Кто имеет право проводить лфк в детском саду

Обновлено: 20.05.2024

Движение – это жизнь – гласит народная мудрость. Еще в древние времена на Востоке знали, что для лишения энергии необходимо ограничить двигательную активность. Если человека поместить в небольшое помещение, где он может только сидеть и лежать, то через несколько месяцев он полностью ослабнет. Отсутствие движения приводит к атрофии мышц.

На сегодняшний день люди добровольно ведут сидяче-лежачий образ жизни, при этом жалуются на отсутствие времени для занятия физкультурой. Это ведет к развитию хронической усталости, нехватке сил и всеобщего ухудшения самочувствия. Двигательная активность нужна как взрослым, так и детям.


Особенности преподавания ЛФК в детском саду

Согласно статистическим данным, в России в дошкольных учреждениях только 10 человек из ста являются полностью здоровыми детьми. Какая причина этому? Рассмотрим более подробно.

С каждым годом экологическая обстановка на земле имеет тенденцию к ухудшению. При этом новорожденные, уже при рождении, имеют проблемы со здоровьем.

Вместе с этим снижается двигательная активность детей. Прогулки на свежем воздухе, езда на велосипеде, игра в мяч и иные активные игры замещаются сидением за компьютером.

Стремление родителей заработать на жизнь приводит к недостатку времени для активного времяпровождения с детьми. Как результат – развитие гиподинамии.

Родители больше ориентируются на интеллектуальное развитие детей. Игры и занятия на кружках зачастую проводят сидя. Это ведет к проблемам со здоровьем: к искривлению позвоночника, развитию плоскостопия, а также нарушениям работы органов дыхания. В данном случае требуется проведение ряда профилактических процедур, и начинать их необходимо уже с детского сада.

Длительность проведения комплекса упражнений зависит от возрастных особенностей малышей:

  • для детей 3-4 лет – на протяжении 20-25 минут;
  • для детей 5-6 лет – 30-35 минут.

Оздоровительный комплекс проводится на протяжении длительного времени с небольшими изменениями в программе. Основная часть неизменна, меняется только подготовительная и завершительная часть.


Перед проведением процедуры комнату необходимо предварительно проветрить. Гимнастика проводится на ковриках. На ребенке должны быть носки и легкая одежда, не стесняющая движений.

Какие есть преимущества у лечебной гимнастики

Занятия ЛФК в детском саду имеют ряд преимуществ:

  1. Позволяют улучшить состояние опорно-двигательного аппарата ребенка.
  2. Укрепляют здоровье, осуществляют всестороннее физическое развитие, а также своеобразную закалку организма.
  3. Препятствуют развитию лордоза, сколиоза и плоскостопия.
  4. Способствуют правильной работе дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
  5. Формируют правильную осанку, а также знания, как правильно ее держать.
  6. Корректируют патологические состояния.
  7. Приобретают базовые двигательные навыки и умения, которые пригодятся в дальнейшем.

Для получения положительного эффекта важно учитывать ряд факторов:

  1. Методика и длительность занятий подбирается индивидуально для каждой возрастной группы.
  2. Системное воздействие на весь организм благодаря последовательности упражнений.
  3. Регулярность нагрузок.
  4. Для достижения максимального эффекта упражнения должны выполняться на протяжении длительного времени. Восстановить работу органов можно только при постоянном упорном повторении.
  5. Программа ЛФК в детском саду предполагает постепенное увеличение нагрузки. Первые 10 дней нагрузка нарастает, далее она находится на одном уровне, и на завершительном этапе немного ослабевает.
  6. Важно разнообразие упражнений для задействования мышечного аппарата всего тела. Через каждую неделю упражнения обновляются.
  7. Выполнение упражнений с цикличностью. Отдых сочетать с занятиями на расслабление.
  8. Разница в возрасте для детей не должна превышать одного года. В группах детского сада этого принципа придерживаются.

Основные упражнения лечебной гимнастики заложены в людях самой природой. К примеру, потягивания по утрам, которому никто детей не учит. Данное движение выполняется каждое утро и помогает организму взбодриться. Достаточно всего нескольких секунд выполнения.

При увеличении времени проведения до 10 минут упражнение принесет заряд бодрости и активизирует восстановительные силы организма.

Если присмотреться за поведением котов и собак, можно увидеть, что они демонстрируют естественные движения постоянно. К примеру, потягивания кошки в разных вариантах – это и есть основа комплекса упражнений.

ЛФК в детском саду должна проводиться в обязательном порядке для профилактики и лечения проблем опорно-двигательного аппарата и укрепления мышц.

Примеры лечебной гимнастики в детском саду

Рабочая программа по ЛФК в детском саду должна быть разработана специалистом и состоять из определенного комплекса упражнений.


Ниже приведен перечень занятий, которые подходят для применения в детском саду.

Упражнения подобраны от простого к сложному, и основаны на принципе подражаний и имитации.

  1. Сесть на скамейку и сидеть ровно и правильно.
  2. Встать. Проверить, у всех ли носочки на одной линии.
  3. Ходьба. Стараться идти в ногу со всеми, при этом педагог ведет счет.
  4. При команде «стоп2 остановиться.
  5. Лечь на ковер, на живот. Кисти рук сложить под подбородком. Дыхание равномерное.

Комплекс упражнений для корректировки плоскостопия:

  1. Чередовать разжимание и сжимание пальцев на нижних конечностях и имитировать ползание гусеницы.
  2. Сидя на коврике, ноги соединены стопами. Мысленно пилить дрова.
  3. Исходное положение то же; разводить сначала носки в стороны, потом пятки.

Комплекс упражнений для корректировки проблем опорно-двигательного аппарата:

Упражнений ЛФК большое количество. Педагог, подбирая программу, ориентируется на возраст и физическое развитие детей.

Выводы

В программе оздоровления детей должны принимать участие родители, работники детского сада, педагог, проводящий программу ЛФК. Эта работа должна быть сплоченной и длительной.

На сегодняшний день практикуют проведения кружка ЛФК в детском саду по программе, которая предполагает командное участие в играх. В качестве дополнительных приспособлений используют спортивный инвентарь, поролон, палочки, карандаши и так далее. Дети охотно посещают подобный кружок и тщательно выполняют упражнения за педагогом.

Специалисты ЛФК: особенности профессии

Особенности заболевания, профилактика обострений, реабилитация организма после травм, тяжелых болезней или операционных вмешательств зачастую требуют, помимо медикаментозной терапии, еще и занятий лечебной физкультурой. При этом для каждого пациента должны подбираться индивидуальные программы тренировок, исходя из состояния здоровья, наличия хронических заболеваний, возраста и физической подготовки. Ведь неправильно подобранный комплекс может значительно ухудшить самочувствие пациента. Именно поэтому разрабатывать программы, подготавливать залы и необходимые тренажеры, проводить занятия должны специалисты по лечебной физкультуре.

Необходимый образовательный уровень ЛФК-специалистов

Заниматься вопросами лечебной физкультуры должны специально подготовленные профессионалы, имеющие базу знаний в сфере как медицины, так и спорта. В зависимости от должностных обязанностей и прав специалистами по лечебной физкультуре могут быть люди с соответственным образованием:

Специалист ЛФК в работе

В чем состоит работа специалиста по ЛФК?

Обязанности специалистов можно условно разделить согласно медицинским должностям:

  • врач анализирует состояние пациента, дает оценку его функциональных возможностей исходя из полученной травмы или перенесенной болезни, дает рекомендации по назначению адекватных физических нагрузок, проводит контроль эффективности лечебной физкультуры, вносит, при необходимости, коррективы в лечебно-оздоровительный комплекс, предлагает применение инновационных методов реабилитации;
  • инструктор-методист является подчиненным врачу ЛФК и отвечает за разработку комплексов гигиенической и лечебной гимнастики, проводит групповые и индивидуальные занятия, осуществляет консультации по применению методик ЛФК вне оздоровительного учреждения, контролирует работу инструкторов, способствует повышению их квалификации и обеспечивает методическое руководство;
  • инструктор подчиняется врачу и/или инструктору-методисту ЛФК и непосредственно занимается подготовкой помещений и инвентаря, проведением назначенных комплексов и программ, контролем над состоянием пациента на всех этапах занятий, обеспечением необходимых правил организации работы: санитарно-гигиенического состояния мест занятий, сохранности тренажеров, укомплектованности аптечки всеми препаратами для оказания неотложной помощи, техники безопасности и т.д.

Объем нагрузок врача и инструктора ЛФК также имеет свои отличия. Во-первых, предусмотрена разница во времени, отведенном на оформление документации: для врача – 2 часа и для инструктора – 1 час на протяжении рабочего дня. Во-вторых, в условиях 6,5 часового рабочего дня при шести рабочих днях в неделю нагрузка врача или инструктора-методиста составляет 27 единиц, а инструктора – 33 условных единицы.

Более глубоко изучить должностные обязанности специалистов ЛФК можно, ознакомившись с приказом Минздравсоцразвития России № 541н от 23.07.2010 г., а уточнить норматив нагрузок – в тексте приказа Минздравохранения РФ № 337 от 20.08.2001 г.

Пациент во время восстановления

В любом случае, для работы в клиниках, лечебных центрах и реабилитационных санаториях необходимо иметь базовое медицинское образование. Нужно четко понимать, что, в отличие от оздоровительной гимнастики, обычных занятий йогой и плаванием, любые физические нагрузки для больных людей нужно назначать под строгим контролем общего состояния (показателей артериального давления, частоты пульса и ритмичности сердечных сокращений, температуры тела, тонуса мышц, наличия болевого синдрома и т.д.). Это, в свою очередь, требует глубоких знаний в области медицины. Таким образом, залогом полного восстановления, реабилитации и оздоровления, а также безопасности лечебных спортивных тренировок станут исключительно занятия под руководством профессиональных специалистов ЛФК.

Особенности заболевания, профилактика обострений, реабилитация организма после травм, тяжелых болезней или операционных вмешательств зачастую требуют, помимо медикаментозной терапии, еще и занятий лечебной физкультурой. При этом для каждого пациента должны подбираться индивидуальные программы тренировок, исходя из состояния здоровья, наличия хронических заболеваний, возраста и физической подготовки.

Луиза Ханнанова

Svetlana, Поддерживаю, 32 года работы, сама и физрук и муз. работник и логопеда, и консультант и так далее

Светлана Кистанова

Евгения Демидова

Евгения Демидова

Екатерина Герасимова

Софья Стерва

Наталья Котлубовская


Наталья Котлубовская

Софья Стерва

Анна Сергеева

Никогда не было инструктора по физической культуре. Все сами проводим. Что там на яслях проводить? Не смешите.

Марина Кобзева

А мы не только в яслях, но и дошкольных группах проводим. При этом, в штатном было 0,5 ставки Ф/Р, но никто нам не доплачивал. Сейчас и эти полставки сняли. Проводим, потому что хочется всё-таки, чтобы у детей было физвоспитание.

Валентина Белецкая

По идее, воспитатель не имеет права, теперь, проводить физ занятия. Т. к ввели платные курсы для перепрофилирования из обычного педагога в физ.

Наталья Баёва

Валентина, проведение физо всегда было на воспитателях. Даже курс в пед.училищах всегда был такой. Методика физического воспитания. Как в прочем и методика музыкального развития. Но муз.работники были в дет.садах всегда. а вот физорги появились последние, лет двадцать назад. И не в каждом дет.саду они есть. Как раз наоборот. И проводят физо воспитатели. Но одно я скажу точно,что занятие проведенное специалистом, намного качественнее, и полезнее для детей, так же как и музыкальное занятие. Ну что же поделать, что специалистов не хватает, а воспитатель должен быть универсалом. Скоро мы будем ещё и логопедами, и дефектологами, и психологами, и тьюторами,с введением инклюзии. И все за одну зарплату.

Валентина Белецкая

Наталья Баёва

🤗

Валентина, я тоже работаю с 1982 года. Причём последние 25 лет, в одном и том же детском саду. Шестигрупповом. И у нас как не было физорга так и нет. Даже ставки не предполагается. Так что ваша фраза, что мы теперь не имеем права проводить физкультуру, меня очень удивила. Кстати, я полностью за физоргов, так как считаю что такие занятия обязательно должен проводить специалист. Он и технику безопасности правильно соблюдет, и нагрузку детям правильно рассчитает. И никто почему то не думает о том, что ребенку можно наоборот навредить здоровью, если по здоровью ему нельзя делать какие-то упражнения, и это уже вопросы к медикам. По мне так занятия по ФИЗО должен проводить физорг под контролем медиков,а воспитатель на занятии должен быть ввиде помощника и страховщика. Вот в новой редакции Пензуллаевой техника безопасности, и правильности проведения упражнений стоит на первом месте.

Гармоничное физическое развитие в детском возрасте обеспечивается активным образом жизни и ранним приобщением ребенка к спорту. Это является одной из задач специалистов дошкольных образовательных учреждений. Очень важно, чтобы в детском саду регулярно проводились занятия ЛФК по грамотно составленной программе.


Для чего ввели лечебную физкультуру в детсадах

Безусловно, заниматься с ребенком лечебной гимнастикой нужно и дома, и в специализированных медицинских учреждениях. Однако исследования показывают, что наибольший эффект достигается именно тренировками в условиях детского сада.

Основные причины, побуждающие к внедрению лечебной физкультуры в дошкольные образовательные учреждения:

  • Увеличение числа детей с врожденной патологией разных органов и систем;
  • Ухудшение экологических условий, негативно сказывающихся на способности детского организма к адаптации;
  • Малоподвижный образ жизни ребенка, предпочтение игр на электронных устройствах;
  • Высокая загруженность родителей на работе, недостаток времени на занятия с детьми;
  • Низкая доступность медицинской помощи – удаленность поликлиник и стационаров, строгий график работы, большие очереди.

Таким образом, детский сад оказывается наиболее доступным местом, где малыши могут регулярно тренироваться и укреплять здоровье.

Какие цели и задачи достигаются

Первоочередная цель внедрения программы занятий ЛФК в детсадах: лечение и профилактика болезней опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем, общее укрепление здоровья ребенка.

  • Регуляция работы сердца, легких, нервной системы, нормализация тонуса сосудов;
  • Укрепление мышечного каркаса;
  • Выработка и закрепление правильного стереотипа движений;
  • Общеукрепляющее влияние на детский организм;
  • Повышение выносливости;
  • Улучшение чувства равновесия, координации движений;
  • Воспитание в детях адекватного отношения к физкультуре, здоровому образу жизни.

Обратите внимание!

Исследования показывают, что регулярные занятия спортом помогают бороться с гиперактивностью, делают детей усидчивыми, менее агрессивными, так как направляют избыток энергии в полезное русло.


Некоторые особенности проведения занятий в ДОУ

Занятия лечебной гимнастикой в ДОУ рекомендуется проводить не менее 2 раз в неделю. Продолжительность тренировок для малышей до 5 лет составляет 20-25 минут, для 5-7-летних детей – 30-35 минут. Занятие состоит из 3 частей:

  1. Вводная – 5-7 мин. Организация детей перед тренировкой – беседы о здоровье и пользе ЛФК, короткие игровые или танцевальные упражнения.
  2. Основная – 15-20 мин. Выполнение комплекса упражнений, направленных на укрепление различных органов и систем, включая гимнастические элементы со спортивными снарядами.
  3. Заключительная – 3 мин. Плавное возвращение детей к состоянию покоя – малоподвижные игры, дыхательная гимнастика, самомассаж ступней.

Кроме комплексных занятий ЛФК дважды в неделю, нужно ежедневно поддерживать двигательную активность детей на высоком уровне: проводить физкультминутки, пальчиковую гимнастику, подвижные игры на свежем воздухе и в помещении.

При планировании тренировок – как взрослых, так и детских – учитываются следующие рекомендации:

  1. Наращивать нагрузки нужно постепенно, увеличивая число повторений и общее количество упражнений.
  2. Задания подбираются в соответствии с возрастом и физическим состоянием ребенка.
  3. Занятия должны проводиться регулярно, равномерно распределяться в течение недели.
  4. Каждое упражнение повторяется несколько раз для выработки правильных динамических стереотипов.
  5. Сложные элементы нужно чередовать с относительно простыми, с упражнениями на расслабление.
  6. Каждые 2-3 недели гимнастический комплекс желательно корректировать, обновлять упражнения.
  7. Важно контролировать состояние детей во время занятий. Если кто-то из малышей не справляется с нагрузками, значит комплекс для него стоит облегчить. Не нужно заставлять дошкольников заниматься на пределе своих физических возможностей – это вызовет срыв компенсации.

Какие формы занятий используются

Поскольку заставить ребенка заниматься спортом бывает непросто, инструкторы в детских садах придумывают необычные и интересные формы тренировок.

Детям до 5 лет

Чтобы заинтересовать малыша тренировками, проводить их лучше всего в игровой форме, параллельно рассказывая какую-нибудь увлекательную историю, сказку. Например, выполняя упражнения, дети могут представлять себе, что они собирают грибы и ягоды, плывут по морю, летают, расправив крылья, прыгают, как зайчики.

Для детей определенный интерес представляют занятия с использованием спортинвентаря – мячей, обручей, фитболов, гимнастических ковриков. Для профилактики плоскостопия малышам 2-3 лет полезно ходить в носочках по массажным коврикам, ребристым дорожкам. Детям 4-5 лет рекомендуют катать ступнями шарики, ходить на носочках и пятках.

Веселей тренировки проходят под музыку, которая создает бодрый настрой и улучшает настроение.

До 5-7 лет

Детям старшего дошкольного возраста уже доступны более сложные гимнастические элементы, занятия на канате, на шведской стенке. В тренировки можно включать соревновательный элемент, проводить эстафеты, командные игры. Обязательны бег, приседания, растяжка, простые акробатические упражнения.

В старших группах очень популярна танцевальная гимнастика. Упражнения выполняются синхронно, под музыку, в ритме танца.

Полезны детям и занятия в бассейне. Не только плавание, но и аквааэробика, игры с мячом.


Примерный комплекс ЛФК в детском саду

В этом разделе вы можете ознакомиться с примерной программой тренировок для детей дошкольного возраста. Все задания выполняются по 5-7 раз.

Упражнения для малышей до 2-3 лет:

Задания для детей 4-5 лет:

Гимнастика для дошкольников 6-7 лет:

  1. Ноги расставить на ширину плеч, руки опустить вдоль корпуса. Наклоняться вперед, поочередно пытаясь схватить руками пятку то правой, то левой ступни.
  2. Руки протянуть перед грудью. Поочередно поднимать согнутую в колене то правую, то левую ногу, в то же время разводя в стороны прямые руки.
  3. Встать лицом к стене, положить на нее ладони вытянутых рук. Наклоняться вперед, перебирая ладонями по стене, и выпрямляться тем же способом.
  4. Не отходя от стены, поставить руки на талию. Поочередно поднимать правую и левую ноги, касаясь стены подошвой стопы.
  5. Повернуться к стене спиной, приблизившись к ней вплотную, развести руки в стороны, коснувшись ладонями стены. Сводить прямые руки перед грудью, чтобы они перекрещивались наподобие ножниц. Вверху должна оказываться то правая, то левая рука – по очереди.

Совет!

Нужно следить за тем, чтобы дети подходили к занятиям не формально, а старались правильно выполнить каждый элемент: следили за осанкой, дыханием, положением рук и ног.

Видео – ЛФК в детском саду вместе с родителями

Медицинский контроль

Врачебный контроль проводится для выявления положительной динамики в состоянии малыша и оценки адекватности физических нагрузок. Он осуществляется несколько раз в течение года. Виды врачебного контроля:

  1. Предварительный. Обычно проводится в сентябре, чтобы оценить исходный уровень спортивной подготовки и физического развития ребенка.
  2. Периодический. Выполняется несколько раз в течение года, чтобы установить, правильно ли подобраны нагрузки и есть ли необходимость вводить в программу занятий дополнительные элементы.
  3. Итоговый. Как правило, проводится в мае-июне. Позволяет определить эффективность занятий, наличие положительного влияния ЛФК, темпы физического развития.

Особенности!

Не во всех детсадах в штате присутствует педиатр. В таком случае промежуточные осмотры может проводить медицинская сестра ДОУ.

Врачебный контроль предполагает оценку следующих параметров:

  • Осанка, подвижность позвоночника;
  • Сила мышц спины, живота, конечностей;
  • Координация движений, удержание равновесия;
  • Наличие / отсутствие плоскостопия (с помощью плантографии);
  • Состояние сердечно-сосудистой системы – пульс, артериальное давление, наличие аритмии;
  • Уровень физической выносливости;
  • Гармоничность физического развития, прибавку в росте и в весе;
  • Состояние эмоциональной сферы.

Преимущества лечебной физкультуры

ЛФК имеет ряд преимуществ перед другими лечебно-профилактическими мероприятиями:

  • Общедоступность, она практически не нуждается в финансовых вложениях;
  • Подходит как здоровым малышам, так и детям с патологией различных органов и систем;
  • Не имеет противопоказаний кроме острого периода инфекционной болезни;
  • Простота выполнения, не требует специальных навыков;
  • Оказывает комплексное воздействие на организм;
  • Влияет не только на физическое развитие, но и на психоэмоциональную сферу;
  • Гимнастический комплекс можно в любой момент изменить в соответствии с нуждами конкретного ребенка.

Видео – Игры с мячом. Детские игры. Педагогическое мероприятие в детском саду

Подведем итоги

Традиционно лечебная физкультура воспринимается как один из элементов закаливания, который способствует адаптации к условиям окружающей среды. В детском возрасте она особенно важна, поскольку в этот период происходит активный рост и формирование всех систем организма.

ЛФК – своего рода инвестиция в будущее. Если человек с детства приучится к спорту, будет гармонично развит, крепок и вынослив – все это поможет ему избежать проблем со здоровьем в старшем возрасте.

Читайте также: