Криминология находится на стыке таких наук как социология и право

Обновлено: 25.06.2024

Преступность и ее причины — проблема многоплановая; будучи предметом криминологии, она требует использования данных различных наук, объединения усилий представителей различных областей знаний — юристов, социологов, демографов, экономистов, психологов, педагогов и т. д. Это обстоятельство не лишает ведущей роли криминологии в решении теоретических проблем, возникающих при изучении преступности, а лишь делает необходимой ее творческую связь с другими науками. Только на основе такой связи возможно успешное решение всего комплекса криминологических проблем, надлежащее научное обеспечение усилий общества в борьбе с преступностью. Подобная связь не только диктуется характером предмета исследования и потребностями практики, но и вытекает из самой природы криминологии как одной из отраслей наук. Причем криминология не только использует данные других наук, но и сама обогащает и вооружает последние своими выводами и положениями, порой весьма существенными для этих наук. Важно правильно выявить общие точки соприкосновения криминологии с другими науками, в которых возможно и необходимо их взаимодействие, а также определить линии их размежевания для избежания дублирования и взаимоподмены. При этом следует иметь в виду, что марксистская классификация наук исходит из существования различных форм и видов взаимной связи между науками, вследствие чего не всегда можно провести четкие границы между ними" 0 .

Связь криминологии с другими науками имеет различное содержание. Как уже было сказано, криминология базируется на основных теоретических положениях диалектического материализма, использует некоторые принципы теоретических разделов таких наук как марксистская социология, кибернетика и др. В некоторых случаях эта связь проявляется в использовании методики, приемов, способов научного анализа, свойственных данной науке; такова, например, связь криминологии со статистикой, математикой. Другой вид связи предполагает использование криминологией научной информации, относящейся к проблематике других наук, соприкасающейся с проблематикой криминологии. Например, использование данных демографической науки при анализе социально-демографических показателей преступности, оценке ее состояния, прогнозировании изменений. Положения экономической науки могут быть использованы при исследовании причин преступности и т. п. Наконец, возможно сочетание указанных видов связи: использование как методики Другой науки, так и научных данных, касающихся их проблематики. Например, использование данных психологии методики при изучении личности преступника.

2. Таким образом криминология связана: 1) с фундаментальными общественными науками и прежде всего с марксистско-ленинской философией; 2) с иными общественными науками; 3) с точными и естественными науками.

Особо следует подчеркнуть значение для криминологии марксистско-ленинской философии — диалектического и исторического ма-

териализма — методологической базы всех отраслей советской науки. Подход к проблеме преступности с позиций исторического и диалектического материализма является отличительной чертой социалистической криминологии, придает ей подлинно научный характер, ее положениям и выводам, обеспечивает достоверное и истинное решение важнейших проблемных вопросов данной науки.

С позиций исторического материализма советская криминология обосновывает выводы о социальной природе преступности, ее классовом характере, исторической изменчивости и конечных перспективах. Исторический материализм как фундаментальная наука о человеческом обществе указывает криминологии основные направления в исследовании причин преступности, путей ее преодоления.

Представляется, что расхождение между этими двумя позициями не имеет принципиального значения. Оно в значительной мере обусловлено недостаточной ясностью предмета социологии, слабой разработанностью конкретных ее отраслей — социалистических теорий среднего уровня, получивших у нас широкое развитие лишь с относительно недавнего времени.

61

обществу само существование преступности, затратами на борьбу с совершаемыми преступлениями, а также проблема предупреждения преступности, требующая определенных материальных вложений и экономически обоснованных мероприятий, существенно зависящая от экономических возможностей общества. В свою очередь экономическая наука черпает из криминологии сведения о негативных явлениях в сфере экономики, выявленных в процессе изучения преступности. Они исследуются экономической наукой в целях выработки методов их _устранения путем совершенствования социалистической экономики.

Криминология активно опирается на демографию. Демографические явления и процессы порой весьма ощутимо отражаются на преступности, ибо пол, возраст, социальное и семейное положение, образование, местожительство и иные демографические признаки при определенных обстоятельствах могут иметь криминогенное значение. Уголовно-правовая информация о преступности (количестве и характере совершенных преступлений) сама по себе еще не позволяет дать глубокий социальный анализ данного явления, определить его причины и условия, направления предупредительной деятельности. Для этого необходимо сопоставление данных о преступлениях с социально-демографическими характеристиками преступников, оценка криминологической информации с учетом социально-демографической ситуации в стране, различных ее регионах и территориальных зонах. Прогнозирование преступности, планирование борьбы с ней невозможно без учета демографических процессов, закономерностей и тенденций.

6. Изучение преступности, ее причин и условий, определение на
правлений и форм предупредительной деятельности в значительной
мере опирается на положения, закономерности и приемы статистиче
ской науки. Прежде всего, статистика — важный источник необхо
димой криминологии информации. Уголовная статистика вооружает
криминологию исходными данными о самой преступности; фиксиру
ет ее состояние, структуру, динамику, данные о лицах, совершаю
щих преступления, о криминологически значимых обстоятельствах,
характеризующих различные виды и группы преступлений.

Наглядность уголовно-правовой информации, ее убедительность значительно усиливается при ее сопоставлении с данными социально-демографической, экономической, социально-культурной статистики. Из демографической статистики криминология черпает все необходимые сведения о населении — его половом, возрастном, социальном составе, распределении по видам поселений, миграции и т. п. Экономическая статистика вооружает криминологию сведениями об уровне материального благосостояния различных социальных групп населения, жилищно-бытовых условиях, потребительском спросе и его удовлетворении, балансе трудовых ресурсов, материально-экономических возможностях общества. Статистические данные содержат обобщенные сведения о культурном и образовательном уровне населения, его духовных запросах, социальной активности, которые важны для криминологии. Связь криминологии с социологией, экономикой, демографией и рядом других наук ярко заметна при статистических анализах и сопоставлениях. Таким образом, статистика — не только источник информации, но и инструмент научного анализа, один из методов криминологического исследования.

7. Проблемы предупреждения преступлений, организации воспи
тательного воздействия на нравственно неустойчивых лиц, вопросы
индивидуальной профилактики исследуются криминологией в сод
ружестве с педагогической наукой, с учетом положений марксист
ской этики и эстетики. Научные основы коммунистического воспита
ния, формирования высоконравственной, идейно сознательной и
культурной личности используются криминологией при разработке
предупредительных м*ер прежде всего в отношении преступности не
совершеннолетних и молодежи. Значение педагогических знаний
для криминологии настолько существенно, что появилась точка зре
ния о существовании криминологической педагогики .

8. В современных условиях большое внимание во всех сферах об
щественной жизни уделяется вопросам управления. Данная пробле
ма не менее актуальна и в области борьбы с преступностью 3 . И это
естественно: борьба с преступностью — сложная многоплановая
деятельность правоохранительных органов, взаимодействующих с
Другими государственными органами, а также с общественными ор
ганизациями; это работа многих людей, которую надо организовать
и которой надо управлять Сказанное особенно важно применитель
но к мерам борьбы с преступностью криминологического характера,


которые, в отличие от уголовно-правовых мер, не регламентированы процессуально и во многом пока что надлежаще не разработаны, содержат немало нерешенных вопросов.

9. Криминология связана с наукой уголовного процесса,'определяющей процессуальные формы расследования преступлений и рассмотрения уголовных дел в судах, в том числе процессуальные средства выявления причин и условий совершаемых преступлений и процессуальные формы реагирования на них. Она обосновывает юридическую необходимость подобного реагирования, разрабатывает научные основы процессуально-профилактической деятельности правоохранительных органов, профилактическую направленность многих процессуальных институтов. В конечном итоге весь уголовный процесс подчинен идее предупреждения преступлений и содержит в

себе возможность оказывать сдерживающее влияние на преступность. Результаты же криминологических исследований помогают процессуальной науке совершенствовать в этом направлении как процессуальное законодательство, так и практическую деятельность по расследованию преступлений и рассмотрению уголовных дел (построение следственных версий, выявление и оценка доказательств, индивидуализация ответственности и т. п.).

и силу ряда оостоятельств, криминологические исследования в значительной части тематически перекликаются с проблемами осуществления исправительно-трудового воздействия на преступника. Это определяет тесную связь криминологии с исправительно-трудовым правом. Кроме того, криминологию интересует процесс отбывания наказания, во-первых, потому, что при этом нередко обнаруживаются и проявляются существенные для правильной оценки личности преступника и причин совершенного им преступления обстоятельства; во-вторых, потому, что исправительно-трудовое воздействие есть форма индивидуальной профилактики. Не подменяя исправительно-трудовое право, исправительно-трудовую психологию и исправительно-трудовую педагогику, криминология учитывает их приемы, методы и результаты при разработке собственно криминологических методов решения профилактических задач в борьбе с преступностью.

Отбыванию наказания (в особенности такого, как лишение свободы, ссылка, высылка, а также условное осуждение и условно-досрочное освобождение с обязательным привлечением к труду) могут сопутствовать специфические криминогенные факторы, затрудняющие исправление и перевоспитание личности, а порой и усугубляющие ее антисоциальную направленность. Разумеется, криминологию интересуют подобные факторы в связи с проблемой рецидива, его причин и путей предупреждения. Поскольку эти факторы связаны с отбыванием наказания, с реализацией его целей и задач, представляющих предмет исправительно-трудового права, специальное их исследование и разработка соответствующих противодействующих им мер — непосредственная задача именно данной науки, ее профилактического (криминологического) аспекта. Что же касается условий, в которых оказываются лица, отбывшие наказание, и которые влияют на их дальнейшее поведение, то это — проблема криминологии, поскольку речь идет об общих (обычных) условиях жизнедеятельности, хотя и осложненных особенностями субъектов, связанных с фактом их прошлого осуждения за преступление и отбытия уголовного наказания. Подобные особенности определяют специфику данной проблемы как проблемы рецидивной преступности, причин и условий рецидивного преступного поведения. Будучи в целом проблемой криминологической, рецидивная преступность имеет определенный исправительно-трудовой (пенитенциарный) аспект, касающийся тех причин и условий преступного рецидива, которые связаны с отбыванием наказания.

11. Криминология имеет определенные точки соприкосновения и взаимодействия и с юридическими науками не уголовно-правового цикла. Здесь теснее всего связь криминологии с административным правом, поскольку многие виды административных правонарушений: мелкое хулиганство, мелкая спекуляция, пьянство, уклонение от общественно полезного труда, нарушения правил торговли, правил занятия различными промыслами, нарушения правил пожарной и транспортной безопасности и прочие — представляют собой фор-

66

мы предпреступного поведения, как бы фоновые для преступности явления. В этом своем качестве они становятся объектами криминологических исследований. Криминология использует данные административно-правовой науки и положения административного законодательства об этих явлениях и в свою очередь вооружает административное право данными о связи правонарушений с преступностью.

Административная ответственность — меры административного взыскания, принуждения, пресечения, административное законодательство, регулирующее применение этих мер, имеют ярко выраженную профилактическую направленность. В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик об ответственности за административные правонарушения предупреждение преступлений названо в качестве одной из задач этого законодательства. Нормативное регулирование деятельности по предупреждению преступлений бывает весьма близким к административному праву. В этом плане криминология связана с государственным правом, поскольку предупреждение преступности рассматривается в социалистическом обществе как общегосударственная задача, осуществляемая совокупными, но дифференцированными усилиями всех звеньев советского государственного организма, систему и структуру которого регламентирует государственное право.

В заключение следует сказать и о связи криминологии с некоторыми естественными и точными науками. Поскольку в задачу предмета криминологии входит изучение преступности как относительно

массового социального явления, а также закономерностей и механизма индивидуального преступного поведения и личности преступника, криминология не может не интересоваться данными наук, изучающих человека, особенностями его физической и психической организации, влияющими на поведение. В структуре человеческой личности, в том числе и личности преступника, естественные (природные) свойства человека являются необходимым и непреложным компонентом. Неукоснительно придерживаясь марксистско-ленинской материалистической позиции в истолковании социальной природы преступности, ее причин и личности преступника, советская криминология не отвергает роли подобных свойств человека, накладывающих отпечаток и на процесс формирования его как личности, и на совершаемые им поступки. Поэтому для криминологии важны положения биологии, физиологии, психиатрии о свойствах и особенностях человеческого организма, которые связаны с его жизнедеятельностью и отражаются на его поведении.

Взаимодействие криминологии, психологии и физиологии актуально и перспективно в изучении половозрастных особенностей правонарушителей, криминологического значения явления акселерации, влияния алкоголизма и наркомании на антиобщественное поведение человека. Данные психиатрии о неврозах, психопатии и иных психических отклонениях, не выходящих за рамки вменяемости, необходимы криминологии для правильной оценки криминогенной роли подобных состояний, способствующих антиобщественному поведению, что особенно очевидно в насильственных преступлениях, при бродяжничестве и хулиганстве.

13. В последние годы возрастающее значение приобрела связь криминологии с математикой и кибернетикой. Следует сказать, что возможности математического анализа общественных явлений, в том числе преступности, подвергались сомнению некоторыми философами, социологами, криминологами. Указывалось, в частности, на невозможность выразить в количественных показателях сложные и тонкие явления и процессы, связанные с психологией людей: на не-

1. Криминология взаимодействует с правовыми и социологическими науками, а также со смежными отраслями права, на стыке которых она и развивается. Изюридических наук криминология наиболее тесно взаимодействует с уголовным правом.

Уголовно-правовая теория и основанный на ней уголовный закон дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам, а криминология предоставляет информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, делает прогнозы относительно изменений в социально негативных явлениях. Это позволяет своевременно реализовывать нормотворческую деятельность в плане признания деяний преступными либо перевода преступлений в ранг иных правонарушений.

^ 2. Связь криминологии и уголовного процесса состоит в том, что общественные отношения, регулируемые уголовно-процессуальными нормами, нацелены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений.

3. Криминалистика разрабатывает методику обнаружения и фиксации фактических данных о причинах и условиях преступлений, типологические характеристики ситуаций совершения преступлений, способов действий преступников, а также организационно-технические и тактические средства защиты личности и имущества от преступлений, затрудняющие совершение последних. Криминология же указывает основные направления для их разработки, вытекающие из данных о структуре и динамике преступности, типичных криминогенных ситуациях и т. п., а также рассматривает эти рекомендации как составную часть системы профилактических мер и анализирует эффективность их применения.

4. Взаимодействие уголовно-исполнительного права и криминологии наиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рецидивом пре-

ступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации лиц, совершивших преступление по отбытии ими наказания. При этом уголовно-исполнительное право изучает сам порядок и процесс отбывания наказания в аспекте реализации его целей, возникающие здесь проблемные ситуации, а криминология - причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

^ 5. Криминология связана с деликтологией. Это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений.

^ 6. Криминология также использует данные общей, социальной и юридической психологии для познания причин и условий преступности и преступлений, так как они играют ведущую роль в изучении и классификации личности преступника, значимы для разработки мер профилактического воздействия. Это же относится к данным демографии, социологии и политологии,которые значимы при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, и т. д.
ТЕМА 4. Методы криминологического исследования
Методы криминологического исследования определяются как система приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения преступности.

В криминологических исследованиях используются общенаучные и специальные методы.

Общенаучные методы познания — это общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые используются в различных отраслях научного (

анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза, обобщение, абстракция, эксперимент, формализация, аналогия, исторический подход, системный подход, системный анализ, моделирование, математические методы и др.)

^ Анализ представляет собой процесс мысленного или реального разложения целого на части, а синтез — процесс соединения элементов в единое целое.

Индукция — это способ рассуждения от частных фактов и положений к общим выводам; дедукция же понимается как выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер.




^ Обобщение — это отражение и формулирование тенденций, лежащих в основе изучаемого процесса.

Абстракция — это процесс мысленного выделения определенных свойств и связей изучаемого явления и отвлечение их от побочных явлений.

^ Эксперимент (проба, опыт) определяет характеристики функционирования объекта в заданных условиях с целью получения новой информации о нем.

Формализация - это представление и изучение какой-либо содержательной области знания в виде форм, системы исчисления, например в виде математических или логических методов.

Аналогия — это соответствие, сходство предметов, явлений или процессов в каких-либо свойствах. Умозаключения по аналогии — это знания, полученные при изучении одного объекта, которые переносятся на менее изученные, сходные по существенным свойствам и качествам.

Исторический подход — это рассмотрение и изучение закономерного процесса движения и развития общества с учетом характеристик и особенностей конкретного временного периода.

Системный подход — это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, целостности этих объектов и многообразия их связей в единстве.

Системный анализ - это совокупность методологических средств и приемов, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам. Системный анализ опирается на принципы системного подхода, а также на ряд математических и других количественных методов. Основная процедура - это построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации.

Моделирование - это способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации. Эффективное исследование такого комплексного явления, как преступность невозможно без использования методов моделирования.

^ Математические методы - это совокупность способов, подходов, путей и средств количественного и качественного познания предметов реального мира.

Специальные (частнонаучные) методыэто способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования(• аналитическое обследование (группировка и ранжирование);• социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки);• статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция);• социологические методы (опрос, анкетирование, интервьюирование);• функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный) и другие.

Аналитическое обследование статистических данных о преступности может производится в виде группировки преступлений. Статистическая группировка — это распределение единиц совокупности на однородные, качественно различающиеся между собой группы по тем или иным существенным для данного исследования признакам.

^ Основная задача группировок в криминологическом исследовании — дать наиболее полную и всестороннюю количественную характеристику преступности, личности преступников, жертв преступлений, причин и условий преступлений и реакции общества на них.

^ Ранжирование преступлений производится по признаку общественной опасности в плане выявления эффективности применения уголовно-репрессивных мер.

Социологические методы включают опрос, анкетирование и интервью-, ирование.

Опрос — это метод сбора данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т. д., основанный на непосредственном (очный опрос — интервью) и опосредованном (заочный опрос - анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом). Интервьюирование позволяет собирать информацию о фактах, субъективных суждениях, мотивах поведения, установках и т. д. Поэтому личностный характер отношений между интервьюером и респондентом, субъективность оценок предъявляют жесткие методологические и методические требования к подготовке и проведению опроса, невыполнение которых ведет к искажению результата. Интервьюирование используется реже, чем анкетирование, так как более трудоемко.

Выделяют три вида интервью: формализованное - по вопроснику; фокусированное - изучается конкретный объект; неформализованное (свободное), без вопросника; при этом необходимо определиться с перечнем информации по конкретной задаче. Анкетный опрос (анкетирование) - один из эффективных и широко используемых в криминологии методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц; уровнях знания ими требований права и следования им; их склонностях, симпатиях и антипатиях; оценки своих действий и поведения других в одних и тех же ситуациях; не зафиксированных в других документах сведениях о прошлом, об окружении и т. п. Анкетный опрос (анкетирование) может быть групповым или индивидуальным.

Процесс применения метода анкетного опроса состоит из следующих этапов: формулировка вопросов, вытекающих из программы исследования; расстановка вопросов в анкете, обсуждение и рецензирование анкеты; пробный опрос;

учет замечаний и подготовка окончательного варианта анкеты; размножение анкеты; распространение и сбор анкет; логический анализ анкет; кодировка анкет и составление таблиц;

статистическая обработка информации, собранной в результате анкетного опроса.

Преимущества анкетного метода по сравнению с очным опросом заключаются в том, что он дает возможность- в короткий срок и при небольших материальных затратах охватить представительную группу изучаемых лиц, получить сведения "из первых рук";

быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени в целях выявления происшедших изменений;

путем тщательной разработки, получения квалифицированных консультаций подготовить вопросы анкеты на высоком качественном уровне по содержанию и форме;

при необходимости обеспечить эффект анонимности опрашиваемых.

Социологическое обследование - это методы исследования общественных процессов и явлений.

Контент-анализ — это прием оценки содержания текста по ключевому слову, часто употребляемому и отражающему смысловое содержание текста. Для социологического обследования группы более 500 человек, как правило, применяетсявыборочный метод. Процесс выборки основан на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик социальных объектов. Выводы о целом на основании изучения его выборки будут правомерными в том случае, если выборка по своим основным характеристикам является моделью всей изучаемой совокупности явлений. Различают выборки вероятностные и целенаправленные. Вероятностная (случайная) выборка сводится к тому, что каждый элемент совокупности имеет равную возможность попасть в выборку. Целенаправленная выборка — это выборка, к которой неприменим принцип вероятности или случайности; она осуществляется с помощью методов: стихийности выборки; основного массива; квотной выборки. В зависимости от цели определяется допустимая точность выборки. Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знания или практики по определенным вопросам, важным для исследователя. Количество привлекаемых экспертов обычно не превышает 20-30 человек. При оценке мнений отбрасываются крайние оценки.

Статистический анализ предполагает использование таких способов, как аппроксимация и экстраполяция.

Аппроксимация (приближение) - это замена одних математических объектов другими, более простыми, но близкими по сути к исходным, например замена кривых линий близкими к ним ломаными. Это бывает важно при исследовании динамики преступности. Экстраполяция означает распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть. Метод экстраполяции используют для кратковременных прогнозов преступности.

Дисперсионный анализ — это совокупность методов определения размеров частей и целого в дисперсионных системах. Дисперсия в математической статистике и теории вероятностей является мерой рассеивания наблюдаемой величины.

Корреляция - это вероятностная или статистическая зависимость. В отличие от функциональной зависимости корреляция возникает тогда, когда зависимость одного из признаков от другого осложняется рядом случайных факторов.

^ Дисперсионный и корреляционный анализ необходимы при исследовании преступности для определения ее связи с причинами и условиями, а также связи между последними.

§ 8. Криминология и другие науки

Само определение предмета криминологии говорит о том, что данная наука изучает комплекс сложных явлений и вследствие этого связана с иными науками. Это науки юридические и социальные в широком смысле слова.

Прежде всего, рассмотрим соотношение криминологии с юридическими науками. Наиболее тесно криминология связана с уголовным правом.

В науке долгое время господствовало мнение, что криминология – это составная часть уголовного права. Однако с развитием криминологии менялись и взгляды на ее место в системе общественных наук. Через некоторое время криминология была признана самостоятельной отраслью научного знания.

Самостоятельность криминологической науки, существующей наряду с наукой уголовного права, обусловлена тем, что криминология подходит к изучению проблемы преступности с других позиций, использует методы, отличные от методов науки уголовного права. Наука уголовного права рассматривает уголовно наказуемое деяние и преступника как уголовно-правовое явление и исследует его, главным образом, формально-логическим, дедуктивным, нормативным методами. Криминологическая наука понимает данное явление как фактическое, общественно опасное и изучает его, прежде всего, индуктивным, социологическим, статистическим и другими методами.

Данные науки различаются и целями своих исследований. Цель криминологии по сравнению с наукой уголовного права является более широкой: проверка эффективности всех (в том числе и уголовно-правовых) методов и средств, направленных на постепенное снижение преступности. Вместе с тем необходимо отметить, что при разработке вопросов борьбы с преступностью обе науки взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Криминология тесно связана с наукой уголовного процесса, изучающей процедуры предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел. В уголовно-процессуальном законодательстве содержится прямое предписание: следователь, прокурор, суд обязаны по каждому уголовному делу выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, и предлагать меры по их устранению.

Связь криминологии с криминалистикой проявляется различным образом. С одной стороны, теоретические установки криминологии о причинах и условиях конкретных преступлений имеют определяющее значение для методики и тактики расследования преступлений. С другой – криминалистические приемы раскрытия причин и условий конкретных преступлений, разрабатываемые криминалистикой успешно применяемые в криминологии, играют существенную роль в профилактической направленности расследования преступлений.

Криминология взаимодействует и с наукой уголовно-исполнительного права, изучающей принципы и условия назначения и отбывания наказаний. Несмотря на относительную самостоятельность последней, изучение социологических и психологических аспектов исполнения наказания взаимосвязано с криминологическими исследованиями. Наряду с этим криминологические исследования проблем личности преступника и механизма индивидуального преступного поведения могут иметь определенную ценность для пенитенциарной практики с области организации воспитательной работы с осужденными.

Уголовная статистика снабжает криминологические исследования огромным фактологическим материалом о преступлениях и осужденных лицах, о вреде, причиненном преступлениями обществу, об основных социальных характеристиках личности преступника, о профилактических мерах, применяемых правоохранительными органами. Эти статистические данные имеют существенное значение для теоретических обобщений и выводов, направленных на совершенствование борьбы с преступностью. Кроме того, статистика предоставляет в распоряжение криминологии систему методов статистического наблюдения за преступностью.

Значительна связь криминологии и с юридической психологией, особенно с такими ее отраслями, как криминальная и исправительная психология.

При этом, как отмечалось выше, криминология не менее тесно связана и с науками, не имеющими юридической направленности. Прежде всего, это социология, изучающая общество в процессе его функционирования. Социология обогащает криминологические исследования, предоставляя им множество социологических исследований о развитии общественных явлений, о происходящих в обществе структурных изменениях, о развитии миграции, процессе урбанизации, о социальной активности людей, об условиях и образе их жизни и т. д. Кроме того, криминология заимствует у социологии методики исследования социальных явлений и процессов. С другой стороны, криминологические данные – ценный источник сравнительного анализа при социологических исследованиях, цель которых – оценка негативного воздействия преступности на общество.

Криминология активно использует достижения психологии, ее различных отраслей. Теоретические установки и эмпирические исследования общей и социальной психологии необходимы для изучения всех личностных особенностей, определяющих механизм индивидуального преступного поведения. Изучение психологических черт личности преступника как элемента криминологической характеристики невозможно без углубленного анализа эмоционально-волевой, интеллектуальной и, особенно, мотивационной сферы лиц, совершивших преступления, их антисоциальной направленности, которые, в конечном счете, определяют и их преступное поведение. Познание проблем формирования личности преступника и непосредственной причины индивидуального преступного поведения невозможно без глубокого анализа межличностных отношений в микросоциальной среде.

Связь криминологии с экономическими науками проявляется не только при изучении преступности в сфере экономики и корыстной преступности, но и при оценке материальных факторов в генезисе социальной детерминации преступности, разработке системы экономических мер по снижению или предотвращению преступлений в отдельных сферах экономики. Данные, подчерпнутые из различных сфер экономической, социально-культурной и демографической статистики, также используются в криминологических исследованиях.

1. Криминология взаимодействует с правовыми и социологическими науками, а также со смежными отраслями права, на стыке которых она и развивается. Изюридических наук криминология наиболее тесно взаимодействует с уголовным правом.

Уголовно-правовая теория и основанный на ней уголовный закон дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам, а криминология предоставляет информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, делает прогнозы относительно изменений в социально негативных явлениях. Это позволяет своевременно реализовывать нормотворческую деятельность в плане признания деяний преступными либо перевода преступлений в ранг иных правонарушений.

^ 2. Связь криминологии и уголовного процесса состоит в том, что общественные отношения, регулируемые уголовно-процессуальными нормами, нацелены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений.

3. Криминалистика разрабатывает методику обнаружения и фиксации фактических данных о причинах и условиях преступлений, типологические характеристики ситуаций совершения преступлений, способов действий преступников, а также организационно-технические и тактические средства защиты личности и имущества от преступлений, затрудняющие совершение последних. Криминология же указывает основные направления для их разработки, вытекающие из данных о структуре и динамике преступности, типичных криминогенных ситуациях и т. п., а также рассматривает эти рекомендации как составную часть системы профилактических мер и анализирует эффективность их применения.

4. Взаимодействие уголовно-исполнительного права и криминологии наиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рецидивом пре-

ступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации лиц, совершивших преступление по отбытии ими наказания. При этом уголовно-исполнительное право изучает сам порядок и процесс отбывания наказания в аспекте реализации его целей, возникающие здесь проблемные ситуации, а криминология - причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

^ 5. Криминология связана с деликтологией. Это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений.

^ 6. Криминология также использует данные общей, социальной и юридической психологии для познания причин и условий преступности и преступлений, так как они играют ведущую роль в изучении и классификации личности преступника, значимы для разработки мер профилактического воздействия. Это же относится к данным демографии, социологии и политологии,которые значимы при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, и т. д.
ТЕМА 4. Методы криминологического исследования
Методы криминологического исследования определяются как система приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения преступности.

В криминологических исследованиях используются общенаучные и специальные методы.

Общенаучные методы познания — это общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые используются в различных отраслях научного (

анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза, обобщение, абстракция, эксперимент, формализация, аналогия, исторический подход, системный подход, системный анализ, моделирование, математические методы и др.)

^ Анализ представляет собой процесс мысленного или реального разложения целого на части, а синтез — процесс соединения элементов в единое целое.

Индукция — это способ рассуждения от частных фактов и положений к общим выводам; дедукция же понимается как выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер.




^ Обобщение — это отражение и формулирование тенденций, лежащих в основе изучаемого процесса.

Абстракция — это процесс мысленного выделения определенных свойств и связей изучаемого явления и отвлечение их от побочных явлений.

^ Эксперимент (проба, опыт) определяет характеристики функционирования объекта в заданных условиях с целью получения новой информации о нем.

Формализация - это представление и изучение какой-либо содержательной области знания в виде форм, системы исчисления, например в виде математических или логических методов.

Аналогия — это соответствие, сходство предметов, явлений или процессов в каких-либо свойствах. Умозаключения по аналогии — это знания, полученные при изучении одного объекта, которые переносятся на менее изученные, сходные по существенным свойствам и качествам.

Исторический подход — это рассмотрение и изучение закономерного процесса движения и развития общества с учетом характеристик и особенностей конкретного временного периода.

Системный подход — это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, целостности этих объектов и многообразия их связей в единстве.

Системный анализ - это совокупность методологических средств и приемов, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам. Системный анализ опирается на принципы системного подхода, а также на ряд математических и других количественных методов. Основная процедура - это построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации.

Моделирование - это способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации. Эффективное исследование такого комплексного явления, как преступность невозможно без использования методов моделирования.

^ Математические методы - это совокупность способов, подходов, путей и средств количественного и качественного познания предметов реального мира.

Специальные (частнонаучные) методыэто способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования(• аналитическое обследование (группировка и ранжирование);• социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки);• статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция);• социологические методы (опрос, анкетирование, интервьюирование);• функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный) и другие.

Аналитическое обследование статистических данных о преступности может производится в виде группировки преступлений. Статистическая группировка — это распределение единиц совокупности на однородные, качественно различающиеся между собой группы по тем или иным существенным для данного исследования признакам.

^ Основная задача группировок в криминологическом исследовании — дать наиболее полную и всестороннюю количественную характеристику преступности, личности преступников, жертв преступлений, причин и условий преступлений и реакции общества на них.

^ Ранжирование преступлений производится по признаку общественной опасности в плане выявления эффективности применения уголовно-репрессивных мер.

Социологические методы включают опрос, анкетирование и интервью-, ирование.

Опрос — это метод сбора данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т. д., основанный на непосредственном (очный опрос — интервью) и опосредованном (заочный опрос - анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом). Интервьюирование позволяет собирать информацию о фактах, субъективных суждениях, мотивах поведения, установках и т. д. Поэтому личностный характер отношений между интервьюером и респондентом, субъективность оценок предъявляют жесткие методологические и методические требования к подготовке и проведению опроса, невыполнение которых ведет к искажению результата. Интервьюирование используется реже, чем анкетирование, так как более трудоемко.

Выделяют три вида интервью: формализованное - по вопроснику; фокусированное - изучается конкретный объект; неформализованное (свободное), без вопросника; при этом необходимо определиться с перечнем информации по конкретной задаче. Анкетный опрос (анкетирование) - один из эффективных и широко используемых в криминологии методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц; уровнях знания ими требований права и следования им; их склонностях, симпатиях и антипатиях; оценки своих действий и поведения других в одних и тех же ситуациях; не зафиксированных в других документах сведениях о прошлом, об окружении и т. п. Анкетный опрос (анкетирование) может быть групповым или индивидуальным.

Процесс применения метода анкетного опроса состоит из следующих этапов: формулировка вопросов, вытекающих из программы исследования; расстановка вопросов в анкете, обсуждение и рецензирование анкеты; пробный опрос;

учет замечаний и подготовка окончательного варианта анкеты; размножение анкеты; распространение и сбор анкет; логический анализ анкет; кодировка анкет и составление таблиц;

статистическая обработка информации, собранной в результате анкетного опроса.

Преимущества анкетного метода по сравнению с очным опросом заключаются в том, что он дает возможность- в короткий срок и при небольших материальных затратах охватить представительную группу изучаемых лиц, получить сведения "из первых рук";

быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени в целях выявления происшедших изменений;

путем тщательной разработки, получения квалифицированных консультаций подготовить вопросы анкеты на высоком качественном уровне по содержанию и форме;

при необходимости обеспечить эффект анонимности опрашиваемых.

Социологическое обследование - это методы исследования общественных процессов и явлений.

Контент-анализ — это прием оценки содержания текста по ключевому слову, часто употребляемому и отражающему смысловое содержание текста. Для социологического обследования группы более 500 человек, как правило, применяетсявыборочный метод. Процесс выборки основан на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик социальных объектов. Выводы о целом на основании изучения его выборки будут правомерными в том случае, если выборка по своим основным характеристикам является моделью всей изучаемой совокупности явлений. Различают выборки вероятностные и целенаправленные. Вероятностная (случайная) выборка сводится к тому, что каждый элемент совокупности имеет равную возможность попасть в выборку. Целенаправленная выборка — это выборка, к которой неприменим принцип вероятности или случайности; она осуществляется с помощью методов: стихийности выборки; основного массива; квотной выборки. В зависимости от цели определяется допустимая точность выборки. Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знания или практики по определенным вопросам, важным для исследователя. Количество привлекаемых экспертов обычно не превышает 20-30 человек. При оценке мнений отбрасываются крайние оценки.

Статистический анализ предполагает использование таких способов, как аппроксимация и экстраполяция.

Аппроксимация (приближение) - это замена одних математических объектов другими, более простыми, но близкими по сути к исходным, например замена кривых линий близкими к ним ломаными. Это бывает важно при исследовании динамики преступности. Экстраполяция означает распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть. Метод экстраполяции используют для кратковременных прогнозов преступности.

Дисперсионный анализ — это совокупность методов определения размеров частей и целого в дисперсионных системах. Дисперсия в математической статистике и теории вероятностей является мерой рассеивания наблюдаемой величины.

Корреляция - это вероятностная или статистическая зависимость. В отличие от функциональной зависимости корреляция возникает тогда, когда зависимость одного из признаков от другого осложняется рядом случайных факторов.

^ Дисперсионный и корреляционный анализ необходимы при исследовании преступности для определения ее связи с причинами и условиями, а также связи между последними.

Читайте также: