Кому принадлежат авторские права на произведения чайковского

Обновлено: 18.05.2024

Как приятно, прогуливаясь по улицам города, встретить музыканта, который красиво перепевает так знакомую известную песню. И только у юриста, который проходит мимо, может возникнуть вопрос: а что же с авторскими правами на музыку и текст песни?

К сожалению, отдельные исполнители даже не задумываются о том, что они делают что-то незаконное, когда без спроса исполняют песню, которая и так играет из всех динамиков.

Перед тем как решиться перепевать чью-то песню, стоит разобраться в отдельных вопросах.

Можно перепеть любую песню?

Песня – это музыкальное произведение, а любое музыкальное произведение – это объект авторского права, который охраняется особым образом. В силу статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) музыкальные произведения с текстом или без текста являются объектами авторского права. Согласно статье 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат исключительное право на произведение, под которым понимается право использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, и личные неимущественные права автора (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения), которые являются неотчуждаемыми от личности автора.

При этом исключительное право на произведение может быть отчуждено другому лицу, например, звукозаписывающей студии, и тогда в данном случае правообладателем, то есть лицом, которое вправе разрешать или запрещать использование произведения, будет являться именно указанное лицо.

Исполнение произведения, правами на которое обладает другое лицо, без его согласия может являться нарушением прав этого лица.

Каждый раз нужно спрашивать разрешение автора, чтобы исполнить его песню?

По общему правилу — да, нужно разрешение, но есть исключения, когда допускается такое использование и без предварительного согласия правообладателя.

Случаи, когда музыкальное произведение может быть исполнено без согласия правообладателя, прямо установлены законом, и это допускается при соблюдении отдельных условий:

Если произведение перешло в общественное достояние вследствие истечения сроков его охраны (70 лет с момента смерти автора).

По истечении указанного срока такое произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом авторство, имя автора и неприкосновенность произведения продолжают охраняться (ст. ст. 1281, 1282 ГК РФ).

Так, произведения Баха, Моцарта или Чайковского находятся сейчас в общественном достоянии и могут свободно использоваться. Однако стоит иметь в виду, что автор музыки и текста песни могут не совпадать в одном лице, и автор музыки может умереть, например, раньше, чем автор текста песни [1]. В данном случае исчисляться время для истечения срока правовой охраны должно с момента смерти последнего из переживших соавторов (абз. 2 п.1 ст. 1281 ГК РФ).

Использование музыкального произведения при необходимости исключительно в личных целях.

В данном случае допускается такое использование без согласия автора или иного правообладателя гражданином (ст. 1273 ГК РФ).

Под личными целями здесь понимается использование произведения для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи, а под использованием произведения при необходимости понимается использование в единичных экземплярах, количество которых оправданно и необходимо для удовлетворения названных потребностей [2].

Так, напевать любимые песни в душе, задушевно петь караоке в кругу друзей на домашней вечеринке или исполнить песню на юбилее любимой бабушки можно в отсутствие согласия автора музыкального произведения и без выплаты авторского вознаграждения. Впрочем, если кто-то из родственников или друзей запишет такое исполнение и выложит это видео в социальную сеть – такое использование музыкального произведения уже не будет считаться исключительно для личных целей.

Публичное исполнение обнародованного музыкального произведения путем его представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях (пп. 6 п. 1 ст. 1274 ГК РФ)

Так, допускается в рамках школьной самодеятельности исполнение музыкальных произведений учащимися в рамках школьного концерта, за посещение которого не взимается плата (даже условная). Однако, если за посещение такого концерта уже вводится какая-либо плата, исполнение уже не может быть свободным. Аналогично и в случае, если приглашается выступить стороннее лицо, не имеющее отношения к тому или иному учреждению, например, если на школьный концерт приглашаются выступить выпускники прошлых лет. Не допускается в данном случае и запись такого живого исполнения в отсутствие согласия правообладателя.

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ)

Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения (п. 4 ст. 1274 ГК РФ).

В данном случае можно говорить о возможности свободного использования произведений, обосновывая это созданием именно пародии. Стоит иметь в виду, что, если таким образом используется музыкальное произведение, и исполнитель такой кавер-версии уверен, что он создавал именно пародию, и поэтому не нужно никакое согласие правообладателя, это в любом случае не снимает риски, что правообладатель может обратиться в суд с требованием о защите своего исключительного права на произведение, настаивая, что его согласия не было, а исполнение такое – вовсе никакая и не пародия. В этом случае уже в суде необходимо будет доказывать, что это может рассматриваться как пародия, в том числе привлекая специалистов.

Во всех остальных случаях, для того чтобы использовать музыкальное произведение, необходимо получение согласия его правообладателя.

Как такое согласие нужно получить у правообладателя?

Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом любым не противоречащим закону и существу такого права способом (ст. 1233 ГК РФ). В качестве примеров способов распоряжения в ГК РФ названы две договорные конструкции: лицензионный договор и договор об отчуждении исключительного права. Тем не менее способы распоряжения исключительным правом не ограничены только названными конструкциями, их перечень является открытым.

При получении согласия правообладателя на использование музыкального произведения необходимо особо обратить внимание, действительно ли принадлежит лицу, у которого такое согласие будет испрашиваться, право на распоряжение музыкальным произведением.

Во-первых, сам исполнитель музыкального произведения может не быть автором и не являться обладателем исключительного права на музыкальное произведение. В соответствии со ст.ст. 1313, 1315 ГК РФ исполнитель музыкального произведения является обладателем смежного права на исполнение, ему принадлежит исключительное право на исполнение, а также права авторства исполнения, право на имя и на неприкосновенность исполнения. Исполнитель обладает правом именно на исполнение, при этом он может не обладать авторскими правами в отношении самого музыкального произведения, если он сам изначально не являлся автором музыки и текста или не приобрел исключительное право у другого автора.

Во-вторых, у исполнителя, даже если он являлся автором и музыки, и текста, может не быть соответствующих полномочий разрешать другим лицам использовать произведение, если автор исключительное право передал другому лицу, как правило, продюсерскому центру или лейблу звукозаписи.

Этот пример поучителен для всех музыкантов: необходимо внимательнее относиться к тому, является ли сам музыкант или лицо, у которого спрашивается разрешение на исполнение, обладателем исключительного права на музыкальное произведение. Если исполнитель не обладает исключительным правом на музыкальное произведение, то и разрешать его использование он не может. Тем более, просто одобрение исполнителем кавера не может однозначно свидетельствовать о выражении согласия на использование произведения.

На что именно нужно получать согласие у правообладателя?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться, что именно планируется делать с музыкальным произведением: просто его исполнить в том виде, в каком представлен оригинал, или музыкальное произведение сначала будет переработано, а затем публично исполнено.

В соответствии со ст. 1270 ГК РФ к способам использования произведения относится публичное исполнение и переработка.

При этом под публичным исполнением произведения понимается его представление в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (пп. 6 п.2 ст. 1270 ГК РФ).

Под переработкой понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного) (пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Производное произведение, которое создается в результате переработки является самостоятельным объектом авторских прав, и лицо, осуществившее такую переработку, приобретает все авторские права на новое переработанное произведение (пп. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ). Но при создании такого производного произведения в любом случае обязательно должны учитываться права правообладателя оригинального произведения.

Как понять, что имела место именно переработка, а не просто исполнение произведения? Если музыкальное произведение исполняется другим лицом без изменения характера произведения, в том виде, в котором оно изначально и было создано, то это просто публичное исполнение музыкального произведения. Если же кавер-исполнение привносит много нового в изначальное музыкальное произведение, например, появляется возможность исполнения на других инструментах при аранжировке и оркестровке, используется несвойственная оригинальному музыкальному произведению манера пения, накладывается иная музыка и так далее, то речь идет уже о переработке. Исполнение не характеризуется наличием творческой переработки произведения, а представляет собой просто интерпретацию, реализацию уже созданного автором произведения, переработка же всегда носит творческий характер и привносит в произведение что-то новое, то, что существенно отличает его от первоначального музыкального произведения. Так, например, переработкой будет являться создание мэшапа [7], попурри [8] или ремикса [9].

Отличать, будет ли иметь место просто публичное исполнение или переработка оригинального музыкального произведения важно, чтобы обеспечить законное использование произведения. В случае заключения лицензионного договора в таком договоре должны быть точно обозначены способы использования произведения, если какой-то из способов использования не согласован, то не может считаться предоставленным право использования произведения именно таким образом (абз. 2 п. 1 ст. 1235 ГК РФ). Так, если в договоре с правообладателем указано, что допускается только публичное исполнение музыкального произведения, то осуществление его переработки не допускается. Если в лицензионном договоре не будет указано вообще на способы использования, такой договор и вовсе будет считаться незаключенным. То есть, в случае намерения осуществлять переработку оригинального произведения на это прямо должно быть указано в лицензионном договоре.

В том случае, если не заключается лицензионный договор, но получается, например, согласие правообладателя на использование произведения в форме односторонней сделки, необходимо учитывать, чтобы такое согласие прямо выражало волю правообладателя на осуществление переработки произведения. Если получено согласие, в котором прямо сказано, что допускается использование только для публичного исполнения, воли правообладателя на разрешение переработки произведения нет.

Что будет, если не получить согласие?

Самый животрепещущий вопрос – вопрос об ответственности за исполнение кавера, если не было получено согласие правообладателя, а под способы свободного использования такое использование не подпадает.

Использование музыкального произведения в отсутствие согласия правообладателя может повлечь как гражданско-правовую, так публично-правовую ответственность. Причем привлечение, например, к уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) не исключает возможности для правообладателя обратиться за защитой нарушенного права в порядке гражданско-правового спора.

Если уголовная ответственность за незаконное использование музыкального произведения имеет место только при условии причинения автору крупного ущерба в результате присвоения авторства (ч. 1 ст. 146 УК РФ) или незаконного использования произведения в целях сбыта в крупном размере (ч. 2 ст. 146 УК РФ), что на практике случается крайне редко, в том числе в связи со сложностью доказывания вины нарушителя, то наступление уже гражданско-правовой ответственности за исполнение произведения в отсутствие согласия правообладателя куда реальнее.

Правообладатель, узнав о незаконном использовании музыкального произведения, может обратиться как с неимущественным требованием о прекращении нарушения (пп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ), так и с материальным – о взыскании убытков или специальной компенсации за нарушение исключительного права (пп. 3 п. 1 ст. 1252 ГК РФ).

Требование о взыскании компенсации за нарушение исключительного права представляет для исполнителей основную опасность. При заявлении такого требования нет необходимости доказывать убытки, и правообладатель по своему усмотрению может выбрать: либо заявить о взыскании компенсации в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей за одно нарушение, либо в размере двукратной стоимости экземпляра произведения или двукратной стоимости права использования исключительного права на музыкальное произведение (та сумма, которую исполнитель бы мог заплатить по лицензионному договору, умноженная на 2) (ст. 1301 ГК РФ). Опасность компенсации в том, что, несмотря на то, что формально существует требование о необходимости обоснования ее размера, на деле правообладатели заявляют ее безосновательно, а суд при рассмотрении дела определяет ее размер по своему усмотрению, поэтому предсказать заранее исход дела и размер суммы, которая будет взыскана, однозначно нельзя. При определении судом размера компенсации, как правило, учитываются обстоятельства, связанные с объектом нарушенных прав (например, его известность публике), характер допущенного нарушения, срок незаконного использования, степень вины нарушителя, вероятные имущественные потери правообладателя, являлось ли использование существенной частью хозяйственной деятельности нарушителя [11].

Обратить внимание стоит и на то, что, в случае если исполнитель музыкального произведения не укажет автора музыкального произведения или внесет изменения в музыкальное произведение, которые его исказят, он таким образом может нарушить личное неимущественное право автора, и автор, кроме всего прочего, может обратиться с требованием о взыскании морального вреда (ст. 1251 ГК РФ).

Стоит, впрочем, заметить, что получить претензию за исполнение чужого музыкального произведения реальнее от какого-нибудь продюсерского центра или лейбла звукозаписи, чем от самого музыканта-автора оригинальной песни, которому еще может и понравиться созданный кавер. На практике можно сказать, что риск предъявления требования о защите авторских прав на музыкальное произведение уличному музыканту, который вживую исполняет песни, минимален, однако ситуация кардинально меняется, если музыканты делятся своими кавер-исполнениями в сети, например, на том же Youtube.

[3] Постановление Суда по интеллектуальным правам от 14 февраля 2018 г. № С 01-1127 / 2017 по делу № А 32-15565 / 2017.

[4] Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015), п. 23.

[5] Лукьянов Р. Л. Гражданско-правовой режим охраны пародии // Право интеллектуальной собственности. 2012. № 1; ПостановлениеФАС Московского округа от 9 ноября 2011 г. по делу № А 40-125210 / 09-110-860; Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 сентября 2015 г. по делу № А 40-15245 / 2015.

[6] Королев М. П. Использование произведений при создании и дальнейшем использовании пародии // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 3. С. 381 — 388.

[10] Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2017 по делу № А 40-14248 / 16-117-114.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, НЕ НАРУШАЯ НИЧЬИХ ПРАВ?

Как использовать музыку, не нарушая прав

Если Вы решили использовать в своем видеоролике, подкасте, театральной постановке, инсталляции и ином произведении чужую музыку, то Вам необходимо позаботиться о том, чтобы такое использование не нарушало ничьих авторских и смежных прав.

Мы, команда юристов-защитников авторского права, хотим поделиться с Вами нашим опытом по части оформления прав на использование музыкальных произведений (музыкального контента) в составе других произведений.

Итак, для того, чтобы понять от кого необходимо получать разрешение, ниже мы рассмотрим, что входит в понятие музыкального произведения.

Само по себе музыкальное произведение это объект авторского права. Авторами такого произведения являются - композитор и автор текста, если речь идет о музыкальном произведении с текстом.

Как объект авторского права - музыкальное произведение - это нотная партитура и текст (в случае музыкального произведения с текстом).

Если Вы планируете использовать в составе своего произведения (видеоролика, фильма, постановки и т.д.) готовую запись музыкального произведения, то здесь необходимо учитывать не только права авторов, а права исполнителей и изготовителей фонограмм.

Свободное использование музыкальных произведений возможно:

В соответствии со статьей 1281 ГК РФ:

«1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

2. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.

3. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

4. Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

Таким образом, руководствуясь положениями статьи 1281 ГК РФ, Вы можете вычислить, когда истекает или истек срок действия исключительных прав на произведение.

А вот если Вы решили использовать произведение Исаака Осиповича Дунаевского, то следует учитывать, что он работал во время Великой Отечественной войны, поэтому срок действия исключительных прав на его произведения окончится не через 70 лет, а 74 года от года, следующего за годом смерти автора. Таким образом, произведения Исаака Осиповича Дунаевского перейдут в общественное достояние 1 января 2030 года.

2. Когда автор сам разрешает использовать свое произведение без ограничений посредством открытой лицензии (статья 1286.1 ГК РФ).

Свободное использование готовых фонограмм музыкальных произведений возможно когда:

1. Фонограмма и исполнение перешли в общественное достояние. Когда истекает срок действия исключительных прав в отношении фонограммы можно вычислить в соответствии с положениями статьи 1327 ГК РФ, а в отношении исполнения (голосовое, инструментальное) в составе фонограммы - в соответствии с положениями 1318 ГК РФ.

2. Правообладатели фонограмм и/или исполнители разрешают свободное использование музыкальных фонограмм на основе открытой лицензии, например лицензии Creative Commons.

В каких случаях необходимо получать разрешение на использование и как его получить?

Разрешение от автора/исполнителя/изготовителя фонограмм или иного правообладателя необходимо получать в том случае, когда срок действия исключительных прав на соответствующий объект интеллектуальной собственности (произведение/исполнение/изготовитель фонограмм) не истек и автор/исполнитель/изготовитель фонограмм (правообладатель) не предоставил открытую лицензию на свободное использование такого объекта.

Разрешение можно получить как у самого автора/исполнителя/изготовителя фонограмм и иного правообладателя, заключив с ним лицензионный договор на использование соответствующего объекта интеллектуальной собственности либо через организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.

Если Вы начинающий видеоблогер, режиссер во избежание получения претензии о нарушении авторских прав на музыкальное произведение (фонограмму, исполнение), вам необходимо либо получить надлежащие разрешение от автора, исполнителя, изготовителя фонограмм или иных правообладателей (например, наследники, звукозаписывающая компания, продюсер), либо использовать свободный контент по открытой лицензии.

Таганский районный суд г. Москвы отклонил иск французского музыканта Дидье Маруани о нарушении авторских прав к певцу Филиппу Киркорову и композитору Олегу Попкову на 272 миллиона рублей.

Один из крупнейших российских сотовых операторов провел ребрендинг. Компания изменила слоган, визуальный стиль и концепцию позиционирования.

Кому принадлежат права — работодателю или сотруднику, как подтвердить авторство и зачем нужен знак ©.

Авторское право распространяется на любые произведения науки, литературы и искусства, выраженные в объективной форме. Например, в виде текста, аудиозаписи или изображения. Назначение и качество исполнения значения не имеют.

Изначально права на произведение возникают у физического лица — автора произведения. Имущественные и неимущественные права на него он автоматически получает в момент создания, даже если не обнародовал своё творение.

Если сотрудник создал произведение в рамках своих трудовых обязанностей, то имущественные права на него принадлежат работодателю. Это типичная история, скажем, для контент-менеджера. Подготовка текстов для SEO сайта — его непосредственная обязанность, и имущественные права на них менеджер не сохраняет.

Если создание произведения выходит за рамки трудовых обязанностей, оно не является служебным, и права на него принадлежат работнику. То же относится к произведениям, созданным по служебному заданию, но не в пределах трудовых обязанностей.

К примеру, программист разработал страницу для сайта компании и самостоятельно написал продающие тексты к ней. Поскольку создание текстов не входит в должностные обязанности программиста, права на тексты принадлежат ему.

При сотрудничестве с фрилансерами распределение прав зависит от условий договора. Поэтому для обеих сторон важно заранее определить свою позицию по этому вопросу и зафиксировать в документе.

Изначально автору принадлежат все права на произведение — имущественные и неимущественные. А именно:

  • Исключительное имущественное право на произведение.
  • Право авторства.
  • Право автора на имя.
  • Право на неприкосновенность произведения.
  • Право на обнародование произведения.

При этом исключительное имущественное право может быть предметом дальнейшего распоряжения. А право авторства и другие личные неимущественные права неотчуждаемы.

Разберём на примере. Сотрудник консалтинговой компании подготовил аналитическую статью, это входит в его трудовые обязанности. Работодатель в тот же день разместил её на сайте. Права в таком случае распределяются следующим образом.

Работодатель начал использование статьи до истечения трёх лет с того момента, как получил её в своё распоряжение. Следовательно, нет оснований для возврата прав сотруднику. Однако автор имеет право на вознаграждение в соответствии с трудовым договором.

Охрана авторства невозможна без охраны имени. Это позволяет предотвратить, например, публикацию статьи без указания имени автора. При этом работодатель может добавить к публикации своё наименование, поскольку речь идёт о служебном произведении.

Сотрудник имеет право запретить внесение каких-либо правок в текст, если они противоречат авторскому замыслу.

Компания реализовала это право, опубликовав статью на сайте.

По закону для защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение других формальностей. Но на практике авторам иногда приходится доказывать авторство, в том числе в суде.

Исходные экземпляры произведений хранятся в специальной защищённой ячейке. Размещение на сервисе n’RIS позволяет выкладывать свои работы на внутренней B2B-витрине, а также получить прямой доступ к ведущим мировым B2C-витринам без участия организаций-посредников

n’RIS – международная площадка для учета, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности, содержащая актуальные сведения об авторах и правообладателях.

Используя технологию блокчейна, инфраструктура n’RIS предоставляет правообладателям инструменты для защиты идеи и подтверждения авторства, механизмы для правовой защиты и охраны объектов интеллектуальной собственности в интернете, а также служит площадкой для заключения смарт-контрактов между правообладателями и пользователями.

Знак охраны авторского права сообщает третьим лицам, что правообладатель владеет исключительными правами на произведение, и его незаконное использование повлечёт за собой ответственность.

При этом отсутствие знака копирайта не даёт права использовать произведения без согласия правообладателя. Автор может указывать не только знак ©, но и другие знаки, позволяющие идентифицировать его как правообладателя произведения. Например, название сайта в углу фотографии или в подписи к статье.

Любая переработка произведения считается его использованием и возможна только с разрешения правообладателя. Исключительное имущественное право действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. При этом авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Иногда бывает, что люди ненамеренно нарушают чьи-то авторские права. Такое может произойти, например, с музыкантом: он уверен, что сам сочинил композицию, хотя на самом деле когда-то раньше услышал мелодию и неосознанно её воспроизвёл.

Являюсь копирайтером. Продаю статьи. Когда читаю свои статьи в разных сайтах с одной стороны переполняет радость и гордость за сделанную работу, с другой стороны, когда в конце читаю автор: чужое имя становится грустно.

Вы пытались защищать права, подавать в суд и тд? Если да, то был ли толк?

Вопросы автору статьи:
+ Какое право (юрисдикцию) он привёл в пример ?
+ Какое право (юрисдикция) присваивается если автор находится в стране N , а само произведение создавалось в нейтральных водах (плавучие дата центры) и наоборот когда автор находится в нейтральных водах, а средство создания в стране N.
+ Кому принадлежат права на объект (допустим фото) если его создала нейросеть (сама сделала фото и сама же обучилась на этих фото и отредактировала) ?
+ Какая юрисдикция работает, если объект права находится в иностранных дата центрах, а автор в другой юрисдикции?

По п.2- сложно сказать про неимущественный права (авторские), но предположительно исключительные права на созданное нейросеть произведение принадлежит правообладатель самой нейросети.

Авторское право связано с личностью, личности тут как таковой нет, поэтому сложновато определить, в РФ в моменте это не урегулировано законом.

По п.3 - объект это само произведение. Не важно, где расположен экземпляр физически, ведь охраняется не вещь, а сам объект ИС. В части сроков охраны-они будут определяться в каждой отдельной стране по своему. В стране дата-центра может быть один срок охраны, в РФ другой. Идея в том, что если кто-то нарушит ваше произведение на территории Гондураса, то вы будете защищать нарушенное авторское право по нормам Гондураса, а в РФ-по праву РФ. Номы МЧП по применимому праву тут не будут работать.

Всех приветствую!
Сразу говорю: в авторстве не сильна. Поиск в том виде, в котором он сейчас работает, ни к чему не привёл. А вопрос такой: имеются ли какие-либо права на классическую музыку? Закончился ли срок действия таких прав, либо эти права перешли к определённым лицам, с которыми нам, юр. лицу, нужно заключить лиц. соглашение? Либо я, Капа, могу сыграть на скрипке "Времена года", записать это на диск и продать юр. лицу и мне за это ничего не будет?
Может есть некий каталог, где указаны непосредственные правообладатели?
Если нечто подобное обсуждалось, пожалуйста, сильно не пинайте, а направьте конкретно.
Спасибо.

Ну, это зависит от того, что считать классикой. Можно считать композиторов Венской классической школы - к примеру. На их произведения срок авторского права истек, произведениря перешли в общественное достояние, использовать их можно безвозмездно (имхо, то же - и в отношении "Времен года"). Но Шостаковича, Прокофьева, Свиридова, Таривердиева, Артемьева, Дашкевича тоже считают классиками. Тут срок охраны может еще действовать, соответственно по общему правилу (с рядом исключений)использовать произведения можно при условии заключения лицензионного договора с правообладателями/наследниками. Возможно, помочь по вопросам действия срока охраны могут в Российском авторском обществе (Москва, Б. Бронная, 6А, сайт РАО).
ЗЫ. В 4 части ГК есть нормы о "правах публикатора" - относятся к достаточно редким случаям, когда ранее произведение никто не обнародовал, а публикатор взял и впервые его обнародовал или организовал процесс обнародования. Тогда даже если произведение перешло в общественное достояние по причине истечения срока или не охранялось авторским правом - необходимо соблюдать исключительное право публикатора и использовать такое произведение на основании договора с публикатором

На их произведения срок авторского права истек, произведениря перешли в общественное достояние, использовать их можно безвозмездно

т.е. эти муз. произведения использовать в ком. целях не представляется возможным?
а как же концерты классической музыки?
или выступления солистов?
или выпуск компакт-дисков "Шедевры мировой классики"?
Ведь в данном случае цель такого использования - извлечение прибыли.

Ты настоящий Дарт Вейдер (с) Foma

Если хотите, то давайте я вам предоставлю неискючительную лицензию на использование музыки, перешедшей в общественное достояние

pavelser
ну чего глумиться-та?
я же оговорилась, что несведуща, а вопрос стоит конкретный, учитывая, что

произведениря перешли в общественное достояние, использовать их можно безвозмездно

каким образом люди зарабатывают на их использовании деньги?
ну не догоняю я

Ты настоящий Дарт Вейдер (с) Foma

каким образом люди зарабатывают на их использовании деньги?

Да так же как и с произведениями за использование которых нужно платить.
издают эти произведения. если есть спрос, то будет и предложение.

Заходите на данный сайт, смотрите телефоны , звоните туда и пытаетесь уточнить находятся ли данные произведения в общественном достоянии или нет.

Да так же как и с произведениями за использование которых нужно платить.

За использование классики (Бах, Бетховен, Гендель, Гайдн, Бизе, Вивальди и т.п.)- нужно платить?
Если нужно платить - то кому? А если нужно и не заплатим, то чьи права нарушим?

Chaus, Камышовый кот -- хищник из семейства кошачьих

произведениря перешли в общественное достояние, использовать их можно безвозмездно

каким образом люди зарабатывают на их использовании деньги?
ну не догоняю я

Зарабатывают-то исполнители, а не авторы! А исполнитель -- он субъект совсем даже своего отдельного права, смежного с авторским (ст. 1313).

Или Вы думаете, что когда истёк срок действия патента Зингера на способ машинного шитья, то всем швеям на всех фабриках перестали платить зарплату?

Крепкий семьянин из бывших бабников

За использование классики (Бах, Бетховен, Гендель, Гайдн, Бизе, Вивальди и т.п.)- нужно платить?
Если нужно платить - то кому? А если нужно и не заплатим, то чьи права нарушим?

Капа

Уж точно Вы Баху и др. платить не будете как композитору, но исполнителям ЕГО произведений, если будете, например, тиражировать диски с записями оркестров (при условии действия соответствующих сроков), будете.
Если не будете платить, то будете нарушителями прав исполнителей, т.е. оркестров.
Не переживайте, родственники Баха и Бетховена с иском не обратятся.

Уж точно Вы Баху и др. платить не будете как композитору, но исполнителям ЕГО произведений, если будете, например, тиражировать диски с записями оркестров

Т.е., если я стану тиражировать собственноручно сыгранные на баяне произведения Баха, то ничьего права я не нарушу. Так?

разве, что Бах в гробу перевернется от такого исполнения

Крепкий семьянин из бывших бабников

разве, что Бах в гробу перевернется от такого исполнения wink.jpg laugh.jpg

Если она сыграет на баяне так как Баха играет Ковтун на аккордеоне, думаю что и Бах сам заплатит за прослушивание своего произведения.

Ты настоящий Дарт Вейдер (с) Foma

Вы забыли про неприкосновенность произведения ) то есть Капе придеться играть по изначальным партитурам )

Крепкий семьянин из бывших бабников

Вы забыли про неприкосновенность произведения smile.jpg) то есть капе придеться играть по изначальным партитурам

Паш! А где она возьмет партитуры для аккордеона когда Бах для органа и хора их составлял. Голоса у инструментов разные.
Поэтому по изначальной партитуре не сыграть на аккордеоне Баха.
Между прочим Баха великолепно исполняли голоса Свингл сингерс и Модерн Джаз квартет.

Ты настоящий Дарт Вейдер (с) Foma

Паш! А где она возьмет партитуры для аккордеона когда Бах для органа и хора их составлял. Голоса у инструментов разные.
Поэтому по изначальной партитуре не сыграть на аккордеоне Баха.
Между прочим Баха великолепно исполняли голоса Свингл сингерс и Модерн Джаз квартет.

Хороший вопрос..
а вот интересно перевод произведения на иной язык это у нас переработка произведения, а написание партитуры для другого музыкального произведения (исполнения) что это?

Крепкий семьянин из бывших бабников

а написание партитуры для другого музыкального произведения (исполнения) что это?


Я полагаю, что новая партитура для известного музыкального произведения (о новом и говорить нет смысла), также является переработкой. А почему нет?
Интересно кто нибудь на форуме имел дело с охраной именно партитур?
Может мы новый пласт "потерянных" объектов -музыкальных партитур, подняли?

Chaus, Камышовый кот -- хищник из семейства кошачьих

перевод произведения на иной язык это у нас переработка произведения, а написание партитуры для другого музыкального произведения (исполнения) что это?

Ну, учитывая, что в п. 1 ст. 1260 обработка и аранжировка указаны в качестве иных производных произведений наряду с переводом, я думаю, что партитура в любом новом переложении по правовому режиму охраны совершенно идентична переводу.

Ты настоящий Дарт Вейдер (с) Foma

Ну, учитывая, что в п. 1 ст. 1260 обработка и аранжировка указаны в качестве иных производных произведений наряду с переводом, я думаю, что партитура в любом новом переложении по правовому режиму охраны совершенно идентична переводу.

а будет ли в данном случае обработка музыки или переработка.
Так же не возникает ли тут коллизия, с одной стороны у нас в случае если произведение в общественном достоянии его можно использовать без согласия автора, но в то же время у нас есть норма о неприкосновенности произведения которая запрещает в носить в произведение любые изменения, которая действует бессрочно,
то есть получается, что играя скажем на аккордеоне Баха, мы тем самым должны говорить, что это уже не Бах, а производное произведение, автором которого является Пупкин, а иначе у нас будет получатся что мы нарушаем право на неприкосновенность произведения

Крепкий семьянин из бывших бабников

pavelser

Может пригодиться к обсуждаемому вопросу

Издательский словарь-справочник
СОСТАВИТЕЛЬ - автор составного произведения (сборника, хрестоматии, антологии, библиогр. пособия и т. п.), которому по закону РФ "Об авт. праве и смежных правах" "принадлежит авт. право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство)".
С. пользуется авт. правом, если соблюдает права авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы же этих произведений вправе использовать их независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авт. договором.
В выходных сведениях имя С. (или имена коллектива С.) указывается в подзаголовочных данных на тит. л. или его обороте с предшествующими словами, характеризующими его работу: Составил. ; Составитель . ; Автор-составитель . ; Выборку сделал . ; Обработал . ; Подобрал . ; Разработал . ; Собрал . ; Записал. и т. п.
Оформляют имя С. так же, как имя автора (см. Автор в выходных сведениях издания).
К труду С. в нотных изданиях с точки зрения места на тит. л. ГОСТ 7.4-95 приравнивает труд автора обработки или переложения (аранжировки), инструментовки (оркестровки), переработки, гармонизации, записи (котировки) отдельно изданного муз. произведения или всех муз. произведений, включенных в сборник. Их имена приводят в подзаголовочных данных на тит. л. с определением характера их работы: Обработал . ; Запись произвел . ; Переложил . . Если работу такого рода выполнил автор-композитор, то в подзаголовочных данных указывают лишь род этой авт. работы: В обработке автора; Авторское переложение для . ; Аранжировка автора и т. п. Если С. является одновременно автором обработки и т. п., то его имя приводят после слов, определяющих весь объем и характер его работы: Составил и гармонизировал . ; Составитель сборника и автор переложения пьес. ; Аранжировка и подбор пьес для альбома . ; Составил и произвел нотную запись. ".

Аранжировка без партитуры не существует.
Может мы ломимся в уже открытую дверь?


"Контрольные закупки" РАО проводит периодически, несколько раз в месяц "тайные покупатели" наведываются в компании под видом посетителей, делают аудио– и видеофиксации нарушений, далее следует штраф.

В пресс–службе РАО отмечают, что большая часть конфликтов урегулируется в досудебном порядке. Так, в 2019 году было зафиксировано более 2500 нарушений по всей стране и только 500 конфликтных производств рассматриваются или будут рассматриваться в суде.

"С пользователями заключены лицензионные договоры о предоставлении права дальнейшего использования произведений", — поясняют в пресс–службе. То есть, говоря простыми словами, организация наращивает клиентскую базу.

Впрочем, иногда РАО предъявляет и парадоксальные претензии. Например, в декабре 2019–го организаторы фестиваля Viola is my life получили письмо с требованием выплатить авторское вознаграждение за публичное исполнение произведений композитора, которого не существует в природе.

За исполнение композиций Руста Фазинского (на самом деле это был музыкант Руст Позюмский, который заранее отправил в РАО разрешение на исполнение своих песен) общество требовало 160 тыс. рублей. Такую же сумму РАО просило за обнародование произведений авторов, которые ранее дали свое разрешение и отправили его в общество, и даже тех композиторов, которые жили еще в XVIII веке.

По закону просто включить музыку в кафе нельзя, это будет нарушением авторских прав, коммерческое использование возможно только в том случае, если подписан договор с Российским авторским обществом (РАО) или Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) или есть прямое лицензионное соглашение с правообладателем. Ставки определяются, исходя из озвучиваемой площади и формата заведения. Например, в ресторанах площадью до 70 м2 ежемесячный платеж будет равен 40 рублям за 1 м2. В кинотеатрах вознаграждение составит несколько процентов от выручки, а вот чтобы включать радио или же музыку на любом носителе в такси, необходимо платить 150 рублей за каждую машину каждый месяц.

Это контрольная закупка

О том, что в Петербурге стали проводиться частые рейды РАО, говорят и предпринимательское сообщество, и юристы. Управляющий партнер Legal to Business Светлана Гузь в разговоре с "ДП" отметила, что сейчас действительно наблюдается активность организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. "Например, ВОИС и РАО в конце 2019 года было подано несколько исков с требованием о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на музыкальные произведения. В качестве подтверждения нарушений предоставлялись кассовые чеки, подтверждающие факт приобретения продуктов питания в конкретной организации, видеозапись покупки и публичного исполнения при этом музыкальных произведений", — комментирует она.

В большинстве исков требуют взыскать компенсации по уже заключенным договорам. Но Гузь считает, что даже появление таких исков свидетельствует об усилении контроля за соблюдением авторских прав малым и средним бизнесом. "Исходя из анализа судебной практики, можно говорить, что в действительности проводятся так называемые контрольные закупки с целью выявления нарушений авторских и смежных прав и последующего получения компенсаций. Также следует отметить, что до октября 2019 года исковые заявления с подобными требованиями в Петербурге так активно не подавались", — заключает эксперт.

В РАО отмечают, что проверочные мероприятия проводятся регулярно как в рамках заключенных с пользователями договоров, так и в случаях, когда таковые отсутствуют. "Представители РАО, как и любые другие лица, вправе фиксировать использование произведений в местах, открытых для общего доступа, в том числе с использованием средств аудио– и видеозаписи. По результатам проверочных мероприятий устанавливаются правообладатели. Затем представители РАО обращаются к пользователю объекта права для урегулирования ситуации путем заключения лицензионного договора", — рассказали в пресс–службе общества.

В РАО также добавили, что в 2019 году в городе на Неве было возбуждено более 300 конфликтных производств, а направлено в суд лишь 35.

При этом немалые убытки несет бизнес. Так, самый большой размер компенсации, исходя из картотеки арбитражных дел, составляет более 1 млн рублей, в среднем же штрафы выписываются на сумму 100 тыс. рублей. Конкретный размер определяется, исходя из количества незаконно воспроизведенных композиций. В Гражданском кодексе РФ установлен размер компенсации от 10 тыс. до 5 млн рублей.

Всегда найдется альтернатива

Не работать с РАО или ВОИС предпочитают многие предприниматели, особенно крупные торговые сети и ТРЦ. Более половины опрошенных "ДП" бизнесменов в Петербурге уже не первый год сотрудничают с профильными агентствами, которые либо выступают посредниками между компаниями и организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами, либо имеют прямое лицензионное соглашение с правообладателем.

Специалист по аудиомаркетингу компании "Волна Медиа" Владислав Лукин отмечает, что они работают с неизвестными авторами и с теми, кто не хочет сотрудничать с РАО. "У нас есть музыка разных направлений, в основном это плей–листы, которые мы подбираем, они и интересуют торговые сети, потому что это фоновая музыка. Для кафе она не очень подходит, так как там должны быть более популярные композиции, и им придется работать с РАО. Особенно если заведение проводит, например, корпоративы, на это необходимы лицензии", — рассказал эксперт.

Директор по маркетингу и продажам Domino’s Pizza Russia Виктория Алеманова считает, что аудиомаркетинг — важная составляющая работы с потребителями. Компания уже несколько лет сотрудничает с одним и тем же подрядчиком. "Мы выкупаем у него лицензию на использование музыки из его собственной медиатеки", — добавляет Алеманова. У таких компаний заключены договоры напрямую с авторами, соответственно, отчисления в РАО и ВОИС платить не нужно. И получается, что такая модель работы более выгодна для бизнеса. Услуги некоторых компаний дешевле в 2 раза, чем выплаты в РАО. "Технически подрядчик просто загружает аудиофайлы на удаленный сервер, с которого мы скачиваем их для использования в ресторанах. Мы не хотим нарушать ничьи права, поэтому готовы выполнять эти несложные требования", — отмечают в Domino’s Pizza Russia.

Директор торгового дома "Пассаж", партнер Jensen Group Дмитрий Абрамов считает, что музыка очень важна для оформления пространства торгового центра. Они тоже работают с компанией, которая юридически сопровождает и подбирает треки. "Набор звуковых дорожек мы меняем часто, экспериментируем. Например, в прошлом году у нас звучала музыка, которую специально для "Пассажа" написал Бхима Юнусов, автор музыки к спектаклю "Солярис" в "Приюте комедианта", — рассказал Абрамов.

Читайте также: