Конституционно правовые основы статуса президента республики беларусь как главы государства

Обновлено: 02.07.2024

В жизни любого общества и государства Конституция играет особую роль. Ее принятие – знаковое историческое событие для каждой страны.

Конституция представляет собой мировоззренческий документ, который регулирует все стороны жизнедеятельности государства, определяет социально-политические, экономические и другие основы государственности, обеспечивает устойчивость общества.

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон белорусского государства. Закон, обладающий высшей юридической силой. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить Конституции.

Именно она определяет государственное и общественное устройство Беларуси, правовой статус человека, его взаимоотношения с государством и обществом, а также выполняет ряд других значимых функций.

Справочно .

Наша история, традиции, культура, в том числе правовая, насчитывают не одно столетие. На территории Беларуси действовала одна из первых конституций средневековой Европы – Статут Великого Княжества Литовского. Таким образом, наши предки внесли значительный вклад в развитие демократических ценностей в Европе и мире.

Действующая Конституция Республики Беларусь была утверждена 15 марта 1994 г. на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенного государства и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.

Конституции Республики Беларусь предшествовали конституции советской эпохи 1919, 1927, 1937, 1978 годов.

На республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года в Основной Закон Республики Беларусь был внесен ряд изменений и дополнений.

Таким образом, уже более четверти века Республика Беларусь, основываясь на Конституции, поступательно развивается и укрепляется как демократическое социальное правовое государство.

В Советском Союзе, в состав которого входила Белорусская ССР, в 80-е годы прошлого века явно обозначился общий экономический и внешнеполитический спад. В 1989 году впервые было официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменился падением).

Ситуация в великой стране становилась слабо контролируемой: республики одна за другой начали заявлять о своем праве на самоопределение.

Значительная часть белорусской общественности также активно поддерживала идеи суверенизации, утверждения политического и экономического плюрализма. В обществе нарастало осознание права наций на самоопределение, роли государства в обеспечении национальных интересов.

Декларация носила переходный характер: ее положения должны были реализоваться Верховным Советом путем принятия новой Конституции, законов БССР.

Предпринимаемые руководством Союза меры по его спасению должного эффекта не имели, а попытка захвата власти самопровозглашенным Государственным комитетом по чрезвычайному положению стала последним звеном в необратимости распада советской системы.

Все республики так или иначе осознавали, что на союзный центр надеяться нельзя. Экономика испытывала глубочайший кризис. Источники жизнеобеспечения были парализованы. Ни один союзный орган власти ничем уже не управлял.

В этих условиях 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР принял решение о придании Декларации о государственном суверенитете статуса конституционного закона.

Белорусская Советская Социалистическая Республика 19 сентября 1991 г. переименована в Республику Беларусь, принят ее Государственный флаг, а 10 декабря 1991 г. утвержден Государственный герб белорусского государства.

Беловежские соглашения, подписанные руководителями Беларуси, России и Украины 8 декабря 1991 г., прекратили существование СССР. Тогда же было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

Республика Беларусь, как и другие бывшие советские республики, стала суверенным независимым государством.

В этих условиях в Беларуси начали активно обсуждаться пути реформирования государственного устройства страны.

Белорусские конституции советской эпохи заложили основы белорусской государственности, установили систему государственных органов, закрепили основные права личности, позволили сохранить этнокультурную самобытность белорусов, в целом подготовили почву для самоопределения белорусского народа в независимом государстве. В Конституции БССР 1978 года были впервые закреплены нормы о суверенитете БССР, а также о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение.

С июля 1990 г. по февраль 1994 г. законы об изменениях и дополнениях белорусской Конституции 1978 года принимались в нашей стране 16 раз (касались основ общественного строя, статуса политических партий, организации и деятельности органов государственной власти).

Работа над современной белорусской Конституцией началась еще в 1990 году, когда Постановлением Верховного Совета БССР была образована Конституционная комиссия в составе 61-го депутата Верховного Совета и 13 специалистов в области права (ученых и практиков). Однако процесс разработки белорусской Конституции затянулся на несколько лет.

После обретения независимости Беларусь де-факто стала парламентской республикой. Согласно статье 2 Декларации право выступать от имени всего народа принадлежало исключительно Верховному Совету.

Камнем преткновения стал ключевой вопрос: какой быть молодой независимой республике: президентской или парламентской?

Был принят компромиссный вариант: введение института президентства с сохранением широких полномочий Верховного Совета.

о принципе разделения властей;

о Верховном Совете как представительном и законодательном органе государственной власти;

о Президенте как руководителе исполнительной власти;

о местном самоуправлении, осуществляемом гражданами через местные представительные органы и другие формы прямого участия населения в общественных делах;

о государственных гарантиях всем гражданам равных прав для осуществления хозяйственной и другой деятельности, кроме запрещенной законом и др.

Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г. на 13-й сессии Верховного Совета 12-го созыва и вступила в силу 30 марта 1994 г.

Она фактически подвела итог процессам формирования независимого белорусского государства на новой социально-экономической основе, закрепила ориентиры общественного развития, его перспективы. Конституция установила принципы демократического строя (народовластие, разделение властей, политический плюрализм, верховенство права), приоритет прав и свобод человека, главенство международного права.

Тогда, на переломном этапе развития страны, белорусское общество как никогда нуждалось в сильном президенте – национальном лидере, способном консолидировать граждан и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей в социально-экономической и политической сферах. И белорусы его обрели.

10 июля 1994 г. Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А.Г.Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3% граждан, принявших участие в голосовании.

Однако, несмотря на то, что Президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту.

Согласно Конституции, Верховный Совет Республики Беларусь наделялся значительными полномочиями государственной власти (среди прочих его прав устанавливались принятие и изменение Конституции, назначение выборов и референдумов, избрание высших судебных органов, Генпрокурора, Председателя и Совета Контрольной палаты Беларуси, Председателя и Правления Нацбанка Беларуси, роспуск местных Советов, определение военной доктрины Беларуси, а также объявление войны и заключение мира).

Правительство несло ответственность перед Президентом и перед парламентом.

В этих условиях в сентябре 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь одобрил представленную Главой государства Программу неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса. Документ предусматривал оздоровление финансовой и денежно-кредитной систем, улучшение торгового и платежного балансов, стабилизацию курса национальной валюты, усиление мер государственного регулирования, повышение управляемости.

14 мая 1995 г. в ходе всенародного голосования они получили широкую поддержку общества. Результаты плебисцита фактически изменили ряд конституционных норм: изменена государственная символика, статус государственного наравне с белорусским придан русскому языку.

Однако попытки президентской власти взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на мощное сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней независимых депутатов. Достигнутый в 1994 году элитами страны компромисс вылился в острый конституционный кризис. Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы Конституции Республики Беларусь 1994 года не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти.

Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной.

В нарушение принципа разделения властей Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти (исполнительной и судебной), по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать их утратившими силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.

Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной.

С целью разрешения кризиса механизма государственного управления А.Г.Лукашенко обратился к народу, выступив инициатором внесения изменений и дополнений в Основной Закон белорусского государства.

На второй республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной Конституции.

В результате голосования 24 ноября 1996 г. проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, поддержали 70,5% от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – 7,9% от общего числа избирателей.

В обновленном Основном Законе было закреплено положение о верховенстве права. Принятие изменений и дополнений Конституции также повлекло существенное перераспределение полномочий между госорганами.

Существенно изменились место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. На Главу государства были возложены функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обеспечения политической и экономической стабильности, преемственности и взаимодействия органов государственной власти; осуществления посредничества между органами государственной власти.

Вместо Верховного Совета был учрежден двухпалатный Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из Палаты представителей и Совета Республики.

Конституционная реформа выразилась также в повышении роли Правительства – Совета Министров – в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности. Был учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты).

Конституционный суд был включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора).

Таким образом, внесение изменений в Конституцию позволило обеспечить эффективную деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей в интересах белорусского народа. В дальнейшем проводилась работа по реализации конституционных положений, их развитию в актах текущего законодательства.

Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 г. (был совмещен с парламентскими выборами). Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.

Конституция Республики Беларусь стала не только отражением политических и социально-экономических перемен, но и документом, определившим на десятилетия вперед вектор развития национальной государственности и совершенствования демократических институтов.

Являющаяся отражением воли народа, Конституция провозглашает Республику Беларусь социальным правовым государством, в котором:

человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства;

государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности;

народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

В белорусском государстве на конституционной основе выстроена системная работа, направленная на обеспечение роста благосостояния граждан, создание условий для улучшения их жизни, удовлетворение материальных и духовных потребностей, оказание содействия развитию их экономической активности.

Внутренняя политика белорусского государства основывается на принципах социальной справедливости, социальной защищенности и социальной солидарности. Создаются условия для самореализации совершеннолетних трудоспособных членов общества, оказывается помощь малоимущим и социально уязвимым категориям граждан (инвалидам, старикам, детям).

Таким образом, за буквой Основного Закона Республики Беларусь, закрепляющего основные направления строительства социального правового государства, стоит человек как высшая ценность государства и общества, его права и свободы, гарантии их реализации.

При этом Конституция ориентирует наше общество не только на социальные гарантии со стороны государства, но и на взаимные обязательства гражданина. Каждый несет личную ответственность за достижение материально-бытового благополучия для себя лично и для своей семьи. Поэтому важная задача – совершенствование системы законодательства, призванной быть эффективным правовым регулятором социальных отношений, исключающим социальное иждивенчество и безразличие.

Одним из ключевых условий создания демократического социального правового государства является наличие согласия в обществе. В Основном Законе отражены общепризнанные принципы международного права. Конституция Республики Беларусь гарантирует свободу личности, учитывающей свободу других людей, закрепляет политический плюрализм, разделение и взаимодействие властей как гарантии против диктата и хаоса. Она обеспечивает баланс интересов различных социальных групп: вне зависимости от частных интересов, политических, религиозных и иных предпочтений конституционные нормы обязательны для соблюдения.

Таким образом, Основной Закон выступает консолидирующим фактором устойчивого развития общества, укрепляя консенсус интересов разных социальных групп. Единство народа олицетворяет Президент Республики Беларусь, являясь гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Одновременно Глава государства является арбитром над различными ветвями власти.

Конституция Республики Беларусь – основа государственного суверенитета. Белорусское государство обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Все инициативы и предложения граждан были собраны, обсуждены с экспертами и направлены на рассмотрение на Всебелорусском народном собрании, ведь такой форум – одна из важнейших форм народовластия в Беларуси, когда граждане разных социальных групп, профессий и возрастов обсуждают актуальные вопросы жизни государства и общества, подводят итоги прошедшей пятилетки, а также вырабатывают направления стратегии дальнейшего развития республики.

Инициативы, поступившие в ходе диалоговых площадок, были систематизированы по сферам: государственная молодежная политика, социальная сфера, конституционное реформирование и партийное строительство, местное управление и самоуправление, экономика и бизнес.

развитие политического поля страны (совершенствование правовой среды и демонстрация готовности государства к активизации политических партий);

перераспределение полномочий Президента, Парламента и местных властей;

переход от мажоритарной к смешанной избирательной системе выборов депутатов Парламента (для усиления роли политических партий в общественной жизни страны);

увеличение срока полномочий Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов до 5 лет;

придание Всебелорусскому народному собранию статуса конституционного органа;

введение института Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь;

введение единого дня голосования для местных и парламентских выборов с целью сбережения государственных средств;

введение моратория на смертную казнь.

Вниманию выступающих: в ходе проведения единого дня информирования целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.

Главой государства были обозначены и некоторые направления возможных изменений политической системы.

Президент твердо уверен, что Беларусь должна оставаться президентской республикой, и высказался о перераспределении полномочий внутри властной вертикали, отметив, что это уже делается, но вместе с полномочиями переходит и большая доля ответственности.

А.Г.Лукашенко неоднократно отмечал, что внутренняя политика Беларуси – это дело исключительно самой Беларуси. Никто кроме белорусского народа не может решать, как ему жить, как развиваться, каким законам быть на нашей земле. Только белорусский народ будет это определять.

A Президент Республики Беларусь - Глава государства, га- C рант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. 1 \ Президент Республики Беларусь занимает особое место в систе- t^ ме государственных органов.

Согласно ст. 79 Конституции он яв- -¾. дяется Главой государства, гарантом Конституции Республики . /:,Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент оли- c,/ цетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Рес­публику Беларусь в отношениях с другими государствами и меж- . : дународными организациями. Президент принимает меры по ох­ране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безо- ', пасности и территориальной целостности, обеспечивает полити­ческую и экономическую стабильность, преемственность и взаи­модействие органов государственной власти, осуществляет по- • средничество между органами государственной власти.

Особенность статуса Президента Республики Беларусь со­стоит в том, что он выступает, с одной стороны, в качестве арби­тра, с другой - сам может активно руководить Правительством, подчиненными ему органами.

Рассмотрим основные из них.

1. Назначение республиканских референдумов.

Президент является единственным лицом, которое может на­значить референдум - народное голосование.

Республиканские референдумы назначаются Президентом как по собственной инициативе, так и по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов о г установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избира­тельным правом, в том числе не менее 30 тыс.

2. Назначение очередных и внеочередных выбопов в Палатѵ ДРепставителей. Совет Республики и местные представительные Шганы.

Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до

окончания полномочий палат действующего созыва. Если же речь идет о внеочередных выборах палат Парламента, то они проводятся в трехмесячный срок со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

3. Роспуск палат Парламента.

Полномочия палат Парламента могут быть прекращены до­срочно лишь в случае и порядке, предусмотренном Конституцией

• Во-первых, они могут быть досрочно прекращены при отка­зе в доверии Правительству. Так, Премьер-министр может поста­вить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правитель­ству по представленной программе или по конкретному новоду. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об отставке Прави­тельства или о роспуске Палаты представителей и назначении но­вых выборов.

При отклонении отставки Правительство продолжает осуще­ствлять свои полномочия. B соответствии с Конституцией ВОІфОС об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы деятельности.

• Во-вторых, полномочия палат Парламента могут быть пре­кращены в случае вотума недоверия Правительству. Вотум недо­верия Правительству может быть выражен по инициативе не ме­нее одной трети от полного состава Палаты представителей. Ча­стным случаем выражения вотума недоверия Правительству яв­ляется повторное отклонение Палатой представителей програм­мы деятельности Правительства. При выражении вотума недове­рия Правительство должно заявить Президенту об отставке.

• В-третьих, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Решение названной палатой Пар­ламента о согласии на назначение Премьер-министра должно быть принято не позднее чем в 2-недельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра.

B случае, если Палата представителей дважды отказывает в даче согласия на на­значение Премьер-министра, Президент вправе назначить испол­няющим обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

• В-четвертых, полномочия Палаты представителей либо Со­вета Республики могут быть досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. Рас­смотрение Конституционным Судом вопроса о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь осуществляется по предложе­нию Президента. Ero рассмотрение не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда.

A1 Назначение членов ІІентральной комиссии Респѵблики Бе- , ддрѵгь по выборам и проведению республиканских референпѵ-

5. Образование, ѵпразпнение и реорганизаыия Администра­ции Президента и некоторых других органов.

6. Назначение на полжность Премьер-министра.

Премьер-министр назначается Президентом с согласия Пала­ты представителей. Регламент Палаты представителей Нацио­нального собрания Республики Беларусь определяет порядок рас­смотрения вопроса о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра.

Решение по вопросу о даче согласия на назначение Президен­том Республики Беларусь Премьер-министра принимается Пала­той представителей не позднее, чем в 2-недельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра.

B случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распу­стить Палату представителей и назначить новые выборы.

7. Определение структуры Правительства, назначение и осво­бождение от полжности членов Правительства и их отставке.

Президент самостоятелен в определении структуры Прави­тельства. B этих целях он может создавать министерства и ведом­ства. входящие в структуру Правительства.

8. Назначение Председателей высших сѵпебных инстанций

C согласия Совета Республики Президент назначает на должность Председателя Конституционного Суда. Председате­ля Верховного Суда. Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов.

9. Назначение сѵпей высших сѵпебных инстанний. Препседа теля Центризбиркома. Генерального гірокѵрора.

Президент производит назначение на должности судей Вер­ховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республикан­ских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка с согласия Совета Рес­публики.

10. Назначение сѵдей Конституционного Суда

C учетом равного участия Президента и Парламента в фор­мировании Конституционного Суда Президент самостоятельно решает вопрос о назначении 6 из 12 судей Конституционного Суда.

11. Освобождение от полжности Председателя и сѵдей выс­ших сѵдебных инстанций. Препсепателя и членов Центризбир­кома. Генерального прокурора. Председателя и членов Правле- ния Национального банка.

Освобождение от должности Председателя и судей Консти­туционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Пред­седателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению рес­публиканских референдумов, Генерального прокурора, Предсе­дателя и членов Правления Национального банка производится Президентом по основаниям, предусмотренным законом, с уве­домлением Совета Республики.

12. Назначение и освобождение от полжности Председателя Комитета государственного контроля.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь является государственным органом, образуемым Президентом Республики Беларусь и осуществляющим контроль за исполне­нием республиканского бюджета, использованием государст­венной собственности, исполнением актов Президента, Парла­мента, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хо­зяйственные, финансовые и налоговые отношения.

13. Обращение с посланиями к народѵ.

Обращение Президента с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлени­ях внутренней и внешней политики имеет важное значение для разъяснения гіроводимой Главой государства политики Посред­ством таких обращений Президент может изложить те задачи и цели, к которым он стремится либо решает в настоящее время.

Конституция, текущее законодательство не регламентиру­ют частоту обращений Президента к народу.

14. Обращение с ежегопными посланиями к Парламенту, участие в работе Парламента.

Обычно Президент Республики Беларусь обращается с По­сланиями к Парламенту, в которых анализирует ситуацию в эко­номике, социальном развитии, взаимоотношения государства и общества, в Юм числе излагается концепция государственного строительства, подводятся итоги правотворческой деятельнос­ти, взаимоотношения ветвей власти, государственной власти и оппозиции, вопросы обеспечения безопасности личности и госу­дарства, внешнеполитической деятельности.

15. Рѵковопство заседаниями Правительства.

16. Назначение рѵковолителей республиканских органов го­сударственного управления, определение их статуса: назначе­ние некоторых иных ЛИІІ.

Конституцией определено, что Президент самостоятельно назначает руководителей республиканских органов государст­венного управления и определяет их статус.

Президент, являясь Главой государства, может назначать и других должностных лиц, если их должности определены в соот­ветствии с законодательством и если иное не предусмотрено Конституцией. При этом возможно несколько ограничений: Конституцией или принятым в соответствии с ней иным норма­тивным правовым актом назначение данного лица отнесено к прерогативе другого органа; имеются ограничения финансового характера, т.е. в соответствии с утвержденным бюджетом невоз­можно создать соответствующую структуру и ввести должность, на которую предполагалось назначить лицо.

17. Решение вопросов, связанных с приемом в гражданство. его прекращением и предоставлением ѵбежиша.

Гражданство - это неотъемлемый атрибут государственно­го суверенитета, который определяет принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность его прав и обязан­ностей и нх защиту со стороны государства.

B связи с введением в действие новой Конституции и вступ­лением Президента в должность решение вопросов о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предо­ставлении убежища нерешло к Главе государства и исполнитель­ной власти.

18. Установление государственных праздников и празднич­ных дней, награждение государственными наградами, присвоение классных чинов и званий.

Государственные праздники могут устанавливаться в связи с важными историческими событиями, спецификой той или иной профессии и T д.

Дни государственных праздников могут быть как рабочими, так и нерабочими.

C правом Парламента устанавливать государственные награ­ды, классные чины и звания непосредственно связано правомочие Президента награждать государственными наградами, присваи­вать классные чины и звания. Таким образом, в данном случае один орган принимает закон, а другой - ei о исполняет, что явля­ется реализацией концепции разделения властей.

19. Осѵшествление помилования осѵжденных.

Помилование отличается от амнистии тем, что оно осуществ­ляется в отношении конкретных лиц по их ходатайству либо иных уполномоченных лиц и органов.

Помилование применяется, как правило, по личным ходатай­ствам осужденных ( а в отношении осужденных к смертной казни, даже если они не ходатайствуют о помиловании). Ходатайства о помиловании рассматриваются только после вступления пригово­ров в законную силу.

20. Ведение переговоров и подписание международных лого- воров: назначение и отзыв дипломатических представителей.

Являясь Главой государства. Президент без какого-либо спе­циального уполномочивания представляет Республику Беларусь в отношениях с другими странами и международными организа­циями. Это может проявляться и в праве подписывать междуна­родные договоры, заявлять о позиции страны по отношению к той или иной международной проблеме.

Прерогативой Президента как главы государства является назначение и отзыв дипломатических представителей Республи­ки Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях.

21. Прием верительных и отзывных грамот дипломатических препставителей- +¾. Президент принимает верительные и отзывные грамоты ак- ': «кредитованных при нем дипломатических представителей иност­ранных государств

Отозвание дипломатического представителя по инициативе своего правительства оформляется путем вручения Главе госу­дарства пребывания отзывной грамоты - документа об отозвании дипломатического представителя, подписанного Главой назна­чившего его государства. Отзывные грамоты оформляются так же, как и верительные грамоты. к 77- Ввепение чрезвычайного положения.

B случае стихийного бедсгвия, катастрофы, а также беспо­рядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возни­кает опасность жизни и здоровью людей, территориальной цело- ' етности и существованию государства, Президент вводит на тер­ритории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в 3-дневный срок принято­го решения на утверждение Совета Республики.

Чрезвычайное положение является временной мерой и оно может объявляться с целью скорейшей нормализации обстанов­ки, восстановления законности и правопорядка.

23. 06 отложении проведения забастовки либо ее приоста­новлении.

Согласно Конституции в случаях, предусмотренных законо­дательством, Президент вправе отложить проведение забастовки - или приостановить ее, но не более чем на 3-месячный срок B за­коне должны быть предусмотрены случаи, когда проведение за­бастовки, право на которую закрепляет ст. 41 Конституции, будет отложено или она будетприостановлена, но не более чем на 3-ме­сячный срок.

Порядок и условия проведения забастовки предусмотрены Трудовым кодексом Республики Беларусь (см. ст. 377=399).

24. Подписание законов.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Со­ветом Республики либо принятый Палатой представителей, пред­ставляется в 10-дневный срок Президенту на подпись. Если Пре­зидент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух не- Дель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окон­чанием сессии.

Несколько иной подход предусмотрен в Регламенте Палаты представителей. Если закон рассматривается Палатой представи­телей для преодоления возражений Президента, голосование Проводится по закону в целом. B этом случае изменение и допол-

нение закона не допускается. Если закон будет принят Палатоц представителей большинством не менее 2/3 голосов от полнот состава, он вместе с возражениями Президента в 5-дневный cpoi. направляется в Совет Республики, который также должен рае смотреть ero повторно не позднее 20 дней. Возвраіценный Прези дентом Республики Беларусь закон может быть рассмотрен i, первоочередном порядке.

Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 голосов от гіолного состава Совета Республики. За кон после преодоления Палатой представителей и Советом Pee публики возражений Президента подписывается Президентом i. 5-дневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

B таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на оідельные положения закона, которые возвраща ются для повторного голосования. B этом случае цо вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

25. Право отмены актов Правительства.

Данное правомочие означает право Президента отменить любой акт подотчетного ему центрального органа государствен­ного управления - Правительства.

26. Контроль за соблюдением законодательства местными opi анами управления и самоуправления.

Непосредственно или через создаваемые им органы Прези­дент осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отме­нять решения местных исполнительных и распорядительных ор­ганов в случае несоответствия их законодательству.

27. Формирование Совета Безопасности.

Президент не только возглавляет Совет Безопасности, но и формирует его. B Конституции непосредственно предусмотре­но, что Глава государства назначает на должность и освобожда­ет от должности Государственного секретаря Совета Безопас ности.

Руководит аппаратом Совета Безопасности Государственный секретарь, который подчиняется непосредственно Президенту.

28. Рѵковопство Вооруженными Силами Республики Бела­русь.

Являясь Главнокомандующим Вооруженными Силами Рес­публики Беларусь, Президент ответствен перед народом за обес­печение надежной защиты государства, выполнение международ­ных соглашений по обороне, осуществление военной политики и

военной доктрины Респѵблики Беларусь Он назначает высший командный состав Вооруженных Сил Республики Беларусь

29 Введение на тепоитории государства военного положения объявление полной или частичной мобилизации

B случае военной угрозы или нападения Президент вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в 3 дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Президент может осуществлять и иные полномочия, возло­женные на него Конституцией и законами

Читайте также: