Кто должен уступить дорогу водитель намеревающийся начать движение

Обновлено: 01.05.2024

Что означает требование уступить дорогу первым?

Что подразумевает требование

Что означает требование уступить дорогу

Водитель, не имеющий приоритета, не должен заставлять других участников дорожного движения менять скорость или траекторию движения. Если водитель или пешеход, имеющий приоритет, вынужден изменить свой маршрут или скорость, виновный участник дорожного движения может быть оштрафован за непредоставление приоритета.

Какие знаки приоритета

Дорожный кодекс РФ устанавливает несколько знаков приоритетного движения для предоставления приоритета на перекрестках, примыканиях, узких и опасных участках дороги.

Названия многих знаков говорят сами за себя и даже не нуждаются в пояснениях.

Кому и когда водитель обязан уступить дорогу

В обязательном порядке

Всегда уступайте дорогу:

Действие по ситуации

На дороге могут возникнуть ситуации, когда вы не сможете подчиниться знакам, сигналам светофора или препятствию в виде полосы движения. Часто трудности возникают при обгоне на спусках и подъемах.

Приоритет при обгоне на уклоне может быть установлен на основании пункта 11.7 Директивы о лицензировании дорожного движения. Согласно ему, «при столкновении с препятствием на уклоне, обозначенном знаками 1.13 и 1.14, водитель спускающегося транспортного средства должен уступить дорогу старшему. Преимущество получает водитель, которому легче тронуться с места после остановки. Преимущество имеет тот водитель, который едет в гору.

При сужении дороги

Сужение проезжей части обозначается дорожным знаком 1.20. Преимущество получает автомобиль, движущийся посередине, то есть тот, который не меняет своего положения на проезжей части из-за сужения. Это означает, что человек, съехавший с полосы движения, должен уступить дорогу всем транспортным средствам, прежде чем сменить полосу движения. В этом случае принцип правой руки на препятствии не действует.

На перекрестке

Что означает требование уступить дорогу

Если регулируемый перекресток достаточно прост, то нерегулируемый перекресток часто вызывает вопросы. Стоит проанализировать все ситуации:

Если на равнозначном нерегулируемом перекрестке все транспортные средства имеют препятствие справа, очередность проезда определяется по договоренности.

На регулируемых перекрестках сигналы регулировщика или светофора имеют приоритет перед знаками приоритета.

ВАЖНО: На перекрестке с круговым движением преимущество всегда у тех, кто едет по круговому движению. Въезжающие должны уступить дорогу.

При одновременном перестроении

Согласно пункту 8.4 Дорожного кодекса РФ, при одновременной смене полосы движения (в одном направлении) преимущество имеет транспортное средство, движущееся справа.

Если два водителя едут друг за другом и меняют полосы движения, преимущество имеет тот, кто начинает маневр раньше. Другой водитель обязан уступить дорогу и ждать своей очереди.

В этом случае действуют следующие правила:

  1. Если водитель переезжает с левой полосы на правую, он обязан предоставить преимущество всем, кто находится на этой полосе.
  2. Если он перестраивается в левую полосу, он должен уступить дорогу только тому водителю, который в это же время меняет полосу движения.

Встречному автомобилю

Если встречное движение затруднено из-за препятствия на одной полосе, тот, на чьей полосе закрыт переезд, должен уступить дорогу. Препятствие — это неподвижный объект (кочка на дороге, камень, упавшее дерево и т.д.). Пешеходы не считаются препятствием, и это регулируется специальными правилами.

Пешеходам

Пешеходы должны уступать дорогу в первую очередь пешеходам:

  • на нерегулируемом пешеходном переходе для пешеходов, которые переходят или уже перешли дорогу;
  • на регулируемом перекрестке для тех пешеходов, которым загорелся зеленый свет на пешеходном сигнале;
  • в любом месте и в любом случае, когда слепой пешеход переходит проезжую часть, предварительно подав сигнал белой тростью;
  • пешеходы, которые садятся или выходят из транспортного средства общественного транспорта (при наличии остановок общественного транспорта);
  • все пешеходы, движущиеся в жилой зоне или прилегающей зоне и переходящие дорогу в месте выхода (входа) с прилегающей территории.

Пешеходы, в свою очередь, должны убедиться в том, что они имеют право прохода и не пользуются слепым предпочтением.

В каких случаях можно не уступать дорогу

Водитель легкового или грузового автомобиля имеет право не уступить дорогу транспортному средству общего пользования (автобусу, троллейбусу), если оно движется по своей полосе, не меняя полосы движения, в то время как маршрутное (общественное) транспортное средство меняет полосу движения, но не покидает остановку. Однако если автобус отъезжает от остановки и движется более чем по одной полосе, он должен уступить дорогу попутному транспорту.

Если водитель не выезжает со своей полосы, он не может уступить дорогу водителю, который выезжает со своей полосы.

Если пешеход собирается перейти дорогу в неположенном месте, вы не обязаны останавливаться и пропускать его. Пешеходы являются полноправными участниками дорожного движения и, как и водители, подчиняются правилам дорожного движения и штрафам. Переходить дорогу разрешается только при наличии пешеходного перехода и соответствующих дорожных знаков. Однако стоит помнить, что существует категория пешеходов, которые имеют безусловный приоритет (слепые пешеходы).

Предусмотренное наказание за невыполнение требований

Водитель, не выполнивший требование уступить дорогу приоритету в данном случае, будет оштрафован. Размер штрафа зависит от правонарушения.

Что означает требование уступить дорогу

  1. Невыполнение требования уступить дорогу общественному или личному транспорту — предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
  2. За непропуск автомобиля, который ехал по главной дороге, нарушитель заплатит штраф в размере 1 000 рублей.
  3. За нарушение правил маневрирования — штраф 500 рублей.
  4. Нарушение правил встречного движения наказывается штрафом в размере 1500 рублей.
  5. Нарушение правил пешеходом наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей. Однако пешеходу следует помнить, что переход в неположенном месте может закончиться опаснее, чем штраф.

Любой штраф может быть обжалован в течение 10 дней. Это будет иметь смысл только в том случае, если вы докажете свою невиновность.

Обратите внимание, что непредоставление права проезда может привести к серьезной аварии. Участники дорожного движения всегда должны вести себя так, чтобы не мешать движению и не создавать аварийных ситуаций. Все участники дорожного движения — водители, велосипедисты и пешеходы — должны подчиняться правилу приоритета.


Где то ТРИ ГОДА назад мы обсуждали такую же ситуацию. Тогда голоса кто кому должен уступить разделились поровну. Почему я возвратился к этому случаю в ПДД. Обнаружил у себя в городе есть точно такой же перекресток и плюс к этому нашел в интернете официальный ответ из ГИБДД по этому случаю.

А вы сначала выскажите свою точку зрения, какой автомобиль должен уступить?

Кто должен уступить?

А теперь правильный ответ:

Упростить визуально ситуацию можно вот так (только у нас в другую сторону поворот):



Фиолетовый как черный и синий как оранжевый.

Ну или на видео вот так это может выглядеть:

Вот официальный ответ ГИБДД:


Т.е. в итоге получается, что черный уступает, во-первых потому что меняет направление движения, а во-вторых потому что нарушает, так как поворот налево только из левого ряда.

Posts from This Journal by “Авто” Tag


Как правильно тормозить с ABS?

Помню, как раньше всегда и везде напоминали про то, что тормозить необходимо с помощью коротких прерывистых нажатий на педаль тормоза, которые не…


Чем отличается тосол от антифриза?

Сложно представить себе нормальную работу автомобиля без горючесмазочных материалов. Внутри блока цилиндров и в коробке передач свои смазывающие…


Советский автомобильный самострой

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 100 жетонов
  • Социальный капитал 36 067
  • В друзьях у 2 500+
  • Длительность 4 часа
  • Минимальная ставка 100 жетонов

Еще проще. Они оба на главной. Знак преоритета не имеет роли. Выкинте знак из задачи и все станет очивидно черный уступить.

Гады. Да они просто пьяные были когда ответ писали.

Тут без разницы, какая дорога основная, а какая — нет. Тот, кто совершает поворот, обязан перестроиться на соответствующую полосу, как минимум. А также — пропустить того, кто движется прямо, не меняя траекторию.
Черная и фиолетовая — обязаны, во первых, уступить, а во вторых — перестроиться на соответствующую полосу, перед маневром.

Edited at 2021-12-30 01:13 pm (UTC)

А если поворачивает дорога в шесть полос — все пять правых должны в левый ряд перестроиться?

Дебилы те, кто так организовывает движение. Тут из правого ряда должно быть движение только направо. И знак соответствующий. А из левого ряда прямо и направо. И никаких коллизий не будет.

Черный автомобиль перед исполнением маневра левого поворота на перекрёстке должен был занять крайнее левое положение на проезжей части.
Всё там нормально организовано.

Чё вы как дети? Пункт правил не то 8.5, не то 8.4 где-то там это написано.

Edited at 2021-12-30 01:34 pm (UTC)

воот хоть один человек правила знает) у нас есть такие перекрестки. конечно же нельзя налево поворачивать как черный, хоть на главной хоть на какой. это перекресток.

Абсолютно одинаковые, повороты в разные стороны всего лишь и под разным углом. Но если у вас ситуация различается лишь в зависимости от направления движения, предпочту не оказаться с вами на одной дороге.

В рамках задачи на знание ПДД - занимательно.
А если в реале, то это плохо спроектированный перекрёсток. Такой ситуации на дороге быть не должно.

Edited at 2021-12-30 02:26 pm (UTC)

Если логически рассуждать, то "черный" видит куда поворачивает ( т.к. руль слева) -- поэтому ему проще, в отличии от "оранжевого", которому плохо видно то, что справа (руль то слева). Поэтому отдал приоритет "оранжевому". :)

Edited at 2021-12-30 03:04 pm (UTC)

Я долгое время жил в Австралии.
С австралийской точки зрения следует поступить так.

Соответственно, при правильной разметке обсуждаемая задачка и (все задачи подобного типа) будут самоочевидными.
Кто-то ехал сквозь перекресток не меняя ряда. А кто-то либо начал менять рядность сквозь прерывистую линию разметки, либо, вообще, полез через сплошные линии.

2) Снять с должности Д. С. Панфилова за служебное несоответствие.
В современных российских ПДД нет нумерации рядов. Есть только "левый", "средний", "правый", "предназначенный для встречного движения".
Письмо 2014г. Насколько помню, в 2014г. нумерации рядов не было.
Предположим, Д. С. Панфилов руководствовался в ответе совсем старинными нормативами (мне их нагуглить не удалось), когда ряды нумеровались. Насколько понимаю (могу ошибаться) в тех нормативах нумерация шла от правой обочины. В современных ПДД этот атавизм прослеживается:
"16.1 16.1. На автомагистралях запрещается:
движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы;".

Так вот. На обсуждаемой картинке НЕ СУЩЕСТВУЕТ "водителя, который намеревается продолжить движение по направлению главной дороги из второго ряда".

Что означает требование уступить дорогу первым?

Что подразумевает требование

Что означает требование уступить дорогу

Водитель, не имеющий приоритета, не должен заставлять других участников дорожного движения менять скорость или траекторию движения. Если водитель или пешеход, имеющий приоритет, вынужден изменить свой маршрут или скорость, виновный участник дорожного движения может быть оштрафован за непредоставление приоритета.

Какие знаки приоритета

Дорожный кодекс РФ устанавливает несколько знаков приоритетного движения для предоставления приоритета на перекрестках, примыканиях, узких и опасных участках дороги.

Названия многих знаков говорят сами за себя и даже не нуждаются в пояснениях.

Кому и когда водитель обязан уступить дорогу

В обязательном порядке

Всегда уступайте дорогу:

Действие по ситуации

На дороге могут возникнуть ситуации, когда вы не сможете подчиниться знакам, сигналам светофора или препятствию в виде полосы движения. Часто трудности возникают при обгоне на спусках и подъемах.

Приоритет при обгоне на уклоне может быть установлен на основании пункта 11.7 Директивы о лицензировании дорожного движения. Согласно ему, «при столкновении с препятствием на уклоне, обозначенном знаками 1.13 и 1.14, водитель спускающегося транспортного средства должен уступить дорогу старшему. Преимущество получает водитель, которому легче тронуться с места после остановки. Преимущество имеет тот водитель, который едет в гору.

При сужении дороги

Сужение проезжей части обозначается дорожным знаком 1.20. Преимущество получает автомобиль, движущийся посередине, то есть тот, который не меняет своего положения на проезжей части из-за сужения. Это означает, что человек, съехавший с полосы движения, должен уступить дорогу всем транспортным средствам, прежде чем сменить полосу движения. В этом случае принцип правой руки на препятствии не действует.

На перекрестке

Что означает требование уступить дорогу

Если регулируемый перекресток достаточно прост, то нерегулируемый перекресток часто вызывает вопросы. Стоит проанализировать все ситуации:

Если на равнозначном нерегулируемом перекрестке все транспортные средства имеют препятствие справа, очередность проезда определяется по договоренности.

На регулируемых перекрестках сигналы регулировщика или светофора имеют приоритет перед знаками приоритета.

ВАЖНО: На перекрестке с круговым движением преимущество всегда у тех, кто едет по круговому движению. Въезжающие должны уступить дорогу.

При одновременном перестроении

Согласно пункту 8.4 Дорожного кодекса РФ, при одновременной смене полосы движения (в одном направлении) преимущество имеет транспортное средство, движущееся справа.

Если два водителя едут друг за другом и меняют полосы движения, преимущество имеет тот, кто начинает маневр раньше. Другой водитель обязан уступить дорогу и ждать своей очереди.

В этом случае действуют следующие правила:

  1. Если водитель переезжает с левой полосы на правую, он обязан предоставить преимущество всем, кто находится на этой полосе.
  2. Если он перестраивается в левую полосу, он должен уступить дорогу только тому водителю, который в это же время меняет полосу движения.

Встречному автомобилю

Если встречное движение затруднено из-за препятствия на одной полосе, тот, на чьей полосе закрыт переезд, должен уступить дорогу. Препятствие — это неподвижный объект (кочка на дороге, камень, упавшее дерево и т.д.). Пешеходы не считаются препятствием, и это регулируется специальными правилами.

Пешеходам

Пешеходы должны уступать дорогу в первую очередь пешеходам:

  • на нерегулируемом пешеходном переходе для пешеходов, которые переходят или уже перешли дорогу;
  • на регулируемом перекрестке для тех пешеходов, которым загорелся зеленый свет на пешеходном сигнале;
  • в любом месте и в любом случае, когда слепой пешеход переходит проезжую часть, предварительно подав сигнал белой тростью;
  • пешеходы, которые садятся или выходят из транспортного средства общественного транспорта (при наличии остановок общественного транспорта);
  • все пешеходы, движущиеся в жилой зоне или прилегающей зоне и переходящие дорогу в месте выхода (входа) с прилегающей территории.

Пешеходы, в свою очередь, должны убедиться в том, что они имеют право прохода и не пользуются слепым предпочтением.

В каких случаях можно не уступать дорогу

Водитель легкового или грузового автомобиля имеет право не уступить дорогу транспортному средству общего пользования (автобусу, троллейбусу), если оно движется по своей полосе, не меняя полосы движения, в то время как маршрутное (общественное) транспортное средство меняет полосу движения, но не покидает остановку. Однако если автобус отъезжает от остановки и движется более чем по одной полосе, он должен уступить дорогу попутному транспорту.

Если водитель не выезжает со своей полосы, он не может уступить дорогу водителю, который выезжает со своей полосы.

Если пешеход собирается перейти дорогу в неположенном месте, вы не обязаны останавливаться и пропускать его. Пешеходы являются полноправными участниками дорожного движения и, как и водители, подчиняются правилам дорожного движения и штрафам. Переходить дорогу разрешается только при наличии пешеходного перехода и соответствующих дорожных знаков. Однако стоит помнить, что существует категория пешеходов, которые имеют безусловный приоритет (слепые пешеходы).

Предусмотренное наказание за невыполнение требований

Водитель, не выполнивший требование уступить дорогу приоритету в данном случае, будет оштрафован. Размер штрафа зависит от правонарушения.

Что означает требование уступить дорогу

  1. Невыполнение требования уступить дорогу общественному или личному транспорту — предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
  2. За непропуск автомобиля, который ехал по главной дороге, нарушитель заплатит штраф в размере 1 000 рублей.
  3. За нарушение правил маневрирования — штраф 500 рублей.
  4. Нарушение правил встречного движения наказывается штрафом в размере 1500 рублей.
  5. Нарушение правил пешеходом наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей. Однако пешеходу следует помнить, что переход в неположенном месте может закончиться опаснее, чем штраф.

Любой штраф может быть обжалован в течение 10 дней. Это будет иметь смысл только в том случае, если вы докажете свою невиновность.

Обратите внимание, что непредоставление права проезда может привести к серьезной аварии. Участники дорожного движения всегда должны вести себя так, чтобы не мешать движению и не создавать аварийных ситуаций. Все участники дорожного движения — водители, велосипедисты и пешеходы — должны подчиняться правилу приоритета.








8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения.

Вы собираетесь начать движение от тротуара после остановки (стоянки). Включили указатели поворота, посмотрели в зеркало заднего вида (или обернулись) и уступили дорогу машинам, проезжающим мимо вас. Вроде бы все понятно и говорить больше не о чем. Ведь это обычная ситуация, с которой водители сталкиваются каждый день.

Но, оказывается, не все так просто. Если внимательно посмотреть на рис. 94, то возникают вопросы: "Как это?


Рис. 94. Уступает тот, кто начинает движение

Почему водитель, выполняющий разворот, едет первым? Ведь на уроках по вождению при повороте налево и развороте мы с инструктором всегда уступали дорогу встречному транспорту!" (см. п. 8.8) Пункт 8.8 ПДД будет чуть позже, а пока вы должны запомнить следующее: тот, кто начинает движение, должен уступить всем, кто уже движется по дороге, независимо от направления их движения!

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в стороны левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Когда световые указатели поворота неисправны, дать информацию можно правой или левой рукой. Но правую руку не всегда можно использовать — в автомобиле ее никто не увидит, а на мотоцикле (да и на велосипеде тоже) этой рукой нажимают рычаг тормоза. Поэтому учитесь подавать сигналы левой рукой.

Тем не менее знать надо все варианты сигналов, иначе вам будут непонятны намерения других водителей.


Попросите кого-либо из своих близких сесть на стул спиной к вам и помахать руками, как это показано на рисунке. А потом поменяйтесь местами.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

Разложим информацию, заложенную в этом пункте, на несколько частей.

— Световые указатели поворота должны быть включены до начала поворота руля и выключены сразу же после окончания маневра.

Правило понятное. Хочешь повернуть направо, сначала переведи рычаг в положение "включены правые указатели поворота" и лишь затем поворачивай руль. Все просто, но не для всех.

Существует категория людей, которых объединяет общая проблема, — они путают правое с левым! Причем безобидной ошибкой это назвать нельзя. Дезинформация на дороге, как правило, оборачивается крупными авариями, и обычно с участием в них самих дезинформаторов.

Вылечиться от такой "болезни", по крайней мере при работе с указателями поворота, нетрудно.

Оставьте на руле всю или хотя бы часть ладони, дотянитесь вытянутыми пальцами до рычага переключения указателей и зажмите его между указательным и средним пальцем. Затем, не отпуская рычага, покрутите руль немного вправо-влево.

Хотите вы того или нет, указатели будут сами включаться именно в ту сторону, в которую надо.

Конечно, двигаясь по реальной дороге, все это надо проделать мысленно и переключить рычаг до начала работы рулем. При этом вам не придется даже думать, направо это или налево, самое главное — указатели будут включены в ту сторону, куда вы собираетесь поворачивать.

— А заблаговременно, как написано в первом предложении пункта 8.2, это сколько? Один километр или один метр, 5 секунд или 5 минут?

Если вы подумаете о том, как другие водители и пешеходы поймут ваш сигнал, и мысленно поставите себя на их место, то сразу все становится понятно. Когда вам хотелось бы получить информацию от другого водителя, будь он на вашем месте, тогда и надо включать указатели.

На дороге нередко встречается такая ситуация (рис. 95). Вам надо остановиться в точке № 3.


Рис. 95. Когда включить указатели поворота?

В точке № 1 вы начали снижать скорость и включили (заблаговременно, но неблагоразумно) указатели поворота направо. Давайте попробуем прочитать мысли водителя, выезжающего из двора: "Ага, он снижает скорость, включил указатели, значит, хочет свернуть в эту узкую подворотню. Мы можем не разъехаться. Уберусь-ка я отсюда побыстрее". И он выезжает на дорогу с мыслью — не мешать вам при въезде во двор.

Далее описывать развитие событий не хочется.

Если представить себя на месте одного и другого водителя, то можно сделать выводы о том, когда включать указатели (конечно, в точке № 2) и в какой степени можно доверять информации, полученной от некоторых нерадивых водителей.

— В каких случаях нельзя включать указатели поворота?

Как было сказано ранее, указатели должны быть включены всегда перед тем, как поворачивать руль. И не важно, собираетесь вы объехать яму на проезжей части, перестроиться на соседнюю полосу или выполнить сложный поворот. В любом случае вам предстоит работа рулем, и этому должно предшествовать включение указателей поворота в соответствующую сторону.

На дороге есть только одна ситуация, в которой перед началом поворота включать указатели не надо. Это тот случай, когда дорога делает поворот, а вы продолжаете движение по своей полосе (рис. 96а).


Рис. 96. Указатели поворота на вираже дороги

Естественно, руль поворачивать придется, чтобы не уехать в кусты, но это уже не ваш поворот, а поворот дороги.

Включать указатели поворота в такой ситуации запрещается! Иначе вы введете других водителей в заблуждение. Они воспримут ваш сигнал как предупреждение о перестроении на соседнюю полосу.

Вышеизложенное относится только к участку дороги без перекрестка. Перед любым пересечением, где возможны два и более направлений движения, вы обязаны включить указатели поворота, даже если другие водители догадываются о том, куда вы поедете (рис. 96б).

— По поводу ". не дает преимущества. ". Разумеется, включение указателей поворота не освобождает вас от выполнения правил перестроения, проезда перекрестков, выезда со дворов и т. д. Дать информацию о своих намерениях — это обязанность водителя, но не более того.

Заканчивая тему указателей поворота, хочется сказать о том, что, получив информацию от другого водителя, не мешает подумать о вариантах развития событий с учетом возможных ошибок с его стороны.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.


Рис. 97. Правила перестроения

На рис. 97 изображены правила перестроения. Третий вариант явно сложнее и опаснее двух предыдущих, поэтому новичкам первое время лучше его избегать. Учтите, перед въездом на мост или в тоннель, на перекрестке с круговым движением и в некоторых других местах взаимное перестроение заранее предопределено конфигурацией дороги.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Крайнее положение и крайняя полоса это не одно и то же! (рис. 98).


Рис. 98. Крайнее положение

В крайней полосе нередко могут уместиться два автомобиля или три-четыре мотоцикла. Поэтому перед поворотом надо занять такое положение, которое однозначно пояснит всем окружающим ваши намерения. Тогда ни у кого не возникнет желания залезть в щель между вашей машиной и тротуаром (при повороте направо) или разделительной полосой (при повороте налево и развороте). А иначе может произойти та неприятность, которая изображена на рис. 98. Водитель мотоцикла считал, что машина поедет прямо!

Теперь о круговом движении (рис. 99). На перекрестки, где организовано круговое движение, въезжать можно из любого положения, а выезжать только из крайнего правого положения!


Рис. 99. Въезд на круговое движение и выезд с него

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

Организаторами дорожного движения постоянно предпринимаются попытки улучшить обстановку на дорогах. Одна из таких попыток изображена на рис. 100.


Рис. 100. Трамвайные пути попутного направления —
дополнительная полоса

До перекрестка в данном направлении дорога имела две полосы движения — правую и левую. Но непосредственно перед перекрестком и на нем вводится дополнительная третья полоса. Таким образом правая полоса осталась без изменений, левая превратилась в среднюю, а трамвайные пути попутного направления стали левой полосой!

Спросите, зачем все это? Подумайте сами. Было две полосы, а теперь их целых три! В результате введения дополнительной полосы пробки, которые раньше были здесь постоянным явлением, стали образовываться значительно реже.

Однако прежде чем воспользоваться трамвайными путями, необходимо соблюсти абсолютно все условия, оговоренные данным пунктом ПДД.

Должны отсутствовать дорожные знаки 5.15.1 и 5.15.2.

Выезжать разрешается на трамвайные пути только попутного направления, расположенные вровень с проезжей частью, пролегающие слева от вас.

Вы не должны мешать движению трамваев.

Использовать для движения трамвайные пути встречного направления нельзя ни при каких условиях. Их можно только пересекать при повороте налево или развороте.

А это что еще за ненужный знак нам тут дорисовали (рис. 101)? Мы и так знаем, куда можно ехать с правой полосы и куда с левой.


Рис. 101. Выезд на трамвайные пути запрещен

Да, на первый взгляд он не нужен. Но именно наличие или отсутствие этого знака и определяет возможность использования трамвайных путей. Если знак установлен, то выезжать на трамвайные пути нельзя. Как было две полосы движения, так и осталось. Значит, на этом конкретном перекрестке нецелесообразно или опасно вводить дополнительную полосу движения.

Должен сказать о том, что пункт 8.5 в представленном вам виде существует относительно недавно и многие водители с большим стажем не знают того, что теперь знаете вы. Поэтому, приближаясь к перекресткам, аналогичным тем, что изображены на рис. 100 и 101, особенно важно прогнозировать возможное поведение водителей соседних автомобилей.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.


Рис. 102. Правила поворотов

Есть рекомендация, следовать которой не мешает хотя бы в начале своей автомобильной жизни. Делите процесс поворота на три отдельных этапа (рис. 102):

1. Подготовка к повороту. Определитесь с крайним положением.

2. Сам поворот. Если направо, то держитесь правого края. Если налево, найдите центр перекрестка.

3. Выезд с перекрестка. Не окажитесь на встречной полосе.

На рис. 103 изображены классические ошибки на перекрестках. При повороте налево водитель режет угол и навряд ли завершит этот поворот. А другой водитель при повороте направо пытается объехать пешехода и вероятнее всего тоже не сможет закончить замысловатую траекторию.


Рис. 103. Ошибки при поворотах

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Это обычный вариант поворота направо грузового автомобиля с прицепом в узком угловатом месте (рис. 104). Если перед поворотом водитель не примет немного влево, то прицеп обязательно заедет на край тротуара. А там пешеходы, которых не интересуют проблемы кинематики движения длинномерных транспортных средств.


Рис. 104. Длинномерный транспорт на повороте

Оказавшись рядом с трейлером или сочлененным автобусом, водитель которого готовится осуществить поворот направо, необходимо вспомнить о сложной траектории поворота длинномерных транспортных средств и удержать себя от желания проехать через образовавшуюся щель. Учтите, заднее правое колесо длинномера пройдет вплотную к углу тротуара.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Как правило, те, кто прочитывает этот пункт ПДД за один присест, считают, что здесь все просто и понятно. Да, правила несложные, но многие почему-то не запоминают, что разворот от правого края проезжей части дороги разрешен только вне перекрестка! (рис. 105).


Рис. 105. Разворот от правого края проезжей части

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

И случаев таких может быть много. Происходит это обычно не на дороге, а во дворах, на стоянке, в лесу и т. п. При этом не стоит ориентироваться по более шустрому водителю или, наоборот, провоцировать других на нарушение ПДД своей боязнью проехать первым, имея на то преимущество.

8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.


Полоса торможения


Полоса разгона

8.11. Разворот запрещается:

— на пешеходных переходах;

— на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

— на железнодорожных переездах;

— в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

— в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Хочется напомнить вам о том, что если к зрительной памяти добавить еще и моторную, то запоминать, а позже вспоминать информацию становится значительно легче. Это намек на то, чтобы вы пронумеровали своей собственной рукой перечень тех мест, где запрещается выполнять разворот.

Изучив пункт 8.11, можно сделать важные выводы:

— Если в ПДД, к примеру, написано — "на пешеходном переходе. ", то это означает, что именно "на" нем, а не "перед" или "после" указанного объекта нельзя что-либо делать.

— Когда дорога не имеет сплошных линий разметки и знаков, запрещающих разворот, а также нет тоннелей, пешеходных переходов и т. д. и вроде бы развернуться можно, то прежде надо еще убедиться в возможности контроля дорожной ситуации спереди и сзади машины минимум на 100 м.

— Разворот разрешается сделать в любом месте, если он там не запрещен.

8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.

Получается, что двигаться задним ходом можно неограниченное время и расстояние (в минутах и метрах). Правда, расстояние все же несколько ограничено — ближайшим перекрестком, а также объектами, перечисленными в пункте 8.11. Но это может быть как 5 метров, так и 5 километров.

Читайте также: