Кому выносит суровый приговор писатель в романе обломов

Обновлено: 30.06.2024

Ю. М. Лощиц.
(Из статьи “Несовершенный человек”). 1996 г.

Проблема Обломова Феномен Обломова Мы теперь все отчетливее видим, что это не пустые слова, что за ними стоят некие громады животрепещущего материала, что нам тут всем есть над чем “думу отвести”. Скажем так: существует как данность сложнейший художественный образ. Но каковы его реальные жизненные подоплеки. Казалось бы, подоплека известна — современная писателю помещичья, крепостническая Россия с ее обломовщиной

В образе Обломова мы имеем необыкновенно высокую степень приращения к личности писателя, вдохнувшего в этот образ жизнь Обломов не автопортрет писателя, тем более не автошарж. Но в Обломове творчески преломилось очень много от личности и жизненной судьбы Гончарова — факт, от которого нам не уйти

Сказочно-мифологическая подоплека романного действия в “Обломове” настолько значительна, идеологически весома, что реалистический метод Гончарова так и хочется назвать здесь как-то по-особому: определить его — пусть начерно, условно, в рабочем порядке — как некий мифологический реализм Итак, “Обломов” — “большая сказка”. Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать “Сон Обломова”. “Сон” — образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица “сонного царства”, безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича

“Сонное царство” Обломовки графически можно изобразить в виде замкнутого круга. Кстати, круг имеет прямое отношение к фамилии Ильи Ильича и, следовательно, к названию деревни, где прошло его детство. Как известно, одно из архаических значений слова “обло” — круг, окружность (отсюда “облако”, “область”)

Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает другое значение, и его, на наш взгляд, и имел в первую очередь в виду автор. Это значение обломка. В самом деле, что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной и всеохватывающей жизни? И что такое Обломовка, как не всеми забытый чудом уцелевший “блаженный уголок” — обломок Эдема.

Основной фольклорный прообраз Обломова в романе дурак Емеля — не былинный богатырь Илья, а мудрый сказочный. В ярком сказочном подсвете перед нами — не просто лентяй и дурак. Это мудрый дурак. Он — тот самый лежачий камень, под который вопреки естественнонаучному пословичному наблюдению вода в конце концов все-таки течет

“Сонное царство” рушится не оттого, что слишком ленив Илья Ильич, а потому, что поразительно деятелен его приятель. По воле Штольца “сонное царство” должно превратиться в станцию железной дороги, а обломовские мужички пойдут “работать насыпь”.

Вот и столкнулись на полном разгоне не поворотливая Емелина печь и жаркий паровоз, сказка и явь, древний миф и трезвая действительность середины XIX века

Гончаровский Штольц Если уж искать для него у Гёте соответствующий прообраз, то таким прообразом будет скорее Мефистофель Как известно, гётевский Мефистофель поступил вовсе не оригинально, подсунув Фаусту в качестве возлюбленной и любовницы невинную Гретхен Со времен наущения Евы нечистый всегда успешней всего действует через женщину

Штольц ведь тоже — не постесняемся этого резкого слова — буквально подсовывает Обломову Ольгу. Причем делает это, предварительно сговорившись с нею об условии “розыгрыша” Отношения Обломова и Ольги развиваются в двух планах: прекрасная поэма зарождающейся и расцветающей любви оказывается одновременно и тривиальной историей “соблазна”, орудием которого суждено быть возлюбленной Ильи Ильича Влюбленность Ольги носит явно экспериментальный характер. Это идеологическая, головная, заданная влюбленность Но поскольку эксперимент с Обломовым, как мы знаем, не удался, приходится Штольцу как-то иначе пристраивать Ольгу, какое-то иное времяпрепровождение ей подбирать. Остается ему влюбить в себя Ольгу

От семейного счастья Андрея и Ольги, пространно описанного на страницах романа, веет такой безбытийной скукой, такой приторностью и фальшью, что это их розовое счастье глядится каким-то справедливым возмездием им обоим за вольный или невольный розыгрыш Обломова Если Штольц — антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени — антипод Ольги К сожалению, русская критическая мысль как-то проглядела Пшеницыну, а скорей всего поддалась гипнозу мнения Штольца, с точки зрения которого Пшеницына есть чудовище, погубившее Обломова

Любовь Агафьи Матвеевны, почти безмолвная, неловкая, не умеющая выразиться в красивых, нежных словах и впечатляющих жестах, любовь, как-то вечно присыпанная сдобной мукой, но когда надо, то жертвенная, целиком устремленная на свой объект, а не на саму себя, —эта любовь незаметно преображает простую, заурядную женщину, становится содержанием всей ее жизни

Уже современники писателя обратили внимание на то, что в тексте “Обломова” глубинная перекличка с образами и проблемами “Дон-Кихота”. В этом творении Сервантеса, как известно, предельно обнажено одно из корневых противоречий человеческого сознания — противоречия между идеальным и реальным, воображаемым и действительным. Фанатичная вера Дон-Кихота в непреложную реальность своих грез катастрофически противопоставлена практицизму его человеческого окружения

При всем том обломовское “донкихотство”, конечно, чисто русского свойства, в нем нет воинственной исступленности Если аналогии с героями и проблемами произведений Гёте и Сервантеса носят в “Обломове” по преимуществу подспудный характер, то противопоставление Ильи Ильича с Гамлетом дано, так сказать, открытым текстом. В пятой главе второй части романа читаем: “Что ему делать теперь? Идти вперед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского”. И немного ниже — еще: “Быть или не быть?”

Гамлет ушел из жизни, не разрешив своего сомнения. Не так с Обломовым Илья Ильич окончательно решает вопрос в одну из двух возможных сторон. Пусть робко, с опасением, с оглядкой, но он все же собирается с духом, чтобы сказать себе, Ольге, Штольцу, всему миру: я не хочу делать Философию Обломова вполне можно назвать утопической, преобладает не рассмотрение бытия, имеющегося в наличии, а — через отталкивание от действительности — мечта об ином бытии

Бытовое непротивленчество Обломова причудливо, но вполне узнаваемо отразится в русской действительности второй половины прошлого века — мы имеем в виду прежде всего толстовскую теорию и практику непротивления злу насилием

Обломов умирает, но “проблема Обломова” удивительно живуча. Обломовская мечта о “полном”, “целом” человеке ранит, тревожит, требует ответа “Проблема Обломова” остросовременна. Неполнота и несовершенство человека в этой проблеме обескураживающе наглядны

Иван Матвеевич Мухояров является одним из ярких отрицательных персонажей знаменитого романа "Обломов" Гончарова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Мухоярова в романе "Обломов": описание внешности и характера, портрет героя в цитатах, аферы Мухоярова и Тарантьева.

Смотрите:
- Краткое содержание романа
- Все материалы по роману "Обломов"

Мухояров в романе "Обломов": образ, характеристика, описание, аферы Мухоярова и Тарантьева


Краткая характеристика Мухоярова

Господин Мухояров является родным братом Агафьи Пшеницыной, бедной вдовы, у которой снимает жилье Илья Обломов. Мухояров также приходится кумом Тарантьеву, приятелю Обломова.

Мухояров на вид кажется тихим, милым и кротким человеком, но за этой кроткой внешностью скрывается бессовестный подлец и мошенник. Мухояров служит секретарем в канцелярии и на каждом шагу берет мелкие взятки. Таким способом он наживает себе приличный капитал - 35 тысяч рублей.

Полное имя героя - Иван Матвеевич Мухояров:
". Иван Матвеевич взял письмо. "

Возраст Мухоярова - 40 лет:
". Он был лет сорока. "

Господин Мухояров - брат Агафьи Пшеницыной, у которой Обломов снимает жилье:
". А ведь он пялит глаза на мою сестру. " (Мухояров об Агафье Пшеницыной)

Мухояров является кумом чиновника Тарантьева, приятеля Обломова:
". сказал Иван Матвеевич [. ] не побрезгуй, кум, угощением. "

О внешности Мухоярова известно следующее:
". с прямым xоxлом на лбу и двумя небрежно на ветер пущенными такими же xоxлами на висках, похожими на собачьи уши средней величины. "
". Вицмундир на нем был застегнут на все пуговицы, так что нельзя было узнать, есть ли на нем белье или нет; галстук завязан простым узлом, и концы спрятаны вниз. "

У него серые глаза и "двойной взгляд":

"..Серые глаза не вдруг глядели на предмет, а сначала взглядывали украдкой, а во второй раз уж останавливались. "
". бросив свой двойной взгляд на Обломова, – приказать мне прийти к себе. "
". Иван Матвеевич бросил свой двойной взгляд на Обломова и молчал. "

У него красные дрожащие руки:
". Рук своих он как будто стыдился, и когда говорил, то старался прятать или обе за спину, или одну за пазуху, а другую за спину. "
". может быть, оттого, что пальцы были толстоваты, красноваты и немного тряслись, и ему не без причины казалось не совсем приличным выставлять их часто напоказ. "
". сказал Иван Матвеевич, наливая дрожащей рукой себе в стакан рому. "
". И рожа-то, слышь, не такая, и пальцы, видишь, красны. "

Мухояров на вид кажется кротким и робким человеком:
". Как же-с? – кротко и совестливо возразил Иван Матвеевич. "
". Братец вошел на цыпочках и отвечал троекратным поклоном на приветствие Обломова. "
". троекратно поклонясь, вышел вон. "

Господин Мухояров выглядит послушным и смиренным человеком:
". Слушаю-с. Как угодно, – послушно отвечал Иван Матвеевич. "
". смиренно прибавил Иван Матвеевич. "

Иван Матвеевич Мухояров - тихий человек:
". сам тише воды, ниже травы, говорит чуть слышно. "
". самого его будто и не слыхать в доме. "
". Как угодно-с! – тихо прибавил Иван Матвеевич. "

Мухояров - малообразованный человек. Он закончил несколько классов гимназии, где научился писать, читать и считать, но не более:
". Где вы учились? – спросил Обломов, остановясь опять перед ним.
– Начал было в гимназии, да из шестого класса взял меня отец и определил в правление.
Что наша наука! Читать, писать, грамматике, арифметике, а дальше и не пошел-с. "

Господин Мухояров не читает книги:
". – Книги у вас есть? – спросил он.
– У братца есть, да они не читают. "

При этом он иногда читает газеты:
". Газеты из трактира берем, так иногда братец вслух читают. "

Мухояров живет в доме своей сестры, Агафьи Пшеницыной. Он занимает небольшую комнату на втором этаже:
". братец жил вверху, в так называемой светелке*. " (*светелка - небольшая комната наверху дома)

Мухояров является мелким чиновником. Он уже 25 лет работает в канцелярии:
". В двадцать пять лет службы какой я капитал составил. "

". Коренной, русский служака, тридцать лет на одном стуле сидит, всем присутствием вертит.." (Тарантьев о Мухоярове)

Известно, что чиновник Мухояров берет взятки на службе:
". У тебя денег-то лопатой не переворочаешь! – возражал Тарантьев, тоже немного в тумане, – источник есть верный, черпай только, не уставай. Выпьем!"
". По целковому да по трехрублевому собираешь весь век. "
". А прежде гривенники да двугривенные болтались в кармане, а иногда, срам сказать, зачастую и медью приходилось собирать. Что это за жизнь. "

Благодаря взяткам он сумел накопить 35 тысяч рублей:
". Не жалуйся, кум, не греши: капитал есть, и хороший [. ] Тридцать пять тысяч серебром – не шутка. "
". приносят четвертаки, полтинники и двугривенные, наполняя ими далеко спрятанный сундучок. "

Господин Мухояров является скупым человеком:

". Да ты скуп, кум: с тобой надо торговаться, – говорил Тарантьев. "
". рассердится ли братец за напрасно истраченный или невыторгованный рубль. "
". и деньжонки есть, а извозчика не наймет. " (у него есть деньги на извозчика, но он ходит пешком)

Мухояров - осторожный человек:
". Какой осторожный ваш братец! – прибавил Обломов. "
". Братец опять тем же порядком вошли в комнату, так же осторожно сели на стул. "

Господин Мухояров любит вкусно поесть:
". Иван Матвеевич Мухояров был, в гастрономическом отношении, великий эпикуреец [. ] что касалось стола, он не щадил издержек. "
". От этого на столе у Пшеницыных являлась телятина первого сорта, янтарная осетрина, белые рябчики. Он иногда сам обходит и обнюхает, как легавая собака, рынок или Милютины лавки, под полой принесет лучшую пулярку, не пожалеет четырех рублей на индейку. "

Он любит дорого вино, но пьет его дома в тайне от всех:
". зачем водку пьешь… А как ее не пить-то? Попробуй. "
". Вино он брал с биржи и прятал сам, и сам доставал; но на столе никогда никто не видал ничего, кроме графина водки, настоенной смородинным листом; вино же выпивалось в светлице."
". в пальто у него всегда спрятана была бутылка высокого сорта мадеры. "

Накопив капитал на взятках, 40-летний Мухояров наконец решает жениться. Его жену зовут Ирина Пантелеевна:
". Иван Матвеевич вздумал присвататься к дочери какого-то лабазника*, нанял особую квартиру и переехал. " (*лабазник - мучной торгаш)
". Ты знаешь, я в законный брак вступаю. "

Аферы Мухоярова и Тарантьева

Мухояров и его сообщник Тарантьев затевают несколько афер с целью обокрасть наивного и непрактичного Обломова. Подлецам Мухоярову и Тарантьеву удается провернуть несколько афер.

1. Афера с контрактом на квартиру

Когда Обломов собирается заселиться в дом Агафьи Пшеницыной, подлец Мухояров составляет контракт об аренде. Этот контракт содержит множество подвохов, но доверчивый Обломов подписывает документ не глядя.

По этому контракту Обломов должен выплатить огромную сумму денег, если он решит съехать с квартиры раньше срока. В один прекрасный день Обломов решает сменить жилье, он из-за нечестного контракта он оказывается в финансовой ловушке. В результате, он остается жить на квартире Пшеницыной на Выборгской стороне, так как это оказывается дешевле, чем менять жилье.


2. Афера с имением Обломовка

Однажды Мухояров знакомит Обломова со своим приятелем и коллегой, господином Затертым. Обломов не знает, что Затертый - это мошенник и сообщник Мухоярова и Тарантьева. Доверчивый Илья Ильич назначает Затертого своим доверенным в Обломовке.

Затертый поселяется в Обломовке и начинает вести хозяйство. Он присылает Обломову для виду часть дохода с имения. Остальные доходы (оброк) Затертый ворует и делит с Мухояровым. Доверчивый Обломов при этом ничего не подозревает и остается доволен "работой" управляющего. Наконец в дело вмешивается Андрей Штольц: он выгоняет подлеца Затертого из деревни и приводит дела в порядок.

3. Афера с заемным письмом

Однажды Иван Матвеевич Мухояров замечает, что Обломову нравится его сестра Агафья Пшеницына. Мухояров и Тарантьев шантажируют и запугивают Обломова, обвиняя его в непристойном поведении по отношению к Пшеницыной.

Под давлением Мухоярова Обломов подписывает заемное письмо, согласно которому Обломов обязуется выплатить 10 тысяч рублей Пшеницыной. Но сама Пшеницына тоже подписывает какую-то бумагу по просьбе Мухоярова. В результате 10 тысяч получает сам Мухяров.

Как и в прошлый раз, в дело вмешивается Штольц и освобождает Обломова от долгов перед Мухояровым. Кроме того, благодаря связям Штольца Мухоярова выгоняют со службы.


На этом аферы Мухоярова и Тарантьева по отношению к Обломову прекращаются. Благодаря Штольцу Обломов снова начинает получать хороший доход с Обломовки и живет вполне обеспеченно до конца жизни.

Это был цитатный образ и характеристика Мухоярова в романе "Обломов" Гончарова: описание, портрет в цитатах, аферы Мухоярова и Тарантьева.

Тема любви в романе Ивана Гончарова “Обломов” — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Главной темой романа “Обломов” можно считать стремление к идеалу, совершенству в жизни, в душе человека, то стремление, которое ощущал сам Гончаров и которое пытался воплотить в герое. “С той самой минуты, когда я начал писать для печати… у меня был один артистический идеал: это – изображение честной, доброй, симпатичной натуры в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охлаждающегося и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры”.

Суть романа в том, что бездействие может погубить все лучшие чувства человека, разъесть его душу, погубить личность, а труд, стремление к образованию принесет счастье при условии богатого внутреннего мира человека. “Обломов” И. А. Гончарова – это роман о человеке, борющемся с самим собой. На его пути постоянно возникают препятствия и трудности: от смехотворных – встать или не встать с кровати, житейских – съезжать ли с квартиры, до общечеловеческих, философских – “быть или не быть”, идти вперед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже “гамлетовского”.

Среди испытаний, выпавших на долю героя, наиболее трудным для него оказалось испытание любовью. “Господи! – воскликнул Обломов – Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее?” Но не только Илью Ильича оделяет Гончаров этим высоким и светлым чувством. Любовь приходит к Ольге и Штольцу, к Агафье Матвеевне, и для каждого это чувство является нравственным испытанием.

Основная сюжетная линия романа – взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской. Желая спасти своего друга от разрушительной лени, Штольц знакомит Илью с Ольгой. Андрей надеется, что она вернет Обломова к активной деятельности.

И действительно через некоторое время Илья Ильич изменился: “На лице ни сна, ни усталости, ни скуки”, “халата не видать на нем”, “сидит с книгой или пишет”. В нем просыпаются сильные чувства, тончайшие струны души оживают, он “лишь проснется утром, первый образ в воображении – образ Ольги”. Его возлюбленная тоже “жила и чувствовала жизнь только с Обломовым”.

Однако “любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность”, и Илья, в душе которого боролись два начала, приходит к выводу, что “любовь – это претрудная школа жизни”.

Обломов задумывается о происхождении чувства Ольги, о дальнейшей ее судьбе и выносит себе суровый приговор: “Я похищаю чужое! Я – вор!” Сомнения рождают поэтический полет души и мыслей, который находит выход в странном письме Обломова к Ольге: “Прощайте, ангел, улетайте скорее, как испуганная птичка улетает с ветки, где села ошибкой…”.

Всепоглощающая преданность, безотчетная нежность, воплощенные в бескорыстной материнской любви, – вот идеал Обломова. Интуитивно Илья понимает, что в чувствах Ольги он этого не найдет. Но любовь – это всегда жертва, а на самопожертвование герой Гончарова не способен.

Потому и Ольга не сможет найти в Обломове того, что ищет в любимом человеке: “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, – а ты уж давно умер”.

Судьба бросила вызов Обломову, он начал бой с обломовщиной в самом себе, но это внутреннее столкновение носит в романе трагический характер. Прежде физической смерти наступает духовная гибель героя: “Сердце было убито: там на время затихла жизнь”. Пройдут годы, и в жизни Ильи Ильича появится другая женщина – Агафья Матвеевна Пшеницына.

Обломов полюбил Агафью. Она не была так красива, как Ольга.

Но простота, доброта ее сердца, забота о герое с успехом заменили красоту. Было в ней то, что восхищало Обломова, – ее умелые руки с необычайно красивыми локтями. Вдова Пшеницына стала женой Ильи Ильича.

Любовь между ними была тихая и спокойная, без особой страсти. Это была любовь двух зрелых людей, умудренных жизненным опытом. Вскоре у Агафьи и Ильи родился мальчик, что еще больше упрочило их отношения.

Совместная жизнь Ольги и Штольца не несет в себе трагическое противоречие, но, однако, оставляет у читателя чувство тоски о чем-то не свершившемся. Состояние печали, трагичности – таков результат испытания любовью, которое выпадает на долю литературных персонажей по воле Ивана Александровича Гончарова. Причину, видимо, следует искать в личной жизни писателя, в глубинах его души.

Влюбленность Обломова сродни той душевной буре, которую пережил сам автор. Переписка с Елизаветой Васильевной Толстой – источник всплеска нежности, добра и благородства, выраженных в письме Ильи Ильича к Ольге.

И вновь слова Гончарова как бы взяты со страниц романа: “Нет, не могу, не смею любить. Мне – любить? Вдруг сказать ей – я люблю!”. Способностью любить Гончаров наделил своего героя, но писатель не дал ему возможность совершить решительный поступок.

Такой поступок, который совершил он сам. Речь идет о кругосветном вояже, в который отправился “маркиз де Лень”, как шутливо называли Ивана Александровича. Тем не менее впечатления, полученные от путешествия, мысли, рожденные вдали от родины, вошли в роман, придав ему масштабность, а образу героя – всечеловеческую ценность.

Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Андрея Штольца в романе Ивана Гончарова “Обломов”

Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.

Родители Обломова

Воспоминания детства любого человека неотрывно связаны с образами родителей или воспитателей. Илья Иванович Обломов был отцом главного героя романа. Он был сам по себе человеком хорошим – добрым и искренним, но абсолютно ленивым и бездейственным. Илье Ивановичу не нравилось заниматься каким-либо делом – вся его жизнь была фактически посвящена созерцанию действительности.

Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.

Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.

Мать Обломова была под стать своему мужу – она также лениво создавала видимость ведения хозяйства и предавалась этому делу только в случае крайней необходимости.

Воспитание Обломова

Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.

В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.

В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры. Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.

Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.

Образование Обломова

Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.

Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.

Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.

Цитаты из романа “Обломов” о лени Обломова для сочинения

Это дурная черта у мужчин — стыдиться своего сердца. Это тоже самолюбие, только фальшивое. Лучше бы они постыдились иногда своего ума: он чаще ошибается.

Если чувства искренние, то их нечего стыдится.

Любовь менее взыскательна, нежели дружба, она даже часто слепа, любят не за заслуги. Но для любви нужно что-то такое, иногда пустяки, что ни определить, ни назвать нельзя.

Любят не за что-то, а вопреки.

Дружба — вещь хорошая, когда она — любовь между молодыми мужчиной и женщиной или воспоминание о любви между стариками. Но боже сохрани, если она с одной стороны дружба, а с другой — любовь.

Молодым людям сложно дружить, один из них часто влюбляется.

Дружба утонула в любви.

Любовь либо сменяет дружбу, либо убивает ее.

Некоторым ведь больше нечего и делать, как только говорить. Есть такое призвание.

Да еще не просто говорить, а судить всех.

Вчера пожелал, сегодня достигаешь желаемого страстно, до изнеможения, а послезавтра краснеешь, что пожелал, потом клянешь жизнь, зачем исполнилось, – ведь вот что выходит от самостоятельного и дерзкого шагания в жизни, от своевольного хочу.

Какой смысл горячо желать чего-то, если вы не знаете, зачем оно вам надо.

В жизни на многое приходится закрывать глаза.

Если отталкивать всякий случай, как ошибку, когда же будет – не ошибка.

Пока не совершишь поступок, так и не поймешь, ошибка он или нет…

Иногда человек не властен в себе; в него вселяется какая-то адская сила, на сердце падает мрак, а в глазах блещут молнии. Ясность ума меркнет: уважение к чистоте, к невинности – все уносит вихрь; человек не помнит себя; на него дышит страсть; он перестает владеть собой – и тогда под ногами открывается бездна…

Иногда человек ведет себя так, будто в него вселяется бес.

Короткое, ежедневное сближение с человеком не обходится ни тому, ни другому даром: много надо и с той и с другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной теплоты, чтоб, наслаждаясь только достоинствами, не колоть и не колоться взаимными недостатками.

Сближение с человеком — это обмен либо недостатками, либо достоинствами.

Мы не выходим замуж, нас выдают или берут.

Выходим, потому что берут.

Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги, не читая, нашему брату можно жить.

Они и сейчас не перевелись: есть категория людей, которая подписывает документы, не читая их.

Да разве после одного счастья бывает другое, потом третье, такое же?

Счастье сменяется одно другим.

Странен человек! Чем счастье ее было полнее, тем она становилась задумчивее и даже… боязливее.

Все мечтают о счастье, но как только оно приближается, все начинают его бояться.

Воспоминания — один только стыд и рвание волос.

А кому-то воспоминания греют душу.

Глядишь, кажется, нельзя и жить на белом свете, а выпьешь — можно жить!

Водка многих сначала возвращает к жизни, потом отнимает ее.

У сердца, когда оно любит, есть свой ум… оно знает, чего хочет, и знает наперед, что будет.

Сердце умеет не только чувствовать, но и думать.

Есть такие люди, в которых, как ни бейся, не возбудишь никак духа вражды, мщения и т. п. Что ни делай с ними, они всё ласкаются. Впрочем, надо отдать им справедливость, что и любовь их, если разделить её на градусы, до степени жара никогда не доходит. Хотя про таких людей говорят, что они любят всех и потому добры, а в сущности они никого не любят и добры потому только, что не злы.

И эти люди — не флегматики, это просто равнодушные к жизни.

Понятие, может, и собирательное, но любят каждого по-своему.

Страсть! Все это хорошо в стихах да на сцене, где в плащах, с ножами, расхаживают актеры, а потом идут, и убитые и убийцы, вместе ужинать…

В жизни все абсолютно по-другому.

Недаром говорят, что женщинам верить нельзя: они лгут и с умыслом — языком, и без умысла — взглядом, улыбкой, румянцем, даже обмороками…

Они не лгут, они так добиваются целей.

Я цель твоя, говоришь ты и идёшь к ней так робко, медленно; а тебе ещё далеко идти; ты должен стать выше меня. Я жду этого от тебя! Я видала счастливых людей, как они любят, – прибавила она со вздохом, – у них всё кипит, и покой их не похож на твой; они не опускают головы; глаза у них открыты; они едва спят, они действуют! А ты… нет, не похоже, чтоб любовь, чтоб я была твоей целью…

Цель выбирает достойных.

Детство Обломова

Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.

Образование Обломова

Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.

Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.

Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.

Родное селение Обломова

Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.

Предлагаем ознакомиться с в романе Ивана Гончарова “Обломов”

Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.

Родители Обломова

Воспоминания детства любого человека неотрывно связаны с образами родителей или воспитателей. Илья Иванович Обломов был отцом главного героя романа. Он был сам по себе человеком хорошим – добрым и искренним, но абсолютно ленивым и бездейственным. Илье Ивановичу не нравилось заниматься каким-либо делом – вся его жизнь была фактически посвящена созерцанию действительности.

Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.

Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.

Мать Обломова была под стать своему мужу – она также лениво создавала видимость ведения хозяйства и предавалась этому делу только в случае крайней необходимости.

Воспитание Обломова

Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.

В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.

В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры. Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.

Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.

2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практиче­ской деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательно­стью превратили Обломова из человека в придаток халата и ди­вана.

В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

7. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нрав­ственно?

Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сде­лала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспита­ние.

Крепостничество развращает не только господ, но и рабов. Пример тому — судьба Захара. Он так же ленив, как Обломов. При жизни барина он довольствуется своим положением. После смерти Обломова Захару некуда идти — он становится нищим.

10. Почему попытка Ольги Ильинской возродить Обломова не имела успеха?

Полюбив Обломова, Ольга пытается перевоспитать его, пере­ломить его лень. Но его апатия лишает ее веры в будущего Обло­мова. Лень Обломова была выше и сильнее любви.

Штольц вряд ли является положительным героем. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный человек, деятельный и активный, но есть в нем что-то от машины, всегда бесстраст­ной, рациональной. Он схематизированный, неестественный че­ловек.

Я считаю, что “Обломов” Гончарова — это роман-трагикомедия: в нем много трагического, но немало и комических сцен, где автор смеется во весь голос.

Одна из главных трагедий этого произведения — трагедия самого Обломова, главного героя повествования. Илья Ильич Обломов — потомственный дворянин, молодой человек 32—33 лет. Автор дает нам его портрет: “Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи”. Гончаров показывает читателю во всех подробностях быт Обломова, дает нам понять, что это человек нравственно погибающий. “По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала… могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память”; “Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием”. Но почему же один из героев романа, морально чистый, честный, добрый, сердечный Обломов, нравственно умирает? В чем причина этой трагедии? По словам Добролюбова, “Обломовка была почвой, на которой росла обломовщина; гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от своих усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба”. В этом и есть трагедия Обломова. Он, еще недавно чем-то увлекавшийся, медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. И никто уже не может вернуть его к жизни, возродить в нем интерес к этой жизни.

Трагичен в какой-то степени и Штольц. На первый взгляд, это новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и жалок в своей искусственности. В отличие от Обломова, доброго и сердечного, автор описывает нам Штольца как некую машину: “Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул… цвет лица ровный, смугловатый, и никакого румянца”. Читая роман дальше, мы приходим к выводу, что трагедия Штольца — в его ненатуральности, он почти никогда не волнуется, не переживает событие сильно. Гончаров неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор тем не менее в душевности, доброте, сердечности видит антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. И хотя он рисует почти идеальным образ Штольца, в нем чувствуется какая-то однобокость, неестественность.

Итак, Гончаров убедительно доказал читателю, что Обломов и Штольц — два совершенно разных человека.

Я считаю, что истоки трагедии обоих героев — в их воспитании.

Обломовцы — хранители традиций древности. Так же, как Обломов, проводили свое время и его отец, дед, прадед; из поколения в поколение передавалась обломовская утопия, представление о человеке, гармонично сосуществующем с природой. Трагедия здесь заключается в том, что мечта Обломова под напором цивилизации переходит в разряд невозможных.

Причина неестественности Штольца — также воспитание, на этот раз “правильное”, рациональное, бюргерское. Я считаю, что трагедия может быть не только в том, что герой умирает, но и в том, что он живет строго по плану, его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца нет никаких неожиданностей, интересных моментов. Она— как точный график времени отправления поездов, а сам он поезд, идущий строго по расписанию, хотя и очень надежный, но все же искусственный. Его идеал — достижение материального достатка, комфорта, личной устроенности. Прав Чехов, который писал: “Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что он великолепный малый, а я ему не верю… Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен”.

Трагична дальнейшая судьба Захара: он сделался нищим. “Все лицо его как будто прожжено было багровой печатью от лба до подбородка. Нос был, сверх того, подернут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные… На нем была ветхая шинель, у которой недоставало одной полы, он был одет в галоши на босу ногу, в руках держал меховую, совсем обтертую шапку”. После смерти хозяина Захару некуда было идти. Все его помыслы были связаны с Ильей Ильичей, которого он искренне любил.

Но в то же время в романе есть очень много сцен, над которыми читатель смеется от всей души. Многие из них касаются взаимоотношений Захара и Ильи Ильича. Достаточно вспомнить сцену в конце первой части произведения, как слуга будил своего хозяина. Или, скажем, сцена в начале второй части, на обеде у Ольги. Обломов, волнуясь, набрал себе столько печенья, что все гости начали поглядывать на него и ждать, как он будет все это есть.

В дом к Илье Ильичу часто приходят люди, они ценят в нём собеседника, пытаются выяснить его мнение по поводу происходящих в городе событий и просят поучаствовать в том или ином мероприятии, но ничто не вызывает у Обломова интерес. Ничто не заставляет его встать с дивана и принять участие в жизни. Самый заветный и счастливый образ, греза Обломова – это имение его детства – Обломовка. Там, в этом земном раю для Ильи Ильича и была настоящая жизнь. Тот образец, к которому он стремится приблизить жизнь нынешнюю. Из нее он вынес те идеалы, которые притягивают к нему людей: он добр, отзывчив и равнодушен ко многим порокам современного ему общества. Но вместе с тем он вынес и недостатки: ему не хватает решительности, смелости и готовности принять поражение. Когда он влюбляется в Ольгу, то совершает благородные смелые поступки – например, заступается за неё, чтобы отстоять честь девушки. Но ему не хватает духа идти дальше. Хрустальная душа Ильи Ильича не готова принять грязь и боль мира. Ему страшно. А вдруг не получится? Человека, которого лишали инициативы в детстве, постоянно преследует страх неудачи, поражения. Он не знает, что поражение – часть пути к победе. У него нет таких примеров в опыте.

Андрей Штольц не зря столь тепло отзывается о своём друге, о его душевных качествах. Обломов хочет добра, мира и покоя для всех. Зачем волнения, страсти, переживания? Зачем так мучить себя? У него нет душевных сил на борьбу. Он не знает, что мрачная сторона жизни тоже обогащает душу. Что негативный опыт делает нас мудрее.

Обломов в какой-то степени обречен, так как боязнь запятнать и разрушить свою прекрасную фантазию, мечту о том, что могло бы случится, о реальную жизнь заставляет его хранить свою духовную чистоту, так и не обогатив её тем, что есть в настоящей жизни. Он добровольно лишает себя мира, обкрадывает свою душу, потому что не может принять всего, что есть в этом мире.

Обломов добр, он не хочет страдать, но не хочет страданий и для других. Гончаров снисходительно относится к своему персонажу. Он понимает, что в Илье Ильиче есть и положительные, и отрицательные стороны. Вероятно, именно это и делает Обломова настоящим.

Даже сам герой осознаёт, что в его душе, будто клад, спрятаны какие-то хорошие чувства, добрые намерения, но безынициативность, воспитанная в нём Обломовкой, и неумение выстоять перед жизненными неурядицами, похоронили это светлое начало в его душе навсегда. Не дали возможности прорасти и силе духа и воле, которые, без сомнений, могли быть воспитаны в этом человеке в других условиях.

Читайте также: