Кто имеет право проводить тренинги

Обновлено: 17.05.2024

В этой статье мы хотим поделиться опытом и знаниями, которые помогут вам организовать как собственное мероприятие, так и заработать на организации и продаже авторских тренингов, семинаров и курсов. В этой статье вы найдете подробную инструкцию (шаг 1, 2, 3 и тд) и рекомендации, которые позволят привлечь больше участников на событие.

Организация тренингов, семинаров и курсов – это отличная идея для заработка. При этом в некоторых случаях может вообще не потребоваться никаких вложений, а прибыль может быть существенной. О тонкостях работы в этой сфере читайте далее. Тренингов и семинаров на различные темы проводится огромное количество. Сейчас очень многие тренеры стали проводить вебинары, то есть онлайн-тренинги. Но большинство тренеров продолжают вести тренинги и семинары вживую, так как данная форма более эффективна при передаче знаний, навыков и опыта участникам. Для организации данного мероприятия, а именно для привлечения слушателей на семинар или тренинг, и нужен организатор. На некоторых этапах придется потратить средства, например, для внесения предоплаты за аренду зала для тренинга или семинара. Но иногда и эти траты можно отложить до получения первой прибыли.

1. Для начала нужно определиться, чей семинар и на какую тему вы хотите организовать.

Темы различны, авторов, читающих одну и ту же тематику множество. Идеальный вариант – когда вы лично были на семинаре или тренинге, который хотите провести в своем городе. Или хотя бы знакомы с некоторыми работами тренера. Это вам пригодится, когда вы будете привлекать посетителей на тренинг. Живые отзывы реальных людей более значимы для потенциальных слушателей, чем написанные где-то в интернете не понятно кем.

Важно! По нашему опыту наличие видео-отзыва реальных людей о тренинге или семинаре, а также о тренере, значительно (иногда конверсия повышается на 1,5%) увеличивает количество регистраций на событие и продажи билетов. Поэтому рекомендуем на продающих страницах событий размещать видео-отзывы реальных участников (смотрите пример).

2. Связываетесь с тренером и обговариваете дату проведения мероприятия и условия.

Некоторым тренерам нужно оплатить только участие в мероприятии в определенном объеме. То есть он вам сообщает, что на мероприятии должно присутствовать от 8 до 40 человек, гонорар за его услуги составит 80 000 рублей вне зависимости от количества участников. Другие же берут определенную плату за каждого слушателя, при этом есть минимальное количество участников. Некоторым нужно оплатить дорогу, проживание и некоторые другие траты.

3. Тренер даст вам полезную информацию для организации.

Например, нужно ли предоставлять ноутбук и проектор для его работы, есть ли какие-то требования к помещению для семинара, какие раздаточные материалы нужно распечатать и предоставить участникам, возможно у него есть готовые рекламные материалы и он даст советы о том, кто является его целевой аудиторией и где лучше разместить рекламу.

4. После согласования всех условий с тренером можно приступать непосредственно к организации тренинга или семинара.

Узнайте условия аренды помещений (залов) для проведения тренинга. Желательно, чтобы оно находилось в центре города, например, чтобы большинству участников было удобно до него добираться. Неплохо, если рядом есть гостиница, где вы сможете разместить тренера. Обговорите технические моменты с владельцами помещения, смогут ли они предоставить флип-чарт с блокнотом или доску для записей, проектор, будет ли доступ к интернету. На этапе бронирования помещения, скорее всего, нужно будет внести предоплату. Но вы можете попытаться договориться с владельцем о бартере, если ему интересна тема семинара. Т.е. он предоставляет вам помещение, а его сотрудник может пройти обучение бесплатно. Или можно договориться об оплате в день мероприятия.

Как выбрать подходящий зал для проведения тренинга и семинара, а также каталог арендных залов смотрите здесь.rel="nofollow">>

5. Не откладывайте с началом рекламной кампании по продвижению событий.

В большинстве случаев вы можете смело начинать рекламную кампанию уже на стадии поиска помещения для тренинга.

В зависимости от тематики тренинга и целевой аудитории места и способы размещения рекламы могут быть различны. Используйте максимальное количество платных и бесплатных способов.

Бесплатные способы: раздача листовок в местах скопления целевой аудитории, размещение объявлений на досках объявлений в интернете и различных заведениях города, привлечение слушателей через социальные сети, комментарии в специализированных форумах и блогах.

Это основные способы размещения рекламы, вы можете использовать любые доступные вам.

6. Обязательно берите предоплату с желающих участвовать в тренинге или семинаре.

Практика показывает, что без предоплаты человек легко забывает о мероприятии и перестает отвечать звонки накануне, либо у него срочно появляются другие планы. Даже небольшая предоплата, хотя бы 1 000 рублей, поможет отсеять тех, кто и не собирался идти на тренинг. Тогда у вас будет реальная информация о количестве участников.

Так, многие тренеры и тренинговые компании продают первое занятие из месячного курса за относительно небольшую сумму, например, за 1 000 рублей, чтобы человеку было легче принять решение о покупке тренинга. Внесение этой небольшой предоплаты наверняка гарантирует посещение тренинга или семинара человеком, поможет ему удостовериться в его ценности и принять решение о покупке всего курса или всех занятий тренинга.

b_5471c9f6f1fc9.jpg

7. Для стимулирования ранней регистрации на тренинг можно озвучить несколько уровней цены.

Например, при оплате непосредственно в день проведения тренинга цена составит 10 000 рублей. При предоплате за неделю скидка составит 1 000 рублей. А при внесении предоплаты за месяц – 3 000 рублей. Так вы поторопите людей с принятием решения и не будете волноваться накануне мероприятия, а набрали ли вы группу.

8. Перед началом события нужно подготовить все необходимые материалы.

Для некоторых семинаров нужны методички и рабочие тетради, в которых есть много полезной информации. Такие методички вам предоставит сам тренер. Для других достаточно закупить блокноты и ручки. Также обязательный элемент – бейджи для участников.

Людям будет проще общаться друг с другом, если тренинг подразумевает какие-то групповые практические задания.

В конце мероприятия чаще всего нужно получить обратную связь от участников. Это нужно как тренеру, так и вам, как организатору. Это поможет вам учесть какие-то недочеты для организации следующих мероприятий, а также собрать контактные данные участников, чтобы пригласить их на другие тренинги.

Также вы можете подготовить анкету, в которую включить пункт о рекомендации тренинга друзьям. В нем участники смогут оставить контакты своих знакомых, которым может быть интересен данный тренинг.

b_5471ca34813ae.jpg

Рекомендуем собрать видео-отзывы от довольных участников события, причем чем эмоциональнее, содержательнее будет отзыв тем лучше! Для повышения доверия желательно, чтобы видео-отзыв: содержал представления участника (как зовут, где работает/чем занимается), отвечал на вопросы: почему человек принял участие в тренинге, какие проблемы решил; содержал положительный отзыв о тренере/преподавателе и об организации мероприятия; и содержал рекомендацию принять участие в мероприятии.

9. За несколько дней до тренинга обязательно созвонитесь со всеми участниками и напомните им о приближающемся тренинге.

Все мы люди занятые и можем просто забыть о запланированном событии.

10. На самом тренинге желательно организовывать кофе-брейки.

Кофе-брейки помогают человеку переключиться, восстановить силы для усвоения новой информации и повысить уровень сахара в крови (поэтому наличие сладостей - обязательно), что очень важно для работы мозга!

Кроме того, по нашему опыту кофе-брейки создают атмосферу открытости, снижают напряжение и способствуют налаживанию деловых и не только контактов между людьми, что в итоге влияет на удовлетворенность результатами тренинга/семинара.

Для организации кофе-брейков нужно немного: несколько чайников, в зависимости от количества участников, одноразовая посуда, а также чай, кофе, сахар и, возможно, что-то для перекуса, типа печенья и шоколада.

11. Если планируется много участников, то вам может потребоваться помощник в день тренинга.

Он поможет встретить участников и отметить пришедших, помочь в организации кофе-брейка и оперативно разрешить внезапно возникшие форс-мажоры.

Выводы:

Итак, для организации тренинга или семинара могут потребоваться небольшие вложения: предоплата или полная оплата за помещение, возможно плата за бронь в гостинице, если вы оплачиваете проживание тренера, распечатка раздаточных материалов и приобретение канцелярии, приобретение продуктов для кофе-брейка, затраты на рекламу.Но все эти траты можно сократить или свести к минимуму, если вы сможете договориться о бартере или оплате после тренинга за помещение и рекламу, например. Свой доход от проведения тренинга вы также можете подсчитать заранее.

Гонорар тренера вам станет известен на этапе согласования с ним мероприятия. Информацию о стоимости аренды зала для тренинга и предполагаемые затраты на рекламу также можно рассчитать в самом начале подготовки, изучив предложения на рынке аренды залов. Затраты на канцелярию, раздаточные материалы и кофе-брейк можно примерно оценить на основе рыночных цен. Рассчитайте, какую минимальную плату вы будете брать с каждого участника.

Таким образом, вы сможете понять, какую минимальную прибыль вы получите с каждого слушателя. Разделите свой желаемый гонорар на размер этой прибыли, и вы узнаете необходимое количество участников.

Рекомендуем также прочесть статью "7 ошибок бизнес-тренера", которая расскажет, что нужно учитывать при выборе тренера, а также будет полезна начинающим тренерам.


Все больше компаний проводят корпоративы в середине года. Тренингами с приглашенными экспертами тоже никого не удивишь. Но налоговики не успокаиваются, пытаясь снять расходы. Практикующий адвокат рассказывает, какие контрдоводы помогут доказать, что все расходы по тренингам и корпоративам подтверждены.

Казалось бы, ни у налоговых органов, ни у бухгалтеров не должно возникать вопросов о правомерности отнесения затрат на обучающие тренинги. В письмах Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 апреля 2009 г. N 03-03-06/1/257 и от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137 признается возможность учета стоимости обучения на семинаре в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако, судебные споры между налоговыми органами и налогоплательщикам не утихают.

Какие же претензии со стороны налоговых органов наиболее характерны и как на них реагировать? Рассмотрим наиболее типичные ситуации:

1. Налоговая инспекция оспаривает сам факт обучающего тренинга, полагая, что для сотрудников был организован отдых.

Контрдоводы:

Необходимо предоставить доказательства проведения тренинга, связанного с производственной деятельностью Общества и направленной на извлечение дохода. Это могут быть договор тренинга, акты выполненных работ, программы и материалы семинаров, тренингов и конференций: Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. по делу N А82-8294/2008.

Не следует забывать, что именно налоговый орган обязан доказать обратное (п.1. ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ.)

2. Налоговые органы отказывают в учете расходов на участие в тренинге ввиду отсутствия у обучающей организации, проводящий тренинг, лицензии на соответствующее обучение.

Контрдоводы:

Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию (Положение о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174).

Требование о наличии лицензий у организаций, осуществляющих образовательную деятельность, относится только к предусмотренным пунктом 3 статьи 264 НК РФ расходам налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров, поскольку такие виды образования, как подготовка и переподготовка кадров, сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации и потому требуют лицензий.

3. Налоговые органы требуют представить программы обучения, сертификаты, подтверждающие прохождение обучения сотрудников.

Контрдоводы:

Налоговое законодательство не связывает право налогоплательщика на учет расходов за тренинг (информационно-консультационные услуги) с предоставлением данных документов.

Расходы не являются расходами на подготовку и переподготовку кадров, учитываемыми на основании положений пункта 3 статьи 264 НК РФ.

Для признания расходов на консультационные семинары и тренинги, на участие в конференциях и на организацию тренингов налоговое законодательство не устанавливает специальных критериев кроме тех, что указаны в статье 252 НК РФ.

При соблюдении требований статьи 252 НК РФ об экономической обоснованности и документальной подтвержденности, данные расходы могут быть учтены налогоплательщиком на основании подпунктов 14, 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ, как расходы на информационные и консультационные услуги, либо на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ, как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Обстоятельства получения информационно-консультационных услуг подтверждаются актами оказанных услуг, а не сертификатами.

4. Налоговый орган не признает расходы, так как не указаны конкретные работники, проходившие тренинг и отсутствуют локальные нормативные акты (приказы на обучение сотрудников).

Контрдоводы:

А) Такого требования нет в законе, значит оно не является обязательным.

Трудовой кодекс только в ограниченном числе случаев прямо предписывает работодателям издавать приказы (приказы о приеме на работу, о переводе на другую работу, о прекращении (расторжении) трудового договора (об увольнении), о применении дисциплинарного взыскания, приказ о назначении лица, ответственного за организацию работы по охране труда, приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая, приказ об утверждении состава комиссии по расследованию несчастного случая, приказ о создании примирительной комиссии).

Налоговый кодекс предусматривает издание работодателем приказов только для утверждения учетной политики для целей налогообложения (пункт 12 статьи 167, статья 313 НК РФ), оформления решения об отказе от участия в конкурсе либо о нецелесообразности приобретения лицензии при ведении налогового учета расходов на освоение природных ресурсов (статья 325 НК РФ): Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2011 г. N 09АП-32031/2010.

Б) Список участников при направлении сотрудников на консультационные тренинги составляется, только если договор с контрагентом прямо предусматривает его в качестве приложения к договору, либо если состав участников указан в программе тренинга.

В) В контрактах с сотрудниками указано, что они обязаны посещать профессионально расти, посещать тренинги, семинары. Возможно также предоставление планов и графиков корпоративных программ обучения.

5. Налоговый орган усматривает недостатки в оформлении актов. Нет расшифровки подписи, содержания выполненных работ.

Контрдоводы:

А) Расшифровки подписей не являются обязательными реквизитами первичного документа.

Расходы общества подтверждаются договорами, актами об оказании услуг, программами и материалами мероприятий, счетами-фактурами, счетами, платежными поручениями и выписками банка по расчетному счету общества.

Б) В соответствии со статьей 252 НК РФ возможность учета тех или иных расходов для целей исчисления налога на прибыль зависит от наличия документов, подтверждающих произведенные расходы.

Следовательно, ошибки в оформлении отдельных первичных документов не могут служить основанием для отказа в признании расходов, если расходы подтверждены иными документами. В связи с этим Налоговый кодекс не содержит императивной нормы, которая бы устанавливала, что на расходы не могут быть отнесены затраты, первичные документы по которым имеют дефекты в оформлении.

Нарушение правил оформления первичных бухгалтерских документов является нарушением законодательства, регулирующего правоотношения в сфере организации ведения бухгалтерского учета, но само по себе не влечет вывод об отсутствии затрат как таковых и не является самостоятельным основанием для исключения из состава расходов фактически понесенных налогоплательщиком затрат.

Таким образом, при реальности хозяйственных операций, акты являются не единственными документами, подтверждающими произведенные обществом затраты: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2011 г. N 09АП-32031/2010.

6. Налоговая инспекция признает неправомерным включение в состав затрат командировочных расходов, транспортных расходов и затрат на проживание, связанных с организацией тренинга для представителей дилерских компаний.

Контрдоводы:

Оплата расходов, связанных с организацией мероприятий по повышению эффективности деятельности компании, произведена стороной, заинтересованной в увеличении дохода. Таким образом, расходы имеют производственную направленность и уменьшают налоговую базу в силу подп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса.

Расходами признаются любые документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на извлечение дохода (п.1 ст.252 НК РФ).

Документы первичного бухгалтерского учета (договора, счета, накладные. ) подтверждают, что дилеры являются реальными деловыми партнерами: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 сентября 2008 г. N А56-33426/2007; Постановление ФАС Московского округа от 20 сентября 2010 г. N КА-А40/10387-10-2 Дело N А40-67488/09-20-476.

Из всего вышесказанного, следует сделать вывод, что бояться тренингов не нужно, но при заключении договоров с соответствующими компаниями следует проявить обычную осмотрительность, как и при совершении любых сделок. Запросить выписки из ЕГРЮЛ, как можно больше документов обосновывающих необходимость и полезность тренингов для самого предприятия и его сотрудников (любая солидная тренинговая компания вас обеспечит такими материалами в избытке). Нужно очень внимательно отнестись к составлению подробных актов выполненных работ (услуг), что позволит заранее снять многие проблемы.

АКЦИЯ ГОДА

Лев Лялин, практикующий адвокат, член Президиума Московской областной коллегии адвокатов, доцент кафедры управления недвижимостью и развитием территорий МИИГАиК

Свой бизнес: проведение тренингов

Тренинги стали очень распространённым явлением, потому что позволяют раскрыться личности и дать ей некий новый позитивный опыт, который поможет ей в профессиональной или личной жизни. Многие крупные организации заказывают проведение тренингов в офисе или отправляют своих сотрудников на дополнительные курсы. Среди населения постоянно набирает популярность и практика тренингов личностного рота, которая направлена непосредственно на саму личность, а не на профессионала определённой области. Также тренинги могут проводиться по очень многим направлениям: от повышения квалификации персонала до раскрытия потенциала в коллективе; от обучения основам социализации до pick-up’а. Всё это даёт возможность начинающему предпринимателю, выбрав свою сферу для тренингов, начать заниматься кажущимся на первый взгляд лёгким делом.

Однако даже в случае весьма оригинальной идеи есть немалый шанс провалить всё начинание. Во-первых, людей новый тренинг должен заинтересовать. Причём не какую-то группу фанатиков, а определённый контингент, который постоянно будет интересоваться тренингом, и из которого постоянно будут набираться новые обучаемые. Во-вторых, тренинг должен быть интересным, привлекающим новых людей и не упускающим старых. В-третьих, тренинг должен быть реально полезен и приносить пользу закончившему его. И, в-четвёртых, тренер и сама программа обучения должны постоянно развиваться, если не учитывать какие-либо изменения и тенденции, то не удастся выполнить три предыдущих условия. И это не говоря про то, что сами ведущие и организаторы должны обладать соответствующей квалификацией и знаниями, быть гуру своего предмета, а не зелёными новичками.

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

С второй группировкой несколько сложней. Образование в юридическом понимании этого слова без лицензии могут вести только преподаватели с образовательным цензом и работающие в одиночку. То есть не лицензировать свою деятельность может только индивидуальный предприниматель и с условием, что он сам будет преподавать тренинги и при этом он же обладает образовательным цензом. Если же бизнесмен не планирует лично проводить занятия и просто набирает преподавателей в свой штат, то ему придётся получить лицензию для себя. А вот образовательный ценз и сертификаты о квалификации должны будут предоставлять преподаватели-тренеры.

Если придётся работать через интернет (так называемые вебинары) или проводить немного нестандартные занятия, то нужно ещё и указать код (ОКПД 2) 96.09 Услуги персональные прочие, не включенные в другие группировки. Но здесь в законе имеется оговорка, которая обязывает проводить лицензирование своей деятельности только в определённых случаях. Этот список постоянно меняется и дополняется, но касательно профессионального образования его можно представить так:

Реализация основной программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

Реализация основной программы профессионального обучения - программы переподготовки рабочих, служащих.

Реализация основной программы профессионального обучения - программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ.

Реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных предпрофессиональных программ.

Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

Реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.

То есть, если деятельность не подпадает под эти определения, то можно смело заниматься работой без лицензии. Однако такой список кажется охватывающим вообще все возможные программы обучения персонала.

Сложно обстоит дело и с тренингами личностного роста. Тут тоже имеется несколько вариантов ведения бизнеса. Например, их проведение на базе психологического центра, который, в свою очередь, может действовать либо по медицинской лицензии, либо без неё. Более подробно этот момент освещён в соответствующей статье.

Если не строить из себя психолога, то нужно также определиться с тематиками программ проводимых занятий. Здесь необходимость лицензии также определяется тем, подходит ли тема под определение лицензируемых видов деятельности или нет. В общем можно сказать, что государство нацелено на принудительное лицензирование именно общеобразовательных и высших учебных заведений; если предприниматель рассказывает своим клиентам о том, как повысить свои социальные навыки или научиться манипулировать людьми, то ему не обязательно заниматься лицензированием. Однако, если это проходит в рамках психологической работы, то будет нужна уже медицинская лицензия (о чём и было сказано выше).

Обобщив, можно сделать вывод, что в каждом конкретном случае необходимо точно собрать информацию даже о местных правовых актах (потому что в разных регионах свои требования, и они могут меняться в разных уголках страны); и помощь грамотного юриста на первых порах не помешает.

Чтобы получить лицензию, стоит обратиться в местный комитет по надзору и контролю в сфере образования. Туда передаются все сведения о предпринимателе, информация о имеющихся фондах и персонале. Процесс лицензирования схож с получением всех остальных видов лицензии, а сроки решения и некоторые условия, как уже было отмечено, меняются от региона к региону.

Можно существенно упростить себе задачу, обратившись к фирмам, специализирующимся на получении лицензии. Это сэкономит нервы (а иногда и время), но потребует бо́льших вложений. При условии изначально соблюдения всех требований процесс получения лицензии не должен затянуться более, чем на два месяца. Кстати, стоит отметить, что образовательной деятельностью заниматься коммерческие организации имеют право только с 2013 года, ранее это позволялось только НКО.

После этого, чтобы выйти на рынок уже компанией с гарантиями, следует обратиться в некоммерческие организации, которые представляют собой некоммерческие объединения тренеров и компаний по тренингам. Самой известной в этой стране, пожалуй, является Международная ассоциация профессионалов развития личности. Но, как можно догадаться из названия, она работает с компаниями по тренингам личностного роста, фактически не относясь к бизнес-тренингам. На самом деле, клиента будут привлекать громкие заявления и членства в каких-то организациях; ему не важно, в каких, главное, чтобы это членство у тренеров было. Ассоциации и объединения могут даже помочь с программами, установить квалификацию и выдать прочие справки об уровне подготовки. Конечно, заниматься можно и в одиночку, не сотрудничая ни с кем. Рассматривать подобные содружества нужно в первую очередь как рекламу (хотя некоторые из них могут предложить и реальную помощь).

Из-за ужесточения положения о лицензировании теперь приходится заниматься поиском постоянного помещения. Если же это простые ничему, по факту, не обучающие (с юридической точки зрения опять же) программы, то можно работать так, как начинали первые компании по тренингам – посредством единоразовой аренды помещения или с выездом по месту требования клиента. Постепенно такая практика будет уходить в прошлое (хотя услуга выездных тренеров по нраву многим предприятиям), но соблюдать закон необходимо.

Размер помещения может быть различным в зависимости от того, сколько тренингов одновременно будет проводиться. Так, одна группа может состоять и из 20 человек, хотя некоторые тематики предполагают не более 10-15, а то и 5 человек. Но и сама тематика может влиять на размеры площадей. Ведь есть тренинги, которые предполагают активные игры и даже наличие спортивных снарядов, поэтому в рамках одной статьи рассмотреть все варианты нецелесообразно, а вывести какие-то универсальные показатели нелогично.

Стоит только отметить, что располагаться лучше в центральных и деловых районах города, где выше стоимость аренды, но и больше потенциальных клиентов. Ведь никому из сотрудников, которые проходят корпоративное обучение, не хочется ехать через полгорода ради тренинга, который затеял босс.

Все тренинги условно можно разделить на следующие виды по целям, которых нужно достичь:

Тренировка и выработка определённых умений, знаний и навыков; причём это могут быть и психологические умения, и физические, тренер здесь может и не обладать сам нужными навыками, его задача: помочь их приобрести обучаемым.

Обучение, которое помогает перенести знания и опыт тренера обучаемым; отличается от предыдущего пункта тем, что тут преподаватель знаток и мастер своего дела.

Постепенное формирование личности и её самораскрытие; чаще всего относится к психологии, так как помогает человеку получить знания о самом себе, не обучаясь ничему конкретному.

Кадровый вопрос – самый серьёзный, и его решение может затянуться надолго, потому что грамотных специалистов, которые при этом умеют работать с людьми, не так-то просто найти. Впрочем, их можно обучить, и тут на помощь могут прийти ассоциации, которые имеют в своём штате опытных наставников для обучения будущих тренеров.

Да, успешным будет тот тренинг, который даёт людям что-то новое, не копирует уже имеющиеся на рынке программы и реально действует. Разработать такую концепцию бывает непросто, но в этом случае и гонорар будет весьма существенным. Без хорошей идеи (вне зависимости от сферы тренинга) выйти и, во всяком случае, удержаться на рынке будет невозможно. Обычно опытные тренеры, которые имеют известное имя, располагают своими собственными программами, но такой человек будет требовать высокий процент от собранной суммы и ставить определённые условия. Да и найти его не так легко.

Но любое начинание интересно только в случае, если оно приносит деньги. Проведение тренингов будет оплачиваться по-разному в зависимости от тематики, но, как правило, бизнес-тренинги дороже тренингов личностного роста. Как минимум хотя бы потому, что в первом случае обучаются топ-менеджеры, во втором – домохозяйки (это условное деление, но точно показывающее разницу). На стоимость услуги сильно сказывается и репутация тренера, потому что именитые лекторы могут только за своё имя взимать больше половины стоимости тренинга. В итоге тренер забирает себе от 50 до 80% от собранной суммы, но, если учитывать, что предприниматель фактически ничего сам не делает, то он будет получать пусть меньший, но пассивный доход.

Но в этом случае особенно рентабельно нанимать нескольких тренеров, которые ведут несколько тренингов. И наладить такую работу, чтобы были минимальные простои по времени. Чтобы это обеспечить, придётся немало потратиться на рекламу, но в итоге эти вложения оправдают себя.

Предприятию необходимо провести семинар по обучению обслуживания сложного технического комплекса. Но у предприятия нет лицензии на обучение. Как лучше всего прописать в договоре это мероприятие? Как обучающий семинар или просто семинар? Имеем ли право выдавать -справку об участие в семинаре?

Ответ

При этом под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ (п. 17 ст. 2 Закона об образовании).

Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, которые подлежат лицензированию согласно п. 3 Положения, прямо указан в Приложении к Положению. К ним относятся:

1) основные и профессиональные образовательные программы начального, основного, среднего и высшего образования (п. п. 1 — 12 Приложения к Положению);

2) основные программы профессионального обучения — профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих, служащих (п. п. 13 — 15 Приложения к Положению);

3) дополнительные предпрофессиональные программы, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки (п. п. 16 — 19 Приложения к Положению).

В случае оказания организациями иных услуг по обучению лицензирование не требуется.

Оказанием услуг по реализации образовательных программ следует считать учебу, которая направлена на получение обучающимся:

— при профессиональном обучении — определенного квалификационного разряда по какой-либо профессии рабочего (класса или категории квалификации по должности служащего), поименованной в перечне, утвержденном Минобрнауки России (ч. 1, 7 ст. 73 Закона об образовании; Приложение к Приказу Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513);

— при дополнительном профессиональном образовании — новой компетенции в рамках имеющейся квалификации (повышение квалификации, срок обучения не менее 16 часов) или новой квалификации (срок обучения не менее 250 часов) по любым другим видам профессиональной деятельности (ч. 4, 5 ст. 76 Закона об образовании; п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499). Обучение может проводиться в любой форме (включая тренинги, семинары, мастер-классы, консультации и другие (п. 17 указанного Порядка)).

При этом такая учеба подпадает под лицензирование, только если организация выдает обучающимся (п. 20 ст. 2, п. 1 ч. 1, ч. 3, 10, 12 ст. 60, ст. 74, ч. 15 ст. 76 Закона об образовании):

— во всех остальных случаях (лицо не прошло итоговую аттестацию, ее результаты неудовлетворительны, отчисление и прочее) — справку об обучении или о периоде обучения.

Унифицированной формы этих документов нет (ч. 3, 12 ст. 60 Закона об образовании), поэтому организации применяют свои формы.

В рассматриваемом случае организация по результатам оказания услуг хочет выдать справку о прохождении семинара, который подтверждает факт прохождения курсов по обучению обслуживания сложного технического комплекса. Данная справка не свидетельствует о присвоении (повышении) разряда или квалификации.

Обращаем также внимание, что длительность семинара составляет менее 16 часов. Соответственно, данный семинар нельзя признать программой повышения квалификации (получения новой компетенции в рамках имеющейся квалификации).

Таким образом, проведение семинара по обучению обслуживания сложного технического комплекса не является ни профессиональным, ни дополнительным профессиональным обучением, а следовательно, не подлежит лицензированию. И Вы имеете право выдавать справки о прохождении данного семинара.

Вопрос

Спасибо за оперативный ответ!

Если длительность семинара превышает 16 часов и составляет 40 часов? Тогда это будет нарушение?

Ответ

В таком случае эти семинары признают образовательной программой, и Вам необходимо будет получить лицензию!

Осуществление образовательной деятельности без лицензии является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена:

— ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, если осуществляемая деятельность признается предпринимательской;

— ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, если осуществляемая деятельность не связана с извлечением прибыли.

Если упомянутая деятельность является предпринимательской, то ее осуществление без лицензии влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ):

— для граждан — от 2000 до 2500 руб.;

— для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей — примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) — от 4000 до 5000 руб. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

— для юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Штраф налагается как с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья, так и без нее (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).

Если образовательная деятельность не связана с извлечением прибыли, то ее осуществление без лицензии влечет за собой применение следующих мер ответственности (ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ):

— для граждан — штраф от 500 до 1000 руб.;

— для должностных лиц — штраф от 30 000 до 50 000 руб. (или дисквалификация на срок от одного года до трех лет). Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

— для индивидуальных предпринимателей — штраф от 30 000 до 40 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);

— для юридических лиц — штраф от 170 000 до 250 000 руб. (или административное приостановление деятельности.

Слово "тренинг" прочно вошло в современный лексикон. Словосочетания "психологический тренинг", "тренинг личностного роста", "тренинг развития ассертивности" (уверенности в себе) достаточно часто используются и в корпоративном обучении, и в программах переподготовки кадров. Можно ли доверять таким тренингам и проводящим их тренерам? Не вредны ли такие занятия? Кто имеет право проводить их? Не становится ли тренинг способом манипулирования сознанием тех, кто его посещает? Для участников подобного мероприятия важно понимать: кто (профессиональная компетентность тренера), как (методы тренинга) и для чего (цели и задачи тренинга) проводит данное мероприятие. Ответы на эти вопросы важны и для специалистов службы персонала, отвечающих за развитие и обучение сотрудников компании.

Порой мы записываемся на тренинги или включаем их в программу обучения персонала, не до конца понимая, за что же все-таки мы платим деньги и на что тратим время. Давайте разберемся, на какие тренинги действительно стоит ходить, а каких лучше избегать.

Прежде всего определимся с жанром: бывают тренинги психологические, психотерапевтические, учебные (профессиональные), деловые (бизнес-тренинги). Что касается двух последних, чтобы сделать их деструктивными, нужно особенно постараться. На таких тренингах не рассматриваются личностные особенности участников, обсуждаются в основном профессиональные и деловые навыки, необходимые для успешной деятельности. А вот психологические и психотерапевтические тренинги вызывают больше всего вопросов и непонимания. Во-первых, как их различать, во-вторых, к какому типу тренинга можно отнести так называемые тренинги командообразования или "загадочные" тренинги личностного роста, которые сейчас чаще называют коучингом? При выборе программы тренингов для своего персонала современный руководитель должен учитывать предполагаемый результат данного мероприятия. Как правило, эти тренинги относятся к группе тренингов личной эффективности. Если руководителю обещают, что после прохождения курсов личностного роста все его сотрудники станут инициативными, стрессоустойчивыми, клиентоориентированными, научатся при этом преодолевать конфликтные ситуации, то стоит насторожиться. Важный компонент грамотного подхода к составлению обучающей программы для персонала - предварительная диагностика и анализ потребностей организации.

Бизнес-тренеры и коучи совместно с руководством компании, прежде чем начать работу с персоналом, обсуждают следующие вопросы:

- На каком этапе развития сейчас находится бизнес-организация? Каковы стратегические и тактические планы?

- Какие профессиональные и личностные компетенции сотрудников будут способствовать развитию бизнеса?

- Как можно учитывать психологические особенности сотрудников для оптимизации бизнес-процессов?

- Каким образом можно достичь запланированных бизнес-показателей?

Последствиями деструктивного психологического тренинга могут стать:

- ощущение, что все, что ты делал до тренинга, как ты жил раньше, было ошибкой, что твои жизненные ценности, принципы были неверными, а твоя самооценка строилась на ложных представлениях о себе;

- желание постоянно общаться с участниками тренинга, делиться с ними новостями, не связанными с темой тренинга;

- чувство восторга и благоговения при виде тренера или даже при упоминании его имени;

- стремление следовать в обыденной жизни всем инструкциям, предложенным на тренинге;

- неадекватное использование психологических приемов и манипуляций, уверенность, что они работают во всех абсолютно ситуациях;

- представление, что вы теперь неуязвимы и знаете ответы на все вопросы.

К счастью, все эти последствия проявляются вместе редко. Как правило, мы наблюдаем одно или два из них. В качестве примера мне вспоминается такой случай.

Пожалуй, это наглядная иллюстрация деструктивного тренинга. Жил себе человек, думал, что все у него нормально: интересная работа, семья, друзья. И вдруг выясняется, что жил ты не так, общался не так, а как надо - непонятно. Организаторы этого деструктивного тренинга выбили у участницы почву из-под ног и при этом даже не поинтересовались, как Ирина добралась до дома, как она себя чувствует, что ей делать дальше после такой "шоковой терапии".

Безусловно, этот неприятный опыт научил ее многому. Прежде всего тому, что необходимо все-таки грамотно и самой выбирать развивающую программу, а не доверять мнению начальника, пусть даже и заботливого.

Выбрав программу, желательно узнать, кто именно проводит тренинг (образование, опыт, отзывы других участников). Кстати, выяснилось, что ведущий тренинга, после которого Ирине понадобилась психологическая помощь, по образованию журналист. Ничего не имею против журналистов, но было бы странно, если бы неподготовленные психологи стали вести репортажи. Однако почему-то считается, что для ведения психологических тренингов особых умений и профессиональных навыков не нужно.

Далее важно все-таки знать, на что нацелен тренинг. Что именно вы хотите развивать, и что вам предлагается. Например, вы стремитесь быть более убедительным в переговорах. Вы понимаете, что это нужно именно вам, потому что ваша работа - это переговоры, и от их успешности зависит ваше материальное и моральное благополучие. И вы знаете, что от вашей позиции в переговорах зависят также спокойствие и стабильность вашей работы и семьи. Ваша мотивация очевидна: вы прекрасно понимаете, чего ждете от тренинга, который может называться, например, "Успешные переговоры", или "Развитие навыков делового общения", или "Компетентность в общении", или "Развитие коммуникативных навыков".

Все виды тренингов формируют и развивают определенные навыки, т. е. отвечают, например, на такие вопросы: как преодолеть страх перед выступлением, как лучше понимать своих близких, как разговаривать со своими подчиненными, чтобы они тебя поняли, как найти интересную работу, что значит быть родителем (ведь школ мам и пап не существует)? Таким образом, записываясь на тот или иной тренинг (или выбирая его для своих подчиненных), необходимо прежде всего задать себе вопрос: чему я хочу научиться (чего хочу от своих сотрудников), что нового узнать, какие именно навыки развить? Как правило, тренинговые компании, психологические центры всегда предлагают подробную программу проводимых мероприятий. Непрофессионалу не так-то просто отличить нормальный тренинг от деструктивного. Одним из критериев может быть следующее: наличие в рекламе тренинга таких выражений, как "вы будете всегда на высоте", "после нашего тренинга вы обретете новый смысл жизни", "начнете новую жизнь", "выйдете замуж", "устроитесь на высокооплачиваемую работу", "будете управлять другими людьми", "у вас откроется третий глаз" и пр. Уважающий себя тренер (ведущий тренинга, автор программы) даже в рекламных целях не будет предлагать "новую жизнь" после прохождения, предположим, трехдневного тренинга (есть такого рода подозрительные мероприятия, которые называются "Весна жизни").

Итак, в программе правильного тренинга:

- четко обозначается целевая аудитория (кому именно полезен тренинг, на какую возрастную и профессиональную аудиторию рассчитан);

- определены жанр (вид) тренинга, его формат, условия и правила;

- рассматриваются цели и задачи тренинга (какие именно навыки будут развиваться в рамках данной программы и какими способами);

- объясняются методы, используемые в тренинге, рассматриваются правила обратной связи и работы в группе;

- определяется степень участия и ответственности каждого в тренинговой группе, формы работы;

- описывается предполагаемый результат.

Чтобы определить эффективность тренинга, важно обратить внимание на то, как сформулирован организаторами планируемый результат. На нормальном тренинге участники получают психологические инструменты, методы и методики, способствующие дальнейшему развитию тех навыков, которые рассматривались на занятиях. Например, если вы пришли на тренинг развития коммуникативных навыков или тренинг ораторского искусства, логично предположить, что в результате вы получите адекватные способы и приемы эффективного взаимодействия, общения, ведения диалога. Конечно, эти навыки помогут вам лучше понимать своих партнеров, строить беседу, приводить весомые аргументы, что придаст вам уверенности. Но при этом следует понимать: тренинг не нацелен на то, чтобы зачеркнуть весь предыдущий опыт, перевернуть всю вашу жизнь. Хороший тренер как раз обращает внимание на сильные стороны каждого участника и создает на тренинге такие условия, чтобы эти сильные качества могли стать тем ресурсом, который будет способствовать развитию новых навыков и умений. И безусловно, профессиональный ведущий тренинга должен задумываться о последствиях своего мероприятия. На таких занятиях происходят изменения, но это все-таки должны быть позитивные изменения!

Попытки современных практических психологов привлечь внимание потенциальных клиентов и участников тренингов иногда сводятся лишь к оригинальным названиям, за которыми стоят, как правило, простые и известные явления. Действительно, если хочешь быть понятым, научись внятно излагать свои мысли - и об этом уже позаботились специалисты, придумав тренинг эффективных коммуникаций. Хочешь, чтобы к твоему мнению прислушивались, - учись верить в себя, отстаивать свою точку зрения, да и вообще разберись в том, в чем заключается твоя собственная позиция, - вот готов новый тренинг - тренинг ассертивности. В психологии термин "ассертивность" обозначает умение отстаивать свою точку зрения, способность убеждать, влиять на других и при этом не позволять другим влиять на себя, т. е. противостоять манипуляциям и отстаивать свои психологические границы. Конечно, умение убеждать - важная компетенция в различных профессиях и на тренингах нужно развивать навыки уверенного поведения. Однако можно и тренинг "Как быть счастливым и успешным в любой деятельности" придумать. Состояние счастья - как вечный позитив - тоже можно тренировать?! Именно такие необоснованные обещания должны настораживать. В любой профессии есть специалисты, отвечающие за свою деятельность, но также и те, для кого главное - привлечь внимание к себе любыми способами.

К счастью, не все практические психологи, бизнес-тренеры - это манипуляторы, заинтересованные лишь в том, чтобы "зомбировать" несчастных участников различных тренингов, вызвать у них психологическую зависимость от мнения ведущего, лишить взрослых самостоятельных людей собственного мнения об эффективности тех занятий, в которых они принимают участие, как правило, добровольно. Практический психолог, ведущий тренинга, коуч не должен забывать об этических нормах и не будет получать удовольствие от разрушения привычных стереотипов участников тренинга, применяя, например, провокационные приемы. Если понимать тренинг ассертивности как разрешение на вседозволенность, то такое мероприятие и вправду опасно. Но ведь мы прекрасно понимаем, что тренинг - это всего лишь определенные технологии и они сами по себе нейтральны. Вредными или полезными их делают ведущие и участники! Если мошенники используют психологические техники - это не значит, что надо запретить использование психологических приемов и техник в консультировании и психотерапии. Если неквалифицированные тренеры "играют в игры" на своих тренингах - это значит, что надо ходить на обучающие и развивающие программы опытных специалистов, ответственно относящихся к своей работе.

Не стоит мистифицировать тренинги и результат, который можно получить на выходе. Чаще всего то, что называется психологическим тренингом (или тренировкой навыков), на самом деле практический семинар, в котором используются упражнения, дающие возможность человеку лучше осознавать мотивы своего поведения. Как и в любом деле, есть профессиональный подход. Многолетний опыт в психологической практике и как консультанта, и как преподавателя, бизнес-тренера говорит мне о том, что профессиональный психолог не навязывает, не предлагает универсальных готовых решений для всех, и уж точно не исполняет роль "гуру". Задача профессионального практического психолога, в том числе и на тренинге ассертивности, - создать условия для обсуждения тех точек зрения, которые уже существуют (и в этом смысле мы можем обсуждать и анализировать правила ассертивного поведения). На тренинге - ведь это активная форма обучения взрослых - у каждого участника есть возможность выразить и свои сомнения, и свое несогласие, и скептическое отношение к происходящему. Ведущий поощряет активность участников, задает групповую динамику, дает возможность каждому, принимая участие в различных упражнениях, рассматривая конкретные случаи, выразить свою точку зрения на предмет обсуждения. На мой взгляд, именно такой формат помогает участникам действительно отстаивать свое мнение, а не просто повторять как "мантры" сомнительные стереотипы психологического "ширпотреба". На любом практическом занятии, семинаре важен контекст дискуссии, позиции самих участников тренинга, это живая работа, где нет жестких шаблонов. В рамках одной темы у нас есть возможность в социально безопасной ситуации как бы примерить, проиграть разные варианты поведения и определить для себя приемлемый. Критичность восприятия реальности и самокритичность, а также ирония и самоирония на тренингах, которые проводят специалисты, не отключаются, а, наоборот, приветствуются. Одним из правил, которое принимается в начале тренинга всеми участниками, может быть правило "Стоп". Это значит, что участник может отказаться от выполнения какого-либо упражнения, если оно ему кажется сомнительным. Также правило "Стоп" применяется, когда один из участников злоупотребляет вниманием группы и использует ее в качестве площадки для саморекламы. Как отмечает Е. Сидоренко, автор книги "Технологии создания тренинга", "тренинг - не там, где учат, а там, где учишься".

HR-специалист, подбирающий соответствующую программу для развития персонала, должен обратить внимание на следующие моменты:

1. Кто проводит данный тренинг. На этом этапе важно учитывать не столько эмоциональные отклики о работе данного специалиста о том, как было весело, интересно, феерично на занятиях, сколько эффективность и результативность его работы. Харизматичность тренера, безусловно, привлекает внимание, однако только умения эмоционально вовлечь всех участников в процесс недостаточно для достижения целей и задач тренинга. Профессионализм, позитивный деловой имидж, гибкость, разработанные авторские программы, дающие результат, - важнейшие составляющие деятельности бизнес-тренера.

2. Стиль тренера. Настоящий психологический тренинг - это не только технология и набор упражнений, это еще и импровизация, умение взаимодействовать с группой, способность работать не по шаблону. Интерактивный режим, анализ кейсов, четкость формулировок, уважительное отношение к другим специалистам, коллегам, готовность к обсуждению сложных тем отражают высокий уровень профессионализма.

3. Соответствие ценностей, декларируемых на тренинге, ценностям и корпоративной культуре вашей компании. Как отмечает известный бизнес-тренер Наталья Самоукина, одна из важнейших функций корпоративной культуры - духовная. В ней отражаются атмосфера компании, ее приоритеты, философия и видение дальнейшего развития. Важно помнить, что психологический тренинг влияет не только на корпоративную культуру, но и на мотивацию и лояльность сотрудников. HR-специалист выступает проводником идей и ценностей компании.

4. Организация процесса обучения. Важно обратить внимание, готов ли тренер учитывать ваш запрос или предлагает уже готовый вариант обучающей программы. Как правило, профессиональный специалист проводит предварительное анкетирование, чтобы определить ожидания участников. До начала тренинга обсуждается предполагаемый результат, рассматриваются временные рамки, этапы, модули обучения, место проведения занятий и необходимое техническое оборудование.

5. Раздаточный материал. До начала тренинга можно увидеть, насколько раздаточный материал адаптирован для применения в обучении персонала именно вашей компании. Можно обсудить терминологию (иногда психологи любят прикрываться сложными научными терминами).

6. Какие личностные и профессиональные компетенции развиваются на данном тренинге. Без внятного ответа на этот вопрос лучше не начинать сотрудничество с тренером. Наиболее востребованы в различных профессиях такие компетенции, как клиентоориентированность, стрессоустойчивость, самомотивация, инициативность, умение работать в команде. В основе выбора нужной программы лежит анализ потребностей организации.

7. Какими методами будет достигнут предполагаемый результат. Если речь идет о таких тренингах, как "Конфликт-менеджмент", "Стресс-менеджмент", важно учитывать индивидуальные особенности участников, чтобы избежать нежелательных последствий. Стоит определиться заранее, какие именно оценочные процедуры приемлемы на данном тренинге (тестирование, интервью, элементы ассесмент-центра, социометрия).

8. Завершение тренинга. Необходимо заранее обсудить с ведущим, каким образом подводятся итоги обучения, допускаются ли оценочные высказывания, в какой форме даются рекомендации по дальнейшему развитию.

9. Предполагается ли посттренинговое сопровождение. Профессиональный специалист отвечает за проделанную работу и ориентирован на длительное сотрудничество с компанией. Сопровождение отдельных сотрудников в формате коучинга, оказание психологической поддержки при необходимости - один из показателей ответственного отношения тренера к своей работе.

Подводя итоги, можно отметить, что, безусловно, психологические тренинги способствуют развитию командности, инициативности, самостоятельности, уверенности (ассертивности), стрессоустойчивости. Но относиться к выбору тренинговых программ нужно очень критично, поскольку, к сожалению, нет четкой системы критериев, определяющих уровень эффективности подобных мероприятий. В данной статье рассмотрены параметры, по которым можно совершить грамотный выбор обучающих программ для сотрудников. Надеюсь, эти ориентиры помогут в работе службы персонала.

1. Кобзева В., Баранова Г. Руководителю об обучении персонала. Дизайн посттренинга. М.: Добрая книга, 2006.

2. Самоукина Н. В. Настольная книга директора по персоналу. Полное практическое руководство. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

3. Сидоренко Е. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. СПб.: Речь, 2007.

Читайте также: