Кому поручить подбор персонала

Обновлено: 28.06.2024

Не получается грамотно организовать подбор персонала? Не знаете, как оптимизировать воронку рекрутинга? Не хотите терять хороших кандидатов?

Подбор персонала может быть простым и увлекательным процессом! Читайте в статье про все этапы кадрового подбора, чтобы сделать работу над ошибками.

Мы собрали для вас самые интересные мероприятия в мире рекрутинга. оставьте свои контакты и мы оповестим вас о ближайшем мероприятие

Подбор кадров — процесс объёмный и трудоёмкий, но при грамотном распределении усилий и должной проработке всех этапов, он становится значительно легче. На какие же этапы делится процесс подбора персонала?

Происходить это может разными способами. Например, компании ощутимо не хватает человеческих ресурсов, так что задача по их поиску возникает сама собой. Или же в HR-отдел приходит руководитель другого отдела с заявкой и просьбой заменить сотрудника. Или же его сотрудник увольняется, а потому срочно требуется замена. В любом случае, всё начинается с потребности.

Обсуждаем профиль вакантной позиции, разрабатываем требования к кандидату. Этот процесс обязательно должен происходить совместно с заказчиком.

Изучите подобные вакансии от других компаний для аналогичных кандидатов, узнайте, в чём их ценностное предложение, и сравните его со своим. Если результаты анализа удовлетворительные — т.е. компания может привлечь на свои условия достойного кандидата, ей есть, что ему предложить — начинайте поиски.

Это будет ошибкой, поскольку программиста интересует то, что компания разрабатывает уникальный IT-продукт и имеет перспективных партнёров. На самом деле, преимуществом может стать что угодно — от семейной обстановки в коллективе до турника в офисе.


Непосредственные поиски проводятся через прозвоны и телефонные интервью, затем с интересными кандидатами назначаются собеседования и происходит переход к общению в офисе.

Чтобы не приходилось тратить время на перебор резюме вручную, а также на другую скучную и монотонную работу, можно воспользоваться онлайн-сервисом для автоматизации рекрутинга FriendWork.

Вы в один клик сохраните кандидатов из социальных сетей, карьерных порталов и сайтов по подбору в единую базу. Также вы можете найти кандидатов по резюме за 5 минут в соцсетях. Сервис значительно сэкономит ваши силы для подбора персонала, а все этапы подбора сохранятся и будут доступны для нанимающего менеджера.

Вы ускорите закрытие вакансий в 2 раза

Когда пул интересных и подходящих под профиль кандидатов собран, согласовывается и назначается собеседование с непосредственным руководителем. Руководитель в свою очередь даёт обратную связь по кандидатам, сообщает, кто ему показался наиболее компетентным. Все эти этапы тоже можно автоматизировать при помощи FriendWork.

Служба подбора персонала готовит предложение о работе и направляет его выбранному кандидату. От него ждут подтверждения, всем остальным направляется отказ.

Шаблон оффера у каждой компании свой. Он обязательно согласовывается с гендиректором, поскольку это HR-бренд компании и важно, чтобы вся необходимая информация была представлена в правильном свете.

Дальше этот шаблон наполняется под конкретную позицию и под конкретного кандидата и представляется руководителю, конкретному человеку, который будет принимать решение о согласовании. В нашем сервисе FriendWork этот процесс тоже можно автоматизировать и сэкономить очень много времени и нервов.

В целом, оффер содержит в себе основные условия работы, к примеру, график, оклад (когда и в каком размере выплачивается), премия. Стандартный шаблон легко можно найти в интернете, а далее — творчество самой компании.

Если компания очень заинтересована в кандидате, но у него есть какие-то комментарии по офферу, например, его смущают некоторые пункты, то отдел подбора персонала обсуждает с руководителем изменение условий, их корректировку именно для данного соискателя, если в компании имеется такая возможность. Если такой возможности нет — поиск продолжается, либо отправляется обращение другому понравившемуся кандидату.

Хорошим тоном будет позвонить, поблагодарить за уделённое время и сказать всё то же самое, но персонализировано. Впрочем, даже крупные компании очень редко делают что-то подобное в реальности в силу ограниченности ресурсов.

Шаблон отказа также должен составить HR-отдел, опираясь на корпоративную культуру компании, на её стиль общения с соискателями и сотрудниками, чтобы это было персонифицировано в стиле её подбора персонала.

Во всех случаях, когда нужно придумать план, разработать стратегию или проработать, казалось бы, неразрешимую проблему подбора персонала, на помощь приходит один из главных инструментов HR-специалиста — брейншторм.

Если HR-отдел состоит более чем из 3 сотрудников, желательно организовывать регулярные брейнштормы всем запросам, поступающим в отдел подбора персонала как от сотрудников, так и от соискателей.

Очень важно, чтобы команда имела единое видение проблемы и совместно генерировала её решение, пусть даже окончательный выбор остаётся за руководителем.

Брейншторм проводится при участии всего коллектива, либо всех вовлечённых конкретно в вашу проблему сотрудников. Лучше всего выбрать нечасто используемое помещение, чтобы новизна обстановки помогала генерировать нетривиальные идеи.

Каждый из участников должен высказывать любые свои идеи по теме обсуждения, которые затем вносятся в общий список предложенных вариантов. Для их записи лучше всего использовать маркер и доску, либо бумагу и ручку.

Самое главное в брейншторме — отсутствие лишних рассуждений. Насколько бы странной или невыполнимой ни казалась идея, она всё равно должна быть высказана и помещена на доску. Возможно, после обсуждения именно она станет ключом к наилучшему решению.

Полезно брейнштормить на тему того, как сделать адаптацию предложения именно с учётом вашей корпоративной культуры, как написать хорошую вакансию. Всегда стоит просить помощи у коллег и самому давать обратную связь. Каждый сотрудник HR-отдела должен транслировать те идеи, которые рождаются внутри коллектива.

Если же отдел подбора персонала состоит из одного сотрудника, то очень важны брейнштормы с руководителями подразделений на предмет различных проблем, изменений в системе мотивации, систематизации работы и т.д.

Регулярные небольшие брейнштормы по каждому аспекту необходимы и очень помогают. Когда их нет, решения зачастую однобокие, очень трудно внедряются и потом не поддерживаются руководителями или даже самими сотрудниками.

Единого метода построения воронки подбора персонала не существует, число и состав этапов зависят от отрасли компании и характера самой вакансии. Однако существуют ключевые аспекты, которые стоит продумать, прежде чем начинать составление воронки.

Во-первых, обратите внимание на ресурсы компании — как выглядит отдел подбора персонала и кто и когда и на каком этапе производит отбор, принимает решение. Во-вторых, воронка будет сильно отличаться при поиске квалифицированных сотрудников и при массовом подборе.

    Самая широкая часть — привлечение кандидатов. Заявление о вакансии и размещение вакансии на разных площадках.

Впрочем, процесс подбора персонала всегда можно упростить, если использовать сервис для автоматизации рекрутинга FriendWork. Он значительно упростит все рутинные процессы, оставив для вас только презентацию подходящих кандидатов заказчику.

История подбора по каждому соискателю сохраняется автоматически, воронка становится прозрачной и понятной. Попробовать демо-версию можно бесплатно.

Не получается грамотно организовать подбор персонала? Не знаете, как оптимизировать воронку рекрутинга? Не хотите терять хороших кандидатов?

Подбор персонала может быть простым и увлекательным процессом! Читайте в статье про все этапы кадрового подбора, чтобы сделать работу над ошибками.

Мы собрали для вас самые интересные мероприятия в мире рекрутинга. оставьте свои контакты и мы оповестим вас о ближайшем мероприятие

Подбор кадров — процесс объёмный и трудоёмкий, но при грамотном распределении усилий и должной проработке всех этапов, он становится значительно легче. На какие же этапы делится процесс подбора персонала?

Происходить это может разными способами. Например, компании ощутимо не хватает человеческих ресурсов, так что задача по их поиску возникает сама собой. Или же в HR-отдел приходит руководитель другого отдела с заявкой и просьбой заменить сотрудника. Или же его сотрудник увольняется, а потому срочно требуется замена. В любом случае, всё начинается с потребности.

Обсуждаем профиль вакантной позиции, разрабатываем требования к кандидату. Этот процесс обязательно должен происходить совместно с заказчиком.

Изучите подобные вакансии от других компаний для аналогичных кандидатов, узнайте, в чём их ценностное предложение, и сравните его со своим. Если результаты анализа удовлетворительные — т.е. компания может привлечь на свои условия достойного кандидата, ей есть, что ему предложить — начинайте поиски.

Это будет ошибкой, поскольку программиста интересует то, что компания разрабатывает уникальный IT-продукт и имеет перспективных партнёров. На самом деле, преимуществом может стать что угодно — от семейной обстановки в коллективе до турника в офисе.


Непосредственные поиски проводятся через прозвоны и телефонные интервью, затем с интересными кандидатами назначаются собеседования и происходит переход к общению в офисе.

Чтобы не приходилось тратить время на перебор резюме вручную, а также на другую скучную и монотонную работу, можно воспользоваться онлайн-сервисом для автоматизации рекрутинга FriendWork.

Вы в один клик сохраните кандидатов из социальных сетей, карьерных порталов и сайтов по подбору в единую базу. Также вы можете найти кандидатов по резюме за 5 минут в соцсетях. Сервис значительно сэкономит ваши силы для подбора персонала, а все этапы подбора сохранятся и будут доступны для нанимающего менеджера.

Вы ускорите закрытие вакансий в 2 раза

Когда пул интересных и подходящих под профиль кандидатов собран, согласовывается и назначается собеседование с непосредственным руководителем. Руководитель в свою очередь даёт обратную связь по кандидатам, сообщает, кто ему показался наиболее компетентным. Все эти этапы тоже можно автоматизировать при помощи FriendWork.

Служба подбора персонала готовит предложение о работе и направляет его выбранному кандидату. От него ждут подтверждения, всем остальным направляется отказ.

Шаблон оффера у каждой компании свой. Он обязательно согласовывается с гендиректором, поскольку это HR-бренд компании и важно, чтобы вся необходимая информация была представлена в правильном свете.

Дальше этот шаблон наполняется под конкретную позицию и под конкретного кандидата и представляется руководителю, конкретному человеку, который будет принимать решение о согласовании. В нашем сервисе FriendWork этот процесс тоже можно автоматизировать и сэкономить очень много времени и нервов.

В целом, оффер содержит в себе основные условия работы, к примеру, график, оклад (когда и в каком размере выплачивается), премия. Стандартный шаблон легко можно найти в интернете, а далее — творчество самой компании.

Если компания очень заинтересована в кандидате, но у него есть какие-то комментарии по офферу, например, его смущают некоторые пункты, то отдел подбора персонала обсуждает с руководителем изменение условий, их корректировку именно для данного соискателя, если в компании имеется такая возможность. Если такой возможности нет — поиск продолжается, либо отправляется обращение другому понравившемуся кандидату.

Хорошим тоном будет позвонить, поблагодарить за уделённое время и сказать всё то же самое, но персонализировано. Впрочем, даже крупные компании очень редко делают что-то подобное в реальности в силу ограниченности ресурсов.

Шаблон отказа также должен составить HR-отдел, опираясь на корпоративную культуру компании, на её стиль общения с соискателями и сотрудниками, чтобы это было персонифицировано в стиле её подбора персонала.

Во всех случаях, когда нужно придумать план, разработать стратегию или проработать, казалось бы, неразрешимую проблему подбора персонала, на помощь приходит один из главных инструментов HR-специалиста — брейншторм.

Если HR-отдел состоит более чем из 3 сотрудников, желательно организовывать регулярные брейнштормы всем запросам, поступающим в отдел подбора персонала как от сотрудников, так и от соискателей.

Очень важно, чтобы команда имела единое видение проблемы и совместно генерировала её решение, пусть даже окончательный выбор остаётся за руководителем.

Брейншторм проводится при участии всего коллектива, либо всех вовлечённых конкретно в вашу проблему сотрудников. Лучше всего выбрать нечасто используемое помещение, чтобы новизна обстановки помогала генерировать нетривиальные идеи.

Каждый из участников должен высказывать любые свои идеи по теме обсуждения, которые затем вносятся в общий список предложенных вариантов. Для их записи лучше всего использовать маркер и доску, либо бумагу и ручку.

Самое главное в брейншторме — отсутствие лишних рассуждений. Насколько бы странной или невыполнимой ни казалась идея, она всё равно должна быть высказана и помещена на доску. Возможно, после обсуждения именно она станет ключом к наилучшему решению.

Полезно брейнштормить на тему того, как сделать адаптацию предложения именно с учётом вашей корпоративной культуры, как написать хорошую вакансию. Всегда стоит просить помощи у коллег и самому давать обратную связь. Каждый сотрудник HR-отдела должен транслировать те идеи, которые рождаются внутри коллектива.

Если же отдел подбора персонала состоит из одного сотрудника, то очень важны брейнштормы с руководителями подразделений на предмет различных проблем, изменений в системе мотивации, систематизации работы и т.д.

Регулярные небольшие брейнштормы по каждому аспекту необходимы и очень помогают. Когда их нет, решения зачастую однобокие, очень трудно внедряются и потом не поддерживаются руководителями или даже самими сотрудниками.

Единого метода построения воронки подбора персонала не существует, число и состав этапов зависят от отрасли компании и характера самой вакансии. Однако существуют ключевые аспекты, которые стоит продумать, прежде чем начинать составление воронки.

Во-первых, обратите внимание на ресурсы компании — как выглядит отдел подбора персонала и кто и когда и на каком этапе производит отбор, принимает решение. Во-вторых, воронка будет сильно отличаться при поиске квалифицированных сотрудников и при массовом подборе.

    Самая широкая часть — привлечение кандидатов. Заявление о вакансии и размещение вакансии на разных площадках.

Впрочем, процесс подбора персонала всегда можно упростить, если использовать сервис для автоматизации рекрутинга FriendWork. Он значительно упростит все рутинные процессы, оставив для вас только презентацию подходящих кандидатов заказчику.

История подбора по каждому соискателю сохраняется автоматически, воронка становится прозрачной и понятной. Попробовать демо-версию можно бесплатно.

Менеджер по персоналу

Способы заработка

Менеджер по персоналу – это специалист, который занимается подбором персонала в компанию, оформлением соответствующих документов, поддержанием эффективности работы сотрудников.

Когда-то понятия “менеджер по персоналу” или “HR-менеджер” в России не существовало. Были специалисты по кадрам – кадровики. Чем они отличаются от менеджеров, какие профессиональные качества должны быть у эффективного менеджера, как найти работу и сколько зарабатывают HR – читайте в нашей статье.

Кадровик и эйчар – в чем разница?

Эйчар – профессия не новая. Это, если можно так сказать, реинкарнация кадровика, которые были и в Советском Союзе. Обычно они занимались бумажной работой, принимали людей в штат, организовывали совместные мероприятия.

Отличие в том, что кадровик был всего лишь подчиненным в штате. Тогда как эйчар уже ближе к руководителю: он сам принимает решения, формирует кадровую политику и корпоративную культуру компании. Хороший эйчар становится правой рукой руководителя и имеет все шансы занять кресло топ-менеджера.

Что делает менеджер по персоналу?

А это смотря какая компания. В крупной организации обычно созданы отделы или целые департаменты по управлению персоналом. Сотрудников там десятки, каждый из них работает по своей специализации.

Есть рекрутеры – люди, которые набирают сотрудников в штат. Есть специалисты по делопроизводству – они работают с документами. Есть тренинг-менеджеры – те, которые проводят различные мероприятия, мотивирующие сотрудников и побуждающие эффективно работать на благо компании.

В небольшой фирме менеджер, как правило, один. Он совмещает все эти обязанности. Рассмотрим каждую подробнее.

Рекрутер

Пожалуй, самая популярная специализация менеджера по персоналу. Рекрутер может работать как во внутреннем HR (внутри компании), так и во внешнем – агентстве по подбору персонала. Обязанности у этих специалистов примерно одинаковые: именно рекрутеры набирают сотрудников в штат на конкретную должность.

Поговорим о рекрутерах в конкретной компании. Что они делают?

  • составляют текст вакансий, прописывают требования к соискателям;
  • подают объявления по разным каналам;
  • принимают заявки от соискателей;
  • самостоятельно ищут кандидатуры, просматривают резюме;
  • изучают соответствие качеств и навыков соискателя на заявленную должность; назначают собеседования;
  • проводят собеседования и принимают решение, брать человека на работу или нет.

Обязанности рекрутеров в агентствах по подбору персонала:

  • просматривают вакансии в крупных и не очень компаниях;
  • дают работодателям советы по выбору персонала;
  • помогают составлять текст вакансии;
  • мониторят резюме соискателей;
  • оценивают профессиональные знания и качества соискателей;
  • организовывают встречи работодателей и соискателей;
  • помогают вести переговоры между ними;
  • контролируют работу кандидата на первом этапе работы.

Профессиональные и личные качества рекрутера:

  • знание психологии;
  • хорошая интуиция, умение видеть кандидата “насквозь”;
  • обучаемость. На рынке постоянно появляются новые профессии, нужно следить за тенденциями;
  • стрессоустойчивость. Любая работа с людьми предполагает нехилый стресс;
  • нацеленность на результат. Главное в работе рекрутера – не просто найти подходящего кандидата, а найти человека, который принесет максимальную пользу компании;
  • беспристрастность. Личное отношение (“нравится – не нравится”) тут не прокатит. Исключение – когда у эйчара имеется богатый опыт, тогда стоит прислушаться к интуиции;
  • этичность. Часто людям приходится отказывать – нужно делать это твердо, но деликатно;
  • грамотная речь;
  • знание английского языка (опционально).

Менеджер по делопроизводству

Младший брат кадровика. Менеджер по производству занимается в основном бумажной работой: составляет договора, приказы, справки и другие документы, оформляет выплаты и компенсации, ведет личные дела сотрудников, сопровождает процессы увольнения и зачисления в штат.

В крупных компаниях менеджер по делопроизводству работает в связке с другими специалистами кадровой службы. В небольшой организации он выполняет также обязанности секретаря или офис-менеджера, только с кадровой направленностью.

Качества менеджера по делопроизводству:

  • знание делопроизводства и документооборота – как общих, так и внутренних в компании;
  • знание Трудового кодекса и прочих законов, касающихся трудовых взаимоотношений;
  • умение работать со специальными программами (например, “1С: Зарплата, кадры”);
  • грамотная речь;
  • знание английского языка (опционально).
  • аккуратность и внимательность.

Тренинг-менеджер

Не такая распространенная должность – существует в крупных и средних организациях. Тренинг-менеджер работает в тесной связке с рекрутером и руководством компании. По сути, это тоже руководитель, и его вотчина – люди, которые работают в компании. Во всех остальных обязанности тренинг-менеджера берет на себя рекрутер или специалист по кадрам.

Обязанности тренинг-менеджера:

  • развивает корпоративную культуру компании;
  • занимается обучением и развитием персонала;
  • занимается мотивацией сотрудников;
  • приглашает преподавателей, коучей, специалистов для обучения персонала;
  • анализирует взаимоотношения сотрудников в коллективе;
  • организует совместные мероприятия для работников;
  • работает при необходимости индивидуально с каждым сотрудником;
  • дает рекомендации работодателям по улучшению эффективности работы сотрудников;
  • проводит психологическое тестирование.

Качества тренинг-менеджера:

  • знание современных программ и методов обучения;
  • знание психологии;
  • знание основ менеджмента. Как уже было сказано, тренинг-менеджер – это полноправный руководитель;
  • стратегическое мышление – все должно делаться на благо компании;
  • аналитическое мышление – умение определять, какие конкретно методики и тренинги подойдут именно для этого коллектива;
  • понимание принципов и пути развития компании; ;
  • стрессоустойчивость (все та же пресловутая работа с людьми!);
  • навыки проведения тренингов, умение выступать на публике;
  • гибкость в работе с людьми.

Дополнительные обязанности менеджера по персоналу

Эти обязанности касаются любой из вышеперечисленных специализаций. Как я уже сказала, нередко менеджер совмещает все три специализации или они “плавают” в зависимости от ситуации. Во всяком случае, надо быть готовым, что новоиспеченному эйчару придется:

  • формировать кадровую политику компании – самостоятельно или вместе с руководством;
  • следить за тем, чтобы штат был укомплектован полностью;
  • принимать решение об увольнении, повышении или понижении в должности сотрудника. Разумеется, с полным обоснованием для руководителя;
  • принимать решение о выплате заработной плате, повышении или понижении для конкретного сотрудника.

Плюсы и минусы профессии

Поскольку все эти специализации все же имеют много общего, разберем плюсы и минусы профессии в целом.

Плюсы профессии

  1. Возможность сделать карьеру. Если кратко – дорасти до должности руководителя кадровой службы или собственного агентства по найму сотрудников. Более подробности расскажем ниже.
  2. Возможности для саморазвития. Профессия кадровика тем и хороша, что на рынке постоянно появляются новые профессии, тенденции, методики оценки – всех их можно и нужно использовать в работе.
  3. Радость от того, что делаешь компанию лучше, а работу сотрудников – эффективнее. Гордость за тех, кого принял на работу.

Минусы профессии

  1. Постоянное общение с людьми, причем с самыми разными. Рунет кишит байками эйчаров о неадекватных соискателях. Да что там – достаточно просто посмотреть некоторые резюме и то ли поплакать, то ли посмеяться от ужаса.
  2. Иногда бывает сложно донести до руководителя необходимость изменений в компании. Например, попробуйте доказать директору, что его любимчик стравливает коллектив и не приносит никакой пользы! А выбить средства из драгоценного бюджета, чтобы оплатить обучение отдела менеджеров прямо сейчас?
  3. Ответственность за происходящее в коллективе. Если рекрутер предложил кандидатуру неподходящего сотрудника – ему и отвечать, если тот накосячит.

Как стать менеджером по персоналу

В отличие от новых профессий (например, пикчера), на эйчаров учат и в вузах, и в колледжах. Во многих университетах есть направление “Управление персоналом”. Специальность “Менеджмент” тоже подойдет.

Если у вас нет профильного образования, но имеется опыт работы с людьми и вышка по психологии, экономике или социологии – тоже смело можете подавать резюме на желаемую должность. Конечно, потребуется опыт работы.

Наконец, можно отучиться на профильных курсах, которые в изобилии есть в интернете. Это могут быть онлайн и офлайн-курсы в центрах образования или при вузах. Вот некоторые из них:

  • Престиж (Московский центр образования “ПРЕСТИЖ”);
  • “Менеджер по персоналу” при Межрегиональной Академии промышленного и строительного комплекса;
  • “Менеджер по персоналу” при Российском институте профессионального образования;
  • “Управление человеческими ресурсами” при Современной научно-технологической академии.

Подобные курсы можно найти в каждом крупном городе – достаточно изучить предложения поисковиков.

Как сделать карьеру менеджеру по персоналу

Начнем с того, что устроиться на эту должность вообще не проблема. Отделы кадров или вакантная должность рекрутера или делопроизводителя есть практически во всех компаниях. Так что, если у вас есть соответствующие “корочки”, путь открыт!

Можно устроиться даже на удаленную работу. Так, по запросу “менеджер по персоналу” на ноябрь 2019 года из 4911 вакансий нашлось 342 предложения удаленной работы.

Если вы новичок, наиболее очевидный и простой способ начать карьеру – устроиться в небольшую компанию или кадровое агентство. Там вы на практике и в короткие сроки освоите все то, чему учили в институте. Также можно попробовать подать резюме в организацию покрупнее – например, помощником менеджера по персоналу или рекрутера.

В дальнейшем, совершенствуя профессиональные навыки и развиваясь, можно переходить в более крупные компании и агентства. Или строить карьеру в одной компании, поднимаясь по карьерной лестнице от младшего помощника до старшего менеджера. А то и до руководителя отдела.

Высшая ступень карьерной лестницы – переход в топ-менеджмент крупной компании. Например, на должность HR-директора. Либо открытие собственного рекрутингового агентства.

Сколько зарабатывает менеджер по персоналу

Сразу радует большое количество вакансий в открытом доступе. Работу найти легко – вкусные должности не разбираются по своим да нашим (ну разве что иногда).

Разброс зарплаты сами видите – от 40 до 110 тысяч в среднем.

Изучаем вакансии, делаем определенные выводы. В небольших и средних компаниях размер зарплаты составляет в среднем 40-60 тысяч рублей (это в крупных городах).

Если собираетесь претендовать на более высокую оплату, ознакомьтесь с требованиями. Вот какие навыки соискателя хотят увидеть в компании “Легион” (предлагают зарплату от 70 до 110 тысяч рублей).

требования к сотруднику

Требования к соискателю

Обратите внимание, что кандидату придется совмещать работу по всем трем специализациям: рекрутера (подбор персонала), кадрового делопроизводителя (ведение документации) и тренинг-менеджера (внедрение корпоративной культуры).

Тренинг-менеджер – чуть менее востребованная профессия. На момент написания статьи на том же сайте-агрегаторе нашлось более 3000 вакансий. Зарплаты по этой специализации в целом выше, что не может не радовать.

зарплата тренинг-менеджера

Весьма неплохо!

Заключение

Итак, если вы решили посвятить себя кадровой службе и стать менеджером по персоналу, перед вами открываются неплохие перспективы.

Получайте высшее образование или проходите курсы, устраивайтесь на первую работу и стройте карьеру! Возможно, встретимся на рабочем месте!

Менеджер по персоналу

Способы заработка

Менеджер по персоналу – это специалист, который занимается подбором персонала в компанию, оформлением соответствующих документов, поддержанием эффективности работы сотрудников.

Когда-то понятия “менеджер по персоналу” или “HR-менеджер” в России не существовало. Были специалисты по кадрам – кадровики. Чем они отличаются от менеджеров, какие профессиональные качества должны быть у эффективного менеджера, как найти работу и сколько зарабатывают HR – читайте в нашей статье.

Кадровик и эйчар – в чем разница?

Эйчар – профессия не новая. Это, если можно так сказать, реинкарнация кадровика, которые были и в Советском Союзе. Обычно они занимались бумажной работой, принимали людей в штат, организовывали совместные мероприятия.

Отличие в том, что кадровик был всего лишь подчиненным в штате. Тогда как эйчар уже ближе к руководителю: он сам принимает решения, формирует кадровую политику и корпоративную культуру компании. Хороший эйчар становится правой рукой руководителя и имеет все шансы занять кресло топ-менеджера.

Что делает менеджер по персоналу?

А это смотря какая компания. В крупной организации обычно созданы отделы или целые департаменты по управлению персоналом. Сотрудников там десятки, каждый из них работает по своей специализации.

Есть рекрутеры – люди, которые набирают сотрудников в штат. Есть специалисты по делопроизводству – они работают с документами. Есть тренинг-менеджеры – те, которые проводят различные мероприятия, мотивирующие сотрудников и побуждающие эффективно работать на благо компании.

В небольшой фирме менеджер, как правило, один. Он совмещает все эти обязанности. Рассмотрим каждую подробнее.

Рекрутер

Пожалуй, самая популярная специализация менеджера по персоналу. Рекрутер может работать как во внутреннем HR (внутри компании), так и во внешнем – агентстве по подбору персонала. Обязанности у этих специалистов примерно одинаковые: именно рекрутеры набирают сотрудников в штат на конкретную должность.

Поговорим о рекрутерах в конкретной компании. Что они делают?

  • составляют текст вакансий, прописывают требования к соискателям;
  • подают объявления по разным каналам;
  • принимают заявки от соискателей;
  • самостоятельно ищут кандидатуры, просматривают резюме;
  • изучают соответствие качеств и навыков соискателя на заявленную должность; назначают собеседования;
  • проводят собеседования и принимают решение, брать человека на работу или нет.

Обязанности рекрутеров в агентствах по подбору персонала:

  • просматривают вакансии в крупных и не очень компаниях;
  • дают работодателям советы по выбору персонала;
  • помогают составлять текст вакансии;
  • мониторят резюме соискателей;
  • оценивают профессиональные знания и качества соискателей;
  • организовывают встречи работодателей и соискателей;
  • помогают вести переговоры между ними;
  • контролируют работу кандидата на первом этапе работы.

Профессиональные и личные качества рекрутера:

  • знание психологии;
  • хорошая интуиция, умение видеть кандидата “насквозь”;
  • обучаемость. На рынке постоянно появляются новые профессии, нужно следить за тенденциями;
  • стрессоустойчивость. Любая работа с людьми предполагает нехилый стресс;
  • нацеленность на результат. Главное в работе рекрутера – не просто найти подходящего кандидата, а найти человека, который принесет максимальную пользу компании;
  • беспристрастность. Личное отношение (“нравится – не нравится”) тут не прокатит. Исключение – когда у эйчара имеется богатый опыт, тогда стоит прислушаться к интуиции;
  • этичность. Часто людям приходится отказывать – нужно делать это твердо, но деликатно;
  • грамотная речь;
  • знание английского языка (опционально).

Менеджер по делопроизводству

Младший брат кадровика. Менеджер по производству занимается в основном бумажной работой: составляет договора, приказы, справки и другие документы, оформляет выплаты и компенсации, ведет личные дела сотрудников, сопровождает процессы увольнения и зачисления в штат.

В крупных компаниях менеджер по делопроизводству работает в связке с другими специалистами кадровой службы. В небольшой организации он выполняет также обязанности секретаря или офис-менеджера, только с кадровой направленностью.

Качества менеджера по делопроизводству:

  • знание делопроизводства и документооборота – как общих, так и внутренних в компании;
  • знание Трудового кодекса и прочих законов, касающихся трудовых взаимоотношений;
  • умение работать со специальными программами (например, “1С: Зарплата, кадры”);
  • грамотная речь;
  • знание английского языка (опционально).
  • аккуратность и внимательность.

Тренинг-менеджер

Не такая распространенная должность – существует в крупных и средних организациях. Тренинг-менеджер работает в тесной связке с рекрутером и руководством компании. По сути, это тоже руководитель, и его вотчина – люди, которые работают в компании. Во всех остальных обязанности тренинг-менеджера берет на себя рекрутер или специалист по кадрам.

Обязанности тренинг-менеджера:

  • развивает корпоративную культуру компании;
  • занимается обучением и развитием персонала;
  • занимается мотивацией сотрудников;
  • приглашает преподавателей, коучей, специалистов для обучения персонала;
  • анализирует взаимоотношения сотрудников в коллективе;
  • организует совместные мероприятия для работников;
  • работает при необходимости индивидуально с каждым сотрудником;
  • дает рекомендации работодателям по улучшению эффективности работы сотрудников;
  • проводит психологическое тестирование.

Качества тренинг-менеджера:

  • знание современных программ и методов обучения;
  • знание психологии;
  • знание основ менеджмента. Как уже было сказано, тренинг-менеджер – это полноправный руководитель;
  • стратегическое мышление – все должно делаться на благо компании;
  • аналитическое мышление – умение определять, какие конкретно методики и тренинги подойдут именно для этого коллектива;
  • понимание принципов и пути развития компании; ;
  • стрессоустойчивость (все та же пресловутая работа с людьми!);
  • навыки проведения тренингов, умение выступать на публике;
  • гибкость в работе с людьми.

Дополнительные обязанности менеджера по персоналу

Эти обязанности касаются любой из вышеперечисленных специализаций. Как я уже сказала, нередко менеджер совмещает все три специализации или они “плавают” в зависимости от ситуации. Во всяком случае, надо быть готовым, что новоиспеченному эйчару придется:

  • формировать кадровую политику компании – самостоятельно или вместе с руководством;
  • следить за тем, чтобы штат был укомплектован полностью;
  • принимать решение об увольнении, повышении или понижении в должности сотрудника. Разумеется, с полным обоснованием для руководителя;
  • принимать решение о выплате заработной плате, повышении или понижении для конкретного сотрудника.

Плюсы и минусы профессии

Поскольку все эти специализации все же имеют много общего, разберем плюсы и минусы профессии в целом.

Плюсы профессии

  1. Возможность сделать карьеру. Если кратко – дорасти до должности руководителя кадровой службы или собственного агентства по найму сотрудников. Более подробности расскажем ниже.
  2. Возможности для саморазвития. Профессия кадровика тем и хороша, что на рынке постоянно появляются новые профессии, тенденции, методики оценки – всех их можно и нужно использовать в работе.
  3. Радость от того, что делаешь компанию лучше, а работу сотрудников – эффективнее. Гордость за тех, кого принял на работу.

Минусы профессии

  1. Постоянное общение с людьми, причем с самыми разными. Рунет кишит байками эйчаров о неадекватных соискателях. Да что там – достаточно просто посмотреть некоторые резюме и то ли поплакать, то ли посмеяться от ужаса.
  2. Иногда бывает сложно донести до руководителя необходимость изменений в компании. Например, попробуйте доказать директору, что его любимчик стравливает коллектив и не приносит никакой пользы! А выбить средства из драгоценного бюджета, чтобы оплатить обучение отдела менеджеров прямо сейчас?
  3. Ответственность за происходящее в коллективе. Если рекрутер предложил кандидатуру неподходящего сотрудника – ему и отвечать, если тот накосячит.

Как стать менеджером по персоналу

В отличие от новых профессий (например, пикчера), на эйчаров учат и в вузах, и в колледжах. Во многих университетах есть направление “Управление персоналом”. Специальность “Менеджмент” тоже подойдет.

Если у вас нет профильного образования, но имеется опыт работы с людьми и вышка по психологии, экономике или социологии – тоже смело можете подавать резюме на желаемую должность. Конечно, потребуется опыт работы.

Наконец, можно отучиться на профильных курсах, которые в изобилии есть в интернете. Это могут быть онлайн и офлайн-курсы в центрах образования или при вузах. Вот некоторые из них:

  • Престиж (Московский центр образования “ПРЕСТИЖ”);
  • “Менеджер по персоналу” при Межрегиональной Академии промышленного и строительного комплекса;
  • “Менеджер по персоналу” при Российском институте профессионального образования;
  • “Управление человеческими ресурсами” при Современной научно-технологической академии.

Подобные курсы можно найти в каждом крупном городе – достаточно изучить предложения поисковиков.

Как сделать карьеру менеджеру по персоналу

Начнем с того, что устроиться на эту должность вообще не проблема. Отделы кадров или вакантная должность рекрутера или делопроизводителя есть практически во всех компаниях. Так что, если у вас есть соответствующие “корочки”, путь открыт!

Можно устроиться даже на удаленную работу. Так, по запросу “менеджер по персоналу” на ноябрь 2019 года из 4911 вакансий нашлось 342 предложения удаленной работы.

Если вы новичок, наиболее очевидный и простой способ начать карьеру – устроиться в небольшую компанию или кадровое агентство. Там вы на практике и в короткие сроки освоите все то, чему учили в институте. Также можно попробовать подать резюме в организацию покрупнее – например, помощником менеджера по персоналу или рекрутера.

В дальнейшем, совершенствуя профессиональные навыки и развиваясь, можно переходить в более крупные компании и агентства. Или строить карьеру в одной компании, поднимаясь по карьерной лестнице от младшего помощника до старшего менеджера. А то и до руководителя отдела.

Высшая ступень карьерной лестницы – переход в топ-менеджмент крупной компании. Например, на должность HR-директора. Либо открытие собственного рекрутингового агентства.

Сколько зарабатывает менеджер по персоналу

Сразу радует большое количество вакансий в открытом доступе. Работу найти легко – вкусные должности не разбираются по своим да нашим (ну разве что иногда).

Разброс зарплаты сами видите – от 40 до 110 тысяч в среднем.

Изучаем вакансии, делаем определенные выводы. В небольших и средних компаниях размер зарплаты составляет в среднем 40-60 тысяч рублей (это в крупных городах).

Если собираетесь претендовать на более высокую оплату, ознакомьтесь с требованиями. Вот какие навыки соискателя хотят увидеть в компании “Легион” (предлагают зарплату от 70 до 110 тысяч рублей).

требования к сотруднику

Требования к соискателю

Обратите внимание, что кандидату придется совмещать работу по всем трем специализациям: рекрутера (подбор персонала), кадрового делопроизводителя (ведение документации) и тренинг-менеджера (внедрение корпоративной культуры).

Тренинг-менеджер – чуть менее востребованная профессия. На момент написания статьи на том же сайте-агрегаторе нашлось более 3000 вакансий. Зарплаты по этой специализации в целом выше, что не может не радовать.

зарплата тренинг-менеджера

Весьма неплохо!

Заключение

Итак, если вы решили посвятить себя кадровой службе и стать менеджером по персоналу, перед вами открываются неплохие перспективы.

Получайте высшее образование или проходите курсы, устраивайтесь на первую работу и стройте карьеру! Возможно, встретимся на рабочем месте!

Читайте также: