Контроль и надзор как способы обеспечения законности в государственном управлении

Обновлено: 19.04.2024

Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Особенности административного надзора:

1) является особой разновидностью государственного контроля;

2) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

3) деятельность по надзору осуществляется систематически;

4) цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

5) между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

6) осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

7) осуществляется при помощи определенных методов;

8) оценка объекта дается только с позиции законности. Методы осуществления административного надзора:

1) постоянное наблюдение;

2) периодические проверки;

3) обследование поднадзорного объекта;

4) истребование и анализ документов;

5) изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Административный надзор осуществляют:

• специальные федеральные надзоры (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору);

• государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор: получение информации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

1) органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;

2) объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности;

3) контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;

4) контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;

5) контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

Прокурорский надзор в сфере государственного управления деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:

1) за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемую судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Формы реагирования прокурора на нарушения законности:

1) протест прокурора;

2) представление прокурора;

3) постановление прокурора;

4) предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Контроль, являясь частью государственного управления, осуществляется от имени государства с использованием соответствующих властных полномочий. Он призван обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины исполнительными органами, их должностными лицами, а также физическими и юридическими лицами. Сущность государственного контроля составляют:

1. Наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта

2. Получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины

3. Принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины

4. Выявление причин и условий, способствующих правонарушениям

5. Принятие мер по привлечению к юридической ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Государственный контроль в зависимости от объема проверяемой деятельности подразделяется на общий и специальный. Общий предполагает проверку всего комплекса вопросов деятельности подконтрольного субъекта. Специальный предполагает проверку деятельности субъекта по отдельным вопросам его компетенции. В зависимости от стадии проведения контроля выделяют :

Он обеспечивает предупреждение и профилактику правонарушения

В данном случае оценке подлежит законность совершаемых действий

Целью данного контроля является проверка исполнения соответствующих решений и предписаний контролирующих органов

В зависимости от направленности контрольных мероприятий внутрь системы органов власти или вне ее на подведомственные структуры государственный контроль подразделяется:

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, и характера их полномочий выделяется контроль, осуществляемый:

1. Президентом РФ

Данный контроль, как главы государства осуществляется в 2 основных формах:

А) непосредственный контроль Президента

Осуществляется Президентов в области подборки и расстановки кадров на федеральном уровне, в частности при формировании Правительства федерации, назначает по представлению премьер-министра на должность руководителей министерств, представителей РФ в иностранных государствах. Возможность участия в заседаниях Правительства РФ дает возможность президенту контролировать принимаемые решения этим органам; контроль за законностью актов органов исполнительной власти (Правительства РФ).

В) Президентский контроль через соответствующие структуры

К числу президентских структур обеспечивающих возможность осуществления государственного президентского контроля относятся:

1. Администрация Президента, важнейшей функцией которой является контроль за деятельностью органов исполнительной власти,

2. Контрольное управление президента осуществляет контроль за исполнением федеральными и региональными органами государственной власти, К РФ, ФЗ, указов и распоряжений Президента, контроль за реализацией национальный проектов и проверку исполнения поручений президента.

3. Полномочные представители президента в федеральных округах. Они обеспечивают организацию контроля за исполнением федерального законодательства, а также контроль за реализацией федеральных целевых программ и т.д.

2. Органами законодательной (представительной) власти

Контроль органов законодательной (представительной) власти регламентирован К РФ. В частности Совет федерации осуществляет контроль при утверждении указов президента о введение военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением Президентом вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территорий РФ.

К числу контрольных полномочий Государственной Думы относятся:

- Дача согласия Президенту на назначение председателя правительства

- Решение вопросов о доверии Правительству

- Выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности

Одной из наиболее важных форм контроля за исполнительной властью является рассмотрение и утверждение Парламентом РФ представляемого Правительством бюджета. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует счетную палату. Контрольные полномочия счетной палаты распространяются на государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, на все организации и объединения, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета, используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставленные льготы или преимущества.

3. Органами исполнительной власти

Контроль подразделяется на :

Осуществляется органами общей компетенции (Правительством РФ – руководит и контролирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, в том числе в сфере образования, реорганизации и ликвидации их территориальных подразделений, контролирует исполнение нормативно-правовых актов; исполнительные органы субъектов РФ). Целью осуществления общего контроля является обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных органов. Ведомственный контроль осуществляется федеральными министерствами, не имеющими подведомственных им служб и агентств.

Осуществляется преимущественно органами специальной компетенции.

4. Органами судебной власти

Субъектами является КС РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Содержанием данного вида контроля является правовая оценка действий и решений должностных лиц и органов исполнительной власти, выявление нарушений законности, условий и причин, порождающих нарушение законодательства, принятие мер по восстановлению нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

В зависимости от времени осуществления контроля:

Плановый – проводится в соответствии с заранее утверждённым графиком, Внеплановый – по следующим основаниям

а. По поступлениям информации о нарушениях действующего законодательства.

б. При проверке выполнения предписаний сделанных при проведении планового контроля.

Административный надзор и его содержание

Надзор в государственном управлении имеет выражение в 2 формах: административный надзор и надзор органов прокуратуры.

Административный надзор – деятельность, специально уполномоченных на ее осуществление органов исполнительной власти и иных субъектов государственного управления в отношении неподчиненных им субъектов. Органы, осуществляющие административный надзор, не имеют широких распорядительных полномочий, в отношении внутренней деятельности поднадзорных. В отличие от контроля надзор касается только их внешней деятельности. Субъект надзора вправе применять меры административного принуждения к субъектам, в отношении которых надзор осуществляется.

Виды административного надзора:

1. Осуществляемый специальными федеральными службами (федеральная служба по надзору в сфере природопользования, федеральная служба финансово бюджетного надзора, федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, РосТехНадзор)

2. Государственные инспекции, обладающие надведомственными полномочиями

А) обладающих полномочиями в рамках нескольких ведомств

В) обладающих полномочиями в рамках одного ведомства

3. Административный надзор милиции:

1. Независимо от вида общей задачей для перечисленных органов является обеспечение законности в управлении, ее решение осуществляется путем предупреждения, пресечения правонарушения и привлечения виновных к ответственности.

Органы административного надзора имеют право:

1. Фиксировать факты нарушения законодательства

2. Давать обязательные к исполнению указания

3. Разрешать и запрещать отдельные действий

4. Ограничивать выполнение отдельных видов работ

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением К РФ и исполнением законов, действующих на территории нашей страны.

В целях обеспечения законности в государственном управлении прокуратура осуществляет:

1. Надзор за исполнением законов федеральными и региональными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и военного управления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием закону издаваемым ими правовых актов

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными и региональными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и военного управления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием закону издаваемым ими правовых актов

Основными формами прокурорского реагирования при осуществлении данного вида надзора являются:

3. Возбуждение дела об административном правонарушении

(допускается использование и иных форм, таких как обжалование актов органов судебной власти, их опротестование и т.д.)

Законность в системе государственного управления – это основополагающий принцип государственного управления, выражающийся в точном и единообразном понимании и исполнении основного закона страны, законодательных и других нормативных актов органами государственной власти и государственными служащими, а также населением.

Сущность принципа законности в системе государственного управления

Статьей 15 российской Конституции закреплен принцип законности, в соответствии с которым органы государственного управления, органы муниципального управления, должностные лица государственного и муниципального управления, население и гражданские объединения обязаны соблюдать требования Конституции и законодательства.

Для обеспечения законности в системе государственного управления применяют следующие способы:

  • во-первых, контроль;
  • во-вторых, надзор;
  • в-третьих, обжалование решений и действий органов государственного управления и должностных лиц государственного управления.

Контроль как способ обеспечения законности в системе государственного управления

Контроль является одним из основных способов обеспечения реализации принципа законности в системе государственного управления. Сущность контроля заключается в использовании определенных способов и приемов уполномоченными общественными и государственными органами, а также должностными лицами для выяснения наличия в деятельности органов государственной власти и должностных лиц государственного управления фактов нарушения целесообразности и законности. Выявление указанных нарушений ведет к применению контрольными органами мер, направленных на их устранение, восстановление нарушенных прав, привлечение виновных к ответственности.

Контроль реализации принципа законности в системе государственного управления делится на следующие виды:

Готовые работы на аналогичную тему

  • во-первых, общий контроль, охватывающий всю деятельности проверяемых органов государственного управления и должностных лиц государственного управления;
  • во-вторых, специальный контроль, подразумевающий проведение проверочных мероприятий в разрезе отдельных направлений или вопросов.

В основе контроля законности государственного управления находятся такие принципы как принцип независимости, принцип экономичности, принцип гласности, принцип объективности, принцип сохранения государственной и другой охраняемой законом тайны, принцип экономичности.

Контроль законности государственного управления является очень сложным и многогранным способом обеспечения законности. Его назначение состоит в проверке соблюдения требований законодательства органами государственной власти и должностными лицами государственного управления.

Выделяют следующие разновидности контроля соблюдения законности государственного управления:

  • во-первых, президентский контроль, которое осуществляет глава российского государства. Президентские полномочия в сфере контроля законности государственного управления гарантируются Конституцией и федеральным законодательством. Контрольные полномочия Президента распространяются на процесс формирования российского Правительства, создание федеральных органов государственной власти, органов обеспечения безопасности, президентской администрации, командования Вооруженных сил Российской Федерации;
  • во-вторых, контроль, реализуемый органами государственного управления представительного характера. Субъектами данного контроля выступает российский Парламент, в составе Совета Федерации и Государственной Думы. Контрольные полномочия подразумевают решение вопросов относительно доверия правительству, согласования Председателя Правительства, объявления амнистии, обвинения Президента в случае его отрешении от должности, утверждения ряда президентских указов и так далее;
  • в-третьих, контроль, реализуемый органами государственного управления исполнительного характера. Субъектами данного вида контроля выступает российское Правительство, федеральные и региональные органы государственного управления исполнительного характера. Эти органы обеспечивают контроль соблюдения требований Конституции и иных нормативно-правовых актов;
  • в-четвертых, судебный контроль. Субъектами судебного контроля являются Конституционный суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды;
  • в-пятых, общественный контроль. Реализация данного вида контроля осуществляется Общественной палаты Российской Федерации, общественными объединениями граждан.

Надзор как способ обеспечения законности в системе государственного управления

Надзор за соблюдением законности в системе государственного управления подразумевает осуществление постоянного, систематического наблюдения специализированными органами государственного управления за деятельностью других органов государственной власти, государственных служащих и населения для выявления случаев нарушения законности. Отличие надзора от контроля состоит в отсутствии отношений подчиненности надзорных орденов и поднадзорных объектов. Помимо этого, основное назначение надзорных органов состоит в выявлении случаев нарушения законности, но не целесообразности.

Надзор за соблюдением законности в системе государственного управления бывает двух видов:

  • во-первых, прокурорский надзор;
  • во-вторых, административный надзор.

Обжалование действий или решений органов государственной власти как способ обеспечения законности государственного управления

Все граждане России, а также коллективы граждан наделены правом личного, индивидуального и коллективного обращения в органы государственной власти с целью обжалования их решений и действий для обеспечения законности государственного управления.

Так же каждый гражданин имеет право на обращение в суд с жалобой на неправомерность действий и решений органов государственной власти, органов муниципального управления, учреждений, предприятий, объединений, а также должностных лиц и государственных служащих, нарушающих его свободы и права.

1. Основные направления деятельности по обеспечению законности в государственном управлении
Обеспечение дисциплины и законности в государственном управлении предусматривает деятельность соответствующих государственных структур, направленную:
• оперативное выявление нарушений, их пресечение и устранение;
• на недопущение органами исполнительной власти нарушений требований и предписаний, установленных действующими законами и подзаконными актами;
• установление причин и условий, способствующих нарушениям в деятельности органов исполнительной власти;
• привлечение к ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины;
• разработку и принятие мер, обеспечивающих устранение причин и условий нарушений законности.

2. Государственный контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении
Сущность контроля:
• получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины;
• принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;
• выявление причин и условий, способствующих правонарушению;
• наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;
• принятие мер по привлечению к ответственности виновных лиц.
В зависимости от содержания государственный контроль подразделяется:
• специальный (осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта);
• на общий (охватывает всю деятельность подконтрольных объектов).
Контроль может быть внешним (осуществляется органом, который не входит в систему проверяемого ведомства) и внутренним (проверка проводится собственными силами ведомства, учреждения, министерства).
В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов различают:
• контроль, осуществляемый органами представительной власти;
• контроль, осуществляемый органами исполнительной власти (общей, межотраслевой и внутриведомственной компетенции).

3. Надзор как способ обеспечения законности в государственном управлении
Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.
Деятельность поднадзорного объекта оценивается с точки зрения законности, но не целесообразности. При надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного недопустимо.
Основные признаки надзора:
• в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воз действия в отношении виновных лиц;
• органы контроля осуществляют проверку различных сторон деятельности подконтрольных объектов;
• органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены.
Виды надзора: административный и прокурорский.
Административный надзор – это специальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления.
Различают две организационные формы надзора в сфере управления:
• надзор, который осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является главной или важнейшей (например, система государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, Государственный антимонопольный комитет и другие);
• надзорная деятельность руководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляемая эпизодически, на основе поступивших заявлений, жалоб, дел.
Предмет прокурорского надзора:
• соблюдение Конституции РФ и исполнение действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Читайте также: