Коррупцию можно предотвратить точечными ударами

Обновлено: 04.07.2024

Что такое коррупция?

Коррупция — это использование своей должности и связанных с ней прав и обязанностей для получения личной выгоды.

Как государства борются с коррупцией внутри своих территорий?

Согласно конвенции, все страны, которые являются участниками борьбы против коррупции, вводят меры, накладывающие обязательства на должностных лиц предоставлять всю информацию в соответствующие органы о деятельности вне служебных полномочий, своих занятиях, активах и инвестициях.

Почему бороться с коррупцией важно?

Коррупция подразумевает под собой взяточничество, присвоение ресурсов, организованных для общего пользования, покровительство и предпочтение близких и родственников вне зависимости от их навыков и умений, оказание давления при формировании законов и правил для извлечения личной выгоды. Все эти факторы оказывают негативное влияние на обстановку как в бизнесе, так и в разных сферах деятельности:

  • квалифицированным специалистам не дают развиваться;
  • закрываются полезные для общества предприятия и организации;
  • снижается качество продукции и услуг;
  • граждане не могут отстоять свои права, прописанные в законодательстве;
  • активно развивается преступность и другое.

Подобная атмосфера вызывает недовольство обычных граждан и недоверие к вышестоящим инстанциям, что приводит к разладу в обществе, тормозит его развитие.

Международный валютный фонд подсчитал, что, если бы все страны свели коррупцию к минимуму, то доход от ныне потерянных налогов мог бы достигнуть один триллион долларов или 1,25% мирового ВВП.

Как противостоят коррупции в России?

  • организация и защита основных прав и свобод жителей страны;
  • правомерность действий;
  • открытая для публики деятельность госорганов и органов местного самоуправления;
  • привлечение к ответственности лиц, уличенных в коррупции;
  • совместное применение политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и других способов для уменьшения коррупции;
  • совместная деятельность правительства России с институтами гражданского общества, международными сообществами и физлицами.

Согласно действующим правилам, чиновники обязаны передавать работодателю информацию о собственных доходах, имуществе и обязательствах, связанных с ними. Сведения о доходах членов семьи – супруги или супруга и несовершеннолетних детей также положено передавать вышестоящей главе. Это касается и сотрудников полиции, прокуратуры, органов внутренних дел России, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и военнослужащих.

За взяточничество в УК РФ введены штрафные санкции, отстранение от должности и/или отбывание наказания в местах лишения свободы.

Сейчас, если чиновник не может подтвердить законность приобретения земельных участков, объектов недвижимости, транспортных средств и ценных бумаг, их можно взыскать в пользу государства.

По указу главы России принят Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. А в марте нынешнего года в Госдуму внесли законопроект, согласно которому можно будет изымать деньги чиновников, если сумма на счете превысит официально установленный доход за последние три года.

Как каждый из нас может повлиять на ситуацию?

Коррупция была и остается одной из самых острых проблем современной России и серьезным препятствием на пути развития страны. Она, несомненно, наносит ущерб.

Сетовать на систему может каждый, но это никак не повлияет на ситуацию. Начинать всегда нужно в малого, а в конкретном случае с себя:

  • не давать взяток;
  • не принимать участие в коррупционных схемах;
  • знать свои права и обязанности, прописанные в законе;
  • в случаях вымогательства, сообщить о происходящем в правоохранительные органы, предоставив доказательства;
  • в ситуации, если чиновники нарушают ваши законные права, сообщить об этом в вышестоящие инстанции и отстаивать свою позицию;


Нет никаких сомнений в том, что коррупция во всех ее проявлениях представляет собой большое социальное зло.

Но можно ли победить коррупцию на Российской земле, и к каким последствиям может привести эта борьба – это вопросы, требующие объективного обсуждения.

Начнем с того, что коррупция в России существует исторически.

Не лучшим образом обстояли дела в судебной системе Российского государства. Взяточничество среди судей при осуществлении своих полномочий приобрело такой массовый характер, что в Судебнике 1497 г. была впервые установлена уголовная ответственность за получение взятки судьями.


Советская власть хотя и преследовала взяточничество, но искоренить эти явления не могла.
Если в период правления Иосифа Сталина коррупция была сведена к минимуму из-за массовых репрессий в отношении собственного народа, да и в связи с аскетичной жизнью последнего, то в период построения развитого социализма в СССР коррупция раскручивалась большими темпами. Достаточно вспомнить дело Медунова на Кубани и так называемое узбекское дело Тельмана Гдляна и Иванова, вскрывшего всю вертикаль взяточничества в органах власти советской республики. Известно, что и другие республики не были исключением.

По данным спикера Совета Федерации Сергея Миронова, подавляющее большинство доказанных взяток находится в диапазоне от 500 до 3 тыс. рублей.
Если 70% всех полученных взяток – от 500 до 10 тысяч рублей — то речь идет о мелких взятках, полученных должностными лицами в целях собственного выживания. Такие действия чиновников есть способ каким-то образом компенсировать низкие заработные платы. Если у сотрудника ГАИ зарплата находится в районе 10-15 тысяч рублей, то очевидно взятки им берутся не для того, чтобы роскошествовать, а для того, чтобы прокормить свою семью.
Нужно ли в таком случае продолжать борьбу с такой коррупцией? Думаю, что нет. При низких заработных платах чиновничества и при наличии властных полномочий всегда останется соблазн получить что-то мимо кассы.

Нам хорошо известно, что не малая часть уголовных дел о получении взяток спровоцированы оперативными сотрудниками для увеличения раскрываемости. Это когда к должностному лицу подсылается взяткодатель, который всеми силами пытается передать ему деньги в качестве взятки при отсутствии предварительной договоренности между ними о ее получении. При этом, если бы не такие действия сотрудников, то никакого преступления совершено бы не было. Сами спровоцировали преступление и сами его раскрыли.
По данным Счетной палаты РФ, в 2009 году ущерб от злоупотреблений при распределении бюджетных ресурсов составил 280 млрд. рублей. Но где конкретные уголовные дела по привлечению виновных лиц? Вот где реальная коррупция, требующая решительной и бескомпромиссной борьбы.

Встречаются факты выявления и крупных коррупционных преступлений.

По скандальному делу о взятке в 500 миллионов рублей в розыске находятся бывший прокурор ЦАО столицы и действующий начальник отдела по противодействию экстремизму ГУВД.
В январе судьей Басманного суда было вынесено постановление об аресте следователя Главного следственного управления СКП РФ и неработающего гражданина. Их подозревают в вымогательстве особо крупной взятки. Они требовали 15 миллионов долларов за невозбуждение уголовного дела о рейдерском захвате предприятия.

К чему ведет борьба с коррупцией в судах.

Необходимо признать, что в последние годы коррупции в Российских судах стало меньше.
Но есть и обратная сторона медали.
Большие судейские руководители взяли под полный и тотальный контроль нижестоящие суды. Председатели судов субъектов взяли под контроль судей субъектов, председатели городских и районных судов взяли под контроль судей районных и городских судов, да еще и мировых судей заодно.


Так, Волгоградская судья Гусева была лишена статуса в 2008 г. Проблемы у судьи Гусевой начались в еще 2005 году, когда она отказалась принимать участие в ежедневных планерках, на которых судьи должны были отчитываться о находящихся у них в производстве делах. По распоряжению прежнего председателя Центрального районного суда, судьи должны были в обязательном порядке обсуждать с руководством дела, где сторонами выступают органы государственной власти и должностные лица.

Видимо, такая практика существует не только в Волгоградском областном суде.
Ведомственный контроль над судьями проявляется в запретах самостоятельно выносить оправдательные приговора (хотя это и ранее было), применять условное осуждение, применять положения ст. 64 УК РФ (назначение наказания, ниже низшего предела), освобождать из-под стражи, прекращать уголовные дела за примирением сторон и т.д.

Вынесение любого смелого решения судьей воспринимается контролерами как результат коррупционного влияния. Суды окутаны подозрительностью и недоверием.
В таких условиях судьи боятся выносить решения в интересах граждан, даже если такие решения полностью соответствуют закону. Принцип законности невольно уступает неписанному принципу целесообразности, объективность уступает тенденциозности.

Генеральный прокурор Юрий Чайка признал, что в России снижаются темпы борьбы с коррупцией и растет средняя сумма взятки. Ранее неспособность побороть коррупцию признал Следственный комитет.
В то же время продолжает расти средний размер взятки в России. В настоящее время, по данным МВД, она составляет 30,5 тыс. рублей, вплотную приблизившись к средней зарплате российского чиновника.

Представляет интерес инициатива Президента РФ Медведева Д.А. по реформированию уголовных наказаний коррупционерам. Если учесть, что 70% взяточников брали взятки в сумме до 10 тысяч рублей, то наказание в виде штрафа, кратное сумме взятки, гораздо эффективнее и справедливее, чем лишение свободы.


В рамках статьи автор предлагает ряд мероприятий, направленных, если не на искоренение, то на минимизацию причин коррупции.

Вывод автора о том, что, только консолидировав усилия, можно разработать качественную программу по искоренению существующего механизма коррупции, не может не заслуживать внимания.

Ключевые слова: антикоррупционные мероприятия, государственное управление, государственные программы борьбы с коррупцией, коррупция, коррумпированность, профилактика.

Within the framework of the article, the author suggests a number of measures aimed, if not at eradicating, then at minimizing the causes of corruption. The author's conclusion that only by consolidating efforts, it is possible to develop a high-quality program to eliminate the existing mechanism of corruption, cannot but deserve attention.

Keywords: anti-corruption measures, public administration, state anti-corruption programs, corruption, corruption, prevention.

Борьба с коррупцией является осознанной необходимостью современного государства. О чем наглядно, с неизменным постоянством, свидетельствует диагностируемый негативный факт активного распространения преступлений коррупционной направленности. Разрушительное влияние коррупционной преступности на разные сферы жизнедеятельности общества осознается не только на уровне руководства отдельных государств и международным сообществом. Эта проблема активно обсуждается научной общественностью и простыми гражданами, что имеет принципиальное значение, так как, только консолидировав усилия, можно разработать качественную программу по искоренению существующего механизма коррупции.

Предупреждение коррупции должно быть основано на трех базовых стратегиях:

  1. профилактика коррумпированности государственного управления;
  2. борьба с коррупционными проявлениями в сфере государственного управления;
  3. ликвидация последствий коррупции.

В целом, профилактику нужно определять как мероприятия предупредительного воздействия в совокупности, которые проводятся с целью предотвращения появления новых коррупционных форм. Предлагаем профилактику коррумпированности государственного управления определить следующим образом:

– проводится работа с отдельной личностью для того, чтобы сформировать у нее правопослушание;

– минимизируются криминогенные условия, связанные с совершением преступления, коррупционной направленности.

Задачи профилактики видятся в следующем:

– корректировать отрицательные формы поведения лица;

– не допустить совершения новых преступных деяний.

Профилактика коррумпированности государственного управления должна быть направлена на следующее:

В большинстве стран БРИКС для борьбы с коррупцией в сфере государственного управления формируется антикоррупционный комплаенс-контроль:

– создаются отдельные структурные подразделения, которые должны отвечать за предотвращение коррупции;

– принимаются документы, декларирующие неприятие коррупции;

– антикоррупционные положения включены во многие внутренние документы организаций.

В Узбекистане создано и функционирует Агентство по противодействию коррупции, которое подчиняется президенту и отчитываться перед парламентом. В функциональные обязанности Антикоррупционного органа входит разработка и реализация госполитики в области предупреждения и борьбы с коррупцией [5].

  1. Антикоррупционное законодательство должно эффективно реализовываться. Не следует забывать, что каким бы совершенным ни было законодательство, оно будет малоэффективным, если не будет мотивационного начала. Общество и государство должно быть заинтересовано в реализации такого законодательства, минимизации коррупционных проявлений.

В настоящее время на территории Российской Федерации реализуется законодательный пакет, предусматривающий предоставление доступа ко всей информации о недвижимости. Включены в этот пакет и нормы, обязывающие служащих декларировать свои доходы. В числе недостатков этой системы укажем на многочисленное число неверных деклараций. Не исключены ситуации, когда политики, в том числе и государственные служащие не указывают достоверную информацию о доходах и имуществе. Данный факт связан с тем, что сегодня нет службы контроля за этими данными. Более того, продолжают приниматься законы, позволяющие чиновникам скрывать данные о своих оффшорах, недвижимости и имеющихся у них компаниях.

Кроме представленных мероприятий, профилактика коррумпированности государственного управления, а также ликвидация последствий коррупции должна включать:

– разработку действенных мер, направленных на профилактику коррупции применительно к конкретной сфере государственного управления;

– назначение такого уровня заработной платы служащим государственного управления, при котором служащим будет экономически и социально невыгодно внедряться в коррупционные схемы;

– установление процедур защиты лиц, которые могут пожаловаться на действия руководителей, при обвинении последних в коррупционных проявлениях;

– развитие сотрудничества с зарубежными государствами по противодействию коррупции, в том числе и в сфере государственного управления.

Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, профилактика коррумпированности, борьба, коррупция, УК РФ, антикоррупционная политика, антикоррупционное законодательство, качественная программа, коррупционная направленность, Российская Федерация.

Ключевые слова

профилактика, коррупция, государственное управление, антикоррупционные мероприятия, государственные программы борьбы с коррупцией, коррумпированность

антикоррупционные мероприятия, государственное управление, государственные программы борьбы с коррупцией, коррупция, коррумпированность, профилактика

Говоря о положении дел с коррупцией в стране, представители власти прибегают к успокаивающей риторике: мол, боремся с ней не покладая рук, эффективность этой работы из года в год повышается. В медиа-пространстве периодически освещают громкие коррупционные дела, но в обществе бытует мнение, что это лишь верхушка айсберга и необходимы более системные решения.


Коррупция многолика, она может проявляться в широкой гамме правонарушений: взяточничестве, злоупотреблении влиянием, конфликте интересов, подкупе, хищении госсобственности и т. д. В любом её виде она вызывает в обществе особое неприятие, так как коррумпированный чиновник сродни оборотню: он пользуется своим официальным статусом и вверенными властными полномочиями не во имя служения народу и государству, а для личного обогащения.

По данным Генпрокуратуры, с начала текущего года в связи с утратой доверия за коррупционные преступления были уволены 300 чиновников. Кара настигла тех из них, кто сокрыл сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, не принял меры по урегулированию конфликта интересов, вёл бизнес в нарушение антикоррупционных запретов.

Как сообщал ранее руководитель управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Виктор Балдин, в прошлом году за коррупционные преступления осудили почти 1000 работников правоохранительной системы и более 500 чиновников. Ущерб от коррупционных преступлений превысил 63 млрд рублей.

Ввиду того что злокозненные схемы по уводу денег из государственной казны плетутся вдали от нескромных глаз и в тиши уединённых кабинетов, подсчитать реальный размер ущерба довольно сложно. Во всяком случае, глава Счётной палаты Алексей Кудрин (а ему можно доверять) утверждает, что ущерб от коррупции в стране исчисляется в триллионах рублей. Помимо всего прочего, коррупция искажает стимулы в экономике: вместе с потерей темпов экономического роста происходит торможение в росте доходов населения, инвестициях и т. д.

Судя по ежегодному исследованию Международной неправительственной организации Transparency International, в 2020 году в Индексе восприятия коррупции Россия заняла 129 место из 180, набрав 30 баллов из 100. Гордиться, конечно, нечем, но можно себя утешить тем, что есть небольшой прогресс по сравнению с предыдущим годом: тогда Россия была на 137-м месте с 28 баллами. Такой уровень явно не соответствует ожиданиям общества. Согласно опросу "Левада-центра"* (признан в России иноагентом), коррупцию и взяточничество считают общественной проблемой 39% населения. Ей отдают третье место сразу после двух общепризнанных бед — роста цен и бедности, опровергая стереотип о дураках и дорогах.

"Правдорубам" нужна защита


Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков настроен, с одной стороны, довольно оптимистично, говоря, что борьба с коррупцией стала неотъемлемой частью государственной службы. А с другой стороны, видит гораздо большую угрозу в бытовой коррупции. Взятки будут брать, пока их не перестанут давать. Для успеха в борьбе с этим злом общество должно проникнуться абсолютной нетерпимостью к коррупции, с чем мы пока не справляемся. По мнению Пескова, чтобы общество для этого созрело, должно пройти несколько поколений.

Власти решили не пускать данный процесс на самотёк: недавно президент Владимир Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Согласно указу президента, Генпрокуратура должна в ближайшие месяцы подготовить предложения по детализации сведений о доходах, которые публикуются в интернете, ежегодно представлять доклад о выявлении фактов подкупа иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, от силовых ведомств требуется представить предложения по запрету госслужбы для тех, кто отделался штрафами "за коррупционное преступление".

Надзорному ведомству также поручено вместе с Центробанком подготовить предложения по вопросам, связанным с получением прокурорами информации, составляющей банковскую тайну. Намечено совершенствовать меры по противодействию коррупции в частном секторе экономики и при госзакупках. При этом ставится цель расширять участие граждан и институтов гражданского общества, применение цифровых технологий для противодействия коррупции. Минобрнауки поручено проработать вопрос открытия магистратуры для студентов по программе "Антикоррупционная деятельность".

Долгие годы борьбы с коррупцией в рыночных условиях, которая идёт с переменным успехом, поставили вопрос о необходимости уточнения некоторых понятий, содержащихся в законе "О противодействии коррупции". Видимо, потребуется помощь научных и экспертных кругов, чтобы уйти от любой расплывчатости и двойственности толкования таких понятий, как "личная заинтересованность", конфликт интересов", "лица, находящиеся в близком родстве" и т. д.

Особое внимание экспертов вызвал пункт в Национальном плане о необходимости "проанализировать практику применения мер по защите лиц", сообщивших работодателям или правоохранителям о фактах коррупции. В условиях, когда взяточничество и коррупция стали системой, выступить против неё — себе дороже. К сожалению, можно привести немало случаев, когда "правдорубы" решались выступить против коррупционеров, но сами же превращались в обвиняемых и попадали на скамью подсудимых. Те, кто борется с коррупцией, должны быть реально защищены — будь то правоохранители или обычные граждане.

Коррупционер — находка для агрессора


Инициатив на тему того, как прижать к ногтю нечистых на руку дельцов на государевой службе или в предпринимательской среде, вокруг звучит немало. В мае Госдума приняла в первом чтении законопроект, закрепляющий возможность изымать у чиновников денежные средства, нажитые нечестным путём. Как отметил глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарёв, сегодня есть правовая возможность обращения в доход государства незаконно нажитого имущества коррупционеров (земельных участков, недвижимости, автомобилей и ценных бумаг), но подобной нормы в отношении денежных средств в законе не прописано.

Сторонники бескомпромиссной борьбы с коррупцией предлагают дополнить существующие в российском уголовном праве термины "мошенничество" и "злоупотребление служебным положением" понятием "незаконное обогащение". Подобная рекомендация содержится в 20 статье конвенции ООН против коррупции, с ратификацией которой Россия не торопится. Согласно документу ООН, под незаконным обогащением подразумевают "значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать".

Порой звучат предложения совсем смелые, находящиеся за пределами либеральных представлений о юриспруденции и праве. Так, экс-глава МВД Анатолий Куликов полагает, что за крупные преступления, связанные с миллиардными взятками, пора вводить у нас высшую меру наказания. К его единомышленникам можно отнести и главу "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина, у которого особое возмущение вызывает коррупция в сфере ОПК.

"Здесь речь идёт не только о преступлениях, связанных с хищением государственных средств, но воруют у обороны, у безопасности страны, — заявил Рогозин. — Фактически, это потворство агрессору".

В России нашлось бы немало тех, кто поддержал бы крайнюю меру против коррупционеров, тем более что все в курсе практики, принятой в Китае. В качестве примера можно вспомнить, как в начале года был казнён бывший председатель совета директоров госкомпании по управлению активами China Huarong Asset Management Co Лай Сяомин за незаконное присвоение активов на сумму $277 млн.

Мы могли бы обойтись и без крайних мер в борьбе с коррупцией. Эксперты часто ставят в пример основателя современного Сингапура Ли Куан Ю, который начал борьбу с мздоимством с посадки людей из своего ближнего круга. Чтобы законы действовали, элиты страны должны собственным поведением демонстрировать готовность к строгому соблюдению установленных правил. И если этого не происходит, есть повод задуматься о том, не случайные ли люди прорвались в верхние эшелоны власти.

Читайте также: