Кому дает обязательства гиппократ в своей клятве назовите ее основной принцип

Обновлено: 28.06.2024

Гиппократ и современная медицина

В наше время часто, говоря о работе врачей, вспоминают о существовании Клятвы Гиппократа, причем вспоминают о ней как о тех особых обязательствах, которые берет на себя врач, заканчивая свое обучение в медицинском университете и начиная свою трудовую деятельность. Клятва Гиппократа стала историческим символом высокой профессиональной морали врача. Но именно текст Клятвы Гиппократа давно не звучит на торжественных церемониях в связи с окончанием студентами медицинских вузов.
История медицины – это история изменения не только медицинских технологий диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний, но история медицинской этики. Клятва Гиппократа неоднократно видоизменялась за многовековую историю развития медицины, но ее главные моральные принципы и нормы в основном сохранялись. Сохранялись в связи с их непреходящей ценностью не только для медицины, но и всего человечества.
В истории медицины каждой страны были свои Присяги, Обещания, Клятвы врачей… В России тоже своя история Клятвы Гиппократа.

hippokrat

Клятва Гиппократа

Клянусь Апполоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:
считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ними своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвоздмездно и без всякого договора;
наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому.
Я направлю режим больных у их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Клятва / Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления / Пер. с греч. В.И. Руднева. – Мн.: Современный литератор, 1998.

In Hippocratic Sacramentum

Per Apollinem medicum et Aesculapium, Hygiamque et Panaceam juro, deos deasque omnes testes citans, mepte viribus et judicio meo hos jusjurandum et hanc stipulationem plene praestaturum.

Illum nempe parentum meorum loco habiturum spondeo, qui me artem istam docuit, eique alimenta impertirurum, et quibuscunque opus habuerit, suppeditaturum.
Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegris salutarem praescripturum a pemiciosa vero et improba eosdem prohibiturum. Nullius praeterea precibus adductus, mortiferum medicamentum cuique propinabo, neque huius rei consilium dabo. Caste et sancte colam et artem meam.
Quaecumque vero in vita hominum sive medicinam factitans, sive non, vel videro, vel audivero, quae in vulgus efferre non decet, ea reticebo non secus atque arcana fidei meae commissa.
Quod si igitur hocce jusjurandum fideliter servem, neque violem, contingat et prospero successu tarn in vita, quam in arte mea fruar et gloriam immortalem gentium consequar. Sine autem id transgrediar et pejerem contraria hisce mihi eveniam.

Клятвы врачей в истории отечественной медицины

Mudrov Matvey

ФАКУЛЬТЕТСКОЕ ОБЕЩАНИЕ

Присяга врача Советского Союза


КЛЯТВА РОССИЙСКОГО ВРАЧА

“Добровольно вступая в медицинское сообщество, я торжественно клянусь и даю письменное обязательство посвятить себя служению жизни других людей, всеми профессиональными средствами стремясь продлить ее и сделать лучше; здоровье моего пациента всегда будет для меня высшей наградой.
Клянусь постоянно совершенствовать мои медицинские познания и врачебное мастерство, отдать все знания и силы охране здоровья человека, и ни при каких обстоятельствах я не только не использую сам, но и никому не позволю использовать их в ущерб нормам гуманности.
Я клянусь, что никогда не позволю соображениям личного, религиозного, национального, расового, этнического, политического, экономического, социального и иного немедицинского характера встать между мною и моим пациентом.
Клянусь безотлагательно оказывать неотложную медицинскую помощь любому, кто в ней нуждается, внимательно, заботливо, уважительно и беспристрастно относиться к своим пациентам, хранить секреты доверившихся мне людей даже после их смерти, обращаться, если этого требуют интересы врачевания, за советом к коллегам и самому никогда не отказывать им ни в совете, ни в бескорыстной помощи, беречь и развивать благородные традиции медицинского сообщества, на всю жизнь сохранить благодарность и уважение к тем, кто научил меня врачебному искусству.
Я обязуюсь во всех своих действиях руководствоваться этическим кодексом российского врача, этическими требованиями моей ассоциации, а также международными нормами профессиональной этики, исключая не признаваемое Ассоциацией врачей России положение о допустимости пассивной эвтаназии. Я даю эту клятву свободно и искренне. Я исполню врачебный долг по совести и с достоинством”

Все лица, окончившие высшие медицинские образовательные учреждения Российской Федерации, при получении диплома врача давали "Клятву врача". В статье ФЗ РФ говорилось: "Клятва врача дается в торжественной обстановке. Факт дачи клятвы врача удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты.
Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации".

В 2011 году был принял новый ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (№323-ФЗ от 21 ноября 2011г), в котором текст Клятвы врача был сохранен без изменений в статье 71.

КЛЯТВА ВРАЧА

"Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины".

Нужна ли этика медицине?

Вокруг слышны возгласы: "Они же Клятву Гиппократа давали. ".

Расхожими стали фразы в рефератах и докладах "О Гиппократе знает каждый. ", "Нет такого человека, который не слышал бы имя великого врача, отца медицины - Гиппократа. ".

Жизнь, общение с медиками и немедиками говорит о том, что и не Клятву Гиппократа наши врачи дают, и имя Гиппократа многим не знакомо.

Может ли быть профессиональная деятельность медицинского работника - врача, фельдшера, медсестры, лаборанта - без знания, признания и соблюдения в своей жизни моральных норм медицинской этики? Насколько они актуальны в сегодняшней действительности? Насколько допустимы изменения моральных норм, провозглашенных в Клятв Гиппократа древнегреческими врачами?

Реальная практика современных врачей показывает, что это эадеко не праздные вопросы.

После принятия врачом клятвы Гиппократа на его шее "затягивается стетоскоп", а на жизни ставится большой красный крест…

Какие ассоциации у Вас вызывает словосочетание "Клятва Гиппократа"? Не появляются ли перед глазами, хотя бы на секунду, стройные ряды ангелоподобных существ в белых халатах, которые, не щадя сил и времени, стоят на страже здоровья людей? Не казалось ли Вам, что вот-вот - и на глаза навернутся слезы умиления?

Общество всегда создавало мифы и верило в иллюзии.

"Большая медицинская энциклопедия" трактует феномен иллюзии как - "ложное, ошибочное восприятие реально существующих в данный момент предметов и явлений".

Но это по определению энциклопедии. В жизни же все не так. Ложное и ошибочное зачастую преподносится как догма.

Однажды создав миф о "Клятве Гиппократа" общество надежно законспирировало первоисточник (а был ли он вообще?), и, стало настойчиво поддерживать в социуме иллюзорное представление о враче. Постепенно социум так поверил в этот миф и привык к лубочному образу бесправного врача-бессребреника, то ли юродивого, то ли монаха-отшельника, начисто лишенного материальных и духовных потребностей, что при любой попытке врачей изменить свое положение в обществе апологеты мифологии стали ссылаться на эту приснопамятную клятву - "Поклялись? Терпите. ".

А кто клялся? Кто из сегодняшних врачей давал "Клятву Гиппократа" в ее первозданном виде? А кто из грозных и непримиримых общественных надзирателей ее читал и вообще знает, о чем она? И, в конце-концов, если мы живем в обществе христианского (за незначительным исключением) вероисповедания - то при чем здесь древние обычаи и клятвы.

При чем здесь языческие боги, к тому же не главные, а второстепенные?

"Клятва", конечно, грозное слово, но оно к нам пришло из дохристианских времен, безвозвратно канувших в лету. Сегодня, для неверующих есть Законы, а христианину, наверное, достаточно и Заповедей?

Мне могут возразить, что сам Господь Иисус Христос указывал, что - люди друг друга все время обманывают и, чтобы как-то защитить себя от этого, придумали клятвы. В Нагорной проповеди Он сказал - "Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои". " (Матф. 5,33-37).

Это так, но Он там же говорил и о том, что - ". без клятвы обмануть - это тоже грех, точно так же как и с клятвой".

В Евангелии сказано прямо - ". не клянись" (Мф. 5, 34). "А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Матф. 5,33-37).

Так что врачу-христианину клятва не нужна, в силу того, что христианское учение гораздо выше и нравственнее, чем любая языческая клятва.

Так в чем же причина поразительной жизнестойкости мифа о клятве Гиппократа?

Обратимся к истории.

Так называемая "Клятва Гиппократа" вовсе не принадлежит Гиппократу. Когда Гиппократ умер в 377 году до рождества Христова (по другим сведениям в 356 году), такой клятвы не было и в помине. Как и многое другое, ему приписали эту клятву в позднейших компиляциях его трудов. В действительности же "сочинения Гиппократа", как и сочинения незабвенного Леонида Ильича, представляют собой конгломерат из произведений различных авторов, и выделить из них подлинного Гиппократа практически невозможно. Из 72 приписываемых Гиппократу сочинений, Гален признавал за подлинные - 11, Галлер - 18, а Ковнер только 8. Остальные работы, очевидно, принадлежали его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу (В.И. Руднев, 1998).

hippocratik oath original

Наиболее распространенная сегодня версия клятвы, так называемая Врачебная заповедь, опубликованная в 1848 году в Женеве, опускает большие куски исходного текста (или текстов).

HIPPOCRATIS JUS-JURANDUM

Per Apollinem medicum et Aesculapium, Hygiamque et Panaceam juro, deos deasque omnes testes citan.s, mepte viribus et judicio meo hos jusjurandum et hanc stipulationem plene prae.staturum.
Ilium nempe parentum meorum loco habitumm spondeo, qui me artem istam docuit, eique alimenta impertirurum, et quibuscunque opus habuerit, suppeditaturum.
Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegri.s salutarem praescripturum a pemiciosa vero et improba eosdem prohibiturum. Nullius praeterea precibus adductus, mortiferum medicamentum cuique propinabo, neque huius rei consilium dabo. Casie et sancte colam et artem meam.
Quaecumque vero in vita hominum sive medicinam factitans, sive non, vel videro, vel audivero, quae in vulgus efferre non decet, ea reticebo non secus atque агсЗпа fidei meae commissa.
Quod si igitur hocce jusjurandum fideliter servem, neque violem, contingat et prospero successu tarn in vita, quam in arte mea fruar et gloriam immortalem gentium consequar. Sine autem id transgrediar et pejerem contraria hisce mihi eveniam.

Теперь перевод.
Опять же - наиболее распространенный его вариант (цит. по Гиппократ. Клятва. Закон. О враче. Наставления. - 1998).

Клянусь Аполлоном - врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучить, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости, я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении, а также и без лечения, я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена. Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Ну и о чем говорит "Клятва Гиппократа"? Да совсем не о том, что бы - ". светя другим сгореть самому, и, превратиться в огарок". Еще раз перечитайте "Клятву". И согласитесь, что даже в этом "причесанном" тексте речь идет только об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками, о гарантиях непричинения вреда, об отрицательном отношении к эвтаназии, абортам, об отказе медицинских работников от интимных связей с пациентами, о врачебной тайне. Нигде не написано, что врач должен лечить бесплатно и бессловесно терпеть наплевательское отношение общества к себе.

Позволю себе напомнить уважаемому читателю, что в Древней Греции, подданным которой и был Гиппократ, основная масса врачей безбедно жила за счет гонораров, получаемых от пациентов. Их труд оплачивали высоко (лучше, например, чем труд архитекторов). Хотя и врачам не была чужда и благотворительность. Тот же Гиппократ в своих "Наставлениях" советует своему ученику, когда дело идет о гонораре, дифференцированно подходить к разным пациентам - "И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы". Заметим, что даром Гиппократ советует лечить иногда.

Что это? Попытка разрешить извечную дилемму о том, что, с одной стороны, труд врача (как и всякий другой общественно-полезный труд) должен быть справедливо оплачен, а с другой - гуманная природа медицинской профессии предполагает оказание помощи неимущим согражданам без оплаты?

А может быть все это проще? Может быть, Гиппократ уже понимал важность благотворительности для рекламы? Так, в тех же "Наставлениях" он советует своему ученику - "Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении, то, конечно, наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему, и не дашь ему в настоящий момент совета.

hippocratik oath 2

Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании - быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности". Значит, неблагодарность спасенных по отношению к врачу заслуживает упрека даже с точки зрения Гиппократа?

Так о чем все же "Клятва Гиппократа"?

Давайте оценим результаты небольшого логического анализа текста клятвы, проведенного С. Василевским (2002).
За единицу обработки информации он принял слово. Слов в клятве Гиппократа всего - 251.
Из них, по мере убывания:
— Слов, посвященных отношениям "ученик - учитель" и "ученики одного учителя" - 69.
— Слов, посвященных лечению больных - 34.
— Слов, посвященных соблюдению врачебной тайны - 33.
— Слов, относящихся к "счастью" и "славе" врача "правильного", и проклятиям на голову врача, отступающего от клятвы - 31.
— Слов, посвященных моральному облику врача - 30.
— Слов, посвященных неавторитетным для христиан богам - 29.
— Слов, посвященных неучастию в абортах и эвтаназии - 25.

"Где сокровище ваше, там и сердце ваше" - помним. И теперь сделаем вполне логичное предположение, что человек в клятве, которую приносит, большее внимание уделяет тому, что считает наиболее важным, а меньшее внимание и, соответственно, количество слов - менее важному.

По признаку количества слов, относящихся к вышеуказанным рубрикам, давайте теперь составим, так называемый, хит-парад профессиональных ценностей врача по Гиппократу.

На первом месте находится система отношений "учитель - ученики" - 69 слов, то есть 27,6% от общего количества слов.
На втором месте - собственно обещания врача лечить людей - 34 слова, или 13,6 % слов. (В два раза меньше, чем "учитель - ученики". ).
На третьем месте - сохранение врачебной тайны - 33 слова, или 12,8%.
На четвертом месте - блага для придерживающегося клятвы и проклятия для нарушающих эту клятву - 31 слово - 12,4%.
На пятом месте - моральный облик врача, которому посвящено 30 слов - 12%.
На шестом месте - эллинские боги, которым отведено 29 слов - 11,6%.
И, наконец, на последнем седьмом месте расположен принцип неучастия в абортах и эвтаназии, которому отведено 25 слов, то есть 10% от общего количества слов клятвы Гиппократа.

Спросим еще раз. Так о чем же "Клятва"?

Может быть, пора прекратить упрекать врачей по любому поводу (а зачастую и без повода) - "Поклялись? Терпите. ". Может быть, пора снять со всей пишущей антиврачебной братии шоры и развеять лживые мифы?

Пытливый ум ждут большие сюрпризы в знакомых, казалось бы, с детства вещах.
Главным принципом этики Гиппократа всегда считали "non nocere" - не навреди. А соблюдал ли его Гиппократ?

Во-первых - кого лечить? Вот выдержка из Врачебной заповеди, прилизанной и опубликованной в 1848 году в Женеве - "Моя первейшая задача - восстановить и сохранить здоровье моих пациентов". 0днако в первоначальной версии "Клятвы", вероятно, действительно базировавшейся на мировоззрении Гиппократа, содержится следующее продолжение этой фразы, по "неясной причине" опущенной женевскими издателями - ". однако не всех, но лишь способных заплатить за свое выздоровление. ".

Более того, в практике самого Гиппократа были, по крайней мере, два случая, когда он нарушил "свою" клятву. В 380 году до н.э. некий Акрахерсит начал лечиться у него от отравления пищевым ядом. Оказав больному неотложную помощь, доктор первым делом поинтересовался у родственников Акрахерсита, способны ли они заплатить за выздоровление больного. Услышав отрицательный ответ, он предложил. - "дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучался", на что родственники и согласились. Что недоделал пищевой яд, то завершил яд Гиппократа. (А как насчет "не навреди" и неучастия в эвтаназии?).

За два года до своей смерти Гиппократ взялся пользовать некоего Цезаря Светонского, страдавшего от повышенного давления. Когда оказалось, что Цезарь не в состоянии заплатить за весь курс лечения травами, Гиппократ передал его на руки родственников, не только не излечив, но и сообщив им неверный диагноз, дескать, больной просто страдает мигренью, ничего страшного. Введенные в заведомое заблуждение родственники не посчитали нужным обратиться к другому врачу, и вскоре 54-летий воин скончался во время очередного криза.

Во-вторых - Гиппократ терпеть не мог конкуренции, считал, что чем меньше будет врачей, тем круче будут заработки. Вот Вам доказательство - ". наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому". Не правда ли, очень человеколюбиво?

hippocratik oath

Ну и, наконец, последнее. В некоторых старинных версиях "Клятвы Гиппократа" упоминается, что врач должен бесплатно оказывать помощь коллегам и их семьям, и обязан НЕ ОКАЗЫВАТЬ помощь бедным людям - дабы все не потянулись к бесплатной медицине и не сломали врачебный бизнес.

Почему же так стоек миф о "Клятве Гиппократа"?

Общество сегодня начисто забыло и никак не желает вспомнить, что труд врача чего-то стоит, что реализация декларированного в Конституции права граждан на охрану здоровья должно основываться не только на профессиональных обязанностях, но и на объективных возможностях врачей его обеспечивать. Общество не желает понимать, что врачи также являются гражданами общества, гражданами, которые должны обладать своими обоснованными и защищенными законом правами. И в первую очередь правом удовлетворения в результате своего труда своих материальных и духовных потребностей.

Собственностью и достоянием врача являются его знания, профессиональные навыки и способность к труду. Поэтому долг врача оказать помощь в свою очередь предполагает обязанность общества в соответствии с так им любимым принципом справедливости достойно вознаградить его за проделанную работу. Если врачу за его высококвалифицированный труд не платят зарплату вообще или платят нищенскую зарплату, которая ниже вознаграждения уборщицы в офисе сомнительной фирмы, то это является разновидностью социальной несправедливости.

Если законодательно закрепленная в Уголовном кодексе мера ответственности врача за возможные правонарушения несоизмерима с беспросветной нищетой его существования за предлагаемую обществом оплату его труда, то это тоже циничная социальная несправедливость.

Это насилие выражается в стремлении получения материального вознаграждения от пациента, причем основным мотивом такого насилия является не столько обогащение, сколько обеспечение возможности элементарного биологического выживания. Врач сегодня вынужден, так или иначе, требовать от пациентов дополнительных вознаграждений. По крайней мере, от тех, кто может платить. Иначе быть не может. Экономической аксиомой является положение о том, что снижение размера заработной платы ниже прожиточного уровня неизбежно приводит к тому, что соображения выживания начинают преобладать над профессиональным долгом и обязательствами перед пациентами. Морально-этическими нормами не прокормишься и без денег не проживешь.


Доктор медицинских наук, профессор Бобров Олег Евгеньевич,
зав. кафедрой хирургии и сосудистой хирургии НМАПО им. П.Л. Шупика,
эксперт Международного комитета защиты прав человека

Клятва Гиппократа ( Όρκος του Ιπποκράτη) - это клятва врачей, относящаяся к этической практике медицины. Считается, что клятва была написана Гиппократом в IV веке до нашей эры. Хотя клятва имеет большую историческую и моральную ценность и считается церемонией передачи для тех, кто занимается медициной, она больше не является обязательной и принимается не всеми врачами.

Гиппократ – отец медицины

Гиппократ был древнегреческим врачом и считается одной из самых выдающихся фигур в истории медицины. Его называют отцом современной медицины в знак признания его вклада в область медицинской науки в качестве основателя медицинской школы Гиппократа.

Гиппократ - основоположник рациональной медицины, сумевший избавить ее от метафизических элементов, предрассудков, демонологий и суеверий того времени. Он достиг гармоничного сочетания антропоцентрической науки с медицинским искусством и философским мышлением, отождествляя свою профессиональную практику с этическими принципами и гуманистическими ценностями.

Гиппократ потомственный врач (отец и дед были асклепиады), сам он обучал ся врачеванию в асклепионе Коса.

Его новаторская и в значительной степени предсказательная работа повлияла на большинство современных медико-биологических специальностей западного мира, которые заслуженно назвали его основателем и столпом медицинской науки.

В частности, ему приписывают значительный вклад в систематическое изучение и клиническую медицину, обобщение медицинских знаний и предоставление практических советов врачам в Сборник е Гиппократа (Corpus Hippocraticum) и другие работы.

Вечная ценность к лятвы Гиппократа

Медицина стремительно развивается, чтобы уменьшить страдания человека от болезней.

От личного контакта к технологиям

Первоначально медицина Гиппократа выражала совершенные эмоции человеческой души: сострадание и самопожертвование. Однако, в своем развитии медицина получала новые знания с жертвами, эгоизмом и естественными проступками. Врачи, первоначально выступавшие в роли филантропов, позже превратились в ученых, затем в медицинских работников, а теперь приобрели черты предпринимателей.

Конечно, незыблемые принципы медицинской профессии не перестают применяться веками. О ни включают в себя честность, объективность, порядочность, бдительность, уважение, конфиденциальность и ответственность.

Медицинская этика

По указанным выше причинам этика остается неоспоримым принципом в медицинской практике и во взаимоотношениях между врачом и пациентом.

Четыре основных принципа медицинской этики (приносить пользу, не вредить, индивидуальная автономия и справедливость) привели медицинскую индустрию к внутренним добродетелям, таким как милосердие, сострадание, терпимость, в основе которых лежит добродетель.

Согласно взглядам Гиппократа, врачи практикуют свою науку в рациональных и этических рамках. Целительство - это логическая профессия, основанная на сострадании.

Гиппократовский взгляд на медицину:

1. Отношения между врачом и пациентом, обещание, последовательность, поддержка и приверженность потребностям и личности пациента.

2. Этическое обязательство по оказанию помощи, проистекающее из уникальности и внутренней ценности, характеризующей человеческую жизнь.

Врачи стремятся делать правильные вещи для своих пациентов, защищая их, информируя их.

Клятва Гиппократа

Клятва по сути делится на две части. Первая часть определяет обязанности новоприбывшего студента и предлагает моральные и финансовые гарантии своему учителю. Он обещает почитать учителя-врача как своего родителя, поскольку он сделает проблемы своего учителя своими. Он также принимает на себя обязательство преподавать медицину своим сыновьям и сыновьям учителя, если ему это потребуется.

Клятва Гиппократа на древнегреческом языке

Клятва Гиппократа сегодня

Так как клятва Гиппократа запрещала большинству врачей общей практики аборты, эвтаназию и хирургические операции, поэтому н екоторые части клятвы были изменены или удалены с течением времени различными школами и странами. Некоторые медицинские школы дают только част ь клятвы Гиппократа и вносят свои дополнения и изменения и редко кто даёт клятву в древней форме.

Триллионы долларов или ничего, т.е. 0 долларов или рублей?

Сколько стоит, чтобы ребенок, который не ходит годами, начал ходил?

Триллионы долларов или ничего, 0 долларов или рублей?

Сколько стоит, чтобы появились силы в мышцах у людей с мышечной дистрофией?

Триллионы долларов или ничего 0 долларов.?

С древних времен знания, навыки врача ценились эквивалентно золоту, поэтому к врачу обращались лишь те люди, которые хотели жить без проблем, причем жить без проблем долго, очень долго.

Те люди, которые не понимали ценности своей жизни и жизни своих детей, умирали в древности в 15, 20, 30 лет, так как у них не было желания жить.

Гиппократ

Гиппократ жил в IV веке до нашей эры. В это время в Древней Греции было язычество. Люди, во времена язычества, легко убивали, травили друг друга, выгоняли из городов. Каждая семья в Древней Греции специализировалась на какой-то одной профессии. Так семья Гиппократа специализировалась на врачевании.

Клятву, которую называют Клятвой Гиппократа, Гиппократ сам давал своему учителю врачу Герофилу в городе Александрия.

Александрия город, который построил Александр Македонский, во времена Гиппократа принадлежал Древней Греции. В Александрии создавалась самая большая в мире библиотека, и, единственная в Древнем Мире, врачебная.

Гиппократ в Древнем Мире

Герофил, первый из врачей Древней Греции, нарушил закон и стал вскрывать трупы людей для анатомического изучения человека.

В Древней Греции за нарушение закона о вскрытии трупа полагалась смертная казнь.

Клятва Герофилу

Все молодые люди, которые получили врачебную профессию и обучались у Герофила, давали ему клятву, как учителю.

Герофил, в свою очередь, давал клятву своему учителю. Те в свою очередь давали клятву своим учителям на протяжении 2000 лет до Нашей эры.

Кстати, что значит до нашей Эры? Рождение Христа отделяет нашу эру от “до нашей Эры”.

Гиппократ, также, как и другие врачи Древней Греции, мог лечить переломы, вывихи, ушибы, и лечил травами.

Так почему люди знают о Гиппократе, а о других врачах нет?

В Древней Греции граждане имели право, по очереди, выкрикивать (орать) истории на Главной площади своего города.

Истории на Главной площади

Гиппократ, имея высшее ораторское образование, пользовался этим правом, поэтому о враче, который успешно лечил людей, рассказывали и до сих пор рассказывают друг другу. Во времена Древней Греции не было гуманизма, т.е. любви человека к человеку.

Напоминаю, что Древняя Греция – это государство языческих богов. В Древней Греции люди убивали друг друга, изгоняли из городов, травили. Такой образ жизни был обычным.

Гиппократ лечил только за деньги, поэтому люди, которые не хотели платить врачу, уходили в Храмы, где умирали в мучениях. Никто не обращал на это никакого внимания.

В 1453 году турки захватили Константинополь. Государство Византия прекратило существование.


До падения Константинополя богатые люди Византии “бежали” в различные итальянские города, забирая с собой большие обозы библиотек и рукописей.

В Византии государственный язык был греческий, в итальянских городах язык был Итальянский, с небольшими местными диалектами.

В 15 веке жители Италии были грамотными, в отличии от других стран Европы. В итальянских городах, даже женщины, умели читать. Поэтому огромный поток античных источников и произведений искусства привлек большое внимание богатых людей.


В 1462 году Козино Медичи предоставил МарсилиоФичино виллу во Флоренции и кодекс греческих рукописей с сочинениями Платона и его последователей, чтобы он перевел их на латинский язык.

МарсилиоФичино

На этот перевод рассчитывал медики, так как занимался книгопечатанием. В одной из рукописей Платона была обнаружена клятва врача своему учителю.


Клятва Гиппократа была переведена на итальянский язык по заказу ректора самой старой высшей медицинской школы в Салерно, чтобы выпускники школы, т.е. уже дипломированные врачи, давали клятву ни конкретному учителю-профессору, а всей школе, в которой они обучались у нескольких профессоров.


Образование Гиппократа

Гиппократа обучали в асклепионе острова Коса. Отец Гипократа Гераклид и дед Гипократа Гиппократ — потомственные врачи-асклепиады.



  1. Философ Демокрит, ученик Пифагора, научил Гиппократа читать древнеегипетские надписи. Демокрит был очень высоко оплаченным философом. Обучение оплачивал отец Гиппократа врач Гераклид.
  2. Софист Горгия научил Гиппократа самовосхвалятся и применять не честные приемы полемики в дебатах. Софисты получали самые высокие гонорары во времена Древней Греции. В Настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении. Обучение оплачивал отец Гиппократа врач Гераклид.
  3. С целью научного усовершенствования Гиппократ много путешествовал и изучил медицину в древнем Египте. Путешествие и обучение оплачивал его отец врач Гераклид.
  4. По пути в Древний Египет, останавливался во всех городах Древней Греции, изучал практику местных врачей по таблицам, которые вывешивались на стенах храмов Асклепия. Проживание оплачивал его отец врач Гераклид.
  5. Оратор Исократ из Афин, составлял Гиппократу речи и тренировал перед каждым выступлением.

Такое образование получали все врачи Древней Греции.

Так почему люди, вообще, знают о Гиппократе?


Гипократ, как врач, ничем не отличался от других врачей Древней Греции. Он, также, как и другие врачи, был десятым потомком семьи врача, так как в Древней Греции врачом мог быть только сын врача.

Гипократ, также, как и другие врачи, обучался в Древнем Египте, потому что все врачи Древней Греции умели читать манускрипты Древнего Египта, потому, что их отцы знали древнеегипетские иероглифы, и их деды знали древнегреческие иероглифы, и их прапрадеды учились в Древнем Египте, читая как лечить травами и как накладывать повязки больным.

Кроме того, в Древней Греции вскрытие трупа человека каралось смертной казнью, а в Древнем Египте, вскрытие трупа человека, среди врачей и ученых, приветствовалось.

Гиппократ, также, как и другие врачи Древней Греции, мог лечить переломы, ушибы, накладывая повязки и назначать лечение травами.

Так почему люди знают о Гиппократе, а о других врачах нет?

В Древней Греции граждане имели Право выходить на площадь по очереди и рассказывали разные истории, которые были с ними, или только услышали, или рассказывали сказки. Не важно говорил ли выступающий оратор правду или красиво лгал.

Народу нужно было развлечение.

Гиппократ, как врач, как философ, как софист, как ритор, выступает перед гражданами Древней Греции очень уверенно. Послушав такую речь люди считали, что Гиппократ говорит правду.


Тексты к выступлению Гиппократа пишет философ Исократ. Гиппократ оплачивал Исократу, за то, чтобы онсоставлял ему речи и тренировал выступления перед публикой.

Слухи о враче, который лечит любые болезни, достигали знатных и богатых людей, которые не ходили на ораторские выступления на площадь. Слух о Гиппократе достиг Персии.


Царь Персии пригласил Гиппократа лечить чуму. Гиппократ отказал Царю Персии Арталексу 1 быть придворным врачом, так как царь пригласил его лечить чуму сославшись на то, что персы враги греков.

foto-21

Гиппократ понимал, что если он поедет к царю Персии, то от чумы он никого не вылечит, а для греков будет считаться предателем. Предателей в Древней Греции казнили, поэтому сославшись, что персы враги греков, Гиппократ отказался от этого предложения.

Про приглашение от врага и отказ помогать врагу, Гиппократ рассказал на площади.

Речь о приглашении царя Персии составил для Гиппократа Исакрат, который придумал дополнение: царь Персии обещал, в случае, если Гиппократ соглашается быть придворным врачом у него, дать Гиппократу целую ладью золотых монет.

Во времена Древней Греции не было гуманизма, т.е. любви к людям. Напоминаю, что Древняя Греция – это государство языческих богов.

foto-22-23

Гиппократ лечил только за очень большие деньги!

Оплата не завесила от результатов лечения.

Гиппократ лечил за деньги, а если его больные обманывали, то он либо травил больного, либо давал яд для больного через родственников.

В ядах и противоядиях Гиппократ, как и все врачи Древней Греции, разбирался хорошо, так как в он обучался в Древнем Египте, где про яды были надписи не только в манускриптах, но были надписи и на гробницах.

Например, в 380 году до н.э. некий Акрахерсит начал лечиться у Гиппократа от отравления пищевым ядом.

Оказав больному неотложную помощь, доктор первым делом поинтересовался у родственников Акрахерсита, способны ли они заплатить за выздоровление больного.

Услышав отрицательный ответ, он предложил. - "дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучался", на что родственники и согласились.


Что недоделал пищевой яд, то завершил яд Гиппократа. А как насчет "не навреди" и неучастия в эвтаназии?).

За два года до своей смерти Гиппократ взялся пользовать некоего Цезаря Светонского, когда оказалось, что цезарь не в состоянии заплатить за весь курс лечения травами, Гиппократ передал в руки родственников яд. Вскоре 54-летний воин скончался.

foto-25

Эти и другие эпизоды лечения больных Гиппократом, описал Платон, так как во времена Древней Греции, неуплата врачу за его знания считалось предательством.

Предателей в Древней Греции казнили или изгоняли из города.

Гиппократ, когда сам занимался врачеванием, терпеть не мог конкуренции, считал, что врачом может стать только сын врача.

Поэтому, перед тем, как уехать из своего родного дома, где он родился и получил образование врача от своего отца Гераклида и деда Гиппократа в Асклепионе, Гиппократ сжигает Храм Асклепия.

foto-26

Почему он это сделал? Почему Гиппократ сжег храм Асклепия? Гиппократ сжигает храм Асклепия потому, что на стенах храма были написаны способы лечения той или иной болезни. Чтобы больше никто не мог узнать, как лечить ту или иную болезнь, Гиппократ поджигает храм.

В Древней Греции профессия врача была очень престижна. Врач был уважаемым человеком. Профессия врача высоко оплачивалась. Врачами хотели быть и дети знатных людей, но не имеющих в родственниках врачей.

В старости Гиппократ открыл школу по обучению врачей.

foto-27

Гиппократ преподавал ученикам, а после окончания обучения, становясь уже врачами, они давали клятву ему.

foto-28

У язычников клятвы давались везде и всему. Языческих богов было много. Каждый бог мог заступится за язычника, если клятва другому богу не соблюдалась.

Ученики школы давали клятву Гиппократу от имени Бога Аполлона, так как Асклепий был сыном Аполлона и земной женщины, т.е. являлся полубогом.

foto-29

Итак клятва учеников, обращенная Гиппократу:

Т.е. клятва Гиппократа - это клятва ему, Гиппократу. Ученики Гиппократа клялись учителю, что будут платить ему деньги до его смерти, заработанных от лечения больных, а после смерти Гиппократа, продолжить платить деньги его сыновьям.

Так в каком временном отрезке произошло замещение правды о Гиппократе язычнике, не признающим гуманизм, на человека, великого врача гуманиста, и когда была придумана гуманистическая клятва, под которой Гиппократ никогда бы не подписался?

foto-30

В 1453 году турки захватили Константинополь. Государство Византия прекратило существование.

В 15 веке жители Италии были грамотными, в отличии от других стран Европы. В итальянских городах, даже женщины, умели читать. Поэтому огромный поток античных источников и произведений искусства привлек большое внимание богатых людей.

foto-31

Так под впечатлением от выступления византийского лектора, Козимо Медичи основал Академию Платона во Флоренции.

Во Флоренции, как и во всех итальянских городах было модно общественно-философское движение – гуманизм, которое рассматривало человека, его личность, его свободу, его активную, созидательную деятельность, как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.Как в философское учение гуманизм могли вставится античные источники, основанные на насилии над человеком?

Но, чтобы античные источники были интересны народу, нужно сделать перевод их гуманистическим. Для этого нужно, полностью, исказить написанные истории.

foto-32

В 1462 году Козино Медичи предоставил Марсилио Фичино виллу во Флоренции и кодекс греческих рукописей с сочинениями Платона и его последователей, на латинский перевод которых рассчитывал Медичи.

foto-33

Благодаря развитию книгопечатания, искаженные гуманистом Марсилио Фичино, диалоги Платона о деятельности Гиппократа, стали известны народу.

foto-34

С 1462 по 1465 года появилась на свет клятва Гиппократа, которую Гиппократ никогда не говорил и не передавал потомкам. Клятва о том, что врач клянется лечить больных людей всегда, везде.

Так был произведен самый известный обман людей во всем мире по отношению к врачебному искусству и к врачам, как личностям.

Марсилио Фичино перевел 60 произведений Гиппократа. Но Гиппократ не написал ни одного произведения. В последствии, историки признали, что все произведения Гиппократа были написаны через 100-300 лет после его смерти другими авторами.

Статья о Гиппократе и обо мне, поэтому, начинается вторая часть:

foto-35

Я давал врачебную клятву, или как люди называют клятву Гиппократа своим учителям-профессорам, а не пациентам.

Ко мне обращаются люди за помощью, люди с различными проблемами своих детей, в том числе и с ДЦП различных форм.

Этим людям я объясняю, что восстановить ребенка с ДЦП вы можете самостоятельно, без моей помощи и помощи других врачей. Для этого вам нужно стать врачом.

Что нужно, чтобы стать врачом?

Чтобы стать врачом, нужно учиться в школе на отлично. Чтобы сдать ЕГЭ на 98 баллов, нужно заплатить репетиторам сотни тысяч рублей и заплатить за курсы подготовки к вступительным экзаменам.

В медицинской академии, учить 6 лет по 50 страниц специальной медицинской литературы наизусть, как стихи Пушкина. Во время учЕбы не знать никакой личной жизни, так как времени на нее нет, проходить практический занятия в клинических больницах, оставаясь на ночные дежурства.

Чтобы стать врачом этого мало, надо еще 2 года пройти обучение в клинической больнице, сдать врачебный экзамен, кроме того, каждые 5 лет проходить усовершенствование со сдачей врачебного экзамена.

В течении 10 лет, после окончания усовершенствования по реабилитации детей с ДЦП, восстановить сотни детей с ДЦП, после этого вы сможете восстановить и своего ребенка.

Сколько вы затратите?

Правильно: 30 млн. Долларов США


У меня медицинский стаж более 40 лет. Вот эта пачка документов - это мои усовершенствования. Кто из обычных людей потратил столько времени на свою профессию?

Если перевести в денежный эквивалент все затраченное время на изучение медицины, то это будет более 30 млн долларов США. Я взял более 30 млн долларов США из своей семьи, от своих детей, от своего благополучия, чтобы знать, как восстанавливать движения мышц у детей с ДЦП.

Я взял более 30 млн долларов США из своей семьи, от своих детей, от своего благополучия, чтобы знать, как восстанавливать движения мышц при мышечной дистрофии.

Содержание сайта не является офертой.
Сайт имеет информационный характер, выражающий частное мнение.
Сайт предназначен только для определенного круга лиц.

© 2020 Клиника доктора Никонова Николая Борисовича. Все права защищены

Development Emotional Brand

Узнайте как попасть на консультацию или задать вопрос доктору Никонову

Лилия Александровна подготовила видеообращение, где она рассказывает как записаться на консультации-процедуры или обратиться с вопросом к доктору.

Читайте также: