Кто имеет право самостоятельно толковать коран

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня хотелось бы поговорить на тему, связанную с пониманием Корана. Ведь многие из мусульман уверены, что текст Корана без надлежащего его толкования и комментариев понять невозможно. Но парадокс состоит в том, что Аллах в своей же Книге об этом говорит совсем обратное. Он говорит:

Аллах установил свой ключ к пониманию Корана, который проходит через истинную веру и надежду только на Аллаха, а также привел методологию понимания Корана через толкование аятов аятами.

Но большинство ученых уверены, что единственным ключом к пониманию Корана является толкование Посланника, а вся идея и концепция заключена в сунне и хадисах от него. Такой подход ученых к Книге Аллаха, делает Коран зависимым от Посланника и от самих ученых. Получается, что без помощи и вмешательства человека, Коран – это непонятный набор предложений и слов, которые могут расшифровать только люди-мудрецы, а всем остальным понимание Корана просто не по зубам. Это положение привело к тому, что многие тафсиры (толкования Корана) просто напросто заполнены мнениями ученых, ложными хадисами, мистикой, чудом, самопроизволом и исраилиятом (еврейской традицией).

Как видим, в суре Камер Аллах произносит эти понятные слова аж, четыре раза подряд. Аллах открыто говорит, что Коран понятен для всех, кто думает над ним. Но исламские ученые, несмотря на эти Слова, твердо и настойчиво утверждают, что Коран непонятен без толкования его со стороны самого Посланника и со стороны исламских ученых. Следовательно, ученые определили, что толкование Корана со стороны Посланника – это сунна и хадисы, а толкование со стороны ученых – это иджма и кияс.

Давайте подумаем над следующим аятом:

Мы не раз повторяли эту тему и видимо, будем еще много о ней напоминать потому, что это явное заблуждение со стороны ученых по отношению к Корану. А выход из заблуждения возможен только так, что людям нужно постоянно напоминать об истине и правде, за которыми пойдут именно те, кто искренне в это верит.

Далее, в вышеупомянутом аяте Аллах предписал своему Посланнику, чтобы он на основе этой ниспосланной ему Книге – Коране, увещевал и наставлял верующим истину, которая должна была привести их к верному пути Аллаха. В продолжении аята Аллах говорит, что Коран, который мы тебе дали не будет сжимать и стеснять твое сердце, то есть мы в Коране упомянем обо всем, о чем тебя спросят и не спросят, чтобы ты не утруждался искать ответы на всевозможные вопросы людей.

А в завершении аята Всевышний говорит, чтобы мы следовали за тем, что ниспослано нам от Него и напоминает, чтобы мы не следовали за другими покровителями и помощниками, помимо Него. И напоминает, что мы очень мало думаем над этими аятами и не размышляем над мирозданием. Потому, что Коран – это такая истина от Аллаха, которая уничтожила всю ложь. Вспомним Слова Аллаха:

А теперь обратите внимание на следующие аяты, которые указывают на то, что Посланник ни один аят Корана не толковал по своей воле и умению. Толкование и разъяснение к аятам в Коране делает сам Аллах. А Посланнику остается лишь передать людям эти разъясненные Аллахом аяты так, как есть. Об этой истине говорится так:

Как видим, все права на разъяснение и толкование Корана, находятся у самого Аллаха. Поэтому вспомним аят, который является основой и дает ответы на все вопросы по этой теме. Аллах говорит так:

Как видим, все, кто поистине читает Коран и старается его понять знают, что Коран объясняется (тафсиль) и толкуется / разъясняется (тафсир) самим Аллахом. Всевышний не позволил это даже своему Посланнику и естественно, не позволит ученым. Но мусульманские ученые, вслед за иудейскими, нарушили это условие Аллаха и написали множество книг разъясняющих Коран. Поэтому аят, который характеризует иудейские преступления в отношении Таврата и Инджиля, полностью характеризует преступления многих мусульманских ученых в отношении Корана. Аят не нужно толковать, ибо он сам говорит за себя:

В следствии этого люди стали тратить всю свою сознательную жизнь на изучение и познание трудов этих ученых, при этом Коран оставался далеко за пределами этого познания. Множество тафсиров предлагает множество мнений самих же ученых, которые понимали Коран и писали к нему толкования через свою призму виденья, через свою идеологию, через свою культуру, через свои традиции…

И в завершение хотелось бы представить вам важные факты того, что мысли среди мусульман о непонятности Корана, полностью исходят из иудаизма. Ведь не секрет, что в иудаизме есть аналогичное мнение о том, что Тора (Пятикнижие) не понятна. Итак, представляем вам сведения, которые были полностью взяты из интернета:

Опять же, комментарии к Торе (Пятикнижию) можно сравнить с написанными шархами к хадисам. А Мидраши – это тафсиры к Торе…

Возникает вопрос, а как Коран, разъясненный самим Аллахом и понятный для всех, кто хочет его понять, стал таким непонятным? Ведь его понимали Абу Джахиль, Абу Ляхаб и другие мушрики. Его понимали и мединские иудеи и все остальные. А то, что они не приняли его и отвергли, это совсем другой вопрос…

А как можно отвергать то, что не понимаешь и совсем непонятно? В итоге получается так, что принимают и отвергают Слово Аллаха именно те, кто понимают его. Другое дело, почему одни принимают его, а другие отвергают. Основная причина того, что Коран отвергают это то, что Коран нарушает интересы многих людей! Аллах говорит так:

Перечислим условия, которым должен соответствовать составитель тафсира, т. е. толкования.

1. Он должен в совершенстве знать арабский язык и его семантику. Не владеющему, таким образом, языком нельзя составлять тафсир. Он должен в совершенстве владеть грамматикой арабского языка. Смысл каждого слова меняется даже с изменением огласовок.

2. В совершенстве должен владеть наукой сарф (морфология и склонение) . Т. е. надо знать основу каждого слова, словообразование, и изменение смысла по формам. Не зная все это весь Коран можно понять неправильно.

3. Он должен знать основательно этимологию (ильмуль иштикак) . Если есть два однокоренных слова, то значение рассматривается по основе слова.

4. Необходимо владеть риторикой (маан) . Это позволит ему по составу слова понять его смысл.

5. Необходимо владеть и стилистикой (ильмуль баян) . Это позволит по особенностям слов и по их изменениям понять тайный и явный смысл слов.

6. Надо знать науку риторика (балагат) . Это помогает выявить красноречие.

Эти последние три науки обязательно нужно знать тому, кто собирается переводить (таржама) или составить толкование (тафсир) Корана. Не владеющий этими науками не может понять удивительное красноречие, сущность и тонкости Корана. Не владея этими науками, как человек сможет понять, что Коран это есть чудо (му'джизат) , слово Аллаха, и что все человечество не способно создать подобное произведение? Во время Пророка (мир ему и благословение) красноречие арабского языка было на самой высокой ступени, и арабы того времени поняли глубину и красноречие Корана, и, что человек не способен создать подобное, что это Могущество Аллаха. Этим большинство из них и уверовали в Коран. Некоторые обманутые славой и богатством отказались верить. После этого они пытались, но не смогли создать и трех строчек, похожих на Коран.

Люди, занимающиеся сегодня переводами Корана, абсолютно не владеют вышеперечисленными науками.

7. Переводчик и толкователь Корана должен знать методы (кираат) его чтения, а он имеет семь разных методов.

8. Необходимо основательно знать основы вероубеждений. В противном случае толкователь не сможет сделать смысловой перевод, и своим буквальным переводом сам впадет в заблуждение и других введет в него.

9. Переводчик, толкователь должны основательно знать исламскую юриспруденцию, право (фикх, усул) , науку поясняющую, как из Корана выносятся решения. Не владея этими науками, он не будет знать, как из Корана извлекаются ссылки и доводы.

10. Необходимо владеть и фикхом, т. е. самой наукой шариата. Не владеющий этой наукой исказит шариат, приводя неправильные толкования.

11. Надо знать причины и следствия ниспослания аятов. Не зная их, невозможно понять смысл аятов, связанных с конкретными причинами.

12. Он должен знать насих-мансух, т. е. какой последующий аят отвергает решение предыдущего аята, и какому из них нужно следовать. Например, один аят говорит, что вдова не может выйти повторно замуж в течение года, а в другом аяте сказано, что надо подождать четыре месяца и десять дней. Не зная насих-мансух, перевод не пояснит за каким аятом нужно следовать.

13. Он должен знать хадисы, поясняющие смысл аятов, ниспосланных коротко, значение которых непонятно само по себе. Смысл этих аятов не будет понятен человеку без поясняющих хадисов, как бы хорошо он ни владел арабским языком.

Является ли хоть один из тех, кто перевел Коран на русский язык, исполнившим эти условия? Нет не является ни один из них.

Истина проста,как семь копеек одной монетой и учение претендующее на *условия/ыстинное зрение/ыстинное верование* и т.д. уже является фашистким и претендующим на *ох какое окуеть правильное* ))

Исламисты понимают коран по своему.

Если книга толкает на преступление, ее надо запретить, Как бы она не толковалась.

Хорошо, что Бога нет, а то он бы постыдился вас!

Ни к чему все усложнять.
Для христианина достаточно лишь взглянуть в книгу, чтобы узнать, написана она Духом Божиим или грешным человеком.

А, почему только на русский ?
Разве все мусульмане, на постсоветском пространстве знают арабский ?
Выходит, что и мусульмане пользуются не совершенными переводами ?

Я про то что не всякий перевод достоверен, есть великие толкователи Корана, их нужно читать а не Кулиевых.

Открою Вам страшную тайну, для того что бы составить себе мнение об Исламе, Коран, даже в неискаженных переводах. (кстати ест такие переводы смысла, которые рекомендуются самим исламскими религиозными деятелями, но не суть) вообще читать не обязательно. Достаточно поступков и поведения самих мусульман и в особенности их религиозных лидеров (они то уж определенно читали в на языке оригинала) . И речь не об единичных случаях. а о системе и общем отношении к человеку и окружающим.

Простите конечно за сравнение, не если Вы видите вора ( я не говорю, что мусульмане воры. это только пример) , то какими бы высшими идеями он ни мотивировался, он всё равно вор и отношение к нему негативное, такое же и к идеям, какими он руководствуется.

Нет. я имею в виду не исламских террористов, хотя ни одна другая религия не служит столь часто обоснованию тер актов. И среди современных террористов процент мусульман очень высок.
Речь не об этом. А о том. что большинство мусульман считает нормальным.
Об их отношении.

Думаю нет никакого особого смысла. вникать в тонкости религии. последователи которой в массе убеждены и ссылаются в своей убежденности на своего бога, что женщину изменившую мужу нужно либо камнями забить. либо публично выпороть (есть разные варианты предлагаемого наказания) . , примерно тоже ждет и незамужних женщин за связи вне брака, что наказания ( причем насколько знаю смертью) заслуживает тот. кто решил от Ислама отказаться. И прочее в том же роде.
Есть тут и их отношение в не мусульманам. и прочее прочее. включая стремление исламизации всех поголовно и то. как по всему миру мусульмане всюду куда бы ни приезжали. по сути игнорируют светские законы и нормы опираясь лишь на свой шариат, который пытаются навязать и не мусульманам. и высокомерие и прочее прочее.

Нет смысла в изучении религии. которая оправдывает подобное, более того. призывает так поступать. А Вы тут о том. что дескать нет по Вашему верных переводов Корана. Да какая разница. есть они или нет.
Сами мусульмане сделали всё. что бы их религия вызывала не интерес и стремление понять. а желание держаться подальше.
Простите конечно. но оскорбить или обидеть не хочу.

Однако отношение. которое по сути ( путь и утрировано) сводится к тому, что обворованного обвиняют и наказывают за то. что он не прятал свои деньги и тем совратил честного человека на кражу. никак нельзя назвать справедливым и уважительным по отношению к человеку. Но именно так по сути мусульмане и относятся к женщинам. да и не только им. Ладно. это их дело. но они пытаются распространить. навязать свое подобное отношение.

Нет, я не говорю. что всё у них так плохо и ужасно, они нормальные и часто весьма хорошие люди, но здесь я взялся указать некоторые причины. почему внешние проявления Ислама делают его неприемлемым. А те переводы Корана вторичными и не имеющими уже никакого значения. Выводы делаются не на основе Корана или его переводов. А из того КАК СЕБЯ ПРОЯВЛЯЕТ Ислам.
Впрочем есть и еще одна причина, Ислам религия, Лично для меня этого уже достаточно для негативного отношения. Более того, он религия в значительной степени подчиняющая жизнь своих последователей тому, что принимается лишь на веру. И религия агрессивная в распространении.
Простите. но тот кто подчиняет свою жизнь вере. уже сам по себе опасен. но когда он пытается подчинить вере и жизнь других. он опасен чрезвычайно.
Ваш Ислам слишком многое стремится определять в жизни. а значит и подчиняет вере в очень большой степени. Вера то конечно дело личное. но когда ее используют что бы строить окружающих ( и не только их) . всё принимает другой оборот.

Впрочем Вы это просто не поймете, и не потому что неспособны, просто у Вас другие приоритеты и оценки. Вы иначе толкуете " что такое хорошо". И то что вызывает мое и многих неприятие. для Вас нормально и правильно.
Этим непониманием и объясняется Ваш вопрос. Но сколько не жуй песок с улицы. сахаром он не станет. Вот и с Вашим Кораном или Исламом так.

Я СТАРАЮСЬ ЧИТАТЬ В НАМАЗЕ И ПОСЛЕ НАМАЗА СУРЫ, ПЕРЕВОД КОТОРЫХ Я ХОТЯ БЫ ПРИМЕРНО ПОНИМАЮ, но этот мое понимание для себя, конечно когда это делаешь для всех то эти условия о которых вы пишите вполне правомерны.

тафсир Корана

История тафсира

Роль сочинений, в которых были предприняты попытки понимания и толкования Священного Писания, в развитии исламской религии и мусульманской религиозной доктрины очень велика, поскольку в таких сочинениях отражены основные моменты развития мусульманского общества в его политическом и идеологическом аспектах.

По исламу, только Пророк Мухаммад ﷺ обладает полным знанием Священного Корана, и он ﷺ разъяснял смысл Писания своим сподвижникам в период своей пророческой миссии. Пророку Мухаммаду ﷺ пришлось заняться истолкованием откровений, и для того, чтобы смысл Корана стал наиболее понятен, сподвижники запоминали не только сами истолкования, но и те обстоятельства, в которых возникала полемика относительно их смыслов и давались разъяснения Посланником Аллаха ﷺ.

Когда же Пророк Мухаммад ﷺ покинул этот мир, сподвижники продолжили его дело. Среди толкователей Корана наиболее авторитетными стали:

  • Ибн Аббас;
  • Ибн Масуд;
  • Убайй ибн Кааб.

Среди последователей Посланника Аллаха ﷺ были такие, кто толковал Священный Коран, только основываясь на словах Пророка ﷺ. К числу таких толкователей относились сподвижники Ибн Умар и Абу Бакр, а также их последователи Касим ибн Мухаммад и Салим ибн Абдуллах, Саид ибн аль-Мусайяб и Убада ас-Салмани. Но были и такие, кто использовал в толковании альтернативные методы. Толкователь Умар ибн аль-Хаттаб консультировался в вопросах толкования со знатоками арабского языка, которых приглашал из разных арабских племен, уточняя у них значения и смыслы определенных слов или выражений, которые использовались в Коране. Толкователь Ибн Аббас использовал как доказательства своего мнения относительно смыслов Корана примеры, взятые в традиционной арабской поэзии.

тафсир ас-Саади

Один из самых известных мусульманских трудов и простых для изучения толкований - тафсир ас-Саади

На первом этапе своего развития тафсир был представлен устно. Во время хутбы, пятничной проповеди, имамы комментировали суры и аяты Книги Аллаха, а куссас, проповедники и сказители-странники, передавали смыслы аятов и сур, обогащая их толкования материалом параллельным, который часто восходил к исраилияту, культурной среде иудеев и христиан.

Некоторые данные указывают на то, что первым автором тафсира стал Саид ибн Джубайр, сделавший тафсир по указанию халифа Омейядов Абд аль-Малика ибн Марвана в конце седьмого – начале восьмого века. Но есть также сведения, что автором первого тафсира стал Муджахид ибн Джабр. Самые ранние тафсиры, которые дошли до современности, датируются девятым веком.

В хадисах, где велось жизнеописание Посланника Аллаха ﷺ, в событийный контекст помещались аяты Корана. Факихи или мусульманские правоведы занимались тщательным изучением и толкованием аятов, которые имели отношение к правовым нормам. Но самостоятельной наукой толкование Корана стало с десятого века, и тафсир перестали рассматривать как часть науки хадисоведения.

тафсир ибн Касира

тафсир ибн Касира

Предпринимались попытки комментирования историй из Корана преданиями из Библии по аналогии, а также других Писаний древности, и эти попытки предпринимались мусульманами, которые в ислам перешли из христианства и иудаизма. В число таких толкователей входил Ка‘б аль-Ахбар. Ортодоксальный ислам относился к исраилияту неоднозначно: его считали приемлемым, если он повторял смыслы Корана и не противоречил ему.

Тавиль или аллегорическое толкование Корана, как и перестановки логических ударений и огласовок были использованы шиитскими комментаторами из Куфы при интерпретации отрывков из Корана в пользу Али ибн Абу Талиба, а также его потомков.

После того, как был объявлен запрет перевода Священной Книги Коран на другие языки, для мусульман, не знающих арабский язык, ключевую роль сыграли комментарии, которые сопровождали текст Корана.

Школы тафсира

По мере того, как тафсир получал свое развитие, начали формироваться три основные школы тафсира:

  1. Мекканскую школу тафсира основал Ибн Аббас, и последователями этой школы являлись Саид ибн Джубайр, Муджахид ибн Джабр, Икрима аль-Барбари, Тавус ибн Кайсан, а также Ата ибн Абу Рабах и Абу аш-Шаша.
  2. Куфийскую школу основал Ибн Мас‘уд, и в ней широко использовались методы райа и иджтихада. Последователи этой школы тафсира были Алкама ибн Кайс, Масрук ибн аль-Аджда, аль-Асвад ибн Язид, Мурра аль-Хамадани, Амир аль-Ша‘би, аль-Хасан аль-Басри, а также Ибрахим аль-Нахаи.
  3. Также сформировалась Мединская школа тафсира, которую основал Убай ибн Ка‘б. Последователями этой школы были Мухаммад ибн Ка‘б аль-Курази, Абу аль-Алийа, а также Зейд ибн Аслам.

Были и другие толкователи тафсира, которые вели свою деятельность в других районах Халифата, и среди них известными были Даххак аль-Хорасани, Ата аль-Хузали, а также Ата аль-Хорасани.

Тафсир и тавиль

Существовало также мнение ас-Суюти, высказанное им позднее, по которому тафсиром следовало называть передачу мудрости авторитетных мусульманских личностей, а тавилем следовало называть сам продукт изучения текста Корана.

После мнения халифа Умара о том, что комментирование Корана может спровоцировать подмену произвольными толкованиями оригинального священного текста Корана, начало формироваться представление о том, что тафсиры нежелательны и даже запретны.

тафсир ат-Табари

Фундаментальный труд известного мусульманского богослова и муфасира - тафсир ат-Табари

Компромиссное решение предложил Ат-Табари, который предложил разделить тексты Корана на три категории:

  1. те, что для понимания людей недоступны, и только лишь Всевышний знает их истинный смысл;
  2. те, которые можно понять только в том случае, если выяснить их смысл с опорой на традиционные разъяснения, которые берут свое начало от самого Посланника Аллаха ﷺ;
  3. и те, смысл которых затруднен только по лингвистическим причинам, и достаточно усилий филологов для того, чтобы растолковать его.

Когда же к власти пришли Аббасиды, проалидская тенденция в толковании текстов Священной Книги Коран была подавлена, но эта тенденция вновь была возрождена во врем правления халифа аль-Мамуна, сторонника проалидской политики.

В процессе борьбы мутазилитов, сторонников рационалистического тавиля, с их противниками разрасталась полемика относительно понятий тафсир и тавиль: при обсуждении антропоморфических представлений о божестве, которые были зафиксированы в Коране, мутазилиты прибегали к личному мнению при истолковании Корана. Сторонники же традиционного способа толкования Корана, преимущественно ханбалиты, считали такую практику неправомерной. На данном этапе тафсиры выступили в качестве оружия в дискуссии идеологического характера по вопросу сотворенности или несотворенности Корана. Среди сочинения мутазилитов самым значительным можно назвать работу аль-Кашшаф Махмуда аз-Замахшари, которую позже признали сунниты, но с поправками.

Особенности тафсиров в различных течениях

тафсир аль-Куртуби

тафсир аль-Куртуби

Поскольку было сформировано множество религиозно-политических течений, некоторые тафсиры часто совмещали в себе сразу несколько точек зрения: тафсир Фахр ад-дина ар-Рази совмещал в себе как антимутазилитскую, так и антизахиритскую точку зрения. Также к числу авторитетных тафсиров Священной Книги Коран можно отнести работы ас-Салиби, аль-Байдави, Дж. аль-Махалли и ас-Суюти. Шиитские авторы представили группу сочинений Китаб ма нузила фи Али мин аль-Куран, которые содержат в себе попытки показать, какова роль Али ибн Абу Талиба в вопросе ниспослания Корана.

Жанры тафсиров

Тафсиры подразделяются на несколько разделов:

Методы и источники толкования Корана

В своей работе толкователи Корана использовали пять источников:

  1. собственно Коран, и этот вид толкования является одним из наиболее надежных и представляет собой краткое изложение смысла аята и дополнения его другими аятами;
  2. хадисы Посланника Аллаха ﷺ, и этот вид предполагает толкование Сунной и разъяснение аятов Корана хадисами;
  3. изречения и разъяснение сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ и их последователей;
  4. исраилият - истории не противоречащие Корану, взятые с источников христиан и иудеев;
  5. ра’й (толкование Священного Писания на основе собственных выводов) и иджтихад – данный метод предполагает тщательное исследование стиль повествования аята, точное значение его слов, их смысл.

Современные тафсиры

На стыке девятнадцатого и двадцатого веков мусульманское общество вступило в активное взаимодействие с научной и философской мыслью Европы, и толкователи Корана пытались внести современные научные принципы и представления в мусульманскую среду так, чтобы они не противоречили традиционным религиозным ценностям и представления мусульман. Также их целью было растолковать, как научные достижения современности были предсказаны Священной Книгой Аллаха, что способствовало бы укреплению авторитета Писания.

Опираясь на классические традиции тафсира, толкователи и комментаторы Корана, такие, как Амин ал-Хули и Тантави Джаухари, в своих трудах указывали на прообразы научных комментариев в сочинениях ученых богословов и толкователей Корана типа аль-Газали, упоминали научно-популярные описания солнечной системы и строения клетки с точки зрения Корана. Современные тафсиры подразделяются на те, что стремятся к вестернизации, и те, что ратуют за возвращение к традиционным исламским ценностям.

Распространена тенденция использование тафсиров в качестве идеологического орудия борьбы – так его используют шиитские лидеры Ирана или движение ахмадия. Современные тафсиры переводятся на западные языки для популяризации современного толкования Корана, но и древние тафсиры сохраняют в современном исламе свое важное значение.

Современные авторитетные тафсиры

Несмотря на некоторые ошибочные толкования, авторитетным тафсиром среди суннитов считается аль-Манар Мухаммада ‘Абдо, написанный на основе тафсира аль-Манар был тафсир аль-Джалалайн.

Кто имеет право выносить решение из Корана и Сунны?

В последнее время всё чаще слышны разговоры о том, что не нужно следовать мазхабам, которым двенадцать с лишним веков следовала вся исламская община.

В течение этих веков, во времена расцвета исламской науки, когда учёные, многие из которых знали наизусть сотни тысяч хадисов, были подобны океану знаний, все мусульмане во главе с этими признанными учёными следовали за четырьмя имамами и их мазхабами. А ныне, в последнее столетие, когда исламская наука слаба как никогда, а учёные по сравнению с прежними подобны невеждам, появляются люди, утверждающие, что каждый мусульманин вполне может обойтись без того, без чего не обходилась исламская умма всё это время. Со всевозможных трибун и телеканалов, со страниц книг, газет и журналов нас убеждают, что любому мусульманину позволительно толковать Коран и хадисы Пророка (мир ему и благословение), извлекать шариатские законы и решения из священных текстов (Корана и Сунны).

Подобные призывы преподносятся как побуждение следовать только Корану и Сунне и потому находят отклик у многих людей. Кто-то попадается на эту удочку по незнанию, иные из-за тщеславия (ведь удобно без всяких усилий присвоить себе самый большой уровень исламской науки). Что скрывает в себе этот призыв, к каким приводит последствиям – на эти и другие вопросы мы постараемся ответить в данной статье.

Основными источниками религии Ислам являются Коран, Cунна, иджма и кияс.

Коран – это речь Всевышнего Аллаха.

Сунна – слова и поступки Пророка (мир ему и благословение), а также то, что он одобрял.

Иджма – единогласное решение учёных Ислама. Стоит отметить, что не каждый назвавший себя учёным является таковым на самом деле, и не каждый, кого люди считают учёным, на самом деле может соответствовать этому званию.

Кияс – сравнение по аналогии.

Как видите, из сказанного выше уже очевидна ошибочность призыва следовать только Корану и Сунне. Ведь помимо этих священных текстов исламское право и законодательство основывается также на иджма и на киясе. И как теперь быть тем миллионам мусульман, которые даже понятия не имеют, что в Исламе помимо Корана и хадисов есть ещё два других довода? Как можно призывать таких людей принимать решения исходя из священных текстов? Ведь для того, чтобы мусульманин оставался на правильном пути и не преступил границ Шариата, все его действия должны соответствовать этим источникам.

А что происходит сегодня? Кто-то только принял Ислам, другой сегодня начал молиться, третий пару лет учился арабскому языку, и все они начинают извлекать законы и решения из священных источников. Это непозволительно, недопустимо!

Чтобы это выяснить, достаточно задать несколько вопросов о религии и попросить привести доводы из Корана и хадисов. К примеру, вы встречаете человека, который призывает следовать Корану и Сунне. Он приводит множество аятов и хадисов и, ссылаясь на них, называет кого-то заблудшим, кого-то неверным. Но спросите у него, как нужно прочитать намерение, скажем, для обеденной молитвы. Если он ответит, уточните, в каком аяте или хадисе содержится довод в пользу того, что данное намерение читается именно так. Вы убедитесь, что он не может найти в аятах и хадисах обоснования даже для обязательного намаза. Сколько ракаатов у того или иного намаза? Сколько в намазе обязательных действий (арканов)? Пусть подтвердит свои ответы доводами из хадисов или Корана. Уверяю вас, он не сможет это сделать. Ни его учителя, ни учителя его учителей тоже не смогли сделать это.

К чему говорить о нём и о его учителях, пусть примером вам будут великие учёные. Имам ан-Навави, Ибну Кудама аль-Макдиси, аль-Карафи, аль-Хаскафи, ас-Субки, Ибн Хаджар аль-Аскалани, Ибн Хаджар аль-Хайтами, ар-Рамли и другие величайшие умы всех времён и народов были последователями одного из четырёх имамов. Никто из них не осмеливался претендовать на иджтихад. Все они придерживались одного из четырёх мазхабов и не перескакивали беспорядочно от одного к другому. Все перечисленные учёные жили сотни лет назад. Они признаны всей исламской уммой. Ими написаны десятки, а то и сотни томов, многие из которых не под силу понять нынешним учёным. Их научные трактаты были и остаются непревзойдёнными шедеврами. Ознакомившись с биографиями этих учёных, вы будете поражены их богобоязненностью, честностью, скромностью и высоким благонравием. Если мазхабов придерживались такие корифеи, то что говорить о нас, ведомых страстями?!

Мы должны осознавать, что Коран – это не простая книга, это речь Всевышнего Аллаха, включающая все науки, всё, что было и что будет. Об этом говорит и сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах):

قال ابن مسعود رضي الله عنه : من أراد علم الأولين والآخرين فاليتدبر القرآن، رواه السيوطي في "جامع الأحاديث"، باب الميم، ورواه الإمام أحمد في "الزهد"، وغيرهما .

Обратившись к толкованиям Корана, мы увидим, что их можно разделить на несколько групп, имеющих разную направленность:

1) толкования, призванные разъяснить вопросы вероучения и опровергнуть заблудших; примером их является тафсир Фахруддина ар-Рази;

2) толкования, разъясняющие науку очищения нафса от низменных качеств (науку суфизма и ат-тазкийи), такие как тафсир имама аль-Кушайри;

3) толкования по фикху (исламскому праву); кроме того, учёными каждого мазхаба написаны толкования Корана, соответствующие их направлению. Например, Ибн Араби аль-Малики написал толкование, соответствующее мазхабу имама Малика. А в толковании аль-Куртуби приведены мнения учёных всех четырёх мазхабов;

В каждом из этих тафсиров (а это многотомные труды, от шести до тридцати четырёх и более томов) мы находим то, чего нет в другом. Каждый автор придерживается своей методики в зависимости от научного направления.

Толкование Корана – это лишь одна ветвь раздела исламских наук. Есть ещё и другая наука, которая называется улюм аль-Куран (коранические науки). Предметом изучения этой науки являются особенности Корана: красноречие, мудрость коранических историй, мудрость расположения сур и т. д. Наука асбаб ан-нузул изучает историю каждого аята (стиха): когда, почему и при каких обстоятельствах он был ниспослан. По каждой из коранических наук написаны многотомные труды. Необходимо отметить, что к указанному разделу не относится наука извлечения решений из Корана. Это совсем другая дисциплина, которую называют Ильм аль-усуль.

Теперь можно задать риторический вопрос: разве позволительно человеку извлекать законы и решения из Корана, если он не имеет должных знаний по этим и другим наукам? Более того, большинство мусульман не имеют даже представления о сущности перечисленных коранических наук.

Хадисы

Что касается речи Посланника (мир ему и благословение), то и она имеет очень глубокий смысл. Пророк (мир ему и благословение) в своём хадисе говорит:

أعطيت جوامع الكلم، رواه مسلم

Есть и наука, которая занимается толкованием хадисов. Так, на сегодняшний день известно более 130 книг толкований сборника хадисов аль-Бухари. Тех же, что не дошли до нас, ещё больше. Такие же толкования есть и к сборнику Муслима.

Наука мусталах аль-хадис (хадисоведение) изучает уровни хадисов: достоверные, менее достоверные, слабые, вымышленные и т. д.

Далее идёт знание об уровне передатчиков хадисов – Ильм ар-риджал. Среди хадисоведов только лучшие из лучших имеют право распознать уровень достоверности или слабости рассказчика хадиса.

Напомню ввиду их важности о двух фактах, которые мы отмечали, рассказывая о Коране:

1. Все науки, связанные с хадисами, изложены в сотнях томов. Это глубочайший океан, глубин которого нашим современникам не достичь. Вряд ли найдётся в современном мире человек, знающий наизусть тысячу или хотя бы сотню хадисов. Ведь знать один хадис – значит не просто цитировать его текст наизусть, но и знать всю цепочку передатчиков: когда жил каждый из них, когда умер, каков его уровень. Есть ли сегодня учёный, знающий таким образом хотя бы десять хадисов? Мы даже не знаем даты рождения наших современных учёных.

2. Всё перечисленное выше не есть наука извлечения решений из хадисов. Методика извлечения решений из хадисов изложена в книгах науки Усуль.

И пусть теперь тот, кто считает себя вправе извлекать решения из хадисов, задумается: способен ли он на это?

Приведём пример. Попробуем, основываясь на своём знании хадисов, ответить на следующий вопрос: если в ведро воды попала капля крови или мочи, считается ли эта вода чистой и пригодной для использования в ритуальном омовении? Ответ будет такой: естественно, если в ведро попали капли крови или мочи, вода в нём оскверняется.

Приведём достоверный хадис, рассказанный Ибн Хиббаном и другими. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

الماء لا ينجسه شيء، رواه ابن حبان في صحيحه في باب المياه

Что скажете теперь? Придётся отказаться от нашего мнения и признать, что вода в ведре чистая, ведь Пророк (мир ему и благословение) говорит, что вода ни от чего не становится грязной. Но этот хадис ограничен другим хадисом, в котором сказано, что вода не становится грязной, если не изменился её цвет, вкус и запах. Это и принимается во внимание в мазхабе имама Малика. В другой версии хадиса говорится, что вода не становится грязной, если её много (около 216 литров). Основываясь на этом, учёные шафиитского мазхаба утверждают, что вода не считается грязной, если при прочих условиях её не меньше 216 литров. Если же в ёмкости меньше 216 литров воды, то она оскверняется, даже если её цвет, вкус и запах не изменились.

Может ли дать такое разъяснение человек, не достигший высокого уровня в религиозных знаниях? Конечно, нет.

Читайте также: