Кто автор пособия по музыкальному воспитанию шульверк назовите фамилию

Обновлено: 30.06.2024

В статье представлены авторитетные в педагогике системы музыкального воспитания и образования – известных композиторов XX века Карла Орфа и Дмитрия Борисовича Кабалевского. Проводится сравнение предложенных ими концепций, выявляются сильные стороны двух подходов, отмечаются те возможные перспективы, которые открывают современность в деле детского музыкального воспитания.

Ключевые слова: цели музыкального воспитания, творческое начало, элементарная музыка, музыкальная культура, воспитание человека, гражданина, массовое музыкальное образование.

GOALS OF MUSICAL EDUCATION OF CHILDREN IN CONCEPTS OF K. ORFF AND D. KABALEVSKY

Domanitskaya N.V. *

Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russia

Abstract

The article presents the authoritative pedagogical systems of musiс upbringing and education by famous composers of the 20 th century Carl Orff and Dmitry Borisovich Kabalevsky. The author makes a comparison of their proposed concepts, identifying the strengths of these two approaches, as well as the possible prospects that open up the present in the field of children’s musical education are highlighted.

Keywords: goals of musical education, creativity, elementary music, musical culture, education of a person, citizen, mass musical education.

Западноевропейская и русская культуры испытали сильное воздействие античной культуры, прежде всего, греческой. Однако это влияние имело различный характер, что выразилось и в отношении понимания целей музыкального образования.

В общественной жизни Эллады музыка играла чрезвычайно важную роль. Можно сказать, что вся система воспитания и образования строилась на музыке. Великие философы Платон и Аристотель рассматривали музыку как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека, как средство исправления и воспитания характеров, создания определённой психологической настроенности личности.

В дальнейшей европейской истории понимание значения музыки в процессе воспитания и образования изменялось в соответствии с изменениями, происходившими в обществе. Однако унаследованная от античной культуры мысль о том, что музыка играет в обществе существенную роль, сохраняла своё значение в Средние века, эпоху Возрождения, Новое время.

Целью музыкального воспитания К. Орф считал развитие у всех детей творческого начала, что должно привести к творческому подходу в любом виде деятельности. Способствовать раскрытию творческих возможностей – замечательная цель. Именно это вызвало интерес педагогов разных стран. Данная установка определяет подход к музыкальному воспитанию и образованию не как к дополнительному, а обязательному для всех детей без исключения. Поэтому К. Орф полагал, что во всех детских учебных заведениях следует вводить соответствующие занятия. Именно для них и предназначена его пятитомная антология музыки для детей.

По мысли К. Орфа, сама форма музыкального воспитания способствует раскрытию творческого начала в каждом ребёнке. И эта форма включает в себя не только игровой элемент, но и особые отношения педагога и детей, отличные от авторитарной системы воспитания, что требует поиска новых видов, способов общения педагога и ребёнка.

Последователи концепции музыкального воспитания К. Орфа считают, что главными достоинствами данной системы являются следующие:

  • для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога;
  • система К. Орфа легко сочетается с другими методиками раннего развития детей, поскольку обладает универсальностью и весьма экономична, не требует хорошо оснащённых музыкальных классов;
  • система характеризуется высокой адаптивностью к разным национальным условиям, что позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;
  • методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка, что позволяет педагогу организовать взаимодействие детей с различными навыками, способностями и потребностями;
  • методика закладывает хорошие основания для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности;
  • на музыкальных занятиях по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность;
  • единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам;
  • малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера;
  • элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий [1].

По-видимому, увлечённость идеями К. Орфа приводит к некоторой некритичности их методической интерпретации. В самом деле, для организации музыкальных занятий не только требуется музыкальное образование, но желательно образование педагогическое, позволяющее учитывать возрастные особенности детей, психологию раннего возраста. Отсутствие музыкального образования допустимо лишь в том случае, что с детьми занимаются дома родители, которые любят музыку, понимают её значение для воспитания личности. Но обычно родители, которые много занимаются с детьми, обладают хорошим образованием, целенаправленно интересуются вопросами педагогики. Собственно, в пункте 4 указывается на необходимость учёта индивидуальных особенностей ребёнка, а это как раз требует от педагога соответствующих знаний.

Педагогические знания необходимы и для того, чтобы сочетать методику К. Орфа с другими методиками, нужны и знания, касающиеся особенностей национальной культуры. Умение создать игровую ситуацию, последовательно строить единую структуру занятий – тоже являются необходимым условием успешной реализации данной системы. Иначе говоря, успешное применение системы К. Орфа определяется качеством подготовки педагога.

Система музыкального воспитания К. Орфа обращена к маленьким детям, как сказали бы теперь, детсадовского возраста. Выдающийся деятель отечественной музыкальной культуры Д. Б. Кабалевский разработал систему музыкального воспитания и образования для уроков музыки общеобразовательной школы. Поскольку ко времени создания данной системы среднее образование в нашей стране стало всеобщим, речь шла именно о массовом музыкальном воспитании и образовании.

По мысли Д. Б. Кабалевского, цель музыкального образования, которое должны были получить все выпускники средней школы страны, это приобрести музыкальную культуру, как часть всей духовной культуры личности.

Достижение этой цели предполагало решение нескольких задач:

– научить детей понимать музыку во всем богатстве её форм и жанров;

– привить детям любовь к музыке, сделать её неотъемлемой частью жизни каждого выпускника средней школы.

Для достижения цели Д. Б. Кабалевский считал необходимым решение следующих задач музыкального воспитания:

– формирование гражданственности, любви к Родине;

– воспитание человечности, доброты, готовности словом и делом помочь ближнему;

– выработка умения ценить красоту мира, т.е. обладать эстетическим вкусом, и стремиться к тому, чтобы своей деятельностью сделать мир лучше.

Проблема совместного творчества учителя и ребёнка решена в системе Д. Кабалевского не в аспекте авторитарного или демократического типа поведения педагога. Композитор сформулировал требования к профессиональной компетентности учителя: 1) иметь общепедагогическую подготовку, 2) иметь музыкальное образование, 3) владеть музыкальным инструментом, 4) обладать вокальной и дирижёрско-хоровой техникой, 5) знать историю и теорию музыки. И самое главное – учитель должен любить музыку, искренно желать поделиться радостью от встречи с искусством, должен эмоционально исполнять её.

Исследователи разных областей знания, в том числе экономисты и политологи, отмечают тот факт, что многие проблемы и трудности в современном обществе детерминированы нравственными причинами, размыванием духовных ценностей, утратой ценностных ориентиров. Музыкально-педагогическая концепция Дмитрия Борисовича Кабалевского, направленная именно на воспитание личности с высокими нравственными качествами, совершенно необходима для прогресса общества, для уверенного движения вперёд во всех сферах. Поэтому внедрение данной системы музыкального образования и воспитания является насущной задачей.

Опыт учеников и последователей, а также актуализация идей самого Д. Б. Кабалевского согласуется с современными позициями в рассматриваемой сфере детского музыкального воспитания.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

В мировой педагогической практике существует несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных методик и программ. Одной из наиболее известных и распространённых более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа.

Оценить 2465 0

МБОУ ДОД ДШИ № 1

им. Г.В. Свиридова

Тема: «Вклад Карла Орфа

по классу духовых инструментов

Глава I . Танец как первооснова………………………………………….3

Глава II . Шульверк………………………………………………………..5

Глава IV . Первые опыты работы с детьми…………………………. 8

Глава V . Институт Орфа………………………………………………. 8

Глава VI . Фольклор – основа Шульверка……………………………. 9

Глава VII . Система Орфа в других странах…………………………..12

Введение.

В мировой педагогической практике существует несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных методик и программ. Одной из наиболее известных и распространённых более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа.

На опыте многолетней работы возникает музыкально-педагогическая система воспитания детей Орфа, в которой участвуют все искусства, получившая распространение во многих странах, и изложенная в музыкально-учебных пособиях. Система является ценнейшим материалом, помогающим педагогам в работе с детьми, в их воспитании.

Создав свою педагогическую систему, Карл Орф внёс огромный вклад в систему музыкального образования.

Глава I . Танец как первооснова.

Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке

Считывается не рассудком, а динамическим состоянием

тела—соинтонированием, пантомимическим

Проф. В. Медушевский.

Глава II . Шульверк.

Семнадцать учениц в возрасте от 18 до 22 лет, а также 100 учащихся на вечерние курсы приступают к занятиям в сентябре 1924 года. Предполагается 2-3-летний курс. Гюнтер руководит и преподаёт теорию танцев и гимнастики, Орф занимается музыкальным образованием воспитанниц. Первая печатная версия Шульверка возникает как результат работы со взрослыми, для детей она не подходит. Но из своих наблюдений Орф делает вывод о том, что единство музыки и движения взрослым прививать труднее, чем маленьким детям, и Орф обдумывает возможность работы с маленькими детьми.

Позже игра на фортепиано заменяется простой партитурой для ударных, струнных басов, флейт. Всех своих учеников Доротея Гюнтер и Карл Орф представляют как танцующий и поющий хор и оркестр. Участники действия должны быть и танцорами и музыкантами, т.е. универсалами. Музыку для танцоркестров пишет К. Орф, Г. Кетман, в репертуаре школы произведения Б. Бартока, И. Стравинского, А. Казеллы. Музыку выбирают близкую движению, пластике тела.

В первые пять лет существования школы стремительно развивается процесс овладения новыми инструментам. Большой вклад в развитие техники игры на малоизвестных инструментах внесёт Гунильд Кетман.

Орф пропагандирует свою работу на специальных курсах в педагогических центрах. Работа Орфа вызывает большой интерес, у него много последователей, но многочисленные школы начинают испытывать на себе давление нацистской идеологии. Начало войны резко меняет весь строй культурной жизни Германии. Школа прекращает своё существование в 1944 году. Здание школы было разрушено, весь архив, фонотека, ценные инструменты, костюмы также были уничтожены. К счастью насколько ксилофонов уцелели. Но история Гюнтершуле для взрослых находит своё продолжение в системе обучения детей в городе Моцарта – Зальцбурге.

Глава IV . Первые опыты работы с детьми.

Ребёнку музыка нужна для его личностного развития

и нужна как воздух. Миссия музыки состоит в том,

чтобы помогать человеку гармонизовать

внутренний мир, приводить его в состояние

равновесия, радости, полёта.

Т. Тютюнникова.

Этот Эксперимент приводит Орфа в Зальцбург в Моцартеум (Зальцбургская Академия музыки и изобразительных искусств), где идеи Орфа пропагандируются Эберхардом Пройснером. На базе Моцартеума создаётся новый тип музыкально-педагогического института для подготовки специалистов общего начального музыкального воспитания: школьных учителей музыки, воспитателей детских садов, даже врачей – музыкальных терапевтов для больниц.

Глава V . Институт Орфа.

Учебный план Института.

Глава VI . Фольклор – основа Шульверка.

Шульверк.

Песни первых томов знакомят ребёнка с жизнью природы, временами года, рассказывают об отношении человека к небу и звёздам, доброму и злому. Это колыбельные, колядки, закликания, пословицы, присказки, сказки, считалочки, дразнилочки. Мелодически и словесно Шульверк очень разнообразен и включает подлинные мелодии, сохранившиеся и зафиксировнные вместе с текстом. Здесь можно встретить и средневековую латынь, староанглийские, французские, баварские песни. Орф не вносит в тексты никакой ясности, считая, что именно таинственное, неясное в них активизирует сознание и воображение ребёнка, даёт ему возможность самому объяснить содержание, разыграть его в лицах, сочинить целые пьесы. Орф считает что из самих слов рождается интонационно-ритмическая формула танца. Шульверк можно рассматривать как упражнение в элементарной музыке, диатонической, в диапазоне пяти-семиступенных звукорядов, использующей простые инструменты.

Первый том начинают двузвучные зовы на интервал малой терции, затем следуют попевки на двух-трёх звуках, далее диапазон расширяется до пятизвучия. Появляются куплетные и сюжетные песни.

Элементарная музыка ведёт к сценической игре. Театр венчает собой всю постройку Шульверка. Курс начального музыкального воспитания у Орфа завершается спектаклем.

Шульверк не является учебником в традиционном смысле, его можно назвать дидактическим материалом, призывающим к творческому подходу к обучению. Орф предлагает педагогам стать соавторами Шульверка, создать свою методику.

Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.

Глава VII . Система Орфа в других странах.

Неизменным центром по распространению орфовской воспитательной системы остаётся Зальцбург.

После смерти Карла Орфа в 1982 году образован Фонд Карла Орфа, который возглавляет его жена Лизелотта Орф. Фонд поддерживает Институт в Зальцбурге и оказывает помощь педагогам разных стран в обучении, спонсируя проведение семинаров.

Идеи Орфа впервые появляются в России в начале 60-х годов благодаря ныне покойной Оксаной Тимофеевной Леонтьевой, многие годы лично дружившей с Орфом и Келлером, и бывшей с ними в переписке. Она мечтала создать русскую версию Шульверка.

В настоящее время в России появляется большой интерес к музыкальному воспитанию по концепции Орфа. Об этом свидетельствует неугасающий интерес к семинарам, на которых можно получить практическую помощь в изучении орфовской педагогики.

Ежегодно в России проходят Международные семинары по данной педагогике, ведущими которых становятся профессора и преподаватели Института Карлф Орфа.

Заключение.

Выдающиеся заслуги Орфа в области музыкального искусства снискали всемирное признание. Он был избран членом Баварской академии искусств (1950), академии Санта-Чечилия в Риме (1957) и других авторитетных музыкальных организаций мира.

Литература:

1. Леонтьева О.т. Карл Орф. – М.: Музыка, 1984. – 334 с., порт., ил., нот.

2. Леонтьева О. Западноевропейские композиторы середины XX века. – М.: Музыка, 1964.—128 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”.

Концепция музыкального воспитания детей Карла Орфа

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”.


С лово “Schulwerk”, понятное без перевода педагогам всего мира, было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя” - позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

Орф почитаем во всем мире как композитор, предложивший практическую и осуществимую модель музицирования с детьми. Вся “теория” его концепции зафиксирована в нотах — небольших и полных очарования партитурах для пения, игры и танца с аккомпанементом орфовских инструментов. Каждая небольшая пьеса из Шульверка доступна в исполнении даже маленьким детям.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.

Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая получила название креативной. Основу концепции Орфа составляет импровизационное музицирование. Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Обучение через творчество — не элитарный изыск, а всеобщая образовательная необходимость, в нем заложены возможности, о которых мы сейчас можем только догадываться. Цель музыкального воспитания перестает быть локальной и заниженно-утилитарной. Она естественно соединяется с главной целью образования;— помощью человеку в полной мере реализовать свои возможности и стать самим собой.

За полвека существования Шульверка орфовская педагогика превратилась в настоящую мировую империю со своим Институтом в Зальцбурге, учебно-методическими изданиями, семинарами и конференциями более чем в 40 странах мира. Среди стран, в которых концепция Карла Орфа получила заслуженное признание, следует назвать Германию, Англию, США, Швецию, Данию, Финляндию, Португалию, Японию, Испанию, Чехословакию, Корею, Австралию, Италию, Канаду, страны Южной Америки, Таиланд, Китай и другие.

Институт Карла Орфа (Orff Institute) был открыт в 1962 году специально для обучения педагогов принципам творческой музыкальной педагогики. Долгое время в нем работал и сам Карл Орф в сотрудничестве со своими ближайшими сподвижниками и коллегами — Гунильд Кетман и Вильгельмом Келлером.

После смерти композитора был образован Фонд Карла Орфа, который возглавляет его жена Лизелотта Орф. Фонд поддерживает Институт в Зальцбурге и оказывает разнообразную помощь педагогам разных стран в обучении, спонсируя проведение семинаров.

Идеи Орфа в России впервые появились в начале 60-х годов, когда Оксана Тимофеевна Леонтьева выпустила свою первую книгу о композиторе, впоследствии переработанную в монографию “Карл Орф” (изд. Музыка, 1984). В этой книге есть большая глава о педагогической концепции Орфа. О.Т. Леонтьева 27 лет переписывалась с композитором, который на склоне лет мечтал создать Шульверк на основе российского фольклора.

Официального Российского Общества Карла Орфа пока нет, но существует "Педагогическое общество Карла Орфа" при Музыкальном обществе Челябинской области, председателем которого является Жилин В.А, а также отдельные региональные объединения, координаторами которых являются опытные педагоги: Сафарова И. (Екатеринбург), Величко И. (Санкт-Петербург) и многие другие в самых разных городах России. В Минске работает Т.А. Боровик.

В настоящее время в России появляется большой интерес к музыкальному воспитанию по концепции Орфа, она получает все большую популярность среди педагогов. О этом свидетельствует неугасимый интерес к семинарам, на которых можно получить практическую помощь в изучении основ орфовской музыкальной педагогики.

Ежегодно в России проходят Международные семинары по Орфовской педагогике , ведущими на которых являются профессора и преподаватели Института Карла Орфа: Ульрика Юнгмайер, Мануэла и Михель Видмер, Сойли Прекио из Финляндии, Ориэтта Маттио из Италии и другие.

Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа

Воспитание по системе Карла Орфа

Краеугольный камень австрийской музыкальной педагогики ХХ века система музыкального воспитания, основанная на развитии творческого начала в коллективной вокально- инструментальной импровизации, раззработанная композитором Карлом Орфом - его знаменитый "Шульверк".

- развитие творческих сил ребенка;

- достижение учеником радости от процесса занятий музыкой;

- воспитания трудолюбия,желания совершенствоваться в освоении музыки;

- привитие ребенку чувства уверенности в собственных силах.

Краткая история: 20-е гг. - общегерманское увлечение школами гимнастики и танца. Мюнхен - основание К. Орфом и Доротеей Гюнтер школы музыки и танца (Гюнтершуле), где создавалась новая система ритмического воспитания на основе взаимного дополнения двигательного и музыкального воспитания, т.е. в основе - музыка, движение и ритм.1930г. - первое издание "Шульверка", в основе - идея элементарных музыкальных упражнений, подводящих ребенка к истокам музыки и к ее первоначальным формам. 1948 г использования пения при работе с детьми и о естественном восприятии ребенком пения и движения в единстве: движение, пение и игра образовали единое целое.

Основные принципы методики:

1. Самостоятельное сочинение детьми музыки и сопровождения к движению, хотя бы в самой скромной форме.

2. Обучение детей игре на простых музыкальных инструментах, не требующее большого труда и дающее ощущение радости и успеха. С этой целью Орф придумал некоторые простые инструменты и использовал уже существующие. Главный инструмент ребенка - он сам: руки и ноги. Ребенок свободно пробует хлопать, топать, щелкать, шлепать и т.д.

3. Коллективность занятий детей младшего возраста. Минимальная группа состоит из двух участников, каждому из которых обеспечено равноправное участие в воспроизведении или импровизационном оформлении пьесы. Максимальное количество участников группы практически не ограничено, т.е. для такого музицирования переполненные школьные классы - не помеха.

4. Предоставление детям известной свободы на занятиях: возможности хлопать, топать, двигаться.

5.Уделение с первых же дней внимания дирижированию, с тем чтобы каждый ученик мог управлять исполнением.

6. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которой - имена, считалочки, простейшие детские песни. Помимо музыкальных целей, воспитывается подсознательное ощущение гармоничности и стройности родной речи, языка. Это - основа восприятия поэзии и шире литературы вообще.

7.Постижение учеником импровизационным путем значения интонаций при выборе наиболее точной для данного контекста. Из интонации возникает ладовая конструкция и затем - переход к пятиступенному звукоряду.

8.Музицирование в пределах пятиступенного звукоряда в течение как минимум одного учебного года, а возможно и дольше. Органичное существование ученика в пятиступенном звукоряде обеспечивает мягкое вхождение в семиступенный звукоряд.

Суть системы Орфа:

Развитие свободного, не скованного условностями восприятия и отношения к музыкальному искусству. Пройдя через собственное творчество, узнав законы элементарной музыки, можно предположить, что слушатель будет подготовлен к общению с музыкальной культурой в целом, куда он войдет как неотъемлемая ее часть.

Это в какой-то степени игра, но это еще и труд, поэтому привитое желание трудиться, воспитанная потребность в собственном творчестве будут затем перенесены на более широкие области деятельности. Поэтому "Шульверк" - система целостного музыкально-эстетического воспитания.

Библиография

Князева М.М. Опыт музыкального воспитания за рубежом // Эстетическое воспитание в современном мире: Теория и практика эстетического воспитания за рубежом.- М., 1991.- с.141-166

Данная система представляет большой интерес, так как обладает рядом несомненных достоинств:

для организации музыкальных занятий с использованием элементов системы К. Орфа не требуется специального музыкального образования, поэтому вместе с музыкотерапевтом активное участие в занятии принимают другие специалисты отделения, сопровождающие особо сложных детей;

система обладает необходимой универсальностью, экономичностью, гибкостью, позволяющей сочетать её с различными методиками, высокой адаптивностью к различным национальным условиям, дает возможность использования лучших образцов народной культуры;

“элементарное музицирование” учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, предполагает взаимодействие людей, которые обладают очень разными навыками, потребностями, проблемами или способностями.

создает большой потенциал для развития и дальнейшей творческой деятельности как детей, так и педагогов.

Главное и самое важное на занятиях “Орфикой” - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. “В этой игровой форме не все участники должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом участвует в игре”[2]. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Здесь в них верят, любят и поддерживают (Приложение 1).

При включении элементов системы творческого развития Карла Орфа в музыкально- коррекционную деятельность, отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”) и включает в себя следующие элементы:

Игры с инструментами К. Орфа.

Элементарный музыкальный театр.

Речевые упражнения. Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.

Поэтическое музицирование. Оно помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.

Музыкально-двигательные упражнения. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Игры с инструментами К. Орфа. При овладении этой формой деятельности дети, во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко, в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. И самое главное - наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

Элементарный музыкальный театр как интегративная игровая форма предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре. Особые приёмы организации театрализованной деятельности - игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного свободного времяпрепровождения в кругу друзей (Приложение 2).

За полвека существования орфовская педагогика превратилась в настоящую мировую империю со своим Институтом в Зальцбурге (Австрия), учебно-методическими изданиями, конференциями более чем в 40 странах мира. Современная ситуация в музыкально-педагогической практике России благоприятна для естественного “прорастания” и закрепления в ней идей творческого музицирования. Широкое педагогическое движение, объединенное обществом К. Орфа, появившиеся методические работы российских педагогов, международные семинары в разных городах России позволяют сделать предположение о том, что концепция К.Орфа перспективна и с успехом может применяться в социальных, воспитательных и образовательных заведениях для детей с различной сохранностью здоровья: детских садах, школах, студиях, центрах эстетического развития.

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Е. А. Медведева и др.- М., 2001.

Видмер М. Музыка - танец - игра. Модель художественно ориентированной “педагогики многообразия” - Вестник педагогического общества Карла Орфа №11, 2002.

Выготский Л. С. Психология искусства. - СПб., 2000.

Лопухина И. С. Логопедия- речь, ритм, движение.- СПб., 1997.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников.

Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А.Барейбойма. - М., 1978

Эмиль Жак-Далькроз – создатель новой концепции искусства движения. Взаимосвязь музыки, впечатления и движений, роль интуиции и исполнительской импровизации в системе Э. Жака-Далькроза. Педагогическая ценность музыкального движения в развитии эмоциональной сферы и образного мышления личности.

Орф родился в Мюнхене и происходил из баварской семьи, которая принимала большое участие в делах немецкой армии. Полковой оркестр его отца, по всей видимости, часто играл произведения молодого Орфа. Отец Карла Орфа, офицер, играл на фортепиано и нескольких струнных инструментах. Его мать также была хорошей пианисткой. Именно она обнаружила у сына талант к музыке и занялась его обучением. (Велика роль родителей в образовании ребенка. ). Орф научился играть на пианино в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже писал длинные и короткие музыкальные отрывки для своего собственного кукольного театра.

В 1912—1914 годах Орф обучался в Мюнхенской музыкальной академии. В 1914 году продолжил обучение у Германа Зильчера. В 1916 году работал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре. В 1917 году во время Первой мировой войны Орф отправился на добровольную службу в армию в Первый Баварский Полевой Артиллерийский полк. В 1918 году его пригласили на должность капельмейстера в Национальный Театр Мангейма под руководством Вильгельма Фуртвенглера, а затем он стал работать в Дворцовом Театре Великого Герцогства Дармштадта.

Орф похоронен в барочной церкви бенедиктинского монастыря, славящегося пивоварением, при аббатстве Андекс на юге Мюнхена.

Шульверк" Карла Орфа

Одной из самых известных концепций музыкального воспитания детей, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа - “Шульверк. Музыка для детей”.

Главный принцип орф-педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

Шульверк — это пятитомная антология музыки для детей. Она собрана и обработана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля орфовских инструментов. Каждая небольшая пьеса из Шульверка представляет собой простейшую партитуру, доступную в исполнении даже маленьким детям. В последних томах Орфом использован фольклор и других европейских народов: французский, датский, шведский, английский. Интерпретация фольклора — вот идея Шульверка.

Орф был против раннего ограничения музыкального слуха ребенка рамками классической музыки и мажоро-минорной гармонии. Он считал это неоправданным и стремился в Шульверке создать условия для восприятия детьми в будущем разнонациональной музыки как прошлого, так и настоящего. Это было главной заботой Орфа: воспитать “открытый миру” слух и вкус, не замыкать ребенка в кругу европейской музыкальной классики XVIII-XIX веков.

Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психологии ребенка. Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Ее назвал Орф элементарной музыкой и сделал основой своего Шульверка.

Орф в Шульверке обращается к тем временам, когда музыка существовала в единстве со словом и движением. Это попытка возвратиться к гармоническому синтезу речи и движения, как важнейшим праосновам музыки, к ее коренным истокам. Но Орфа интересовала, конечно, не историческая реставрация давно забытого прошлого, а новые подходы к музыкальному воспитанию, которые бы учитывали интересы, возможности и потребности детей. Он предлагает взглянуть на музыкальное воспитание шире, чем просто традиционное приобщение детей к исполнению и слушанию музыки профессиональной традиции. Дети должны не только слушать и воспроизводить сочиненную другими музыку, но в первую очередь создавать и исполнять свою — детскую элементарную музыку. Вот почему антология Орфа называется ”Шульверк. Музыка для детей”.

Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.

Исходной мыслью Орфа было понимание того, что предпосылки воспитания через творчество создаются самой системой обучения. Возможность создания такой формы обучения и была им доказана в Шульверке. В извечной педагогической дилемме “чему учить и как учить?” на первый план Орфом было выведено “как”. Главной задачей стало создание “ситуации творчества”, которая для детей, в принципе, не может быть реализована иначе, чем через игру. Иные, чем в авторитарной системе взаимоотношения детей и педагога, поиск новых путей общения друг с другом средствами музыки и танца — это тоже идеи Шульверка. То, что чувствуется и не поддается описанию словами — в этом и заключается истинный смысл, ради чего люди собираются и музицируют.

Орф-подход воссоздает традиционную культуру на уроке, представленную в нескольких видах:

- традиция той страны, где проходит урок, ее язык и специфика (немецкая в Германии, испанская в Испании, русская в России);

- образцы традиции народов мира на аутентичном языке (песни и танцы народов Европы, Латинской Америки, Африки, Азии и т.д.);

- детская традиционная культура – игры, песни, тексты, и по сей день бытующие среди детей разных народов;

- творчество учителя и участников группы – песни и танцы в фольклорном стиле, созданные на уроке или для урока.

Надо отметить, что Орф-класс отличается от фольклорной студии. Так как их задачи прямо противоположные. Фольклорная студия или ансамбль (этнографический подход) стремится погрузиться вовнутрь одной данной культуры, воспроизвести все ее детали, отразить ее уникальную специфику. Орф-подход, наоборот, стремится наружу, к синтезу культур, к выявлению общего в них. Этнографический подход стремится аутентично воспроизвести данный стиль в его первозданном варианте, со всеми деталями. Орф-подход отбирает только наиболее простые и архетипические образцы данного стиля (например африканского), упрощает и искажает их, выводит из изначального внутрикультурного контекста и делает совместимыми с образцами фольклора других культур. В результате возникает новый культурно-творческий феномен – Универсальный Фольклор, Единая Мировая Традиция в самых главных, архетипических образцах

В тоже время Шульверк предоставляет выбор методики самому педагогу. Начало пути и продолжение, его отдельные вехи и тактика — все это, по мнению Орфа, должно решаться каждым педагогом индивидуально, составлять его педагогическое творчество. Орф опасался, что всякое письменное изложение теории и методики “засушит” живое дело музицирования, поэтому предпочитал прямую передачу опыта.

Не стоит думать, что это доступно лишь избранным. Величие и гуманность концепции Орфа состоит в том, что Орф предлагает педагогам стать соавторами Шульверка, так как элементарное музицирование доступно всем. Попробуйте придумать вместе с детьми самое простое: аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке, изменить ее естественный поэтический ритм, изобрести свободную звуковую композицию, дав детям спонтанно поиграть на инструментах. Сочините простейший аккомпанемент для дразнилки на ксилофонах, используя тоническую квинту, октаву. Все это очень просто!

Итак, Орф-подход – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен прежде всего на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром. Воспроизводит этапы развития человеческой культуры в целом, начиная от самых древних, традиционных форм и кончая современными, эстетическими.

- от практики к теории;

- от целого к деталям;

- от простого к сложному;

- от спонтанности к заданности;

- от произвольного к контрольно-волевому;

- от центра к периферии (развитие активности рук – 1) плечо (барабан), 2) локоть (ксилофон) 3) фортепиано или другой мелодический инструмент (кисть).

ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Движение и танец. Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии. Танец - это организованное движение в пространстве-времени. Танец используется двух типов – 1) традиционно-социальный 2) художественный.

Ритм. Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.

Пение. Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос.

Речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма. На Орф-уроке используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур и на выдуманном языке

Театр. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.

Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко, шейкеры, гуиро, треугольник.

Ксилофоны. Это - необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами.

Звучащие жесты (body percussion). Это техника ритмической игры звуками собственного тела. Хлопки, щелчки, шлепки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.

Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любой предмет может быть использован на уроке – либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для создания образа (например мыльные пузыри), и т.д.

Игра. Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, не учитель организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем.

Импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок.

Выучивание, отработка. Как правило следует за импровизацией, только после того, как ее возможности исчерпаны.

Спетакль-демонстрация. Вначале Орф-урок - магическое действо, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата. В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей. Группа делится на несколько частей, одни показывают, другие смотрят.

Начать можно, например, с имени ребенка. На свое имя ребенок подбирает ритм, потом мелодию, потом записывает в ноты и поет по ним. Следующей можно взять пословицу и т.д. К хорошим мелодиям пословиц можно добавить голоса, музыкальные инструменты и т.д. Детское творчество обязательно должно быть поощрено похвалой, считает Орф. Так начинается подготовка к пению.

С элементарных упражнений начинается и обучение движению. Главным требованием к нему Орф считал естественность и спонтанность. Он исходил из того, что когда ребенок предоставлен самому себе – он всегда много двигается, а в школе этот инстинкт подавляется. Однако, в отличие от Далькроза, он не ставил ритм и движение в основу своей методики. Так как главную задачу видел все таки – в развитии способности ребенка к творчеству. А творчества нельзя добиться, если подносить на блюдечке даже самые утонченные образцы музыкального искусства. Нужно обеспечить ребенку возможность творить самостоятельно. Смысл обучения импровизации не в том, чтобы дети достигали высот мастерства, становились музыкантами высокого класса. Цель в том, чтобы сформировать привычку к творческому мышлению.

Золтан Кодаи (1882 - 1967) – венгерский композитор, музыковед-фольклорист, педагог, музыкально-общественный деятель. Один из основоположников венгерской композиторской школы ХХ века. В музыкальном творчестве опирался на венгерский музыкальный фольклор, собиранием, исследованием и обработкой которого занимался с 1905 года. Участвовал во многих фольклорных экспедициях, записал около 3500 народных напевов и танцевальных мелодий. Долгие годы сотрудничал с Б.Бартоком; вместе с ним открыл древнейший пласт венгерского музыкального фольклора, основанный на пентатонике, установил его финно-угорское происхождение и связь с фольклором родственных народов Поволжья.

В основе системы венгерского композитора Золтана Кодаи лежит знание им универсальной роли хорового пения. Он разработал систему обучения по нотам на основе релятивной (ладовой) сольмизации. В этой системе используются буквенные названия звуков, применяются условные обозначения длительностей (ти – восьмые, та – четверти и т.д.) и ручные знаки (определенные движения рукой, обозначающие каждый звук).

Основные моменты концепции З.Кодаи – (законспектировать по книге Осеневой., Безбородовой. Стр. 128 - 129)

Особое внимание он уделял обучению детей в сенситивном возрасте – с трех – до семи, и учитывая особенности детей, создал множество произведений, предназначенных именно для них. Ввел в процесс обучения множество игр с пением и фольклорные танцы.

Кодаи доказал, что занятия музыкой стимулируют успехи учащихся по другим дисциплинам. Основой венгерской системы музыкального восприятия является вокальное музицирование как ведущая форма практической музыкальной деятельности и определяющий фактор в музыкально-эстетическом воспитании народных масс. В Венгрии двухголосное пение вводится с первого класса, его подготавливает одновременное исполнение детьми двух различных ритмов.

Кодаи считал, что после усвоения родной венграм пентатоники легко установить связь с западной мажоро-минорной системой. Он написал 333 упражнения в чтении с листа, в 4 тетрадях. Так же он явился автором всех учебников по пению, начальной школы до высшей. Автор многих научно-методических статей.

Эмиль Жак-Далькроз (1865 - 1950) – швейцарский педагог, композитор, музыкальный писатель, общественный деятель. Ученик А.Брукнера, и Л.Делиба (композиция). С 1892 – по 1910 – профессор Женевской консерватории. В 1910 году организовал Школу музыки и ритма в Хеллерау. В 1915 году – Институт Жак-Далькроза в Женеве. Потом с разработками своих идей путешествовал по городам Европы и Америки (в 1920 году был в Москве и Петрограде).

Как любая другая передовая методика, эвритмика Далькроза появилась не на пустом месте. В конце прошлого века в Европе возник интерес к новым формам танца, гимнастике, а в Америке прославилась хорошо нам известная Айседора Дункан. Именно они вдвоем, по мнению многих специалистов. Сделали выдающийся вклад в обновление балета. Среди тех, кто использовал их технику – Вацлав Нижинский и Георгий Баланчин.

Это танец босиком, танец – импровизация по музыку, танец – лишенный профессиональных классических традиций.

Методика дает очень хорошие результаты не только при обучении детей, но и взрослых. Сам Далькроз работал как с одаренными детьми, так и со слепыми.

Многие критики единодушны – по учебникам методику Далькроза изучить нельзя, но некоторые положения мы можем себе представить.

- сначала предлагаются упражнения на воображение: представить себе, что какой-то предмет разгоняется, или наоборот – замедляет ход. Затем создается ритмическая партитура с ускорением. Потом следует подходящий музыкальный отрывок и происходит синхронизация ритмического движения и музыки.

- отдельно нужно отметить ритмические партитуры по Далькрозу. Движения рук, ног и тела под музыку, где ноги идут по ритму половинных, руки делают движения на четверти, а тело исполняет метр и т.д. Можно разработать так же партитуру рук и пальцев, головы и шеи, и т.д.

- когда класс готов, можно переходить к импровизированным танцам (Примеры из статей Бет Ландис.)

Читайте также: