Когда законный брак стал не церковным а государственным

Обновлено: 02.07.2024

Где и как заключали брак в Российской империи? Какие документы и разрешения требовались для бракосочетания, что такое брачные обыски и могли ли крестьяне подать на развод?

Органы ЗАГС, появившиеся в 1921 году в каждом регионе России, взяли на себя функцию регистрации браков. До этого момента заключить официальный брак в Российской империи можно было только в церкви.

Возраст вступления в брак в Российской империи

С принятием христианства на Руси институт брака находился в ведении православной церкви. Для женихов был установлен возраст – не менее 15 лет, для невест – 13 лет. Обычно решение о женитьбе принималось родителями, поскольку чаще всего после свадьбы молодая семья проживала на территории свекров. Но бывали случаи, когда мужчина шел жить в дом тестя, что назвалось примачеством. (Подробнее о примаках можно прочитать в статье).

18 век

Похоже, что в разные периоды требования к брачующимся несколько отличались. Например, в ревизской сказке 1763 года (3 ревизия) неоднократно встречаются женихи возраста 12-16 лет (их невесты были обычно старше), или 19-летние мужчины, имеющие 5-летних детей. (Подробнее о ревизских сказках)

С 1774 года по указу Синода венчание должно было производиться в приходе, по месту проживания одного из будущих супругов (обычно проводилось по месту жительства жениха).

19 век

С 1840 года возраст жениха должен был составлять не менее 18 лет, а невесты – не менее 16 лет. Для вступления в брак требовалось разрешение и благословение родителей (опекунов) независимо от возраста молодых.

Поскольку я составила уже довольно обширную родословную, то могу сказать, что на протяжении 300 столетий абсолютное большинство моих предков вступали в брак после 20 лет.

Метрическая запись о браке

  • Номер брака по счету в книге,
  • дата события, ФИО,
  • место жительства,
  • возраст брачующихся,
  • сословие,
  • вероисповедание
  • который по счету брак.

Приводились данные свидетелей, которых назвали поручителями. Функцией поручителей было подтвердить и признать факт венчания. (Подробнее о метрических книгах)

Поручителями приглашали родственников, близких друзей родителей. Были поручители с каждой стороны: по жениху и по невесте. Обычно по 2-3 человека.

Браки заключались круглый год, согласно записям в метрическим книгах, но гораздо чаще – зимой и осенью, что было обусловлено экономическими причинами. Осенью после сбора урожая, а зимой с начала января до конца февраля. В дни поста и святок браки не заключались.

Если один из супругов (или оба) были другого вероисповедания, то они должны были пройти крещение и принять православие.

Второй и последующие браки в Российской империи

Обычно второй и следующие браки заключались после смерти одного из супругов. За редким исключением это происходило после развода крестьян. Запрещались браки между близкими родственниками, а также в случае имеющегося не расторгнутого брака.

Кстати, вступать в брак лицам старше 80 лет было запрещено. Поскольку считалось, что смерть одного из супругов – это наказание за грехи. К тому же брак подразумевает деторождение, что в преклонном возрасте маловероятно.

Разводы на Руси

Принято считать, что разводов на Руси церковь старалась избегать. Признать разведенным и выдать разрешение на следующий брак человеку могли в исключительных случаях:

  • Супруг пропал без вести и длительное время, свыше 3 лет, о нем ничего неизвестно;
  • Супруг совершил страшное преступление, осужден, сослан на каторгу;
  • Доказан факт измены супруга.

О разводах у простых крестьян 17 века известно очень мало, встречаются единичные записи. А вот для правящей верхушки и государя это было обычным делом: неугодную жену под формальным предлогом ссылали в монастырь, а царь сватался к следующей девице.

Книги брачных обысков

Часто заключению брака в России предшествовала процедура брачного обыска, с помощью которой предполагалось обезопасить будущую семью от близкородственного брака, а также избежать других ситуаций, где, например, молодые женятся по принуждению или один уже состоит в браке.

Брачный обыск, Томская губерния, 1854 год

Брачный обыск, Томская губерния, 1854 год

Бытует мнение, что в каждой крестьянской общине были люди, которые следили за родословной каждой семьи, знали кто кому кем приходится, и с помощью этого знания могли контролировать браки между родней. По факту так было не всегда и не везде, в силу активного переселения крестьян.

Брачный обыск – это официальный документ, подписанный несколькими свидетелями, который подтверждал, что жених и невеста имеют право пожениться. Такие документы были введены в 1765 году.

Брачный обыск Новое Веретье, Новгородский уезд, Новгородской губернии

Ниже приведу традиционный текст одного из брачных обысков (мои предки по линии Гришиных, проживавшие в деревне Новое Веретье Новгородского уезда Новгородской губернии).

Достоверность брачного обыска

Свидетельство для жениха Егора Андреевича Тарабыкина об имеющемся согласии его матери. Брачный обыск, Брак в Российской империи

Свидетельство для жениха Егора Андреевича Тарабыкина об имеющемся согласии его матери. Брачный обыск, Брак в Российской империи

Обычно перед бракосочетанием проверялась достоверность сведений. Были случаи, когда в венчании отказывали, что в прочем не могло помешать молодым, например, поехать в соседний приход и попробовать обвенчаться там. (но маловероятно, что это бы случилось)

А был случай, когда уже после венчания священник выяснил, что жених и невеста являются родственниками более близкими, чем допустимо было для брака в Российской империи (обычно до 7 колена). Он настоял на том, чтобы брак был признан несостоявшимся и аннулированным. Свидетельствовавших в брачном обыске наказали.

Сведения для родословной из брачного обыска

Брачные обыски, как источник генеалогической информации для составления родословной, могут быть очень полезными. Из них можно узнать: данные жениха и невесты, место проживания на момент бракосочетания, можно увидеть собственноручные подписи жениха и невесты. Если жених был солдат, то вы узнаете его звание и место службы.

Вот пример другого брачного обыска, где поручителем выступает брат жениха:

Документы для бракосочетания 17 – 19 век

Обычно предъявлялись документы о рождении (выпись из метрической книги);

Если один из новобрачных был из другого прихода, то предоставлял справку о том, что исправно посещал исповеди и причастие.

Удостоверение для жениха и невесты, Томская губерния, Брак в Российской империи

Удостоверение для жениха и невесты, Томская губерния, Брак в Российской империи

Для вторых браков: документы, подтверждающие вдовство или развод;

Для военнослужащих: свидетельство – разрешение от начальства с подписью и печатью, о дозволении вступить в брак.

Разрешения на брак в Российской империи

Поскольку мой предок был военнослужащим, то предварительно ему необходимо было получить разрешение от командира на брак. Ниже приведу текст из рекомендательного письма от командира к священнику, венчавшему молодых.

24 января 1833 составлено свидетельство.

Разрешение командира также прикладывалось к брачному обыску. На нем священник ставил свою подпись и резолюцию.

Справка о возрасте и вероисповедании жениха для вступления в брак Удостоверение, что жених и невеста состоят в мещанском сословии, для вступления в брак в Российской империи

Таким образом, вступление в брак в Российском государстве было делом серьезным и полным бюрократических пунктов. Хотя именно благодаря такому количеству бумажных книг, отчетов и информации о людях в них, современный исследователь родословной может успешно составить историю своей семьи.

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Гражданский брак

Современный мир буквально поглощен идей “гражданского брака”. Взрослые люди не хотят взрослеть, не хотят нести ответственность за друг друга, за семью. И для таких людей, гражданский брак, некое увиливание от настоящей семейной жизни.

Ниже мы предлагаем ряд вопросов, на которые даны ответы протоиереем Максимом Козловым:

Признает ли Церковь нецерковный брак? В чем различие между церковным браком и гражданским? Можно ли верующим, но живущим только в гражданском невенчанном браке, приступать к церковным Таинствам Исповеди и Святого Причастия?

Необходимо только стремиться, чтобы этот брак дорастал до такого союза, который может быть освящен Таинством Венчания, именно дорастал, а не механически в него превратился. Более того, не нужно настаивать на Венчании даже в том случае, если деликатный и любящий супруг готов это сделать ради другого: венчайся со мной, потому что мне это нужно.

Да нет же, венчаться нужно тогда, когда оба готовы к этому с верой во Христа и с тем, чтобы семью сделать малой Церковью. А пока не готовы, пусть будет просто искренний, честный, целомудренный союз двух верных друг другу людей, который не может быть неугоден Богу, но который еще не дорос до того, чтобы стать венчанным браком.

Иное будет отношение Церкви, если речь идет о двух церковных людях, исповедующихся, причащающихся, но почему-либо не желающих венчаться, хотя гражданскую семью они создали, и тут уж не важно, зарегистрировались ли они в загсе или нет.

Протоиерей Максим Козлов

Безусловно, со стороны верующих и воцерковленных людей, подобное – недопустимо, потому что, в первую очередь, в этом есть проявление неверия в Бога и в Церковь. Неверие в то, что Венчание – это такое Таинство, в котором семье дается благодать Божия настолько бесконечно больше того, что мы сами друг другу можем дать. Или за этим стоит неуверенность, что этот союз окончательный, когда мы еще не готовы себе сказать – семья это или не семья, но при этом малодушно соглашаемся на допущение плотских отношений и удовольствий, с ними связанных. Конечно, для воцерковленных людей абсолютно недопустим такой жизненный подход, оставляющий их до покаяния вне возможности участия в полноте Таинств Церкви.

Наконец, речь может идти о гражданском браке, как просто о неупорядоченных отношениях светских людей. Это то, о чем, по слову апостола Павла, “срамно есть и глаголати” (Еф. 5, 12), и что вовсе не должно быть в жизни церковного человека. И относиться к этому нужно внутренне твердо, бескомпромиссно, не поддаваясь духу века сего, где моногамия объявляется аномалией, а временные свободные союзы людей, что разного, что одного пола, пропагандируются, как наименее противоречащие человеческому естеству. Вне всякого сомнения, для христианского сознания даже в начале XXI века это недопустимо так же, как и во времена апостольские.

О гражданском союзе можно говорить как о браке, когда это действительно семья, а не беспорядочное сожительство. Супруги, прожившие долгие годы друг с другом в верности, воспитавшие детей, конечно, не могут быть порицаемы как люди, погрешающие против седьмой заповеди.

С другой стороны, такие супруги, сознательно или бессознательно, лишают себя всего того, что дается в Таинстве Браковенчания. А в нем присутствует Божественная благодать, которая “немощное врачует и оскудевающее восполняет”. В этом смысле всякий церковный брак неизмеримо превосходит всякий человеческий союз. Но это можно понять только на личном опыте.

Если речь идет о семье полноценной, хотя бы и не освященной Таинством Венчания, с соблюдением взаимной верности, с несением бремен семейной жизни, с взаимным воспитанием детей, то нахождение в таком браке не есть препятствие для того, чтобы исповедоваться и причащаться.


The article is prepared in order to revise the religious marriages specifications in the Russian Empire before the Revolution of 1917. The laws of the Orthodox Church influenced the prerevolutionary legislature, making the state acts more religious. A legal marriage, that determines matrimonial law, was legal only in presence of the priest (orthodox, catholic, protestant or other representative of the allowed in the Empire religions). That is why, when the communists came to power, it was vital to terminate religious marriages and produce civil (common) marriages in order to continue a fight against the religion.

Key words: religious marriage, separate property regime, spouses, property.

До 1917 года кодифицированным документом, включающим в себя законодательные акты Российской Империи, являлся Свод Законов Российской Империи (СЗРИ) [3]. СЗРИ вобрал себя как законодательные акты XVIII века, так и актуальные к тому времени нормативные установления. Так, рассматривая издание 1912 года, Х Том СЗРИ — Свод Законов Гражданских (СЗГ) (который является ключевым, поскольку именно он регулирует семейные и имущественные правоотношения), можно обнаружить запрет на заключение брака с лицом старше 80 лет (статья 5), который был введен в действие в 1697 году [3]. Основным же источником церковного права в тот период являлся Духовный регламент 1721 года, который в качестве источников церковного права определял: Закон Божий, законы или правила святых Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов, императорские указы, определения Святейшего Синода [4].

Указанными актами регламентировались различные вопросы семейной жизни в дореволюционной России. Это, прежде всего, особенности заключения и расторжения брака, имущественные отношения супругов, ограничения и запреты, действовавшие в семейном праве.

Основным требованием законодателя к брачующимся являлась их принадлежность к разрешенной в Империи религии, а также необходимость заключения брака в соответствии с религиозными обрядами. Тем самым, обеспечивалось легальное верховенство церковного права над правом светским. СЗГ содержал следующие общие требования при заключении брака:

1) способность к заключению брака возникает у лиц мужского пола в 18 лет, у лиц женского пола в 16 лет, однако есть исключение для природных жителей Закавказья: жених может вступать в брак по достижении 15 лет, а невеста 13 лет;

2) запрещается вступать в брак с лицом старше 80 лет;

3) запрещается вступать в брак с безумными и сумасшедшими;

4) для военнослужащих и госслужащих требуется специальное разрешение от начальства для заключения брака;

5) запрещается вступать в брак, если лицо уже находится в браке, который еще не расторгнут;

6) запрещается вступать в брак под угрозой и по принуждению;

7) запрещается вступать в брак в четвертый раз;

9) запрещается вступать в брак между близкими родственниками;

10) запрещается вступать в брак с язычниками;

11) брак православных с раскольниками (старообрядцами) возможен, только если вторые примут православие.

Помимо вышеуказанного, регламентировался обыск свидетелей, подтверждающих или опровергающих, что брачующийся уже находится в браке с другим лицом, а также устанавливались правила подачи устного или письменного заявления о заключении брака и сроках ожиданий, после которых можно заключить брак (ст.ст. 25–29 СЗГ).

Несмотря на привилегированное положение Православной Церкви и её влияние при составлении законов, в целом, браки иноверцев допускались, хоть и с оговорками. На разрешение вопроса о браке между иноверцами СЗГ приводит более 40 статей.

Применялось универсальное правило заключения брака между православными и иноверцами: если в смешанном браке рождается ребенок, то он должен быть крещен в Православной Церкви. Если же ребенок в установленные Церковью сроки не причащается в православие, то брак подлежит расторжению.

Расторжение брака регламентировалось статьями 45–56 СЗГ. Указанные статьи дают исчерпывающий список причин, по которым брак может быть расторгнут. При этом устанавливалось, что брак мог быть расторгнут только по решению духовного суда, даже при отсутствии спора и при наличии взаимного согласия супругов на расторжение брака (ст. 46). Так, в соответствии со ст. 45, «брак может быть расторгнут только формальным духовным судом по просьбе одного из супругов:

1) в случае доказанного прелюбодеяния другого супруга, или неспособности его к брачному сожитию;

2) в случае, когда один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния, или сослан на житье в Сибирь с лишением всех особенных прав и преимуществ;

При этом иск по неспособности супруга к брачному сожитию может быть подан только по истечении трех лет с момента заключения брака (ст. 48).

Подводя итог проведенному анализу, можно сделать ряд заключений. История семейного законодательства в России позволяет найти ответы на важнейшие вопросы развития не только современного права, но и развития социальных взаимоотношений в обществе. Как многонациональному и многоконфессиональному государству гармонично существовать и развиваться, если сотни лет оно жило с законами, устанавливавшими примат одной веры, и вера устанавливала права граждан? Как жить абсолютно светскому государству, если его законы призваны игнорировать религиозные воззрения граждан и их национальные различия?

Идеальная формулировка должна не только существовать на бумаге, но и применяться. Одним из частных инструментов этого глобального вопроса служит гражданский брак, который, как указано выше, является гражданским по своей природе, поскольку регистрируется в органах Записи Актов Гражданского Состояния.

Светский брак, единый своей формой и правилами, должен быть универсален и применим без альтернатив, иначе создается правовая коллизия, ведущая к социальной напряженности. Например, Черниговская и Полтавская губернии, Эстляндия и Финляндия жили по своим нормам, которым законодатель предложил в виде исключения, в составе империи, и, тем не менее, были больше подвержены сепаратизму. Похожая ситуация наблюдается в республиках Южного Федерального Округа — есть брак светский, запрещающий многоженство, а есть брак религиозный, к которому позиция исламского права более лояльная — существует возможность иметь до 4 жен. Привлекательность многоженства сомнительна, в первую очередь, для женщины, поскольку федеральное законодательство не может ей гарантировать никаких прав и защиту с точки зрения светского семейного права, истоки которого берутся из христианской нормы — один муж, одна жена.

Решением столь противоречивой ситуации могло бы служить законодательное регулирование вопроса религиозных браков, например, путем введения нейтрального инструмента регулирования брачно-семейных отношений — соглашения о партнерстве, которое разработано, отталкиваясь не от религиозных норм, а от норм светских.

[1]Послание к Ефесянам, Глава 5, стихи 22-33 / Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество, 2009

Основные термины (генерируются автоматически): брак, заключение брака, расторжение брака, Православная Церковь, Российская Империя, совместная собственность, супруг, брачное сожитие, возмездная основа, Полтавская губерния.



В последнее время многие пары предпочитают не регистрировать свои отношения в ЗАГСе, а жить вместе в так называемом гражданском браке. По сути, такие отношения не признаются законом и не имеют защиты от государства. Поэтому хорошо, если гражданские супруги - сожители - заранее позаботятся о том, кому после их смерти достанется их имущество, и оформят завещание.


Ну а что остается делать тем, кто прожил большую часть жизни в гражданском браке, а завещание так и не было составлено?

Как правило, права наследования имущества в таких ситуациях не возникает, однако иногда судебная практика говорит об обратном.

Рассмотрим особенности наследования и как получить наследство, не имея штампа в паспорте.

Очередность наследования по закону

Процедура наследования описана статьями Гражданского кодекса РФ (ст. 1141-1151), согласно которым все родственники, претендующие на долю в наследстве, в случае отсутствия завещания распределены в порядке очереди.


  • Так, в первую очередь призваны наследовать имущество самые близкие родственники: муж или жена, дети, внуки и родители. Стоит отметить, что наследниками первой очереди являются наравне с родными детьми усыновленные, внебрачные и еще не рожденные.
  • Вторая очередь принадлежит родным братьям и сестрам, племянникам и племянницам, дедушкам и бабушкам.
  • В третью очередь наследуют двоюродные братья и сестры, дяди и тети.
  • Четвертой очередью наследников по закону являются прадедушки и прабабушки.
  • В порядке пятой очереди наследуют двоюродные внуки и двоюродные дедушки и бабушки.
  • Шестая очередь наследников - это двоюродные правнуки, двоюродные тети и дяди, двоюродные племянники и племянницы.
  • И в седьмую очередь, если отсутствуют претенденты всех предыдущих очередей, могут стать наследниками мачехи и отчимы, пасынки и падчерицы.


Обязательная доля в наследстве

Нужно также отметить, что есть наследники, имеющие обязательную долю в наследстве даже в том случае, когда они не включены в завещание или завещания вовсе нет.


  • Во-первых, это несовершеннолетние дети наследодателя.
  • Его совершеннолетние нетрудоспособные дети, а также нетрудоспособные родители и/или супруг.
  • Нетрудоспособные наследники по закону любой очереди наследования, если они были на иждивении как минимум один год до смерти наследодателя.
  • Также в эту категорию наследников входят иждивенцы, которые не являются наследниками по закону, в случае их нетрудоспособности, которые не менее одного года жили с наследодателем.

Процедура и документы, необходимые для вступления в наследство

Первое, что потребуется для вступления в наследство, это собрать необходимые документы:

  • свидетельство о смерти или решение суда о признании наследодателя умершим;
  • документ, удостоверяющий личность наследника-заявителя;
  • документы, подтверждающие родство наследника с наследодателем (свидетельство о рождении, свидетельство о браке, документы об усыновлении, данные ДНК-экспертизы, подтверждающие родство);
  • правоустанавливающие документы на наследуемые объекты.


Процедура наследования в данном случае достаточно проста: наследник пишет заявление у нотариуса, открывается наследственное дело, к которому прилагаются все вышеуказанные документы. После этого следует оплатить госпошлину в размере 0,3-0,6 % наследуемого имущества и получить свидетельство на право наследования.

Наследование через суд

Эту процедуру, скорее всего, придется пройти гражданским мужьям и женам, чтобы отстоять свою долю в наследстве умершего сожителя, если последний не оставил завещания в их пользу.

Как правило, гражданский супруг или супруга не имеют права на получение наследства, но есть несколько исключений.

В частности, статья 1148 Гражданского кодекса описывает ситуацию, в которой права сожительницы на наследство умершего гражданского мужа будут признаны законными.


Частный случай из судебной практики

Так, Елена Иванова, состоявшая 35 лет в гражданском браке с Петром Петровым, после его смерти вынуждена была отстаивать право на квартиру умершего супруга в суде. Пройдя районный, городской и кассационный суд общей юрисдикции и получив отказы в трех инстанциях, женщина обратилась с апелляционным иском в Верховный суд, коллегия по гражданским делам которого признала их отказы немотивированными, обосновав это вышеуказанным разъяснением, и отправила дело на повторное рассмотрение, после которого решение было принято в пользу истицы.

Читайте также: