Конституционное право как представляет собой совокупность знаний теорий

Обновлено: 02.05.2024

Понятие конституционного права в современной юриди­ческой литературе обычно используется в трех взаимосвязан­ных значениях:

1. В основном значении конституционное право - это одна из многочисленных отраслей права, занимающая в демократиче­ских странах ведущее место в национальной правовой систе­ме. В этом значении конституционное право представляет систематизированную совокупность правовых норм, регули­рующих публичные отношения, определяющие общественный и государственный строй, положение личности в обществен­ной и государственной жизни, а также принципы взаимоот­ношений личности и государства. Нормы конституционного права содержатся, прежде всего, в конституции, а также в дру­гих важнейших государствообразующих нормативно-правовых актах. Формально-юридическое исполнение конституционно-правовых норм - исходный уровень создания конституцион­ного права как отрасли. Вторичный уровень - фактическая реализации конституционно-правовых положений. Объеди­ненные предметом регулирования нормы права данной отрас­ли должны в процессе реализации сформировать систему фак­тических конституционно-правовых отношений. Наличие конституционного права как отрасли обуславли­вает существование соответствующей науки конституционно­го права и одноименной учебной дисциплины.

2. Наука конституционного права - одна из ведущих отрас­лей правоведения и государствоведения. Это совокупность знаний, учений и теорий о целесообразном и закономерном возникновении, функционировании и развитии конституци­онного права как отрасли права. Выводы и достижения нау­ки конституционного права, внедряемые в практику, напря­мую связаны с прогрессивным развитием общества и госу­дарства, ибо имеют принципиальное стратегическое значе­ние. По многим аспектам наука конституционного права представляет собой фундаментальную основу для других юридических и политических наук, изучающих разнообраз­ные отрасли права, институты государствоведения и полито­логии.

3. Учебная дисциплина (учебный курс) конституционное пра­во - система знаний об отрасли и науке конституционного права, формируемая в образовательных целях. Учебная дисциплина базируется на нормативном и факти­ческом развитии отрасли конституционного права и на дости­жениях науки данной отрасли. Ее содержание в значительной мере обусловлено также спецификой конкретной страны и конкретным периодом развития конституционного права как отрасли и науки. Как и для любой другой учебной дисциплины, для нее ха­рактерен более узкий объем знаний по сравнению с общим потенциалом науки, изучающей одноименную отрасль. Если главная цель для науки - это систематизация существующих и формирование новых знаний, интерпретация научных идей, концепций, учений, а также разработка возможных способов их воплощения в реальную жизнь, то для учебной дисципли­ны - это усвоение и распространение уже созданных знаний, причем в том объеме, который возможно обеспечить в рамках учебного процесса.

Вопрос 2. Краткий очерк истории возникновения конституционного права в системе отраслей права.

Конституционное право возникло как результат эволюции отрасли государственного права и является высшей формой ее проявления на современном этапе.

Возникновение отрасли государственного права было обу­словлено появлением государства и права, как таковых. В этом смысле история государственного (конституционного) права неразрывно связана с историей человеческой цивилиза­ции и, в частности, с возникновением первых центров госу­дарственности. К таким центрам относились Древний Египет (в районах долины рек Нила), Древний Шумер (в районе рек Тигр и Евфрат), Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Греция и Древний Рим. По мере развития человече­ского общества стали появляться новые центры в Европе, Азии, Африки и на других континентах.

Периодизация истории конституционного права - один из сложных и спорных вопросов, поскольку отсутствуют какие-либо общепризнанные критерии. Вместе с тем, очевидно, что отправная точка такой периодизации - формирование, расши­рение и совершенствование источников и институтов государ­ственного (конституционного) права на переломных этапах в развитии государства, права и общества. С учетом этого кри­терия можно выделить следующие четыре основные периода в развитии государственного (конституционного) права:

1. государственное право в древности;

2. государственное право в средние века;

3. конституционное (государственное) право в новое вре­мя;

4. современное (новейшее) конституционное (государст­венное) право.

Государственное право в древности. Возникновение первых государств, как свидетельствуют исторические источники, относится к V - ГУ тысячелетиям до нашей эры. Акты первых правителей государств были направ­лены на регулирование государственной организации власти, и, затрагивая отдельные вопросы отношений с личностью, не разделяли, как правило, частные и публичные вопросы.

Уже в III-II тыс. до нашей эры известны попытки кодифи­кации норм права. В качестве примера можно привести Месо­потамию, где имеются сведения о такой деятельности еще в XXIV в. до н.э., обнаружены законы Шульги (2093-2046 до н.э.), который создал типичное древневосточное деспотиче­ское государство, ввел жесткий порядок регламентации в хра­мовых и государственных хозяйствах.

В древнейшей истории нормы различных отраслей права - государственного, гражданского, уголовного, семейного, ад­министративного и др. - тесно переплетались в одних и тех же законах. Кроме того, с постепенным усилением религии как публичного института, наблюдалась тесная взаимосвязь пра­вовых предписаний с религиозными нормами. Так, законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 го­ды до н.э.) включали разделы, регулирующие основные прин­ципы правосудия; охрану собственности царя, храмов и цар­ских людей; нормы, касающиеся служебного имущества; опе­рации с недвижимостью, торговые и коммерческие отношения; телесные повреждения; операции с движимым имущест­вом и личный наем.

Значительную роль в становлении государственного (кон­ституционного) права сыграли Древняя Греция и Древний Рим. В VIII веке до нашей эры возникли древнегреческие го-рода-государства (полисы), которые заложили традиции древ­негреческой демократии и участия населения в государствен­ных делах. В Древней Греции, а затем в Древнем Риме сфор­мировались и действовали первые институты гражданства и покровительства иностранцам.

В формировании греческой демократии важную роль сыг­рали законы (конституция) Солона (VI век до н.э.), которыми были учреждены высший орган власти - афинское народное собрание, совет четырехсот - орган племенной демократии, и гелиэя - суд присяжных заседателей. Государственная рефор­ма Солона представляла собой образец политического ком­промисса того времени и внедряла элементы разделения вла­стей - непременный атрибут современной демократии.

Вершиной нормотворческой деятельности древних об­ществ явилось римское право, охватывавшее обширные об­ласти имущественных и общественных отношений (частное и публичное право) и ставшее фундаментом для формирования правовых норм в последующие эпохи.

Таким образом, первоначально государственное право развивалось в тесном переплетении с другими отраслями права. Лишь отдельным государствам в древние века (на­пример, греческие государства-полисы, Римская республика и Римская империя) удавалось обозначить положения пуб­личного права в более или менее стройную систему актов и соответственно в какой-то мере сформировать зачатки само­стоятельной отрасли государственного права. Тем не менее, и в этих государствах наблюдалось тесное слияние светских и религиозных правил, что получило свое дальнейшее разви­тие в период средневековья и выразилось в доминировании церкви над государством, в преимуществах церковной вла­сти перед светской.

Государственное право в средние века. Более интенсивное отделение государственного права от других отраслей, происходит в средние века, особенно в пери­од позднего средневековья (XVI-XVII в.в.). Феодальная раз­дробленность, порождающая бесконечные войны, заставила правителей заниматься интенсивным законотворчеством по организации государственной власти, определении ее сувере­нитета и отношений монарха с подданными для усиления их власти, объединения и укрепления государств. В этот период центр цивилизации постепенно смещается с Востока на Евро­пейский континент, где большое влияние на развитие государ­ственного и других отраслей права оказало христианство, а также рецепция римского права (начиная с ХП века).

Значительную роль в закреплении новых отношений меж­ду государством, церковью и подчиненными сыграло приня­тие Великой Хартии вольностей 1215 года, впервые провоз­гласившей за частью общества (баронами и рыцарями) опре­деленные права и свободы, а также создание английского об­щего права и английского парламента в XIII веке.

В эпоху средневековья происходит формирование местно­го самоуправления как самостоятельного публично-правового института. Именно в этот период в крупных европейских го­сударствах начинается процесс повсеместного создания го­родских и сельских систем местного самоуправления и мест­ного управления. Образование собственной системы управле­ния, не зависимой от центральной, королевской власти яви­лось естественной реакцией городского населения - купцов, ремесленников, городских обывателей - на усиление власти монарха в период формирования централизованных госу­дарств. Вместе с тем в сельской местности этот процесс шел значительно медленней по причине сохранявшегося в боль­шинстве государств Европы крепостного права и индивидуа­листической психологии крестьян как мелких собственников.

Конституционное (государственное) право в новое время. Становление основных идей конституционного права, свя­зано с периодом преодоления средневековой раздробленности и укрепления государства, благодаря которому создаются пред­посылки для последующего крушения феодального абсолютиз­ма (XVI-XVIII вв.). Это время рождает выдающихся просвети­телей и мыслителей, разработавших первые фундаментальные учения о государственности и конституционализме, послужив­шие идейной основой будущего формирования конституцион­ного (государственного) права как целостной отрасли права. К числу просветителей того времени относятся Николо Макиа­велли, Томас Мор, Жан Боден, Томмазо Кампенелла, Гуго Гро-ций, Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Монтескье, Жан Жак Русс, Томас Джефферсон, Джеймс Медисон и другие. Наиболее значимые из выдвинутых ими идей касались народного и государственного суверенитета, разделения властей, естественных и неотчуждаемых прав человека, равенства и свободы граждан, парламентаризма, ответственного правительства.

Прогрессивные идеи были воплощены в ходе демократиче­ских антиабсолютистских революций, освободительной войны в Северной Америке, в период Французской революции 1789-1793 годов и стали реальностью в первых источниках консти­туционного права. К ним относятся: Петиция о праве 1628 го­да и Билль о правах от 1689 года в Англии; Декларация неза­висимости США 1776 года, автором которой был будущий третий президент США Томас Джефферсон; Конституция США 1787 года и американский Билль о правах 1789 года; знаменитая французская Декларация прав человека и гражда­нина 1789 года; Конституция Франции 1791 и 1793 годов; польская Конституция 1791 года и другие.

Сам факт принятия таких документов демонстрировал принципиально новый, более высокий уровень государствен­но-правового регулирования публичной власти и отношений между государством и личностью, установления ограничений в монополии государственной власти со стороны одного должностного лица или органа. Результат победы либерально-демократических реформ выражается в признании правовыми системами большинства передовых государств теории естест­венного права, свободы как высшей ценности, государствен­ной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Дальнейшее развитие конституционного (государственно­го) права в новое время, то есть в ХIX -начале XX в. отлича­лось интенсивным процессом конституционного и текущего законотворчества, кодифицировавшего правовые нормы, ре­гулирующие публичные отношения. Вслед за США, Франци­ей и Польшей конституции были приняты в Норвегии (1814 год), Бельгии (1831 год), Аргентине (1853 год), Люксембурге (1868 года), Швейцарии (1874 год).

В XIX веке в системах публичной власти наиболее передо­вых государств окончательно формируется институт местного самоуправления. Как заметил английский исследователь Д.Е. Эшфорд, концепция местного самоуправления этого пе­риода явилась продуктом либерально-демократического госу­дарства XIX века.

Современное (новейшее) конституционное (государст­венное) право. Современное конституционное (государственное) право усилило тенденции, обозначенные новым временем. После Второй мировой войны произошел всплеск конституционного законотворчества, обусловленный, по меньшей мере, следую­щими факторами: победа над фашизмом и создание демократических ре­жимов в бывших диктаторских и тоталитарных государствах; освободительные движения в колониальных странах; необходимость обновления старых конституций в странах, вступивших первыми на путь конституционного развития; эволюция государственного и общественного строя в со­циалистических странах и странах социалистической ориентации и переход на новый тип демократической государственности.

Большинство стран учредили свои конституции именно по­сле Второй мировой войны. В этот период были приняты или существенно изменены конституции в странах Европы (Италия, Франция, ФРГ, Дания, Греция, Испания, Португалия и др.), Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминиканская Рес­публика, Сальвадор, Канада и др.), Азии и Африки (Япония, Турция, Южная Корея, Филиппины, Индия, ЮАР и др.).

Отказ от социалистического режима государственности в странах Восточной Европы и в государствах - бывших рес­публик СССР, осуществление ими конституционно-правовых реформ, в той или иной степени основанных на принципах демократии, политическом плюрализме и либеральной эконо­мике, привели к принятию этими государствами новых кон­ституций в 1990-х годах.

В результате интенсивного конституционного развития и осуществления конституционно-правовых реформ произошли существенные сдвиги в расширении сфер конституционного регулирования, а также в межгосударственной конвергенции основных идей и принципов конституционного права многих стран мира.

Важным фактором, оказавшим влияние на развитие и уп­рочение конституционного права как отрасли внутригосудар­ственного права, явилось закрепление основных принципов конституционализма в ведущих актах международного права. К ним относятся Устав ООН, Всеобщая декларация прав чело­века ООН 1948 года, акты Европейского Союза, Совета Евро­пы, СБСЕ, Содружества Независимых государств и др. В ре­зультате их принятия наиболее важные положения конститу­ционного права приобрели двойную защиту: внутри государ­ства и на международном (межгосударственном) уровне.

Таким образом, вторая половина XX века и начало нового столетия обеспечили доминирование идей конституционализ­ма в большинстве стран и вывели их регулирование на меж­дународный и межгосударственный уровень. Современное конституционное право как отрасль права приобрело черты зрелости и фундаментальности.


Это второе издание учебника, которое также посвящено проблемному изучению конституционного права. Молчаливый отказ от проблемного обучения неизбежно негативно сказывается на качестве образования. При этом автор предлагает рассматривать серьезные проблемы конституционного права с политико-правовых позиций, так как их оценка с точки зрения права будет односторонней, искажающей суть исследуемых проблем. Конституция – это политико-правовой документ. Политика и право в нем должны находиться в органическом единстве, слиты воедино. Конституционное право – это одна из важнейших и острейших политико-правовых отраслей права. Впервые в нашей юридической литературе дается объемный авторский набор определений основным понятиям конституционного права. В конце каждой главы учебника предлагаются схемы, которые дополняют, усиливают наглядность, повышают КПД усвоения основных понятий и непростых проблем конституционного права. В учебнике сформулированы многочисленные рекомендации по реформированию конституционно-правовых институтов с акцентом не только на то, что делать, но и как делать. Второе издание учебника достаточно полно отражает новые законы, принятые после первого его опубликования. За данный период времени было принято немалое количество новых законов, которые имеют непосредственное отношение к конституционному праву, и огромное количество поправок было внесено в действующие законы России.

Оглавление

  • Предисловие
  • Глава 1. Конституционное право – отрасль права, наука и учебная дисциплина
  • Глава 2. Основы учения о конституции и современной теории конституционализма

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Конституционное право — отрасль права, наука и учебная дисциплина

Понятие конституционного права

Конституционное право как отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия.

Конституционное право как отрасль правовой науки — это наука о народовластии, наука, предметом которой является конституционное право как отрасль.

Наука конституционного права вырабатывает понятие отрасли права; изучает конституционно-правовые нормы и институты; общественные отношения, лежащие в основе конституционного устройства Российской Федерации; конституционно-правового положения человека и гражданина; избирательной системы; статуса депутата; системы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Наука конституционного права изучает общественные отношения, с которыми связано осуществление государственной власти; характер взаимодействия конституционных норм с нормами других отраслей права; выявляет эффективность действия конституционных норм и вносит рекомендации по их совершенствованию.

Здесь уместно будет заметить, что наука конституционного права выходит за пределы самой отрасли, когда речь идет о проектах законов — будущих источниках конституционного права, которые являются, как правило, детищем науки и парламента. Только в случае их принятия они становятся составной частью отрасли конституционного права.

Конституционное право как учебная дисциплина — это совокупность правовых знаний о конституционном праве как отрасли права и как науке.

Во-первых, не все нормы конституции имеют отношение только к государственному праву.

Во-первых, такое понятие призвано повысить роль и значение Конституции, уважение и доверие к ней, а по большому счету испытывать гордость за Основной закон своей страны.

В основу разграничения права на отрасли положены два критерия:

1) предмет регулирования;

2) метод регулирования.

Нормы конституционного права призваны не только регулировать общественные отношения, но и закреплять основные устои государства и общества. К ним можно отнести: основы государственного (конституционного) строя; основы прав и свобод человека и гражданина; федеративное устройство государства; основы избирательной системы; основы статуса депутата; основы организации и деятельности органов государственной власти; основы статуса местного самоуправления.

Исследуя проблемы конституционного права необходимо обратить внимание на его политико-правовое предназначение, которое немногими учеными признается. Конституционное право призвано не только закреплять демократические устои государства и общества, приоритетное положение человека и гражданина, создать равные правовые условия для участия во власти, но и способствовать формированию благоприятных условий и оптимального тактического и стратегического простора для поступательного развития государства и общества; для сбалансирования сил социально-политических групп, участвующих в осуществлении власти или претендующих на власть. Немаловажная роль принадлежит конституционному праву как эффективному средству на пути тех сил, которые любыми средствами и способами пытаются и уже добиваются власти и богатства в своих личных интересах за счет ограбления государства и большинства россиян. К сожалению, заметных результатов этой функции пока не видно.

Конституционно-правовые нормы и их особенности

В нашей юридической литературе принято давать общеюридическую характеристику конституционно-правовых норм. Думается, не следует повторять аксиомы общей теории права, а необходимо обратить внимание на особенности конституционно-правовых норм, которые им присущи по сравнению с нормами других отраслей права.

1) Прежде всего, нормы конституционного права отличаются своим содержанием и сферой регулируемых общественных отношений. Они призваны закреплять основные устои государства и общества и регулировать важнейшие общественные отношения.

2) Нормы конституционного права отличаются непосредственным действием. Суть этого действия заключается в том, что права и обязанности у субъектов возникают не из конкретных правоотношений, а непосредственно из Основного Закона.

3) Для них характерны особенности структуры. Общепринято считать, что правовые нормы имеют трехзвенную структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию. Конституционно-правовые нормы чаще всего имеют диспозицию, реже — гипотезу и лишь в отдельных случаях санкцию.

7) Учредительные нормы, посредством которых учреждаются органы государства и федеративное устройство России (см. ст. 71–72, 80–93 Конституции РФ).

8) Программно-целевые нормы. Их в ныне действующей Конституции немного. Основной Закон провозглашает наше государство правовым и социальным, каковым Россия ещё не является. Конституция поставила задачу построения правового и социального государства.

Конституционно-правовые отношения и их особенности

Как уже отмечалось, конституционно-правовые отношения возникают в процессе осуществления государственной власти. Они могут появиться только при наличии соответствующих правовых норм.

В нашей юридической литературе нет единого подхода к количеству, классификации и содержанию конституционно-правовых отношений. Амплитуда колебания их количества велика — от 3 до 14. Нет единого подхода к их классификации, нарушается системный подход, один и тот же вид отношений может иметь различный порядковый номер. Более того, количество отношений в классификационной системе может совпадать, а по содержанию нет. По мнению автора, конституционно-правовые отношения следует классифицировать на семь групп, которые не исключают, а наоборот, предполагают их подразделение на подгруппы.

1. Отношения, возникающие в сфере основ конституционного (государственного) строя.

2. Отношения, возникающие в области прав и свобод человека и гражданина.

3. Отношения, возникающие в сфере федеративного устройства Российской Федерации.

4. Отношения, возникающие в сфере избирательной системы.

5. Депутатские правоотношения.

6. Отношения, возникающие в сфере основ организации и деятельности органов государственной власти.

7. Отношения, возникающие в сфере местного самоуправления.

Под субъектами конституционно-правовых отношений понимаются их участники, выступающие в качестве сторон. Круг их достаточно широк. Это и народ, и человек, и гражданин, и государство, и субъекты федерации, и органы государственной власти, и депутаты, и избирательные комиссии, и партии, и движения.

Объекты конституционно-правовых отношений

Под объектами конституционно-правовых отношений следует понимать то, на что направлено конкретное право и соответствующая ему обязанность с целью удовлетворения притязания управомоченного на то лица.

В нашей юридической литературе многие ученые под объектом понимают сами отношения. Трудно согласиться с таким подходом. Невольно возникает вопрос, а что же тогда является предметом регулирования? Субъектов конкретных правоотношений интересуют не отношения, скажем, в случае отзыва депутата избирателями, а мандат депутата, лишаясь которого, он превращается в экс-депутата со всеми вытекающими правовыми последствиями. [10]

Объекты делятся на:

2) имущественные блага;

3) неимущественные блага.

Неимущественные блага как объект конституционно-правовых отношений имеют место в связи с реализацией права избирать и быть избранным, права законодательной инициативы, права Государственной Думы давать согласие на лишение депутата неприкосновенности и т. д. [11]

Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений

Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений связаны с обстоятельствами, предусмотренными нормами права (юридическими фактами). Они отличаются от иных общественных фактов тем, что влекут за собой определенные правовые последствия. По своему характеру юридические факты делятся на действия и события.

Юридические действия — это обстоятельства, связанные с деятельностью человека, проявлением его воли.

Юридические события не зависят от воли людей, происходят помимо нее.

Юридические действия могут быть правомерными и противоправными. Примером правомерных действий является принятие закона или иного акта органом государственной власти, на то уполномоченным, а примером противоправных действий — попытка принятия акта тем или иным органом, на то неправомочным. На практике иногда случается, когда органы государства принимают решения, выходящие за пределы их полномочий.

К числу событий следует отнести, например, рождение и смерть человека, достижение определенного возраста. Так, в случае достижения гражданином ко дню выборов 18 лет он приобретает право избирать, а по достижении 21 года — быть избранным в Государственную Думу.

Источники конституционного права

Юридические источники — это формы выражения права.

Под источником конституционного права в юридическом смысле понимают те правовые формы, т. е. акты, в которых находят закрепление нормы конституционного права. Поэтому источником конституционного права будет не любой закон или иной акт, а только тот закон или иной акт, в котором содержатся нормы конституционного права. [12]

1) Главным источником конституционного права является Конституция РФ.

3) Важное место среди источников конституционного права занимают Декларации: Декларация о государственном суверенитете, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Декларация о языках народов России;

4) Федеральные законы, такие как Закон о гражданстве РФ, Закон о выборах депутатов Государственной Думы и многие другие.

5) Конституции республик и уставы других субъектов федерации;

6) Нормативные акты органов государственной власти Российской Федерации (палат Федерального Собрания, Президента, Правительства) и органов государственной власти субъектов федерации, если они приняты в соответствии с предписаниями Конституции РФ.

7) Особое место среди источников конституционного права занимают постановления и заключения Конституционного Суда РФ, принимаемые по вопросам его компетенции и другие.

Система конституционного права

Система конституционного права — это объединение конституционно-правовых норм в группы в определенной последовательности, в зависимости от их содержания, характера регулируемых ими общественных отношений и значения норм.

Система конституционного права теснейшим образом связана с Конституцией РФ. И это не случайно, так как важнейшие конституционно-правовые институты находят свое выражение и закрепление в Конституции. Но было бы неправильным, как это делают многие ученые, полностью отождествлять систему конституционного права с системой Конституции. Без преувеличения стоит отметить, что системы конституций стран мира, как и наша конституция, по многим причинам далеки от научного идеала. В первую очередь по политическим, а во вторую — по временным. Конституции чаще всего разрабатывались и принимались в сложных обстоятельствах, не позволяющих качественно проработать основные их положения, да и политический умысел составителей давал о себе знать, что не могло негативно не отразиться и на демократизме конституций.

Первое место в системе конституционного права России занимают нормы, закрепляющие основы государственного (конституционного) строя.

Ко второй группе относятся нормы, закрепляющие основы прав и свобод человека и гражданина.

Третья группа связана с закреплением федеративного устройства России.

Четвертую группу составляют нормы, закрепляющие основы избирательной системы России.

Пятую группу составляют нормы, закрепляющие основы правового статуса депутата.

В шестую группу входят нормы, закрепляющие систему, основы организации и деятельности органов государственной власти.

Седьмая группа охватывает нормы, определяющие конституционный статус органов местного самоуправления.

Все эти группы конституционно-правовых норм, расположенных в обозначенном порядке, составляют самую общую систему конституционного права, которая не исключает, а, наоборот, предполагает ее конкретизацию.

Место конституционного права в системе права России

В системе права конституционное право России занимает первое, ведущее место, которое определяется тем, что его нормы закрепляют основные устои государства и общества, регулируют важнейшие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти. Именно они предопределяют сущность всех других отраслей права.

Нормы конституционного права закрепляют полновластие многонационального народа России — народный суверенитет и определяют формы его реализации.

Нормы конституционного права устанавливают принципы государственного устройства, его деление на государства, национально-государственные, политико-территориальные и административно-территориальные образования, определяют формы государственных связей между государством в целом и его частями, их правовой статус.

Нормы конституционного права, устанавливая систему, основы организации и деятельности органов государства, тем самым определяют и закрепляют основные принципы организации и деятельности органов управления, то есть оно содержит основные начала для административного права. Таким образом, конституционное право содержит нормы, основополагающие для всех других отраслей права.

В заключение следует сформулировать определение данной отрасли права:

Конституционное право — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих основы государственного (конституционного) строя; основы прав и свобод человека и гражданина; федеративное устройство РФ; основы избирательной системы; основы правового статуса депутата; основы организации и деятельности органов государственной власти; основы статуса местного самоуправления; призванных регулировать властеотношения и оптимально сбалансировать соотношение сил социально-политических групп, участвующих в осуществлении государственной власти.

Читайте также: