Кто должен осуществлять срочный вывод работающих людей с аварийного оборудования на электростанции

Обновлено: 17.05.2024

Трудно предположить, чтобы авария в системе электроснабжения могла произойти внезапно, без каких-либо признаков, предшествующих ее возникновению.

Долголетняя практика работы систем электроснабжения, их оснащенность противоаварийными приборами защиты, сигнализации, автоматики и различными блокировочными устройствами, как правило, дает возможность выявления предаварийных факторов и предоставляет некоторый промежуток времени для оценки возникшей ситуации и принятия соответствующих мер.

Аварийной ситуацией называется состояние системы электроснабжения, связанное с изменениями в нормальной работе оборудования, которые создают угрозу возникновения аварии.

Признаки аварии определяются отраслевыми нормативно-техническими документами, в частности, Инструкцией по предотвращению и ликвидации аварий в электрической части энергосистем, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 г. № 289. В инструкции рассмотрен порядок проведения работ при технологических нарушениях (авариях) в различных звеньях электрической части энергосистем и оперативной ликвидации аварий.

Оперативная ликвидация аварий представляет собой процесс отделения поврежденного оборудования (участка сети) от энергосистемы, а также производства операций с целью:

устранения опасности для обслуживающего персонала и оборудования, не затронутого аварией;

предотвращения развития аварии;

немедленного (в кратчайший срок) восстановления электроснабжения потребителей и качества электроэнергии (частоты и напряжения);

создания наиболее надежной послеаварийной схемы энергосистемы и отдельных ее частей;

выяснения состояния отключившегося во время аварии оборудования и возможности включения его в работу.

В аварийных ситуациях требуемые переключения производятся только оперативным персоналом в соответствии с инструкциями предприятий (организаций), с соблюдением норм и правил работы в электроустановках и с применением всех необходимых защитных средств.

Несмотря на то, что оперативный персонал контролирует работу автоматики, и при неправильных ее действиях переходит на ручное управление, ему следует неукоснительно соблюдать требование указанной инструкции не вмешиваться в работу защит, и только при отказе их действия выполнять ее функции.

Исполнению подлежат только те распоряжения, которые получены от непосредственного руководителя, лично известного работнику, получающему распоряжение.

В процессе ликвидации аварии все распоряжения диспетчера энергосистемы (по вопросам, входящим в его компетенцию) выполняются немедленно, за исключением распоряжений, способных представлять угрозу для безопасности людей и сохранности оборудования.

При ошибочном (по мнению персонала) распоряжении диспетчера, ему на это указывается, однако, если диспетчер подтвердит свое распоряжение, то персонал обязан его выполнить.

При возникновении аварийной ситуации исключительно важное значение для оперативного персонала приобретают связь и постоянная информация по существу возникшей проблемы; при необходимости все другие переговоры по существующей связи прекращаются.

В процессе организации работ по ликвидации аварии персоналу всех уровней (оперативному, административно-техническому и др.) надлежит находиться в определенных местах, указанных в инструкции. Основное внимание в инструкции уделяется местам нахождения в аварийной ситуации персонала электростанций.

Начальник смены электростанции при ликвидации общестанционной аварии должен находиться, как правило, в помещении главного (центрального) щита управления, а уходя из него, должен указать место своего нахождения.

Начальники смен тепловых цехов и старшие машинисты энергоблоков во время ликвидации аварии должны находиться на своих рабочих местах и принимать необходимые меры для поддержания нормальной работы оборудования, не допуская развития аварии в этих цехах (на энергоблоках).

Местонахождение начальника смены электроцеха и дежурного подстанции при ликвидации аварии определяется сложившейся конкретной обстановкой, о чем начальник смены электроцеха уведомляет начальника смены электростанции и персонал центрального щита управления, а дежурный подстанции – вышестоящий оперативный персонал.

Персонал, непосредственно обслуживающий оборудование, во время ликвидации аварии остается на своих рабочих местах, принимая необходимые меры к сохранению работоспособности оборудования, а если это невозможно, то к его отключению. В случае вынужденного ухода с рабочего места дежурный персонал должен сообщить о своем местонахождении вышестоящему оперативному персоналу.

Рабочее место может быть оставлено в следующих случаях:

при явной опасности для жизни;

для оказания первой помощи пострадавшему при несчастном случае;

для принятия мер по сохранению целостности оборудования;

по распоряжению работника, руководящего ликвидацией аварии.

Местонахождение диспетчера предприятия электрических сетей при ликвидации аварии (если он одновременно не является и дежурным подстанции) должно быть, как правило, в помещении диспетчерского пункта.

Персонал, не имеющий постоянного рабочего места (обходчики, дежурные слесари, резервный персонал и др.), при возникновении аварии немедленно поступает в распоряжение непосредственного руководителя и по его указанию принимает участие в ликвидации аварии.

Во время ликвидации аварии не производится приемка и сдача смены, а пришедший на смену оперативный персонал используется по усмотрению руководителя ликвидации аварии. Если ликвидация аварии требует длительного времени, допускается сдача смены по разрешению вышестоящего оперативного персонала.

об автоматических включениях, отключениях, исчезновении напряжения, перегрузках и резких изменениях режима работы транзитных линий электропередачи и трансформаторов, по которым осуществляется связь электросетей различных напряжений;

о возникновении несимметричных режимов на генераторах, линиях электропередачи, трансформаторах, резком снижении напряжения в контрольных точках, перегрузке генераторов и работе системы автоматического включения резерва (АВР), возникновении качаний, внешних признаках КЗ как на электростанции, так и вблизи нее;

о работе защит на отключение, работе АВР, АПВ, частотного АПВ (ЧАПВ), режимной автоматики, об отключении генерирующего оборудования.

Если во время ликвидации потеряется связь (имеется в виду не только нарушение всех видов связи, но и невозможность в течение 2–3 минут связаться с вышестоящим персоналом из-за его занятости, плохой слышимости и перебоев), то оперативный персонал может самостоятельно выполнять работы по ликвидации аварии с последующим уведомлением вышестоящего оперативного персонала (независимо от наличия или потери связи). Перечень операций, которые самостоятельно проводит оперативный персонал при потере связи, приводится в инструкции предприятия. В ней также указывается перечень операций, которые оперативным персоналом при потере связи самостоятельно не выполняются.

Оперативный персонал обязан выполнять распоряжения только вышестоящего оперативного персонала. Распоряжения оперативному персоналу руководителей энергообъединения, электростанции, предприятия и их структурных подразделений по вопросам, входящим в компетенцию вышестоящего оперативного персонала, могут выполняться только по согласованию с ним.

Все оперативные переговоры с начала возникновения аварии и до ее ликвидации должны записываться на магнитофон или жесткий диск компьютера.

Весь персонал, находящийся во время аварии на электростанции, включая начальников цехов, в вопросах, связанных с ликвидацией аварии, должен выполнять распоряжения начальника смены станции.

Во время аварии на щите управления блока, электростанции, подстанции, в помещении диспетчерского пункта предприятия или района электрических сетей энергосистемы и т. д. разрешается находиться только тем, кто непосредственно участвует в ликвидации аварии, а также лицам из числа административно-технического персонала и специалистам технологических служб. Список таких лиц определяется в установленном порядке.

Все переключения в аварийных условиях производятся в соответствии с требованиями ПТЭ и МПБЭЭ (см. п. 6.2.4).

Инструкция указывает порядок выполнения самостоятельных действий по ликвидации аварий оперативным персоналом электростанций и подстанций, а именно:

при подаче напряжения на обесточенные участки электрической сети и РУ напряжением 110 кВ и выше оперативный персонал проверяет наличие заземленной нейтрали со стороны питания (то же относится и к кабельным сетям напряжением 35 кВ, работающим с глухим заземлением нейтрали);

при опробовании напряжением отключившегося оборудования персонал немедленно вручную отключает выключатели при включении их на КЗ и отказе защиты или при неполнофазном включении. Признаком КЗ является резкое понижение напряжения одновременно с броском тока;

при опробовании напряжением отключившихся линий персонал предварительно отключает устройство АПВ, если последнее не выводится из действия автоматически, и производит необходимые переключения в устройствах противоаварийной автоматики;

при опробовании напряжением отключившейся линии класса напряжений 330 кВ и выше и длиной более 200 км персонал подготавливает режим сети по напряжению. Подготовка этого режима объясняется возможным значительным повышением напряжения выше допустимого на подстанции, с которой производится опробование, особенно на другом конце линии.

При ликвидации аварии в первую очередь напряжение подается на шины обесточенной электростанции.

Включение отключившегося оборудования допускается только после анализа действия защит, отключивших оборудование во время аварии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Ликвидация ОКБ-172

Ликвидация ОКБ-172 5 марта 1953 г. умер Сталин. В апреле 1953 г. советское правительство принимает решение о расформировании ОКБ-172. Само это постановление и сопутствующие документы до сих пор совершенно секретны, но по косвенным признакам можно предположить, что инициатором

Категории электроприемников и обеспечение надежности электроснабжения

Категории электроприемников и обеспечение надежности электроснабжения Вопрос. На какие категории в отношении обеспечения надежности электроснабжения разделяются электроприемники?Ответ. Разделяются на следующие три категории:электроприемники первой категории –

Автоматическая ликвидация асинхронного режима (АЛАР)

Автоматическая ликвидация асинхронного режима (АЛАР) Вопрос. Какими устройствами осуществляется АЛАР?Ответ. Осуществляется устройствами, отличающими асинхронный режим от синхронных качаний, КЗ или других ненормальных режимов работы в любом из сечений асинхронного

6.3.1. Организация работ по предупреждению и ликвидации аварий

6.3.1. Организация работ по предупреждению и ликвидации аварий Трудно предположить, чтобы авария в системе электроснабжения могла произойти внезапно, без каких-либо признаков, предшествующих ее возникновению.Долголетняя практика работы систем электроснабжения, их

6.3.2. Причины возникновения аварий в системах электроснабжения

6.3.2. Причины возникновения аварий в системах электроснабжения Характерными причинами аварий в системах электроснабжения могут быть следующие.1. Понижение частоты электрического тока из-за возникшего недостатка мощности генерирующих источников вследствие потери

5.7. Ликвидация приложений

5.7. Ликвидация приложений С каждой новой версией ваша любимая программа выполняет данную задачу в два раза дольше. Линкольн Спектор Современная структура программного обеспечения, состоящая из операционной системы и выполняемых под ней приложений, изначально является

Лекарство от аварий

2.3. Оперативная память (ОЗУ)

2.3. Оперативная память (ОЗУ) Если процессор, это мозг компьютера, то оперативная память – его объем, этого мозга. Она отвечает за то, сколько информации может обработать процессор и также участвует в обработке. То есть, очень важно понять, что Процессор – скорость

6.5. Расследование и учет аварий и инцидентов

6.5. Расследование и учет аварий и инцидентов 6.5.1. Основными задачами расследования, учета и анализа нарушений нормального режима работы оборудования являются:тщательное, технически квалифицированное установление причин и всех виновников нарушений;разработка

6.5. Расследование и учет аварий и инцидентов

6.5. Расследование и учет аварий и инцидентов 6.5.1. Основными задачами расследования, учета и анализа нарушений нормального режима работы оборудования являются:тщательное, технически квалифицированное установление причин и всех виновников нарушений;разработка

3. Оптика в системах видеонаблюдения

3. Оптика в системах видеонаблюдения Некоторые считают качество оптики в системах видеонаблюдения доказанным. С повышением разрешающей способности телекамер и с миниатюризацией ПЗС-матриц мы все ближе подходим к пределу разрешающей способности, определяемому оптикой,

5. Телекамеры в системах видеонаблюдения

12. Дополнительное оборудование в системах видеонаблюдения

12. Дополнительное оборудование в системах видеонаблюдения Многие компоненты систем видеонаблюдения можно отнести к дополнительным. Некоторые из них понятны и просты в использовании, другие более сложны. Начнем с очень простого механизма — поворотного

15.4. Предупреждение и ликвидация технологических нарушений

15.4. Предупреждение и ликвидация технологических нарушений Вопрос 455. Каковы основные задачи диспетчерского управления при ликвидации технологических нарушений?Ответ. Основными задачами в этих случаях являются:предотвращение развития нарушений, исключение

8.3.2. СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

8.3.2. СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ Тип системы электроснабжения в значительной мере зависит от наличия на подвижном объекте аккумуляторной батареи, т.е. в конечном итоге от наличия электростартерного пуска.Если электропуск отсутствует, то используется система

Могилевский городской исполнительный комитет

Основные требования электробезопасности при эксплуатации передвижных генераторных установок

Передвижная генераторная установка (далее – ПГУ) является устройством, производящим электрическую энергию в процессе преобразования механической энергии, которая производится двигателем внутреннего сгорания (бензиновым, дизельным, газовым), соединенного с генератором. ПГУ позволяет осуществлять питание потребителей электроэнергией независимо от стационарных источников электроэнергии (энергосистемы). ПГУ может быть использован как источник питания в аварийных ситуациях при сбоях электроэнергии и как основной источник питания на строительных площадках, в доме или в мастерской и т.д.

Основные требования по электробезопасности при применении ПГУ:
1. В случае использования генераторных агрегатов организациями (независимо от форм собственности), индивидуальными предпринимателями для их эксплуатации должен быть подготовленный персонал, имеющий группу по электробезопасности не ниже III, который в своих действиях должен руководствоваться требованиями инструкции по обслуживанию и эксплуатации генераторных агрегатов завода изготовителя.
2. Перед использованием ПГУ необходимо изучить методы его остановки в случае экстренной необходимости и внимательно проверить положение кнопок и выключателей на панели управления.
3. Перед запуском, во избежание несчастных случаев и повреждения оборудования, необходимо проверить состояние и комплектность ПГУ, механизмов аварийного останова и целостность изоляции токоведущих частей.
4. При питании стационарных электроприемников от ПГУ режим его нейтрали и меры защиты должны соответствовать режиму нейтрали и мерам защиты, принятым для стационарных электроприемников.

В случае подключения к ПГУ передвижных электроустановок, его нейтраль, как правило, должна быть изолирована (система IT). В таком случае при применении автоматического отключения питания для защиты при косвенном прикосновении должны быть выполнены:
−защитное заземление корпусов ПГУ и электроприемников в сочетании с непрерывным контролем изоляции, действующим на сигнал;
−автоматическое отключение питания, обеспечивающее время отключения при двухфазном замыкании на открытые проводящие части в соответствии с таблицей:

Номинальное напряжение, U(линейное) Время отключения, с
240
400
690
>690
0,4
0,2
0,06
0,02

Для обеспечения автоматического отключения питания должно быть применено устройство защиты от сверхтоков в сочетании с УЗО, реагирующим на дифференциальный ток, или устройством непрерывного контроля изоляции, действующим на отключение, или УЗО, реагирующим на потенциал корпуса относительно земли.

Во вводном устройстве (либо рядом с ним) передвижной электроустановки должна быть предусмотрена главная шина уравнивания потенциалов, которая, как правило, должна быть медной и к которой должны быть присоединены:
− защитный проводник РЕ питающей линии;
− защитный проводник передвижной электроустановки с присоединенными к нему защитными проводниками открытых проводящих частей;
− проводники уравнивания потенциалов корпуса и других сторонних проводящих частей передвижной электроустановки;
− заземляющий проводник, присоединенный к местному заземлителю передвижной электроустановки (при его наличии).

При необходимости, открытые и сторонние проводящие части должны быть соединены между собой посредством проводников дополнительной системы уравнивания потенциалов.
Защитное заземление передвижной электроустановки в системе IT должно быть выполнено с соблюдением требований либо к его сопротивлению (Rз≤25 Ом), либо к напряжению прикосновения (U≤12 В) при однофазном замыкании на открытые проводящие части.

При выполнении заземляющего устройства с соблюдением требований к напряжению прикосновения сопротивление заземляющего устройства не нормируется. В этом случае должно быть выполнено условие Rз≤25/Iз,
где Rз – сопротивление заземляющего устройства передвижной электроустановки, Ом;
Iз – полный ток однофазного замыкания на открытые проводящие части передвижной электроустановки, А.
Допускается не выполнять местный заземлитель для защитного заземления передвижного электроприемника, питающегося от ПГУ с изолированной нейтралью, в следующих случаях:

  • ПГУ и электроприемник расположены непосредственно на передвижной электроустановке, их корпуса соединены между собой при помощи защитного проводника и от ПГУ не питаются другие электроустановки;
  • ПГУ имеет свое заземляющее устройство для защитного заземления, все открытые проводящие части передвижной электроустановки, ее корпус и другие сторонние проводящие части надежно соединены с корпусом ПГУ при помощи защитного проводника, а при двухфазном замыкании на разные корпуса электрооборудования в передвижной электроустановке обеспечивается время автоматического отключения питания в соответствии с указанной выше таблицей.

Защитные и заземляющие проводники и проводники уравнивания потенциалов в случае подключения передвижных электроустановок должны быть медными, гибкими и, как правило, находиться в общей оболочке с фазными проводниками. При применении системы IT допускается прокладка защитных и заземляющих проводников и проводников уравнивания потенциалов отдельно от фазных проводников. Сечение проводников должно соответствовать требованиям ТНПА.

5. Защита от прямого прикосновения в передвижных электроустановках должна быть обеспечена применением изоляции токоведущих частей, ограждений и оболочек со степенью защиты не менее IP 2X. Применение барьеров и размещение вне пределов досягаемости не допускаются.

Подключение к общей электросети ПГУ должно производится квалифицированным персоналом. Неправильно проведенное подключение может послужить причиной аварийных ситуаций, повреждения оборудования и поражения электрическим током других потребителей, подключенных к общей сети электроснабжения.

8. Не допускается подключение нагрузки, превышающей значения, указанные в паспорте завода-изготовителя генераторного агрегата.
9. Для каждого вида технического обслуживания и ремонта ПГУ должны быть определены сроки с учетом эксплуатационных документов изготовителя. Осмотр станции, находящейся в резерве, должен проводиться не реже 1 раза в 3 месяца.

10. До ввода в эксплуатацию ПГУ, работа которой возможна параллельно с сетью энергоснабжающей организации, должна быть разработана и согласована с энергоснабжающей организацией инструкция, определяющая режим работы ПГУ. Контроль показателей качества электрической энергии, генерируемой ПГУ в электрическую сеть энергосистемы, необходимо производить не реже одного раза в три года.

Государственный инспектор
по энергетическому надзору
Раченок К.В.

6.1 К работе на объектах, поднадзорных Ростехнадзору, должны допускаться:

- руководители и специалисты, аттестованные аттестационными комиссиями Ростехнадзора (проверка знаний требований промышленной безопасности, нормативных правовых актов и документов в области стандартизации и технического регулирования, отнесенных к компетенции аттестуемых) в объеме, соответствующем должностным обязанностям;

- рабочие, прошедшие обучение и проверку знаний по безопасным методам и приемам выполнения работ в объеме требований, отнесенных к их трудовым обязанностям. Перед допуском к самостоятельному выполнению газоопасных работ (после проверки знаний) рабочий должен пройти стажировку под наблюдением опытного работника в течение не менее первых десяти рабочих смен. Стажировка и допуск к самостоятельному выполнению газоопасных работ оформляются приказом руководителя эксплуатационной организации.

6.2 К работе на объектах, не поднадзорных Ростехнадзору, должны допускаться:

- специалисты эксплуатационных организаций, в т.ч. ГРО, прошедшие проверку знаний настоящего стандарта, нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и технического регулирования в объеме, соответствующем должностным обязанностям;

- рабочие, прошедшие обучение и проверку знаний по безопасным методам и приемам выполнения работ в объеме требований, отнесенных к их трудовым обязанностям. Перед допуском к самостоятельному выполнению газоопасных работ (после проверки знаний) рабочий должен пройти стажировку под наблюдением опытного работника в течение не менее первых десяти рабочих смен. Стажировка и допуск к самостоятельному выполнению газоопасных работ оформляются приказом руководителя эксплуатационной организации.

6.3 Сварочные работы должны выполняться сварщиками, аттестованными в установленном порядке.

6.4 Эксплуатация электрооборудования должна осуществляться персоналом, аттестованным в установленном порядке.

6.5 Должностная инструкция ответственного за безопасную эксплуатацию объекта должна предусматривать:

- участие в рассмотрении проектной и исполнительной документации перед проведением пусконаладочных работ;

- регистрацию в органах Ростехнадзора сосудов, работающих под давлением [резервуаров для хранения СУГ, для неиспарившихся остатков, сосудов автоцистерн, конденсатосборников (кроме установленных на газопроводах), воздушных ресиверов и т. п.];

- участие в комиссии по приемке и вводу в эксплуатацию объектов;

- организацию работ по вводу в эксплуатацию объекта;

- разработку производственных и должностных инструкций, плана локализации и ликвидации аварий, плана взаимодействия с заинтересованными организациями и заключение с ними договоров;

- проверку соблюдения порядка допуска специалистов и персонала к самостоятельной работе;

- производственный контроль за эксплуатацией опасного производственного объекта выполнением графиков технического обслуживания, ремонта, технического освидетельствования и диагностирования структурных элементов проверкой ведения эксплуатационных журналов;

- организацию и проведение тренировочных занятий специалистов и персонала по ликвидации потенциальных аварий;

- участие в проверках, проводимых надзорными органами;

- контроль за выполнением графиков технического обслуживания, ремонта, технического освидетельствования и диагностирования структурных элементов проверкой ведения эксплуатационных журналов.

6.6 Должностная инструкция ответственных за безопасную эксплуатацию участков (отделений и наружных установок) должна предусматривать:

- участие в рассмотрении проектной и исполнительной документации перед проведением пусконаладочных работ;

- участие в проведении пусконаладочных работ;

- разработку должностных инструкций;

- проверку соблюдения порядка допуска специалистов и персонала к самостоятельной работе.

6.7 Персонал объектов должен выполнять технологические операции в соответствии с производственными инструкциями, отнесенными к их трудовым обязанностям.

6.8 Работы, связанные с прямой угрозой жизни и здоровью персонала, должны выполняться специально обученным и допущенным к проведению данных работ персоналом.

6.9 Персонал участков должен вести эксплуатационные журналы учета работы структурных элементов объекта, проведения технического обслуживания и ремонтов, технического освидетельствования и технического диагностирования.

(Слайд 2) Аварийная ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, создающих угрозу возникновения аварий и других происшествий, которые могут привести к взрыву, пожару, затоплению, отравлению, гибели или травмированию (заболеванию) людей, животных, потере материальных ценностей.

Последствиями коммунальных аварий могут являться затопление жилья, выход из строя бытовой техники, повреждение транспортных средств, необходимость ремонта в квартирах, потребность в приобретении вещей, поддерживающих комфортное проживание (теплообогревателей, генераторов и т.п.). Причиненный в результате коммунальной аварии вред подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме.

. В большинстве случаев причиной аварийных ситуаций в многоквартирных жилых домах является ненадлежащее обслуживание общего имущества организациями, ответственными за содержание дома.

В иных случаях необходимо установить лицо, ответственное за причинение ущерба. Это может быть:

  • собственник жилых/нежилых помещений в МКД, в случае возникновения аварии по причине неисправности сетей, оборудования, не входящих в состав общего имущества;
  • организация, которая обслуживает систему коммунальной инфраструктуры, в случае возникновения аварии за пределами многоквартирного дома.

В любом случае авария подлежит устранению исполнителем коммунальных услуг путем принятия заявки аварийно-диспетчерской службой и ее выполнения в установленные законом и договором сроки.

Управляющая организация должна обеспечить жильцов дома контактной информацией об аварийных службах жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидация аварий в жилых домах.

(Слайд 4) Данную сферу регулирует множество законов и подзаконных нормативных актов. Основные из них:

(Слайд 5) Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Не менее важную роль играет государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль, регулируемый ст. 20 Жилищного кодекса РФ и иными нормативными актами.

Должностные лица управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору вправе привлекать управляющие организации к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. В случае выявления специалистами управления нарушений виновных обяжут их устранить и накажут штрафом.

Помимо проверок в плановом режиме, управлением может быть проведена проверка по письменному заявлению собственников помещений в многоквартирном доме.

(Слайд 6) Для управления и контроля за техническим состоянием жилищного фонда создаются объединенные диспетчерские службы (ОДС) или районные диспетчерские службы (РДС) на микрорайоны или группы домов. Для каждой ОДС устанавливается перечень объектов диспетчеризации и контролируемых параметров инженерного оборудования.

Средства автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования, средства связи, контрольно-измерительные приборы и счетчики должны устанавливаться в соответствии с инструкцией завода-изготовителя по проектам, выполненным специализированной организацией, и обеспечивать соответственно поддержание заданных режимов работы инженерного оборудования, своевременную подачу сигналов о нарушениях режимов работы или аварий, проводить измерение параметров работы оборудования для визуального или автоматического контроля его работы, надежную связь нанимателей, арендаторов и собственников приватизированных жилых помещений и диспетчерской, а также диспетчерской со службами по техническому обслуживанию и аварийными службами.

Объединенные диспетчерские службы (ОДС) должны вести в специальных журналах учет заявок на оперативное устранение неисправностей и повреждений инженерного оборудования в квартирах, строительных конструкциях и других элементах зданий, контролировать по срокам и качеству выполнения.

ОДС осуществляет контроль за работой следующего инженерного оборудования:

  • лифтов;
  • систем отопления и горячего водоснабжения (тепловых пунктов, бойлерных, котельных, элеваторных узлов);
  • систем холодного водоснабжения (насосных установок, водоподкачек), канализации;
  • систем газоснабжения;
  • электрощитовых жилых домов, дежурного освещения лестничных клеток, подъездов и дворовых территорий;
  • кодовых запирающих устройств в жилых домах.

Кроме того, система диспетчеризации обеспечивает:

  • контроль загазованности технических подполий и коллекторов;
  • громкоговорящую (двухстороннюю) связь с абонентами (пассажирами лифтов, жильцами, дворниками), служебными помещениями, организациями по обслуживанию жилищного фонда, объектами другого инженерного оборудования (противопожарный водопровод, противодымная защита, пожарная сигнализация и т.д.);
  • установок и средств автоматизированной противопожарной защиты зданий повышенной этажности;
  • сигнализацию при открывании дверей подвалов, чердаков, машинных помещений лифтов, щитовых.

Служба ОДС ведет непрерывный контроль за работой инженерного оборудования, регистрирует его работу в соответствующих журналах и немедленно устраняет мелкие неисправности и аварии; о всех авариях или перерывах в работе систем водоснабжения, канализации, тепло-, электроснабжения срочно сообщает в аварийную службу организации по обслуживанию жилищного фонда, а также в специализированные организации, обслуживающие лифты, газовое оборудование, водопроводно-канализационное и др.

(Слайд 7) Аварийная заявка – это обращение собственника или нанимателя жилья, связанное с возникновением аварийной ситуации в жилом здании (происшествия, представляющие угрозу жизни и здоровью людей либо приводящее к крупным повреждениям или отказам конструкций и систем инженерных систем жилого здания).

Принимая заявки об аварийных ситуациях или неисправностях, диспетчер аварийно диспетчерской службы выясняет их причины, характер и принимает оперативные решения о взаимодействии с аварийно-ремонтными службами (АРС), в том числе занося в журнал данные об авариях, неисправностях или перерывах в работе систем инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома. Организует в установленные сроки устранение аварий и неисправностей, направляя АРС к месту аварий.

Оказание услуг диспетчерского и (или) аварийно-ремонтного обслуживания должно быть организовано круглосуточно, службы укомплектованы средствами оперативной связи, квалифицированными специалистами, транспортом, техникой (спецтехникой) и другим необходимым оборудованием и приспособлениями.

При выполнении работ (услуг) должны быть обеспечены:

— максимально короткое время дозвона потребителя (заявителя) до диспетчерской службы;

— оперативность реагирования и устранения аварийных ситуаций или неисправностей.

Заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.

Предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования)

Неисправности конструктивных элементов и оборудования Предельный срок выполнения ремонта
1 2
КРОВЛЯ
Протечки в отдельных местах кровли 1 сут.
Повреждения системы организованного водоотвода (водосточных труб, воронок, колен, отметов и пр., расстройство их креплений) 5 сут.
СТЕНЫ
Утрата связи отдельных кирпичей с кладкой наружных стен, угрожающая их выпадением 1 сут. (с немедленным ограждением опасной зоны)
Неплотность в дымоходах и газоходах и сопряжения их с печами 1 сут.
ОКОННЫЕ И ДВЕРНЫЕ ЗАПОЛНЕНИЯ
Разбитые стекла и сорванные створки оконных переплетов, форточек, балконных дверных полотен в зимнее время в летнее время 1 сут. 3 сут.
Дверные заполнения (входные двери в подъездах) 1 сут.
ВНУТРЕННЯЯ И НАРУЖНАЯ ОТДЕЛКА
Отслоение штукатурки потолка или верхней части стены, угрожающее ее обрушению 5 сут. (с немедленным принятием мер безопасности)
Нарушение связи наружной облицовки, а также лепных изделий, установленных на фасадах со стенами Немедленное принятие мер безопасности
ПОЛЫ
Протечки в перекрытиях, вызванные нарушением водонепроницаемости гидроизоляции полов в санузлах 3 сут.
ПЕЧИ
Трещины и неисправности в печах, дымоходах и газоходах, могущие вызвать отравление жильцов дымовыми газами и угрожающие пожарной безопасности здания 1 сут. (с незамедлительным прекращением эксплуатации до исправления)
САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Течи в водопроводных кранах и в кранах сливных бачков при унитазах 1 сут.
Неисправности аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений (с фитингами, арматурой и приборами водопровода, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления, газооборудования) Немедленно
Неисправности мусоропроводов 1 сут.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Повреждение одного из кабелей, питающих жилой дом. Отключение системы питания жилых домов или силового электрооборудования При наличии переключателей кабелей на воде в дом — в течение времени, необходимого для прибытия персонала, обслуживающего дом, но не более 2 ч
Неисправности во вводно-распредительном устройстве, связанные с заменой предохранителей, автоматических выключателей, рубильников 3 ч
Неисправности автоматов защиты стояков и питающих линий 3 ч
Неисправности аварийного порядка (короткое замыкание в элементах внутридомовой электрической сети и т.п.) Немедленно
Неисправности в электроплите, с выходом из строя одной конфорки и жарочного шкафа 3 сут.
Неисправности в электроплите, с отключением всей электроплиты 3 ч
Неисправности в системе освещения общедомовых помещений (с заменой ламп накаливания, люминесцентных ламп, выключателей и конструктивных элементов светильников) 7 сут.
ЛИФТ
Неисправности лифта Не более 1 сут.

Примечание. Сроки устранения отдельных неисправностей указаны с момента их обнаружения или заявки жильцов.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что многие временные рамки в постановлении не совсем корректны. Например, на устранение в кровле протечек дают сутки, хотя за это время могут всего лишь локализовать аварию, чтобы по потолкам не текла вода. А серьезный ремонт поврежденного участка займет куда больше времени.

Другой пример. На замену лампочки отводится неделя! Хотя это дело пяти минут. При аварии или неисправности жилец должен в первую очередь позвонить дежурному диспетчеру ТСЖ или управляющей компании. Заявку принимают, сообщают ее номер. А если опередили с жалобой, пояснить, что проблема известна, и рассказать, что конкретно делают. Также обязаны назвать номер заявки.

Если проблема серьезная, касается не одного дома — допустим, повреждение магистралей водопровода, канализации, теплоснабжения, телефонной сети, — районная аварийная служба передает информацию городским коллегам и следит за выполнением работ до полной ликвидации аварии и устранения последствий.

Техническое обслуживание инженерных сетей, несанкционированное вмешательство в работу которых запрещено

(Слайд 16) Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием осуществляется путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии.

Организации по обслуживанию жилищного фонда (УК, ТСЖ/ЖСК и т.д.) обязаны своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования.

Реконструкция, капитальный ремонт и наладка систем должна производиться, как правило, специализированными монтажными и наладочными организациями.

Внутридомовые системы газоснабжения

Собственники и наниматели жилья обязаны обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения. А также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета газа и об иных нарушениях, возникающих при пользовании газом в быту.

Монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями.

Самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускаются. Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией.

Ремонт дымоходов и вентиляционных каналов допускается производить лицам, имеющим соответствующую подготовку, под наблюдением инженерно-технического работника организации по обслуживанию жилищного фонда.

О всех случаях наличия запаха газа или повреждения сети необходимо срочно сообщить аварийной службе эксплуатационной организации газораспределительных систем по телефону.

Организация по обслуживанию жилищного фонда обязана обеспечить проветривание загазованного и ближайшего к нему помещения с предварительным предупреждением жильцов о немедленном прекращении пользования открытым огнем, газовыми и электрическими приборами, электрозвонками при обнаружении запаха газа в любом помещении дома.

При обнаружении запаха газа в техническом подполье, подвале, служебном помещении, колодце запрещается пользоваться открытым огнем, курить, включать и выключать электроосвещение; открытые входы или люки должны быть ограждены, вблизи загазованных мест запрещается производство огневых работ и пребывание машин с работающими двигателями.

Проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должна оформляться актами.

Самовольные ремонты, переделки и наращивание дымоходов и вентиляционных каналов не допускаются.

После каждого ремонта дымоходы и вентиляционные каналы подлежат проверке и прочистке независимо от предыдущей проверки и прочистки в сроки, установленные в актах.

Содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами следует осуществлять специализированной организацией.

Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее, ночное время и выходные дни должна осуществлять аварийная служба.

Управляющая организация привлекается к ответственности за возникновение коммунальной аварии в случае неисполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом. Чаще всего собственники жилых помещений вынуждены обращаться в суд. Помимо суммы убытков исполнителю, признанному виновным в причинении ущерба, приходится возмещать истцу также и судебные расходы. Для обращения в суд с требованием о возмещении ущерба, причиненного в результате коммунальной аварии, необходимо достоверно установить, а в дальнейшем доказать факт произошедшей коммунальной аварии и вину обслуживающей организации.

Поэтому, чтобы добиться возмещения причиненного ущерба следует придерживаться следующего алгоритма действий:

Для составления акта создается комиссия, которая фиксирует виды, размер (объем) повреждений и, самое главное, причину аварии.

Один экземпляр акта обязательно передается владельцу квартиры.

  1. Имея акт о причинении материального ущерба, необходимо определить и его размер.

Для этого можно провести независимую оценку с привлечением сторонней экспертной организации. Она составит смету средств, которые потребуются для проведения восстановительных работ.

Также можно произвести восстановительные работы (например, покрасить пол, наклеить новые обои, отремонтировать телевизор) за свой счет. Но при этом нужно сохранять документы, подтверждающие факт восстановления утраченного имущества (чеки, квитанции, договора выполнения работ и др.).

В случае, если исполнитель услуг на данное заявление не реагирует или отказал в удовлетворении требования, следует обращаться в суд с исковым заявлением.

Спасибо за внимание!

В Ростехнадзор поступило обращение с просьбой дать разъяснение о том, что является техническим устройством, применяемом на опасном производственном объекте (ТУ), и для каких ТУ необходимо продление срока службы.

Ответ: Ответ подготовлен специалистами Правового управления Ростехнадзора.

В настоящее время осуществлять продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах не требуется, поскольку приказ Минприроды России от 08.04.2014 № 173 отменил действие Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утверждённого приказом Минприроды России от 30.06.2009 № 195.

Таким образом, экспертиза промышленной безопасности проводится в отношении технических устройств, к которым установлены требования промышленной безопасности в вышеуказанном Перечне нормативных правовых актов и нормативных документов.

Вопрос:

В соответствии с требованиями п.21 Правил техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

  • при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
  • при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;
  • в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.

В соответствии с п.23 Правил по результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации проводящей экспертизу и прикладывается к заключению экспертизы.

Таким образом, техническое диагностирование является составляющей экспертизы промышленной безопасности.

Вопрос от 04.03.2016:

Заключением экспертизы промышленной безопасности (проведенной по истечению срока службы технического устройства) был продлен срок безопасной эксплуатации технического устройства, эксплуатируемого на ОПО. Прошу разъяснить, требуется ли проводить повторную ЭПБ данного технического устройства в случае, если планируется его эксплуатация на другом ОПО.

В соответствии пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

На основании изложенного техническое устройство, в связи с изменением опасного производственного объекта, на котором оно применяется, подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Вопрос от 17.03.2016:

Согласно пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения на опасном производственном объекте;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Комментарий от нас:

Продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах на сегодняшний день осуществляется только через экспертизу промышленной безопасности, так как в правилах проведения экспертизы в пунктах 28, 6 четко написано:

28. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям).
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;.

Наша статья по этой теме - Сколько раз можно проводить экспертизу технического устройства на ОПО?

Вопрос от 22.05.2017:

Одним из оснований проведения экспертизы промышленной безопасности технического устройства, применяемого на ОПО, является замена материала несущих элементов такого технического устройства. Действующим законодательством установлено определение понятия "несущая конструкция зданий и сооружений", однако не установлено определение понятия "несущий элемент технического устройства", в связи с чем прошу разъяснить, какие элементы технического устройства относятся к несущим.

Ответ Ростехнадзора: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.

В данном положении под несущими элементами технического устройства понимаются элементы, воспринимающие вес технического устройства и нагрузки, оказываемые на техническое устройство во время его эксплуатации.

Вопрос от 03.11.2017 (добавлен абзац 27.11.2018):

В Ростехнадзор поступил вопрос о порядке внесения результатов заключения экспертизы промышленной безопасности, внесенного в реестр Ростехнадзора, в паспорта технических устройств, которым данная экспертиза проведена.

Ответ: Ответ на данный вопрос был подготовлен специалистами Правового управления Ростехнадзора.

Нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не установлено требований, регламентирующих порядок и необходимость внесения в паспорта технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, записей о результатах проведённых экспертиз промышленной безопасности.

Вопрос от 20.02.2018:

Ограничения по количеству проводимых экспертиз промышленной безопасности в отношении одного объекта экспертизы действующим законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности не установлены.

Таким образом, отказ по основанию, изложенному в Вашем письме, является неправомерным.

Начальник Правового управления Д.А.Яковлев

Вопрос от 26.03.2018:

Прошу разъяснить, подлежат ли экспертизе промышленной безопасности (при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов") технические устройства, применяемые на ОПО организацией-подрядчиком (организацией, не владеющей данным ОПО и не эксплуатирующей данный ОПО, но выполняющей на данном ОПО определенные работы (к примеру, проведение взрывов на карьере заказчика)).

Исходя из вышеизложенного, в рассматриваемом случае, только организация, эксплуатирующая опасный производственный объект может являться заказчиком экспертизы промышленной безопасности.

Вопрос от 30.10.2018:

Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.

Положения данного пункта означают, что эксперты, участвующие в проведении экспертизы технического устройства должны осмотреть техническое устройство самостоятельно.

Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение и сообщает следующее.

Согласно пункту 218Правил организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации. Для этого, в числе прочего, необходимо соблюдать требования изготовителя, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации.

Пунктом 365 Правил допускается возможность принятия руководителем эксплуатирующей организации решения о понижении рабочих параметров (давление и температура) ОРПД, в случае, если по результатам проведенного технического диагностирования выявлены дефекты, снижающие прочность ОРПД ниже значений, установленных в его технической документации.

При этом возможность безопасной эксплуатации оборудования должна быть подтверждена расчетом на прочность с учетом характера и размеров дефектов и определением (при необходимости) остаточного ресурса с обязательным установлением по результатам их проведения ограниченного срока эксплуатации до устранения дефектов при ближайшем ремонте.

По результатам технического диагностирования и определения остаточного ресурса (срока службы) оборудования, выполненных в рамках экспертизы промышленной безопасности далее ЭПБ, оформляется заключение ЭПБ, содержащее выводы о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности и возможности продления срока безопасной эксплуатации, устанавливающие в том числе условия дальнейшей безопасной эксплуатации оборудования (разрешенные параметры и режимы работы, а также объем, методы, периодичность проведения технического освидетельствования) в пределах срока безопасной эксплуатации оборудования.

  1. объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
  2. объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
  3. объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

Из буквального толкования пункта 2 данной нормы следует, что объект экспертизы будет соответствовать требованиям промышленной безопасности и может применятся на опасном производственном объекте только после выполнения мероприятий, установленных в заключении ЭПБ.

Начальник управления государственного строительного надзора М.А.Климова

Вопрос от 27.11.2019:

Ответ: На данный вопрос Управлением дан ответ следующего содержания:

Согласно статье 1 Федерального закона № 116-ФЗ, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, относятся машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

Исходя из вышеизложенного, системы контроля, управления и противоаварийной защиты, связи и оповещения не являются техническими устройствами. Проведение экспертизы промышленной безопасности для систем контроля, управления и противоаварийной защиты, связи и оповещения не предусмотрено.

Таким образом, результаты поверки средств измерений, входящих в состав систем контроля, управления и противоаварийной защиты, связи и оповещения, не могут служит основанием для продления их срока службы.

Читайте также: