Консультация экскурсия как средство ознакомления детей с природой

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Афанасьева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Чебурашка"
Населённый пункт: город Когалым Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой"
Раздел: дошкольное образование

Статья на тему:

Подготовила воспитатель

Афанасьева Галина Викторовна

г.Когалым Тюменская область

Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей

экологического мировоззрения у всех людей.

Знание природы, бережного к ней отношения даёт формировать у детей

экологические знания. Много веков существует природа, которая до конца не

разгадана и сейчас. Как возникла природа, что предшествовало ей? Природа

возникла много миллионов лет назад и сейчас мы не мыслим себя без

природы и всего, что нас окружает. В дошкольном возрасте происходит

самый большой этап в экологическом развитии личности. Отличительной

особенностью в ознакомлении детей с природой является то, что дети сами

желают больше знать о ней.

Может ли человек существовать без природы? Нет, не может. А вот

эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом

животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании

экологически грамотных представлений об окружающей среде. Сочетание

эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций

живых организмах, воспринимать их, как собратьев по природе, уметь видеть

красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли

позицию, желание изменить что либо вокруг себя в лучшую сторону ( хотя

бы не бросать мусор на улице). Дети должны почувствовать, что даже от их

посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит то, каким

будет окружающий нас мир.

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной

форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулке наблюдают

за птицами и насекомыми, падающими снежинками, дома слушают стихи и

рассказы, смотрят телепередачи о животных и растительном мире Земли,

ухаживают за растениями на участке детского сада и в группе.

Объекты природы очень привлекают детей прежде всего красотой,

конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю

жизнь. Такое общение с окружающим обогащает чувственный опыт детей и

видит их фантазию, способствует возникновению различных вопросов.

Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к

явлениям и объектам природы и должны стать той точкой, от которой будет

осуществляться воспитание и образование ребёнка: развитие чувства любви

представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные

закономерности (сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни

Очень важно предоставить ребёнку возможность не только обобщить,

но и выразить свой эмоционально - познавательный опыт. Так, в движениях,

танцах, интонациях ребёнок отображает своё отношение к таким явлениям

природы, как листопад, метель; имитирует повадки различных животных.

Если только дети будут познавать действительность и выражать отношения к

ней, только тогда возможно развитие экологической культуры ребёнка.

экологические представления, являющиеся основой систематических знаний

о природной среде и бережном к ней отношении.

Задачи по ознакомлению детей с природой включают в себя:

взаимосвязях в ней и способах её сохранения;

формирование эстетических и этических чувств;

развивать интерес к природе и проблемам её охраны;

развивать деятельность детей по сохранению и улучшению природной

воспитывать культуру поведения в природе и норм поведения в ней.

Дети знают, что природу надо беречь, любить. Природа - это наше

здоровье, наше богатство, поэтому в общении с ней её надо ценить. Вот

некоторые разделы ценности природы:

Самоценность природы. Каждый объект природы неповторим, своеобразен

по внешнему виду, особенностям характера и поведения.

Природа как среда обитания. Природа является средой обитания для всех:

природы, т. к. человек взаимосвязан с природой.

Практическая ценность природы. Мы извлекаем из природы практическую

пользу: она даёт нам тепло, мебель, пищу.

Оздоровительно - гигиеническая ценность природы. Растения и деревья

увлажняют воздух, а многие растения и животные имеют лекарственные

свойства (пчёлы, подорожник, ромашка, муравьи, пиявки и др.)

Эстетическая ценность природы. От общения с природой мы получаем

положительные эмоции и чувства. Красота растений, нежный запах цветов,

пение птиц, стрекотание кузнечика вызывает у нас особую радость.

Познавательная ценность природы. Мы учимся у природы. Наблюдая за

солнцем, люди придумали лампу, а клешни рака - ножницы и т.д.

Нравственная ценность природы. Заботясь о живых существах, помогая

негуманные и плохие поступки.

Целесообразно знакомить детей с явлениями и объектами

ближайшего окружения, т. е. природой тех мест, где они живут: с растениями

и животными, живущими в парке, в лесу, дома, во дворе; с сезонными

явлениями (дождь, снег, гроза); со свойствами воды, песка и т.д. Ребёнку

важно ощутить на себе непосредственное воздействие этих объектов или

явлений: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус,

Развитию творческого познания природы способствует не

меняющихся условий неживой природы. Поэтому мы развиваем у детей

природы (учим различать день и ночь, состояние погоды - солнечно или

пасмурно, холодно, жарко, сыро; осадки - снег, дождь; выделять свойства

воды, песка), а также знакомить с объектами живой природы ( комнатными и

декоративными растениями, дикими и домашними животными).

Удовольствие от общения с природой, сопереживание, сочувствие

живому, эмоциональная готовность оказать помощь помогает нам сохранять

помогать живым существам с учётом времени года:

подкармливать зимующих птиц и приближающихся к жилью человека зверей

(устраивать кормушки в наиболее спокойном месте и кормить птиц утром и

перед наступлением сумерек, а в сильные морозы - три раза в день, после

снегопада расчищать дорожки, ведущие к кормушкам, стряхивать снег с

кормушек, подсыпать свежий корм и т. д.; окапывать снегом корни кустов и

деревьев, стряхивать снег с веток после сильного снегопада, чтобы они не

некоторые из них помещать в более прохладные места;

подкармливать животных витаминной пищей (зеленью овса, пшеницы и др.)

обеспечивать спокойную спячку впадающим в неё животным и т. п.

вместе со взрослыми развешивать скворечники, синичники, дуплянки для

убирать перегнившую листву; подрезать сухие ветки растений; подсыпать

производить посадки семян; высаживать растения на клумбы и т. д.

культурные растения; рыхлить землю и окучивать посадки; подсевать на

участке траву; заботиться о том, чтобы на участке в жаркие, засушливые дни

стояли поилки с водой для птиц и т.п.

следующий год; подкармливать многолетние растения; укрывать их корни

на зиму опавшими листьями; готовить кормушки для птиц и т. и.

Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, то она

почва. Экологическое воспитание даёт понять и запомнить детям о том, что

мы без природы не сможем жить. Она имеет большое значение. Дети знают,

как к ней относиться, как беречь и охранять её. Эффективное экологическое

воспитание определяет успех в обращении, в любви детей к природе.

Правильное экологическое воспитание, решение поставленных задач

приведёт к тому, что дети будут радоваться встрече с природой, охотно

природу так, чтобы он был исследователем, чтобы каждый его шаг бал

путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял

Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к

природе. Природа даёт человеку радость. Любуясь красотой природы, дети

творчества. Природа учит нас мудрости. К. Д. Ушаковский утверждал, что

воздействие природы на душу может соперничать с влиянием педагогики. «А

воля, а простор, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая

обращать на окружающую нас среду.

Мы должны иметь представление, когда и что наблюдать в каждый

период сезона, как вести себя в лесу, что и сколько нужно рвать собирать в

нём, что даёт природа, какую имеет экологическую направленность. Недаром

нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально;

человек не властелин природы: губя её, он губит самого себя;

охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли;

всё, что есть на Земле, необходимо для её и человека развития;

* охрана природы - часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.

Важным условием формирования знаний о взаимосвязях в природе,

является наличие определённого запаса фактических сведений, полученных в

результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Если все поймут,

что природа - это наше здоровье, наше богатство, то никто не пройдёт мимо

сломанного дерева, мимо брошенного животного, а всегда придут на помощь.

Принимая участие во всех делах: посадка деревьев на участке, выращивание

Процесс познания окружающей природы предполагает решение

только затрагивает область умственного развития ребенка, но и способствует

Стоит очень важная задача - воспитывать не положительно -

Целесообразно, чтобы эти правила формировались не в негативной (не рвать,

не топтать, не ломать), а положительной форме (цветник нужно беречь и т.д.),

тогда их усвоение будет идти быстрее и легче. Правила передаются детям

объяснения педагога, через художественную литературу.

Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом

действенном отношении ребенка к окружающей природе. Эффективность его

старшим дошкольникам общественную направленность (сделать для других,

бескорыстно помочь и т.д.). Такой труд обеспечивает не только закрепления и

расширение знаний детей, но и создает условия для воспитания важных

нравственных качеств. Это может быть, например, выращивание цветов для

поздравления взрослых, подкормка птиц зимой и др.

Самое важное научить любить и понимать природу, сформировать у

детей экологическую культуру. Впечатления от родной природы, полученные

Целенаправленная и систематическая работа ведёт к тому, что появляются

мотивы в поведении детей: беспокойство за состояние природы, даже если

ничего не случилось, нетерпимость к плохим поступкам. Появившееся у

детей беспокойство, заинтересованность можно рассматривать, как один из

показателей степени с гуманного отношения к природе.

При ознакомлении с теми или иными объектами и явлениями природы

наглядность. Например, гуляя с детьми, обращаю их внимание на состояние

погоды («Посмотрите, какая сегодня тёплая погода, ярко светит солнце. Ему

Положительный настрой детей зависит от организации работы (наблюдения,

ракушки, перья птиц, засушенные листья и цветы). Вместе с ними мы делаем

разнообразные поделки. Изготовление поделок не только сближает детей с

природой, но и даёт радость созидания, творчества. Дети рассматривают

материал, ощупывают, исследуют его. Таким образом развивается восприятие

ребёнка: он различает форму, цвет и другие свойства предметов; например:

грецкие орехи круглые, твёрдые, с шершавой поверхностью; кукурузный

початок овальный, жёлтый, с блестящими зернами и т.д. Работа с природным

сделанный образец поделок или рисунок, анализирует, из каких частей он

состоит и из чего его можно сделать, каким материалом можно дополнить

необходимо похвалить детей и я это всегда делаю с персонажем сказки. Это

помогает преодолеть трудности, способствует развитию таких качеств, как

настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Знакомя детей с растениями леса, участка детского сада, дети учатся

различать деревья от травянистых растений (у деревьев прочные и толстые

стволы, у трав тонкие и гибкие стебли, они легко гнутся и ломаются.) Они

пословиц и поговорок. Такой вид занятия как экскурсии в лес, помогают дать

детям более систематизированные знания о явлении или объекте природы .

существами полноценно осуществляется в нашей группе. Через беседы и

наблюдения, игры детей, занятия дети должны понять, и

человек и природа взаимосвязаны, что мы должны бережно относиться к

Мы наблюдаем не только за явлениями природы, но и за комнатными

растениями. Наблюдая за ними, дети начинают видеть в зелёном ростке

особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того,

полил ли ты его, много или мало. Холодной водой или тёплой. Дети знают,

что всё живое пьёт воду - люди, животные, растения, птицы. Без воды

растения погибнут. На каждом горшке с цветами у нас есть значок - памятки,

что необходимо этому растению. Каждый год в апреле месяце в нашем ДОУ

лук, морковь, горох, перец, фасоль и др. Ведём календарь наблюдений: когда

появился росток, на сколько он вырос и т.д. Летом дети с заботой и интересом

грядки, а осенью собирают урожай.

Животный мир также привлекателен для детей. Рыбы, птицы,

животные обладают поведением. Наблюдая за рыбками в аквариуме, дети

видят какое у них тело, чем оно покрыто, как они плавают, что едят, как

дышат и какая у них окраска. Помимо рыб мы с детьми наблюдаем за

птицами мы наблюдаем и на улице (прогулки, экскурсии в лес) Дети знают,

подкармливать. На улицу мы выносим кормушки, где находится корм для

птиц. После прогулки дети отмечают в календаре наблюдений за птицами

кого они видели и где (на дереве, на земле, на кормушке и т.д.) Дети с

С необыкновенной любовью и проникновенностью, дети наблюдают и

желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние, переживать его

боль. Дети направлены на уход за ними: класть в миску еду, наливать воду,

Наблюдая за ростом деревьев, дети знают, что и они требуют ухода и

различают их по характерным признакам (форма, окраска листьев, цветов, на

В своей работе по ознакомлению детей с природой я обращаю большое

внимание на игру. Игра оказывает развивающее действие потому, что она

квитанции, устроить животных получше, т.к. они ехали в тесноте и устали.

Здесь воспитывается уважение к труду, любовь и бережное отношение к

Словесно - дидактические игры тоже играют большую роль. Это такие

Одна из распространённых форм работы в группе - беседа, которая

формирует в детях убеждение необходимой помощи природе, в сохранении её

красоты и богатства, воспитывает любовь к ней. В ходе беседы я использую

природе, а родителям предлагаю смотреть вместе с детьми телепередачу

Очень много у нас в группе имеется художественной литературы о

рассматривают и слушают их содержание. Все что дети увидели, услышали, о

чём узнали, стараются передать и в своих рисунках. В результате этого

обогащается их знание, уточняются представления об объектах и явлениях

природы, развиваются наблюдательность и память.

Так, от занятия к занятию дети знакомятся с приметами времён года,

природы, умеют бережно относиться к ней. В группе я провожу выставки

Для большего познания природы мы проводим опыты. С помощью их мы

выявляем свойства воздуха, песка, снега, камней, воды, сезона года и т.д.

Для того чтобы лучше познакомить детей со строением растений я использую

модели. С помощью моделей можно обозначить условия жизни, потребности

живых организмов. Живые организмы дышат, питаются, растут, двигаются,

размножаются. Модели использую при составлении рассказов о природе. С

Воспитание у детей любви к природе должно проходить и в семье.

Работа с родителями проводится постоянно через консультации, с которыми

они могут познакомиться в родительском уголке. Провожу анкетирование

родителей. Активно привлекаю родителей к выполнению домашнего задания:

предлагаю дома проделать ряд опытов с водой, воздухом и др. в беседах,

экскурсиях с родителями.

Формирование у детей знаний о природе на занятиях, в беседах,

иллюстрации способствуют осознанию того, что природа требует к себе

бережного отношения. Дети знают о пользе природы и стараются ей не

вредить. Мы познаём, исследуем и охраняем природу. Природа развивает нас

нравственно и конечно, мы учимся у природы.

У детей необходимо воспитывать любовь к природе с раннего детства.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда

точно знаешь, что под ним разумеется. Нужно учить ребятишек правильно

вести себя в природе и среди людей. Активная, экологически правильная и

развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами

деятельность детей развивает положительные качества бережного отношения

к окружающей нас среде.

Чтобы экологическое воспитание учило детей человечности, мы учим

понимать себя и всё то, что происходит вокруг. Правильное поведение детей в

экологическое воспитание. Ребёнок накапливает опыт отношения к миру, у

него формируется чуткость и душевная отзывчивость, а так же раскрывается

идея взаимосвязи и единства живого и неживого. Важно беречь среду - воду,

воздух, землю, сохранять их качество, экономно расходовать, не загрязнять.

Читайте также: