Коррупция как угроза национальной безопасности россии

Обновлено: 10.05.2024

Нормативное определение коррупции даёт Федеральный закон: коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами[29]. К коррупции закон относит также совершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица.

О.В. Козаченкова полагает, что проявлений коррупции гораздо больше; к ним можно отнести также, кроме взяточничества, фаворитизм, кумовство, лоббизм, протекционизм, вымогательство, использование личных контактов для решения проблем третьих лиц, противоправное распределение и присвоение общественных ресурсов, незаконную приватизацию, незаконную поддержку и финансирование политических партий и объединений, предоставление льготных кредитов и займов[30].

История коррупции и борьбы с ней насчитывает тысячелетия, не обошла она стороной и Россию[31].

Достоверные данные о масштабах коррупции в любой стране отсутствуют. О ней судят по косвенным показателям – количеству обращений граждан в правоохранительные органы по фактам вымогательства взяток должностными лицами, числу подтверждённых фактов, возбуждённых дел, количеству осуждённых за коррупцию и т.д.

Активная борьба с коррупцией на международном уровне развернулась начиная с середины 90-х годов прошлого столетия, когда были приняты соответствующие документы Организацией американских государств, Европейским Союзом, Организацией экономического сотрудничества и развития, Африканским союзом. В 2003 году соответствующая конвенция была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций.

Конвенция ООН отмечает, что коррупция в современном мире уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран. Коррупция несёт угрозу политической стабильности и безопасности общества, подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. Особую обеспокоенность мирового сообщества вызывает связь между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств. Полагая, что коррупция затрагивает общество и экономику всех стран, ООН придаёт исключительно важное значение международному сотрудничеству в области предупреждения коррупции и борьбы с ней [32].

Европейская Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию в свою очередь констатирует: коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества[33].

В силу своих масштабов, экономических, политических и социальных последствий коррупция расценивается как системная угроза национальной безопасности России[34]. Такая оценка имеет под собой серьёзные основания, о чём свидетельствуют данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации[35].

За 9 месяцев 2011 года в суд с утверждённым прокурором обвинительным заключением направлено 8334 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 9219 лиц. Основное количество обвиняемых привлекается к уголовной ответственности по фактам мошенничества, присвоения и растраты вверенного имущества с использованием служебного положения.




Среди осужденных за такие преступления 692 человека являлись должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления. Также осуждено 1139 должностных лица правоохранительных органов, в том числе 250 следователей (дознавателей) и 13 прокуроров. Привлечен к уголовной ответственности 1 судья.

Судебные приговоры вынесены в отношении 60 депутатов органов местного самоуправления. В 2010 году было осуждено 7 депутатов представительных органов субъектов Российской Федерации, а в январе – сентябре 2011 года – 6.

За 9 месяцев 2011 года в суды прокурорами было предъявлено более 13 тысяч исков о возмещении ущерба, причинённого в связи с актами коррупции (за 9 месяцев 2010 года – 9280). В 30% случаев виновные в добровольном порядке удовлетворяют требования прокурора. Всего судами удовлетворено более 6,3 тысячи исков на общую сумму свыше 480 миллионов рублей.

В 2011 году Генеральной прокуратурой совместно с правоохранительными органами была проведена проверка исполнения законодательства в части соблюдения установленной законом обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По результатам проверки прокурорами выявлено свыше 41 тысячи нарушений. В целях их устранения принесено более 1,5 тысячи протестов, внесено почти 9 тысяч представлений. К дисциплинарной ответственности привлечено свыше 6 тысяч виновных лиц.

Прямую угрозу национальной безопасности несут преступления коррупционного характера, совершаемые в Вооружённых Силах Российской Федерации. Согласно данным Главной военной прокуратуры за последние полтора года (2010 – 2011 гг.) за различные коррупционные преступления осуждены свыше тысячи должностных лиц военных ведомств, в том числе 18 высших офицеров, треть из которых были приговорены к реальным срокам лишения свободы. За 2011 год выявлено 250 случаев взяточничества. Это гораздо больше, чем в 2010 году. Ущерб от преступлений коррупционной направленности превысил 3 миллиарда рублей. Не улучшилось положение дел и в военкоматах. В 2011 году прокурорами было выявлено более 200 преступлений, почти каждое третье из них - это факты взяток. Немало проблем в сфере гособоронзаказа, обслуживания воинских частей коммерческими организациями[36].

Белгородская область не является исключением из общего правила.

В 2011 году осуждены к штрафам за получение взяток двое инспекторов дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по Белгородской области, преподаватели Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова и Белгородской государственной сельскохозяйственной академии. Осуждён к штрафу водитель транспортного средства за попытку дачи взятки работникам ДПС. Выявлен факт нарушения требований законодательства о противодействии коррупции (конфликт интересов) одним из служащих администрации г. Белгорода.

В 2011 году следственные органы на транспорте возбудили 14 уголовных дел коррупционной направленности. Увеличилось и число зафиксированных фактов дачи гражданами взяток сотрудникам правоохранительных органов на транспорте. В отношении взяточников транспортная прокуратура возбудила в 2011 году семь уголовных дел, ещё четыре возбуждённых дела касаются превышения должностных полномочий сотрудниками поднадзорных правоохранительных органов.


О.А. ЧЕЛПАЧЕНКО, старший преподаватель кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина Анализируется законодательство Российской Федерации в части проблемы коррупциогенных проявлений — непосредственной угрозы национальной безопасности России. Рассматривается новая Стратегия национальной безопасности, ее роль в обеспечении национальной безопасности и борьбе с коррупционными проявлениями.

О.А. ЧЕЛПАЧЕНКО,

старший преподаватель кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

Анализируется законодательство Российской Федерации в части проблемы коррупциогенных проявлений — непосредственной угрозы национальной безопасности России. Рассматривается новая Стратегия национальной безопасности, ее роль в обеспечении национальной безопасности и борьбе с коррупционными проявлениями.

Ключевые слова: коррупция, национальная безопасность, основы правового регулирования, коррупционные проявления.

Corruption displays as threat of national safety

In article the legislation of the Russian Federation regarding a problem corruption displays — directs threat of national safety of Russia is analyzed. New Strategy of national safety, its role in maintenance of national safety and corruption displays is considered.

Keywords: corruption, national safety, bases of legal regulation, corruption displays.

Анализ современной ситуации свидетельствует о том, что в ряду угроз национальной безопасности России коррупция занимает главенствующее место. Проблемы коррупции и борьбы с нею настолько сложны, что принимаемые в этой сфере решения требуют обращения к фундаментальным правовым основам; именно данное обстоятельство и находит свое отражение в формировании государственной правовой политики России.

Несмотря на противодействие со стороны государства и принятие различных мер, современная коррупция охватывает все новые и новые сферы, создавая реальную угрозу национальной безопасности, так как:

— сводит на нет или тормозит крупномасштабные экономические и социальные преобразования в стране, мешает развитию российского государства;

— расширяет сектор теневой экономики, уменьшает налоговые поступления в бюджет, делает неэффективным использование бюджетных средств;

— негативно влияет на имидж страны в глазах ее политических и экономических партнеров, ухудшает инвестиционный климат;

— увеличивает имущественное неравенство граждан;

— формирует в общественном сознании представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти;

— является питательной средой для организованной преступности, терроризма и экстремизма;

— приводит к деградации моральных ценностей общества, исконных национальных традиций и обычаев;

— оказывает негативное воздействие на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества[1].

Особое внимание следует также обратить на Национальный план противодействия коррупции, так как именно в нем заложены содержательные характеристики коррупции как неизбежного следствия избыточного администрирования со стороны государства, серьезно затрудняющего нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствующего проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывающего в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создающего негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматриваемого как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Данное заявление в полной мере согласуется с Концепцией административной реформы Российской Федерации в 2006—2010 годах (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р), определяющей необходимость разработки механизмов противодействия коррупции и оптимизации сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимодействие органов исполнительной власти с гражданским обществом.

С учетом анализа положений нормативных правовых актов и программных документов представляется возможным сделать вывод о том, что России необходима комплексная и постоянная антикоррупционная политика, которая заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни, а также мер по привлечению коррупционеров к гражданско-правовой и уголовной ответственности. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, антикоррупционная функция государства должна стать одной из его базовых задач. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества.

Еще более важно разработать и принять подзаконные акты, которые обеспечат реализацию антикоррупционного пакета законов. Речь идет о формировании антикоррупционных процедур; об инновационных технологиях госуправления; о правилах, обеспечивающих прозрачность администрирования; о вопросах перехода на электронные торги, на современные технологии при реализации имущества, подлежащего конфискации, и других видов имущества, по сути продающегося от имени государства; о создании государственного бюро правовой помощи, сайтов в Интернете; об организации эффективной антикоррупционной экспертизы законов и подзаконных актов, принимающихся в нашей стране. То есть это фильтр, который должен действовать для муниципальных, региональных и федеральных органов власти.

В целях выработки эффективных механизмов противодействия коррупции необходимо не только осмыслить ее сущность и масштабы, но и выявить структуру этого сложного противоправного явления в его взаимосвязи с основными политическими, экономическими, социальными и иными процессами жизнедеятельности страны, а также проводимыми в России реформами (административной, экономической, реформой технического регулирования и др.).

Таким образом, коррупция в России, являясь системой общественных отношений, несет угрозу национальным интересам государства, общества и личности. Между тем меры, принимаемые в Российской Федерации по противодействию коррупции, нельзя назвать продуктивными, так как большого эффекта они не дают, что в основном объясняется отсутствием должной правовой политики, недостатками работы ФСБ, МВД, прокуратуры и судебной системы по выявлению и наказанию коррупционеров. Однако главные причины, которые не позволяют эффективно бороться с коррупцией, — это отсутствие в стране правового государства, демократических традиций, цивилизованной рыночной экономики, сильного гражданского общества, соответствующего законодательства, высокого духовно-нравственного потенциала социума.

Представляется, что и Совет безопасности Российской Федерации, определяя общенациональную политику в сфере безопасности и соблюдения законности и координируя исполнение единой государственной антикоррупционной программы, мог бы в большей мере опираться на Государственную думу ФС РФ, в частности, на работу Комиссии Государственной думы по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в коррупционной деятельности.

В этой связи Стратегия является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства. И ее положения должны быть согласованы с другими программными документами и нормами действующего законодательства, призванными обеспечивать антикоррупционную политику в России.

Таким образом, совершенствование деятельности по борьбе с коррупционными проявлениями надо связывать с комплексным осуществлением правовых, политических, организационных, технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих развитие необходимых механизмов, реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для коренного изменения ситуации в сфере противодействия коррупции в целом.

Данные для цитирования: Otto I.P., Rychkov I.D., Shuvalov E.M., Shuvalov E.M. . КОРРУПЦИЯ – УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ (51-54) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. PDF архив. ; ():-. 10.31618/ESU.2413-9335.2019.9.63.206

КОРРУПЦИЯ – УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Отто Ирина Петровна

Кандидат технических наук, доцент

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

г. Санкт-Петербург

Рычков Илья Дмитриевич

Студент

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

г. Санкт-Петербург

Шувалов Егор Михайлович

Студент

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

г. Санкт-Петербург

C ORRUPTION – A THREAT TO NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

Otto Irina Petrovna

Candidate of technical Sciences, associate Professor

Federal state budgetary educational institution

St. Petersburg

Rychkov Ilya Dmitrievich

Student

Federal state budgetary educational institution

St. Petersburg

Shuvalov Egor Mikhailovich

Student

Federal state budgetary educational institution

St. Petersburg

Аннотация

Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 года, а ратифицировала 8 марта 2006 года (№40-ФЗ)[1]. Национальное законодательство о противодействии коррупции после вступления закона №273-ФЗ стало активно развиваться. Коррупция наносит значительный ущерб экономике России. При этом страдает имидж России на международной арене. Генеральный прокурор Юрий Чайка оценил ущерб от коррупционных преступлений на территории страны за 2018 год на территории в 46 миллиардов рублей, но отметил, что сумма ущерба снизилась по сравнению с 2017 годом. Такие данные в своем выступлении привел Сергей Савостьянов (ТАСС, Москва, 12 декабря 2018 г.).

На восприятие коррупции оказывает непосредственное влияние доверие к органам власти. На сегодняшний день следует отметить четыре института, которым доверяют граждане России: институт Президента, армия (особенно после крымской компании), Федеральная служба охраны Российской Федерации, Русская Православная Церковь как институт.

Студенты и преподаватели Российского государственного гидрометеорологического университета считают, что с коррупционными преступлениями можно бороться. Наиболее эффективные методы борьбы с коррупцией: 1) просвещение граждан об их правах и обязанностях; формирование правового сознания у студентов образовательных учреждений: 3) воспитывать нетерпимость в обществе к коррупции и уважение к закону, то есть воздействовать на психологию, менталитет граждан; 4)совершенствовать финансовый контроль.

Abstract

The Russian Federation signed the UN Convention against corruption on 9 December 2003 and ratified it on 8 March 2006 (No. 40-FZ)[1]. National anti-corruption legislation has been actively developed since the entry into force of law No. 273-FZ. Corruption causes significant damage to the Russian economy. At the same time, Russia’s image in the international arena suffers. Prosecutor General Yuri Chaika estimated the damage from corruption crimes in the country for 2018 on the territory of 46 billion rubles, but noted that the amount of damage decreased compared to 2017. Such data in his speech was given by Sergey Savostyanov (TASS, Moscow, December 12, 2018).

The perception of corruption is directly influenced by trust in the authorities. Today there are 4 institutions, the trust to which is particularly stable: the Institute of the President, the Russian Orthodox Church as an institution, the army (especially after the Crimean company), the Federal security service of the Russian Federation.

Students and teachers of the Russian state hydrometeorological University believe that corruption crimes can be fought. The most effective methods of combating corruption: 1) education of citizens about their rights and duties; formation of legal consciousness among students of educational institutions: 3) to educate intolerance in society to corruption and respect for the law, i.e. to influence the psychology, mentality of citizens; 4)to improve financial control.

Ключевые слова; коррупция, ущерб от коррупции, органы борьбы с коррупцией.

Keywords; corruption, damage from corruption, bodies of fight against corruption.

В конце XX века проблема борьбы с коррупцией в России не стояла столь остро. В российском законодательстве отсутствовали законы, позволяющие привлечь коррупционеров к ответственности за ущерб экономике страны. 9 декабря 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Конвенция вступила в силу в силу 14 декабря 2005 года. Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 года, а ратифицировала 8 марта 2006 года (№40-ФЗ)[1]. Федеральный закон о противодействии коррупции был принят в декабре 2008 года[2]. Национальное законодательство о противодействии коррупции после вступления закона №273-ФЗ стало активно развиваться.

Несмотря на принимаемые меры, коррупция по-прежнему препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Тема актуальна, так как коррупция наносит значительный ущерб экономике России.

Приведем некоторые оценки от ущерба, озвученные Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ и Следственным комитетом России. Подсчитать точно ущерб от коррупции сложно, это пытаются сделать лучшие специалисты страны.

Генеральный прокурор Юрий Чайка оценил ущерб от коррупционных преступлений на территории страны за 2018 год на территории в 46 миллиардов рублей, но отметил, что сумма ущерба снизилась по сравнению с 2017 годом. Такие данные в своем выступлении привел Сергей Савостьянов (ТАСС, Москва, 12 декабря 2018 г.).

Для прокуратуры Санкт-Петербурга противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей.

Следственный комитет России оценил ущерб от преступлений коррупционной направленности за 2017 г. в 10,3 млрд. рублей, а за 7 последних лед размер ущерба достиг 123 млрд. рублей.

По данным МВД России в 2017 г. ущерб от преступлений экономической и коррупционной направленности составил 177,5 млрд. рублей; данную цифру озвучил начальник антикоррупционного главка МВД Андрей Курносенко.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ, г. Москва) 1 июня 2018 г. представила данные мониторингового исследования об уровне коррупции в обществе.

Индекс борьбы с коррупцией с 2016 год по 2018 год прибавил 29 пунктов. Граждане России отмечают, что действия органов власти по борьбе с коррупцией становятся все более эффективными. О позитивных результатах работы в этом направлении в настоящее время говорят 55% граждан, об ухудшении ситуации – только 13% [3].

К наиболее коррумпированным, по оценкам респондентов, сферам относят следующие сферы: 1) сфера ЖКХ (16%); 2) медицина (23%); 3) судебная система и прокуратура (14%); 4) полиция (по 32%). 24% наших сограждан убеждена, что во взяточничестве погрязло все общество. В целом по этим сферам россиянами отмечается снижение уровня поражения коррупцией в последние два года. К наименее коррумпированным относят институт политических партий, армию, СМИ.

Аресты отдельных политиков и чиновников за коррупцию в последние годы 42% россиян воспринимают как свидетельство реальной борьбы властей с взяточничеством (среди жителей сел – 49%, 60-летних и старше – 48% — против 36% среди москвичей и петербуржцев, 37% в группе от 18 до 24 лет).

Индекс борьбы с коррупцией показывает, насколько успешно, по мнению россиян, руководство страны борется с коррупцией. Индекс формируется на основе опроса респондентов, в возрасте от 14 лет и старше.

На восприятие коррупции оказывает непосредственное влияние доверие к органам власти. На сегодняшний день существует 4 института, которым граждане России больше всего доверяют: институт Президента, армия (особенно после крымской компании), Федеральная служба охраны Российской Федерации, Русская Православная Церковь как институт.

Студенты и преподаватели Российского государственного гидрометеорологического университета считают, что с коррупционными преступлениями можно бороться. Отметим наиболее эффективные методы борьбы с коррупцией:

  1. просвещение граждан об их правах и обязанностях;
  2. формирование правового сознания у студентов образовательных учреждений:
  3. сократить налично-денежный оборот в пользу безналичных расчетов;
  4. ужесточить санкции за совершение коррупционных преступлений;
  5. совершенствовать законодательство и всей системы борьбы с коррупцией;
  6. самим гражданам не давать взяток;
  7. воспитывать нетерпимость в обществе к коррупции и уважение к закону, т.е. воздействовать на психологию, менталитет граждан;
  8. совершенствовать финансовый контроль и др.

Тема, предложенная авторами проекта актуальна на данном этапе развития страны.

Авторы предлагают следующие этапы реализации проекта по противодействию коррупции с участием студентов в Санкт-Петербурге.

1. Создание специализированного сайта для студентов и преподавателей по противодействию коррупции.

2. Создание базы данных, содержащих нормативно-правовых документов по противодействию коррупции.

3. Установить связь с ГУВД СПб. Для получения автоматических отчетов по борьбе с коррупцией в Санкт-Петербурге.

4. Установить связь с Комитетом законности и правопорядка (департамент в составе Администрации Санкт-Петербурга).

5. Формирование правового сознания у студентов РГГМУ по вопросам противодействия коррупции.

6. Публикация статей в российских и международных журналах по противодействию коррупции в России.

7. Выступить с предложениями о внесении изменений в УК РФ об исключении презумпции невиновности за коррупционные преступления.

Список литературы:

5. Отто И.П. Система государственных органов России, осуществляющих противодействие коррупции в России: основные направления деятельности и координации работы//Аллея науки.– Московская область, г. Ногинск. — 2017. Т.4.№9. С.634-638.

Нажмите, чтобы узнать подробности

· способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране, антикоррупционного мировоззрения, воспитание чувства неприязни к коррупции, негативного отношения к ней.

Знать:

  • закон о противодействии коррупции;
  • статьи уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ с изменениями на 3 июня 2009 года, ст. 204 Коммерческий подкуп, ст. 290 Поучение взятки, ст. 291 Дача взятки.

Уметь:

План:

Любая проблема не берется из ниоткуда. Каждое явление имеет корни.

Многое ли изменилось за прошедшие 250 лет?

Каковы причины коррупции в наши дни? Выскажите своё мнение.

  • экономические трудности
  • несовершенство законодательства
  • низкий уровень заработной платы
  • ослабление государственного контроля

названы следующие причины:

- Низкая заработная плата государственных служащих

- Желание легкой наживы

- Частая сменяемость лиц на различных должностях

- Нестабильность в стране

- Коррупция как привычка

- Низкий уровень жизни населения

- Слабая развитость государственных институтов

- Неразвитость институтов гражданского общества

Учитель дополняет ответы учащихся:

Основной причиной коррупции является человеческое корыстолюбие. Это связано со стремлением к личному благосостоянию. Поэтому политики и служащие начинают использовать занимаемое положение для создания личного благосостояния. Наблюдая за этим, молодёжь воспринимает государственную службу как удобный и привлекательный образ жизни.

Проблемный вопрос: Почему в наши дни уделяют большое внимание борьбе с коррупцией?

1.Рост коррумпированности чиновников.

Коррупция - это проблема; это боль общества, это моральное разложение общества, поэтому надо её искоренить.

2. Тяжёлые последствия коррупции.

  • расширение теневой экономики
  • нарушение рыночной конкуренции
  • неэффективно е использование бюджетных средств;
  • уменьшение возможностей для решения социальных проблем;
  • рост бедности; увеличение имущественного неравенства;
  • уменьшение доверия к власти;
  • падение престижа страны на международной арене;
  • возникновение угрозы разложения демократических государств

Что могу сделать я? ( групповая работа)

1.Считаете ли вы, что материальное вознаграждение (подарки, деньги) врачам, преподавателям школ и вузов, работникам ЖЭКов и т. д. за работу, которую они должны делать бесплатно, является столь же опасным и вредным явлением для общества, как и коррупция органов государственной власти?

2.Рассмотреть ситуации и указать, в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

Организация исследовательской работы учащихся:

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.

Коррупции может быть подвержен любой человек, чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д..

Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

Первоочередной задачей в борьбе с коррупцией является формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания. С этой целью профилактические мероприятия должны проводиться со всеми участниками образовательного процесса: от руководителей до учащихся (воспитанников).

Обучающися работают с выдержками из Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Группа №2. изучить ст. 6 закона, ответить на вопрос: «Что бы вы предложили изменить, дополнить в данном направлении в борьбе с коррупцией

Задание 2.

Работа с высказываниями политиков, писателей, публицистов, пословицами и поговорками о коррупции.

Рассмотрите ситуации и ответьте на вопрос каковы вредные последствия данного поступка. (групповая работа) Ситуации:

Выводы: (признаки коррупционной ситуации) • принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы; • обе стороны действуют по обоюдному согласию; • обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества; • обе стороны стараются скрыть свои действия. И так, в чем же опасность такого явления как коррупция? Такое многогранное воздействие коррупции на все сферы общества, позволяет делать вывод о том, что для его искоренения необходимы системные усилия со стороны общества, государства, каждого человека. Что может сделать каждый из нас, общество и государство для искоренения такого опасного явления как коррупция, мы с вами поговорим на следующем занятии.

Пути решения проблемы коррупции:

В настоящее время в России, как и во многих зарубежных странах, коррупция достигла недопустимого уровня. Коррупция разрушает не только экономику страны, но и вызывает у ее граждан недоверие к государству, порождает правовой нигилизм - т.е. неверие граждан в торжество закона, а как следствие пренебрежение его нормами.

Ни для кого не секрет, что в повседневной жизни гражданам часто приходится сталкиваться с коррупцией при получении медицинской помощи, образования, обращении в правоохранительные органы, устройстве детей в дошкольные учреждения, получении каких либо справок и документов в государственных и муниципальных органах и т.д. А вымогательство взяток с предпринимателей стало уже фактически правилом.

Если вы не хотите, жить в стране процветающей коррупции, не хотите, чтобы получение хорошего образования, качественного медицинского обслуживания, правовой защищённости и т.п. зависело только от количества денег и уровня связей, то вам надо сформировать свою жизненную позицию на основе противодействия коррупции. Коррупция - это система, а бороться с системой, можно только противопоставив ей другую систему, которая должна сформироваться из СМИ, здоровой основы правоохранительных, государственных органов и граждан.

Очень важно напомнить, что одним из эффективных приемов борьбы с коррупцией является гласность. Выражение гласности и свободы слова являются СМИ.

Знакомство с ситуацией и её анализ.

Возможно, вы слышали историю, в недавнем прошлом получившую широкую известность – речь в ней шла об выпускнике из Петербурга, который якобы нашёл в Интернете ответы на вопросы ЕГЭ и сдал экзамен на отлично. Однако, в последствие этот факт стал известен компетентным органам и результаты экзамена этого выпускника были признаны недействительными.

Что ждет выпускника в будущем и как ситуация, провоцируемая им, может повлиять на общество? Дайте всестороннюю оценку этой ситуации.

Дискуссия. Спасает ли ЕГЭ от коррупции? - Сторонники ЕГЭ считали, что такая форма сдачи экзаменов способна решить проблему с коррупцией. Фактически ЕГЭ породил огромную волну мошенников, которые зарабатывают огромные деньги на изготовлении и распространении тестовых заданий. С нереальными заданиями приходится сталкиваться и нам. Коррупция — это улица с двухсторонним движением. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях.

Исторический опыт, в том числе и нашей страны, свидетельствует о том, что именно умелое использование общественного контроля оказывалось эффективным средством любой национальной антикоррупционной стратегии

Уменьшить количество чиновников.

Повысить эффективность работы правоохранительных органов в деле борьбы с коррупцией.

Открытость в СМИ.

Не давать и не брать взяток.

Ужесточить наказания за коррупцию.

Воспитание нетерпимости в обществе к коррупции и уважения к закону

Каждый стремится к этому своим путем. И хотя к нравственности ведет множество дорог, сколько людей на планете, всё же у нее есть свои закономерности, свои составляющие. Чего надо остерегаться, чтобы не сбиться с пути, мы постарались с вами выяснить.

Коррупция разрушает общество изнутри. Ее можно сравнить с занозой: чем дольше она находится в тиши, тем больше ее размер и хуже последствия. Думаю, коррупцию можно победить, искоренить, лишь если взяться всем вместе.

Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением. Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Для того, чтобы этот выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, четко определенная позиция государства и всего общества.

V. Подведение итогов. Рефлексия. Был ли интересен вам этот разговор? Что нового вы для себя открыли? (ответы учащихся) На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Над чем нам всем надо задуматься?

Читайте также: