Кто имеет право быть тренером по художественной гимнастике

Обновлено: 16.05.2024

Художественная гимнастика (женщины) — олимпийский вид спорта. Как получить звание мастера спорта по художественной гимнастике, какие существуют требования и что еще учитывается при присвоении разрядов, рассмотрим в этой статье.

Виды разрядов и званий, со скольких лет

Звания и разряды по художественной гимнастике присваиваются спортсменам за выполнение установленных норм и требований на официальных спортивных соревнованиях в соответствии с положением о Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК).

Спортивные звания и разряды по художественной гимнастике присваиваются спортсменам по возрастным группам:

  • без ограничения верхней границы возраста — женщины;
  • с ограничением верхней границы возраста — юниорки, девушки, девочки.

Минимальный возраст гимнастки для получения разряда — 6 лет.

  • мастер спорта России международного класса (МСМК) — с 16 лет;
  • мастер спорта России (МС) — с 16 лет.
  • кандидат в мастера спорта (КМС) — с 13 лет;
  • первый разряд (I) — с 11 лет;
  • второй разряд (II) — с 10 лет;
  • третий разряд (III) — с 9 лет;
  • первый юношеский (I юношеский) — с 8 лет;
  • второй юношеский (II юношеский) — с 7 лет;
  • третий юношеский (III юношеский) — с 6 лет.

Все достижения, звания и разряды гимнастки фиксируются в зачетной квалификационной книжке.

Как получить звание и разряд

Для получения разряда или звания спортсмену необходимо принять участие в официальных соревнованиях по художественной гимнастике, включенных в Единый календарный план международных, всероссийских, межрегиональных физкультурных и спортивных мероприятий.

Мастер спорта России присваивается:

Норма спортивного звания МС должна быть выполнена:

  • один раз на чемпионате России или Кубке России;
  • дважды в течение текущего года. Первый раз — на других всероссийских спортивных соревнованиях, включенных в ЕКП, среди женщин. Гимнастке необходимо занять место с 1 по 10. Второй раз — на чемпионате федерального округа, двух и более федеральных округах, чемпионатах г. Москвы, г. Санкт-Петербурга при судействе соревнований спортивными судьями не ниже всероссийской категории. Гимнастке необходимо занять место с 1 по 15;
  • дважды в многоборье или дважды в групповом упражнении — многоборье, или один раз в многоборье и один раз в групповом упражнении — многоборье. Упражнения исполняются только со снарядами.

Кандидат в мастера спорта

KMC присваивается за выполнение нормы:

Норма KMC должна быть выполнена:

  • один раз на первенстве России;
  • дважды в течение текущего года. Первый раз — на других всероссийских спортивных соревнованиях, включенных в ЕКП, среди юниорок. Второй раз — на первенстве субъекта Российской Федерации при судействе соревнований одним спортивным судьей всероссийской категории и остальными спортивными судьями первой категории;
  • дважды в многоборье или дважды в групповом упражнении — многоборье, или один раз в многоборье и один раз в групповом упражнении — многоборье. Упражнения исполняются только со снарядами.

Спортивные разряды

Норма I спортивного разряда должна быть выполнена гимнасткой:

  • один раз на первенстве России;
  • два раза в течение текущего года на спортивных соревнованиях не ниже статуса муниципального образования в спортивных дисциплинах: дважды в многоборье или дважды в групповом упражнении — многоборье, или один раз в многоборье и один раз в групповом упражнении — многоборье.

Норма II, III спортивных разрядов, I, II, III юношеских спортивных разрядов должна быть выполнена один раз на спортивных соревнованиях любого статуса.

Для присвоения спортивных разрядов гимнастка обязательно выполняет одно упражнения без предмета, остальные — с предметами.

Для участия в спортивных соревнованиях спортсмен должен достичь установленного возраста.

Срок действия и кем присваиваются

Звание мастера спорта международного класса (МСМК), мастера спорта (МС) присваиваются Министерством спорта Российской Федерации. Срок действия — пожизненно.

Разряд кандидата в мастера спорта (КМС) присваивается органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Срок действия — 3 года.

Первый спортивный разряд присваивается органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Срок действия — 2 года.

Второй, третий спортивный разряд присваивается органами местного самоуправления муниципального района в области физической культуры и спорта. Срок действия — 2 года.

Первый, второй, третий юношеский спортивный разряд присваивается физкультурно-спортивной организацией. Срок действия — 2 года.

По окончанию срока действия разряда спортсмен подтверждает его или получает более высокий, выполнив предъявляемые нормы и требования.

Соревнования по художественной гимнастике

Возрастные группы

  • женщины (сениорки) — 15 лет и старше;
  • девушки — 17-25 лет;
  • юниорки — 13-15 лет
  • девочки — 11-12; 10; 9; 8; 7; 6-7; 6 лет.

Спортивные дисциплины

Соревнования по художественной гимнастике проводятся по спортивным дисциплинам:

  • скакалка;
  • обруч;
  • мяч;
  • булавы;
  • лента;
  • многоборье — командные соревнования;
  • многоборье;
  • групповое упражнение — многоборье;
  • групповое упражнение — один предмет, два предмета.

Характер соревнований

  • квалификационные соревнования с командным рейтингом;
  • соревнования многоборья — 4 предмета;
  • финалы в отдельных видах — 4 предмета.

Программа для индивидуальных упражнений среди женщин и юниорок, как правило, состоит из 4 упражнений: скакалка, обруч, мяч, булавы, лента. Соревнования среди спортсменок 11-12 лет (девочки) проводятся по четырем упражнениям: без предмета и три предмета на выбор (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

  • многоборье для групп — 2 упражнения (5 / 3 + 2);
  • финалы (5 / 3 + 2).

Основная (многоборье) программа для групповых упражнений женщин (сениорок) состоит из 2 упражнений: упражнение с одним типом предметов (5) и упражнение с двумя разными типами предметов (3 + 2).

Программа для групповых упражнений юниорок обычно состоит из 2 упражнений, каждое с одним типом предметов. В групповых упражнениях среди спортсменок группы, имеющие первый спортивный разряд и ниже, выполняют два упражнения: без предмета и с одним одинаковым предметом на выбор (с 5 скакалками, с 5 обручами, с 5 мячами, с 5 парами булав, с 5 лентами).

Статус соревнований

Каждый вид соревнования в зависимости от места проведения, состава участников и наличия необходимых документов имеет определенный статус:

  • международный;
  • всероссийский;
  • межрегиональный;
  • региональный.

Международные соревнования по гимнастике

  • Олимпийские игры. Соревнования проводятся один раз в четыре года среди женщин и только по двум спортивным дисциплинам: индивидуальное многоборье и групповое многоборье. Участвовать на Олимпийских играх возможно только через квалификационные соревнования.
  • Чемпионат Мира. Ежегодные международные соревнования. На Чемпионате Мира, проходящем за год до Олимпийских игр, разыгрываются первые квалификации для участия на Олимпиаде. Чемпионат мира, проводимый за год до Всемирных игр, является квалификационным для этих Игр.
  • Юношеские Олимпийские игры. Проводятся один раз в четыре года.
  • Всемирные игры. Гимнастки соревнуются в индивидуальной программе с четырьмя предметами. Максимальное число участниц — 24.
  • Всемирная универсиада. Участники девушки (17-25 лет).
  • Чемпионат Европы. По нечетным годам индивидуальные состязания в отдельных видах программы проводятся среди гимнасток-сениорок, групповые — среди юниорок. Оценки за выступления гимнасток в квалификационном раунде суммируются, и по результатам определяются победители командного многоборья, а также участники финалов. По четным годам наоборот.
  • Европейские игры.
  • Первенство Европы.

Всероссийские соревнования

Чемпионат России по художественной гимнастике

Организатор соревнований — Всероссийская федерация художественной гимнастики (ВФХГ). Соревнуются сильнейшие гимнастки субъектов Российской Федерации, занявшие соответствующие места на чемпионатах федеральных округов Российской Федерации, городов Москвы и Санкт-Петербурга. От каждого субъекта может быть заявлена только одна спортивная сборная команда.

Участники соревнований — женщины (КМС и выше). Программа выступления должна соответствовать программе мастера спорта. Соревнованиях проходят по спортивным дисциплинам: многоборье — командные соревнования, многоборье, обруч, мяч, булавы, лента, групповые упражнения — многоборье, один предмет, два предмета.

Победители чемпионата России определяется в спортивной дисциплине:

  • многоборье — командные по итогам шести гимнасток, показавшие лучшие результаты по сумме четырех предметов;
  • многоборье по наибольшей сумме баллов, полученной за четыре вида программы;
  • в отдельных видах по наибольшей сумме баллов, полученной в финале;
  • групповое упражнение — многоборье по наибольшей сумме баллов, полученной группой за выполнение двух упражнений;
  • групповое упражнение — один предмет, два предмета по наивысшей оценке в финале.

Кубок России по художественной гимнастике

В соревнованиях участвуют сильнейшие женщины (КМС и выше) субъектов Российской Федерации по программе мастера спорта. Кубок России проходит по спортивным дисциплинам: многоборье, групповое упражнение — многоборье. Группа выполняет следующие упражнения: с пятью мячами, с тремя обручами и двумя парами булав.

К участию допускаются:

  • гимнастки, занявшие на чемпионате России с 1 по 24 место;
  • группы, занявшие на чемпионате Россия с 1 по 20 место.

Победители Кубка России определяется в спортивной дисциплине:

  • многоборье по наибольшей сумме баллов, полученной за четыре вида программы;
  • групповое упражнение — многоборье по наибольшей сумме баллов, полученной группой за выполнение двух упражнений.

Первенство России по художественной гимнастике

Соревнования проводятся среди гимнастов в возрастных группах и имеющие квалификацию не ниже: женщины — КМС; юниорки (13-15 лет) — I спортивного разряда; девочки (11-12 лет) — II спортивного разряда.

Спортсменки выполняют программу:

  • женщины — мастера спорта;
  • юниорки — кандидата в мастера спорта;
  • девочки — I спортивного разряда.

Другие официальные соревнования по художественной гимнастике

  • Всероссийская Спартакиада между субъектами Российской Федерации
  • Всероссийская универсиада
  • Чемпионат федерального округа
  • Первенство федерального округа
  • Чемпионат субъекта Российской Федерации
  • Кубок субъекта Российской Федерации
  • Первенство субъекта Российской Федерации
  • Чемпионат муниципального образования
  • Первенство муниципального образования

Заключение

Обратите внимание, что ЕВСК разрабатывается и принимается сроком на четыре года. Следующая редакция выйдет в 2021 году.


Пожалуй, самый красивый и грациозный вид спорта – художественная гимнастика. Регулярные тренировки вырабатывают у девочек прекрасную осанку, умение себя подать и следить за каждым своим движением в обычной жизни, но чемпионками становятся единицы. Так ли сложно получить разряд в художественной гимнастике, на основании чего их дают и каковы другие особенности оценивания этого спорта - ниже.

Век живи – век учись

Интересно, но опытные мастера спорта, даже работая тренерами, все еще продолжают регулярно получать новые знания и навыки. Правила присвоения спортивных разрядов в художественной гимнастике периодически меняются, как и общие правила соревнований.

Красота и грация

Обычно это происходит в новый Олимпийский период и очень влияет на постановку номеров спортсменов. Какие-то элементы теряют свою ценность, и их приходится убирать из программы, другие, наоборот, появляются среди обязательных, и гимнасткам требуется снова тренировать свое тело, приучая к новым движениям.

Правила оценивания

Основы оценивания

Увеличить оценку за выступление гимнастка может, грамотно соединив определенные элементы. К примеру, за последовательное выполнение упражнения в 1 балл и 0,1 балл, в сумме можно получить оценку 1,2, поскольку дополнительно будет начислена десятая балла именно за соединение.

Индивидуальный подход

Все разряды в художественной гимнастике присваивают девочкам только за выполнение обязательных элементов в программе и набор определенного количества баллов за выступление. Несмотря на это, выступления всех известных чемпионок совершенно не похожи друг на друга. Это связано с тем, что тренер учитывает и индивидуальные особенности каждой гимнастки, составляя программу, способную показать максимум ее возможностей и при этом не делать акцент на слабых сторонах.

Индивидуальные данные

К примеру, у девочки не очень развита гибкость спины, но при этом она порхает в прыжках, как никто другой. Естественно, в ее выступлении упор будет сделан именно на прыжки.

Обязательная программа

Несмотря на индивидуальность учета способностей каждой спортсменки, отступать от правил запрещено, а, значит, в выступлении должны присутствовать и обязательные элементы. Их максимальное и минимальное количество и определение также прописаны в правилах этого спорта. Так, к примеру, чтобы получить первый взрослый разряд по художественной гимнастике, необходимо составить программу из 10 обязательных элементов. Среди них должны быть одна связка двух трудностей тела, 1 трудность ротации, 1 мультипл трудность ротации, 2 изолированные волны и 2 преакробатических элемента в начале или конце сложного элемента. Также необходимо в выступлении сделать минимум 8 секунд танцевальных дорожек. В программе мастеров спорта обязательных элементов в выступлении уже 12, и сложность их увеличена.

Что касается работы с предметами, обязательно должны присутствовать риски потери, когда предмет подбрасывается в воздух и гимнастка в это время выполняет вращательные движения. Дополнительные баллы тут можно получить при ловле снаряда без зрительного контроля.

Судейская коллегия по технике

Ранее оценку спортсменок осуществляли 3 бригады судей, сегодня их состав сократился до двух. Как дают разряды в художественной гимнастике? Для их присвоения гимнастка должна получить от всех судей общую оценку с определенным минимумом.

Судейская коллегия

Первая бригада оценивает мастерство исполнения самой техники. В ее составе 4 судьи, двое из которых записывают на листках все выполненные элементы соответствующими обозначениями и на основе них ставят балл за работу с предметом, трудности движения телом и танцевальные шаги в индивидуальной программе. Что касается групповых выступлений, то, вместо последнего критерия, рассматривается сложность обмена. Двое других судей также записывают выполненные элементы, но оценивают уже только степени мастерства и риски, которые в групповых номерах называют сотрудничеством. Вместе они выводят общую оценку за трудность номера, которая не может превышать 10 баллов.

Оценка за артистизм

Вторая бригада судей, оценивающая внешний вид и исполнение номера, определяется буквами Е и состоит уже из 6 человек, как и в спортивной гимнастике. Баллы судьи ставят за технические ошибки, артистизм и общую красоту тела. Общая оценка также выводится из среднего и не может превышать 10 баллов. Таким образом, максимальный балл за все выступление не может превышать 20.

Артистизм гимнасток

Таким образом, получить разряд в художественной гимнастике можно, обогнав соперников не только по технике, а и просто по артистизму, то есть красивая девочка в прекрасном купальнике и с хорошей подачей себя обязательно получит оценку за красоту тела выше, чем ее невзрачная соперница, даже если та выполнила все элементы достойно. Может показаться нечестно, но ведь это в первую очередь красивый спорт, и таковы правила в нем.

Младший возраст

Получить 3 юношеский разряд в художественной гимнастике девочки могут только с 6 лет, но начинают заниматься многие раньше. На самом деле прийти в этот спорт можно и с трех, и с семи лет. Первые реальные достижения у детей будут проявляться в одинаковом возрасте. Это связано с тем, что чувствовать собственное тело и уметь двигаться под музыку дети начинают только в школьном возрасте. Все, что происходит до этого момента - просто некая физическая подготовка, и зацикливаться на определенных достижениях в это время не стоит никому. Опытные же тренеры уверенно заявляют, что действительное осознание собственного тела и грамотная работа с предметом начинается только в подростковом возрасте, когда девочки уже давно имеют разряды по художественной гимнастике по возрастанию и дошли до защиты МС. Конечно, это касается лишь единиц, которые не отсеялись из спорта к этому возрасту.

По программе самого младшего разряда юным спортсменкам требуется набрать на выступлении всего 7 баллов за один номер, что получается практически у всех. Подтверждения такое звание не требует, и присвоить его могут на соревнованиях любого масштаба.

Требования к юношеским разрядам

Чтобы получить самый младший разряд, гимнастка должна выступать в тот год, когда ей исполняется 6 лет, и представить судейской коллегии номер без предмета и с любым предметом на выбор. По результатам каждого выступления, ее оценка должна составлять минимум 7 баллов, что в сумме образует 14 баллов.

Младшая группа

Через год спортсменка уже может претендовать на 2 юношеский разряд, и для этого должна выполнить номер без предмета и уже 2 номера с любыми на выбор снарядами. Для получения звания оценивать ее должны судьи 1 категории и поставить за каждую программу не менее 7,2 балла, что в сумме составляет 21,6.

Еще через год девочка может получить уже 1 юношеский, выполнив номер БП и 3 программы с любыми снарядами, набрав в каждой по 7,5 баллов. Минимум 2 судьи при этом должны иметь республиканскую категорию. Всего за выступления спортсменка должна получить 30 баллов.

Требования к взрослым разрядам

Третий взрослый разряд по художественной гимнастике спортсменка может получить уже в тот год, когда ей исполняется 9 лет. Для этого нужно выступить перед двумя судьями республиканской категории на любых соревнованиях и представить 4 номера – 1 БП и 3 с любыми снарядами. Всего выступления должны набрать 32 балла, но каждое - минимум 8.

Взрослые разряды

2 взрослый разряд по художественной гимнастике присваивается через год и оценивается уже более серьезно. Состав выступления - аналогичный предыдущему, но за каждую программу нужно получить по 8,2 балла при общей сумме в 32,8. Требования к судьям такие же.

В 11 лет спортсменка может претендовать на получение 1 разряда, если уже имеет все нижестоящие. Набрать при этом нужно 70 баллов за номера аналогичного состава. Выступать при этом нужно только на соревнованиях с республиканскими судьями и участием минимум 5 команд.

Обязательное подтверждение разрядов в художественной гимнастике начинается с 1 взрослого и выше. Представляет собой оно двукратное повторение результата на других соревнованиях в течение года с аналогичными статусами и судьями. Важно, что выступать разрешается 1 раз в составе группы и 1 раз индивидуально в многоборье или дважды в многоборье.

Старшие звания

Получить в 12 лет звание КМС не только почетно, но и сложно. Получить при этом нужно 76 баллов по программе международного четырехборья, соревнуясь минимум с пятью командами, уже имеющими такое звание на турнирах 1, 2 или 3 группы либо дважды на соревнованиях 4 группы.

Для получения МС нужно набрать уже 96 баллов на соревнованиях только 1 группы. С достижением этой цели многие бросают спорт, поскольку получают возможность работать тренерами самостоятельно.

Итак, многим теперь понятно, как дают разряды в художественной гимнастике и что для этого нужно делать. Важно не требовать от юной спортсменки высоких результатов в самом начале ее тренировок. С возрастом она может раскрыться сама, осознав собственные способности.

Одним из самых популярных видов спорта является художественная гимнастика, сочетающая в себе изящность и грациозность. Не удивительно, что этот красивый вид спорта все больше привлекает девочек с самого раннего возраста. Приняв решение отдать ребенка в художественную гимнастику, следует серьезно подумать о выборе нужной спортивной школы и тренера.

На что обратить внимание при выборе тренера

Выбрать хорошего тренера по художественной гимнастике не просто. Он должен быть профессионалом в своей области и при этом с легкостью находить общий язык с детьми.

Девочки приходят в гимнастику с пяти — шести лет, а иногда и раньше. В этом возрасте дети очень подвижны и пластичны, и при чутком руководстве тренера могут легко выполнять необходимые упражнения.

Тренер по художественной гимнастике со спортсменками

Результаты работы тренера, прежде всего, зависят от успешных выступлений его учениц и полученных ими наград.

Перед тем как выбирать тренера, необходимо определиться с какой целью малышка будет посещать уроки по художественной гимнастике.

Чаще всего основной целью является полноценное физическое развитие детей. Правильные регулярные тренировки способствуют гармоничному развитию ребенка. У девочек формируется правильная осанка, фигура становится стройной и подтянутой, движения — легкими, грациозными и изящными.

Постоянные занятия спортом способны сформировать полезные привычки, а так же помогают выработать уверенность, воспитать в себе терпение и силу воли.

Для этой цели может подойти ближайшая спортивная школа. Тренер здесь поможет освоиться ребенку и подберет для него необходимую нагрузку.

Когда основной целью является достижение больших результатов в спорте, необходимо со всей ответственностью подойти к выбору хорошего наставника. Для этого лучше всего выбрать индивидуального тренера, который будет проводить с ребенком индивидуальные занятия по художественной гимнастике. Необходимо обратить внимание на частного опытного мастера, который добился высоких успехов в спорте и теперь готов передать свой опыт начинающим.

Учитель, знающий свое дело, сможет привить любовь к спорту и помочь малышу поверить в себя.

Очень часто после первого занятия родители хотят услышать, будет ли их ребенок успешен в спорте, сможет ли она со временем стать чемпионкой. Ни один тренер на эти вопросы не даст ответа, так как не возможно сразу установить дальнейшее спортивное развитие малыша. Только через год постоянных тренировок, будет видно, на что способна девочка.

Какими качествами должен обладать тренер

Тренер и гимнастка

Профессия тренера по художественной гимнастике предполагает наличие определенных знаний и умений. Лучше всего выбирать педагога имеющего высшее или среднее профессиональное образование, связанное с физической культурой и спортом. Отличным вариантом будет тренер, имеющий звание мастера спорта России, который поможет будущей спортсменке выйти на высокий уровень по художественной гимнастике.

Хороший тренер должен обладать разными профессиональными качествами необходимыми для его успешной работы.

В первую очередь, стоит обратить внимание на:

  • Личный опыт и стаж тренерской работы наставника.

Личные успехи в спортивной карьере самого тренера, его победы и награды могут сказать о нем многое. Стаж тренерской работы предполагает, сколько лет педагог успешно работает в качестве тренера и каких результатов смогли достичь его воспитанницы на протяжении нескольких лет.

Результаты работы тренера, прежде всего, зависят от успешных выступлений его учениц и полученных ими наград.

Настоящий тренер должен быть строгим и справедливым, но не лишен доброты и понимания. Он грамотно укажет на все неточности, сумеет заинтересовать и мотивировать гимнастку на дальнейшую работу, а так же направит ее на достижение лучших результатов. При необходимости, хороший наставник поддержит и утешит свою подопечную.

  • Знает и умеет находить общий язык со своими ученицами.

Девочки находятся длительное время на тренировках, где происходит постоянное общение с педагогом. Поэтому очень важно выбрать хорошего тренера, который с первых минут знакомства сможет найти с вашим ребенком взаимное понимание. В дальнейшем именно это играет большую роль в становлении спортсменок.

Не все зависит от наставника

От наставника зависит многое, он имеет большое значение, в развитии спортсменки, помогает, направляет и поддерживает. Но рост спортивных достижений возможен только при их совместной слаженной работе. Гимнастка должна иметь огромное желание и упорство, усиленно работать на результат. От нее требуется полная самоотдача при тренировках, только в этом случае она может добиться больших успехов.

Спортсменка должна стремиться к развитию необходимых ей качеств, таких как:

  • целеустремленность, самодисциплина и терпение – основа успешных тренировок и выступлений.
  • выносливость и ловкость – основные качества гимнастки.
  • умение сконцентрироваться поможет в самый ответственный момент.
  • благодаря трудолюбию и высокой мотивации можно достичь самых высоких результатов.
  • ответственность за свои действия.

Гимнастка, шпагат

Благодаря невероятным усилиям и воспитанию в себе важнейших качеств, успех девушке будет гарантирован. При этом могут открываться большие возможности в будущем, ее могут заметить и предложить тренироваться с выдающимися спортсменами, заслуженными тренерами России по художественной гимнастике.

Как правильно выбрать спортивную школу

Выбор спортивной школы, играет не малую роль в развитии будущей спортсменки. Зал для проведения уроков и выступлений по художественной гимнастике должен соответствовать техническим условиям и нормам.

  • Спортивный зал должен быть достаточно просторным с высоким потолком, пол должен быть ровным с ковровым покрытием.
  • Зал для спортивной подготовки должен быть оборудован станками для хореографии, зеркалами, лестницами, помогающими осваивать сложные по технике упражнения.
  • Зал должен быть оснащен вентиляцией, иметь хорошее освещение и оптимальную температуру помещения для комфортной тренировки гимнасток.

В начале спортивной деятельности не всегда есть возможность заниматься в хорошо оборудованных залах. Поэтому выбирать территорию для проведения тренировок можно и в необорудованном для гимнастики спортзале. Есть много случаев, когда будущие гимнастки начинали тренироваться именно в таких залах и добивались высоких побед, активно участвуя в различных соревнованиях и турнирах.

Даже посещая самую лучшую школу по художественной гимнастике без опытного тренера высоких результатов не достичь.

Поэтому основным решающим фактором будет выбор грамотного тренера, у которого за плечами много успешных учениц, когда-либо, участвующих в чемпионате мира по художественной гимнастике.

Перед принятием ответственного решения по выбору спортивного клуба для занятий по художественной гимнастике важно родителям девочки лично пообщаться с будущим тренером. Лучше всего будет, если ребенок для начала сходит на пробное занятие и решит комфортно ли ему заниматься именно с этим педагогом и, учитывая мнение ребенка совместно сделать выбор.

И кто знает, может быть, этот шаг — это начало успешной спортивной карьеры вашего ребенка и именно она станет будущей олимпийской чемпионкой России по художественной гимнастике.

Маргарита Мамун

2015 год. Завершился чемпионат мира по художественной гимнастике в Штутгарте. Золото в индивидуальном многоборье у россиянки Яны Кудрявцевой. Вторая, с отрывом менее чем в балл, — ее соотечественница Маргарита Мамун. Для последней — разбор полетов от главного тренера сборной России Ирины Винер-Усмановой и личного тренера Амины Зариповой.

Ирина Винер (И.В.): Что ты так дрожала?

Маргарита Мамун (М.М.): Я не дрожала.

И.В.: Нет, ты очень дрожала. Вот и пошла нахер! Ты полное говно. Полное говно. Единственную программу [хорошо сделала], остальное — дрожала, как осиновый лист. Тебе еще поставили просто за твои красивые глаза.

Амина Зарипова (А.З.): Ее вы накачиваете, я накачиваю. Она.

И.В.: Она не борец, да? Ну и нахер она тогда нужна?

А.З.: Нет, она борец, Ирина Александровна! Она.

И.В.: Мне не нужны не борцы. Вот ты закладываешь ей в башку полное говно.

М.М. (тихо): Я борец.

А.З.: Ты борец, Рит, да, ты борец!

Чемпионат мира-2015. Штутгарт. Маргарита Мамун

Чемпионат мира-2015. Штутгарт. Маргарита Мамун

Амина Зарипова (во время отработки упражнения с булавами): Бей [булавой по полу]! Почему не делаешь, а, скотина такая? Почему не стукнула? Мамун, я тебе говорю! Скотина такая, ты делаешь это в прогоне, сюда смотри! Сюда смотри, я тебе говорю! Ты почему фундаментальную группу не сделала?

Маргарита Мамун: Потому что я вообще поворот не сделала.

А.З.: Ты придурок, ты что, не понимаешь? Тебе сказали, что тебе судьи ставят, больная! Я тебе еще раз повторяю! Я тебе талдычу: ты не сделала, ты не пошла, но тебе засчитают хотя бы один поворот, свой судья! Тебе четыре десятых хотя бы засчитают! Но ты, придурок, опять не бьешь по полу! Отрабатывать это надо, ты баран или как? Пошла ты в ***!

Ирина Винер-Усманова

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Ирина Винер-Усманова и Яна Кудрявцева

Ирина Винер-Усманова и Яна Кудрявцева

Кроме того, очень важна роль личного тренера спортсменки. Например, Кудрявцеву тренировала Елена Карпушенко, приверженец более мягкого подхода к работе. Зарипова, в сравнении с Винер, тоже довольно лояльный наставник: в фильме показано, как она защищает ученицу от критики главного тренера.




XXXI летние Олимпийские игры. Рио-де-Жанейро. Маргарита Мамун

Алина Макаренко, до 2013 года — член сборной России, олимпийская чемпионка 2012 года в групповом многоборье, чемпионка мира-2011 и двукратная чемпионка Европы-2012:

— Жесткость тренеров проявляется, в первую очередь, в дисциплине. Рано ложиться спать, питаться правильно, соблюдать режим, вовремя делать восстановительные процедуры. Очень маленький процент [от всех занимающихся гимнастикой в России] имеет возможность побывать в Новогорске и потренироваться хотя бы просто рядом с Ириной Александровной Винер-Усмановой. Для всех это большая мечта!

В России особенное отношение к гимнастике. Родители готовы тратить любые деньги на купальники, сборы и соревнования, лишь бы заметили их ребенка. Сами дети и тренеры к работе подходят ответственно, потому что важно держать марку. Все это в совокупности дает такой результат и конкуренцию в России. Это было выстроено годами.

А конкретно в сборной подход у всех разный, и я бы не сказала, что все очень жестко. Есть личные тренеры, которые иногда подстраиваются под настроение гимнастки. Хотя Ирина Александровна, которая курирует всю сборную, конечно, спуску не дает! Но я считаю, это очень-очень правильно. Она всегда двигается вперед, придумывает новые элементы, купальники, и ко всему новому причастна именно она. Иногда гимнастки не верят, что вообще возможно сделать тот или иной элемент, но она каким-то образом убеждает, и у гимнасток получается! Если даже в чем-то она и строга, гимнастка все равно просто счастлива, что Ирина Александровна выбрала ее и работает именно с ней. Вообще, Ирина Александровна всегда разная, с ней можно и пошутить, и посмеяться. И когда она ругается, никто близко к сердцу это не принимает и не обижается! Потому что она делает это ради результата. Потом ты выходишь из зала, а она твой друг, который везде поможет и подскажет! Девиз гимнасток — это полное доверие тренеру. Поэтому, как скажет тренер, так и будет.

Олимпийские игры-2012. Лондон. Алина Макаренко (слева) и Каролина Севастьянова

Олимпийские игры-2012. Лондон. Алина Макаренко (слева) и Каролина Севастьянова

Софья Скоморох, чемпионка мира 2015 года в групповом многоборье, чемпионка Европейских игр 2015 года, многократная победительница этапов Кубка мира:

— Я считаю, что наш главный тренер Ирина Александровна Винер абсолютно все делает правильно. Жесткий подход у нее к нам не всегда! Если на нас и ругаются, то только по делу. А если мы прекрасно тренируемся и не делаем ничего лишнего, то нас всегда хвалят. Благодаря тому, что Ирина Александровна все время поднимает планку выше и выше, российская художественная гимнастика всегда первая.

Алия Гараева, до 2005 года выступала за Россию, далее — за Азербайджан; восьмикратный призер чемпионата мира и чемпионка Европы 2007 года:

— Российская команда ставит перед собой только самые высокие цели. Все специалисты в сборной очень требовательны к спортсменам и, в то же время, к самим себе. Исполнение всех элементов должно быть доведено до совершенства. Перфекционизм — это про российскую сборную по художественной гимнастике. Со стороны методы тренеров могут показаться жесткими или даже жестокими, но без требовательности не добиться того уровня, на котором выступает сборная России.

В Азербайджане пока нет такой конкуренции за попадание в национальную команду. Да, очень много делается для привлечения детей в наш спорт, но на это требуется время.

Все, что происходит на площадке, остается на площадке. Вне тренировок отношения между тренерами и гимнастками, как правило, очень теплые, можно даже сказать, семейные. В каждой сборной так, я думаю. Но на ковре тренерам нужно проявлять жесткость и требовательность, и сборная Азербайджана не исключение. Отчего эта жесткость? От уровня ответственности. Ведь тренеры отвечают за результат. На развитие нашего спорта выделяются крупные деньги из госбюджета. Да, не все способы в тренерской работе гуманны. Но ведь каждый спортсмен, который стремится в большой спорт, знает, на что он идет. Хотя спорт у нас молодой, то есть девочки приходят совсем юные, они должны все понимать. Вы, наверное, смотрели фильм о Маргарите Мамун. В нем все сказано. Тренировочный процесс — это не только физические нагрузки, но и психологические. Это такая подготовка к соревнованиям, чтобы спортсмены выдерживали эти нагрузки там.

Алия Гараева

Марта Паньини, Италия, бронзовый призер Олимпийских игр 2012 года в групповом многоборье, двукратная чемпионка мира 2011-го и 2015 года, трехкратный призер чемпионата Европы 2012-го и 2014 года:

— У меня были большие проблемы с итальянским тренером, у которого я начинала. Она была груба, не позволяла нам пить воду во время тренировки. Она все время оскорбляла меня. Слава богу, она ушла, и у меня появился русский тренер Ольга [Тишина]. Опыт тренировок с ней был действительно очень хорошим. В России я нашла замечательных людей, которые так помогли мне стать взрослой гимнасткой, которой я всегда хотела быть.

Мой первый тренер — это исключение, конечно. И вообще, с годами в Италии все изменилось. Все больше внимания уделяется тому, как тренеры относятся к спортсменам. Хотя ни о каком регламенте или законе, который бы диктовал правила обращения, я ничего не слышала. Сейчас специалисты имеют более глубокие знания о психологии учеников, я думаю. Но это только мое впечатление.

Оскорбления не могут мотивировать, они только снижают самооценку спортсменов.

Эвита Грискенас, США, призер национального чемпионата, победительница Панамериканского чемпионата 2017 года, победительница Панамериканских игр 2019 года:

— У нас тренерские методы значительно отличаются от методов тренировок в России. В первую очередь, практически все гимнастки здесь ходят в школу и не так много времени проводят с тренером, к тому же, у одного тренера не одна гимнастка, а двадцать или тридцать! Поэтому за короткое время тренер пытается, по крайней мере, в нашем зале так, добиться от гимнастки, чтобы она сама начала анализировать то, что делает, и могла понять, почему допустила ту или иную ошибку.
Кроме того, в США именно семья гимнастки оплачивает тренировки, постановки программ, купальники, во многих случаях поездки за себя и за тренера. Если гимнастке хочется поработать с тренером дополнительно, то покупаются частные тренировки, поэтому это своего рода сервис.

Олимпийские игры-2012. Лондон. Сборная Италии в групповых упражнениях

Олимпийские игры-2012. Лондон. Сборная Италии в групповых упражнениях

Кроме того, в связи с неприятностями в спортивной гимнастике в США многое изменилось. И гимнастки, и тренеры прошли курсы обучения Safe sport. Они нужны для того, чтобы обе стороны знали допустимые меры поведения при контакте, то есть выучили своего рода правила.

Дело в том, что программа Safe sport, о которой рассказала Эвита Грискенас, действительно не имеет аналогов. Она появилась в 2017 году и нужна была изначально для защиты спортсменов от сексуального насилия. Тогда же Конгресс принял Закон о безопасном спорте. Все из-за скандала с участием врача национальной команды по спортивной гимнастике Ларри Нассара, потрясшего США в тот год. За растление почти двух сотен девушек, среди которых по большей части были спортсменки, его приговорили к 175 годам тюрьмы.

Этап Кубка мира-2019. Казань. Эвита Грискенас

Этап Кубка мира-2019. Казань. Эвита Грискенас

Кадр: GutsuFan2 / YouTube

— Все идет с советских времен, когда позиция тренера была истиной в последней инстанции и не подвергалась сомнению. Решения, которые они принимали, не обсуждались, потому что был результат. Предполагалось, что преподаватель может вести себя так, как ему комфортно. А если в вашей системе обучения определенный подход к работе дает хороший результат, вы будете что-то менять? Наверное, нет. Проблема именно в этом. И в наши дни, если говорить о гимнастике, этот результат по-прежнему есть. Соответственно, менять что-то сверху никто не будет.

Тренировочный процесс — это серьезная нагрузка для всех его участников. Она и провоцирует появление негативных эмоций, сдерживание которых приводит к выплеску в виде агрессии. В художественной и спортивной гимнастике, фигурном катании, то есть сложно координационных видах, малейшее неверное движение может привести к срыву всей программы. Поэтому там отработка деталей производится долго и тщательно и требует высокой концентрации. Особенно со стороны тренера, который должен все контролировать. А ведь важна и коммерческая сторона — победы приносят финансовые бонусы, рекламные контракты, привлекают спонсоров.

И все-таки можно ли унижения тренерами учеников называть эмоциональным насилием? Спортсмены с таким определением не согласны. И это понятно: все плохое забывается, когда на Олимпийских играх в честь тебя играет гимн. Вот уже больше двадцати лет сборная России задает тон в мировой художественной гимнастике. Так что тренерские достижения Винер со всей ее строгостью — уникальны. Повторить их в ближайшее время ни у кого нет ни единого шанса. Но очень хочется верить, что побеждать по-другому тоже можно.

Читайте также: