Кто дал человеку право называть человека моим и собственным тема тип речи и стиль

Обновлено: 02.07.2024

3) рассуждение- размышление

Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).
Например :
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (К. Г. Паустовский)

Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

Упр. 9. Прочитайте. Докажите, что данный текст является описанием. Аргументируйте свой ответ.

Упр. 10. Прочитайте. Докажите, что данный текст является повествованием. Аргументируйте свой ответ.

Это был один из бесчисленных эпизодов Гражданской войны. Я ехал по пустынной извивающейся дороге; изредка попадались небольшие рощицы, скрывающие от меня некоторые ее изгибы. Солнце было высоко, воздух почти звенел от жары. Боя больше не было, было тихо; ни позади, ни впереди меня я не видел никого. И вот на одном из поворотов дороги, загибавшейся в этом месте почти под прямым углом, моя лошадь тяжело и мгновенно упала на всем скаку. Я упал вместе с ней в мягкое и темное пространство, потому что мои глаза были закрыты, — но успел высвободить ногу из стремени и почти не пострадал при падении. Поднявшись на ноги, я обернулся и увидел, что очень далеко за мной тяжелым и медленным карьером ехал всадник на огромном белом коне. Я помню, что у меня давно не было винтовки, я, наверное, забыл ее в роще, когда спал.
Но у меня остался револьвер, который я с трудом вытащил из новой и тугой кобуры. Я простоял несколько секунд, держа его в руке; было так тихо, что я совершенно отчетливо слышал сухие всхлипывания копыт по растрескавшейся от жары земле. Потом я увидел, как всадник бросил поводья и вскинул к плечу винтовку, которую до тех пор держал наперевес. В эту секунду я выстрелил. Он дернулся в седле, сполз с него и медленно упал на землю. Я оставался неподвижно там, где стоял, две или три минуты. Мне все так же хотелось спать, и я продолжал ощущать все ту же томительную усталость. (Г. Газданов)

Упр. 11. Прочитайте. Докажите, что данный текст является рассуждением. Аргументируйте свой ответ.

Упр. 12. Какие типы речи представлены в следующих текстах? В каком случае включены элементы другого типа речи?

Упр. 13. В текстах произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, H. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова найдите отрывки, представляющие собой описание, повествование, рассуждение. Докажите отнесенность найденных текстов к тому или иному типу речи.

Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.
Каждый функциональный стиль характеризуется:
а) сферой применения;
б) основными функциями;
в) ведущими стилевыми чертами;
г) языковыми особенностями;
д) специфическими формами (жанрами).


Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.)

Основные стилевые особенности

Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности

Основные языковые средства

Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия и др.);
абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат);
слова в прямом значении;
широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие и др.);
значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает. согласно теории. итак, так, таким образом, поэтому, кроме того);
сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия и т. п.

Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция

Научный стиль делится на три подстиля: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный.
Каждый из названных подстилей имеет свои особенности. В научно-учебных и научно-популярных подстилях допускается использование некоторых (отдельных) языковых средств, характерных для разговорной речи и публицистики, в том числе средств языковой выразительности (метафор, сравнений, риторических вопросов, риторических восклицаний, парцелляции и некоторых других).
В текстах научного стиля могут быть представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение (чаще всего: рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение).

Сфера применения ( где ?)

Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности

Основные стилевые особенности

Предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности

Основные языковые средства

Официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, ответчик, полномочия, надбавка);
канцеляризмы (т. е. нетерминологические слова, употребляемые преимущественно в официально-деловом стиле, прежде всего в собственно официально-деловом (канцелярском) подстиле, и вне деловой речи практически не встречающиеся: нижеследующий (помещаемый далее), данный, настоящий (этот), препровождать (отправлять, передавать), надлежащий (такой, какой следует, нужный, соответствующий);
языковые клише и штампы(довести до сведения, установленный контроль, согласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения);
сложные отыменные предлоги (в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением и т. п.);
значительные по объему сложные и осложненные предложения

Законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги

В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.

Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги

Основные стилевые особенности

Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях);
логичность;
открытая оценочность и эмоциональность;
призывность;
сочетание экспрессивности и стандарта

Основные языковые средства

Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел);
экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы);
изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т. п.)

Статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании)

Публицистический стиль делится на два подстиля: собственно публицистический и художественно-публицистический.
Собственно публицистический подстиль характеризуется злободневностью тематики, использованием общественно-политической лексики и терминологии (депутат, власть, патриот, парламент, консерватизм), специфической публицистической лексики и фразеологии (репортаж, миротворческий, коридоры власти, урегулирование конфликта), частотностью употребления заимствованных слов, называющих новые экономические, политические, бытовые, научно-технические явления (дистрибьютор, инвестиция, инаугурация, киллер, крупье, рейтинг и др.).
Художественно-публицистический подстиль по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно- выразительных средств языка, в том числе тропов и фигур.
В текстах публицистического стиля могут встречаться все типы речи: описание, повествование и рассуждение.
Для художественно-публицистического подстиля особенно характерно рассуждение-размышление.

Внимание! В публицистическом стиле позиция автора выражается прямо и открыто.

Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция)

Основные стилевые особенности

Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность

Основные языковые средства

Слова в переносном значении;
изобразительно-выразительные средства языка;
использование элементов разных стилей речи как средства создания художественных образов

Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение

В текстах художественного стиля, как и в публицистике, широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение в художественных произведениях предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа.

Внимание! В художественном стиле позиция автора, как правило, выражается не прямо, а в подтексте.

Бытовая (неофициальная обстановка)

Непосредственное бытовое общение;
обмен информацией по бытовым вопросам

Основные стилевые особенности

Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность

Основные языковые средства

Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! — Вы в кино? — Нет. Вот еще! Ой! Эх ты!);
отсутствие многочленных сложных предложений, а также предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами

Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма

Упр. 14. Определите, к каким стилям речи относятся данные тексты. Докажите свою точку зрения, учитывая все основные характеристики того или иного стиля.

Порча хорошего настроения

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как то: совести, порядочности, стыда и пр., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.
После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.
Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения, а также аппетита.

2) Попробуйте пересказать этот текст с помощью нейтральной или разговорной лексики.

Упр. 16. Прочитайте текст, сформулируйте его тему и идею. Найдите в тексте языковые особенности, которые могут быть свойственны: 1) разговорному стилю; 2) художественному стилю; 3) публицистическому стилю. Сделайте вывод о стилевой отнесенности данного текста, свою точку зрения аргументируйте.

Упр. 17. Определите, какие типы речи используются в текстах, представленных в упр. 14. При выполнении задания учитывайте прежде всего ведущие особенности описания, повествования и рассуждения (описание — это мир в покое, повествование — это мир в движении, рассуждение — это мысли о мире), а также возможность сочетания в одном тексте различных типов речи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока русского языка на тему

Метапредметные результаты:

Коммуникативные : научиться понимать точку зрения автора, владеть правильным типом читательской деятельности, самостоятельно использовать приёмы слушания, формирование действий по ведению учебного диалога; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;

Регулятивные: научиться выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.

Познавательные : формировать умение определять тип и стиль речи на примере представленных текстов; формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, формулировать тему, идею текста.

Предметные: научиться обобщать и систематизировать знания о тексте и его признаках; закреплять знания о типах и стилях речи; совершенствовать навыки орфографии и пунктуации.

Личностные: умение формировать положительную мотивацию изучения родного языка; нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.

Тип урока : комбинированный.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы : фронтальная беседа, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, словарная работа.

Средства обучения: тексты (рабочие материалы), доска, схема.

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Что изучает этот раздел?

- Какая будет тема урока?

Мы с вами повторим то, что знаем о тексте, его признаки, вспомним типы и стили речи. А также будем продолжать учиться выделять тему, идею и проблему произведения.

2. Целеполагание. Создание проблемной ситуации.

(У каждого ученика на парте лежат листы с тремя текстами).

- Перед вами рабочие материалы. Давайте посмотрим на первый текст. О чем он? Можно ли понять мысль автора? Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?

(Это не текст и даже не отрывок из него. Каждое предложение здесь совершенно автономно: между ними нет связи, во всех говорится о разном).

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

(Да, это текст).

(Потому, что он похож на другие тексты. Потому, что в нём есть законченная мысль. Потому, что предложения связаны друг с другом).

3. Мотивация

- Можем ли мы считать набор предложений текстом?

- Для чего нам нужны знания о тексте и его признаках? (Чтобы создавать собственные тексты)

4. Актуализация имеющихся знаний.

- Мы сказали, что одним из основных признаков текста является единство темы и наличие авторской мысли. Давайте вспомним что это?

- Что такое тема текста? (Тема – о чем этот текст).

- Что такое идея текста? (Идея – то, что хотел сказать автор текста).

5. Объяснение нового материала.

- Что такое текст? Текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.

- По каким признакам мы определяем текст? (выясняем на примере данного текста).

1. Составление схемы (коллективно, письменно)

Запись в тетради. Признаки текста:

Текст

Смысловая и грамматическая связь;

Наличие главной мысли;

Обобщение знаний о типах и стилях речи.

- Тексты бывают разными, но их всегда можно отнести к какому-либо типу. Какие типы речи вы знаете? - Чем они отличаются друг от друга?

Описание - это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. (При ответах учащиеся должны не только дать название типу речи, но и назвать характерные особенности данного типа. Например, указать, что повествование и рассуждение имеют определенное строение (в повествовании есть завязка – развитие действия – кульминация – развязка; в рассуждении обязательны тезис – доказательства – вывод).

- Кроме того, одним из основных признаков текста является стиль. Вспомните, какие стили речи вы знаете.

I . Разговорный

II . Книжные

1. Художественный

2. Официально-деловой

4. Публицистический

Ученики не только называют стиль, но и вспоминают его отличительные особенности. Например, в художественном стиле встречаются различные средства выразительности (эпитеты, метафоры и т.д.); в научном обязательно используются научные термины; разговорный отличается тем, что в нем часто употребляются просторечные слова и выражения).

- Научный стиль используется для точной передачи научных знаний.

- Официально-деловой. Основная цель данного стиля – точная передача деловой информации.

-Художественный. Цель – воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин.

-Разговорный стиль используется для обмена сведениями, мыслями, чувствами.

- Основная цель публицистического стиля – воздействовать на читателя и слушателя, т. е. в чём-то убедить, к чему-то призвать?

6. Закрепление. Работа с текстом.

Возьмите текст № 2. Задание:

Прочитайте текст, определите тему, идею, тип и стиль речи. Прокомментируйте пропущенные орфограммы. В выделенном предложении пропущены запятые. Объясните, где и почему вы их поставите.

У каждого писателя есть главная, та единстве(н,нн)ая, (не)написа(н,нн)ая книга, которая терпеливо(медленно) оформляется, будто выкристаллизовывается по частям, по страницам из накопле(н,нн)ого душевного опыта. Это как бы вторая жизнь писателя, внутренняя, сложная, мучительная, ибо тр..пинки сознания, по которым он (не)зримо идет, не всегда ясны.

Если бы писателю удалось однажды написать эту Главную книгу высказав в ней все он вероятно больше бы не писал ничего ибо высказал самое нужное самое сокрове(н,нн)ое. Но человеческой жизни часто не хватает для этой Главной книги.

Главная книга - это откровение о себе и это книга, в которой ясно и подкупающе должны проступать все черты характера пишущего. Это (не)обычный взлет высокой души и это исповедь и писателя и его поколения.

Эта книга может охватывать всю нашу эпоху или одну страничку ее, один абзац. Дело не в объеме, не в размере - ведь речь идет о самом главном. Бывает так, что вы идете домой, торопитесь и испытываете странное ощущение радостного нетерпения, будто вас ждет старый, вернувшийся издалека, умный друг. Этот друг - книга. Вы читаете ее не залпом, не сразу. Вы читаете ее не спеша, по нескольку раз одну и ту же страницу, как перечитывают письма разделенные расстоянием любящие.

(Тема - Главная книга, идея – у каждого в жизни есть главная книга, которая является другом. Стиль- публицистический, тип речи – рассуждение. Орфография: единственная, сокровенное – прилагательные с суффиксом -енн-; ненаписанное – причастие совершенного вида с суффиксом –нн-, образовано от глагола на –ать, не- пишется слитно, т.к. нет пояснительных слов и противопоставлений. Накопленного – причастие совершенного вида с суффиксом –енн- образовано от глагола на –ить; терпеливо-медленно – пишется через дефис, обозначает качество с дополнительным оттенком. Незромо – наречие, не- пишется слитно, можно подобрать синоним без не- (скрытое от взора, таинственно), с не- приобретает противоположный оттенок. Необычный – прилагательное, не- пишется слитно, можно подобрать синоним без не- (особенный), с не- приобретает противоположный оттенок.

Пунктуация: деепричастный оборот, вводные слова, придаточное причины, однородные дополнения).

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- При каком условии мы можем говорить, что перед нами текст? Повторим основные признаки текста.

Текст - несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. У каждого текста есть стиль и тип речи.

Признаки текста: тематическое единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; наличие главной мысли, смысловая цельность, относительная законченность.

- Когда вам пригодятся знания, которые вы получили сегодня на уроке?

8. Домашнее задание:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

СИСТЕМНОЕ МЕНЮ
Системное меню вызывается кнопкой, расположенной в левом верхнем углу окна. Команды данного меню стандартизированы для всех приложений среды Windows. Системное меню имеется в наличии в каждом окне документа. Его можно вызвать даже в том случае, если окно свернуто до пиктограммы, щелкнув на пиктограмме один раз кнопкой мыши. Существует также способ открытия системного меню посредством клавиатуры — с помощью комбинации клавиш [Alt-пробел].
Команды системного меню выбираются с помощью мыши, клавиш управления курсором или путем ввода подчеркнутых в названии команды букв вместе с [Alt].
(В. Пасько)
В данном тексте отчетливо проявляются черты официально-делового стиля:
1. Жанр данного текста — инструкция.
2. Задача текста — сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания.
3. Высказывание официальное, точное, бесстрастное (без выражения эмоций).
4. Языковые особенности текста:
а) широкое использование терминологии (курсор, пиктограмма, системное меню, клавиатура, команда),
б) употребление отглагольных существительных открытие, управление, ввод, комбинация вместо
глаголов открыть, управлять, ввести, комбинировать,
в) употребление отыменных предлогов (с помощью комбинации, путем ввода);
г) употребление специфических оборотов официальной речи (имеется в наличии),
д) в предложениях преимущественно прямой порядок слов;
е) сказуемые выражаются возвратными глаголами (меню вызывается, команды выбираются), страдательными причастиями в краткой форме (стандартизованы).

Белеет парус одинокой.
Так же ритмически подчеркивается и слово счас тие.
Легко заметить, что одни и те же слова становятся значимыми и эстетически ценными в стихотворении благодаря различным средствам их выделения: антитезе, инверсии, ритму.

Слова в русском языке распределяются по классам, которые называются частями речи.
Современная научная классификация частей речи основывается на учете следующих признаков:
1) общее грамматическое значение (предмета, действия, признака предмета, признака действия, количества);
2) общая система изменения (существительные склоняются, прилагательные склоняются, глаголы спрягаются и т. д.);
3) общая синтаксическая функция.
По этим признакам выделяют такие части речи:
1. Имя существительное обозначает предмет в широком смысле; имеет род, изменяется по числам и падежам; в предложении обычно бывает подлежащим или дополнением.
2. Имя прилагательное обозначает признаки предмета; изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным; в предложении выполняет функцию определения или именной части составного сказуемого.
3. Имя числительное обозначает количество; изменяется по падежам; может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, определением.
4. Местоимение как часть речи выделяется в школьной традиции на основе присущей ему указательной функции. Местоимения — это слова, которые ничего не называют, но указывать могут и на предметы (ты, никто, некто, он), и на признаки (какой-то, некоторый, тот), и на количество (сколько, несколько).
5. Глагол обозначает действие или состояние; спрягается (изменяется по лицам и числам); чаще всего в предложении является сказуемым.
6. Наречие обозначает признак действия или признака, т. е. прилагательного; не изменяется; является обстоятельством, реже — определением.
Это самостоятельные, или знаменательные, части речи. В предложении они являются его членами.
Выделяют также служебные части речи, которые не способны самостоятельно быть членами предложения:
1. Предлог служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях (в, из-за, через, в течение, вследствие).
2. Союз служит для связи однородных членов предложения и предложений (а, но, ибо, как будто
и др.).
3. Частица вносит дополнительное значение в предложение (отрицание, сомнение, вопрос, усиление и т. д.: не знал об этом; Неужели ты не знал об этом?; Даже он не знал об этом; Знал ли он об этом?).
Выделяется также группа звукоподражательных слов и междометий, которые не являются членами предложения, ничего не называют, но выражают чувства и побуждения. В речи они выступают как нечленимые предложения: Ах1 Да1 Ну1 Ура Мяу мяу, кис кис.

Слитные, дефисные и раздельные написания включают разные грамматические разряды слов: сложные существительные и прилагательные, местоимения, числительные, наречия, а также написание частицы не с различными частями речи. Принципы написания таких слов основываются и на значении слова (его смысле), и на разграничении слова и словосочетания, и на учете принадлежности слова к той или иной части речи.
Например, правописание сложных прилагательных типа труднодоступный, быстрорежущий, долгоиграющий и свободных словосочетаний на базе этих же слов. Чтобы правильно написать, надо учитывать синтаксический признак: если первый компонент отвечает на вопрос как?, то он является самостоятельной частью речи и пишется отдельно: Долго играющие в саду дети не хотели идти домой и Долгоиграющие пластинки в наше время заменены компакт-дисками.
Необходимо также учитывать значение слова и его принадлежность к части речи при написании имен существительных и омонимичных с ними наречий: Мы долго смотрели вдаль, но ничего не могли различить. — Позови меня в даль светлую (В. Шукшин); Вдали было видно поле. — В дали голубой растаял дымок паровоза; Наконец я все понял. — Поездка была отложена на конец следующего месяца.
То же самое предлог во время и наречие вовремя. Здесь к тому же изменяется место ударения. Раздельно пишутся словосочетания типа по моему мнению, по волчьему следу, по летнему саду. Но если согласуемые слова из этих словосочетаний становятся наречиями, они пишутся через дефис (черточку): по-моему, по-волчьему, по-летнему тепло.
Существует несколько правил написания слова не с различными частями речи, но общее правило таково: если не является в слове приставкой, ее надо писать слитно, если не — это отрицательная частица, то раздельно. Например: Ненужные вещи (лишние), неумный поступок (глупый). — Эти вещи не нужные, как ты считаешь, а совершенно лишние. — Твой поступок не умный, как тебе кажется, а скорее глупый.
При правописании числительных важно учитывать их структуру: сложные числительные пишутся слитно, а составные — раздельно: двести — двести два, семьдесят — семьдесят восемь.
Есть особенность в правописании местоимений с не и ни: они пишутся слитно без предлога: никто, некого. И раздельно с предлогом: ни с кем, не у кого.

В зависимости от того, как говорящий использует язык, существуют две его формы: устная и письменная. Рассмотрим их в сопоставлении.


Письменная форма
1. Письменная речь вторична. Она появилась из-за потребности передавать речь на расстоянии и сохранять ее на долгие времена. Сначала она была лишь способом передачи устной речи, но потом оказалось, что различие между ними столь велико, что говорят об особой, письменной речи.
2. Письменная речь более строга, сложна по форме, более полна и логична по содержанию, в ней соблюдаются литературные нормы. В ней строже выбор слов, сложнее предложения.
3. Письменной речи это несвойственно, поэтому она менее выразительна (в какой-то степени эти недостатки восполняются использованием знаков препинания, курсива, петита, шрифтовых выделений и т. п.).
4. К письменной речи предъявляются орфографические и пунктуационные требования.

В настоящее время наблюдается взаимодействие устной и письменной форм речи: устная речь нередко опирается на письменную. Доклады, выступления, звуковые письма и т. п. вначале составляются письменно, а затем озвучиваются, поэтому такая устная речь обладает многими чертами письменной: подготовленностью, полнотой и правильностью, но при этом она сохраняет такие достоинства устной, как звуковая выразительность, мимика и жесты.
Речь существует также в форме монолога или диалога.
Монолог — это речь одного лица, адресованная многим слушателям (реже одному). Это развернутый вид речи, обычно заранее подготовленный. Он имеет определенный замысел и композицию, обладает относительной законченностью (доклад, лекция, выступление на собрании и т. п.).
Монолог мало зависит от ситуации, от условий; обычно он не поддерживается и не направляется вопросами слушателей.
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц. Он связан с обстановкой, в которой протекает речь. Каждая новая реплика в диалоге опирается на предыдущие. В диалоге важную роль играют жесты, мимика, указания на окружающие предметы, обращения, междометия, звукоподражательные слова, интонация.

Блокнот на столе, полевые цветы

Типы речи — вопрос, с которым столкнетесь в школьном или вузовском курсе языкознания, а также при подготовке к ЕНТ. Разные способы изложения текста способны акцентировать внимание на предмете, событии, определенном высказывании. Правильно оформлять высказывание и различать виды текстов помогут сведения о типах речи, их признаках, а также примеры.

Типы речи: что это, виды, признаки

Типы речи в русском языке подразделяются на описание, повествование и рассуждение. Каждый вид имеет определенный характер выражения мысли и порядок изложения содержания. Эти типы речи представлены в разных стилях, за некоторыми исключениями даже в официально-деловом.

Типы речи — это способ изложения, который использует автор, чтобы передать свои мысли и наблюдения. Какие типы речи бывают? В зависимости от композиционных особенностей и цели различают такие виды:

Описание

Девушка, животные и предметы

Описание как тип речи используется для рассказа об особенностях предмета, живого существа или природной стихии. Его цель — охарактеризовать объект. Чтобы составить описание, достаточно просто ответить на вопрос — каков предмет или человек?

Для составления описания необходимо знать некоторые особенные признаки данного типа речи. Вот в чем особенности текстов такого рода:

  • используют оценочные выражения;
  • перечисляют характерные признаки и особенности предмета;
  • воссоздают при помощи слова яркое изображение (образ) объекта;
  • преобладает статика в изложении;
  • используют глаголы несовершенного вида, прилагательные, имена существительные, составные именные сказуемые, обстоятельства места.

Как правило, описывают людей, животных, различные места, природные явления и стихии, состояние человека, предметы интерьера, технику и многое другое.

Различают такие подвиды описаний, как:

  • характеристика-описание;
  • портрет;
  • характеристика состояния;
  • словесная зарисовка пейзажа или интерьера.

Как определить тип речи описание среди других коммуникативных форм? Обратите внимание на композицию. Такой текст состоит из трех частей:

  1. Вначале автор создает общее представление о предстоящем описании: читатель знакомится с объектом и узнает о его предназначении.
  2. Следующий шаг предполагает перечисление основных свойств и признаков предмета.
  3. В конце автор дает оценку тому, что описывал.

Главная задача — ознакомить читателя с объектом описания, чтобы тот узнал о его особенностях, исключительных чертах, происхождении, предназначении и прочих признаках.

Повествование

Если задача автора привлечь внимание и рассказать о действиях, которые совершает объект, тогда рождается повествование. Главное — придерживаться определенной последовательности в изложении.

Повествование — это тот тип речи, который отвечает на вопросы — что, когда и с кем произошло? Определить, что такое повествование, помогут такие признаки:

  • наличие сюжета — цепочки событий;
  • события излагаются в хронологическом порядке и дополняются краткими описаниями;
  • каждый ход, сюжетный поворот логически связаны друг с другом;
  • важная составляющая — обстоятельства времени и преобладание глагольных форм.

Повествование отличается четкой композиционной структурой:

  1. Завязка.
  2. Развитие сюжета.
  3. Кульминация.
  4. Развязка.

Повествование еще бывает:

  • информативным — рассказ дополняют интересными фактами;
  • изобразительным — акцентируют внимание на героях сюжетной линии.

Если подытожить, то представленный тип речи — это обычная история, которая передает в линейном изложении ход событий. Читатель поймет, с чего история началась, как она развивалась и чем закончилась.

Девушка с маркером

Повествование — это обычная история: Pixabay

Рассуждение

Как еще можно назвать монолог? Рассуждением, поскольку такой тип речи предусматривает словесное изложение мысли автора. Оно сопровождается объяснением и подтверждением умозаключений.

Рассуждение — тип речи, в котором автор в максимально емкой форме пытается раскрыть мысль, донести свою позицию до читателя. Размышляющий приводит примеры, аргументирует свои утверждения, пытается передать полет мысли. Такой текст ответит на вопросы — почему и зачем?

Перечитывая множество текстов-рассуждений, увидите следующие отличительные черты:

  • прослеживается причинно-следственная связь;
  • каждое новое высказывание заставляет читателя задуматься или помогает узнать что-нибудь новое;
  • текст-рассуждение невозможен без аргументации. Поэтому утверждения подкрепляются доказательствами (исследованиями, научными наблюдениями, статистическими фактами и пр.);
  • используются риторический приемы (вопросы, обращения, восклицания), абстрактная лексика, сложные предложения, вводные слова.

Композиционная особенность текста-рассуждения проявляется в трехчленном построении. В рассуждении есть:

  1. Тезис — кратко сформулированный основной посыл, выраженный одним-двумя предложениями.
  2. Аргументация тезисного высказывания (не менее трех доказательств).
  3. Итог — резюмирование написанного (обобщение рассуждения).

Представленный тип речи в зависимости от цели бывает:

  • доказательством;
  • размышлением;
  • пояснением.

Тип речи: примеры

Девушка с тетрадями

Разобраться с типами речи помогут примеры: Pixabay

Теперь наглядно убедимся в разнице между тремя типами речи. Для этого приведем примеры:

Описание: пример

Как пишется текст описание? Пример поможет в этом разобраться:

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен, сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка совсем облезла, рассохлась и развалилась, пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки. В дальнем углу цветника стояла ржавая бочка, наполненная грязной дождевой водой. Бочкой давно никто не пользовался, так как поливать было некому, да и нечего. Детские качели, на которых когда-то было весело и шумно, сиротливо и грустно скрипели, жалуясь ветру… Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного цветка розы. (В. Гаршин).

Повествование: пример

Теперь подробнее рассмотрим, что такое повествование. Пример в этом поможет:

В этом году весна началась поздно. Буквально за три дня снег, который заполонил местные просторы, превратился в ревущие водные потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они направились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась и пробудилась от спячки.

Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше ее уровня: поляны, огороды и ближние избы.

Текст рассуждение: пример

Рассуждение отличается от предыдущих типов речи, что наглядно продемонстрировано в примере:

Без багажа знаний, без развитого кругозора человеку нельзя двигаться дальше. В наше время человеческая красота проявляется в его интеллектуальном уровне и широком круге интересов. Такого человека еще называют гармонически развитым.

Сторонниками утверждения гармонии считаются Леонардо да Винчи и Лев Толстой. Они были похожи тем, что испытывали жажду ко всему неизведанному, имели широкий круг увлечений и глубокую связь с жизнью.

Леонардо да Винчи был сторонником свободы, за которую всячески боролся, и стал первооткрывателем в некоторых областях знаний. Да Винчи — великий художник, писатель, астроном и ботаник.

Страсть Льва Толстого — языки мира. Он знал украинский, латинский, английский, французский, греческий, итальянский, немецкий и даже церковнославянский языки. Этот человек также был мастером в укладке печи и кошении травы.

Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные познания можно улучшить — просто не нужно лениться. Воспитывайте в себе страсть к чему-то новому. Если даже не попробовать, то, как можно понять, что та или иная область знаний заставит нас проснуться от обыденного существования. Расширяйте кругозор, живите так, чтобы каждый день преподносил что-нибудь новое и интересное. (С. Коненков).

На практике встречается множество текстов, в которых совмещены несколько типов речи. Представленные сведения из статьи помогут легко распознать описание, повествование и рассуждение. Примеры наглядно проиллюстрируют их особенности.

Читайте также: