Кто имеет право продавать тепловую энергию

Обновлено: 28.06.2024

В силу п. 44 Правил, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;

температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;

давление теплоносителя - до 1 МПа.

В соответствии с данными требованиями запрещено использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, перечень которых определен в указанных Правилах. В данный перечень включены источники тепловой энергии, работающие на природном газе.

К аналогичному выводу пришел Верховный суд Российской Федерации в решении № АКПИ 15-198 от 07.05.2015.

Следовательно, население (граждане) чьи жилые дома (помещения), подключены к централизованной системе отопления имеют право осуществить переустройство своих помещений и использовать альтернативные источники отопления только лишь по согласованию с органами местного самоуправления, как это предусмотрено ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Более того, в соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Аналогичным образом часть 1 статьи 36 ЖК РФ включает в состав общего имущества механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Из содержания приведенных норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.

Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства, Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее-Правила), предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

К аналогичному выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации в решении от 22.09.2009 № ГКПИ 09-725, а также Шестой арбитражный апелляционный суд в своем решении от 03.10.2012 по делу № 06АП- 4100/2012.

В ст. 8 ЖК РФ, предусмотрено, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом.

При этом, ч. 1 ст. 546 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. Данная законодательная норма в равной степени относится и для договора теплоснабжения.

В соответствии со ст. 32 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Из анализа приведенной нормы следует, что гражданин (потребитель) самостоятельно выбирает ту или иную услугу, которую, он пожелает, чтобы ему оказывали.

Таким образом, переход граждан на альтернативные источники отопления, не запрещенные законом, не влечет за собой нарушения действующего законодательства, поскольку граждане, использующие энергию для бытового потребления, вправе использовать энергию в необходимом им количестве и орган местного самоуправления не вправе ограничить граждан в их желании перейти на альтернативные источники отопления.

Поскольку нормативная база предоставляет широкое поле для творчества — первостепенное значение приобретает ДОГОВОР.
Поскольку расходная часть (компенсация потерь) и доходная часть (деятельность по передаче тепловой энергии) связаны очень тесно — и договор оказания услуг по передаче тепловой энергии и договор поставки тепловой энергии для целей компенсации потерь также тесно связаны.

На наш взгляд этим договорам требуется уделять первостепенное значение.
Сегодня расскажем на что стоит обратить внимание (кроме тех условий, которые определяет законодатель) в договорах оказания услуг по передаче тепловой энергии.

При заключении договора сетевая организация должна помнить о цели своего бизнеса — доставить потребителю максимальное количество полученной от поставщика тепловой энергии. И вся логика договора должна отражать именно эту цель. К сожалению, законодатель упустил самый важный момент для теплосетевой организации — как именно должен определяться объем переданной тепловой энергии.

Подходы к определению объема переданной тепловой энергии в практике встречаются самые разные:

  • по показаниям приборов учета тепловой энергии, установленных на магистральном трубопроводе (По прибору)
  • исходя из данных приборов учета, установленных на границе эксплуатационной ответственности заказчика и исполнителя, за минусом всего объема тепловой энергии и сетевой воды, израсходованных для технологических нужд при передаче по сетям исполнителя(Отпуск в сетьпотери)
  • при отсутствии в точках учета приборов учета, а так же при работе прибора учета менее 15 суток расчетного периода на основании п. 115 1034 ПП РФ(Объем передачи = полезному отпуску, рассчитанному по нагрузке)
  • исходяиз количества тепловой энергии, теплоносителя, предъявленных к оплатепотребителям(Полезный отпуск)
  • исходя из объемаэнергоресурса, фактически принятого потребителем(Полезныйотпуск, но только принятый)

Поэтому стороны в Договоре передачи должны определить какой из подходов они будут применять в договоре оказания услуг по передаче тепловой энергии. Конечно, допускать определение объема переданной тепловой энергии исходя из объема энергоресурса фактически принятого потребителем для теплосетевой организации не приемлемо.

Кроме На наш взгляд, помимо существенных условий, о которых говорит законодатель, в договоре оказания услуг по передаче тепловой энергии особое внимание нужно уделять следующим моментам:

  • Между сторонами должны быть подписаны Акты разграничения балансовой принадлежности с источником тепловой энергии. Акты должны отражать фактическое состояние, учитывать реальное место нахождения узлов коммерческого учета тепловой энергии относительно границы балансовой принадлежности сторон договора;
  • Порядок определения количества тепловой энергии, отпущенной от источника тепловой энергии всеми методами:

–на основании показаний приборов учета (проект, собственные нужды, подпитка, формула расчета);

–по топливу (если применимо);

–обратным ходом (п. 115, 116 1034 ПП РФ с учетом Qотоп + Q вент + Q гвс);

  • Должны быть определены границы балансовой принадлежности со всеми конечными потребителями. Приложениями к договору оказания услуг по передаче должны быть Акты разграничения балансовой принадлежности с потребителями (особенно с теми, у кого есть сети);
  • В Договоре должны содержаться сведения обо всех о тепловых сетях иных ТСО и бесхозяйных сетях (длина, диаметр, год ввода, тип прокладки, тип изоляции…)
  • К Договору должен прилагаться Перечень потребителей с указанием подключенной нагрузки:

–перечень должен быть актуальным (в договоре должен быть механизм актуализации);

–должны быть указаны температуры (по ГОСТ 20494-2011);

–данные по тепловым сетям потребителей (длина, диаметр, год ввода, тип прокладки, тип изоляции…);

  • Данные об объемах тепловой энергии, отпущенной потребителям (ведомость о количестве тепловой энергии и теплоносителя, ведомости суточных показаний УКУТ потребителей, акты на промывки, утечки, несанкционированного водоразбора) и форматы в которых предоставляются данные;
  • Порядок определения нормативных потерь ТЭ

Все вышеперечисленные данные, как правило, стороны относят в Приложения к Договору. Но с точки зрения бизнеса теплосетевой организации — именно за счет этих данных вы получите актуальный объем переданной потребителям тепловой энергии.

Если вам необходима правовая помощь при составлении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, также как и договора поставки тепловой энергии в целях компенсации потерь в тепловых сетях, а также правовое сопровождение договорного спора — наша компания готова оказать квалифицированную правовую помощь. Мы всегда на связи и готовы ответить на любые вопросы

Ценовые зоны теплоснабжения - поселения, городские округа, в которых цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения потребителям, ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией.

Что такое единая теплоснабжающая организация?

Единая теплоснабжающая организация (ЕТО) – это основной поставщик тепла в определённой системе теплоснабжения, обязанностью которого является обеспечение тепловой энергии всех потребителей в зоне своей деятельности и несение ответственности за надёжность и качество теплоснабжения.

Статус ЕТО присваивается при утверждении схемы теплоснабжения уполномоченным органом.

Кто может быть ЕТО?

ЕТО может стать организация, владеющая или управляющая крупнейшими теплоисточниками в зоне теплоснабжения (ТЭЦ, котельными), либо владеющая большей частью тепловых сетей.

Предельный уровень цены на тепловую энергию — максимальный уровень цены на тепловую энергию, по которой теплоснабжающая организация может продавать тепло потребителям в зоне своей ответственности.

Как рассчитывается предельный уровень цены на тепловую энергию?

Предельный уровень цены рассчитывается по математической формуле в соответствии с Правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2017 № 1562.

Кто будет устанавливать цены на тепло?

Предельный уровень цены на тепловую энергию устанавливается ежегодно органом тарифного регулирования. Итоговые цены для потребителей определяются по соглашению сторон не выше предельного уровня.

Можно ли продавать тепло дороже предельного уровня цены?

Нет, это запрещено законодательно. За нарушение этого правила организации лишаются статуса ЕТО и права продавать тепловую энергию.

В чем разница между существующим способом расчета тарифов и новой моделью?

Новый метод в большей степени будет стимулировать поставщиков к повышению эффективности поставки тепла. При переходе на расчёт тарифов по новому методу все теплоснабжающие организации должны продавать тепло по цене, не превышающей предельный уровень цены. Поэтому покрыть свои затраты за счёт тарифа у неэффективных компаний не получится. Им придётся либо повысить свою эффективность, либо уйти с рынка.

Когда начнет действовать новый принцип расчета цен на тепловую энергию?

В городе Новочебоксарск новый принцип расчета цен на тепловую энергию будет действовать с 1 июля 2021 года.

Переходный период в муниципальном образовании город Чебоксары предлагается завершить 31 декабря 2021 года.

Насколько вырастут тарифы в случае перехода в ценовую зону теплоснабжения?

Переход на новый метод расчёта тарифов не имеет прямой связи с ростом тарифов, они индексируются ежегодно, вне зависимости от ценовой зоны.

Рост цены на тепловую энергию к тарифу, установленному Госслужбой на первое полугодие 2021 года, со второго полугодия 2021 года по городу Новочебоксарск составит не более 5,2%, что не повлечет превышения индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по городу Новочебоксарск.

Как переход на новую модель отразится на качестве работы теплоснабжающей организации?

Переход на новую модель тарифообразования подразумевает повышение ответственности теплоснабжающей организации. Вместе со стабильным уровнем цены ЕТО получает обязательства по модернизации системы теплоснабжения, полную ответственность за всю цепочку производства и передачи тепловой энергии, за качество и надежность, в том числе финансовую. За нарушения ЕТО грозят штрафы, а платеж для потребителей в случае сбоев будет снижен.

Что в итоге получат потребители?

Переход на новую модель позволит модернизировать и улучшить систему теплоснабжения города. Это механизм привлечения в отрасль инвестиций, которые обеспечат качественное теплоснабжение на десятки лет вперед.

Из ощутимого, станет меньше прорывов на сетях, а значит и меньше неожиданных и незапланированных отключений горячей воды и отопления.

Просто оставьте нам свои контактные данные, наши менеджеры свяжутся с вами и ответят на все интересующие вас вопросы, пришлют больше информации

Опишите, пожалуйста, свою ситуацию, и мы сформируем для Вас коммерческое предложение. В нем будет указаны объем услуг, цены и сроки.

Для подробного коммерческого предложения может понадобиться более точная информация. Тогда наш специалист свяжется с Вами!

Теплоснабжающей организации удалось оспорить невключение в тариф выпадающих доходов

Ценообразование является одним из важнейших факторов, определяющих жизнеспособность предприятий теплоэнергетического комплекса нашей страны (далее – ресурсоснабжающие организации, РСО). Главной целью ценообразования на таких предприятиях является покрытие затрат и самофинансирование. РСО должны быть также готовы к конкуренции на рынке генерации тепла.

Тарифы на тепло должны покрывать все затраты на производство и поставку тепла потребителю, как переменные, так и постоянные эксплуатационные затраты, а также стоимость капитала. Доходы от продаж тепла по тарифам должны обеспечить для производителя финансирование необходимых инвестиций в ремонт и замену котельных, тепловых сетей и оборудования, так же как и инвестиции в будущее развитие предприятия.

Тарифы на тепловую энергию устанавливаются регулирующим органом. Ресурсоснабжающие организации – коммерческие компании, которые осуществляют деятельность с целью получения прибыли. С другой стороны есть потребители ресурсов, большинство из которых граждане, и расчеты тарифов должны соотноситься с возможностью потребителя оплачивать эти ресурсы. Зачастую в деятельности РСО возникают выпадающие доходы, подлежащие компенсации и включению в тарифы будущих периодов (неполученные энергоснабжающими компаниями в результате тарифных ограничений экономически обоснованные доходы).

На практике выпадающие доходы не всегда включаются в тариф, или планируются к включению в тариф в то время, когда предельные сроки для включения уже истекают.

Судебная практика, заслуживающая внимание всех теплоснабжающих организаций:
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.10.2017 N 19-АПГ17-3
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.10.2017 N 19-АПГ17-4

В 2015 и 2016 годах региональной тарифной комиссией были вынесены постановления, устанавливающие тарифы на тепловую энергию, поставляемую РСО потребителям, на 2017 и 2018 год.

В результате принятых комиссией решений РСО была обязана поставлять теплоресурс по тарифам, не обеспечивающим финансовых потребностей по возмещению затрат на его производство. Свое решение комиссия мотивировала минимизацией затрат в условиях ограниченного роста платы граждан за коммунальные услуги.

Краевой суд не усмотрел в действиях регулирующего органа нарушений законодательства и в удовлетворении исковых требований РСО отказал. Не согласившись с решением суда, организация подала апелляционную жалобу в Верховный Суд РФ.

Верховный суд напомнил, что тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе действующего тарифного законодательства.
Согласно нормам тарифного законодательства неучтенные экономически обоснованные расходы, а также выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением планового объема полезного отпуска над фактическим, подлежат учету регулирующим органом, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы и доходы были документально подтверждены отчетностью, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Экономия расходов, достигнутая организацией в расчетном периоде регулирования, включается регулирующим органом в состав необходимой валовой выручки (НВВ) в полном объеме в течение 5 лет.
Регулирование расчета тарифов в сфере теплоснабжения разграничивает порядок и условия включения в НВВ недополученных доходов, неучтенных экономически обоснованных расходов и экономии средств, и предусматривает разный порядок их учета при определении тарифов с их индексацией. При этом во всех случаях установлены предельные сроки учета финансовых средств в тарифах.

Суд указал, что средства компенсации недополученных доходов, неучтенных экономически обоснованных расходов и экономии РСО были рассмотрены комиссией обобщенно в качестве недополученных доходов и отнесены к неподконтрольным расходам без учета разных предельных сроков их включения в НВВ. Средства включены в НВВ предприятия не полностью и частично отнесены комиссией на последующее регулирование без указания предельного периода, в котором сумма может быть учтена при расчете тарифов.

Суд пришел к выводу, что единый способ расчета комиссией размера компенсации, противоречит нормам тарифного законодательства.

Также ВС РФ разъяснил, что РСО не обязана безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов. Регулировать вопрос льготных тарифов должны уполномоченные органы субъекта РФ.

Этот вывод суда можно трактовать следующим образом: либо расходы РСО должны быть учтены надлежащим образом в тарифах с учетом предельного срока их включения, либо субъекты РФ должны компенсировать РСО недополученную выручку.

В результате рассмотрения дела ВС РФ признал постановления региональной тарифной комиссии по отношению к РСО недействующими.

Одним из основных направлений деятельности нашей компании является правовое сопровождение энергетических предприятий (генерирующих, распределительных, сбытовых).

Мы готовы, как разгрузить штатных специалистов организации, приняв часть их нагрузки, на качественное сопровождение которой не хватает времени, так и обеспечить полное правовое сопровождение на аутсорсинге в сфере теплоснабжения и регулирования тарифов в связи с чем готовы предложить следующие услуги:

Оказание услуг может выполняться в форме консультаций, путем подготовки нашими специалистами всех необходимых документов, так и посредством представления Ваших интересов в органах власти и суде.

Стоимость услуг зависит от объема и способа оказания услуг, а также может быть рассчитана с учетом достигаемого экономического результата для Вашего предприятия.

Это неофициальное название нового метода расчета тарифов на тепло, который предлагается использовать в российских городах. Это способ определения величины тарифа и модель отношений между участниками рынка тепла. Речи о строительстве РЕАЛЬНОЙ котельной – не идёт.

Альтернативная котельная

Вопрос №2. В чем его суть?

Это метод справедливого и универсального расчета цены на тепловую энергию исходя из следующего подхода: что дешевле построить собственный источник тепла или подключиться к уже существующему?

Итоговая цена на тепловую энергию определяется по соглашению сторон.

Вопрос №3. Зачем придумали альткотельную?

Стало очевидно, что отрасль теплоснабжения хронически недофинансирована, инфраструктура устарела и сильно изношена. Из-за этого участились перебои и аварии, страдает потребитель. Чтобы решить эти проблемы необходимы огромные инвестиции (2,5 триллиона рублей или 250 миллиардов ежегодно – по данным Минэнерго 2014 года). Но существующая система не стимулирует энергокомпании к вложению средств в отрасль. Поэтому было решено ее изменить, чтобы обеспечить приток инвестиций.

Необходимо 2,5 трлн рублей на решение проблемы теплоснабжения

Вопрос №4. Что такое предельный уровень цены на тепловую энергию?

Предельный уровень цены на тепловую энергию — максимальный уровень цены на тепловую энергию, по которой теплоснабжающая организация может продавать тепло потребителям в зоне своей ответственности.

Вопрос №5. Кто будет устанавливать тарифы на тепло при переходе на альтернативную котельную?

Предельный уровень цены на тепловую энергию будет устанавливать орган тарифного регулирования региона (Региональная энергетическая комиссия и т.п.). Итоговые цены для потребителей определяются по соглашению сторон не выше предельного уровня.

Предельный уровень цены на тепловую энергию будет устанавливать орган тарифного регулирования региона

Вопрос №6. Как рассчитывается предельный уровень цены на тепловую энергию (цена альтернативной котельной)?

Размер цены на тепловую энергию рассчитывается для конкретного города (вернее зоны теплоснабжения) исходя из стоимости строительства потенциального альтернативного источника теплоснабжения. Например, если в городе N решили построить свою котельную на несколько кварталов. Тогда для расчёта предельного уровня цен берут: стоимость строительства+ затраты на покупку и подвоз топлива + затраты на доставку тепла до потребителя + зарплаты сотрудникам + другие затраты необходимые для работы котельной. Всё это делят на количество гигакалорий, которое могла бы произвести эта котельная. И получается стоимость 1 Гкал

количество вырабатываемых Гкал

Расчет цены альтернативной котельной

Вопрос №7. Можно ли продавать тепловую энергию дороже предельного уровня?

Нет, это запрещено.

Вопрос №8. Можно ли продавать тепловую энергию дешевле предельного уровня?

Да, цена может быть ниже предельного уровня. В этом случае в соглашении между ресурсоснабжающей организацией и властью прописывается специальный понижающий коэффициент.

Формирование предельного уровня цены на тепло

Вопрос №9. Что такое ценовые зоны теплоснабжения?

  • утверждена схема теплоснабжения;
  • совместное обращение власти муниципалитета и ЕТО в Правительство об отнесении к ценовой зоне;
  • согласие губернатора на отнесение к ценовой зоне.

Вопрос №10. Что такое единая теплоснабжающая организация? (ЕТО)

Вопрос №11. Кто может быть ЕТО?

ЕТО может стать организация, владеющая или управляющая крупнейшими теплоисточниками в зоне теплоснабжения (ТЭЦ, котельными), либо владеющая большей частью тепловых сетей.

Вопрос №12. В чем разница между существующим способом расчета тарифов и новым по альткотельной?

Сравнение альтернативной котельной и старого метода расчета

Вопрос №13. Когда начнет действовать новый принцип расчета тарифов?

Переход на новый метод не будет происходить одновременно по всей стране. На него по своему желанию могут переходить отдельные населенные пункты. Такая возможность есть уже сейчас. Первым решение о запуске новой модели рынка тепла принял город Рубцовск (Алтайского края), в котором тарифы по-новому начнут рассчитывать уже с 2019 года.

В населенных пунктах, которые не захотят переходит на новую модель, тарифы будут рассчитываться по-старому.

Также при АК цена может быть ниже установленного предельного уровня. В случае с эталонными тарифами она уже не меняется от установленного уровня и дешевле продавать нельзя.

Вопрос №15. Зачем потребителям и властям городов переходить на альткотельную?

Из ощутимого, станет меньше порывов на сетях, а значит и меньше неожиданных и незапланированных отключений горячей воды и отопления.

Чем раньше начать вкладывать, тем дешевле этой обойдется для энергетиков, а значит и для потребителей.

Новая модель рынка тепловой энергии устанавливает тариф на долгосрочный период (10-15 и более лет) и потребитель будет точно знать, как будет меняться тариф в это время.

Альткотельная привлекает инвестиции

Вопрос №16. Почему энергокомпании так заинтересованы в альткотельной?

Новая модель рынка тепловой энергии решает проблему прогнозируемости тарифа на период, достаточный для принятия серьезных инвестиционных решений (10-15 и более лет) и создает реальные предпосылки для притока финансирования в объекты теплоснабжения.

Вопрос №17. Насколько вырастут тарифы в случае перехода на альткотельную?

Насколько изменится тариф зависит от конкретного населенного пункта. Где-то он может вырасти, а там, где уже сейчас тариф выше предельного уровня, он будет заморожен.

Резкого роста тарифов не будет нигде.

Вопрос №18. А если предельный уровень цены на тепловую энергию существенно выше текущего уровня тарифов?

В этом случае резкого роста тарифов также не будет.

Возможны два варианта:

  1. До предельного уровня цена будет повышаться постепенно в течение срока от 5 до 10 лет.
  2. К предельному уровню будет применен понижающий коэффициент, который зафиксирует цену на тепловую энергию на уровне ниже предельного.

Вопрос №19. Что такое понижающий коэффициент?

Это коэффициент, который уменьшает предельный уровень цены на тепловую энергию, поставляемую потребителям. Этот коэффициент устанавливается по взаимному согласию ЕТО и власти муниципалитета и прописывается в соглашении между ними в тех случаях, когда предельный уровень цен на тепло, рассчитанный в рамках новой модели рынка тепла, выше действующего тарифа.

Размер понижающего коэффициента закрепляется в соглашении. И ЕТО не может продавать дороже цены, рассчитанной с учетом этого коэффициента

Вопрос №20. А если энергетики будут выставлять счета за тепло по более высокой цене?

В таком случае они лишатся статуса ЕТО и права продавать тепловую энергию , так как это будет нарушением соглашения.

Вопрос №21. Как будет меняться тариф в последующие годы, после перехода города на альтернативную котельную?

До того момента, пока цена не дойдет до предельного уровня, тариф будет расти в соответсвии с графиком, утвержденным губернатором региона (это может быть инфляция + несколько процентов). После того, как цена достигнет предельного уровня, она будет ежегодно изменятся только на уровень инфляции – не больше.

Вопросы №22. Как переход на новую модель отразится на качестве работы теплоснабжающей организации?

Переход на новую модель тарифообразования подразумевает повышение ответственности теплоснабжающей организации. Вместе со стабильным тарифом ЕТО получает обязательства по модернизации системы теплоснабжения, полную ответственность за всю цепочку производства и передачи тепловой энергии, за качество и надежность, в том числе финансовую. За нарушения ЕТО грозят штрафы, а платеж для потребителей в случае сбоев будет снижен.

В целом, переход на новую модель должен повысить качество работы энергетиков. Они смогут планировать свою работу на десятилетия вперед, строить работу системно и максимально продуктивно с пользой для потребителя, а не заниматься решением мелких локальных проблем, которые отнимают много времени, но дают мало эффекта.

Цена на тепло будет меняться только на учет инфляции

Вопрос №23. Могут ли энергетики в одностороннем порядке перевести своих потребителей на новый тариф (по методу альтернативной котельной)?

Нет, такое невозможно. По закону перейти на ценообразование по новому методу можно только по согласованию с органами власти субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Если власти не готовы, все остается по-старому.

Вопрос №24. Как будут контролироваться энергетики после перехода на новую модель? Не устроят ли они произвол?

При переходе на "альткотельную" ответственность ЕТО и контроль за ней усиливается. Ее контролируют местные органы власти, а также федеральная антимонопольная служба (ФАС). ЕТО грозят административные наказания за неисполнение инвестиционных мероприятии в схеме теплоснабжения, штрафы за злоупотребление доминирующим положением на рынке.

За неоднократное нарушение антимонопольного законодательства РФ компания лишается статуса ЕТО.

Вопрос №25. Как перейти на новую модель?

Как правило, перед внедрением АК инвестор (ЕТО) предлагает региону и муниципалитету программу инвестиционных мероприятий, которые призваны решить насущные проблемы в сфере теплоснабжения. Администрация рассматривает его, оценивает все последствия и принимает решение перейти на новую модель или все оставить, как есть.

В случае положительного решения властей, порядок перехода на новую модель рынка следующий:

1) Администрация города совместно с крупнейшей ЕТО готовит пакет обосновывающих документов, куда входит:

b. Документы , подтверждающие соответствие требованиям закона для перехода к новой модели (выписки из схемы, копии приказов о назначении ЕТО)

c. Описание текущей ситуации в сфере теплоснабжения

d. Оценка тарифных последствий

e. Оценка последствий для местного и регионального бюджета

f. Описание планируемого повышения эффективности от перехода к новой модели.

2) Администрация города уведомляет законодательный орган региона (законодательное собрание, совет депутатов и т.д.) о намерении подписать совместное обращение и направляет им пакет обосновывающих документов (либо их проекты) для ознакомления.

3) Администрация города совместно с крупнейшей ЕТО подписывает совместное обращение и вместе с пакетом обосновывающих документов отправляет его губернатору региона на рассмотрения.

4) После получения согласия губернатора полный пакет документов направляется на рассмотрение в Минэнерго России.

5) Минэнерго России в течение не более 60 дней готовит рекомендации по отнесению города к ценовой зоне, согласовывает их с ФАС России и Минстроем России и направляет свое заключение в Правительство РФ.

6)Правительство издает акт об отнесении города к ценовой зоне теплоснабжения.

7) После этого необходимо актуализировать схему теплоснабжения.

8) В течение 2 месяцев с момента актуализации схемы органы местного самоуправления и единая теплоснабжающая организация заключают соглашение об исполнении схемы теплоснабжения. В соглашении определяется понижающий коэффициент (при такой договоренности).

9) Орган регулирования рассчитывает предельную цену на тепловую энергию и направляет информацию губернатору. Губернатор утверждает график поэтапного доведения цены до предельного уровня на 5 или 10 лет.

10) Единая теплоснабжающая организация заключает со всеми потребителями договоры поставки тепловой энергии по цене не выше предельного уровня с учетом утвержденного графика поэтапного доведения и условия о понижающем коэффициенте в соглашении.

Как перейти на новый расчет за тепло

Вопрос № 26. Если модель такая хорошая, то почему так мало городов проявили желание перейти на нее?

Кроме того, на данный момент многие власти не имеют достаточно информации о новой модели и ее преимуществах, а также ждут результатов перехода на нее первых городов.

Вопрос №27. Актуальна ли альтернативная котельная для крупных городов, где с теплоснабжением нет серьезных проблем?

Вопрос №28. Что будет, если большинство городов не захотят переходить на альткотльную?

В таком случае энергетики не будут инвестировать, и системы теплоснабжения в городах не будут обновляться, а будут постепенно деградировать. Будут проводиться небольшие ремонты в рамках сумм, заложенных в тарифах.

Крупные города в целом смогут существовать и дальше, при этом есть риск, что там участятся аварии, не будет развиваться система теплоснабжения, а значит возникнут проблемы в дальнейшим с подключением к теплу новых объектов. А вот мелкие города, где уже сейчас зимой есть проблемы с отоплением, рискуют и вовсе остаться без теплоснабжения.

Кроме того, после перехода на новый метод части городов Правительство РФ внимательно оценит результаты и примет решение о дальнейших шагах.

Вопрос №29. А есть ли сегодня другие способы привлечения средств для модернизации теплоснабжения, кроме альткотельной?

Для частных инвесторов, которым нужны четкие гарантии окупаемости вложений, на текущий момент других работающих инструментов в теплоснабжении нет. Есть инструмент концессий, который неплохо себя зарекомендовал, но он обеспечивает гарантировано лишь часть вложенных средств, так как тариф все равно может быть пересмотрен в период действия концессионного договора. Действующая система долгосрочных тарифов предусматривает ежегодную корректировку даже внутри долгосрочного периода. Прогнозировать в такой ситуации инвестору возврат вложений с достоверной точностью невозможно.

Альтернативная котельная - единственный источник для привлечения инвестиций

Про планы СГК:

Вопрос №30. На сколько планирует повышать тарифы СГК в городах своего присутствия?

Решение о величине предельного уровня принимает не СГК, а орган регулирования.

СГК предлагает во всех регионах своего присутствия применять понижающий коэффициент к цене АК так, чтобы рост тарифов не превысил инфляцию на 2-3%.

Эта величина будет закреплена в соглашениях с органами власти.

Вопрос №31. В каких города присутствия СГК планируется перейти на альткотельную?

Вопрос №32. Сколько средств планирует вложить СГК в случае перехода на альтернативную котельную?

Читайте также: