Кому принадлежит законодательная власть в республиках и конституционных монархиях

Обновлено: 25.06.2024

Форма правленияотвечает на вопрос о том, кто и как правит (осу­ществляет государственную власть), как организованы и действуют верховныеи центральные органы государства.

Формы правления различаются в зависимости от того, осуществ­ляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяются монархические и республиканские формы правления.

а) Монархия.В переводе с греческого языка данный термин означа­ет единовластие. Во главе государства находится монарх, который пользу­ется своей властью по наследству. В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, Монарх выступает источни­ком всякого права (закона), он находится во главе исполнительной власти. Он имени монарха творится правосудие, ему принадлежит право помило­вания. На международной арене, в отношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство. Монарх пользуется титулом короля, царя, императора, получает содержание из государствен­ной казны, имеет право на особую охрану.

В зависимости от полномочий монарха различаются несколько раз­новидностей монархической формы правления.

Абсолютная монархия.Эта форма правления типична для феодаль­ного строя. При абсолютной монархии в руках монарха сосредоточивает­ся вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может на­значать правительство, вершит высший суд. Подданные (население) изна­чально юридически бесправны. Монарх не наделял их какими-то правами.

В современных условиях абсолютная монархия - чрезвычайная ред­кость. В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Монархи в Саудовской Аравии и Омане считаются также высшими духов­ными лицами, что еще больше увеличивает их власть.

Дуалистическая монархия.Это первоначальная форма ограничен­ной, или конституционной монархии. Здесь наблюдается уже возникшее или даже довольно развитое разделение властей, во всяком случае отделе­ние законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть принадлежит, в принципе, парламенту. Исполнительная власть принадле­жит монарху, который может осуществлять её непосредственно или через назначение монархом правительства. Исполнительная власть может быть и более или менее независимой, самостоятельной.

Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом утверждения закона или его отклонения (вето - запрещено). Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, может сменить правительство, если таковое есть. За свою деятель­ность Правительство несет ответственность лишь перед монархом, но не перед парламентом.

Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между Шествующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью. однакопреимущественно власть принадлежит монарху и его окружению.

Парламентская монархия.Эта форма правления существует обыч­но в высокоразвитых государствах (Великобритания, Швеция, Япония, Ка­нада и др.). В парламентской монархии признается принцип верховенства и парламента над исполнительной властью. Верховенство парламента выра­жается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента.

Монарх при данной форме правления "царствует, но не правит". Правом "вето" в отношении законов, принятых парламентом, он не наде­нем. Даже когда оно ему принадлежит, на практике монарх им не пользует­ся, либо монарх осуществляет это право по указанию правительства. Как Правило, монарх лишен возможности действовать самостоятельно. Все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скреп­ляются подписью главы правительства или соответствующего министра, без чего они не имеют юридической силы. Тем самым глава правитель­ства или министр принимают на себя ответственность за данный акт мо­нарха.

Главный отличительный признак парламентской монархии - ответственность правительства перед парламентом за свою работу. Если парла­мент выразит правительству недоверие - правительство должно подать в отставку, либо уволено в отставку монархом. За монархом сохранены представительские функции (представление государства за пределами его гра­ниц)-




б) Республика.В республике высшие органы власти избираются населением на определенной срок. Республиканская форма правления также стара, как и монархическая. Древние Афины и Древний Рим, Гос­подин Великий Новгород и Венеция знали республиканскую форму прав­ления в различные периоды своей истории. Первой республикой нового времени были Соединенные Штаты Америки, утвердившие республикан­ский строй после обретения страной независимости. Во Франции 1-ая рес­публика была провозглашена в 1792 году. Сегодня французы живут в Пя­ти республике. В России республика была провозглашена Декретом Вре­менного Правительства 1 сентября 1917 года. Она просуществовала co­in ем немного, так как в результате Октябрьской Революции были учреж­дена Республика Советов. Новая Российская Конституция учреждает тре-11,ю республику в России.

Известны две формы республик - парламентская и президентскаяреспублики. В республике законодательным органом власти является избираемый населением представительный орган власти - парламент. Он может состоять из одной палаты или двух. В свою очередь в двухпалатном парламенте палаты либо равны, либо подразделяются на нижнюю и верх­нюю. Последняя играет роль контрольного органа, утверждающего зако­ны, принятые нижней палатой. Верхняя палата в ряде стран называется Сенатом (в США, Франции, Италии), в России- Федеральное Собрание.

В парламентской республикеправительство формируется парла­ментом. Главой правительства, как правило, становится лидер победив­шей на выборах в парламент партии. За свою деятельность правительство несет ответственность перед парламентом (Италия, ФРГ).

В парламентских республиках также может существовать институт Президента. Но Президент избирается на должность Парламентом и вы­полняет примерно те же функции, что и монарх в конституционной мо­нархии.

Президентская республика.В президентской республике население избирает два верховных органа государственной власти: Парламент - выс­ший законодательный и контрольный орган, и Президента - Главу государ­ства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятель­ностью. Президент осуществляет полномочия Главы государства и, одно­временно, главы исполнительной власти, парламент - законодательного орга­на, а Правительство - органа исполнительной власти. Тем самым наиболее полно осуществляется разделение законодательной и исполнительной влас­ти: и Парламент и Президент обладают равным объемом доверия народа и независимы друг от друга. Но вместе с тем, оба эти органа сохраняют взаим­ный контроль: Президент может наложить вето (запрет) на принятый парла­ментом закон и вернуть его на новое рассмотрение; парламент, в свою оче­редь, утверждает назначенных Президентом министров и других высших чинов исполнительной власти. Президент может также быть привлечен к ответственности и отстранен от власти посредством процедуры импичмен­та (отрешение от должности). Но это возможно лишь в случаях совершения Президентом тяжкого преступления. При такой форме правления Прези­дент как правило избирается непосредственно народом.

Кроме парламентской и президентской республики существует еще одна форма - смешанная (полупрезидентская или полупарламентская)республика. От президентской она отличается тем, что Правительство фор­мируется Президентом по согласованию с парламентом. По представле­нию премьер-министра Президент назначает других министров. В тоже время парламент может при определенных условиях выразить правитель­ству недоверие, и оно должно уйти в отставку.

Полупрезидентской является Французская Республика (пятая). Однако фактически прерогативы Президента столь широки, что не уступают полномомочиям американского президента, а кое в чем превосходит их: Французский Президент может распустить Парламент и назначить новые выбо­ры, чего не может американский президент. Не случайно пятую республику некоторые французские государствоведы называют "Республиканс­кой монархией".

Институт Президентской власти в России имеет сравнительно ко­роткую историю. По Конституции Российской Федерации Президент занимает особое место в системе органов государственной власти. Прези­дент не входит напрямую непосредственно ни в одну из её ветвей. Между Президентом, законодательной и исполнительной властями нет отноше­нии подчиненности. Но нет оснований трактовать Президентскую власть как стоящую над другими, зависящими от Президента. Каждая из ветвей ВЛАСТИ осуществляет закрепленные за ними полномочия, взаимодействуют друг с другом. Президент реализует свои полномочия в рамках Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Монархия и республика – что это и отличия

Известно, что форм правления бывает несколько. Самыми известными из них являются монархия и республика. Не каждый человек сможет сразу дать каждой из них определение, раскрывающее особенности и отличия одной формы от другой. Для того чтобы узнать подробнее, что же они представляются собой, нужно сначала провести сравнение по самым важным критериям.

Определение понятий

Для того чтобы суметь объяснить, что же собой представляют рассматриваемые формы правления, нужно знать, как определяют их специалисты.

Монархия – особая форма правления, при которой вся полнота политической власти сосредоточена в руках одного человека – короля (монарха, эмира). Иногда он обладает частью полномочий, остальные переданы парламенту. В 90% случаев власть передается по наследству (титулы могут не передаваться). Правитель имеет право и возможность передать свою власть иному человеку, не являющемуся прямым родственником. Решения монарха могут быть представлены в виде указов, вердиктов, декретов, эдиктов. Эта форма правления подразделяется на абсолютную и конституционную. Если рассматривать первый вариант, то все решения принимает исключительно правитель. Все остальные должны подчиняться и исполнять их. Распространяется это на всю территорию страны или в тех регионах, для которых это решение было подготовлено.

В случае с конституционной монархией решение правящего лица подлежит рассмотрению парламентом. Оно в ходе заседания может быть дополнено, переработано, оспорено или не принято. Парламент также наделяется правом учреждения правительства страны. Монарх же обладает правом вносить предложения. Те органы власти, которые разделяют полномочия с правителем, могут самостоятельно разрабатывать законы и управлять государством. Наличие у парламента большого числа полномочий делает конституционною форму монархии по многим пунктам схожей с республикой.

Республика представляет собой форму правления, при которой действующая политическая власть сосредоточена в руках граждан страны. Управлять также могут представляющие их интересы органы – парламент, правительство. Формирование этих структур производится по результатам выборов. На них каждый человек, являющийся гражданином страны, может высказаться в поддержку того или иного кандидата.

В современных республиках власть обычно разделена на 3 ветви: парламент (законодательная), правительство и президент (исполнительная) и суды (судебная). Парламент, правительство (реже) и президента выбирают люди в ходе голосования. Судей назначают министры.

Решения, принимаемые органами власти в республиках, представляют собой законы и подзаконные акты. Их разработка и утверждение требует поэтапного участия всех перечисленных ветвей власти. Внесенные предложения поступают в парламент, где проводится их рассмотрение. Проект после этого поступает правительству. На этом этапе закон может быть отклонен, одобрен или отправлен на доработку. Также проводится проверка на соответствие его действующим нормам конституции. Этим занимается судебная ветка власти.

Нужно учитывать, что существуют республики, у которых отсутствует разделение властей на различные ветви на официальном уровне. Пример: работа государственного управления Китая. Республики подразделяются на 2 вида: президентская и парламентская. Если выбирается первый вариант правления, то 90% политических полномочий сосредоточено у законодательной власти. Главой республики является президент или премьер-министр. Во втором случае большая часть полномочий отводится парламенту.

Сравнение

Основным отличием монархии от республики является тот факт, кому принадлежит власть в стране. В первом случае она сосредотачивается у одного человека. Во втором имеется разделение на 3 ветви, каждая из которых предполагает, что будет в той или иной степени вовлечена в процесс создания законов и управления страной. В случае с республикой основная власть находится у народа.

Выводы

Монархия и республика – формы правления государством. Парламент и правительство присутствуют в конституционной монархии и республике. В первом случае главой государства является монарх, который может предлагать (или диктовать) законы, передавать власть по наследству или с учетом собственных пожеланий. В республике все законы проходят стадии рассмотрения, утверждения и одобрения. Основная власть принадлежит народу, а олицетворяют ее 3 ветви – исполнительная, законодательная и судебная. Главами могут являться президент или премьер – министр. Избираются они на должность в ходе выборов, в которых могут принять участие все граждане страны, достигшие совершеннолетия. Основные виды нормативных актов в монархии – указы, декреты. В республике и конституционной монархии – законы.

Конституционная монархия – относительно молодая форма правления. Она одновременно объединяет в себе монархические и демократические институты. Степень их соотношения, как и уровень реальной власти коронованной особы, в различных странах значительно отличаются. Давайте подробнее выясним, что представляет собой конституционная монархия и в чем заключаются особенности данной формы правления.

конституционная монархия

Сущность термина

Конституционной монархией является особый тип государственного устройства, в котором монарх хотя и считается формально главой государства, но его права и функции в значительной мере ограничены законодательством страны. В обязательном порядке данное ограничение должно носить не просто юридический характер, но и фактически применяться.

В то же время нужно отметить, что существуют такие страны, в которых коронованная особа имеет довольно высокие полномочия, несмотря на ограничения, и такие государства, где роль монарха чисто номинальная. В отличие от республики, конституционной монархии зачастую присуща наследственная форма передачи власти, хотя реальный её объем может быть сведен к минимуму.

Классификация монархий

Конституционная монархия - лишь один из множества видов, которые может принимать монархическое устройство. Данная форма правления может быть абсолютной, теократической (власть принадлежит религиозному главе), сословно-представительской, раннефеодальной, древневосточной, ненаследственной.

Абсолютная и конституционная монархия отличаются главным образом тем, что в первой из них любое решение правителя имеет силу закона, а во втором воля монарха в значительной мере ограничена внутригосударственными законами и нормами. Поэтому данные формы правления считаются во многом противоположными друг другу.

республики конституционной монархии

Дуалистическая монархия

Такой вид правления, как дуалистическая монархия, подразумевает под собой значительное участие коронованной особы в государственных делах. Зачастую правитель является полноценным главой государства с большинством вытекающих отсюда прав и функций, но они в некоторой мере ограничены законом.

В подобных государствах монарх имеет право лично назначать и смещать правительство страны. Ограничение власти коронованной особы чаще всего выражается в постановлении о том, что все её распоряжения принимают законную силу только после того, как они будут подтверждены министром соответствующего ведомства. Но, учитывая то, что министров назначает сам правитель, эти ограничения в значительной мере являются формальными.

Фактически исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная - парламенту. В то же время правитель может наложить вето на любой закон, принятый парламентом, или вовсе распустить его. Ограничение власти монарха заключается в том, что вышеупомянутый законодательный орган утверждает одобренный коронованной особой бюджет или отклоняет его, но в последнем случае рискует быть распущенным.

Таким образом, в дуалистической монархии правитель является юридическим и фактическим главой государства, но с ограниченными законом правами.

конституционной монархией является

Парламентарная монархия

Наиболее ограниченная конституционная монархия имеет парламентарную форму. Зачастую в стране с таким государственным устройством роль монарха чисто номинальная. Он является символом нации и формальным главой, но фактической власти практически не имеет. Главная функция коронованной особы в таких странах – представительная.

Правительство ответственно не перед монархом, как это принято в дуалистических монархиях, а перед парламентом. Формируется оно законодательным органом при поддержке большинства парламентариев. При этом коронованная особа зачастую не имеет права роспуска парламента, который избирается демократическим путем.

В то же время некоторые формальные функции все-таки остаются за номинальным правителем. Например, зачастую он подписывает указы о назначении министров, выбранных законодательным органом власти. Кроме того, монарх представляет свою страну за рубежом, выполняет церемониальные функции, а в критические для государства моменты может даже взять на себя полноту власти.

Таким образом, при парламентарной форме монаршая особа не обладает ни законодательной, ни исполнительной властью. Первая принадлежит парламенту, а вторая – правительству, которое ответственно перед законодательным органом. Главой правительства является премьер-министр или аналогичный ему по функциям чиновник. Парламентарная монархия чаще всего соответствует демократическому политическому режиму.

республики конституционной монархии

Зарождение конституционализма

Давайте проследим, как развивалась данная форма правления на протяжении веков.

Дальнейшее развитие

После Революции 1789 года во Франции некоторое время фактически была введена конституционная монархия. Но действовала она недолго, до 1793 года, когда король был низложен и казнен. Настали времена республики, а затем и наполеоновской империи. После этого конституционная монархия существовала во Франции в периоды с 1830 по 1848 год и с 1852 по 1870 год.

В 1867 году Австрийская империя, до того бывшая опорой абсолютизма, трансформировалась в Австро-Венгерскую империю, которая стала конституционной монархией. В 1871 году образовалась Германская империя, которая также имела подобную форму правления. Но оба государства прекратили существование вследствие поражения в Первой мировой войне.

Одной из самых молодых монархических систем с конституционным укладом является испанская. Она возникла в 1975 году, когда после смерти диктатора Франко на престол взошел король Хуан Карлос I.

Конституционализм в Российской империи

Разговоры о возможности ограничения власти императора конституцией начали вестись среди передовых представителей дворянства ещё в начале XIX века, во времена Александра I. Знаменитое восстание декабристов 1825 года главной своей целью ставило упразднение самодержавия и установление конституционной монархии, но оно было подавлено Николаем I.

При царе-реформаторе Александре II, отменившем крепостное право, начали предприниматься определенные шаги и со стороны власти в направлении ограничения самодержавия и развития конституционных институтов, но с убийством императора в 1881 году все эти начинания были заморожены.

конституционная монархия в россии

Революция 1905 года показала, что существующий режим в прежней форме изжил себя. Поэтому император Николай II дал добро на формирование парламентского органа – Государственной Думы. Фактически это означало, что с 1905 года была установлена конституционная монархия в России в её дуалистическом виде. Но данная форма государственного устройства просуществовала недолго, так как Февральская и Октябрьская революции 1917 года ознаменовали начало совершенно другого общественно-политического строя.

Современные примеры конституционных монархий

Ярко выраженными дуалистическими монархиями современного мира являются Марокко и Иордания. С оговорками можно добавить к ним европейские карликовые государства Монако и Лихтенштейн. Иногда к данной форме правления причисляют государственное устройство Бахрейна, Кувейта и ОАЭ, но большинство специалистов по политологии считают их все-таки более близкими к абсолютизму.

становление конституционной монархии

Наиболее известные примеры парламентской монархии представлены государственным устройством Великобритании и бывших её доминионов (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Норвегии, Швеции, Нидерландов, Бельгии, Испании, Японии и других стран. Нужно отметить, что государств, представляющих данную форму правления, гораздо больше, чем дуалистических.

Значение формы правления

Таким образом, можно констатировать факт, что конституционная монархия в различных её видах является довольно распространенной формой правления. Во многих странах её существование насчитывает ни одну сотню лет, а в других она установлена сравнительно недавно. Это означает, что этот вид государственного устройства остается довольно актуальным и сегодня.

Если в парламентской форме формальное главенство монарха связано в большей мере с уважением к истории и традициям, то дуалистический вид является способом ограничить уровень концентрации власти в одних руках. Но, безусловно, в каждой стране имеются свои особенности и нюансы формирования и функционирования данного вида государственного устройства.

Форма правления является организацией высших органов государственной власти, характеризует порядок их образования и распределения полномочий между ними, формы и степень участия населения в осуществлении государственной власти.

В широкой трактовке форма правления раскрывает порядок образования и взаимодействия высших и территориальных (региональных, местных) органов государства. По мнению большинства исследователей, форма правления определяет систему организации высших органов государственной власти, т.е. главы государства, парламента и правительства. При всем многообразии различие между формами правления связано с юридическим положением высших должностных лиц и государственных органов, т.е. различие не в компетенции, а в организации власти.

На форму правления значительное влияние оказывает политический режим, подвергая эту форму постоянной трансформации к существующим историческим условиям. Например, республика при тоталитарном политическом режиме приобретает искаженную форму, где выборные элементы носят формальный характер. Монократический режим при этом связан с соединением должностей вождя партии и главы государства, это лицо сохраняет за собой пост пожизненно. Политический режим как самый динамичный элемент формы государства поддерживает стабильность не только всей политической системы, но и существующей формы правления. В настоящее время все формы правления подразделяются на монархию и республику.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха) и передается по наследственному принципу.

Монархии классифицируются на два вида :

Абсолютная монархия — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — монарху.

Абсолютная монархия характеризуется высокой степенью централизации государственной власти, при которой монарх единолично осуществляет руководство законодательной, исполнительной и судебной властью. Монарх осуществляет назначения на важнейшие государственные посты. В абсолютной монархии отсутствуют учреждения парламентского типа либо они носят декоративный характер, отсутствуют законы и конституции, ограничивающие власть монарха. Таким образом, прерогативы монарха незыблемы, они не ограничены ни законом, ни учреждением. В абсолютной монархии отсутствует разделение властей, а монарх как реальный глава государства соединяет в своих руках все высшие полномочия государственной власти. Он является единственным верховным законодателем, так как по его волеизъявлению нормативные установления могут приобретать силу закона 1 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 258. .

В абсолютных монархиях формально могут иметь распространение конституционные (дарованные монархом) акты, которые не соответствуют типичным конституциям по своему содержанию. В настоящее время абсолютная монархия в основном имеет распространение в государствах Персидского залива, например в Катаре, Омане, Брунее, Саудовской Аравии (с некоторыми отступлениями переходного характера). Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия — форма правления, при которой глава государства является главой религиозной и светской власти (Ватикан).

Ограниченная монархия — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону делится между монархом и представительным органом.

Ограниченная монархия бывает двух видов:

  • сословно-представительная (форма правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительными органами);
  • конституционная (форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительными органами на основании основного закона государства).

Конституционная монархия , в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую (парламентарную).

Итак, можно выделить следующие признаки дуалистической монархии :

  • это промежуточная форма правления, переходный вариант от абсолютной монархии к парламентской монархии;
  • наличие наряду с монархом иных высших органов государственной власти парламента и правительства;
  • назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом;
  • назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом;
  • монарх выполняет функции реального главы государства.

Таким образом основными признаками парламентской (парламентарной) монархии можно назвать следующие:

  • правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  • в законодательной, исполнительной и судебной сферах власти монарх фактически отсутствует, фигура монарха является символической;
  • законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Существуют нетипичные монархии: выборная монархия в Малайзии (монарх избирается на пять лет), коллективная монархия в ОАЭ (власть осуществляет Совет эмиров), теократическая монархия (Ватикан), патриархальная монархия и др.

Республика — форма правления, при которой власть осуществляется избранными на определенный срок органами власти по праву представительства (органы власти формируются или народом непосредственно, или общенациональными учреждениями парламентского типа).

  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  • преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства;
  • коллегиальный характер принятия решений;
  • разделение властей.

Республика существовала во многих древних государствах, как правило, небольших по размеру. Она отличалась сложной организацией власти, включая в себя выборные элементы от разных территориальных структур, опираясь на самоуправленческие начала на местах. Типичными органами власти древних республик являлись общие собрания, советы, администрации, судебные органы и др. В Новое время республиканская форма правления получила распространение благодаря сильному влиянию на общество идеи разделения властей.

В настоящее время в зависимости от того, кто формирует правительство, перед кем оно несет ответственность, принято в основном различать такие виды республики, как:

  • президентские;
  • парламентские;
  • смешанные.

Президентская республика — форма правления, при которой президент наделен реальными властными полномочиями, являясь главой государства и главой правительства.

Так, основными признаками президентской республики являются следующие:

  • президент является и главой государства, и главой правительства;
  • президент назначает и смешает членов правительства;
  • правительство ответственно перед президентом;
  • президент обладает широкими полномочиями по отношению ко всем ветвям власти;
  • президент избирается народом;
  • президент имеет право вето на законы, принятые парламентом;
  • президент имеет право распускать парламент в установленных случаях;
  • президент имеет право самостоятельно издавать нормативные акты.

В парламентской республике есть и должность главы государства, т.е. президента, но в силу ограниченного способа избрания (парламентом или особым форумом) он имеет также весьма ограниченные полномочия (представительские функции). Многие важнейшие полномочия президент в парламентской республике может осуществлять лишь с согласия правительства. В этом случае, подобно парламентской монархии, акты и решения главы государства нуждаются в контрасигнации (совместной подписи президента и премьер-министра либо ответственного министра); в некоторых случаях акты президента приобретают юридическую силу после утверждения их парламентом.

Признаки парламентской республики :

  • правительство формируется парламентом из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте;
  • глава государства избирается парламентом;
  • глава государства обладает обширными полномочиями;
  • глава правительства назначается, как правило, президентом;
  • правительство ответственно перед парламентом.

Таким образом, характерным элементом смешанной республики является конкуренция между президентом и парламентом по поводу формирования правительства.

Читайте также: