Кого сжигают на костре по приговору инквизиции

Обновлено: 20.05.2024

Инкви­зи­ция начи­на­лась в сред­не­ве­ко­вье. А рас­цвета своего достигла в про­слав­ля­е­мую гума­ни­стами эпоху Воз­рож­де­ния и бла­го­по­лучно про­цве­тала в период, назы­ва­е­мый оте­че­ствен­ными исто­ри­ками Новым Вре­ме­нем. “Молот ведьм” пере­из­да­вался в Англии в одно деся­ти­ле­тие с “Нача­лами” Нью­тона. Сожже­ния ведьм на кострах про­ис­хо­дили во вре­мена Воль­тера и Дидро, в эпоху “про­све­ще­ния” (конец 18 века). А послед­нее сожже­ние на костре ере­тика (еврея) по при­го­вору “суда веры” состо­я­лось в 1826 году (В это время Пушкин писал “Евге­ния Оне­гина”…)

2. Инкви­зи­ция — именно и только инкви­зи­ция зани­ма­лась охотой на ведьм

Неправда. Ведь­мов­ство нико­гда не счи­та­лось почтен­ным заня­тием. (Разу­ме­ется, там, где в ведьм верили.) До 16 века это пре­ступ­ле­ние нахо­ди­лось в веде­нии свет­ских судов. А после Рефор­ма­ции, когда в Гер­ма­нии ника­кой инкви­зи­ции и быть не могло — костры, на кото­рых сжи­гали ведьм, полы­хали с немень­шей силой, чем в като­ли­че­ской Испа­нии. Ну и вспом­ним, нако­нец, печально зна­ме­ни­тый Салем­ский про­цесс. Дело про­ис­хо­дило в Аме­рике. Где ника­кой инкви­зи­ции вообще нико­гда не было.

3. Инкви­зи­торы пытали несчаст­ных узни­ков с нече­ло­ве­че­ской жесто­ко­стью

Конечно, нам опи­са­ния орудий пыток кажутся чудо­вищ­ными. Но напрасно эти вещи ассо­ци­и­ру­ются у нас только и именно с инкви­зи­цией. Вряд ли инкви­зи­торы выду­мали хотя бы одну пытку — все это суще­ство­вало задолго до обра­зо­ва­ния инкви­зи­ции. При­ме­не­ние пыток в ходе судеб­ного след­ствия было нор­маль­ной и обыч­ной прак­ти­кой того вре­мени. Вопреки рас­про­стра­нен­ным пред­став­ле­ниям, вне Испа­нии у инкви­зи­ции доста­точно редко были свои тюрьмы, палачи и застенки. Обычно инкви­зи­торы поль­зо­ва­лись услу­гами мест­ных “муни­ци­паль­ных” или сеньор­ских тюрем­щи­ков и пала­чей. И вряд ли послед­ние для отцов-инкви­зи­то­ров ста­ра­лись больше, чем для свет­ских судей.

4. От рук инкви­зи­ции погибло неимо­вер­ное коли­че­ство чело­век

Бывает просто ложь, наглая ложь и ста­ти­стика. При­ве­ден­ная в неко­то­рых ате­и­сти­че­ских книж­ках “ста­ти­стика” жертв инкви­зи­ции выгля­дит впе­чат­ля­юще. Пока не срав­ни­вать эти цифры с дру­гими. Коли­че­ство каз­ни­мых по инкви­зи­ци­он­ным при­го­во­рам было на поря­док меньше, чем каз­ни­мых по при­го­во­рам свет­ских судов. А, к при­меру, коли­че­ство людей, за несколько лет павших жерт­вами “рево­лю­ци­он­ного тер­рора” во время Фран­цуз­ской рево­лю­ции, пре­вы­шает коли­че­ство жертв фран­цуз­ской инкви­зи­ции за все время ее суще­ство­ва­ния. Это не то чтобы оправ­да­ние инкви­зи­ции, но все позна­ется в срав­не­нии…

5. Все, кто имел несча­стье обра­тить на себя вни­ма­ние инкви­зи­то­ров, кон­чали жизнь на костре

Нет. Самыми рас­про­стра­нен­ными при­го­во­рами инкви­зи­ци­он­ного три­бу­нала были изгна­ние и кон­фис­ка­ция иму­ще­ства. Смерт­ная казнь при­ме­ня­лась только в край­них слу­чаях, обычно к про­по­вед­ни­кам ересей, кото­рые упор­ство­вали в своих заблуж­де­ниях.

6. “Молот Ведьм” — это книга, в кото­рой с чув­ством и смаком опи­саны ужас­ные пытки и казни, кото­рые инкви­зи­то­рам сле­до­вало при­ме­нять к несчаст­ным жерт­вам

Эта байка пошла с легкой руки бра­тьев Стру­гац­ких. На самом деле книга эта посвя­щена в основ­ном тео­ло­ги­че­ским и пра­во­вым аспек­там работы инкви­зи­тора. Пытки там, конечно, упо­ми­на­ются, поскольку они были неотъ­ем­ле­мой частью след­ствен­ного про­цесса, но ника­ких сла­до­страст­ных подроб­ных опи­са­ний про­цесса пыток вы там не най­дете.

7. Инкви­зи­торы сжи­гали греш­ни­ков на кострах, чтобы спасти их души

Сама по себе казнь душу каз­ни­мого никоим обра­зом не спа­сает, даже с точки зрения инкви­зи­тора. Да, прак­тика инкви­зи­ци­он­ных судов имела целью “рас­ка­я­ние через устра­ше­ние”, но соб­ственно казнь при­ме­ня­лась к нерас­ка­ян­ным ере­ти­кам и была не более чем нака­за­нием за ересь.

8. Инкви­зи­ция пре­сле­до­вала ученых и устра­и­вала гоне­ния на науку

Нет. Инкви­зи­ция бла­го­по­лучно суще­ство­вала бок о бок с уни­вер­си­те­тами. Жупел анти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ганды Джор­дано Бруно был казнен вовсе не за заня­тия наукой. Потому что наукой, в стро­гом смысле слова, он прак­ти­че­ски не зани­мался. По сути, он был скорее не ученым, а оккуль­ти­стом. Вряд ли учение о пере­се­ле­нии душ можно назвать науч­ной тео­рией. Подоб­ные рас­суж­де­ния, в соче­та­нии с цер­ков­ным саном (Бруно был мона­хом доми­ни­кан­ского ордена) и поли­ти­че­скими интри­гами, в кото­рых он при­ни­мал актив­ное уча­стие, и при­вели к столь тра­ги­че­скому концу. Кстати, именно после про­цесса Джор­дано Бруно инкви­зи­торы стали с подо­зре­нием отно­ситься к теории Копер­ника — уж больно хорошо Бруно увязал ее с раз­но­об­раз­ным анти­ре­ли­ги­оз­ным оккуль­тиз­мом.

Так что, кроме Гали­лея, ни одного дру­гого при­мера пре­сле­до­ва­ния ученых за науч­ные откры­тия и теории мне не известно.

9. Учение о том, что земля плос­кая и не вер­тится, было рели­ги­оз­ной док­три­ной и думать иначе счи­та­лось грехом

Нет. Автор гео­цен­три­че­ской кос­мо­го­нии Пто­ле­мей (в отли­чие от выше­упо­мя­ну­того Джор­дано Бруно) был ученым. Напри­мер, его иссле­до­ва­ния в обла­сти гео­мет­рии сферы акту­альны до сих пор, и несколько теорем из плос­кой и сфе­ри­че­ской гео­мет­рии и сейчас носит его имя. Кос­мо­го­ния Пто­ле­мея была науч­ной тео­рией своего вре­мени. Да, она полу­чила широ­кое рас­про­стра­не­ние и стала обще­при­ня­той. Но вовсе не потому, что опи­ра­лась на какие-то рели­ги­оз­ные док­трины. Если кто не знает — в Библии ни слова не ска­зано ни о форме земли, ни о тра­ек­то­риях дви­же­ния планет.

10. Автор данной статьи счи­тает, что инкви­зи­ция — это хорошо

Нет. Инкви­зи­ция — это плохо. Это очень плохо. Это даже гораздо хуже, чем вам кажется. Я считаю инкви­зи­цию одной из самых мрач­ных и постыд­ных стра­ниц не только в исто­рии Европы, но и в исто­рии чело­ве­че­ства вообще. При­чины такого моего отно­ше­ния нуж­да­ются в более деталь­ном и раз­вер­ну­том объ­яс­не­нии, кото­рое я наде­юсь дать в сле­ду­ю­щей статье, посвя­щен­ной этому вопросу.

Внимание! Сайт использует cookie-файлы. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь на условия работы с cookie.

rss



26 июля 1826 года в Испании был приведён в исполнение последний смертный приговор, которого добилась инквизиция. Учитель Каэтано Риполь вошёл в историю как последняя её жертва. Он был казнён как упорствующий еретик, поскольку не позволял подопечным своей школы ходить в церковь. Риполь был повешен и похоронен в гробу с нарисованными на нём языками пламени.

Костры веры. Правда и мифы об инквизиции


В истории не так много организаций, деятельность которых сопровождалась бы таким огромным количеством мифов, как работа инквизиции. Отчасти этому способствовала таинственность организации, с другой стороны, свой вклад в создание "чёрной легенды" внесли и политические соперники Испании, а также вольнодумцы-просветители XVIII века, боровшиеся с влиянием религии на общество и не жалевшие чёрных красок. Лайф выяснил самые популярные мифы об этой организации и были ли шансы вырваться живым и невредимым из лап инквизиции.

1


Седьмое издание "Молот вельм".Пособие по выявлению ведьм.

Инквизиция была единой организацией

Это не совсем так. Правильнее было бы разделять её существование на два этапа: "старая" инквизиция, занимавшаяся в европейских странах поиском и увещеванием еретиков и примирении их с церковью, и "новая" инквизиция, наиболее ярко проявившаяся в Испании, где она была фактически не церковным, а государственным органом, действуя в интересах монарха, а не церкви.

"Старая" инквизиция появилась в XIII веке в ответ на захлестнувшую некоторые европейские страны волну ересей (катары, вальденсы и т.д.). Основные правила работы инквизиции в тот период были сформулированы Николасом Эймериком. Они подразумевали преследование еретиков, причем еретиком считались либо те, кто проповедовал свою версию христианства, либо колдуны, но не все подряд, а только те, которые в своём ведовстве применяют сакральные для церкви предметы: освящённые гостии, святую воду, миро и т.д. и тем самым фактически оскверняют их. Все остальные колдуны, если такие находились, подлежали светскому суду.

В большинстве случаев "старая" инквизиция действительно пыталась наставить еретиков на путь истинный и примирить их с церковью, добившись их отречения от ошибочных взглядов. Поэтому она не отличалась кровожадностью: за период с XIII по конец XV века число приговорённых к смертной казни по всей Европе составляло несколько сотен человек. Поскольку объём вмешательства инквизиции в жизнь общества в те времена был невелик, инквизиторы не получали никакого жалования за свои труды, для них это было скорее дополнительной нагрузкой. Как организация она была разрозненна и непостоянна.

"Новая" инквизиция была учреждена в Испании королём Фердинандом и фактически действовала в его интересах, а не в интересах церкви. Испанский монарх с самого начала имел огромное влияние на инквизиторов, которые не столько боролись с ересью, сколько искали тайных иудеев и мусульман.

Дело в том, что после того, как Испания была отвоёвана у арабов и её объединения, в стране оказались огромные общины евреев и мавров. Под государственным давлением многие из них вынужденно крестились или были насильно обращены в христианство, но продолжали тайно исповедовать свою старую религию.

Противостояние с ними было не только религиозным, но и политическим и экономическим. Евреи и мавры составляли более четверти от общего числа населения, при этом многие из них были весьма богаты, а король Фердинанд намеревался превратить Испанию в самую могущественную империю, для чего нужно было немало средств. Однако просто так взять и конфисковать чужую собственность было невозможно, поэтому большую помощь в этом деле оказывала инквизиция, которая наказывала конфискацией имущества или его частью значительно чаще, чем сожжением на огне. Кроме того, Фердинанд создавал централизованное государство, сшивая его из разрозненных испанских лоскутов, а потеря части привилегий была явно не по вкусу многим знатным феодалам, которые начали проявлять недовольство и впоследствии стали жертвами инквизиции.

Испанская инквизиция фактически была государственным органом, а не церковным, её служащие получали жалование, а финансировалась она в основном за счёт конфискации имущества осуждённых.

Инквизиция охватывала всю Европу

Наиболее сильна была инквизиция в Испании (и её заморских колониях). Также ограниченная в возможностях инквизиция некоторое время существовала во Франции, Португалии и нескольких итальянских и немецких землях. Не прижилась инквизиция в Англии, Польше и Скандинавских странах.

В России инквизиция была учреждена Петром, но её функции были совершенно иными — российские инквизиторы только надзирали за духовенством, не по религиозным вопросам, а по всевозможным организационным. Она просуществовала недолгое время.

2


Святой Августин и дьявол (триптих сцена, около 1430)

От инквизиции нельзя было уйти живым

Это тоже не совсем так. Инквизиция вообще не имела права приговаривать кого-либо к смерти, это была прерогатива исключительно светских властей. Однако почти во всех странах светское законодательство предусматривало наказание смертью за колдовство и тому подобные деяния. Фактически инквизиция была единственным шансом для заподозренных в колдовстве спастись от смерти, поскольку светский суд, как правило, не учитывал раскаяний подсудимого и его отречений от заблуждений, настоящих или мнимых.

В свою очередь, инквизиторы, наоборот, стремились добиться от еретика отречения от его заблуждений. Если подозреваемый в ереси каялся в своих заблуждениях и был согласен на примирение с церковью, его ждала уже не смертная казнь, а существенно более мягкое наказание. Правда, инквизиторы могли счесть покаяние неискренним, т.н. лжепокаянием, но здесь всё зависело уже от настроения трибунала. Как правило, покаяния было достаточно, чтобы избежать костра.

Значительно чаще, чем смертная казнь, применялись такие виды наказания, как наложение епитимьи, ношение санбенито (специальное покаянное одеяние) в течение определённого срока, конфискация имущества, отлучение от церкви на определённый срок, тюремное заключение, денежный штраф, телесные наказания.

Наиболее часто еретики наказывались наложением епитимьи для небольших прегрешений или же тюремным заключением для покаявшихся в серьёзной ереси. В первые годы деятельности инквизиции в Испании, когда число приговоров было велико, а тюрем для заключённых не хватало, разрешалось отбывать наказание по месту жительства, т.е. тюремное заключение фактически заменялось домашним арестом.

В случае, если еретика не удалось схватить, он всё равно подвергался заочному суду. В этом случае сжигалось его изображение. Смерть также не реабилитировала еретиков, в некоторых случаях сожжению подвергались их кости, специально выкопанные из могилы.

Кто рисковал стать жертвой

Для среднестатистического европейца того времени шанс стать клиентом инквизиции был невелик. В Испании жертвами инквизиции в основном были насильно обращённые в христианство евреи и арабы, которых подозревали в отступничестве от новой религии (но непосредственно иудеи и мусульмане, жившие в этой стране, никогда не привлекались инквизицией, поскольку её юрисдикция на них не распространялась).

Кроме того, жертвами нередко становились представители влиятельных и знатных испанских семей, которые по тем или иным причинам находились в оппозиции к престолу или имели врагов. В застенки инквизиции могли попасть и простые люди, неосторожно болтавшие на публике о том, о чём не следовало. В таком случае могли найтись доносчики, сообщавшие об их еретических рассуждениях.

В инструкциях для инквизиторов специально отмечалось, что не подлежат аресту подозреваемые в незначительных преступлениях, типа богохульства, произнесённого в гневе. Разумеется, главными кандидатами на попадание в руки инквизиции были всевозможные еретические учителя и проповедники, ради борьбы с которыми изначально и создавалась организация.

Во второй половине XVI века в руки инквизиторов также попадали протестанты, однако это были единичные случаи, поскольку реформированное христианство не прижилось в католической Испании (в том числе и усилиями инквизиции).

Особая практика, применявшаяся инквизицией — добровольное раскаяние. Как правило, сразу же после учреждения инквизиции во всех церквях и на всех площадях объявлялся срок, в течение которого все желающие могли добровольно покаяться, явившись на трибунал. В этом случае их либо ждало незначительное наказание вроде денежного штрафа, либо все их прегрешения прощались. По истечении этого срока не покаявшихся еретиков наказывали по всей строгости.

4


Папа и инквизитор. Музей изящных искусств бордо.(1882)

Методы дознания

Инквизиция асcоциируется у большинства людей с невообразимыми орудиями самых изощрённых пыток. Это некоторое преувеличение. На самом деле гораздо большее внимание уделялось признаниям, полученным без пыток.

Сам процесс заведения дела был достаточно долгим. Если инквизиторы получали от кого-либо донос или информацию, которую считали достойной открытия дела, открывался трибунал, на котором принималось решение, проводить ли расследование. Если ответ был положительным и имелись свидетели, то к ним направлялись на беседу инквизиторы, которые, не раскрывая им суть дела и не называя имён, вели пространные беседы "обо всём", пытаясь получить как можно больше информации по делу.

Далее в дело вступали квалификаторы-богословы, чьей обязанностью было решать, стоит ли по имеющимся материалам продолжать дело, или оно слишком незначительное и не имеющее отношения к церкви.

Если дело решено было продолжать, подозреваемого помещали в тюрьму. В обычных светских тюрьмах содержались подозреваемые в незначительных преступлениях, заподозренные в ереси также отправлялись в тюрьмы.

Ровно через три дня инквизиторы приходили к подозреваемому. Они сходу предлагали покаяться во всех грехах и еретических заблуждениях, о которых подозреваемому якобы было известно, взамен обещая помилование. При этом ему даже не объясняли, в чём его подозревают.

Если он рассказывал всё, и его показания в целом совпадали с уликами и свидетельскими показаниями, и при этом он демонстрировал деятельное раскаяние, то вскоре для него всё заканчивалось наказанием в зависимости от тяжести преступлений.

Существовал весьма интересный способ отвода свидетеля — достаточно было заявить о своей вражде с ним. Поэтому инквизиторы ещё на предварительном этапе расспрашивали, есть ли у подозреваемого враги, которые могли бы оговорить его. И если он ещё тогда называл среди них свидетеля, им ничего не оставалось, как не принимать в расчёт его показаний.

Начинался судебный процесс, на котором подсудимый имел право на защиту адвоката. После суда вновь приглашались квалификаторы, которые должны были трактовать: отвёл ли подсудимый от себя подозрения в еретичестве или, напротив, подтвердил. От их решения фактически зависел приговор. Подсудимого могли полностью оправдать, что было скорее редкостью, или же приговорить к незначительному наказанию, если улик против него было немного или в том случае, если он активно каялся. Правда, в случае покаяния, если он вторично попадал в руки инквизиции по подозрению в ереси, спасти его не могло уже ничто, поскольку он считался рецидивистом. Еретик-рецидивист получал наказание в зависимости от тяжести проступка.

После вынесения приговора любой подсудимый имел право подать апелляцию в Рим, но, как правило, помогало это только знатным и богатым узникам, за которых было кому ходатайствовать перед святым престолом.

Независимо от приговора следовало аутодафе. Существует популярное заблуждение, что аутодафе означает сожжение на костре, но это не так. В действительности в ходе аутодафе публично зачитывались приговоры, произносились покаяния и приводились в исполнение все наказания, начиная от наложения епитимьи и заканчивая сожжением на костре.

Если подсудимый отказывался давать показания или не сообщал ничего свыше того, что было известно из показаний свидетелей, инквизиторы прибегали к пыткам, которые, к слову, не были изобретением инквизиции и активно применялись и светскими судами.

Стоит отметить, что пытка вовсе не считалась основным средством получения информации и была строго регламентирована. Назначить её могло только собрание инквизиторов, юрисконсультов и местного епископа. Пытаемому не препятствовалось говорить в момент пытки всё, что он хотел, но его запрещалось спрашивать о чём-либо, поскольку считалось, что он будет склонен к самооговору, чтобы прекратить процесс.

Ровно через сутки после окончания пытки у подсудимого ещё раз спрашивали, признаёт ли он те показания, которые дал под пыткой. Если он отказывался от данных показаний, инквизиторы должны были оценить, что именно побудило сделать это: либо его невиновность, либо, напротив, его упорство. В зависимости от уже имевшихся против подсудимого улик, пытка могла быть как доводом в пользу его оправдания, так и новой пытки, если его считали упорствующим.

5


Ян Гус на костре, Шпиц хроники (1485).

Инквизиция уничтожила миллионы человек

Это не так. Хотя цифры жертв инквизиции до сих пор точно не установлены и весьма различаются в зависимости от взглядов исследователя, речи о миллионах жертв не идёт. Так, один из первых историков инквизиции Хуан Льоренте насчитывал около 30 тысяч казнённых за всю многовековую историю этой организации. При этом Льоренте даже не скрывал своего крайне негативного отношения к инквизиции, да и метод подсчёта даёт весьма приблизительные цифры и строится на большом количестве допущений. В наиболее кровавый период испанской инквизиции времён Торквемады он насчитывает около 8 тысяч казнённых.

Более современные историки дают другие цифры. Генри Камен, профессионально занимающийся изучением "чёрной легенды" об Испании, считает, что общее число казнённых за 20-летнее правление Торквемады (самый кровавый период в истории организации) не превышает полутора тысяч человек. Томас Мэдден полагает, что при Торквемаде было казнено около 2 тысяч человек и сопоставимое число было сожжено за следующие 300 лет существования испанской инквизиции.

Все исследователи вопроса сходятся в одном — смертная казнь была не самым распространённым наказанием в судах инквизиции. Гораздо чаще подсудимых приговаривали к штрафу, конфискации имущества (при этом необходимо было точно установить срок впадения в ересь и конфисковать нажитое за период с наступления этого момента), тюремному заключению, либо накладывали епитимью или обязывали определённый срок носить покаянные одежды (санбенито).

Более того, для колдунов и ведьм попасть в инквизиционный, а не светский суд, было скорее благом. Ведь изначальный смысл инквизиции — наставление на путь истинный, и каким бы лицемерием ни были эти слова в контексте испанской инквизиции, подсудимый этого суда мог рассчитывать на снисхождение и сохранение жизни в случае принесения покаяния, тогда как в светском суде колдунов и ведьм в подавляющем большинстве случаев ждала смерть.

Инквизиция существовала только в католических странах и полностью отсутствовала в протестантских. Но это не значит, что в последних ситуация отличалась в лучшую сторону, скорее наоборот: пик охоты на ведьм пришёлся на XVI—XVII век, причем в тех странах, где инквизиции не было. Наиболее жестокие преследования ведьм происходили в протестантских или частично протестантских странах, где их тысячами сжигали на кострах по приговорам светских судов (Германия, Швейцария). Еретики преследовались в протестантских странах не менее жестоко, чем в католических.

Инквизиция осталась в прошлом

На самом деле она существует до сих пор, просто её название изменилось. Сейчас она известна под названием Конгрегация доктрины веры. Даже её функции остались теми же: следить за чистотой веры католической церкви. Разумеется, теперь и речи не идёт о тайных трибуналах, пытках и преследованиях еретиков, она ограничивается обсуждением теологических вопросов. А вот испанская инквизиция окончательно прекратила своё существование в 1834 году, но уже с начала XVIII века она была анахронизмом и представляла собой лишь жалкий отголосок былого величия времен Торквемады.

В средневековой западноевропейской истории были события, учреждения, явления, которые прочно ассоциируются именно с этим временем и часто воспринимаются как характеризующие его. Одним из них была испанская инквизиция.

  • История появления
  • Суть и средства инквизиции
  • Жертвы средневековых инквизиторов
  • Исторические этапы
  • Испанская инквизиция
  • Инквизиция в Российской империи
  • Почему инквизиция начала терять позиции?

История появления

Само слово латинского происхождения. В переводе инквизиция означает розыск, расследование.

В XII веке римский папа Луций III под воздействием правителя Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы разработал инструкции для католических епископов, по которым они должны были в управляемых ими территориях иметь осведомителей, которые доносили бы им о высказывании кем-либо еретических мыслей и о каких-либо проявлениях инакомыслия по отношению к учению римской церкви. Это уже была первая мера по розыску и обнаружению еретиков.

Однако официально инквизиция была учреждена римским папой Иннокентием III (1198–1216) в начале XIII века в ходе так называемых альбигойских войн. В XII веке в южной Франции, северной Италии и в Швейцарии стала распространяться катарская ересь. Она имела восточные корни. Во Франции она получила обозначение альбигойская ересь по названию одного из ее центров города Альби.

В 1209 году под влиянием римского папы против альбигойцев был совершен первый крестовый поход. Войны против них велись до 1244 года. Для борьбы с ересью в 1204 году на территории южной Франции была учреждена инквизиция. Ее осуществление Иннокентий III возложил на орден цистерцианцев.

При римском папе Гонории III (1216–1227) инквизиция была введена и на территории Италии. В науке считается, что завершение оформления системы инквизиции произошло при папе римском Григории IX (1227–1241), который учредил ее трибуналы еще в нескольких европейских странах: Германии, Испании, Португалии и других. Он определил ордена доминиканцев и францисканцев для ведения инквизиционных расследований.

суть инквизиции

Суть и средства инквизиции

Инквизиция была учреждена для выявления людей, придерживавшихся и распространявших идеи, не соответствовавшие, отвергавшие, противоречащие учению римской церкви. Расследование должно было определить, действительно ли подозреваемый является еретиком по отношению к учению римской церкви.

Если розыск это подтверждал, у обвиненного обычно изымалось имущество, его либо оставляли в тюрьме, либо казнили. Одним из распространенных видов казни, к которому присуждала инквизиция и который нередко с ней связывается, было сожжение на костре. Торжественное объявление решений инквизиционных трибуналов в присутствии многих людей называлось аутодафе. В народе этим словом стали обозначать и само исполнение приговоров. Поскольку часто наказанием приговоренным было сожжение, термин аутодафе закрепился в большей степени за этой казнью. Также считается, что в массовом сознании инквизиция связана с применением пыток при ведении расследования. Доносителям обычно обещалась передача имущества обвиненного в случае признания его виновным. В результате стала распространяться система шпионажа и доносительства. Велись и обычные допросы.

Инквизиторы вели процесс без контроля со стороны светских властей, они были им неподсудны и подчинялись только папе римскому. В науке указывается, что в результате этого судебное следствие велось втайне и произвольно. Инквизиция в средние века обычно действовала при поддержке местной светской власти, которая приводила приговоры в исполнение. Считается, что стремление конфисковать имущество состоятельных людей было причиной их обвинений в ереси и подпадания под суд инквизиции. Она обычно добивалась признания обвиняемыми своей вины. Осуждались и наказывались также уже умершие или отсутствующие, бежавшие от инквизиции.

инквизиция годы

Жертвы средневековых инквизиторов

Под ее суд попадали люди самого разного социального положения. По некоторым приводимым и научных изданиях подсчетам, за все время деятельности инквизиции (с начала XIII века до начала XIX века) число казненных и умерших в тюрьмах измеряется сотнями тысяч человек. Указывается, что в период восемнадцатилетнего начальства над инквизицией в Испании Торквемады в конце XV века было сожжено больше десяти тысяч человек, более девяноста семи тысяч лишились имущества, занимаемых должностей или получили иные наказания. Есть мнение, что эти подсчеты преувеличены.

Исторические этапы

Первый период обычно относится ко времени до официального учреждения в начале XIII века первых инквизиционных трибуналов. Тогда одной из задач епископов было следить за появлением еретиков в подчиненных им землях и сообщать об этом в Рим.

Широкое распространение катарской ереси в XII веке привело к учреждению в начале XIII века первых трибуналов инквизиции, постепенному увеличению их числа, охвату все больших стран, увеличению количества процессов, передаче всей системы доминиканцам и францисканцам. Это положило начало второму этапу, который обычно в науке продолжают до XVI века.

В этом столетии на первый план по своей деятельности выступила испанская инквизиция. Считается, что она стала подконтрольной государству и использовалась им для увеличения степени централизации страны и решения внутриполитических задач. В общеевропейском масштабе в XVI веке началась реформация. Из-за этого римская церковь потеряла влияние во многих регионах, поэтому территориально сфера деятельности инквизиции уменьшилась. В 1542 году папа римский учредил верховный инквизиционный трибунал. Это в науке оценивается как мера контрреформации. Эти новые явления в применении инквизиции относятся уже к третьему периоду ее существования, который начинается с XVI века.

суть святой инквизиции

Испанская инквизиция

В Испании инквизиция была учреждена еще в XIII веке. Однако инквизиция в последние годы XV века в этой стране получила новую организацию.

В это время произошло объединение наиболее крупных королевств на Пиренейском полуострове Кастилии и Арагона. В 1478 году римский папа Сикст IV позволил их правителям Фердинанду Арагонскому и Изабелле Кастильской заново организовать систему инквизиции в управляемых ими землях. Теперь она находилась в подчинении непосредственном не Рима, а испанского государства.

В 1480 году был сформирован первый трибунал в Севилье. Сначала новая испанская инквизиция состояла из председателя, двух его помощников юристов и трех королевских советников. Однако вскоре она была расширена, был учрежден центральный совет инквизиции и четыре, а потом десять трибуналов на местах. В 1484 году был разработан кодекс с постановлениями, определявшими порядок работы инквизиции.

Новая система организовывалась под руководством духовника королевы Изабеллы Кастильской доминиканца Томаса Торквемады. После него завершение формирования испанской инквизиции прошло под руководством Диего-Деса и Хименеса.

Она была введена в Нидерландах императором Священной Римской империи Карлом V в 1522 году для борьбы с реформацией (Нидерланды тогда входили в состав Испании, Карл V был ее королем). Считается, что это стало одной из причин революции в Нидерландах 1566–1609 годов. В 1537 году она была учреждена в Португалии. В XVI веке испанская инквизиция введена в американских колониях Испании и Португалии.

В науке считается, что в Испании инквизиция способствовала укреплению центральной власти. Одной из заметных сторон ее деятельности было внимание к нехристианскому населению страны. Оно было достаточно состоятельно, предприимчиво, имело мануфактуры, вело торговлю. Его представители подвергались преследованиям инквизиции, их имущество конфисковалось. Это привело к их выезду из Испании.

инквизиция в европе

Инквизиция в Российской империи

В России не было инквизиции как в странах Западной Европы. Петр I проводил реформы по усилению центральной власти. Он формировал ведомства по контролю за соблюдением законов.

В 1721 году был учрежден Святейший Синод. Его работа велась по Духовному Регламенту. Этот документ предполагал введение должности протоинквизитора. Ему подчинялись на местах провинциальные инквизиторы, которым, в свою очередь, инквизиторы в городах и уездах.

Однако по Духовному Регламенту их деятельность не имела ничего общего с этим учреждением в Западной Европе. Их задачей было следить за выполнением духовенством Духовного Регламента. Также они занимались наблюдением за сбором налогов с раскольников. В науке указывается, что инквизиторы по Духовному Регламенту имели фискальные функции. Эти должности были очень скоро отменены при императрице Екатерине I.

Почему инквизиция начала терять позиции?

Постепенно в течение второй половины XVIII и в XIX веке инквизиция упразднялась в разных странах, вносились изменения в порядок ее работы. В науке считается, что это связано с распространением идей эпохи Просвещения.

Стала распространяться мысль о свободе человека в выборе своих убеждений. Приоритет отдавался умственным рассуждениям, влиянию разума на воспитание, распространение идей. Принуждение к отказу от своих убеждений, преследование за них, суть инквизиции отрицались идеологией просветительства.

В ряде европейских государств наука выделяет периоды так называемого просвещенного абсолютизма, когда правители руководствовались в своей политике этим учением. Например, в Португалии во второй половине XVIII века первый министр при короле Жозе I Себастьян Жозе ди Карвалью-и-Мелу маркиз Помбал был сторонником просвещения. Он поставил инквизицию на службу своим реформам. При нем было запрещено применение пыток, сожжение на костре, цензура. В начале XIX века Наполнен на завоеванных территориях Испании, Португалии, Италии отменил инквизицию. Уже в XVIII веке во многих странах Западной Европы она была ликвидирована как судебное учреждение. Окончательно она была отменена в Португалии в 1820 году, в Испании в 1834 году.

В истории Западной христианской Церкви особо выделяется период инквизиции. Это было время ожесточенной борьбы католической Церкви с людьми, выражающими свое инакомыслие в религиозном вероучении, а также с теми, кто "имел связи с демоническими силами".

Содержание статьи

За что инквизиция сжигала на кострах еретиков

  • За что инквизиция сжигала на кострах еретиков
  • Почему отлучали от церкви
  • За что сожгли Джордано Бруно

Принято считать, что святая инквизиция католической Церкви, как орган, ответственный за чистоту религиозного вероучения и имевший власть разыскивать всех неправедномыслящих, существовал с 1184 по 1834 год.

История создания святой инквизиции

Христианская Церковь с самого начала своего существования подвергалась различным лжеучениям, которые смущали ум и сознание верующего народа. Возникает понятие ереси, как учения, противоречащего Священному Преданию Церкви. В ересях подвергался сомнению авторитет главных истин христианского вероучения.

В целях борьбы с еретиками и восстановления торжества ортодоксального христианства собирались Вселенские и Поместные Соборы. Позднее, после разделения Церквей в 1054 году, Запад пошел иным путем. Ереси все еще продолжали существовать, а еретиков становилось все больше. В целях борьбы католической Церкви с ложными вероучениями был создан специальный церковный суд, расследующий факты возникновения ересей.

В 1215 году папа римский Иннокентий III основывает специальный орган церковного суда, именуемый "Святой инквизицией". Приблизительно с этим же временем совпадает создание ордена доминиканцев, которому и были вменены обязанности дознания по делам ложных вероучений в католической Церкви.

История инквизиции насчитывает несколько столетий. За это время вся западная Европа пользовалась услугами специально назначенных кардиналами инквизиторов. Подобный церковный суд внушал ужас в сознание людей. В страхе находились и те, кто не имел греха распространения ересей в народных массах.

Кто подвергался суду святой инквизиции

Главной целью создания инквизиции являлась борьба Церкви с еретиками. Таким способом католическая община стремилась оградить себя от вредных еретических учений, мешающих человеку достигнуть спасения. С десятилетиями судебный процесс над еретиками развивался и католическая Церковь стала предпринимать в сфере судебного дознания пытки, от которых страдали многие невинные люди.

Инквизитор производил допрос подозреваемого в ереси в присутствии нескольких священников. В случае отказа принять вину осуществлялись различные пытки. Иногда все заканчивалось смертью. Излюбленной казнью инквизиторов являлось сожжение заживо на костре. Человек, распространяющий ересь, считался служителем дьявола, а все, запятнанные связью с демоническими силами, должны были терпеть муки не только после смерти, но и при жизни. Поэтому огонь костра рассматривался в виде наказания. В другой интерпретации - это являлось необходимым средством очищения.

Начиная с конца XV века инквизиция начинает особое внимание уделять борьбе с ведьмами и колдунами. Именно это время кострищ и жестоких казней всех тех, на кого имелись обвинения в колдовстве. Необходимо отметить, что имели место и многочисленные ложные доносы.

Кроме ведьм и еретиков суду могли подвергаться и ученые, которые высказывали свои научные взгляды противоречащие учению католической Церкви о бытии мира. История сохраняет имена многих жертв кострищ, осужденных за свое научное мировоззрение. Всего же от деятельности инквизиторов пострадало более миллиона человек. Инквизиторы обладали властью сжигать людей по своему усмотрению, приписывая вину в ереси, колдовстве или неправильном мировоззрении. Только к XIX веку католическая Церковь отошла от такой ужасной практики из-за которой могли страдать невинные люди.

Читайте также: