Коррупция как препятствие модернизации россии

Обновлено: 04.07.2024

Президент, безусловно, логичен. Если главная задача России — вперед, то одним из главных инструментов модернизации должно стать — наряду с рынком и конкуренцией — государство.

Чтобы быть эффективным, государство должно бороться с одной из самых тяжелых своих болезней — коррупцией.

Работа содержит 1 файл

Коррупция как фактор противодействия модернизации.docx

Коррупция как фактор противодействия модернизации

В ежегодном послании в ноябре 2009 года президент Д. А. Медведев среди важных проблем России назвал борьбу с коррупцией.

Президент, безусловно, логичен. Если главная задача России — вперед, то одним из главных инструментов модернизации должно стать — наряду с рынком и конкуренцией — государство.

Чтобы быть эффективным, государство должно бороться с одной из самых тяжелых своих болезней — коррупцией.

Но для успеха активного противодействия коррупции — желание — это важное, но это только первое условие. Второе — это наличие научной теории современной коррупции — и в мире, и в России. Третье — это реализация выводов теории на практике.

Современная ситуация с коррупцией в России

Из каждого рубля, который тратит российский гражданин на покупку продуктов питания, не менее 20 копеек — одна пятая — поступают многочисленным проверяющим.

Когда продавцы Черкизовского рынка перемещались на новое место, то за получение торговой точки они должны были заплатить 40 тысяч долларов и еще сотни тысяч рублей выплачивать ежегодно наличными.

Такая же ситуация и с аптеками. Только за два последних месяца — как только начались проверки поставщиков и продавцов лекарств — цена на ряд лекарств сразу снизилась на 25–30%. Кому шли эти проценты раньше?

Только за последний год на учет было поставлено 50 тысяч сотрудников МВД, совершивших правонарушения. А 2 тысячи были привлечены к уголовной ответственности.

Не меньше коррупционных опасностей несет предстоящая Олимпиада.

По уровню коррупция Россию ставят рядом с самыми одиозными государствами Африки и Азии, причем ее рейтинг падал из года в год.

Программа Д. А. Медведева

Перед президентом Медведевым проблема встала ребром.

С одной стороны, для модернизации России необходимы многомиллиардные инвестиции.

А с другой — нет гарантий, что их не разворуют. Или не вывезут за рубеж. Или вложат не туда и не так.

Чтобы использовать российское государство для модернизации России, надо противодействовать разъедающей его коррупции.

Что предполагается противопоставить коррупции?

Первый заслон — и готовность, и желание наказывать. Надо привлекать. И разбираться. И сажать. Это твердо заявил президент.

Но главным становится тот заслон, который вводил еще Ельцин,— декларации о доходах и имуществе.

Коррупцию, как отвергаемый элемент госмашины, собираются лечить методом, способствующим расширению коррупции.

И все потому, что остался произвол.

Если мы признаем, что борьба с коррупцией необходима, что без нее нельзя иметь ни эффективного государственного механизма, ни настоящего рынка и конкуренции, ни демократии и свободы — мы должны по новому осмыслить всю проблему коррупции.

Мы должны создать теоретическую, научную базу — теорию коррупции в современном постиндустриальном обществе.

Меры противостояния коррупции

Прежде всего — это меры правовые. О них пишут многие юристы. Необходима постоянная чистка законодательства от выявившихся или сознательно заложенных в него зон, допускающих, а то и способствующих коррупции.


Далее, нужны меры экономические:

  • разработка законных, прозрачных, публичных, подконтрольных механизмов наличия у чиновников собственности.
  • законное, прозрачное, облагаемое налогами участие бюрократов в доле от полученной в результате их решений прибыли.

Среди главных политических мер – замена нынешней демократии другой, в которой избиратели начнут что-то значить.
И средства информации — особенно электронные — должны стать независимыми.

И тем более — должны стать независимыми суды и вся правоохранительная система.

Еще более важно постоянно реализовывать общую линию на сведение содержания и масштаба государственного регулирования к уровню, необходимому и достаточному для конкретного этапа развития постиндустриального общества.

Одной из главных проблем ХХI века будет проблема коррупции.

И противодействие коррупции — важнейшая проблема постиндустриализма.

А у нас, в России, противодействие коррупции особенно актуально.

Или мы хотим начать наконец реальную модернизацию России — и, соответственно, должны реально противодействовать коррупции. Или все сведется в очередной раз к политиканству, к использованию борьбы с коррупцией для победы над другими лидерами или кланами бюрократии, для прикрытия переделов собственности и власти, для запудривания мозгов народным массам.


Коррупция была и остается одной из самых острых проблем современной России и серьезным препятствием на пути развития страны. Она, несомненно, наносит ущерб росту экономики и социальной стабильности страны, значительно уменьшая поступления в бюджеты различных уровней, вытесняя с рынка честных конкурентов и снижая степень доверия населения к органам власти и представителям социальных и финансовых структур. Обычно под коррупцией понимают превышение должностным лицом вверенных ему служебных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и нормам морали.

Коррупция является широкомасштабной проблемой, которая касается каждого из нас, потому как это одна из причин снижения уровня жизни населения. Она оказывает воздействие на нас, даже если мы не сталкиваемся с ней напрямую. Отдельные члены общества обогащаются за счет средств, которые могли бы быть направлены в такие важные сферы, как образование, здравоохранение, инфраструктура, экономика. Они ставят свои интересы превыше общественных, требуют деньги за услуги, которые должны выполнять бесплатно. Данное отрицательное явление препятствует развитию бизнеса, что, в свою очередь, влечет за собой сокращение богатства страны и замедление роста ВВП. Группы людей, имеющие в своем распоряжении деньги и связи, могут влиять на изменение законодательства, преследуя личные интересы. Все это усиливает неравенство между слоями населения, усугубляет бедность и подрывает доверие граждан к сложившейся системе взаимоотношений, что в конечном итоге способно привести к массовым волнениям, протестам и даже к гражданской войне.

Для оценки уровня восприятия коррупция аналитиками и бизнесменами используется специальный индекс, рассчитанный на основе данных, полученных от независимых источников, и исчисляемый международной неправительственной организацией Transparency International, [1]. Это интегрированный показатель, ранжирующий страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. Однако стоит отметить, что измерить степень коррупции крайне затруднительно ввиду сложного поиска информации и оценки ее достоверности. Тем не менее рейтинг, составленный на основе индекса восприятия коррупции, позволяет получить приближенное значение уровня коррумпированности в стране.

По итогам 2013 года рейтинг охватывал 177 стран, в число которых входила и Россия. К первой десятке, то есть странам с наименьшим уровнем коррупции, относятся Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Сингапур, Швейцария, Нидерланды, Австралия и Канада. Индекс восприятия коррупции варьируется в этих странах от 81 до 91. Наиболее коррумпированными странами являются Афганистан, Северная Корея, Сомали, аналогичный показатель для этих стран находится на уровне 8. Россия с уровнем восприятия коррупции 28 находится на 127 месте, разделяя его с Азербайджаном, Ливаном, Мадагаскаром и Пакистаном, [2]. Динамика индекса России представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Значение индекса восприятия коррупции в России с 2000 по 2013 гг.


Такой высокий показатель отрицательно влияет на имидж страны и инвестиционную привлекательность, которыми руководствуются иностранные партнеры, принимая решения о вложения средств. В конце 2012 года были проведены исследования Economist Intilligence Unit, [3], результаты которых показали, что одним из основных препятствий для сотрудничества иностранных компаний с российскими является коррупция — 28 % респондентов высказали настороженность по поводу данной проблемы.

Рост коррупции обусловлен сознанием низкой вероятности разоблачения преступных деяний, недостаточной подотчетностью и размытостью законодательных норм. Кроме того, коррупцию подпитывает низкий уровень доходов отдельных категорий населения, отсутствие возможности достижения своих целей честным путем, то есть у людей исчезает мотивация действовать в рамках закона. К примеру, официальная заработная плата медицинских работников и педагогов находится на несоответствующем уровне, что побуждает их брать взятки для обеспечения должного материального благосостояния.

Для снижения уровня коррупции России необходимо перенимать опыт стран, лидирующих в списке антикоррумпированных государств. Евросоюз предпринимал попытки ответить на вопрос, почему Дания занимает первое место по показателю честности правительства. Несмотря на то, что в датском законодательстве не так много законов, направленных на борьбу со взяточничеством и коррупцией, датчанам свойственна неуклонная приверженность принципам честности и высокая степень социальной сплоченности. Высокоразвитое гражданское чувство ответственности не насаждается сверху, а является неотъемлемой частью датского общества. Этим обуславливается невозможность перенести датскую модель на какое-либо другое общество. Для искоренения коррупции в России необходимо, чтобы большинство граждан сделали честность своим главным принципом.

Коррупция распространена во многих странах, и чем менее развита страна, тем выше в ней уровень коррупции. В России данная проблема имеет широкое распространение, и на протяжении уже многих лет общество не может найти пути ее решения. Рассматривая опыт некоторых зарубежных стран, мы пришли к выводу, что основным фактором снижения числа преступных деяний в сфере превышения должностных полномочий выступает формирование у граждан социально-психологических качеств, воспитание антикоррупционной устойчивости, которая позволила бы противостоять соблазнам удовлетворить личные интересы в ущерб общественным. В стране должна создаваться система развития правовой культуры, которая позволила бы продвигать идеологию противостояния коррупционным действиям и повысить социальный надзор за поведением человека, институтов, организаций и общества в целом. Кроме того, необходимо искоренить сложившуюся систему подбора кадров в государственные и муниципальные органы службы по принципу родства и дружеских отношений, а также ужесточить контроль за доходами должностных лиц и внедрить эффективную систему поощрения. В России необходимо создать условия полной свободы печати СМИ и содействия проведению их независимых расследований в сфере коррупции. Кроме того, целесообразно использовать прозрачную банковскую систему для совершения платежей по штрафам и другим денежным операциям. Одним из способов по снижения коррупции является повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса, что уже на сегодняшний момент активно развивается в современной России. Информационная открытость деятельности органов власти позволит обществу быть осведомленным обо всех принимающихся государственных решениях и отслеживать этапы их исполнения. Для обеспечения эффективного противодействия коррупционным действиям необходимо использовать все перечисленные методы одновременно, т. к. только комплексное воздействие позволит снизить уровень подобных преступлений.

1. Сулакшин С. С., Максимов С. В., Ахметзянова И. Р. и др., Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 1. / под ред. С. С. Сулакшина. — М.: Научный эксперт, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Китай, коррупция, Дания, индекс восприятия коррупции, современная Россия, уровень коррупции, число преступлений.

Читайте также: