Кто имеет право обучать по го и чс

Обновлено: 02.07.2024

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:

Требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации



Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:

а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;

в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;

г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;

д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;

з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;

и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;

к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:

а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;

б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

Гражданская оборона и системы защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – ГО и ЧС) нужна для того, чтобы:

  1. сохранить жизнь работников и населения при авариях и природных катастрофах;
  2. провести аварийно-спасательные работы и другие неотложные действия в очаге катастрофы;
  3. обеспечить устойчивую работу объекта в чрезвычайной ситуации и не допустить увеличения масштабов катастрофы.

Система защиты от чрезвычайных ситуациях на предприятиях, как правило, держится на рядовых сотрудниках, у которых нет профессиональных навыков и знаний в этой области. Но в случае аварии они должны будут организовать неотложные действия, от которых зависит безопасность всего персонала предприятия. Поэтому важно обеспечить качественную подготовку работников по вопросам ГО и ЧС.

Кто должен пройти обучение в области гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций по специальному курсу

В любой организации обязательное обучение должны проходить:

  1. руководитель организации;
  2. сотрудник, уполномоченный решать задачи в области ГО и ЧС .

Обратите внимание, что руководитель не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС. То есть в любом случае придется обучить как минимум двух сотрудников.

Если организация наделена полномочиями защищать население и территории от чрезвычайных ситуаций,выполнять задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также если она входит в территориальную подсистему РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), то на предприятии создаются:

  1. комиссия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
  2. комиссия по устойчивости функционирования организации;
  3. эвакуационный орган муниципального образования и организации;
  4. спасательная служба муниципального образования и организации;
  5. нештатное аварийно-спасательное образование.

Руководители и специалисты этих подразделений также должны проходить обучение в области гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в пять лет. Но требования закона на этом не исчерпываются.

Как обучать остальных работников

Работодатель обязан обучать всех работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также гражданской обороне. Проводить занятие может сотрудник, уполномоченный по вопросам ГО и ЧС, который прошел соответствующую подготовку в учебном центре. Примерная программа обучения по ГО и ЧС должностных лиц и специалистов утверждена МЧС России 28 ноября 2013 г. № 2-4-87-36-14. В нее входят следующие темы:

  1. Сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения и действия по ним работников организаций.
  2. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников организаций, а также первичные средства пожаротушения, имеющиеся в организации. Порядок и правила их применения и использования.
  3. Действия работников организаций по предупреждению аварий, катастроф и пожаров на территории организации и в случае их возникновения.
  4. Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории региона (муниципального образования) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера.
  5. Действия работников организаций при угрозе террористического акта на территории организации и в случае его совершения.
  6. Способы предупреждения негативных и опасных факторов бытового характера и порядок действий в случае их возникновения.
  7. Правила и порядок оказания первой помощи себе и пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и ЧС. Основы ухода за больными.

Занятия организуются по решению руководителя организации, как правило, ежемесячно в течение года. Их проводят в рабочее время.

Чтобы сделать обучение в области гражданской обороны как можно более эффективным, запомните несколько рекомендаций:

Основания для обучения по ГО и ЧС

30 октября 2013

Федеральный закон о гражданской обороне (ФЗ 28)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

Принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года

(в ред. Федерального закона от 09.10.2002 N 123-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также силы и средства гражданской обороны.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

(с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г.)

Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года

Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2000 г. N 841

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.08.2006 N 501, от 22.10.2008 N 770)

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне", определяет основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения.

3. Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:

а) руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются - руководители);

б) должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее именуются - должностные лица и работники гражданской обороны), преподаватели курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования;

в) личный состав формирований и служб;

г) работающее население;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

4. Обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием форм согласно приложению. Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры), в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными.

5. В целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны:

г) организации:

осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

Постановление Правительства Российской Федерации

от 4 сентября 2003 г. № 547 г. Москва

Положение о подготовке населения

в области защиты от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера

2. Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются — уполномоченные работники);

е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются — председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).

Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 N 782

ПОЛОЖЕНИЕ О СОЗДАНИИ (НАЗНАЧЕНИИ) В ОРГАНИЗАЦИЯХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ (РАБОТНИКОВ), СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

2. Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно - правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.

4. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих примерных норм:

а) в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г . N 1115 "О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне", с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2 - 3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3 - 4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5 - 6 освобожденных работников;

б) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек - 1 освобожденный работник;

в) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений исполнительного органа (органа управления) организации, имеющей дочерние и зависимые хозяйственные общества, определяется в соответствии с рекомендациями, предусмотренными в примерном положении о специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.

5. На должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку.

"Планирование действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мероприятия гражданской обороны"

БЫСТРО и УДОБНО освойте с куратором новую специальность по гражданской обороне и чрезвычайной ситуации, получите диплом с присвоением квалификации и бессрочным правом ведения профессиональной деятельности.

О программе


Преподаватели

Ульянкин Олег Валерьевич

Смагина Виктория Игоревна

Ветрова Екатерина Александровна

Морозов Сергей Александрович

Кириллова Наталия Викторовна

Борисов Александр Николаевич

Кузнецова Татьяна Викторовна

Михновец Дарья Александровна

Шакаров Михаил Русланович

Специалист по гражданской обороне в своей профессиональной деятельности изучает способы защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, обучает правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты. Курс направлен на освоение практического применения полученных знаний, совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне.

Категория слушателей:
Для специалистов, имеющих высшее профессиональное образование
Для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование

Данный курс позволит Вам освоить профессию все знания и навыки, необходимые для успешной деятельности:
Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера
Организационные основы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера
Структура и основные функции ГО
Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма
Воздействие на человека и объекты поражающих и негативных факторов, характерных для военных действий и ЧС
Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка плана ГО и защиты населения
Перевод ГО с мирного на военное положение ЧС природного характера, присущие субъекту РФ. Возможные последствия их возникновения
Техногенные ЧС, возможные на территории субъекта РФ
Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС
Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а так же при ЧС
Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС
Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы и возникновения опасностей мирного и военного времени
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность
Порядок создания и применения спасательных служб и НАСФ
Действия руководителей спасательных служб по обеспечению проведения мероприятий ГО
Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС
Организация создания, использования и пополнения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых средств в интересах ГО, (предупреждения и ликвидации последствий ЧС)
Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности
Организация и проведение АСДНР (аварийно-спасательных и других неотложных работ)
Действия руководителей НАСФ и спасательных служб и по организации и проведению АСДНР
Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР
Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач
Организация и проведение специальной обработки
Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб и НАСФ
Организация пропаганды и информирования населения в области безопасности жизнедеятельности
Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения. Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения
Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения
Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделенных на эти цели

После обучения на курсе можно работать на должностях:
Ведущий специалист по гражданской обороне
Ведущий специалист по гражданской защите
Специалист по гражданской обороне
Специалист по гражданской защите

Документы, требуемые для зачисления:
Документ о высшем или среднем профессиональном образовании
Документ о профессиональной переподготовке и повышении квалификации (при наличии)
Паспорт;
Свидетельство о браке/разводе при наличии факта смены фамилии

Срок обучения:
496 часов

Режим обучения:
20 часов в неделю
40 часов в неделю

Читайте также: