

Касты в современной Индии

Несмотря на то, что касты в Индии существовали в течение более чем двух тысячелетий, их влияние и значимость в обществе (особенно в городах) постепенно утрачивается, хотя в сельской местности этот процесс идёт довольно медленно. В больших городах касты особенно быстро утрачивают своё значение среди либеральной интеллигенции, а также в бизнес-сообществе.

Юридически, в гражданском отношении, все индийские касты равны. В 1997 году Президентом Индии был избран Кочерил Раман Нараянан, происходящий из касты неприкасаемых. Основным автором проекта Конституции Индии и её первым министром юстиции был Бхимрао Рамджи Амбедкар, тоже происходивший из касты неприкасаемых.

Читать онлайн

книги о тайнах и загадках истории, а также о необъяснимых явлениях на нашем сайте

Весь лит. корпус Др.Индии подразделяется на несколько периодов. Сначала идут Веды, т.е. ка-нонический состав - источник дхармы и традиции, и практики тех, кто знает их [Веды].

К ним примыкает Веданта - "завершение Вед", поясняющая их высшее значение. Состоит из Упанишад - изложения философской сущности брахманизма при помощи сутр .

Затем следует литература шастр -> полная систематизация этого учения, разъяснение дхармы в форме шастр - толкование смысла, а не просто его закрепление на бумаге.

Позднейшей стадией считается литература smrti (священное предание) или sruti ("откровение") - по-пытка придать упорядоченному учению значение всеобщности, т.е. превратить учение в догмат (истинное знание в его законченном внешнем выражении).

Это были не просто Веды, сутры, шастры и т.п., а дхармасутры, дхармашастры, дхармасмрити, т.к. вся литература индуизма - толкование только одного понятия - dharma. Дхарма - не только самый главный источник права, право вообще, но и целая философская система. Ее цель - управление всеми формами жизни. Мировая ось, на которой держится все живое, вся вселенная. Каждая вещь, существо (в т.ч. человек) может быть познана по своему главному свойству - дхарме. Дхарма огня - жечь, воды - утолять жажду и гасить огонь. Dharma - божественное право. Это основа древнеиндийского права.

Следующим по значению источником права в Индии был указ царя. По форме - индивидуализация дхармы. Часто это выражалось в обязательном обозначении санкции за несоблюдение указа. Сама дхарма обеспечивалась санкцией общего характера, поэтому царский указ формально = индивидуализации этого наказания. Указ царя вводил четкие формальные рамки, применял дхарму к частному случаю.

Следующий источник права – т.н. vyavahara: (1) частноправовой договор, заключенный на основе дхармы, и (2) судебное разбирательство, процесс судоговорения, в форме судебных решений.

Последний источник права - обычай арийских племен. Он формализовывался в литературе, становясь писаным обычным правом. Но обычай в устной форме продолжает играть роль.

Наиболее значимым в юридическом отношении памятником дхармашастр являются законы Ману и Артхашастра. Главный юр.сборник шастр – Narada до сих пор на русский язык не переведен. Все шастры создавались не одновременно, не органом государства, а путем кропотливой работы философских школ брахманизма.

Считается, что законы Ману старше Артхашастры. Первое упоминание - 9 в. до РХ. Речь в них - от первого лица - легендарного прародителя людей – Ману, и часто этот памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия прослеживается связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.

Законы состоят из 2685 стихов (шлок), разделенных на 12 глав. Несмотря на бессистемность изло-жения материала, его распределение - вполне удобно для изучения. Рассказывается о сотворении мира, занятиях сословий, правах и обязанностях домохозяина, праве наследования, функциях царя, принципах его политики и гос. управлении, совершении обрядов, наставления для отшельников и аскетов, нормы праведного образа жизни. Свидетельства о положении отдельных социальных групп, в т.ч. шудр, рабов, наемных работников, о статусе четырех варн, судопроизводстве, налоговой системе.

Гл.1 учение о варнах

Гл.2 понятие кармы и порядок изучения Вед;

Гл.3 общие постановления о брачном праве;

Гл.4 учение о дхарме, ее ритуальной стороне;

Гл.5 постановления о форме брака;

Гл.6 ритуальные постановления;

Гл.7 публичное право древней Индии или учение о царской власти и государстве;

Гл. 8 сведения о процессе, вещном и обязательственном праве;

Гл. 9 снова возвращается к вопросам семьи и брака, регулирует наследственное право;

Гл.10 различные вопросы учения о варнах;

Гл.11 уголовное право;

Гл.12 заключительные постановления о дхарме.

Важная особенность - грамматическая форма: оптатив-потенциалис (желательность или необходимость совершения действия, но не его обязательность, установленная в законодательном по-рядке).

Еще одна особенность - своеобразная техника передачи правила об исключении из общего правила, которое делается в бессистемной, каузальной форме. Например: если у мужа нет детей от жены, то она может спать с его братом, но в другой главе это квалифицируется как прелюбодеяние. Т.е., не развит аппарат абстрактного (отвлеченного) мышления

Законы Ману пользовались огромным авторитетом в Индии. Им принадлежит особое место среди дхармашастр. Собственно праву посвящены только несколько глав. Попытка систематизировать нормы права, но смешиваются частные правонарушения и преступления. Прослеживается логика изложения материала, но нет выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

Автор - Каутилья (Чанакья), министр царя Чанд-рагупты (индийский Макиавелли). Но учение Каутильи морально, т.к. основано на дхарме. Понятие о материальном благе, его толкование в практическом смысле политики занимает центральное место в трактате. Это учение об общем, государственном благе. Материальное благо - одно из составляющих царской власти, царя вообще. В этом дхарма царя, но не кшатрия, хотя сам царь по варне кшатрий.

Памятник состоит из 15 отделов или книг, 150 глав и 6000 шлок. Его внутренняя структура достаточно систематизирована и включает: правила поведения (различные методы и способы управления ближайшим окружением царя, классификация наук); обязанности надзирателей (задачи гос.управления в сфере хозяйства); судоустройство (вопросы процесса и частного права); вопросы гос.иска, контроля, наказания за некоторые виды тяжких преступлений; методы айной политики; философские основания государства; методы внешней политики и дипломатии; чрезвычайное положение государства, стихийные бедствия, нашествия противника; способы ведения войны, управления армией.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

в инд. философии закон, истина, учение, право, долг, добродетель, свойство; в учении буддизма – элементы бытия, из которых слагается все сущее.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(санскр.) – одно из распространенных понятий инд. философии и религии, гл. обр. буддизма. В Ведах слово "дхарман" имело несколько значений: поддержка, твердая опора; закон, твердо установленный порядок или обычай; закон или порядок богов – Митры и Варуны; действие, получаемое от жертвоприношения какому-либо богу, и т.д. В инд. философии понятие "Д." употреблялось в самом широком смысле, означая и порядок, и закон, и религию, и справедливость, и нравственность, и слово и т.д. Термин "Д." имеет и социальный смысл: каждый человек обладает своей Д., принадлежит к той или иной касте (варне). В религ. системах основное значение термина "Д." – бог, абсолют.

Особый смысл приобретает Д. в буддийской философии. Буддисты отрицали существование вечной неизменной субстанции. Поэтому, объясняя изменчивость мира, они представляли все материальные и духовные явления состоящими из отд. мгновенных элементов – Д. Каждая Д. несет только один определ. признак. Д., воспринимаемая глазом, не может восприниматься ухом или др. органами чувств. "Дхарма, – писал философ Васубандху (5 в. н.э.), – означает то, что носит (dharana) свой собственный признак (svalaksana)" ("L'Abhidharmakosa", trad, par L. de la Vallée Poussin, P., 1923, Chap. 1, p. 4). Все Д. не субстанциональны, не имеют протяжения ни во времени, ни в пространстве.

Д. делились буддистами на "чистые", не ведущие к "пороку", и на "нечистые", или "ведущие к пороку", на обусловленные и не обусловленные, на составные и не составные (к числу последних относилась нирвана). Высшее знание, по учению буддистов, состоит в проникновении в Д., а цель знания – в подавлении беспокойства Д. и в достижении нирваны.

Ряд буддийских школ (тхеравадины и сарвастивадины) считали Д. реально существующими, мадхьямики же и йогачары доказывали их нереальность, иллюзорность. Европейские исследователи буддизма (Э. Бюрнуф, Г. Ольденберг, М. Мюллер) переводили слово Д. как "порядок", "закон". Ф. И. Щербатской и О. О. Розенберг предложили филос. объяснение термина "Д." – элемент бытия, элемент сознания (см. О. О. Розенберг, Проблемы буддийской философии, П., 1918, с. 87). Ряд совр. зарубежных буддологов в зависимости от источника и контекста переводят понятие Д. как "объект мысли" или "психо-физические элементы существования" (Lamotte E., Histoire du bouddhisme indien, Louvain, 1958, p.33–34; "Buddhist wisdom books", ed Conze Ε., L., 1958, p. 44).

Лит.: Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма, ч. 2, П., 1918, гл. 4; Steherbatsky Th., The central conception of Buddhism and the meaning of the word"Dharma", L., 1923; Dhammassangani, trad, par A. Bareau, P., 1953.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

ДХАРМА (санскр. dharma, пали dhanuna) — одно из важнейших понятий всей индийской мысли, однозначно непереводимое на европейские языки ввиду своей принципиальной многозначности, но в самом общем виде означающее “порядок”, “парадигму”, “норму” существования и развития как космоса, так и общества; регулятивный духовный, социальный и нравственный “закон”. Объем понятия “дхарма” включает, т. о., значения и “религии”, и “права”, и “морали”. В системе целей человеческого существования (пурушартха) следование дхарме — одна из четырех основных задач-ориентиров, три остальные “координируются” в перспективе дхармы. Среди понятий, наиболее близких дхарме, можно выделить “истину” (сатья), “заслугу” (пунья), “благо” (шреяс); ее антоним— адхарма. Истоки понятия дхармы восходят еще к “Ригведе” (ср. дхарман), а именно к понятию “рита” (букв.—приведенное в движение), означающему порядок и регуляцию мироздания, “опекаемые”, в свою очередь, божествами Митрой и Варуной. В “Брихадараньяка-упанишаде” дхарма — сущность царской власти, высшее начало, тождественное правде или познавательной и моральной истине (1.4.14; 11.5.11). В “Чхандогья-упанишаде” различаются три “ветви” дхармы, имеющей значение “долга”: жертвоприношение, изучение Вед, подаяние; подвижничество; ученичество и аскеза (11.23.1). В “Тайттирия-упанишаде” дхарма сополагается с истиной и благом, и это тем более важно, что соответствующий пассаж моделирует “корневые” понятия брахманизма (1.11).

Дхарма становится центральным понятием буддизма. В палийских текстах дхарма — одно из “трех сокровищ” (триратна) буддизма наряду с Буддой и общиной и соответствует буддийскому учению как таковому. Одновременно дхарма — сокровенная часть этого учения, напр. формула стадиального происхождения состояний индивида (пратитья-самутпада). Дхарма идентична и четырем благородным истинам Будды о страдании. Поэтому дхарма — это и весь практический аспект буддизма, включающий три основных компонента мудрости (панна), нравственного поведения (сила) и медитации (джхана). В буддийских текстах различаются дхамма (в единственном числе)— праведность в целом и дхаммы (во множественном числе) — нравственные опыты и ситуации (Тхерагатха, ст. 30, ср. 304 и т. д.). Дхарма в эдиктах Ашоки близка понятию естественной морали. Буддхагхоса в комментариях к “Дигханикае” (1.99) и “Дхаммападе” (1.22) включает в значение дхармы также собрание буддийских текстов, космический закон и всю проповедь учения.

Основы интерпретации дхармы как базовой категории индуизма были заложены уже в эпоху Будды — в сер. 1-го тыс. до н. э. в текстах, так и называвшихся дхармасутрами, содержавших правила поведения индивида в зависимости от его нахождения на той или иной стадии жизни (ашрамы ученика, домохозяина, лесного отшельника, аскета). Наряду с этой “вертикальной” схемой составители дхармасутр разрабатывали и “горизонтальную” — обязанности в соответствии с варной (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Потому в этих памятниках и следующих за ними дхармашастрах дхарма соответствует варнаашрама-дхарме. “Вертикальный” и “горизонтальный” срезы дхармы соединяются в свадхарму (букв. — своя дхарма). В “Бхагавадгите” апелляция к свадхарме становится решающей: “лучше своя дхарма плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая” (III.35, ср. XVIII.45 и т. д.). Уже в эпоху “Законов Ману” (1—2 вв.) встает вопрос об источниках знания о дхарме. “Корнями дхармы” объявляются Веда, предание (смрити), образ жизни знатоков Веды, поведение добродетельных и внутреннее согласие души с предписаниями (11.6).

Среди брахманистских философских школ, исследовавших проблематику дхармы, выделяется миманса. По “Мимансасутрам”, “дхарма — это объект, определяемый через специфическую связь с предписанием” (1.1.2). Источником познания дхармы не может быть восприятие, но только авторитетное наставление (1.1.3—5). Комментаторы уточняют это положение в том смысле, что восприятие, логический вывод и все опирающиеся на них источники знания (праманы) имеют дело с сущим, а не с должным, обеспечивают дескриптивное, а не прескриптивное знание. Дхарма познается из Веды, которая авторитетна вследствие своей “несозданности”.

В “Вайшешика-сутрах” дхарма—то, благодаря чему осуществляются преуспеяние (абхъюдайя) и высшее благо (1.1.2). В “Падартхадхармасанграхе” Прашастапады дхарма является началом сверхчувственным и реализуемым в зависимости от принадлежности к варне и ашраме. В “Ньяябхашье” Ватсьяяны утверждается, что с разрушением одного тела дхарма и адхарма каким-то образом воздействуют на материю, составляющую новое тело. Джаянта Бхатта в “Ньяя-манджари” полемизирует с тезисом мимансы относительно непознаваемости дхармы через восприятие: йогическое восприятие может быть источником этого познания, и если коты видят в темноте, то почему мудрецыриши не могут видеть дхарму?

Концепция дхармы в адвайта-веданте разрабатывается в полемике с мимансой. Осмысляя различие самих предметов мимансы и веданты —дхармы и Брахмана, Шанкара в “Брахма-сутра-бхашье” намечает целый ряд противопоставлений: постижение дхармы имеет результатом преуспеяние, зависимое от совершенных действий, но не конечное благо, от действий не зависящее; дхарма есть нечто, отодвигаемое на будущее, тогда как Брахман есть вечноприсутствующее; предписания в связи с дхармой “привязывают” ум к определенным желаемым объектам, тогда как инструкции по познанию Брахмана пробуждают разумение (1.1.1). Т. о., миманса и веданта противостоят друг другу как “философия действия” и “философия узнавания”. В комментарии же к “Бхагавадгите” Шанкара подчеркивает, что императив исполнения “своей дхармы” актуален только для тех, кто не достиг еще познания Брахмана: предписания дхармы релятивизируются в связи с различиями в уровнях познания.

В джайнской онтологии дхарма и адхарма означают субстанции, обеспечивающие возможности для движения и покоя в мире.

Лит.: Creel А. В. Dhanna in Hindu Ethics. Calcutta, 1977; Kalupahana D. 1. Dhanuna (1).— Encyclopedia of Buddhism (Colombo), 1988, v. 4, fasc. 3.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Читайте также: