Кто должен обеспечить разработку предельно допустимых и временно согласованных выбросов

Обновлено: 30.06.2024

Мы поможем вам согласовать и разработать проект нормативов предельно допустимого выброса (ПДВ) по всей России (г. Москва, Московской области, Тюменской области, Свердловской области). Умеренные цены. Короткие сроки. Ждем вашего звонка.

Проект нормативов предельно допустимого выброса (проект ПДВ) — документ определяющий нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

ВНИМАНИЕ. 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. № 2055 “О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух”.

Цель разработки проекта ПДВ:

1) Расчет нормативов допустимых выбросов для разработки декларации о воздействии на ОС для II категории и получения комплексного экологического разрешения.

2) Выполнения санитарно-эпидемиологических требований.

Временно согласованный выброс (ВСВ) — временный лимит выброса, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" источником выброса, является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. Таким образом, сами открытые автостоянки и подобные территории не могут являться источниками выбросов.

Стоимость: индивидуально

Срок действия: 5-7 лет*

Срок разработки и согласования: от 1 до 4 месяцев

* — Срок действия проекта зависит от срока, на который были утверждены нормативы ПДВ.

ВНИМАНИЕ. Напоминаем, что с 1 января 2019 года разрешения на выбросы не выдаются. На данный момент разрешается получение разрешения только для объектов I категории НВОС (на переходный момент).

Срок действия проекта ПДВ

Данный проект разрабатывается и согласовывается каждые 5-7 лет (пункт 3.8.4 Методических рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия), и процесс этот длительный. Есть особые условия, при которых пересмотр предельно допустимых выбросов вредных веществ проводится раньше:

изменение количества источников выбросов — появление новых или устранение существующих;

Проект временно согласованного выброса. Если предельно допустимая концентрация не выполняется (происходит превышение ПДК хоть для одного вещества) на границе санитарной защитной зоны или на границе селитебной зоны (жилья, парков), то организация может получить разрешение на срок до 1 года при условии разработки и согласовании: а) плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ с ежегодным отчетом по выполнению этого плана; б) предложения по возможным срокам поэтапного достижения ПДВ. За невыполнение утвержденного плана с графиком предусмотрены повышающие коэффициенты при платежах за негативное воздействие на ОС (вплоть до 100). Основное отличие от обычного проекта ПДВ заключается в разработке и согласовании плана график снижения выбросов, в сроке действия разрешения на выбросы и наименовании самого проекта (проект временно согласованных выбросов). Стоит отметить, что выполнение плана активно контролируется сотрудниками Росприроднадзора.

Пункт 9(10). Разрешение на временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) выдается на 1 год при условии выполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем плана и достижения запланированных показателей поэтапного уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Предложения по срокам достижения нормативов для иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не могут превышать 7 лет.

Сколько действуют старые разрешения на выбросы

Переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения и представления ДВОС установлены пунктами 1, 6 и 7 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ.

С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Какие санкции при превышении фактических значений или отсутствия разрешительного документа

Увеличение платы за размещение отходов в 25 (двадцать пять) раз

Если у вас нет ДВОС (2 категория) или КЭР (1 категория), разрешения на выбросы или не сдана отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (3 категория), то до момента утверждения в установленном порядке указанных документов необходимо платить за негативное воздействие на окружающую среду (в части выбросов) в 25-кратном размере. Данное требование установлено пунктами 11, 12, 17 и 21 "Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду" (утв. Постановления Правительства РФ №255 от 03.03.2017 г.).

11.1. При исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

11.2. Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие, III категории, в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением выбросов радиоактивных веществ), для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил, а в отношении выбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил.

При непредставлении отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух такие лица для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил.

12. При отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, технологических нормативов, комплексных экологических разрешений, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил.

В пункт 21 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2020 г. (Постановления от 3 марта 2017 г. N 255)

21. Плата при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, установленных соответственно в комплексном экологическом разрешении, декларации о воздействии на окружающую среду, а также в случаях, указанных в пункте 11.2 настоящих Правил , рассчитывается по формуле:

- коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс соответствующего i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, равный 25.

Напоминаю, что если у вас есть действующее разрешение на выбросы, то повышающий коэффициент платы в отношении данного объекта не будет применяться, но в случае отсутствия превышения установленного объема или массы выбросов.

Административный штраф

Также в случае выявления государственным инспектором отсутствие проекта ПДВ (КЭР или ДВОС) будет назначен административный штраф согласно статьи 8.21. КоАП РФ в размер :

на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей;

на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юридических лиц - от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Следует отметить, что в случае отсутствия ДВОС или КЭР вас могут оштрафовать по иной статье (смотреть вкладку "Штрафы"). Уплата штрафа не освобождает от исполнения требований гос.органов.

Этапы разработки и согласования проекта нормативов предельно допустимых выбросов

Вот основные этапы разработки и согласования проекта ПДВ предприятия (Москва, МО и РТ):

1. Разработка ПДВ начинается с выезда специалиста на объект Заказчика, на месте проводится первичная инвентаризация всех источников выбросов загрязняющих веществ имеющихся на территории предприятия. Дальнейшая работа полностью связана с замерами выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, определением рассеивания веществ и их приземных концентраций, а так же, составлением тома проекта, основанного на характеристиках источников выбросов (диаметр устья труб, высота устья труб над землей и т.д.), номенклатуре загрязняющих веществ и объемах выбросов, особенности климата и атмосферы, расположение источников вредных выбросов, особенности ландшафта. Замеры производятся инструментальными методами, но также применяются расчетные методики.

2. Далее начинает длительный процесс согласования Проекта.

2.2. После этого проект ПДВ направляем на согласование в Департамент Росприроднадзора по ЦФО (Управление Росприроднадхора по РТ) для получения утвержденных нормативов выбросов загрязняющих веществ.

2.3.1. Согласование плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы или в Министерстве экологии и природопользования Московской области, в зависимости от местонахождения предприятия (только для объектов I или II категории).

2.3.2. Оплата и получение справки отдела экологических расчетов и справок МосЦГМС (УГМС по РТ) о климатических характеристиках и фоновых концентрациях загрязняющих веществ района расположения предприятия.

2.3.3. Согласование плана снижения выбросов в атмосферу (только при превышении ПДК).

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения, помимо непосредственной разработки проекта ПДВ, нужно получить необходимые справки и пройти достаточно много согласований в уполномоченных на то органах и организациях. Нужно понимать, что на каждом этапе может быть получен отказ, о котором будет известно только по истечении нормативного срока рассмотрения проекта. А также, что на наш взгляд, самое неприятное - корректировка проекта на последних этапах согласования, что неизменно влечет обязательность пересогласования предыдущих этапов. Весь цикл работ - начиная с инвентаризации источников выбросов и заканчивая получением санитарно-эпидемиологического заключения длится не меньше 3 месяцев.

Содержание проекта ПДВ

  1. Краткое описание деятельности предприятия;
  2. Характеристика предприятия в качестве источника загрязнения атмосферы:
    • Краткая характеристика технологического оборудования и технологических процессов;
    • Перечень вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу;
    • Параметры предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу.
  3. Расчеты загрязнения атмосферного воздуха и предложения по нормативам ПДВ для источников выбросов:
    • Определение источников ПДВ и вредных веществ, подлежащих нормированию;
    • Предварительный анализ влияния ПДВ загрязняющих веществ на загрязнение приземного слоя атмосферы;
    • Детальные расчеты ПДВ при помощи сертифицированных программ по расчету ПДВ;
    • Мероприятия по снижению негативного влияния выбросов в атмосферу и оценка риска;
    • Предложения по нормативам ПДВ для атмосферного воздуха.
  4. Контроль за соблюдением утвержденных ПДВ на предприятии;
  5. Мероприятия по контролю ПДВ при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ);
  6. Приложения к проекту ПДВ.

По окончанию работ предприятие получает оригиналы следующих документов:

Протоколы количественного химического анализа атмосферного воздуха (если все источники неорганизованные, то не требуется);

Приказ об утверждении нормативов на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с приложениями;

Санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора;

Проект нормативов предельно-допустимых выбросов;

Нормативы выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

План мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (при наличии).

Перечень документов для разработки проекта ПДВ

В состав документации, которая необходима для разработки проекта, входит:

  1. Краткая характеристика предприятия, включая сведения о штате и структуре предприятия, подразделениях и цехах, участках, производственных процессах;
  2. Ситуационный план в М. 1:10000 с нанесенным на него границей территории промплощадки, границей санитарно-защитной зоны предприятия, ближайшей жилой застройки;
  3. Сведения о находящемся на балансе оборудовании, его мощностях и производительности;
  4. Сведения о пылегазочистном оборудовании (ПГУ), его производительности и эффективности очистки;
  5. Схемы систем вентиляции и кондиционирования, с указанием их мощности, производительности;
  6. Сведения о среднегодовом расходе сырья и материалов на предприятии;
  7. Сведения об автотранспортных средствах и спецтехники, находящихся на балансе предприятия, с указанием их марки, типа используемого топлива, среднегодовом пробеге и расходе топлива;
  8. Сведения об арендаторах, включая перечень возможных источников выбросов загрязняющих веществ;
  9. Технический отчет о проведенной инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (если инвентаризация была проведена);;
  10. Справка по фоновым концентрациям загрязняющих веществ в атмосферу, выданная МосЦГМС-р (УГМС по РТ);
  11. Предыдущий проект ПДВ и разрешение на выброс (при наличии);
  12. Приказ о назначении ответственного лица за проведение производственного контроля на предприятии;
  13. Реквизиты предприятия.

В зависимости от вида деятельности, сложности технологических процессов, осуществляющихся на предприятии, перечень дополняется необходимыми документами.

Наша организация оказывает данную услугу в Московской области (Москва, Балашиха, Подольск, Химки, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Дмитров, Клин, Красногорск, Люберцы, Одинцово, Щёлково, Солнечногорск, Серпухов, Ступино, Ногинск, Можайск, Королёв, Мытищи) и Республике Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Арск , Зеленодольск, Бавлы, Чистополь, Заинск, Елабуга, Лениногорск).

Мы поможем вам согласовать и разработать проект нормативов ПДВ. Ждем вашего звонка.

27 июля 2017 вступили достаточно серьезные изменения, которые затронули порядок утверждения нормативов ПДВ и получения разрешения. Изменения были утверждены Постановлением Правительства РФ № 841 от 14.07.2017 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 182 и от 2 марта 2000 г. N 183". Но следует учесть, что изменения в административные регламенты по утверждению нормативов и получению разрешений и санитарно-эпидемиологических заключений так и не были внесены. Поэтому исполнение ПП РФ от 02.03.2000 №182 на данный момент невозможно.

Объект расположен в Москве. Подлежит региональному контролю: Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. Подлежит федеральному контролю: Департамент Росприроднадзора по ЦФО.

Объект расположен в Московской области. Подлежит региональному контролю: Министерство экологии и природных ресурсов Московской области. Подлежит федеральному контролю: Департамент Росприроднадзора по ЦФО.

Объект расположен в Казани. Подлежит региональному контролю: Управление Росприроднадзора по РТ. Подлежит федеральному контролю: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа по статье 8.21 КоАП РФ № 195-ФЗ от 30.12.2001 года:

на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей;

на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юридических лиц - от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа:

на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;

на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 30 000 до 50 000 рублей;

Письмо Минприроды РФ № 12-50/825-ОГ от 27 января 2021 г. Об объектах III категории

Минприроды России рассмотрело обращение по вопросу нормативов выбросов веществ I, II класса опасности для объектов НВОС III категории

Заданный вопрос:

  • Что принимать за дату утверждения (установления) нормативов выбросов веществ I, II класса опасности для объектов НВОС III категории?
  • Как применять коэффициенты 1 и 25 для расчёта Платы за выбросы веществ I, II класса опасности объектов НВОС III категории, для которых должны устанавливаться нормативы выбросов, и процедура утверждения нормативов Росприроднадзором отсутствует?

Важное из письма Минприроды:

  • Согласно пункту 11 статьи 15 Федерального закона № 96 от 04 мая 1999 г."Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчётность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предоставляется в виде содержащего информацию, в том числе, о выбросах загрязняющих веществ, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
  • Предприятия, III категории, должны представлять статистическую отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме № 2-ТП (воздух) в соответствии с Федеральным законом № 282 от 27 ноября 2007 г.
  • Составлять программу ПЭК и представлять отчёт ПЭК.
  • В соответствии с пунктом 8 статьи 16.3 Закона № 7 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчёте об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
  • Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 25 от 03 марта 2017. Пункты 11(1) и 11(2) уточняют, что лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов загрязняющих веществ, не превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, используют коэффициент Кнд, равный 1 (формула пункта 17 Правил), а в отношении выбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете, либо при непредставлении отчета, при исчислении платы такие лица используют коэффициент Кср, равный 25 (формула пункта 21 Правил).
  • Вещества, для которых рассчитываются нормативы допустимых выбросов (высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности), то исчисление платы по ним подчиняется формулам, указанным в пунктах 17 (в пределах (равных или менее) нормативов) и 21 (при превышении нормативов) Правил, а также в случае получения разрешения на временно разрешенные выбросы, - формуле, указанной в пункте 19 Правил.

Список документации, которая должна быть в наличии на каждом предприятии, включает в себя десятки наименований. Раньше для того, чтобы эти документы всегда были в наличии, компаниям приходилось открывать специальную штатную единицу — инженер по охране окружающей среды. Но теперь есть более действенный способ — воспользоваться нашими услугами.

Ранее мы уже рассказывали об установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, однако с 1 июля 2021 года в силу вступает новая методика разработки, утвержденная 581 приказом Минприроды России.

Как и ранее, предельно допустимые выбросы разрабатываются для объектов I, II, III категории негативного воздействия. Однако, согласно новой методике, нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ разрабатываются еще и для строящихся объектов и в случае ликвидации объекта.

  • формирование данных для разработки проекта;
  • определение перечня загрязняющих веществ и стационарных источников, в отношении которых осуществляется разработка предельных нормативов;
  • проведение и анализ расчетов рассеивания выбросов;
  • расчет выбросов для соблюдения допустимых выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий.

Во многих из них появились более подробные требования и нововведения. Далее немного подробнее о каждом из этапов.

Формирование данных для разработки проекта

На этапе формирования данных для разработки анализируются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха в районе расположения объекта. Гигиенические нормативы 1 января 2021 г собраны в перечне гигиенических и санитарных нормативов – СанПиН 1.2.3685-21.

На основе инвентаризации для действующих и на основе проектной документации (новое требование) для строящихся объектов формируется информация о стационарных источниках и их выбросах. Собирается информация о расположении объекта, сведения о географических, климатических и метеорологических характеристиках района его расположения объекта и сведения о фоновом уровне загрязнения.

Сведения об объекте негативного воздействия должны формироваться с учетом перспективы развития. К таким сведениям относятся описание вида деятельности объекта, используемого сырья, объемах производимой продукции, описание основных технологических процессов, оборудования, источников выбросов и т.д.. Новым требованием стало указание на карте-схеме не только границ предприятия и источников выбросов, но и сооружений и установок, которые эти выбросы выделяют. К тому же данная карта должна отражать объекты, расположенные в радиусе 2 км от предприятия.

Определение перечня загрязняющих веществ и стационарных источников

Для объектов II категории – предельно допустимые выбросы устанавливаются для загрязняющих веществ, включенных в перечень регулируемых загрязняющих веществ (распоряжение Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р), а для объектов I и III категории – только для веществ I и II класса опасности. Подробнее об этом можно посмотреть в нашем материале Постановление правительства 2055 , которое вступило в силу с 1 января 2021г.

Проведение и анализ расчетов рассеивания выбросов

На основе предыдущих этапов определяется зона влияния выбросов от объекта негативного воздействия, и определяются концентрации загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны предприятия, жилых зонах и зонах с особыми условиями. Суммарное загрязнение атмосферного воздуха рассчитывается с учетом развития предприятия на последующие 7 лет. Расчет предельно допустимых выбросов осуществляется исходя из необходимости не превышения 1 ПДК на границе санитарно-защитной зоны предприятия и жилой зоны или 0,8 ПДК в зоне с особыми условиями. На основе такого расчета проверяется соблюдение нормативов качества воздуха. В случае несоблюдения такого условия, для объектов I категории разрабатывается программа повышения экологической эффективности, а для объектов III разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды.

Расчет выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий

При разработке проекта предельно допустимых выбросов также осуществляется расчет выбросов в период неблагоприятных метеоусловий в зависимости от степени их опасности и проводится оценка эффективности таких мероприятий. Данный раздел формируется в соответствии с приказом №811. Подробнее про мероприятия в период НМУ можно посмотреть в нашем видео на данную тему.

Итогом проекта является заключения о соответствии указанных нормативов санитарным нормам в надзорных органах.

норматив предельно допустимых выбросов

С июля 2021 году действует Приказ Минприроды России от 11.08.2020 № 581 "Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух"(вступил в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования и действует шесть лет со дня его вступления в силу).

Нормативы предельно допустимых выбросов с 2021 года разрабатываются в соответствии с этим документом.

Настоящая методика определяет порядок разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - предельно допустимые выбросы, выбросы соответственно), за исключением разработки предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ и расчета выбросов при авариях (аварийные выбросы), а также порядок оформления расчетов нормативов допустимых выбросов.

инвентаризация выбросов зв в атмосферу

Полученные ранее разрешения действуют на период действия срока этого разрешения, при условии конечно неизменности технологических процессов, приводящих к выбросу ЗВ в АВ?

Лисичникова Людмила

Лисичникова Людмила

Надо получить санитарно-эпидемиологическое
заключение о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Лисичникова Людмила

для 1, 2 категорий ОНВОС - для всех ВЗВ, выбрасываемых в атмосферу,

для 3 категории ОНВОС - для ВЗВ 1, 2 класса опасности.

При планировании строительства объектов 1 и 2 категорий в рамках оценки воздействия на окружающую среду, также необходимо сделать расчет нормативов допустимых выбросов.

Расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ) - это одно из приложений к декларации о воздействии на окружающую среду для объектов НВОС 2 категории, для объектов НВОС 1 категории является составной частью комплексного экологического разрешения.

Первично для расчета нормативов допустимых выбросов - проведение инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В результате которой будут выявлены и учтены все источники атмосферного воздуха на предприятии с определением показателей выбросов ВЗВ, в т.ч. для выявления ВЗВ 1, 2 классов опасности (актуально для ОНВОС 3 категории).

Ответственность за отсутствие расчета нормативов предельно допустимых выбросов

Раньше за отсутствие разрешения на выброс ВЗВ в АВ предприятия (отсутствие тома ПДВ) привлекали по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, наказание в виде штрафа на юридическое лицо составляло от 180 тыс. руб.

В настоящее время в КоАП РФ не предусмотрена отдельная статья за отсутствие расчета нормативов допустимых выбросов.

Для объектов 1 категории НВОС за отсутствие комплексного экологического разрешения будет применяться статья 8.47 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность на юридическое лицо в минимальном размере - 50,0 тыс. руб.

Норматив предельно допустимых выбросов - обоснование

Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов

1. Нормативы допустимых выбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
2. Расчет нормативов допустимых выбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
3. Расчет нормативов допустимых выбросов является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
4. Нормативы допустимых выбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
5. Нормативы допустимых выбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды"

Норматив предельно допустимых выбросов - разработка

Ни отчет об инвентаризации, ни расчет нормативов выбросов в составе отчета об инвентаризации, не являются расчетом нормативов допустимых выбросов.

Согласно пункта 11 Приказа Минприроды России от 11.08.2020 N 581 "Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух":

Расчеты предельно допустимых выбросов оформляются в электронном виде и на бумажном носителе в виде сброшюрованного тома (с нумерацией страниц), который подразделяется на разделы, включающие информацию, предусмотренную главами II, III, IV и V настоящей методики, и может содержать приложения.

Расчеты предельно допустимых выбросов содержат следующие сведения и материалы:

1) титульный лист;

2) сведения о разработчике и исполнителях;

3) содержание (с указанием номеров страниц), введение;

4) данные, на основании которых разрабатываются предельно допустимые выбросы, включая данные инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и краткие сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух, включая сведения о расположении объекта ОНВ и прилегающей территории;

5) перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются предельно допустимые выбросы, с указанием смесей веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием);

6) данные о расчетах рассеивания выбросов, включая расчеты рассеивания и расчет общего загрязнения атмосферного воздуха, и перечень источников с наибольшим воздействием на атмосферный воздух;

7) рассчитанные значения предельно допустимых выбросов;

8) сведения о стационарных источниках и загрязняющих веществах, по которым предельно допустимые выбросы на объекте ОНВ не обеспечиваются;

9) расчет выбросов для соблюдения предельно допустимых выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий;

10) сведения о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650);

11) приложения (в случае необходимости).

На бумажном носителе материалы должны быть подписаны и заверены печатью (при ее наличии) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте ОНВ.

Согласно пункта 5 Приказа Минприроды России от 11.08.2020 N 581 "Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух":

Для планируемых к строительству объектов ОНВ предельно допустимые выбросы рассчитываются при проведении оценки воздействия на окружающую среду.

Для объектов II категории предельно допустимые выбросы устанавливаются для загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объекта и включенных в Перечень регулируемых загрязняющих веществ, указанный в пункте 2 настоящей методики.

Для объектов I и III категории предельно допустимые выбросы устанавливаются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах

В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" гигиенический норматив качества удостоверяется на основании санитарно-эпидемиологического заключения, выданного соответствующим территориальным органом Роспотребнадзора.

Следовательно, чтобы подтвердить, что рассчитанные нормативы выбросов не будут оказывать негативное вредное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, простого расчета качественно-количественных параметров выбросов (инвентаризации) недостаточно, необходимо подтвердить их соответствие установленным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Нормативы допустимых выбросов - корректировка

корректировка НДВ

С 01.03.2022 действует:

Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки"

В случае изменения объема и (или) массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов, корректировка инвентаризации выбросов обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам).

Следовательно, необходима подготовка предложений для разработки новых нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды / п.49 Приказа № 871.

Читайте также: