Кто имеет право разыскивать и подбирать раненых и больных солдат

Обновлено: 28.03.2024

Принимаю Наш сайт сохранит анонимные идентификаторы (cookie-файлы) на ваше устройство. Это способствует персонализации контента, а также используется в статистических целях. Вы можете отключить использование cookie-файлов, изменив настройки Вашего браузера. Пользуясь этим сайтом при настройках браузера по умолчанию, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов и сохранение информации на Вашем устройстве.

Категории

Указатель

Другое

Этот термин охватывает совокупность мероприятий в области здравоохранения и медицинского обслуживания, направленных на обслуживание гражданского населения, а также раненых и больных в период вооруженного конфликта. Медицинская миссия пользуется особым покровительством в рамках гуманитарного права. Защита и уход, которые она должна предоставлять раненым и больным, составляют первый этап гуманного обращения с людьми во время войны.

В историческом плане это один из старейших видов деятельности, предусматриваемых гуманитарным правом. Именно для улучшения участи больных и раненых, а также для опознания и захоронения погибших, оставленных на полях сражений, Анри Дюнан создал первый Комитет Красного Креста и подготовил текст первой Женевской конвенции 1864 года.

Две первые Женевских конвенции касаются улучшения участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава действующих армий или вооруженных сил на море. Это специальное покровительство, предусматриваемое для лиц, которые не принимают участия в военных действиях вследствие болезни или ранения, было затем распространено четвертой Женевской конвенцией 1949 года на раненых и больных из числа гражданского населения.

Статутом Международного уголовного суда умышленное нанесение ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям и транспортным средствам, а также персоналу, использующим в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, установленные Женевскими конвенциями, считается военным преступлением в международных и немеждународных вооруженных конфликтах (ст. 8.2.b.xxiv Римского статута). Если такие действия совершаются в ходе международного вооруженного конфликта, то они также считаются серьезным нарушением Женевских конвенций и подпадают под действие универсальной юрисдикции.

  • Раненый или больной военнослужащий не может более участвовать в военных действиях и беззащитен против актов мести и жестокого обращения. Он не представляет более угрозы и не может рассматриваться как противник. Как и все лица, не принимающие участия в военных действиях, он должен пользоваться гуманным обращением (ЖI-IV, ст. 3).
  • Раненые или больные гражданские лица в период вооруженного конфликта неспособны обратиться в бегство, защитить себя или обеспечить свои основные нужды. В результате своего ранения или болезни они уязвимы и находятся под угрозой. Они должны пользоваться усиленной защитой от последствий военных действий и правом на уход.

1. Обеспечение защиты раненых и больных при любых обстоятельствах:

Защита раненых и больных должна обеспечиваться при любых обстоятельствах. Согласно гуманитарному праву раненые и больные составляют особую категорию покровительствуемых лиц, для которой не существует различия между комбатантом и гражданским лицом (ЖI-IV, ст. 3 общ.; ЖПI, ст. 8, 10, 11; ЖПII, ст.7).

Эта защита заявлена в статье 3, общей для четырех Женевских конвенций, которая представляет собой свод минимальных правовых норм, применимых как в период международного вооруженного конфликта, так и в период вооруженного конфликта немеждународного характера, а также в обстановке внутреннего напряжения в стране. Эта статья содержит минимальные гарантии обычного права, применимые в любое время и к любому лицу независимо от его статуса.

  • Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие вследствие болезни или ранения, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения, имущественного положения или любых других аналогичных критериев.
  • Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь. Беспристрастная гуманитарная организация, такая как Международный комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте (ЖI-IV, ст. 3).

2. Обеспечение работы санитарных служб:

Защита раненых и больных осуществляется в рамках правовых гарантий, предусматривающих обеспечение работы санитарных служб в период вооруженного конфликта. Гуманитарное право предоставляет особую защиту медицинским формированиям, медицинскому персоналу и санитарно-транспортным средствам и гарантирует снабжение медикаментами и свободный провоз посылок с медицинской помощью:

— медицинский персонал и медицинские формирования не могут ни при каких обстоятельствах быть объектом нападения;

— медицинские формирования и установки могут обозначаться защитным знаком Красного Креста;

— предусматривается защита медицинского персонала и медицинского оборудования от реквизиций;

— снабжение медикаментами должно обеспечиваться при всех обстоятельствах.

медицинские службы; медицинский персонал; реквизиция; отличительные знаки – защитные знаки

3. Розыск и оказание помощи раненым и больным

Для того чтобы раненые и больные разыскивались, подбирались и им оказывалась помощь, гуманитарное право предусматривает особый статус защиты медицинского персонала и санитарно-транспортных средств, предусматривая для них отличительную эмблему и гарантируя им свободу перемещения:

— медицинский персонал в любое время пользуется уважением и защитой;

— его реквизиция запрещается;

— он может подбирать раненых и больных, и находящиеся в конфликте стороны должны облегчать его перемещения, которые могут быть ограничены только временно, в связи с настоятельной военной необходимостью;

— медицинский персонал должен иметь доступ в любое место, где его услуги являются необходимыми;

— от него не могут потребовать, чтобы он оказывал медицинскую помощь только определенной категории лиц;

— при выполнении своих функций он не может быть вынужден отдавать предпочтение какому-либо лицу кроме как по соображениям медицинского характера;

— он не может принуждаться к совершению действий или выполнению работ в нарушение норм медицинской этики;

— ни при каких обстоятельствах он не может быть подвергнут наказанию за выполнение им медицинских функций, совместимых с медицинской этикой.

медицинский персонал; право доступа; медицинские службы; реквизиция; медицинская этика (деонтология)

4. Лишение свободы и интернирование на оккупированных территориях:

При некоторых обстоятельствах, например, на оккупированных территориях, в тюрьмах или лагерях интернированных лиц, предоставляемые медицинской миссии гарантии должны быть усилены, чтобы противостоять особым рискам, которым подвергаются как больной, так и лицо, оказывающее ему медицинскую помощь. Для подобных случаев гуманитарное право предусматривает особые правила.

  • Для раненых и больных военнопленных (ЖIII, ст. с 29 по 33): в некоторых случаях предусматривается лечение и госпитализация в нейтральной стране (ЖIV, ст. 132).
  • Для лишенных свободы и интернированных лиц (ЖIV, ст. 91 и 92): в некоторых случаях также предусматривается проведение определенных медицинских процедур в нейтральной стране или вне мест лишения свободы (ЖIV, ст. 132).
  • Для оккупированных территорий: оккупирующая держава обязана обеспечить и поддерживать деятельность санитарных и больничных учреждений и служб. Державы-покровительницы либо беспристрастные гуманитарные организации могут в любое время осуществлять контроль за состоянием снабжения населения продовольствием и санитарными материалами (ЖIV, ст. с 55 по 57; с 59 по 63).
  • Для личного состава и санитарных формирований медицинской службы действующих армий, а также находящихся в них раненых и больных (ЖI, ст. с 12 по 37).
  • Для лиц, лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, во время международных и немеждународных вооруженных конфликтов (ЖПII, ст. 5.1.а и 7).

больные и раненые; лишение свободы (заключение, содержание под стражей); интернирование; военнопленные; оккупированная территория

5. Медицинская этика во время войны:

В задачи гуманитарного права входит обеспечение возможности неуклонного соблюдения медицинской этики в ситуациях вооруженного конфликта.

  • Оно возводит медицинскую этику в разряд норм международного права, обязательных для государств. Не пытаясь полностью определить и кодифицировать содержание медицинской этики, Женевские конвенции регулируют медицинскую деятельность, устанавливая для нее постоянные минимальные нормы. Тем самым Конвенции уточняют обязанности и ограничения, налагаемые на работу медицинского персонала международным правом в целях укрепления его возможностей противостоять принуждению, давлению и насилию.
  • Международным правом устанавливаются виды недопустимого поведения медицинского персонала: оно включает медицинские процедуры или упущения, не оправданные состоянием больного и не соответствующие протоколам и этике.
  • Также им устанавливаются медицинские функции, выполнение которых власти не могут запретить медицинскому персоналу.
  • Международным правом предусмотрено, что ни при каких обстоятельствах ни одно лицо не может быть подвергнуто наказанию за выполнение им медицинских функций, совместимых с медицинской этикой.
  • Оно защищает право на медицинскую тайну в условиях вооруженного конфликта.

медицинская этика (деонтология); жестокое обращение

6. Запрещение медицинских процедур, не оправданных состоянием здоровья больного:

Гуманитарное право подчеркивает обязательство ухода за ранеными и больными и соблюдения принципов медицинской этики при выполнении этих медицинских функций. Нанесение ущерба физическому или психическому состоянию здоровья лица, подвергнутого какой бы то ни было медицинской процедуре, которая не требуется по состоянию здоровья указанного лица и не соответствует общепринятым медицинским нормам, а также в результате упущения, составляет тяжкое нарушение Конвенций и, следовательно, военное преступление (ЖI, ст. 50; ЖПI, ст. 11). Согласно Статуту Международного уголовного суда военным преступлением считается причинение лицам, которые находятся во власти другой стороны в конфликте, физических увечий или совершение над ними медицинских или научных экспериментов любого рода, которые не оправданы необходимостью медицинского, стоматологического или больничного лечения соответствующего лица и не осуществляются в его интересах и которые причиняют смерть или серьезно угрожают здоровью такого лица или лиц (ст. 8.2.e.xi). Это положение ставит вопрос об этических рамках оказания медицинской помощи пациентам, содержащимся в местах лишения свободы в ситуации конфликта. Также поднимается вопрос об индивидуальной уголовной ответственности медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь пациентам, лишенным свободы в период конфликта.

7. Нормы обычного международного гуманитарного права

В Исследовании о нормах обычного международного гуманитарного права, опубликованном МККК в 2005, повторены гарантии, предоставляемые во время конфликта Женевскими конвенциями гражданским лицам, раненым и больным. Эти нормы применимы в ситуации международного и немеждународного вооруженного конфликта.

Норма 6: Гражданские лица пользуются защитой от нападений, за исключением случаев, когда и пока они принимают непосредственное участие в военных действиях.

Норма 25: Медицинский персонал, предназначенный исключительно для выполнения медицинских обязанностей, должен пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Принадлежащие к нему лица утрачивают право на защиту, если совершают, помимо своих гуманитарных обязанностей, действия, направленные против неприятеля.

Норма 27: Духовный персонал, предназначенный исключительно для выполнения духовных функций, должен пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Принадлежащие к нему лица утрачивают право на защиту, если совершают, помимо своих гуманитарных обязанностей, действия, направленные против неприятеля.

Норма 28: Медицинские формирования, предназначенные исключительно для медицинских целей, должны пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Они утрачивают свое право на защиту, если используются помимо их гуманитарных функций для совершения действий, наносящих ущерб неприятелю.

Норма 29: Санитарно-транспортные средства, предназначенные исключительно для санитарных перевозок, должны пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Они утрачивают свое право на защиту, если используются помимо их гуманитарных функций для совершения действий, наносящих ущерб неприятелю.

Норма 30: Запрещены нападения, направленные против медицинского и духовного персонала и объектов, использующих в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, предусмотренные Женевскими конвенциями.

Норма 109: Всегда, когда позволяют обстоятельства, и особенно после каждого боя, каждая сторона, находящаяся в конфликте, немедленно примет все возможные меры к тому, чтобы разыскать, подобрать и эвакуировать раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, без какого-либо различия неблагоприятного характера.

Норма 110: Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, должны получить медицинскую помощь и уход, требуемые их состоянием, в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки. Между ними не должно проводиться никакого различия по каким бы то ни было соображениям, иным, нежели медицинские показания.

Норма 111: Каждая сторона в конфликте должна принять все возможные меры к тому, чтобы оградить раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, от дурного обращения и разграбления их личного имущества.

  • В тех случаях, когда болезнь, ранение или смерть явились результатом правонарушения или преступления (изнасилование, пытки, побои и телесные повреждения, жестокое обращение, увечья), врач обязан выдать пострадавшему лицу или его правопреемникам индивидуальное медицинское заключение. Кроме того, врач постарается определить, был ли это отдельный акт насилия или он является одним из череды актов, нарушающих права человека.
  • Некоторые национальные законодательства требуют обращения к судебно-медицинскому эксперту по назначению властей. Кроме того, в некоторых случаях национальное законодательство предусматривает раскрытие врачебной тайны и уведомление судебных органов. Однако во время кризисных ситуаций или вооруженных конфликтов такая передача документов может поставить под угрозу жертву таких деяний. В подобных ситуациях врач может применить особые положения медицинской этики, чтобы сохранить врачебную тайну (см. медицинская этика (деонтология)). Индивидуальное медицинское заключение передается только в руки пострадавшего. Данные о жестоком обращении и насилии могут быть переданы МККК в рамках его деятельности по защите жертв нарушений гуманитарного права или другим надлежащим органам ООН, таким как УВКБ ООН, однако при этом личность жертвы не может быть предана огласке.
  • Медицинское заключение, выданное иностранным или национальным гуманитарным работником сохраняет всю свою законность и действительность для определения и установления подлинности факта наличия травмы и телесного повреждения жертвы в кратчайшие сроки. Медицинское заключение играет важную роль в том случае, когда оно является единственным свидетельством нарушений, жертвой которых явился пострадавший. Данное медицинское заключение может помочь пострадавшему получить статус беженца, категорию инвалидности или жертвы войны. Оно также позволяет пострадавшему в установлении фактов пыток, изнасилования, телесного повреждения, а также военных преступлений или преступлений против человечности перед национальными или международными трибуналами спустя годы. Обычно жалобу можно подать в течение нескольких лет в зависимости от характера преступления. Жертва может разумно подождать, пока ее безопасность не будет снова гарантированной, и лишь тогда подать жалобу.

См. также

Библиография

БАЧЧИНО-АСТРАДА А. Права и обязанности медицинского персонала в вооруженных конфликтах (руководство), Москва, Международный Комитет Красного Креста (МККК), 1995. 80 с. (См. также BACCINO ASTRADA A., Manuel des droits et des devoirs du personnel sanitaire lors des conflits armés, CICR, Genève, 1982).

ХЕНКЕРТС Ж.-М., ДОСВАЛЬД-БЕК Л. Обычное международное гуманитарное право. Том I. Нормы. Переводсанглийского. МККК, Москва, 2006, 818 с. (См. также Henckaerts J.-M. and L. Doswald-Beck Customary International Humanitarian Law, International Committee of the Red Cross. Volume 1: Rules. Cambridge University Press, 2005, 689p).

BRITISH MEDICAL ASSOCIATION, The Medical Profession and Human Rights: Handbook for a Changing Agenda, BMA, London, 2001

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов является одним из главных вопросов международного гуманитарного права. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях называется Первой Женевской конвенцией и является важнейшим международно-правовым актом. Вторая Женевская конвенция касалась состава морских вооруженных сил. Третья Женевская конвенция затрагивала вопросы обращения с военнопленными, Четвертая Женевская конвенция содержит положения о защите гражданского населения во время войны. Все четыре документа были приняты 12 августа 1949 года. Кроме основных положений конвенций были изданы Дополнительные протоколы, касающиеся жертв международных вооруженных конфликтов и защиты жертв войн (Протокол I и II).

В соответствии с этими документами жертвами международных вооруженных конфликтов являются:

  • военнопленные;
  • раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение;
  • гражданское население.

Военнопленные

Согласно Третьей конвенции (Женева 12 августа 1949 г.) военнопленными являются лица, захваченные врагом, принадлежащие к личному составу вооруженных сил, ополчению, добровольческим отрядам, движению сопротивления, воюющему на стороне, находящейся в конфликте.

Все формирования должны отвечать следующим условиям:

  • иметь ответственное лицо, отвечающее за формирование;
  • иметь, отличительный знак, видимый издали;
  • быть вооруженными;
  • жить по законам и обычаям войны.

К военнопленным могут быть отнесены регулярные вооруженные силы, которые подчиняются властям, не признаваемым государством, захватившим в плен войска. Лица, которые не входят в состав ВС, но следуют за ними: гражданские лица, входящие в авиаэкипажи, военкоры, бытовые службы, обслуживающие вооруженные силы, если у них имеется разрешение на сопровождение и соответствующие документы; члены морских экипажей торговых судов, капитаны, лоцманы, юнги, члены экипажей гражданской авиации с опознавательными знаками сторон конфликта; население территории, которая не является оккупированной, но при приближении врага взявшееся за оружие и начавшее бороться с вторгшимся неприятелем, успев сформироваться в регулярные войска.

Такое же обращение, как и с военнопленными, ждет представителей ВС оккупированной страны, если государство, которое является оккупантом, считает необходимой их интервенцию, даже после освобождения их во время военных действий, происходящих за пределами оккупированной территории.

Особенной является ситуация, когда эти лица пытались присоединиться к ВС противоборствующей стороны или не подчинились вызову, сделанному с целью их интернирования.

Медицинские службы и духовный персонал предназначены для оказания помощи военнопленным и не считаются находящимися в плену. Они имеют права, установленные Конвенцией. Держава-оккупант должна предоставить все возможности и условия для оказания мед. помощи и духовной помощи военнопленным.

Если лицо осуществляет шпионские действия в пользу противоположной стороны, оно не признается военнопленным, с ним обращаются как со шпионом. Если лицо обмундировано и носит форму своих ВС, при этом действует на территории противника , пытаясь собрать необходимые сведения, оно не считается занимающимся шпионской деятельностью.

Военнопленным не может быть и наемник.

Наемник – лицо, которое завербовано для принятия участия в вооруженном конфликте, непосредственно участвующее в военных действиях, преследуя личную выгоду.

Стороной, находящейся в конфликте, такая выгода наемнику обещана в виде материального вознаграждения в несколько раз превышающего вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав ВС данной стороны. Наемник не имеет гражданства воюющей стороны, не проживает на ее территории постоянно, не входит в личный состав ВС стороны конфликта. Наемник не является посланником государства не втянутого в конфликт и не выполняет по его поручению официальные обязанности.

В Женевской конвенции важным разделом является раздел, где речь идет об обращении с военнопленными. Об этом же говорится в Дополнительных протоколах. Военнопленные находятся во власти, захватившего их государства, правовой статус военнослужащего за ними остается в течение всего периода плена. Они могут носить свою форму, подчиняться своим офицерам, которые также являются военнопленными. Государство, пленившее людей, должно обеспечить военнопленным надлежащие условия. Плен – это не форма наказания.

Военнопленные размещаются в лагерях, которые удалены от мест боевых действий. Они не могут быть посланы в боевые точки, их не используют в качестве прикрытия. Условия содержания военнопленных устанавливаются с учетом традиций, обычаев военнопленных, они не должны приносить вреда здоровью. Пленные могут писать и получать письма, разрешено и получение посылок. Лагерь для военнопленных возглавляет офицер воюющего государства, который отвечает за условия находящихся в нем.

Те пленные, кто не испытывает проблем со здоровьем, отправляются на работы. Для работы на опасных участках требуется их согласие.

Пленные подчиняются законам, которые действуют в государстве, захватившем их в плен. К военнопленным могут быть применены судебные меры или меры дисциплинарного характера за совершение противоправных действий. Военнопленные могут быть привлечены к ответственности за преступления, совершенные до взятия в плен.

Взятые в плен, освобождаются и подлежат репатриации после завершения боевых действий. Если в отношении пленного возбуждено уголовное дело, он может быть задержан до принятия решения судом или до отбытия им наказания.

МГП требует равного обращения с участниками вооруженных конфликтов. С этой точки зрения международно-правовой защитой жертв войны обладают все лица без различия по расовым, половым, языковым, религиозным, политическим признакам. Защита предоставляется при любых обстоятельствах, независимо от характера вооруженного конфликта.

Раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение лица

Раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение в соответствии с нормами МГП находятся под особой защитой. Посягательство на их жизнь, пытки, истязания, проведение мероприятий с целью опытов, взятие из их числа заложников, оставление в беспомощном состоянии, применение к ним актов насилия недопустимы. Воюющие стороны должны обеспечивать этим людям право на уважение их личности и чести.

Ранеными и больными могут быть как военнослужащие, так и гражданские лица, которые нуждаются в медицинской помощи вследствие полученной травмы, болезни, физического или психического расстройства или инвалидности и воздерживаются от любых враждебных действий.

Лица, потерпевшие кораблекрушение – это лица, подвергшиеся опасности на море в результате несчастья, случившегося с ними или с судном, летательным средством передвижения над морем, воздерживающиеся от любых враждебных действий.

Лицами, потерпевшими кораблекрушение, они продолжают считаться во время спасательной операции до получения ими другого статуса при условии, что они продолжат воздерживаться от любых враждебных действий.

Раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение независимо от стороны конфликта пользуются уважением и защитой в соответствии с положениями конвенции. Им должно быть гарантировано гуманное обращение, медицинская помощь и уход, предоставленные в кратчайшие сроки.

Если люди захвачены противоположной стороной, интернированы, задержаны, лишены свободы в результате вооруженного конфликта, их здоровью не должен быть нанесен ущерб. Запрещено в отношении указанных лиц проводить процедуры медицинского характера, которые не требуются им по состоянию здоровья или не соответствуют общепринятым мед. нормам. Запрещено:

  • наносить физические увечья;
  • проводить медицинские или научные эксперименты;
  • удалять ткани или органы для пересадки.

В исключительных случаях такие люди могут сдать кровь для переливания или кожу для пересадки при их согласии на эти процедуры. Процедура должна соответствовать терапевтическим целям, соответствовать общепризнанным медицинским нормам и быть направленной на благо донора и реципиента.

Гражданское население

Гражданское население не должно подвергаться нападениям со стороны противника. Запрещаются насильственные акты, угрозы насилия с целью запугивания, терроризирования мирного населения. Женщинам и детям предоставляется защита от посягательств непристойного характера.

Стороны конфликта должны оградить детей до 15 лет от участия в войне, не вербовать их в свои вооруженные силы. Если ребенок до 15 лет оказался в плену, он пользуется особой защитой.

Мирное население должно быть в достаточной мере обеспечено продовольствием, лекарствами, одеждой и другими вещами, необходимыми для того, чтобы выжить в военное время. Если всего этого недостаточно, проводятся гуманитарные операции по оказанию помощи. Такие операции не рассматриваются как вмешательство в конфликт или как акт недружественного характера. Приоритетными являются поставки для детей, беременных женщин, рожениц, кормящих матерей.

Если защита жертв войны носит внутренний характер, она координируется Дополнительным протоколом 1977 года. Нормы Протокола применимы к конфликтам, которые разгорелись на территории одного государства между ВС и организованными вооруженными группами, которые контролируют часть территории государства и осуществляют непрерывные военные действия.

Протокол не может быть применен, если создалась обстановка внутренней напряженности, которая выражается в беспорядках, актах насилия, так как эти проявления вооруженным конфликтом назвать нельзя.

Протокол не затрагивает суверенитет государства, не обязывает правительство всеми средствами восстанавливать государственный правопорядок, защищать единство нации или территориальную целостность. В то же время Протокол не может служить оправданием прямого или косвенного вмешательства в конфликт, во внутренние или внешние дела государства, на территории которого происходят военные столкновения.

Протокол применяется без различия по расовым, половым, языковым, религиозным, политическим признакам.

Лица, которые не принимали участия в боевых действиях либо прекратили принимать участие в них, имеют право на уважение своей личности, чести, убеждений, религиозных обрядов. Они заслуживают гуманного обращения. При любых обстоятельствах запрещено отдавать приказ не оставлять никого в живых.

В отношении указанных лиц запрещено:

  • посягать на жизнь, здоровье, нарушать физическое и психическое состояние;
  • жестоко обращаться, применять пытки, наносить увечья, применять любые формы телесных наказаний;
  • применять коллективные наказания;
  • брать заложников;
  • совершать террористические акты;
  • унижать человеческое достоинство;
  • заниматься работорговлей во всех формах;
  • грабить, мародерствовать;
  • угрожать вышеописанными действиями.

Дети должны быть обеспечены заботой и помощью, получать образование и воспитание. Необходимо всеми возможными способами содействовать воссоединению семей.

Лица, которые находятся под арестом в связи с вооруженным конфликтом должны:

  • обеспечиваться продовольствием и питьевой водой;
  • иметь условия для сохранения здоровья;
  • быть защищенными от суровых климатических условий;

Лицам, лишенным свободы, разрешено получать помощь в индивидуальном и коллективном порядке, совершать религиозные обряды, получать духовную помощь. Они могут быть привлечены к работам восстановительного характера и другим видам работ. Разрешены отправка и получение писем, почтовых карточек, их количество устанавливают власти. Места содержания интернированных лиц должны находится вне зоны боевых действий.

Защита медицинского персонала в вооруженных конфликтах - пример: Афганистан

Европейский журнал травматологии и неотложной хирургии. Международное гуманитарное право обеспечивает особую защиту медицинскому имуществу и персоналу, чья миссия состоит в том, чтобы спасать жизни и обеспечивать медицинское обслуживание гражданских лиц и комбатантов.

В настоящем документе представлены юридические аспекты защиты медицинских кадров в вооруженных конфликтах. Ниже приводятся примеры анализа Афганистана, где в результате военных ситуаций люди наиболее уязвимы. Обсуждаются минимальная защита и стандарты, применимые к таким ситуациям, которые предусмотрены международным гуманитарным правом.

  • брать под защиту раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение (в том числе экипажи самолетов);
  • разыскивать и подбирать их после каж­дого боя, помогать им, передавать их свое­му командиру или на ближайший меди­цинский пост;
  • брать под защиту гражданские плав­средства, занимающиеся спасением ране­ных и потерпевших кораблекрушение;
  • относиться с уважением к медицинско­му персоналу, госпитальным судам и ме­дицинским летательным аппаратам с эмб­лемой красного креста и красного полуме­сяца.

Вопрос 2. Почему одна из Женевских конвен­ций подробно регламентирует защиту граждан­ских лиц, находящихся во власти неприятеля?

Его правила и положения обязывают боевые партии принимать все необходимые меры для защиты и уважения медицинских миссий при любых обстоятельствах. Ключевые слова: Защита медицинского персонала, Закон о вооруженных конфликтах, Военная медицина. По мере того как современные вооруженные конфликты становятся все более распространенными, заметное отсутствие уважения к признакам Красного Креста и Красного Полумесяца, под которыми работают медицинские службы. В результате предательства и злоупотребления пиктографическими изображениями Красного Креста и Красного Полумесяца он достиг точки, где люди и объекты, имеющие право на защиту, стали такой же мишенью, как и воинские части.

Несмотря на неоспоримое признание этих защитных символов, стороны, участвующие в конфликте, не всегда могут быть уверены, используются ли люди Красного Креста или Красного Полумесяца людьми, имеющими разрешение. Эта ситуация широко распространена в конфликте в Афганистане, где использование этих символов несовместимо с международными конвенциями и привело к многочисленным событиям, когда медицинские транспортные средства, обозначенные символами Красного Креста или Красного Полумесяца, вместе со своими сотрудниками часто являются объектами террористических атак.

Вопрос 3. В чем заключается опасность непра­вомерного использования эмблем красного креста и красного полумесяца?

Использование эмблем красного креста и красного полумесяца для того, чтобы заставить противника поверить, что некоторые лица и объекты имеют право на защиту, и получить военное преимущест­во, согласно нормам международного гу­манитарного права, рассматривается как акт вероломства и подлежит судебному преследованию. К таким действиям отно­сятся использование указанных эмблем на военных объектах, размещение на ме­дицинских объектах вооруженных комба­тантов, оружия или оборудование их под наблюдательные пункты.

Кроме того, аналогичные реакции были встречены подразделениями Международного комитета Красного Креста при оказании гуманитарной помощи гражданам Афганистана. Это считается нарушением Женевских конвенций, которые запрещают нападения на людей и объекты, несущие эмблему защиты. Эта ситуация касается как проверки достоверности знака, так и его защиты и защиты прав, созданных для спасения жизни и здоровья человека.

Защита медицинских услуг и жертв вооруженных конфликтов в соответствии с Женевскими конвенциями

Международное гуманитарное право вооруженных конфликтов возникло в девятнадцатом веке. Конвенция не только ввела важное международное обязательство соблюдать гуманитарные принципы, но и создала основу для современного гуманитарного права. Кроме того, в нем сформулированы стандарты, направленные на защиту жертв вооруженных конфликтов, особенно раненых солдат. Конвенция подтвердила нейтральность медицинских услуг и обязала других уважать их действия. Конвенция определила правила, касающиеся использования и почтения, которые должны быть показаны эмблеме Красного Креста на белом фоне.

В подобных случаях после четкого и ис­черпывающего предупреждения может наступить прекращение предоставления защиты медицинским подразделениям и объектам стороны, допустившей наруше­ние, что крайне опасно для жизни и здо­ровья людей, действительно нуждающих­ся в защите.

Вопрос 4. Какие действия относятся к серьез­ным нарушениям международного гуманитарного права?

Важной особенностью Конвенции является ее многосторонний характер, который позволил всем заинтересованным странам присоединиться к ней. Эта новая Конвенция расширила сферу защиты раненых и раненых военнослужащих, введя принцип ведения учета жертв вооруженных конфликтов и создала систему обмена информацией об этих людях. Опыт, накопленный в ходе дальнейших конфликтов, вызвал проведение дополнительной работы по развитию международного гуманитарного права.

В совокупности они представляют собой систему международного права, которая защищает жертв вооруженных конфликтов. Одним из основных принципов этой системы является то, что медицинский персонал и военные гражданские лица имеют право на особую защиту от нападений, а другой - на то, что деятельность медицинского персонала не может быть запрещена или нарушена. Затем они должны быть отправлены обратно, как только главнокомандующий, под чьей властью они действуют, считает это осуществимым. Они могут взять с собой их личное имущество, покидая судно.

К серьезным нарушениям меж­дународного гуманитарного права отно­сятся преднамеренные убийства, пытки, преднамеренное причинение чрезмерных страданий и серьезных увечий, нанесение ущерба здоровью, принуждение служить в вооруженных силах противника, неза­конное перемещение гражданских лиц, взятие заложников, незаконное исполь­зование отличительного знака красного креста и красного полумесяца.

В Первом дополнительном протоколе к Женевской конвенции указывается, что гражданский медицинский персонал должен уважаться и защищаться, и при необходимости вся предоставляемая помощь предоставляется гражданскому медицинскому персоналу в районе, где гражданские медицинские службы нарушаются в результате боевой деятельности. Оккупирующая держава предоставляет гражданскому медицинскому персоналу на оккупированных территориях любую помощь, необходимую для того, чтобы они могли, насколько это возможно, выполнять свои гуманитарные функции.

На этой странице искали:

  • в чем заключается правовая защита раненых больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих
  • почему был ранен том
  • в чем заключается правовая защита раненых больных и потерпевших
  • к серьезным нарушениям международного гуманитарного права относятся
  • в чем заключается правовая защита раненых

Жертвы войны – лица, которые не принимают участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые; больные в действующей армии; лица, потерпевшие кораблекрушение; из состава вооруженных сил, военнопленные; гражданское население, в том числе на оккупированной территории.

Когда они выполняют эти функции, оккупирующая держава не может заставить этих сотрудников уделять первоочередное внимание лечению любого лица, за исключением медицинских целей. Персонал не может быть вынужден выполнять задачи, не совместимые с их гуманитарной миссией. Гражданский медицинский персонал должен иметь доступ к любому месту, где их услуги необходимы, с учетом таких надзорных и мер безопасности, которые могут быть сочтены необходимыми для соответствующей стороны в конфликте. Гражданский религиозный персонал должен уважаться и защищаться.

Основными актами в области защиты жертв войны являются четыре Женевских конвенции (1949 г.), проекты которых были подготовлены при участии Международного комитета Красного Креста, а также два дополнительных протокола к ним (1977 г.).

Защита раненых и больных . Нормы о защите раненых и больных в войне на суше содержатся в I Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (1949 г.) и в первом Дополнительном протоколе (1977 г.). Последний распространил общий режим на всех раненых и больных, военных или гражданских, которые нуждаются в немедленной медицинской помощи. Такие лица должны быть уважаемы и защищаемы.

Положения Конвенций и настоящего Протокола, касающиеся защиты и идентификации медицинского персонала, применяются в равной степени к таким лицам. Согласно статье 16, касающейся общей защиты медицинских обязанностей, ни при каких обстоятельствах любое лицо не может быть наказано за осуществление медицинской деятельности, совместимой с медицинской этикой, независимо от лица, пользующегося им. Лица, занимающиеся медицинской деятельностью, не должны принуждаться к совершению действий или выполнять работу, противоречащую правилам медицинской этики или иным медицинским правилам, предназначенным для раненых и больных, или к положениям конвенций или настоящего Протокола, или воздерживаться от выполнения действий или выполнения работы, требуемой этими правилами и положениями.

Воюющие обязаны принимать немедленные меры для поиска и сбора раненых и больных. К раненым воинам противника следует относиться с уважением, оказывать им необходимую медицинскую помощь. Запрещены медицинские эксперименты над ними. Мертвых подбирают и достойно хоронят.

Медицинский персонал . Воюющие должны относиться к нему с уважением и обеспечивать защиту. Медперсонал может быть задержан противником. В таком случае он должен продолжать выполнение своих функций, предпочтительно в отношении собственных граждан. Защите подлежат постоянные медицинские учреждения и подвижные медицинские формирования. Они должны иметь отличительные знаки. Защита прекращается лишь в случае их использования в целях причинения вреда противнику. При захвате противником раненых и больных они пользуются правами военнопленных.

Международно-правовая защита жертв войны

Ни одно лицо, занимающееся медицинской деятельностью, не должно принуждать к тому, чтобы кто-либо, принадлежащий либо противной стороне, либо его собственной стороне, информацию о раненых и больных, находящихся под его опекой, если такая информация, по его мнению, окажется вредной для пациентов или их семей. Однако правила обязательного уведомления об инфекционных заболеваниях должны соблюдаться. Кроме того, согласно этой статье, должна быть оказана вся необходимая помощь, чтобы медицинский персонал мог выполнять свои функции.

Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение . Режим таких лиц определен II Женевской конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (1949 г.) и первым Дополнительным протоколом (1977 г.). В целом применяются те же нормы, что и в случае войны на суше, однако есть и специфика. Особое значение имеют поиск и спасение. Они должны предприниматься немедленно после сражения самими боевыми кораблями. При осуществлении таких операций корабли не обретают защиты.

Медицинский персонал также не должен быть вынужден выполнять задачи, которые невозможно согласовать с их гуманитарной миссией. Более того, им не следует предлагать уделять приоритетное внимание любому лицу по другим причинам, чем медицинские цели. В связи с общей защитой медицинских обязанностей ни при каких обстоятельствах любое лицо не может быть наказано за проведение медицинской деятельности, совместимой с медицинской этикой, независимо от лица, пользующегося им. Лица, занимающиеся медицинской деятельностью, не должны принуждаться к совершению действий или выполнять работу вопреки или не должны воздерживаться от действий, требуемых правилами медицинской этики или других правил, разработанных в интересах раненых и больных, или настоящего Протокола.

Госпитальные суда окрашиваются в белый цвет и несут наряду с национальным краснокрестный флаг. Название и описание судна сообщается противнику. После этого оно не может подвергаться нападению или захвату.

Военнопленные . Основные нормы о режиме военного плена содержатся в третьей Женевской конвенции (1949 г.), а также в первом Дополнительном протоколе 1977 г. (ст. 43-47).

Профессиональные обязательства лиц, занимающихся медицинской деятельностью в отношении информации, которую они могут приобрести в отношении раненых и больных под их опекой, должны соблюдаться в соответствии с национальным законодательством. В соответствии с национальным законодательством ни одно лицо, занимающееся медицинской деятельностью, не может быть наказано в любом случае за отказ или отказ предоставить информацию о раненых и больных, которые были или находятся на их попечении. В статье 11 рассматривается вопрос защиты медицинских единиц и транспортных средств, которые должны соблюдаться и защищаться в любое время и не должны быть объектами нападения.

Статус военнопленных предоставляется законным участникам военных сражений, именуемых комбатантами. К ним отнесены лица из состава регулярных вооруженных сил, члены военных или добровольческих отрядов, входящих в состав таких сил, а также полицейских сил, движения сопротивления, гражданских вспомогательных сил, приданных войскам, включая прокуроров, судей, журналистов, священников.

Защита, на которую наделены медицинские подразделения и транспортные средства, не прекращается, если они не используются для совершения враждебных действий вне их гуманитарной деятельности. Однако защита может прекратиться только после того, как было дано предупреждение, установив - когда это необходимо - разумный срок и после того, как такое предупреждение оставлено без внимания. В настоящее время Женевские конвенции применяются во всех случаях, когда военные действия продолжаются, независимо от того, объявлена ​​война или нет.

Более того, классификация вооруженного конфликта его участниками не имеет значения. В дополнение к войне Женевские конвенции касаются оккупации, даже если нет вооруженного сопротивления. Кроме того, конвенции применяются ко всем государствам, в том числе к ситуациям, когда одна из стран, участвующих в конфликте, не может быть участницей Конвенции.

Условиями законности участия всех этих лиц в военных действиях являются: подчинение командованию, несущему ответственность за их действия, подчинение внутренней дисциплинарной системе, которая, кроме всего прочего, обеспечивает соблюдение норм гуманитарного права.

Не имеют статуса комбатанта и не могут рассчитывать на режим военнопленных наемники. Наемник – это лицо, завербованное для использования в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях в целях получения материального вознаграждения. В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. Конвенция признала наемничество серьезным преступлением, затрагивающим интересы всех государств, и обязала участников либо предавать виновных суду, либо выдавать. Наемничеству посвящена ст. 359 УК РФ.

Защита медицинских услуг и жертв вооруженного конфликта в соответствии со стандартами Международного общества Красного Креста и Красного Полумесяца и прав человека. Гуманитарное право является основой для Международных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Кроме того, Красный Крест является сторонником гуманитарного права. Они не имеют юридической силы и не заменяют применимых международных договоров. Эти нормы, которые являются обычными по своему характеру, утверждают, что участники или люди, которые не могут участвовать в бою, имеют право на уважение их жизни и их физическую и психическую неприкосновенность.

С момента пленения ответственность за военнопленных несет захватившее их государство, а не отдельные командиры, что, разумеется, не исключает уголовной ответственности последних за преступления против военнопленных. Военнопленный не преступник, а солдат, выполнявший свой долг. Его изоляция объясняется исключительно военной необходимостью. С военнопленными надлежит обращаться гуманно. Любое незаконное действие или бездействие, повлекшее смерть или причинившее серьезный ущерб здоровью пленного, является преступлением.

Такие лица всегда должны быть защищены и относиться гуманно, без каких-либо обсуждений; запрещается убивать или наносить раны врагу, который сдается или больше не может участвовать в бою; раненых и больных должны собирать и принимать на попечение партии в конфликте, кого они собирают. Кроме того, эта защита защищена медицинским персоналом и медицинскими приборами, транспортными средствами и оборудованием; задержанные комбатанты и мирные жители, находящиеся под властью противостоящей стороны, имеют право уважать их жизнь, достоинство, личные права и их политические, религиозные и другие мнения; каждый должен придерживаться основных судебных гарантий, и никто не может нести ответственность за деяние, которое они не совершали.

Запрещены медицинские эксперименты на пленных. Должна быть обеспечена защита. Репрессии запрещены. Пленные обеспечиваются необходимой одеждой, питанием, медицинским обслуживанием. Рядовые пленные могут привлекаться к работе с учетом их физического состояния. Офицеры участвуют лишь в руководстве такими работами. Выполненная работа оплачивается соответствующим образом. Исключается работа военного характера.

Предусмотрена возможность назначения державы-покровительницы из числа нейтральных государств для наблюдения за уважением прав пленных. Соответствующие функции могут осуществляться Международным комитетом Красного Креста.

Пленные подчинены законам и положениям, действующим в армии пленившего их государства. За совершенные преступления они отвечают по этим законам. После прекращения военных действий пленные подлежат скорейшей репатриации. Еще до этого следует репатриировать раненых и больных. Пленные, подозреваемые в совершении преступлений, включая военные, могут задерживаться до суда.

Интернирование. Иностранные граждане могут быть интернированы воюющими, только если интересы безопасности делают это абсолютно необходимым. Интернированный вправе обжаловать решение о его интернировании в суд и (или) в специально назначенный для этого административный орган. Условия содержания интернированных аналогичны тем, что и у пленных, но в ряде отношений более благоприятны. В частности, семьи не должны разлучаться.

Зоны безопасности . Поощряется создание зон безопасности и госпитальных зон по соглашению воюющих сторон в целях обеспечения безопасности мирного населения. Типовое соглашение такого рода приложено к первой Женевской конвенции. Эти зоны не должны иметь военных установок. Они не подлежат нападению.

Говоря о защите жертв войны, обратим внимание на то, что речь идет об обеспечении воюющими государствами в период вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, т.е.

о предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью и т.д.

Основными международно-правовыми актами, определяющими правовое положение указанных покровительствуемых лиц, являются Женевские конвенции 1949 г. (все четыре) и Дополнительные протоколы I и II 1977 г. Исходя из этих документов вначале рассмотрим правовое положение раненых и больных.

Международное гуманитарное право к раненым и больным относит лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. В это понятие, кроме того, входят лица, потерпевшие кораблекрушение, которые подвергаются опасности на море или в других водах, беременные женщины, роженицы, новорожденные дети, а также другие лица, нуждающиеся в медицинской помощи. Режим раненых и больных распространяется и на личный состав ополчений и добровольческих отрядов, партизан, лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов, личный состав служб, на которые возложено обслуживание вооруженных сил, на членов экипажей торгового флота, а также население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгшимися войсками, если оно при этом носит оружие и соблюдает принципы МГП.

Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в крат

чайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия, независимо от цвета кожи, пола, национального и социального происхождения, политических, религиозных и других убеждений. Причем такая защита обеспечивается не только в случае войны, но и всякого иного вооруженного конфликта между двумя или несколькими договаривающимися сторонами, даже если одна из них не признает состояния войны. Нормы о защите жертв войны применяются ко всем случаем оккупации, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления.

Важно подчеркнуть, что МГП обязывает также и нейтральные государства применять его положения к раненым и больным, т.е. обеспечивать их международно-правовую защиту. При этом раненые и больные не могут отказываться частично или полностью от прав, которые для них определены международными конвенциями.

Если раненые и больные одной воюющей стороны окажутся во власти другой воюющей стороны, они считаются военнопленными и к ним будут применяться нормы международного права, касающиеся военнопленных.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации.

МГП обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать под их контролем за ранеными и больными, предоставляя лицам, изъявившим желание выполнять такую работу, необходимую помощь и льготы.

Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними.

При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными

§ 5. Гуманитарное право о защите жертв войны

или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен ими.

Государства, находящиеся в конфликте, должны по возможности осуществлять регистрацию данных о попавших в плен раненых, больных, с тем чтобы в последующем в установленном порядке передать их государству, гражданами которого они являются.

МГП предписывает воюющим государствам создавать медицинские формирования, как военные, так и гражданские, для розыска, подбирания, транспортировки, лечения раненых и больных. Они должны быть размещены так, чтобы не подвергаться опасности в случае нападения противника на военные объекты.

Медицинский персонал, предназначенный для розыска и подбирания, транспортировки или лечения раненых и больных и принадлежащий исключительно к администрации санитарных формирований, находится под защитой МГП. Такая защита обеспечивается и в том случае, если: а) личный состав санитарного формирования или учреждения вооружен и пользуется своим оружием для самообороны или защиты своих раненых или больных; б) ввиду отсутствия вооруженных санитаров формирование или учреждение охраняется пикетом, часовыми или конвоем; в) в формировании или учреждении будут найдены ручное оружие и боевые припасы, снятые с раненых или больных и не сданные еще по принадлежности; г) в формировании или учреждении находятся личный состав и имущество ветеринарной службы, не являющиеся его неотъемлемой частью; д) гуманитарная деятельность санитарных формирований и учреждений или их персонала распространяется на раненых и больных гражданских лиц.

К личному составу санитарных формирований и учреждений в своих правах приравниваются личный состав добровольческих обществ помощи, уполномоченных своим правительством, а также организации Красного Креста и соответствующие им другие национальные общества.

В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных.

Из смысла МГП вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты (ст. 44 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны). Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к личному

Глава IV. Международное гуманитарное право

составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления; партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и др.

Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы МГП исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.

В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Военнопленные не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению.

МГП запрещает осуществлять дискриминацию военнопленных по признакам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д. К женщинам оно предписывает относиться со всем полагающимся их полу уважением. При этом обращаться с ними должны не хуже, чем с мужчинами.

После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Военнопленные не могут посылаться в районы, где они могли бы подвергаться действию огня, а также не должны использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.

Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска неприятеля, расположенные в той же местности.

Они должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и не должны быть вредными для их здоровья. Военнопленным должно быть разрешено ношение знаков отличия и государственной принадлежности. Они имеют право на переписку, получение индивидуальных или коллективных посылок, содержащих продукты питания, медикаменты.

Лагерь для военнопленных должен возглавляться офицером из состава регулярных вооруженных сил воюющего государства. Начальник несет ответственность за то, чтобы персонал лагеря знал и правильно применял конвенции, определяющие положение военнопленных.

Нормы МГП содержат ряд положений, касающихся дисциплины военнопленных. Военнопленные должны подчиняться законам, уставам

§ 5. Гуманитарное право о защите жертв войны

и приказам, действующим в вооруженных силах держащего в плену государства. В каждом случае нарушения ими дисциплины производится расследование. За один и тот же проступок или по одному и тому же обвинению военнопленные могут быть наказаны только один раз. Всякого рода правила, приказы, объявления и извещения, касающиеся поведения военнопленных, должны им сообщаться на понятном для них языке.

Нормы МГП подробно регламентируют вопросы, относящиеся к работе военнопленных, а также к обеспечению их питанием, одеждой.

Военнопленные освобождаются и репатриируются по прекращении военных действий. Однако те из них, против кого возбуждено уголовное преследование, могут быть задержаны до окончания суда или до отбытия ими наказания.

В МГП содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие

Глава IV. Международное гуманитарное право

участие в военных действиях. Присутствие среди гражданского населения отдельных военных лиц не лишает это население его гражданского характера, а если возникает сомнение относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским, то оно должно признаваться таковым.

Правовая защита гражданского населения осуществляется в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера, даже в том случае, если одна из воюющих сторон не признает состояния войны. При этом гуманитарные нормы касаются всего населения находящихся в конфликте сторон, без какой-либо дискриминации по признакам расы, национальности, религии или политических убеждений. Они направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. В связи с этим воюющие государства обязаны принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены сами себе, чтобы облегчить при всех обстоятельствах их содержание и воспитание (ст. 24 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны).

К гражданскому населению не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.

Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или принимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.

Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.

Нужно иметь в виду, что правовая защита гражданского населения должна обеспечиваться и на временно оккупированной противником территории, даже если оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления. Причем территория признается занятой, если она действительно находится во власти неприятельской армии, т.е. где такая власть установлена и в состоянии действовать.

§ 5. Гуманитарное право о защите жертв войны

Оккупационные власти в соответствии с нормами международного права обязаны принять все зависящие от них меры к тому, чтобы, насколько возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок и общественную жизнь, уважая существующие в стране законы. Честь и семейные права, жизнь отдельных лиц, равно как и религиозные убеждения и отправления обрядов веры, должны быть уважаемы.

Таким образом, суверенитет государства на территорию, которая временно захвачена противником, автоматически не переходит к оккупанту. В дальнейшем судьба такой территории решается, как правило, мирным договором.

Постановления уголовного порядка, издаваемые оккупирующим государством, вступают в силу только после того, как они будут опубликованы и доведены до сведения на национальном языке населения.

Оккупирующее государство обязано обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и медикаментами. Оно может реквизировать продовольственные запасы, медикаменты, находящиеся на оккупированной территории, только с учетом нужд гражданского населения. Причем в последующем оккупирующее государство должно принять меры для обеспечения того, чтобы реквизиция была справедливо возмещена. На оккупированной территории должна быть обеспечена деятельность медицинских учреждений и служб.

Запрещаются под каким бы то ни было предлогом угон, а также депортирование (высылка) гражданского населения из оккупированной территории на территорию оккупирующего государства или на территорию любого другого государства. Вместе с тем может производиться полная или частичная эвакуация какого-либо определенного оккупированного района для обеспечения безопасности населения, а также при наличии веских причин военного характера. В таких случаях гражданское население может быть перемещено только в глубь оккупированной территории, за исключением тех случаев, когда сделать это практически невозможно. Эвакуированное в таком порядке население должно быть возвращено на свои прежние места немедленно после того, как боевые операции в этом районе будут закончены.

Оккупирующая держава не вправе принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных силах. Не допускается оказание давления на гражданское население с целью добиться добровольного поступления его в армию неприятельского государства.

В соответствии с нормами МГП на оккупированной территории запрещаются следующие действия: уничтожение движимого и недвижимого имущества, являющегося государственной, коллективной или

Глава IV. Международное гуманитарное право

частной собственностью неприятельской державы и ее отдельных лиц; взятие заложников из числа гражданских лиц; изменение статуса должностных лиц или судей, применение к ним санкций или каких-либо мер принуждения, проведение дискриминации по той причине, что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей по соображениям совести; проведение всякого рода мероприятий, направленных на то, чтобы вызвать безработицу или ограничить возможность работы для граждан оккупированной территории с целью заставить их работать на оккупирующую державу.

Оккупант может привлекать гражданское население к трудовой деятельности, за исключением выполнения работы, которая вынуждала бы его принимать участие в военных операциях. Работа должна выполняться в пределах оккупированной территории, на которой находятся данные лица. Она должна справедливым образом оплачиваться и соответствовать физическим и интеллектуальным способностям работников.

Воюющие государства могут как на оккупированной территории, так и вне ее интернировать гражданское население. Интернированные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность и осуществляют вытекающие отсюда права в той мере, в какой это будет совместимо с интернированием. При этом интернированные будут бесплатно обеспечиваться средствами, необходимыми для их содержания, а также медицинской помощью. Места интернирования не должны находиться в районах, особо подвергающихся военной опасности. При этом интернированные должны размещаться отдельно от военнопленных и лиц, лишенных свободы, и иметь свою администрацию.

Международное право, применяемое в период вооруженных конфликтов, содержит нормы, в соответствии с которыми воюющая сторона несет ответственность за обращение своих представителей с гражданским населением, причем это не снимает личной ответственности с этих представителей.

Говоря о защите гражданского населения в период вооруженных конфликтов, нельзя не упомянуть об охране нормами международного права окружающей среды, т.е. среды обитания гражданского населения. В ст. 55 Дополнительного протокола I 1977 г. впервые в МГП закреплена норма, которая предписывает при ведении военных действий проявлять заботу о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения.

§ 6. Защита гражданских объектов

Таким образом, анализ международно-правовых норм о правовом положении раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных и гражданского населения со всей очевидностью подтверждает вывод о существовании в МГП принципа защиты жертв войны, содержащего комплекс мер, которые обязаны соблюдать воюющие стороны в период вооруженных конфликтов.

Читайте также: