Коррупция как экономическая социальная и политическая проблема

Обновлено: 02.07.2024

Известно, как велика общественная опасность коррупции. По экономическим, социальным и политическим последствиям она может представлять реальную угрозу национальной безопасности государства.Она сопровождается огромными экономическими потерями для страны, подрывает эффективность всех видов правительственных решений и программ, существенно увеличивает и закрепляет имущественное неравенство, уменьшает доверие граждан к власти, разлагающе влияет на все стороны жизни общества, в том числе и на нравственное здоровье общества. Только суммарные экономические потери от коррупции сегодня в России могут составить от 10 до 20 млрд долл. в год.

Коррупция (от лат. – растлевать) – термин, обычно обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Важно не констатировать или описать само событие, а познать настоящую природу явления, выявить причины и условия, его порождающие. Здесь среди ученых и практиков имеется значительное расхождение во мнениях. Существование коррупции признается всеми, но дальше единства в констатации данного факта дело не идет. Ни уровень коррупции в различных странах, ни ее значение не оцениваются учеными одинаково. Зачастую то, что воспринимается как коррупция в одной стране, не воспринимается как таковая в другой. Такое положение объясняется: 1) сложностью изучения коррупции как социального и этического явления; 2) множественностью ее проявлений.

С таким подходом не согласны те, кто именно в дерегулировании усматривает основную причину развития коррупции. С их точки зрения, в последнее время идет размывание общественной этики, что в большей степени обусловлено утратой государством легитимного статуса представителя всеобщих интересов, эрозией общих ценностей в условиях господства частных интересов и погони за прибылью.

В широком смысле - это продажность общественных и политических деятелей, работников управленческих органов.




В узком значении – злоупотребление служебным положением, непосредственное использование должностным лицом прав и полномочий в целях личного обогащения.

В принятом Генеральной Ассамблеей ООН Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка понятие коррупции определено как совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение, всякий раз, когда имеет место действие или бездействие.

Спорен, прежде всего, вопрос о том, надо ли ограничиваться только юридическим определением коррупции или для ее осмысления и преодоления требуется более широкий социологический подход.

Преимущество чисто юридического определения коррупции в том, что закон устанавливает четкие границы дозволенного и недозволенного, четко определяет, какие деяния подпадают под определение коррупции, определяет, что разрешено и что запрещено. Это позволяет частному лицу, политику, государственному или муниципальному служащему, особенно при отсутствии личной или коллективной этики, без больших колебаний или неуверенности определять для себя приемлемую линию поведения. Однако такой, строго говоря, позитивистский, юридический подход к определению коррупции порождает, как отмечает профессор парижского Института политических исследований И. Мени, две проблемы: одну чисто юридическую и другую – этическую.

Уголовный кодекс РФ предусматривает два вида преступлений, связанных совзяточничеством:

1) получение взятки (ст. 290);

2) дача взятки (ст. 291).

Карательные санкции предусмотреныи для тех, кто получает взятку (взяткополучатель), и для тех, кто ее дает (взяткодатель).

Более существенным является то, что исключительно юридический подход не может дать полную и точную картину всего, что связано с проблемой коррупции, поскольку часто недооценивает значение этических принципов и ценностей, которые, в сущности, и лежат в основе репрессивных мер. Коррупцию нельзя свести к простому правонарушению, вроде нарушения правил дорожного движения или мелкой кражи. Здесь особенно важна этическая сторона дела. В конечном счете, коррупция представляет собой попрание тех ценностей, которые лежат в основе демократической политико-административной системы: разграничение частных и государственных интересов, равенство граждан, прозрачность совершаемых действий и т.д. И наоборот, когда внимание сосредоточивается только на юридической стороне дела, то упускается из вида обоснование и цель репрессивных мер. При таком подходе вполне возможна ситуация, когда осуждается личная коррупция и в то же время оправдываются коррупционные действия, которые, как считается, работают на благо общества, способствуют продвижению реформ или вызваны стремлением помочь политическим партиям, играющим существенную роль в развитии демократического процесса.

Опыт большинства стран мира свидетельствует о том, что традиционные попытки победить или ограничить коррупцию только с помощью жестких правоохранительных мер не дают удовлетворительных результатов. Это объясняется тем, что коррупция реализуется в сфере действия сверхактивных факторов мотивации поведения человека – богатства и власти. По мнению некоторых исследователей, происходящий в коррупционной системе саморегулируемый обмен материальными ресурсами и информацией (управленческими решениями) наделяет эту систему способностью к самоорганизации и, следовательно, к устойчивому самосохранению. К тому же сами официальные запреты и санкции чаще всего являются предметом купли-продажи и, чем они строже, тем выше их цена. Такое положение дел заставляет многих говорить о бесполезности борьбы с коррупцией и даже о признании ее неизбежным явлением и легализации некоторых форм коррупционных отношений.

Все вышеизложенное подводит ученых и специалистов к необходимости рассмотрения коррупции как сложного общественного явления, развитие которого является одновременно и следствием, и причиной утраты обществом каких-то базовых факторов продуктивной социальной самоорганизации в том числе и в первую очередь нравственных регуляторов социальных процессов.

Особенно активно развитие коррупции в условиях системных политических и социально-экономических кризисов, когда общество переживает состояние морального вакуума и дезорганизации.

Коррупция в органах государственной власти и управлении – явление интернациональное, свойственное всем странам. Ни одно государство не застраховано от коррупции уже потому, что она прямо связана с властью и порождается властью, обладание которой всегда сопряжено с опасностью злоупотреблений, с желанием воспользоваться служебным положением для личной выгоды.

Абсолютная победа над коррупцией в принципе невозможна, но ее масштабы и динамика, ее специфика во многом зависят от общих политических, социальных и экономических проблем страны и общества, без понимания и учета которых нельзя серьезно говорить о возможных путях борьбы с ней с целью ее ограничения.

Коррупция в России, как и в других странах, имеет свою историю, свои специфические условия и свои истоки. Ее возникновение и широкое распространение тесно связаны с традиционной для России огромной ролью государства в жизни общества (этатизм), которая всегда отличала ее от европейских стран, придавала государственному управлению по преимуществу бюрократический характер и, как следствие, вела к хроническому беззаконию. Веками российские чиновники из-затрадиционного отождествления бюрократического аппарата и государства не различаличастную и казенную собственность. Они привыкли смотреть на государственное добро как на свое, что порождало различные формы мздоимства, взятки и коррупцию. В условиях отсутствия контроля со стороны гражданского общества практически на всем протяжении существования монархии чиновники были единственными исполнителями и толкователями законов, принимая щедрые подарки от многочисленных просителей и искателей.

Такое положение дел в системе власти и управления в недавнем прошлом повлияло на состояние и масштабы коррупции в современной России. Главной проблемой борьбы с коррупцией сегодня остаются трудности преодоления наследия авторитарного режима и прежде всего медленный отход от закрытости и неподконтрольности власти. В1990-е гг.шло резкое падение уровня развития экономики страны, распад идеологических скреп общества, стремительный переход к новой экономической системе, неподкрепленный необходимой правовой базой и правовой культурой, неукорененность демократических политических традиций, ряд социально-психологических факторов, связанных с ощущением нестабильности у населения в целом и у государственных служащих, в частности. Так, неуверенность многих руководителей государственных органов в сохранении занимаемых должностей побуждает их использовать имеющиеся должностные возможности для обеспечения своего будущего вне государственных структур. Все это серьезно влияет на уровень коррупции в современной России, препятствует борьбе с этим социальным явлением.

Большинство экспертов считает, что для успешной борьбы с коррупцией, нужен комплексный подход:

• совершенствование законодательства и укрепление правоохранительной системы;

• ограничение монопольной власти должностных лиц в рамках существующей политической и бюрократической структуры;

• снижение роли правительства (государства) в экономике;

• социальная ориентация политики и государственной службы;

• укрепление независимых контрольных структур (Счетная палата, институт Уполномоченного по правам человека) и контроля со стороны институтов гражданского общества;

• восстановление и развитие в обществе базовых регуляторов социальных процессов (культура, традиции, нравственные ценности).

Другойважный принцип борьбы с коррупцией - ясное осознание того, что коррупцию как социальное явление истребить полностью невозможно и что ни один закон, ни в одном государстве не остановил коррупцию. На этом понимании должна строиться антикоррупционная политика государства. Этопозволит: а) рассматривать борьбу с коррупцией не как очередную кампанию, а как обязательную составляющую общегосударственной политики; б) бороться не только с проявлениями коррупции, а в первую очередь против условий, порождающих факты коррупции.

Изучение мирового опыта позволяет привести положительные примеры стран, которые не победили коррупцию, но добились значительных и убедительных успехов. Это государства с англосаксонской и континентальной правовыми системами – США, Канада, Великобритания, ФРГ, Сингапур и др.

В последние годы в РФ реализован ряд мер по созданию системы антикоррупционного регулирования сферы ГМС. В 2008–2009 гг. на федеральном уровне приняты базовый антикоррупционный закон, антикоррупционные статьи в несколько законов, в том числе регулирующих государственную службу, пакеты указов Президента РФ, ряд нормативных актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Понимание борьбы с коррупцией как борьбы не столько с ее проявлениями, сколько с условиями, ее порождающими, выдвигает на первый план решение таких задач, как организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях; сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции; влияние на мотивы коррупционного поведения; создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях и др.

В ряду неотложных мер названы: жесткий контроль зон коррупционного риска в государственных и муниципальных органах (службы приватизации, таможни, налоговые и правоохранительные органы и т.д.); гласность в сфере борьбы с коррупцией; социальную защиту государственных и муниципальных служащих; структурную стабилизацию государственной и муниципальной службы на основе отказа от непрерывных структурных преобразований.

Одним из важнейших условий ограничения коррупции в России может и должно стать повышение престижа ГМС, что невозможно без формирования новой профессиональной этики в государственной и муниципальной службе, которая позволила бы оздоровить моральную обстановку в сфере государственной и муниципальной власти и управления и уменьшить вероятность совершения коррупционных действий.

Известно, как велика общественная опасность коррупции. По экономическим, социальным и политическим последствиям она может представлять реальную угрозу национальной безопасности государства.Она сопровождается огромными экономическими потерями для страны, подрывает эффективность всех видов правительственных решений и программ, существенно увеличивает и закрепляет имущественное неравенство, уменьшает доверие граждан к власти, разлагающе влияет на все стороны жизни общества, в том числе и на нравственное здоровье общества. Только суммарные экономические потери от коррупции сегодня в России могут составить от 10 до 20 млрд долл. в год.

Коррупция (от лат. – растлевать) – термин, обычно обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Важно не констатировать или описать само событие, а познать настоящую природу явления, выявить причины и условия, его порождающие. Здесь среди ученых и практиков имеется значительное расхождение во мнениях. Существование коррупции признается всеми, но дальше единства в констатации данного факта дело не идет. Ни уровень коррупции в различных странах, ни ее значение не оцениваются учеными одинаково. Зачастую то, что воспринимается как коррупция в одной стране, не воспринимается как таковая в другой. Такое положение объясняется: 1) сложностью изучения коррупции как социального и этического явления; 2) множественностью ее проявлений.

С таким подходом не согласны те, кто именно в дерегулировании усматривает основную причину развития коррупции. С их точки зрения, в последнее время идет размывание общественной этики, что в большей степени обусловлено утратой государством легитимного статуса представителя всеобщих интересов, эрозией общих ценностей в условиях господства частных интересов и погони за прибылью.

В широком смысле - это продажность общественных и политических деятелей, работников управленческих органов.




В узком значении – злоупотребление служебным положением, непосредственное использование должностным лицом прав и полномочий в целях личного обогащения.

В принятом Генеральной Ассамблеей ООН Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка понятие коррупции определено как совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение, всякий раз, когда имеет место действие или бездействие.

Спорен, прежде всего, вопрос о том, надо ли ограничиваться только юридическим определением коррупции или для ее осмысления и преодоления требуется более широкий социологический подход.

Преимущество чисто юридического определения коррупции в том, что закон устанавливает четкие границы дозволенного и недозволенного, четко определяет, какие деяния подпадают под определение коррупции, определяет, что разрешено и что запрещено. Это позволяет частному лицу, политику, государственному или муниципальному служащему, особенно при отсутствии личной или коллективной этики, без больших колебаний или неуверенности определять для себя приемлемую линию поведения. Однако такой, строго говоря, позитивистский, юридический подход к определению коррупции порождает, как отмечает профессор парижского Института политических исследований И. Мени, две проблемы: одну чисто юридическую и другую – этическую.

Уголовный кодекс РФ предусматривает два вида преступлений, связанных совзяточничеством:

1) получение взятки (ст. 290);

2) дача взятки (ст. 291).

Карательные санкции предусмотреныи для тех, кто получает взятку (взяткополучатель), и для тех, кто ее дает (взяткодатель).

Более существенным является то, что исключительно юридический подход не может дать полную и точную картину всего, что связано с проблемой коррупции, поскольку часто недооценивает значение этических принципов и ценностей, которые, в сущности, и лежат в основе репрессивных мер. Коррупцию нельзя свести к простому правонарушению, вроде нарушения правил дорожного движения или мелкой кражи. Здесь особенно важна этическая сторона дела. В конечном счете, коррупция представляет собой попрание тех ценностей, которые лежат в основе демократической политико-административной системы: разграничение частных и государственных интересов, равенство граждан, прозрачность совершаемых действий и т.д. И наоборот, когда внимание сосредоточивается только на юридической стороне дела, то упускается из вида обоснование и цель репрессивных мер. При таком подходе вполне возможна ситуация, когда осуждается личная коррупция и в то же время оправдываются коррупционные действия, которые, как считается, работают на благо общества, способствуют продвижению реформ или вызваны стремлением помочь политическим партиям, играющим существенную роль в развитии демократического процесса.

Опыт большинства стран мира свидетельствует о том, что традиционные попытки победить или ограничить коррупцию только с помощью жестких правоохранительных мер не дают удовлетворительных результатов. Это объясняется тем, что коррупция реализуется в сфере действия сверхактивных факторов мотивации поведения человека – богатства и власти. По мнению некоторых исследователей, происходящий в коррупционной системе саморегулируемый обмен материальными ресурсами и информацией (управленческими решениями) наделяет эту систему способностью к самоорганизации и, следовательно, к устойчивому самосохранению. К тому же сами официальные запреты и санкции чаще всего являются предметом купли-продажи и, чем они строже, тем выше их цена. Такое положение дел заставляет многих говорить о бесполезности борьбы с коррупцией и даже о признании ее неизбежным явлением и легализации некоторых форм коррупционных отношений.

Все вышеизложенное подводит ученых и специалистов к необходимости рассмотрения коррупции как сложного общественного явления, развитие которого является одновременно и следствием, и причиной утраты обществом каких-то базовых факторов продуктивной социальной самоорганизации в том числе и в первую очередь нравственных регуляторов социальных процессов.

Особенно активно развитие коррупции в условиях системных политических и социально-экономических кризисов, когда общество переживает состояние морального вакуума и дезорганизации.

Коррупция в органах государственной власти и управлении – явление интернациональное, свойственное всем странам. Ни одно государство не застраховано от коррупции уже потому, что она прямо связана с властью и порождается властью, обладание которой всегда сопряжено с опасностью злоупотреблений, с желанием воспользоваться служебным положением для личной выгоды.

Абсолютная победа над коррупцией в принципе невозможна, но ее масштабы и динамика, ее специфика во многом зависят от общих политических, социальных и экономических проблем страны и общества, без понимания и учета которых нельзя серьезно говорить о возможных путях борьбы с ней с целью ее ограничения.

Коррупция в России, как и в других странах, имеет свою историю, свои специфические условия и свои истоки. Ее возникновение и широкое распространение тесно связаны с традиционной для России огромной ролью государства в жизни общества (этатизм), которая всегда отличала ее от европейских стран, придавала государственному управлению по преимуществу бюрократический характер и, как следствие, вела к хроническому беззаконию. Веками российские чиновники из-затрадиционного отождествления бюрократического аппарата и государства не различаличастную и казенную собственность. Они привыкли смотреть на государственное добро как на свое, что порождало различные формы мздоимства, взятки и коррупцию. В условиях отсутствия контроля со стороны гражданского общества практически на всем протяжении существования монархии чиновники были единственными исполнителями и толкователями законов, принимая щедрые подарки от многочисленных просителей и искателей.

Такое положение дел в системе власти и управления в недавнем прошлом повлияло на состояние и масштабы коррупции в современной России. Главной проблемой борьбы с коррупцией сегодня остаются трудности преодоления наследия авторитарного режима и прежде всего медленный отход от закрытости и неподконтрольности власти. В1990-е гг.шло резкое падение уровня развития экономики страны, распад идеологических скреп общества, стремительный переход к новой экономической системе, неподкрепленный необходимой правовой базой и правовой культурой, неукорененность демократических политических традиций, ряд социально-психологических факторов, связанных с ощущением нестабильности у населения в целом и у государственных служащих, в частности. Так, неуверенность многих руководителей государственных органов в сохранении занимаемых должностей побуждает их использовать имеющиеся должностные возможности для обеспечения своего будущего вне государственных структур. Все это серьезно влияет на уровень коррупции в современной России, препятствует борьбе с этим социальным явлением.

Большинство экспертов считает, что для успешной борьбы с коррупцией, нужен комплексный подход:

• совершенствование законодательства и укрепление правоохранительной системы;

• ограничение монопольной власти должностных лиц в рамках существующей политической и бюрократической структуры;

• снижение роли правительства (государства) в экономике;

• социальная ориентация политики и государственной службы;

• укрепление независимых контрольных структур (Счетная палата, институт Уполномоченного по правам человека) и контроля со стороны институтов гражданского общества;

• восстановление и развитие в обществе базовых регуляторов социальных процессов (культура, традиции, нравственные ценности).

Другойважный принцип борьбы с коррупцией - ясное осознание того, что коррупцию как социальное явление истребить полностью невозможно и что ни один закон, ни в одном государстве не остановил коррупцию. На этом понимании должна строиться антикоррупционная политика государства. Этопозволит: а) рассматривать борьбу с коррупцией не как очередную кампанию, а как обязательную составляющую общегосударственной политики; б) бороться не только с проявлениями коррупции, а в первую очередь против условий, порождающих факты коррупции.

Изучение мирового опыта позволяет привести положительные примеры стран, которые не победили коррупцию, но добились значительных и убедительных успехов. Это государства с англосаксонской и континентальной правовыми системами – США, Канада, Великобритания, ФРГ, Сингапур и др.

В последние годы в РФ реализован ряд мер по созданию системы антикоррупционного регулирования сферы ГМС. В 2008–2009 гг. на федеральном уровне приняты базовый антикоррупционный закон, антикоррупционные статьи в несколько законов, в том числе регулирующих государственную службу, пакеты указов Президента РФ, ряд нормативных актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Понимание борьбы с коррупцией как борьбы не столько с ее проявлениями, сколько с условиями, ее порождающими, выдвигает на первый план решение таких задач, как организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях; сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции; влияние на мотивы коррупционного поведения; создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях и др.

В ряду неотложных мер названы: жесткий контроль зон коррупционного риска в государственных и муниципальных органах (службы приватизации, таможни, налоговые и правоохранительные органы и т.д.); гласность в сфере борьбы с коррупцией; социальную защиту государственных и муниципальных служащих; структурную стабилизацию государственной и муниципальной службы на основе отказа от непрерывных структурных преобразований.

Одним из важнейших условий ограничения коррупции в России может и должно стать повышение престижа ГМС, что невозможно без формирования новой профессиональной этики в государственной и муниципальной службе, которая позволила бы оздоровить моральную обстановку в сфере государственной и муниципальной власти и управления и уменьшить вероятность совершения коррупционных действий.


Отечественное законодательство определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, полномочиями, дачу (получение) взятки, коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды.[1]

В Уголовном Кодексе РФ имеется глава 30, которая позволяет работать почти по всем коррупционным составам: злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, превышение должностных полномочий и так далее.

Вместе с тем специалистами отмечается несовершенство законодательства, что объясняет те трудности, которые возникают в оперативном выявлении и уголовно-процессуальном доказывании фактов коррупции.

Коррупция является одной из укоренившихся проблем для государства. Данные социологических исследований показывают, что к наиболее коррумпированным государственным органам относятся: правоохранительные органы (36%), суды и прокуратура(21%), организации, связанные с распределением имущества, собственности, природных ресурсов, электроэнергетика. Коррупция затрагивает также сферы образования (13%) и здравоохранения (17%). [2]

Чтобы эффективно противодействовать коррупции, нужно знать, почему в нашей стране активно развивается данное явление. В экономической литературе выделяется ряд основных объективных причин коррупции:

Главная причина разгула коррупции в России носит экономический характер. Основой этого стал процесс первичного накопления капитала, который проходил за счет несправедливого дележа государственной собственности, значительная доля которого досталась приближенным к власти немногим современным миллиардерам. Отсутствие эффективных механизмов защиты прав собственности, нерациональная налоговая система и жесткая финансовая политика также стимулируют развитие коррупции. Налоговая политика государства фактически ставит любого бизнесмена на грань выживания, что подталкивает его к теневому сектору, который в свою очередь, разлагающе влияет на общество и государство.

Важным признаком коррупции является то, что определенный круг субъектов (государственные служащие, уполномоченные на выполнение государственных функций, а также лица, уполномоченные на выполнение управленческих функций в частном секторе)используют своё служебное положение и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали. Поэтому коррупция способствует тому, что и государственные чиновники, и частные субъекты хозяйственной деятельности получают возможность обогащаться без особого риска.

Негативные последствия этого явления заключаются в следующем:

1) расширение теневой экономики, вследствие чего происходит уменьшение налоговых поступлений в казну государства, слабеет бюджет, обостряются социальные проблемы;

2) увеличение социальной напряженности, которая в свою очередь угрожает политической стабильности в стране;

3) уменьшение доверия к власти, рост ее отчуждения от общества, в связи с чем под угрозу ставятся любые благие начинания власти;

4) снижение престижа страны на международной арене

5)вырождение общечеловеческих ценностей, замена их на личное обогащение за счет чужого труда и т.д.

Однако практика показывает, что коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями на государственном уровне. Необходимо создать атмосферу общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях. Для формирования устойчивого отношения к коррупции как к преступлению, совершенному против общества и государства необходимо развивать гражданско-правовое и патриотическое воспитание молодёжи.

1.Федеральный закон от 25.12.2008 N 273- ФЗ "О противодействии коррупции".

3 . Шишкарёв С.Н. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией. Международный и российский опыт.

5. Голик Ю.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Департамент образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Специальность 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание

электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Учебная дисциплина Обществознание (включая экономику и право)

КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В РОССИИ

Кошеленко Ирина Петровна_

К защите Защита принята с оценкой

«Коррупция – самое большое зло, потому что это разрушение

Андрей Дементьев

Коррупция – одна из наиболее острых проблем современного общества. Нет в нашей жизни ни одного дня, когда бы мы не слышали в СМИ о коррупции в России и борьбе с нею. Являясь очень актуальной в наше время, проблема коррупции тем не менее стара, как мир.

Цель работы:формирование негативного отношения к коррупции как опасному социальному явлению

1.Исследоватьисторические и литературные источники, раскрывающие тему коррупции в России.

2. Изучить нормативные документы, направленные на противодействие проблеме коррупции в нашей стране

3. Провести социологический опрос среди разных возрастных групп

4.Создать плакат антикоррупционной направленности

Актуальность проекта: Россия – является, к сожалению, одной из самых коррумпированных стран мира. Согласно социологическому опросу, проведенному в 2017 году Всероссийским центром изучения общественного мнения, 59% россиян склоняются к мнению о том, что коррупция в нашей стране непобедима, лишь 25 % россиян верят, что коррупцию можно победить и лишь 5% россиян утверждают, что коррупции в стране сейчас нет.

Согласно социологическому опросу, проведенному в 2018 году Всероссийским центром изучения общественного мнения, почти четверть (24%) граждан России убеждена, что коррупция затронула все сферы общества, самыми коррумпированными сферами, по мнению россиян, являются медицина (23%), ГИБДД и полиция (по 16%), сфера ЖКХ (16%), судебная система и прокуратура (14%).

Большинство россиян (55%) положительно оценили усилия властей по борьбе с коррупцией, об ухудшении ситуации заявили 13%. При этом 25% отметили, что реальных результатов борьбы с коррупцией нет.

Таким образом, постановка проблемы коррупции чрезвычайно важны для практических действий по предотвращению этого негативного явления в обществе, предупреждению и нейтрализации коррупционного поведения как образа жизни. Поэтому решение проблемы коррупции в России крайне важно и является, на мой взгляд, первостепенной задачей для граждан России.

1. Исследование данных ВЦИОМ

2. Работа с нормативными документами

3. Исследование исторических документов

4. Работа с литературными источниками

5. Поиск информации в сети Интернет

1 ТЕМА КОРРУПЦИИ В ИСТОРИИ РОССИИ

Первым, кто в российской истории попытался законом ограничить действия казнокрадов, стал Иван III (1462–1505). В Судебнике 1497 г. Предусматривалосьограничение коррупционных действий и впервые в Русском государстве вводилось запрещение брать посулы(взятки).

При Иване Грозном впервые в качестве наказания за чрезмерность во взятках была применена смертная казнь: так по царскому приказу поступили с дьяком, который принял в качестве взятки жареного гуся, начиненного монетами: его вывели на торговую площадь, и царь спросил у палачей, кто умеет разрезать гуся. Затем царь приказал отрубить у дьяка ноги, руки, и, наконец, отсечь голову.

Так, после многолетнего следствия был обвинен в противозаконных действиях и повешен при всем честном народе сибирский губернатор Матвей Гагарин (через три года также за взяточничество четвертовали фискала Нестерова, который изобличил Гагарина).

В советской системе коррупция отрицалась как характерное явление, считалась исключением, а не нормой. Борьба со взяточничеством, как правило, не затрагивала верхние уровни власти, но это не значит, что соответствующие спецслужбы и правоохранительные органы об этом не были осведомлены.

Декрет стал первым в советской России правовым актом, предусматривающим уголовную ответственность за взяточничество (с лишением свободы и принудительными работами на срок не менее пяти лет).

Почти одновременно с принятием этого декрета дела о взяточничестве были переданы в ведение революционных трибуналов.

В Уголовном кодексе Советской России, принятом в 1922 г., взяточничество приравнивалось к контрреволюционной деятельности, а за доказанные коррупционные преступления полагался расстрел.

На рубеже 60-70-х гг. ХХ в. коррупция проникла в структуры правящей партии, усиливалась экономическая и должностная преступность. Основными преступлениями советских коррупционеров были: приобретение дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций.

2 ТЕМА КОРРУПЦИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Практически ни один русский писатель не обходит эту тему стороной. Российское взяточничество обессмертили в своих произведениях такие русские писатели, как А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков- Щедрин, И.И. Лажечников, А.В. Сухово-Кобылин и многие другие.

Вспоминается еще одно произведение Гоголя, высмеивающее пороки нечестных чиновников. Это комедия "Ревизор". Если среди плеяды людей, не считающих взятку чем-то далеким от абсолютного благородства и отмечать кого-то, то первым в списке, безусловно, будет городничий. Он центральная фигура в городе и самая значительная среди остальных чиновников. Именно вокруг него крутится вся жизнь в городе.

У городничего своя философская позиция, которой подчинены жизненные принципы. Цель жизни — дослужиться до генерала. Этим и объясняется его отношение и к подчиненным, и к начальству. В этом он соответствует всему бюрократическому аппарату своей эпохи, где лицемерие, ложь, взяточничество стали нормой жизни.Городничий берет взятки и не считает это чем-то постыдным или неправильным, наоборот, так повелось, что ж тут плохого.

Проблема коррупции затронута также в таких произведениях как:

3 ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

По данным СМИ, Улюкаева задержали в результате следственного эксперимента, который было решено провести по итогам прослушки его разговоров.

15 декабря 2017 года Замоскворецким районный судом признан виновным в получении взятки в особо крупном размере и приговорен к 8 годам строгого режима, и штрафу в 130 миллионов рублей (эквивалент 2 млн долларов). Улюкаев взят под стражу в зале суда и помещён в Лефортовский изолятор .

19 декабря 2017 года адвокат Улюкаева обжаловал приговор. 12 апреля 2018 года , рассмотрев апелляцию Улюкаева и заслушав впервые прибывшего в судебное заседание Сечина, Мосгорсуд подтвердил приговор, отменив запрет занимать должности на государственной службе в течение восьми лет после отбытия наказания. Приговор вступил в законную силу 31 мая 2018 года Улюкаевэтапирован в колонию № 1 в Тверской области . В колонии работает библиотекарем

Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин был задержан в 2015 г. В ходе обыска у чиновника был изъят 1 млрд руб. наличными.

Кроме того, у него были обнаружены около 800 разнообразных ювелирных изделий, а также коллекция дорогих часов.

9 февраля 2018 года Южно-Сахалинский городской суд приговорил Александра Хорошавина к 13 годам лишения свободы в колонии строгого режима с выплатой штрафа в размере 500 млн рублей, запретом занимать государственные должности в течение пяти лет и лишением государственных наград.

В 2013 г. разразился скандал с мэром Ярославля Евгением Урлашовым. Он получил взятку в размере 14 млн руб. Позже ему были предъявлены дополнительные обвинения. В августе этого года суд вынес ему приговор — 12,5 лет лишения свободы в колонии строгого режима и штраф.

Последнее крупное уголовное дело среди представителей власти было открыто в 2019 г. на сенатора Аршукова, который был задержан прямо во время заседания Совета Федерации.

4 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

4.1 Итоги социологического опроса

В ходе исследования был проведен социологический опрос в виде анкетирования. Опрос проводился среди респондентов старше 18 лет. Всего опрошенных 20 человек.

Вопрос 1: Приходилось ли Вам встречаться с проявлениями коррупции в вашей повседневной жизни. Ответ: Да ответили 8 человек (40 %). Нет ответили 12 человек (60 %). Это свидетельствует о том, что коррупция является часто встречающимся явлением в нашем обществе.

Вопрос 2: Как Вы считаете, где коррупция в нашем обществе встречается чаще?
Больше всего коррупция встречается среди чиновников (ответили 13 человек – 65 %).

В правоохранительных органах ответили – 2 человека (10%).

Это свидетельствует о том, что чаще всего коррупция встречается среди представителей органов власти.

Вопрос 3: Как вы считаете, можно ли победить коррупцию в нашей стране полностью?

16 человек (80%) ответили, что коррупцию в нашей полностью искоренить. Это свидетельствует о том, что это проблема древняя, но очень распространенная в наши дни.

Вопрос 4: Какие меры, по вашему мнению, помогут в борьбе с коррупцией в эффективнее всего? Ответ: 8 человек (40% опрошенных) ответили, что требуется ужесточение наказаний, связанных с лишением свободы, три человека (15%) предложили свой вариант ответа: ввести смертную казнь, повышение уровня культуры, духовно-нравственного развития людей, совместно применять все меры и устраивать показательные судебные разбирательства.

Вопрос 5: По Вашему мнению, кто больше виноват?15 человек (75% опрошенных ) ответили, что вина равнозначна между теми, кто дает взятки и теми, кто берет взятки.

В ходе работы над проектом был сделаны следующие выводы:

1. Коррупция в нашей стране имеет древнюю историю, однако по сегодняшний день является одной из наиболее острых проблем современного российского общества.

2. Исторический опыт показал разные способы борьбы с коррупцией на протяжении длительного времени в нашей стране.

3. Взяточничество порождается комплексом экономических, политических, социальных, правовых проблем.

4. Противодействие коррупции - не только государственное, но и общенародное дело. Для гражданина важно понять, как в обществе соотносятся между собой мораль и закон.

5. К современным способам борьбы с коррупцией можно отнести:

- уменьшение количества чиновников и строгая регламентация действий чиновников

- повышение эффективности работы правоохранительных органов

- строгий и прозрачный отбор всех кандидатов на государственной должности

Практическая значимость проекта: данные исследования могут использоваться на уроках истории, обществознания, внеаудиторных мероприятиях.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

8. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997.

Социологический опрос обучающихся

1) Приходилось ли Вам встречаться с проявлениями коррупции в вашей повседневной жизни?

2) Как Вы считаете, где коррупция в нашем обществе встречается чаще?

А) среди чиновничества

Б) в правоохранительных органах

В) в образовании

Г) в здравоохранении

3) Как вы считаете, можно ли победить коррупцию в нашей стране полностью?

4) Какие меры, по вашему мнению, помогут в борьбе с коррупцией в эффективнее всего?

Читайте также: