Кто достаточно полно разработал концепцию разграничения сфер общения

Обновлено: 30.06.2024

Верны ли утверждения? А) Стыд - это сильное смущение от сознания совершения предосудительного поступка или попадания в унизительную ситуацию, в результате чего человек чувствует себя опозоренным, обесчещенным. В) Психологическое понимание вины сводится к переживанию недовольства собой, связанного с обнаружением человеком рассогласования между собственным поведением и принятыми моральными нормами. Подберите правильный ответ

Психология общения (СПО)

одна из сторон коммуникативной функции речи, которая проявляется в передаче знаний и умений и тесно связана с функциями обозначения и обобщения

одна из сторон коммуникативной функции речи, которая определяется влиянием на мысли, эмоции, поведение другого и отражает стремление говорящего подчинить действия и поступки общающегося с ним человека своим желаниям и намерениям

одна из сторон коммуникативной функции речи, которая связана с передачей чувств и отношения говорящего к тому, о чем он говорит

Психология общения (СПО)

Психология общения (СПО)

Психология общения (СПО)

Одна из характеристик информационной стороны речи, которая обеспечивается достаточной силой голоса, не очень быстрым темпом речи, интонациями, логическими ударениями - это

Психология общения (СПО)

Психология общения (СПО)

Психология общения (СПО)

Один из видов активных ответных реакций в общении, обеспечивающих рефлексивное слушание, подытоживание основных идей и чувств говорящего, - это

Психология общения (СПО)

Верны ли утверждения? А) В младших классах ведущим становится общение со сверстниками. В) В подростковом возрасте часто затрудняется общение взрослых и детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Подберите правильный ответ

Психология общения (СПО)

Верны ли утверждения? А) А.А. Леонтьев считает, что общение принадлежит к базовым категориям психологической науки и не уступает таким категориям, как сознание, личность, деятельность. В) С.Л. Рубинштейн, Ф.Т. Михайлов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина считают, что потребность в общении формируется прижизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми. Подберите правильный ответ

Психология общения (СПО)

Один из основных принципов общения, который предписывает уважительное отношение к адресату и к самому себе, предполагает соблюдение правил приличия, норм речевого этикета - это

Психология общения (СПО)

психологический барьер, который проявляется во взаимной или односторонней незаинтересованности в содержании и причинах переживаний партнеров по общению

психологический барьер, который возникает вследствие неискренности одного или обоих партнеров по общению

психологический барьер, который выражается в одностороннем или взаимном нежелании партнеров сблизить свои позиции по частным, непринципиальным вопросам

Психология общения (СПО)

____________ - это терпимость, снисходительность к кому или чему-либо, установка на либеральное, уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных

Психология общения (СПО)

___________ – это внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование), эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций

Психология общения (СПО)

Один из видов активных ответных реакций в общении, обеспечивающих рефлексивное слушание, обращение к собеседнику с целью уточнения его слов, собственного понимания и т.д., - это

Психология общения (СПО)

___________ - это идентификация человека как принадлежащего к определенной группе с присущими ей особенностями

Психология общения (СПО)

Верны ли утверждения? А) Деструктивная фаза конфликта – это фаза развития конфликта, для которой характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью; беседа остается в рамках делового обсуждения, оппоненты контролируют себя. В) Конструктивная фаза конфликта - это фаза развития конфликта, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность или общение становятся неконтролируемыми. Подберите правильный ответ

Помощь студентам 2021 Дипломы | Курсовые

Тест. Толкание ядра

1.Как эффективнее держать ядро?
Ответ: На середине ладони

2.От чего зависит дальность полета ядра?
Ответ: От угла вылета ядра, 4) От начальной скорости вылета снаряда

3.Какое положение ног характерно в конце финального усилия в толкании ядра?
Ответ.

4.Какие задачи решаются в конце финального усилия в толкании ядра?
Ответ: Выпустить снаряд под оптимальным углом, 4) Придать снаряду наибольшую скорость вылета

5.Как держится ядро в разгоне?
Ответ.

6.Как влияет ветра на дальность полета ядра?
Ответ: Никак не влияет на дальность полета снаряда

7.Как выполняется разгон в толкании ядра?
Ответ.

8.Какое положение занимает туловище спортсмена перед финальным усилием в толкании ядра?
Ответ: Вертикальное

9.Максимальный диаметр женского ядра?
Ответ.

10.Какой вес имеет женское ядро?
Ответ: 4.005-4.025 кг

11.Максимальный диаметр мужского ядра?
Ответ.

12.Какой вес имеет мужское ядро?
Ответ: 7.257 – 7.285 кг

13.С какой точностью измеряется результат в толкании ядра?
Ответ.

14.Минимальный диаметр женского ядра?
Ответ: 95мм

15.Минимальный диаметр мужского ядра?
Ответ.

16.Определить состав судейской бригады в толкании ядра.
Ответ: Старший судья, Судья измеритель, Секретарь

17.Каков диаметр круга для толкания ядра?
Ответ.

Помощь студентам 2021 Дипломы | Курсовые

Тест. Прыжки в высоту способом "Фосбери-флоп"

6.Чем определяется результат в прыжке в высоту?
Ответ.

13.От чего зависит величина радиуса дугооборазной части разбега?
Ответ: Скорости разбега

Помощь студентам 2021 Дипломы | Курсовые

1. Определите чистую прибыль предприятия, если выручка от реализации продукции составила 900000 руб., в том числе НДС, материальные затраты составили 315000 руб., в т.ч. НДС, расходы на оплату труда – 286000 руб., амортизационные отчисления – 15000 руб., прочие расходы – 8200 руб.
Решение:
Ставка НДС – 20%
Определим чистую прибыль:
ЧП = (900000/1,2 - 315000/1,2 - 286000 - 15000 - 8200)*0,8 = 142640 руб.

2. Рассчитать чистую прибыль организации, если цена реализации единицы продукции – 267 руб., в т.ч. НДС, общая сумма затрат за месяц – 15000 руб. Объем производства – 100 единиц продукции.

3.Выручка от реализации продукции составила 219 млн. руб. Полная себестоимость – 168 млн. руб. Определите рентабельность реализованной продукции

4. Определите, какая фирма эффективнее: у фирмы А за месяц прибавилось 100 клиентов, у фирмы В – 10 клиентов. Затраты по привлечению одного клиента у фирмы А – 300 руб., у фирмы В – 1000 руб. Прибыль от одного нового клиента в месяц у фирмы А – 390 руб., у фирмы В – 1300 руб.

5. Определить прибыль от реализации продукции: годовой объем производства 100 тысяч штук, цена одного изделия 2500 руб., средние переменные издержки на единицу 1550 руб., постоянные издержки на годовой объем – 50 млн.руб.

6. Определите отпускную цену предприятия, используя метод полных издержек, если известны следующие данные:
1)Затраты на производство данного изделия:
сырье и основные материалы – 200 руб., возвратные отходы – 5 руб., топливо и электроэнергия на технологические цели – 30 руб., основная заработная плата производственных рабочих – 60 руб.,
дополнительная заработная плата производственных рабочих – 10% к основной зарплате производственных рабочих; отчисления в государственные внебюджетные фонды – согласно законодательству; расходы по содержанию и эксплуатации оборудования – 150% от основной заработной платы производственных рабочих; общепроизводственные расходы – 65% основной заработной платы производственных рабочих; общехозяйственные расходы – 20% от цеховой себестоимости;
Коммерческие расходы – 1,5% производственной себестоимости.
2) Рентабельность изделия – 25%.
3) НДС – 18% к свободной отпускной цене без НДС

7.Предприятие реализовало за период 23 475 т продукции по цене 3 750 руб./т; полная себестоимость единицы продукции равна 3 068 руб./т. В том же периоде реализовано излишнее оборудование на сумму 353 тыс. руб.; остаточная стоимость этого оборудования составила 345 тыс. руб. Сумма процентных доходов и расходов за рассматриваемый период – 10 тыс. руб. Налог на прибыль – 20 %.
Рассчитайте прибыль от реализации продукции, прибыль до налогообложения, чистую прибыль.

Помощь студентам 2021 Дипломы | Курсовые

1. Микрочастица находится в одномерной потенциальной яме прямоугольной формы с бесконечными стенками
ширины L. Состояние микрочастицы описывается волновой функцией   √(2/L) sin⁡〖(πx/L)〗 Чему равна вероятность (в %) нахождения частицы в интервале с координатами 0  x  L / 8 ?

2. Первоначально состояние микрочастицы описывалось волновой функцией ψ1 = А1•sin(αx)•exp(–iβy)•exp(–γz), где х, у, z– координаты (х, у, z ≥ 0), i – мнимая единица, α = 4•1010 м-1, β = 3•1010 м-1, γ = 2•1010 м-1. В этом состоянии энергия частицы была равна Е1 = 3,6 эВ. Затем микрочастица перешла в новое состояние, которое описывается волновой функцией ψ2 = А2•sin(αx)•exp(–βy) (А1, А2 – постоянные нормировочные множители). Чему стала равной энергия частицы (в эВ) в новом состоянии (потенциальную энергию принять равной нулю)?

3. Испустив фотон с длиной волны λ = 120 нм, микрочастица, находящаяся в одномерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечными стенками, перешла из 5-го возбужденного состояния в основное состояние. Чему равна энергия микро- частицы (в эВ) в третьем возбужденном состоянии? Постоянную Планка принять равной ħ = 1,054•10-34 Дж•с, скорость света с = 3•108 м/с.

4. Известно, что переходя из второго возбужденного состояния в четвертое возбужденное состояние, первый одномерный квантовый гармонический осциллятор должен поглотить фотон с энергией Еф. Поглощая этот же фотон, второй одномерный квантовый гармонический осциллятор, находившийся во втором возбужденном состоянии и имевший в этом состоянии энергию Е = 2,5 эВ, переходит в пятое возбужденное состояние. Чему равна собственная циклическая частота ω01 первого осциллятора (в с-1)? Постоянную Планка принять равной ħ = 1,054•10-34 Дж•с.

5. В начальный момент времени t0=0 в образце находилось в n = 3 раза меньше ядер первого радиоактивного изотопа, чем ядер второго радиоактивного изотопа. Постоянная распада первого изотопа λ1=0,05 с-1. Чему равна постоянная распада λ2 второго изотопа, если число ядер первого изотопа, сохранившихся к моменту времени t1=1 мин равно числу ядер второго изотопа, сохранившихся к моменту времени t2=2 мин?

6. В зоне проводимости меди, имеющей энергию Ферми Eф = 7,00 эВ и температуру, близкую к 0 К, треть свободных электронов имеет энергии в интервале 0  E  E1 . Нижний уровень зоны проводимости имеет энергию E =0. Определить величину энергии E1 в эВ.

7. Если на p-n-переход (полупроводниковый диод) подано прямое напряжение U1 , то через него течёт
150 мкА. Если прямое напряжение, поданное на p-n-переход, уменьшить в два раза, то величина тока уменьшится в 3 раза. Температура полупроводника 27оС. Чему равна величина первоначального напряжения U1? Постоянная Больцмана k = 1,38∙10-23 Дж/К; заряд электрона e = 1,6∙10-19 Кл.

Помощь студентам 2021 Дипломы | Курсовые

Помощь студентам 2021 Дипломы | Курсовые

Помощь студентам 2021 Дипломы | Курсовые

Помощь студентам 2021 Дипломы | Курсовые

Истец Петренко В.П., не согласившись с решением мирового судьи по иску о взыскании с Иванченко С.Г. 30 тысяч рублей, обжаловал его в апелляционном порядке. Апелляционную жалобу Петренко В.П. адресовал Третьему апелляционному суду общей юрисдикции. Мировой судья возвратил Петренко В.П. его апелляционную жалобу.
Правильно ли поступил суд?
Каков порядок подачи апелляционной жалобы и последствия его несоблюдения?
Ответ:
1) В данном случае суд поступил не правильно, мировой судья должен вынести определение об оставлении жалобы без движения и назначить Петренко срок для исправления недостатков. Так как при подаче жалобы Петренко нарушено требование, предъявляемое.

Помощь студентам 2021 Дипломы | Курсовые

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции Ромашкин Г.И. обратился с ходатайством о допросе в качестве свидетелей его соседей по дому. Судья районного суда отказал в удовлетворении ходатайства, указав, что в суде апелляционной инстанции проверяется решение мирового судьи, в связи с чем не представляется возможным исследовать доказательства, которые не были предметом исследования при рассмотрении дела мировым судьей.
Как действует на стадии апелляционного обжалования принцип состязательности?
Вправе ли суд апелляционной инстанции исследовать новые доказательства?

Ответ:
1)Принцип состязательности на стадии апелляционного производства заключается в праве каждой стороны оспаривать доводы другой стороны в части толкования норм, оценке доказательств.

Помощь студентам 2021 Дипломы | Курсовые

1. Определить фактическую концентрацию мучной пыли и сопоставить ее с нормами ГОСТ 12.1-005-88. Предельно допустимая концентрация мучной пыли с примесью диоксида кремния менее 2% составляет 6 мг/м3.

2.Определить интенсивность облучения человека, находящегося на расстоянии Х = 2,1 м от открытой дверцы кузнечной печи, имеющей ширину a=0,6 м и высоту b=0,8 м дверцы. Температура в печи ТП =1500°С, в помещении 22°С. Толщина стенки δ = 0,5 м.

3.КЕО определяли одновременным замером величин освещенности на рабочих местах внутри помещения и снаружи здания. Результаты измерений в пяти точках, равномерно расположенных по ширине помещения, внесли в таблицу. Определите фактическое значение КЕО в каждой расчетной точке и постройте график.

Верны ли утверждения? А) Стыд - это сильное смущение от сознания совершения предосудительного поступка или попадания в унизительную ситуацию, в результате чего человек чувствует себя опозоренным, обесчещенным. В) Психологическое понимание вины сводится к переживанию недовольства собой, связанного с обнаружением человеком рассогласования между собственным поведением и принятыми моральными нормами. Подберите правильный ответ

Психология общения (СПО)

одна из сторон коммуникативной функции речи, которая проявляется в передаче знаний и умений и тесно связана с функциями обозначения и обобщения

одна из сторон коммуникативной функции речи, которая определяется влиянием на мысли, эмоции, поведение другого и отражает стремление говорящего подчинить действия и поступки общающегося с ним человека своим желаниям и намерениям

одна из сторон коммуникативной функции речи, которая связана с передачей чувств и отношения говорящего к тому, о чем он говорит

Психология общения (СПО)

Психология общения (СПО)

Психология общения (СПО)

Одна из характеристик информационной стороны речи, которая обеспечивается достаточной силой голоса, не очень быстрым темпом речи, интонациями, логическими ударениями - это

Психология общения (СПО)

Психология общения (СПО)

Психология общения (СПО)

Один из видов активных ответных реакций в общении, обеспечивающих рефлексивное слушание, подытоживание основных идей и чувств говорящего, - это

Психология общения (СПО)

Верны ли утверждения? А) В младших классах ведущим становится общение со сверстниками. В) В подростковом возрасте часто затрудняется общение взрослых и детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Подберите правильный ответ

Психология общения (СПО)

Верны ли утверждения? А) А.А. Леонтьев считает, что общение принадлежит к базовым категориям психологической науки и не уступает таким категориям, как сознание, личность, деятельность. В) С.Л. Рубинштейн, Ф.Т. Михайлов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина считают, что потребность в общении формируется прижизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми. Подберите правильный ответ

Психология общения (СПО)

Один из основных принципов общения, который предписывает уважительное отношение к адресату и к самому себе, предполагает соблюдение правил приличия, норм речевого этикета - это

Психология общения (СПО)

психологический барьер, который проявляется во взаимной или односторонней незаинтересованности в содержании и причинах переживаний партнеров по общению

психологический барьер, который возникает вследствие неискренности одного или обоих партнеров по общению

психологический барьер, который выражается в одностороннем или взаимном нежелании партнеров сблизить свои позиции по частным, непринципиальным вопросам

Психология общения (СПО)

____________ - это терпимость, снисходительность к кому или чему-либо, установка на либеральное, уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных

Психология общения (СПО)

___________ – это внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование), эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций

Психология общения (СПО)

Один из видов активных ответных реакций в общении, обеспечивающих рефлексивное слушание, обращение к собеседнику с целью уточнения его слов, собственного понимания и т.д., - это

Психология общения (СПО)

___________ - это идентификация человека как принадлежащего к определенной группе с присущими ей особенностями

Психология общения (СПО)

Верны ли утверждения? А) Деструктивная фаза конфликта – это фаза развития конфликта, для которой характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью; беседа остается в рамках делового обсуждения, оппоненты контролируют себя. В) Конструктивная фаза конфликта - это фаза развития конфликта, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность или общение становятся неконтролируемыми. Подберите правильный ответ

Обращенность как прагмалингвистический феномен в институциональном дискурсе (на материале немецкого языка)

Митрофанова Татьяна Александровна. Обращенность как прагмалингвистический феномен в институциональном дискурсе (на материале немецкого языка) : диссертация . кандидата филологических наук : 10.02.04 / Митрофанова Татьяна Александровна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный лингвистический университет"].- Москва, 2010.- 186 с.: ил.

Содержание к диссертации

Глава I. Общие параметры институционального дискурса 10

1.1. Исследования дискурса в современной лингвистике и его параметры 10

1.2. Сферы общения 16

1.2.1. Лингвистический аспект исследования сфер общения 17

1.2.2. Институциональная сфера общения 19

1.3. Тематическая характеристика дискурса 21

1.4. Социально-индивидуальные характеристики коммуникантов 23

1.5. Жанрово-текстовые характеристики институционального дискурса 30

1.5.1. Проблемы жанра и текста 3 0

1.5.2. Публичная речь политика как жанр институционального дискурса 32

Выводы по главе I 34

Глава II. Обращенность как стратегия речевого воздействия 36

2.1. Диалогичность институционального дискурса 3 6

2.3. Обращенность как прагматический вектор институционального дискурса 45

2.3.1. Стратегический анализ дискурса 46

2.3.2. Стратегия речевого воздействия 52 Выводы по главе П 55

Глава III. Коммуникативные модели взаимодействия адресанта и адресата в институциональном дискурсе 57

3.1. Понятие лингвистического моделирования 57

3.2. Модель эксплицитного обращения адресанта к адресату (модель №1) 63

3.2.1. Предварительные выводы по модели № 1 80

3.3. Модель обращенности к адресату через самопрезентацию адресанта (модель №2) 84

3.3.1. Предварительные выводы по модели №2 99

3.4. Модель обращенности адресанта через репрезентацию адресата (модель №3) 102

3.4.1. Предварительные выводы по модели №3 121

3.5. Модель обращенности через солидаризацию адресанта и адресата (модель №4) 124

3.5.1. Предварительные выводы по модели №4 150

Выводы по главе III 154

Введение к работе

Комплексная когнитивно-дискурсивная парадигма научного знания позволяет переключить исследовательский интерес на деятельностно-коммуникативный и когнитивный подход к рассмотрению языковых явлений (Н.Д. Арутюнова, Р. Водак, Т.А. ван Дейк, В.З. Демьянков, В.И. Карасик, Е.С. Кубрякова, М.Л. Макаров, П. Серио, Ю.С. Степанов и др.).

В рамках нового понимания языка и его роли для человека и общества особенно актуальной становится разработка проблем институционального, статусно-ориентированного общения, а также способов регулирования вербального и невербального поведения коммуникантов.

Данная диссертационная работа посвящена исследованию прагмалингвистического феномена обращенности в институциональном дискурсе. В ней анализируется политическая сфера институционального дискурса, вербализованная публичными речами политиков.

Актуальность данной работы определяется необходимостью рассмотреть феномен обращенности с позиций когнитивно-дискурсивной парадигмы, обеспечивающей благодаря привлечению данных различных областей знания и использованию информации внелингвистического плана интегральный подход к изучению обращенности и ее функционирования в институциональном дискурсе.

Объектом настоящего диссертационного исследования является феномен обращенности в институциональном дискурсе.

Предметом изучения являются тактики реализации обращенности и лингвистические средства передачи значения обращенности в институциональном дискурсе.

Цель диссертационного исследования заключается в изучении прагмалингвистического аспекта феномена обращенности и в выявлении способов и языковых средств ее передачи в институциональном дискурсе.

Цель обусловила постановку и последовательное решение следующих задач:

уточнить определение институционального дискурса, установить иерархию его общих параметров;

обосновать понимание обращенности как прагматической стратегии и выявить ее лингвистические маркеры в институциональном дискурсе;

применить лингвистическое моделирование при анализе взаимодействия коммуникантов в институциональном дискурсе;

описать коммуникативные модели реализации обращенности в институциональном дискурсе.

Поставленные цели и задачи исследования определили выбор методов исследования: общенаучные методы анализа и синтеза, лингвистические методы контекстуально-семантического анализа, сопоставительного анализа, интерпретационный метод, метод коммуникативного моделирования.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что феномен обращенности является прагматическим вектором институционального дискурса, определяющим и регулирующим стратегию речевого воздействия адресанта общественного института на адресата данного института. Научная новизна работы видится в том, что в ней впервые:

- определяется иерархия общих параметров институционального
дискурса с привлечением интегральной когнитивно-
дискурсивной парадигмы исследования (сфера общения,
тематика, социально-индивидуальные характеристики

коммуникантов и жанрово-текстовые особенности);

раскрывается дискурсивный потенциал обращенности как прагматической стратегии, представляющей собой когнитивный процесс планирования адресантом своего дискурсивного поведения, направленного на корректировку фрагмента модели мира адресата, осуществляемую, в том числе и через обращение к конкретным социальным ролям адресата как участника взаимодействия;

на основе установленных речевых тактик и ходов выявляются коммуникативные модели реализации обращенности в институциональном дискурсе.

Теоретическая значимость настоящей диссертации заключается в установлении иерархии общих параметров, релевантных для типологии дискурса, в разработке динамического аспекта обращенности как стратегии речевого воздействия в институциональном дискурсе.

составлении методических пособий, а также при подготовке специалистов по работе с общественностью.

Диссертации состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность, научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность, сформулированы цель, задачи, определены материал и методы исследования.

В первой главе разрабатываются концептуальные основы исследования институционального дискурса. На основе анализа существующих типов лингвистического описания и современных концепций дискурса уточняется определение институционального дискурса и устанавливается релевантная иерархия его основных параметров.

Третья глава посвящена описанию установленных в ходе стратегического анализа коммуникативных тактик и ходов и выявленных на их основе коммуникативных моделей обращенности к адресату.

В заключении обобщаются теоретические и практические положения исследования, формулируются выводы по результатам работы.

Языковым материалом послужили тексты публичных речей немецких политиков, опубликованные на интернет-сайтах за 2007 - 2009 гг.

Всего проанализировано около 4500 фрагментов, представляющих типизированные контексты.

Достоверность полученных результатов обеспечивается объемом исследованного материала, а также комплексной методикой его анализа и изучением обширного теоретического материала по данной проблематике.

В соответствии с целью и задачами были сформулированы положения, выносимые на защиту:

Применение интегральной когнитивно-дискурсивной парадигмы обеспечивает возможность установления определенной иерархии общих параметров, релевантных для рассмотрения институционального дискурса: сфера общения, тематика, социально-индивидуальные характеристики коммуникантов и жанрово-текстовые особенности.

Прагматическим вектором, определяющим и регулирующим характер дискурсивной деятельности адресанта в институциональном дискурсе, является феномен обращенности.

Феномен обращенности функционирует в институциональном дискурсе в виде прагматической стратегии, представляющей собой процесс когнитивного планирования адресантом своего' дискурсивного поведения, направленного на корректировку фрагмента модели мира адресата, осуществляемую в том числе и через обращение к конкретным социальным ролям адресата как участника взаимодействия в институциональном дискурсе с опорой на языковые средства разных уровней.

В политической коммуникации адресат выступает как многомерный феномен, включающий в себя как прямых и косвенных, так и эксплицитных и имплицитных получателей политической информации.

Коррекция асимметричной социальной дистанции между коммуникантами может осуществляться совокупностью следующих коммуникативных тактик и ходов:

путем эксплицитного (прямого или косвенного) обращения адресанта к адресату (модель №1),

путем косвенной, завуалированной обращенности к адресату через самопрезентацию адресанта (модель №2),

путем косвенной обращенности адресанта через репрезентацию адресата (модель №3),

путем обращенности через солидаризацию адресанта и адресата (модель №4).

Исследования дискурса в современной лингвистике и его параметры

Категория дискурс, как одна из основных в коммуникативной лингвистике и современных социальных науках, трактуется большинством исследователей широко, и поэтому допускает множество научных интерпретаций.

Функциональная интерпретация в самом широком понимании — это понимание дискурса как использования (употребления) языка, то есть речи во всех ее разновидностях. Этот подход предполагает обусловленность анализа функций дискурса изучением функций языка в широком социокультурном контексте. Выделяются два подхода: в первом случае анализ идет от выделения ряда функций (например, Р. О. Якобсон) и соотнесения форм дискурса (высказываний и их компонентов) с той или иной функцией. Во втором случае исследованию подлежит весь спектр функций конкретных форм и элементов дискурса.

Функциональный вид интерпретации используется в коммуникативном подходе к анализу дискурса, представленном в концепциях ряда ученых (Борботько В.Г. 2007, Серио П. 1999, Сиротиной О.Б. 1994 и др.).

Особую значимость для лингвистического рассмотрения дискурса имеют исследования, синтезирующие коммуникативный и когнитивный-аспекты в рассмотрении дискурса и определяемые как когнитивно-дискурсивный подход. Когнитивно-дискурсивный подход дает возможность всестороннего описания объекта, которое учитывает как связь данного объекта с внутренней, ментальной деятельностью человеческого сознания, то есть с процессами восприятия и интерпретации высказывания (когнитивный аспект), так и способы использования данного объекта в процессе общения людей и при вербализации намерений человека, то есть процесс порождения высказывания (коммуникативный аспект). Сближение данных процессов обусловливает когнитивную интерпретацию текста и дискурса (Арутюнова Н.Д. 1990, Дейк Т.А. ван 1989, Дейк Т.А. ван, Кинч В. 1988, Казанцева Ю.М. 2004, Караулов Ю.Н., Петров В.В. 1989, Кубрякова Е.С. 2004 и др.).

Лингвистический аспект исследования сфер общения

В лингвистической литературе представлены концепции разграничения сфер общения, опирающиеся в качестве системообразующего экстралингвистического фактора либо на широкий подход, при котором исходят из философской категории бытия и его форм (Халеева И.И. 1989), либо на более узкий подход, в основу которого положена философская категория сознания и его форм (Брандес М.П.1983, 2004, Гвенцадзе М.А. 1982, Кожина М.Н. 1983, 1992, Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. 1982, Riesel Е. 1959 и др.).

Сферы общения в их динамике рассматриваются преимущественно в функциональной стилистике, где они являются основным параметром выделения соответствующих видов функциональных стилей, исходя из основных форм общественного сознания и типа деятельности (Богатырева Н.А., Ноздрина Л.А. 2005: 34, Брандес М.П. 2004: 69, Кожина М.Н. 1983: 67, Riesel Е. 1959 и др.).

Таким образом, различные подходы к разграничению сфер общения связаны с областью применения данного понятия и различными исследовательскими целями, а также сложившимися лингвистическими традициями. Значимость сфер общения для лингвистических исследований определила ведущий характер данного понятия и в области дискурса.

Диалогичность институционального дискурса

Диалогичность как фундаментальное свойство человеческой речи проявляется в институциональном дискурсе в его ориентированности на ответное вербальное или невербальное поведение адресата и влияет на выбор адресантом коммуникативных стратегий построения своего речевого произведения.

Исследователи отмечают универсальный характер диалогичности, что подтверждают и данные смежных наук, где диалог может рассматриваться как форма развития поэтического замысла, формой обучения, как форма философского исследования и религиозного откровения (Вольвак Н.П. 2004: 48). Поэтому к исследованию диалога обращаются не только лингвисты, но и философы (Гиргинов Г. 1989), культурологи (Гурьянова О.В. 1998), литературоведы, психологи (Леонтьев А.А. 1999), актеры, театроведы, социологи, методисты и др.

В лингвистике основы теории диалога были заложены Л.В. Щербой, Л.П. Якубинским, Е.Д. Поливановым и др. Но особый вклад в разработку проблемы диалога и диалогичности речи внесли исследования М.М. Бахтина, для которого характерно глубокое понимание данной проблемы.

Итак, ключевым для М.М. Бахтина является понимание диалога не как одной из форм речевого взаимодействия, как обмен репликами в диалоге между говорящим и слушающим, а как всякое речевое общение, какого бы типа оно ни было (Бахтин М.М. 2000: 429).

Мысли М.М. Бахтина оказали существенное влияние на понимание диалога и диалогичности в современных концепциях (Кожина М.Н. 1986: 11, МытареваН.Н. 1995: 16-17, Суханкина Л.Н. 1996: 16-17).

Применительно к жанрам институционального дискурса первичные жанры конституируются текстами, составляющими основу конкретной сферы данного типа дискурса. Например, основу собственно политической деятельности составляют речи, заявления, дебаты, переговоры, декреты, конституции, партийные программы, лозунги и т.д., существенным признаком которых, исходя из описанной выше концепции М.М. Бахтина, является диалогичность, или точнее диалогические отношения.

Понятие лингвистического моделирования

Институциональный дискурс представляет собой речемыслительный процесс, приводящий к образованию лингвистической структуры. В дальнейшем эта структура, будучи зафиксированной в письменном виде, несет в себе следы основных этапов своего формирования. Именно лингвистическое моделирование с опорой на стратегический анализ позволяет взглянуть на особенности взаимодействия адресанта и адресата в рамках институционального дискурса, поскольку это сложный процесс и не поддается непосредственному наблюдению.

Разработкой моделей в лингвистике занимается ряд исследователей (Ю.Д. Апресян, Т.В. Бультгина, Т.А. ван Дейк, Е.С. Кубрякова, М.Л. Макаров, Е.В. Падучева, Р. Якобсон, К. Шеннон и др.). В широком смысле под моделью понимается схема, изображение или описание какого-либо предмета, явления или процесса в природе и обществе, изучаемые как их аналог.

Существуют разные подходы к классификации моделей (Апресян Ю.Д. 1973, Белозерова Н.Ы. 2004, Макаров М.Л. 1998 и др.).

Интеракционная модель полнее соответствует дискурсивной онтологии и будет принята в дальнейшем за исходную при моделировании способов взаимодействия адресанта и адресата институционального дискурса.

Исходя из рассмотренных выше- подходов к лингвистическому моделированию и особенностей институционального дискурса, в интересах данного исследования под коммуникативной моделью понимается формализованная схема взаимодействия, включающая исходные объекты (и их взаимосвязи) и прагматические факторы, ответственные за модификацию релевантного смысла в каждом конкретном случае реализации модели.

Данное исследование основано на анализе политических речей как вербализованных репрезентантах институционального дискурса. Полученные результаты позволили выявить четыре коммуникативные модели взаимодействия адресанта и адресата, базирующиеся на стратегическом использовании прагмалингвистического феномена обращенности.

Критериями выделения коммуникативных моделей взаимодействия адресанта и адресата в речи политика являются, во-первых, вектор направленности обращенности, во-вторых, прямое/ косвенное выражение обращенности. Модели описываются в терминах коммуникативных тактик и ходов.

Читайте также: