Кто этот поэт активный гражданин

Обновлено: 04.07.2024

Почему быть настоящим поэтом – трагедия, мы попробуем увидеть в стихах Рыжего и окружающей его реальности 90-х и начала 2000-х гг.

На самом деле, вы знаете его стихи, даже если думаете, что нет:

8 сентября 1974 года в Челябинске родился Борис Борисович Рыжий. Родился в интеллигентной семье: отец геофизик, профессор, мать врач-эпидемиолог. Отец любил поэзию, и вместе с двумя старшими дочерьми они вслух читали Боре произведения Пушкина, Лермонтова, Брюсова, Блока, Некрасова и других наших всё.

[так и вижу картину, когда пятилетнему мальчику читают Брюсова:

"Завтра, когда мое тело найдут, плач и рыданья поднимутся тут"]

Детство было тёплым и ламповым, мальчика все любили и он любил всех. В садик Боря не ходил, и столкновение с реальностью случилось только в первом классе, уже в другом городе.

В 1984 году семья переехала в Свердловск, и не просто в Свердловск, а на Вторчермет. Слово страшное, и жизнь там была страшной. Догадливый тэжэшник уже понял, что там находился завод по переработке металлолома. А ещё мясокомбинат, керамический завод и жировой комбинат, который находился напротив дома Рыжих и вонял просто ужасно. И конечно, рабочие заводов своим детям Пушкина и Брюсова не читали, но жили именно здесь, на этом районе.

На скамейках сидели бабушки и алкаши, пили водку из горлышка. Туда же машина привозила Бориного папу с работы

Вторчермет… это не добротный пролетарский район типа Уралмаша, отстроенного немцами, а убогая окраина керамического завода, где подъезды усыпаны шприцами

Ещё один штришок в общую картину района Чкаловский (настоящее название Вторчермета) добавляет факт эпидемии сибирской язвы в 1979 году. Военный городок № 19 с лабораторией, из которой произошёл выброс спор в атмосферу, находился именно здесь. И нельзя сказать, что родители Бориса Рыжего не знали об этом. Они знали и переехали всего через год после этого события. Вы ещё помните, что мать Бориса – врач-эпидемиолог? Совпадение? Да, это совпадение.

Здесь мальчик Боря пошёл в школу, обычную свердловскую школу в соседнем квартале от своего дома (Титова, 44).

Первые стихи Борис начал писать в 14 лет, тогда же он стал городским чемпионом по боксу среди юношей. Чтобы выжить на Вторчермете, нужно было уметь драться, но желательно также уметь не писать стихи.

Школу он закончил в 1991 году, после чего Советский союз благополучно развалился уже окончательно. Борис поступил в Горный институт на геофизика, т.е. пошёл по стопам отца. Поэзия поэзией, но кушать что-то надо. Тем более, что в этом же году он женился на однокласснице, а через 2 года стал отцом.

Деньги авторам дарил Борис Абрамович Березовский из личных наворованных средств. Когда в 2001 году Березовский эмигрировал, премия счастливо завершила своё существование на горе авторам.

I'm so sorry, so sorry

В 2000 году Борис закончил аспирантуру и работал младшим научным сотрудником Института геофизики Уральского отделения РАН. Между прочим, написал и опубликовал 18 работ по строению земной коры и сейсмичности Урала и России. То есть, работал по специальности [а не как я].

В том же 2000 году в июне проходил международный фестиваль поэтов в Нидерландах, и Борис поехал в Роттердам, где успешно выступил и приобрёл множество поклонников. Его творчество известно в Голландии не меньше, чем в России (а может быть, даже больше), на его стихи записывают песни, а единственный нормальный документальный фильм про него сняла режиссёр Алёна ван дер Хорст.

Прим.: в 2021 году к юбилею смерти поэта появилось ещё несколько фильмов, уже российские. Я честно посмотрела один и не готова рекомендовать этот опыт.

В марте-апреле 2001 года у Бориса Рыжего диагностировали депрессивное расстройство и назначили антидепрессанты, которые он принимал до мая.

Если вы думали, что он вступил в клуб 27, то нет, не вступил: ему было 26.

К концу жизни Борис Рыжий написал около 1300 стихотворений, из которых были опубликованы ≈ 350.

Поэзия – это оголённый нерв. С красивым рифмованием слов справится любой бот, поэзия больше и выше этого.

В настоящей поэзии критично важны точные образы, способные вызвать самые глубокие чувства и воспоминания. Все человеческие чувства нам знакомы, поэтому когда мы читаем талантливые стихи, у нас внутри что-то шевелится и отзывается на прочитанное. Прозу писать проще – у писателя больше слов и поэтому они не такие ёмкие.

Поэтом быть очень плохо, потому что поэт:

  • идеалист;
  • стремится к прекрасному;
  • остро чувствует красоту и несовершенство мира;
  • разрушительно эмпатичен.

Поэт Борис Рыжий любил самое прекрасное: жизнь во всех её проявлениях. А какие проявления жизни были на Вторчермете в 80-90-00-е года? Тогда идеализм поэта и тяга к прекрасному были помножены на юношеский максимализм и бушующие гормоны.

Вторчермет – это неблагополучный район, в котором были буквально все проблемы девяностых:

1. Безденежье

Заводских рабочих никто не увольнял, но заказов не было, поэтому зарплату не платили месяцами. Кто-то пытался выжить честно, а кто-то шёл воровать, грабить, убивать, другие спивались и торчали.

2. Зашкаливающий уровень воровства и грабежей

3. Наркомания и алкоголизм

Работы нет, денег нет, а дешёвого героина стало много. Молодёжь подсела на наркотики, более взрослое поколение активно бухает. Наркомания становится настоящей эпидемией, при этом есть мнение, что героиновый бум в свежеиспечённой Российской Федерации пошёл именно из Екатеринбурга, из цыганских посёлков [привет, Ройзман].

В принципе каждый старше 20 лет может помнить шприцы в подъездах и возле лавочек, рассказы о притоне в соседнем доме, пару соседей-наркоманов.

Кстати, смертность от наркотиков стала одной из причин демографической ямы, только об этом не принято говорить.

4. Проституция и сексуальное рабство

Ещё одна эпидемия 90-х – это эпидемия проституции. Огромное количество секс-работниц с огромным количеством сутенёров: в одиночку просто не выживешь, убьют. Проститутками стали многие учителя, врачи, студентки. Они же становились наркоманками и алкоголичками.

Сексуальное рабство тоже приобрело грандиозный размах – девушек похищали, продавали, удерживали силой, убивали. И это касалось не только ночных бабочек, но и вполне приличных барышень.

Самая жесть, конечно, была в создании преступных группировок. Практически каждый день были убийства, поджоги, пытки, взрывы и другие способы передела собственности. Молодые парни из спортивных секций становились настоящими бойцами, цепными псами, доильщиками коров. Молодёжь хотела быть киллерами так же, как сейчас она хочет работать в IT или покрасить волосы в розовый и обижаться на всех.

Было много случайных жертв бандитских разборок, много жертв среди людей, которые хотели как-то вести свой небольшой бизнес.

Кто был реальность властью – государство или многочисленные ОПГ – сказать сложно, скорее это был уродливый симбиоз. Милицию не просто так переименовали в полицию: многие милиционеры крышевали преступников, беспредельничали и не способствовали нормализации обстановки в стране. Даже больше: за помощью и справедливостью гораздо эффективнее было обращаться к самим ОПГ.

6. Самоубийства

Не выдерживая последствий шоковой терапии и не дожидаясь случайного ножа в печень, многие люди предпочли убить себя сами. В святые девяностые 46 человек из 100 000 кончали с жизнью. Для сравнения:в СССР таких было 30 человек, а сегодня 15, если верить официальной статистике.

Это самые основные проблемы 90-х, которые затронули всех. На самом деле проблем было больше: война, голод, терроризм, беспризорники, токсикомания… И самое страшное – это отсутствие веры в будущее . Будущего не было. Вообще никакого.

90-е. Екатеринбург. Вторчермет. И на Вторчермете среди всей этой жести и хтони жил Борис Рыжий. Настоящий поэт. Поэт, который искренне любил всех этих людей. Он не закрывал глаза на происходящее и не уходил в лирику абстрактную. Он писал языком улиц, языком людей, с которыми он дружил, которых он знал и любил.

Почитайте, послушайте, посмотрите

Неудивительно, что Борис Рыжий в итоге заболел депрессией: огромная любовь ко всему живому и прекрасному столкнулась с уродливыми реалиями 90-х. Добавьте сюда бесконечные самокопания, взвинченные нервы, частые возлияния Бахусу, множество трагических судеб любимых друзей – и вы получите прямой путь в петлю.

Ничего не надо, даже счастья

быть любимым, не

надо даже тёплого участья,

яблони в окне.

Ни печали женской, ни печали,

горечи, стыда.

Рожей — в грязь, и чтоб не поднимали

больше никогда

Сын поэта Артём Рыжий* в фильме Алёны ван дер Хорст 2009 года, будучи шестнадцатилетним подростком, так объяснил причины самоубийства отца:

*Артём Рыжий умер в декабре 2020 года от остановки сердца, ему было 27 лет.

В принципе в этом и заключается трагедия поэта. Он слишком любит, слишком сочувствует всем, слишком оголяет свои чувства и не даёт себе успокоиться – потому что иначе он перестанет быть поэтом.

Один из любимых поэтов, как-то раз даже наимпровизировал песню на его стихи, отдав дань уважения Борису

Над домами, домами, домами
голубые висят облака —
вот они и останутся с нами
на века, на века, на века.

Только пар, только белое в синем
над громадами каменных плит…
никогда никуда мы не сгинем,
Мы прочней и нежней, чем гранит.

Пусть разрушатся наши скорлупы,
геометрия жизни земной, —
оглянись, поцелуй меня в губы,
дай мне руку, останься со мной.

А когда мы друг друга покинем,
ты на крыльях своих унеси
только пар, только белое в синем,
голубое и белое в си…

Очень хорошо.
(и мурчание / chorus / микроподпевка для последней строчки — это няшный момент, добавляет ответа во мне-слушателе.)

К слову, а что за микрофон?

Спасибо! Там я бэки сделал специально малозаметными, так как изначально они должны были звучать нормально, но так как писалось все начисто без редактуры, пришлось их потом поубавить, получился эффект :)

В качестве микрофона использовал рекордер Tascam DR-100mkIII, воткнутый в линию OP-1. Но так как у OP-1 преампы очень примитивные, там много искажений и голос поэтому вышел такой лоуфайный.

Tascam DR-100mkIII, воткнутый в линию OP-1
Внезапное сочетание)
У этого Таскама есть что-то типа passthrough — и можно в линию?

Избегаю уводить в техно-дыбр, но результат на самом деле органично звучит. Проще говоря — нравится: бит, деликатный звук зубной щётки + бас — мелодия — они аккомпанируют настроению стиха. И лоуфайность вокала лёгкая — в самый раз

У этого Таскама есть что-то типа passthrough — и можно в линию?

Ага, у него есть Line Out выход, так же можно в него писаться и обратно потом, так как есть и Ext In (но опять же в случае OP-1 так делать не надо, так как будет двойная потеря в качестве).

Да, ещё раз спасибо, приятно что на TJ тебя могут услышать и хорошо слышающие музыку ребята. Тут правда вышло так по-домашнему в итоге, но конечно такого рода one-take записи подходят для музыкантов, которые гораздо выше уровнем, чем я (Marc Rebillet, Andrew Huang, Rachel Collier etc)

Marc Rebillet, Andrew Huang, Rachel Collier
Имена на самом деле незнакомые. Присмотрюсь, постараюсь не потерять

//Таскам — я сейчас kinda разглядел, сколько возможностей в маленькой коробочке. И шанс получить хорошую запись "в полевых условиях" — он тоже привлекает: иногда хочется поймать импровизации друзей (на что-то лучше, чем телефон).

Ну и клавиши — их впервые увидел, только погуглил: синт и сэмплер миниатюрный (немного пугает мембрана конечно) — блин, подстёгивает пробовать, пусть оно в моём случае будет совсем naive.
—-
Музыка + поэзия — это всё проверочки, что ещё отзываюсь (живой). О технике говорить / спрашивать проще — менее неловко.

А стихи, наконец, это слабость, а не озаренье

Та слабость — она же уязвимость. Про неприспособленность, сомнения (— вросшую грусть). И про совсем тихую мечту (научиться / успеть) быть счастливым, видимо

Я слон в посудной лавке со своим ответом

стилизация видео под "red means recording" )

Да! Я там в конце еще извинился перед Джереми, знаю что он как-то очень сильно обиделся когда Yuri Wong, когда тот на его стилистике заработал большую популярность

"В России расстаются навсегда. "
Единственный поэт, сборник стихов которого приобрёл на бумаге. Хотя нет, Никонов ещё, но там другое.
Спасибо за статью!

Пожалуйста, Сиська!
Никонов и правда совсем про другое

Соцреализм крутой стих

1.
Важно украшен мой школьный альбом –
молотом тяжким и острым серпом.

Спрячь его, друг, не показывай мне,
снова я вижу как будто во сне:

восьмидесятый, весь в лозунгах, год
с грозным лицом олимпийца встаёт.

Маленький, сонный, по чёрному льду
в школу вот-вот упаду, но иду.

2.
Мрачно идёт вдоль квартала народ.
Мрачно гудит за кварталом завод.

Песня лихая звучит надо мной.
Начался, граждане, день трудовой.

Всё, что я знаю, я понял тогда –
нет никого, ничего, никогда.

Где бы я ни был – на чёрном ветру
в чёрном снегу упаду и умру.

3.
«…личико, личико, личико, ли.
будет, мой ангел, чернее земли.

Рученьки, рученьки, рученьки, ру.
будут дрожать на холодном ветру.

Маленький, маленький, маленький, ма.

в ватный рукав выдыхает зима:

4.
Всё, что я понял, я понял тогда –
нет никого, ничего, никогда.

Опять один, опять суров,

Лежит — и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит —

И будет мой портрет готов.

Хорош портрет! Ни благородства,

Ни красоты в нем нет, поверь,

А просто пошлое юродство.

Лежать умеет дикий зверь…

Да глядеть обидно.

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Вариант 1

Николай Некрасов – человек весьма самокритичный. Ведь именно он, в отличии от многих поэтов, относился к себе, а вернее, к своему творчеству, очень иронично. Его совсем не смущало, что он слишком сильно строго относиться к себе. Этот человек возможно и не обладал тем талантом, который был у Пушкина – быть прямолинейным и вместе с тем очень ироничным – но Некрасов все же имел свое своеобразное обаяние, которое нельзя не заметить и не отличить.

Некрасов родился в первой половине девятнадцатого века, и именно тогда, к несчастью самого поэта, знаменитый Пушкин был в расцвете своей славы и поэзии. Некрасову же тогда было всего лишь четыре года.

Это произведение относится к тому типу, когда в нем описывается процесс спора между двумя или несколькими людьми. В данном случае – между двумя. Один из спорящих людей – поэт, который занимается литературным искусством. Эта личность как бы олицетворяет самого Некрасова. Второй человек – простой гражданин своего города, который достаточно начитан и образован весьма неплохо.

Вариант 2

Лирика Н. А. Некрасова и стала той новой силой, которая воспевала патриотизм и любовь к родному народу. Он переосмысливает назначение поэта и поэзии. Некрасов отходит от традиций в русской поэзии и вырабатывает свое отношение к творчеству, искусству.

Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни:

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше:

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Можно пересчитать тех, кто действительно искренно любит родную землю. Остальные же – обыватели, которым ни до чего нет дела:

Наперечет сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Неудивительно, что данные строчки стали афоризмом.

Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким.

Когда бы знали жизнь мою,

Мою любовь, мои волненья…

Угрюм и полон озлобленья,

У двери гроба я стою…

Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть:

Под игом лет душа погнулась,

Остыла ко всему она,

И Муза вовсе отвернулась,

Презренья горького полна.

Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Сейчас он уже не знает, является ли его творчество случайностью или ему была уготована эта судьба:

Увы! кто знает? рок суровый

Все скрыл в глубокой темноте,

Но шел один венок терновый

К твоей угрюмой красоте.

Только теперь понял поэт, что жизнь – это страдание и что не стоило отступаться от своих идей.

Вариант 1

История создания

Особенности общественного строя в царской России отобразились в литературе того времени. Между тружениками пера вспыхивали споры по поводу того, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, воспевающим любовь и природу, или бунтарем, борцом за свободу народа и справедливость.

Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стих стал предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.

В анализируемом стихотворении развивается тема поэта и общества. Автор пытается показать истинную сущность поэтического творчества, которое считает оружием в борьбе за свободу народ, его права.

Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.

Композиция

Стих написан в форме диалога между поэтом и гражданином, это позволило Н. Некрасову показать взгляды двух сторон. Формально стихотворение делится не на строфы, а на реплики. Автор обозначает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр произведения – гражданская лирика. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Н. Некрасов использует перекрестную рифмовку АВАВ, некоторые строчки не рифмуются. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.

Вариант 2

Литературное направление и жанр

Образы Поэта и Гражданина

В образе Гражданина отражены взгляды революционных демократов: самого Некрасова, Чернышевского, Белинского. С другой стороны, с поэтом Некрасов тоже отождествляет себя.

Поэт пассивен: один, суров, лежит, хандрит.

Гражданин подобен совести человека, не дающей жить для себя. Он указывает на лучшие черты характера Поэта, которые тот в себе заглушает: чувство долга, сердечная прямота, дарованье, сила, меткость. Гражданин призывает проснуться (метафора), смело громить пороки.

В монологе Гражданина с помощью метафор раскрывается его жизненное кредо. Если Пушкин – солнце, то Поэт — свет факела. Но и тусклый свет разгоняет мрак ночи. Гражданин возвещает: как сын не может смотреть на горе матери, так достойный гражданин должен идти в огонь за честь отчизны, убежденья, любовь (художественный параллелизм).

Поэт оправдывается своим несовершенством.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – определение роли поэта и поэзии. Для Некрасова эта роль связана с твёрдой гражданской позицией.

Размер и рифмовка

Вариант 3

Н. А. Некрасов — один из авторов, поднимающих самые болезненные темы русской жизни и всего народа. Будучи убежденным демократом, он имел собственное мнение по поводу предназначения поэта.

История создания

Жанр, направление и размер

Стихотворение Некрасова написано в жанре гражданской лирики, так как сам Николай Алексеевич являлся приверженцем реализма даже в поэзии. В стихотворной форме он передавал важное общественно-политическое содержание.

Размер стихотворения ямб, типы рифмы — перекрёстная и кольцевая рифмовка. Произведение имеет вид диалога между гражданином и поэтом.

Образы и символы

В произведении нельзя выделить одного главного героя, так как обоих автор выделяет с разных сторон, противопоставляя их образы друг другу.

Образ Гражданина является собирательным, так как объединяет в себе взгляды самого автора, а также писателя Чернышевского и критика Белинского. В произведении данный герой проявляет типичные качества для сознательного жителя демократического государства. Он знает свои права и обязанности, требуя того же от государства. Его реплики пропитаны политическим настроением того времени, мыслями Некрасова о положении народа.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения — определение роли поэта и поэзии в обществе. Автор настаивает на том, что творец должен тонко понимать свое время и делать то, что необходимо эпохе. Гражданин призывает собеседника осмотреться и понять, что в данный момент народу нужен голос, который озвучит его нужды и требования. Он сравнивает пушкинское дарование и то, чем наделен Поэт из стихотворения, и приходит к выводу, что они разные, потому что время изменилось. Сейчас нужна не красота слога, а сила голоса.

Другая тема – судьба народа. Большинство сладкоголосых певцов равнодушно к ней, но истинный поэт должен защищать интересы простых людей, обращать внимание общества на их горести. Пока власть играет мускулами и бахвалится, народ страдает под гнетом самодержавия, и есть только один человек, способный донести эту правду до высших чинов – поэт.

Еще одна тема – гражданское самосознание. Каждый человек должен найти в себе гражданина, которого заботит судьба страны. Только так народ сформирует деятельное и сознательное общество, которое будет отстаивать его интересы перед властью. Некрасов подает свой пример, ведь разговор Гражданина и Поэта происходит внутри него каждый раз, когда праведное негодование заставляет его браться за перо.

Настроение стихотворения – это мотивация к действию. Пока поэт лежит и ленится, его дело никто не сделает. Если вначале он думает, что поэзия – это то, что способно помочь народу, то в финале его мнение меняется. Гражданин силой своего пыла переубеждает его.

Основная идея

Средства художественной выразительности

Автор использует мнимую антитезу образов гражданина и поэта, их предназначений, но в финале доказывает, что эти понятия неразделимы.

Вариант 1

Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию.

Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.

Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова, а другой – обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке.

Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что любовная лирика, так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение, Вот только является ли Некрасов таким поэтом?

Вариант 2


Этот знаменитый поэт и писатель в основном принимал участие в борьбе за права народа. Его произведения очень ценятся потому, что при их написании автор ставил на первое место права рабочего и крестьянского класса. Отмена крепостного права и жизнь людей, после принятия данной реформы – это основная тема произведений Николая Алексеевича. В то время данное направление было уникально, поэтому и вызывает неподдельный интерес читателя.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт и Гражданин.
История создания – Работа над произведением началась в 1855 году, а закончил её поэт в 1856. Впервые опубликовано в качестве предисловия к сборнику стихов Некрасова.

Тема стихотворения – роль поэта и его творчества в обществе.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено в виде диалога между гражданином и поэтом. В ходе их разговора автор высказывает свои мысли по поводу ключевой проблемы. Стихотворение делится не на строфы, а на реплики. Автор указывает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр – лирическое стихотворение, поскольку в нём звучат мысли и чувства лирического героя, его взгляды на проблему поэта и поэзии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ и кольцевая АВВА, некоторые строки не рифмуются.



Образы и символы

В произведении нельзя выделить одного главного героя, так как обоих автор выделяет с разных сторон, противопоставляя их образы друг другу.

История создания

Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стихотворение стало предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.

Смысл


В анализируемом стихотворении развивается тема поэта и общества. Автор пытается показать истинную сущность поэтического творчества, которое считает оружием в борьбе за свободу народа, его права.

Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.

Основная идея

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.

Тест по стихотворению

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

У Некрасова речь идет не о творческой свободе, а о долге поэта:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

И не иди во стан безвредных,

Когда полезным можешь быть!

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать…

Угрюм и полон озлобленья,

У двери гроба я стою…

И рад я, если кто-нибудь

В меня с презреньем бросит камень.

Но загремят внезапно цепи —

И мигом скроется она…

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт и Гражданин.
История создания – Работа над произведением началась в 1855 году, а закончил ее поэт в 1856. Впервые опубликовано в качестве предисловия к сборнику стихов Некрасова.

Тема стихотворения – роль поэта и его творчества в обществе.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено в виде диалога между гражданином и поэтом. В ходе их разговора автор высказывает свои мысли по поводу ключевой проблемы. Стих делится не на строфы, а на реплики. Автор указывает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, некоторые строки не рифмуются.

Вариант 1

Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию.

Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.

Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова, а другой – обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке.

Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что любовная лирика, так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение, Вот только является ли Некрасов таким поэтом?

Ответ на этот вопрос дает полемика между гражданином и поэтом, в ходе которой автор признается, что не может причислять себя к великим деятелям русской литературы хотя бы потому, что у России уже есть такие столпы поэзии, как Пушкин и Лермонтов. На что гражданин возражает ему достаточно убедительно, о. Эту фразу можно расценивать двояко. Однако по отношению к Некрасову она означает лишь то, что на фоне романтических и умильных литературных опусов других авторов его произведения, имеющие социальную подоплеку и вскрывающие язвы современного общества, подобны разорвавшейся бомбе.

Вариант 2

История создания

Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стих стал предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.

Темы и проблемы

Основная тематика – роль поэта и поэзии в обществе, а также гражданское назначение его творчества. По мнению Некрасова, автор в непростые для страны времена должен быть слугой народа, а не эгоистом, воспевающим прелести своей жизни. Он доказывает свою точку зрения, призывая эстетов, оторванных от реалий царской России, обратить свой взор на народное горе. Поэт показывает читателям, как важно использовать талант на благо Родины. Ведь абсолютно не важно, насколько искусно поэт пишет о пейзажах, странствиях и пирах, если это не несёт никакой пользы его стране. Некрасов всеми силами отстаивает важность гражданского назначения искусства. Его он доказывает, прежде всего, себе самому, ведь каждый человек переживает минуты неверия в собственные убеждения, когда судьба сталкивает его с трудностями.

Проблемы, описанные автором, касаются нестабильной и враждебной обстановки с стране. Простые люди сталкиваются с социальным неравенством, несут непосильное бремя труда, живут в нищете и рабстве, поэтому ненавидят своих господ, но боятся их могущества. Сами же господа не думают о своем долге по отношению к народу, не улучшают уровень его жизни, не заботятся об удовлетворении его нужд. Таким образом, поэт затрагивает проблемы:

  1. Равнодушия власть имущих к простым людям и судьбе страны;
  2. Социальной несправедливости в обществе;
  3. Горькой участи простых людей, которые лишены прав и возможностей изменить свою судьбу;
  4. Безответственности творческой элиты, которая безразлична к проблемам народа;
  5. Истинного предназначения творца, которого многие творческие люди считают своим долгом избегать.

В анализируемом стихотворении развивается тема поэта и общества. Автор пытается показать истинную сущность поэтического творчества, которое считает оружием в борьбе за свободу народ, его права.

Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.

Основная идея

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.

Некрасов и особенности его творчества

Язык некрасовских текстов

По причине интереса крестьянской жизнью, увлеченности живым языком большей части русского народа (а те тем сочетанием русского и французского, которое отличало говор аристократов), Некрасов вводит в литературу этническое своеобразие русской культуры. Прежде всего, это отражается на языке произведений Некрасова. Элементы фольклора и народного говора, простонародные обороты речи и т. д. писатель использовал довольно часто, причем делая это как в публицистике, так и в лирике или прозе. Поэтому можно говорить о расширении Некрасовым диапазона поэтического аспекта русской литературы, ведь писатель дополнил ее элементами народной лексики, пародии и сатиры, а также ввел в произведения специфическую, окрашенную фольклорной уникальностью, риторику. Порой в рамках одного и того же текста Некрасов использует элегические, лирические и сатирические мотивы. Эту черту считают специфической характеристикой творчества Некрасова, потому что до Николая Алексеевича такой литературный маневр никто не применял.

Литературное направление и жанр

Если мне изменяет память и я правильно помню курс школьной литературы, то наиболее активно жанр баллады использовал Василий Андреевич Жуковский. Наиболее известные его баллады - это "Людмила" и "Светлана". Ещё вспомнилась "Баллада о прокуренном вагоне" Александра Кочеткова.

В стихах Пьеро, которые он читал Мальвине ("Золотой ключик или Приключения Буратино". Автор сказки - Алексей Толстой)

yxaTgxXnP8xh4GTgWTRSd8HoRDSzptd.jpg


Стихотворение "Неохотно и несмело" начинается с картины тишины и покоя в природе:

cRiy2nriNaxnJYQjbGsYbbTpVMdWkQ.jpg

Олицетворением "солнце смотрит" автор наделяет солнце чувством робости перед обманчивой тишиной. "Принахмурилась" и земля - она тоже ожидает перемены в природе. Ветер ласковый и теплый - ведь он просто собирается прогуляться по полям. Гром пока дальний, дождь только еще пытается пролиться. Но нивы оживают под первыми теплыми каплями, насыщаются цветом.

В природе начинается непрерывное движение. Сначала замедленное, оно оживает вместе с внезапно вспыхнувшей молнией, осветившей все вокруг:

E4hZxxmoZjln3bRp4ZGsEqlB9QXbGGZm.jpg

Метафора "пламень белый и летучий" изображает стремительность происходящих в природе метаморфоз.

Образ грозы в лирике Тютчева занимает особое место. Это явление притягательно своей красотой и таинственностью. В этом стихотворении гроза приносит капли очищающего дождя, оживляющего землю:

IoNrTealc4gPFmrvFSOKR4tqFxA25c.jpg

Гроза становится все смелей, и метафора "сердитей" не создает ощущение страха. Строка "пыль летит с полей" еще больше усиливает динамику происходящего.

Пятая строфа - апофеоз стихии:

2xam5cPYU5r74lUiwrEKsUyR9OLTtY9s.jpg

Настроение движется от неуверенности к ожиданию и далее - к смятению и радости обновления. Значимая роль здесь отводится солнцу, которое "взглянуло исподлобья на поля", оценив происходящее. Оно удаляется за тучи, давая грозе право доделать свою работу. Через некоторое время солнце вернется, чтобы осветить обновленную землю.

И Валерий Брюсов (1873-1924) и Николай Гумилев (1886 – 1921) - известные русские поэты "серебряного века" - представители русского символизма и акмеизма.

Жанр стиха - философская лирика. Обращение к "милому мальчику", в котором звучит предупреждение о пагубности поэтического пути. Далее описываются трудности и препятствия на пути поэта-творца. Появляется образ врагов. Но скрипку, которую взял в руки "милый мальчик" уже оставить нельзя. И чего бы ни сулил этот тяжкий путь - скрипка должна играть, т.к. у скрипки есть страшное волшебство - она никогда не умолкает, однажды запев. Умолкнуть никак нельзя - иначе ждёт поэта гибель.

Николай Гумилёв открывает истинную суть творчества, и видит он эту суть трагической: искусство властвует над человеком, оно губительно.

Это стихотворение , безусловно, связано по теме и идее со стихотворением В.Брюсова "Поэту". Звучит оно как поучение, как заветы для поэта. Они должны быть так же нерушимы и вечны, как заветы Библии. Для настоящего христианина. Поэт должен жить только грядущим, он должен быть беспристрастным в своей оценке событий, только в этом случае его стихи будут отражать реальность, он не имеет права сомневаться в своих мыслях и умозаключениях. И главное - обязан поклоняться искусству.

И Гумилёв и Брюсов понимают почти одинаково высокое назначение поэзии, её роль и в жизни поэта, и в жизни страны, о возвышенной деятельности поэтов, о трагическом одиночестве поэта среди людей. И Гумилёв и Брюсов предчувствуют, что настоящего поэта ожидает трагедия:

jMM38TJtpK9RpzgfsDVKlU6mRLsOhWA.jpg

Будто в унисон об этом же и последние строчки Гумилёва:

ShceY5YqNuFwqCGyx2Wu04yILxE1Iiw.jpg

Однако, тональность этих двух стихотворений разная. Брюсов оптимистически наставляет поэта не бояться трудностей. Даёт советы, как преодолевать ямы и неприятности пути, а в "Волшебной скрипке" Гумилёва говорится о жертвах, о трагедии поэта на пути поэзии, о возможной гибели.

Стихотворения оба пророческие. Особенно по отношению к поэтам начала 20 в. в СССР, многих из них преследовали и убили "бешеные волки в кровожадном исступленьи". И Гумилёв и Брюсов понимали поэзию, как особую неподвластную человеку стихию, которой поэты отдавали свои жизни.

Читайте также: