Когда выдают свидетельство о смерти после вскрытия

Обновлено: 25.06.2024

Морг – танатологическое медицинское учреждение, предназначенное для помещения тел усопших с целью установления причины смерти и их подготовки к погребению. Также именно здесь выдают свидетельство о смерти, которое необходимо для решения ряда важных вопросов:

  • получения гербового свидетельства о смерти в органах ЗАГС;
  • оформления социальных пособий и льгот на погребение;
  • транспортировка тела усопшего в другой город.

Виды моргов

В Москве тело умершего могут поместить в морг одного из трех типов:

    . Работают при стационарах и больницах. Именно сюда привозят тех, чья смерть не была насильственной или не связана с криминалом – то есть, большинство умерших. . Сюда помещают тела усопших в случаях, когда смерть была насильственной или в результате криминальных действий, а также при наличии подозрений подобного плана.
  • Трупохранилища (останкохранилища). Учреждения, в которых привозят тела покойных, которые остались неопознанными или не были востребованы в ПАО или СМЭ. Помещение усопшего в такое учреждение возможно только со свидетельством о смерти.

Услуги моргов

Морги предоставляют бесплатные услуги согласно установленному законом списку и проводят ряд процедур за определенную плату. Именно поэтому необходимый перечень услуг в каждом случае необходимо тщательно согласовывать.

Бесплатные услуги

Согласно законодательству, морги оказывают бесплатно следующие услуги:

  • хранение тела покойного (не более 7 дней, при наличии соответствующего заявления -14 дней);
  • определение причины смерти, проведение аутопсии (вскрытия);
  • оформление и выдача медицинского свидетельства о смерти;
  • омовение тела усопшего и его облачение в предоставленную родственниками одежду;
  • помещение тела покойного в гроб;
  • вынос гроба в зал для проведения панихиды и ритуала прощания с умершим.

Платные услуги

В перечень платных услуг могут входить:

  • бальзамирование;
  • косметические процедуры для покойного (стрижка ногтей, бритье, гримирование, дезодорация);
  • подготовка тела к транспортировке в другой город для погребения;
  • вынос гроба с погрузкой в ритуальный транспорт.

сотрудник агентства отправится к вам сразу же или приедет в удобное для вас время

Медицинское свидетельство о смерти: порядок получения в морге

Согласно данным документам свидетельство о смерти выдается только врачами в моргах ПАО и СМЭ. Для этого родственниками либо законному представителю усопшего необходимо обратиться в регистратуру морга на следующий день после поступления тела умершего и предоставляют необходимые документы – паспорт покойного (в случае его утери – выписку из домовой книги), полис ОМС и собственный паспорт.

Гербовое свидетельство о смерти

Гербовое свидетельство о смерти Выдается в МФЦ, отделом ЗАГС

Справка о смерти

Справка о смерти Выдается в морге

Справка на получение социального пособия

Справка на получение социального пособия (форма-33) Выдается в МФЦ, отделом ЗАГС

В морге может быть выдано свидетельство со следующими пометками:

Последние три пометки характерны для случаев, когда причина смерти на момент выдачи свидетельства не установлена, и нужны дополнительные исследования либо после выдачи были выяснены обстоятельства гибели покойного, требующие уточнения.

По закону усопшего человека бесплатно омывают, одевают и укладывают в гроб бесплатно. Услуги платные, которые предлагается оплатить в морге это бальзамирование, устранение посмертных дефектов , тампонирование , фиксация полости рта и глаз. Они оплачиваются на усмотрение родственников, и не являются обязательными.

Ориентировочно комплекс платных услуг, предлагаемых в моргах г. Москвы составляет 20 000 – 25 000 ₽. В него входит бальзамирование, грим, макияж, устранение посмертных дефектов, санитарная обработка.

Медицинское (врачебное) свидетельство о смерти – первичный документ, без которого невозможны получение гербового свидетельства о смерти и организация похорон. Где и как получить медицинское свидетельство о смерти? На что нужно обратить внимание при его получении? Как оформить копию медицинского свидетельства в случае утери данного документа?

Медицинское (врачебное) свидетельство о смерти (учетная форма N 106/у-08) является первым и ключевым документом, который получают родственники покойного. Он необходим для надлежащей регистрации смерти и получения социальных льгот и пособий.

Без оформления медицинского свидетельства о смерти невозможно зарегистрировать смерть и получить главный документ – гербовое свидетельство о смерти, которое оформляется отделами ЗАГС исключительно при предъявлении медицинского свидетельства.

Медицинское свидетельство о смерти заполняется врачами больниц, диспансеров, амбулаторно-поликлинических учреждений, центрами и учреждениями охраны материнства и детства, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой. В отдаленно расположенных структурных подразделениях медицинских организаций (фельдшерско-акушерских пунктах, амбулаториях, участковых больницах и пр.), не имеющих врача, медицинское свидетельство может оформляться фельдшером или акушеркой. Обязанность по контролю достоверности медицинских свидетельств, а также своевременному уведомлению органов ЗАГС о факте смерти (если захоронение производит медицинская организация) возлагается на руководителя медицинской организации.

Как и где получить медицинское свидетельство о смерти?

Медицинское свидетельство о смерти оформляется в поликлиниках участковым врачом либо в морге врачами-патологоанатомами и врачами судебно-медицинскими экспертами (патологоанатомического или судебно-медицинского отделения) на основании проведенной экспертизы.

Это важно! Согласно Приказу Департамента здравоохранения г.Москвы №354 от 28.12.2012, на территории г. Москвы участковым врачам запрещено выдавать медицинские свидетельства о смерти. Для оформления свидетельства о смерти необходимо обращаться в регистратуру морга, куда поступил покойный. В связи с этим невозможно оставить усопшего дома до дня похорон и заказать бальзамирование на дом. В случае если родственники усопшего хотят отказаться от проведения патологоанатомического исследования (вскрытия), они могут написать заявление на имя заведующего патологоанатомическим отделением. В случае необходимости судебно-медицинской экспертизы, от вскрытия отказаться невозможно.

Для получения медицинского свидетельства о смерти родственники усопшего или его законный представитель обращаются в регистратуру морга на следующий день после поступления тела покойного и предоставляют паспорт покойного (или иной документ, удостоверяющий личность), а также полис государственного медицинского страхования покойного и свой личный паспорт.

В случае утери паспорта покойного либо невозможности его предоставить, необходимо взять выписку из домовой книги по месту прописки покойного. Данный документ может рассматриваться как полноценная замена паспорта гражданина РФ.

Необходимо отметить, что транспортировка тела усопшего в другой город либо другую страну, а также помещение покойного в другой морг либо трупохранилище до дня похорон осуществляются исключительно при наличии медицинского свидетельства о смерти.

Если человек умер в медицинской организации, выдача его тела без медицинского свидетельства невозможна. Медицинское свидетельство о смерти не может быть оформлено заочно, без фактического осмотра тела врачом (фельдшером, акушеркой) и установления факта смерти.

Оформление медицинского свидетельства о смерти

Каждый бланк медицинского свидетельства имеет уникальный номер. Проставление серии и номера бланка осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланках не допускается.

В медицинском свидетельстве указываются следующие данные:

  • личные данные покойного и данные документа, удостоверяющего личность;
  • место жительства;
  • дата и место наступления смерти;
  • образование;
  • информация о занятости;
  • причины и обстоятельства смерти.

На медицинском свидетельстве о смерти должны быть указаны полное наименование медицинской организации, адрес и код ОКПО.

Медицинское свидетельство выдается членам семьи, а при их отсутствии близким родственникам умершего или законному представителю умершего, а также правоохранительным органам по их требованию, после подписи получателя на корешке медицинского свидетельства. Корешок медицинского свидетельства остается в медицинской организации или у частнопрактикующего врача.

Бланки медицинских свидетельств, сброшюрованные в книжки, скрепляются подписью и печатью. Они хранятся у руководителя медицинской организации или у частнопрактикующего врача так же, как и корешки выданных медицинских свидетельств, записи в которых должны полностью совпадать с записями, сделанными в соответствующих пунктах медицинского свидетельства.

Это важно! При получении медицинского свидетельства о смерти родственникам покойного или иному ответственному лицу необходимо внимательно проверить дату смерти, дату выдачи свидетельства, паспортные данные покойного, правильность написания ФИО покойного до единой буквы, указание места смерти человека и наличие диагноза умершего. Помимо этого, на обратной стороне документа должна присутствовать круглая печать, а также фамилия, подпись и должность врача.

Порядок указания причин смерти в медицинском свидетельстве

Руководитель медицинской организации обеспечивает контроль достоверности выдаваемых медицинских свидетельств, своевременности их заполнения и представления в трехдневный срок в органы ЗАГС для государственной регистрации смерти, если захоронение производит медицинская организация.

Предварительное и окончательное свидетельства о смерти

Невозможность установления рода смерти или других обстоятельств к моменту выдачи медицинского свидетельства не является основанием для задержки выдачи предварительного медицинского свидетельства.

Свидетельство о перинатальной смерти

Медицинское свидетельство о перинатальной смерти (учетная форма N 106-2/у-08) – документ, предназначенный для государственной регистрации в органах ЗАГС мертворожденного и смерти ребенка, родившегося живым и умершего в первые 168 часов жизни.

Медицинское свидетельство выдает та медицинская организация, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах, или та, в которую обратилась мать после родов, либо частнопрактикующий врач, если роды происходили вне медицинской организации. Это относится ко всем случаям родов в стационаре, на дому или в другом месте.

В случае мертворождения или смерти ребенка в первые 168 часов жизни вне стационара без присутствия врача (фельдшера, акушерки) проводится судебно-медицинское исследование. В этом случае медицинское свидетельство заполняет судебно-медицинский эксперт.

Если случай мертворождения или смерти ребенка в первые 168 часов жизни произошел на судне, в самолете, поезде или на другом транспортном средстве во время его следования, медицинское свидетельство выдает медицинская организация, расположенная по маршруту следования транспортного средства.

Медицинское свидетельство для регистрации в органах ЗАГС заполняется на:

  • родившихся живыми или мертвыми с массой тела 1000 г и более (или, если масса при рождении неизвестна, сроком беременности 28 недель и более или длиной тела 35 см и более), включая новорожденных с массой тела менее 1000 г при сроке беременности 28 недель и более - при многоплодных родах;
  • новорожденных, родившихся с массой тела от 500 г до 999 г, если они прожили более 168 часов после рождения (7 полных суток жизни).

Критериями для заполнения Медицинского свидетельства (на мертворожденных и умерших в первые 168 часов жизни) являются:

  1. масса тела при рождении - 1000 г и более;
  2. срок беременности - 28 недель и более;
  3. длина тела от верхушки темени до пяток - 35 см и более.

На ребенка, родившегося живым и умершего в первые 168 часов жизни, заполняют 2 свидетельства: медицинское свидетельство о рождении и медицинское свидетельство о перинатальной смерти. На каждый случай мертворождения заполняется 1 медицинское свидетельство. При многоплодных родах отдельно заполняют медицинские свидетельства на каждого мертворожденного или родившегося живым и умершего в первые 168 часов жизни.

  • медицинской организацией, в которой произошел случай мертворождения или смерти ребенка в первые 168 часов жизни;
  • при родах, принятых на дому, - медицинской организацией, врач (фельдшер, акушерка) которой принимал роды или констатировал смерть новорожденного, и частнопрактикующим врачом;
  • при смерти ребенка в первые 168 часов жизни на дому - медицинской организацией, врач (фельдшер, акушерка) которой оказывал медицинскую помощь новорожденному и установил его смерть на дому, или частнопрактикующим врачом;
  • в случаях судебно-медицинского исследования - бюро судебно-медицинской экспертизы.

Во всех остальных случаях, когда Медицинское свидетельство не может быть выдано, регистрация в органах ЗАГС производится в судебном порядке.

Как получить копию (дубликат) медицинского свидетельства о смерти?

При этом необходимо отметить, что получить дубликат медицинского свидетельства о смерти может либо человек, получивший ранее оригинал медицинского свидетельства, либо близкие родственники (наследники) покойного, способные подтвердить родство с умершим.

Столкнувшись с утратой близкого человека, далеко не каждый знает, что делать в такой ситуации, какие документы нужно оформить после смерти, как правильно устроить похоронную церемонию. В минуты беды легко растеряться, ведь многие бумаги следует собирать уже в первые дни после кончины. В статье мы постарались собрать для вас наиболее важную информацию по подготовке к захоронению и рассказать обо всех особенностях оформления документации для проведения похорон.

Перевозка усопшего в морг

Если человек умер в домашней обстановке, сразу после смерти родственникам нужно вызвать скорую помощь и полицию. После прибытия сотрудники произведут осмотр тела и предоставят несколько документов, которые потребуются в дальнейшем при организации похорон. Врачи скорой помощи выписывают протоколы осмотра и констатации смерти, а сотрудники правоохранительных органов – протокол об осмотре тела.

Если у полиции возникают сомнения относительно причин кончины, усопшего могут забрать на судмедэкспертизу. При обнаружении факта насильственной смерти будет возбуждено уголовное дело. Если человека скончался естественным образом, выносится постановление об отказе в возбуждении дела. В любом случае, забрать тело можно будет только по письменному разрешению прокуратуры или полиции.

Какие документы нужно оформить после смерти

Медицинское заключение из морга

Сразу после упокоения человек доставляется в морг, который предоставляет услуги хранения тела до проведения погребальной церемонии. Во время пребывания покойного в морге родным следует получить медицинское заключение о смерти (форма№106/у-08), которое является обязательным к предъявлению при выдаче тела. Бумага выдается родственникам или ответственному за погребение. Для ее оформления в морг предъявляют:

  • паспорт получателя;
  • удостоверение личности усопшего;
  • медицинскую карту покойного.

Как правило, бумага выдается уже на следующий день после доставки тела в патологоанатомическое отделение. В ней прописываются ФИО умершего, дата и время кончины, место упокоения, адрес покойника, причины смерти.

Оформление свидетельства о смерти

В обязательный список документов после смерти входит свидетельство из ЗАГСа, которое подтверждает кончину человека. Оно оформляется на гербовой бумаге и предоставляется родственникам в бесплатном порядке. Чтобы получить свидетельство, надо посетить ЗАГС со следующим пакетом документации:

  • паспорт ответственного лица;
  • медицинская справка о смерти из морга;
  • удостоверение личности умершего;
  • заявление по форме №16 (составляется в ЗАГСе при оформлении свидетельства).

Документ выдают на руки уже в день обращения. Получателями могут быть родственники или законные представители. На его основании можно выполнять дальнейшую подготовку погребения. Бумага потребуется при оформлении могилы на кладбище, проведении кремации, получении пособий и выплат на захоронение, а также при вступлении в права наследования.

Оформление свидетельства о смерти

Смерть в другой стране или городе

Чтобы перевезти тело самолетом, необходимо подготовить такую документацию:

  • свидетельство смерти;
  • справку о бальзамировании;
  • справку СЭС;
  • документ, подтверждающий отсутствие в гробу посторонних предметов;
  • удостоверение личности сопровождающего лица.

В случае кончины за рубежом все вопросы о перевозке берет на себя консульство. Для транспортировки потребуются паспорт усопшего, его виза (при наличии), медицинская справка о смерти с указанием, что человек умер за границей.

Получение пособия на захоронение

Любое лицо, которое возложило на себя обязанности по проведению похорон, имеет право на получение социального пособия от государства. Его размер устанавливается местными органами власти и может различаться в каждом регионе РФ. Выплату средств производят в день обращения на основании следующей документации:

  • заявление о выдаче пособия;
  • справка о смерти;
  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о смерти;
  • реквизиты банка для перечисления средств.

Подать заявку нужно не позднее 6 месяцев от даты кончины. Обращаться за пособием следует в организацию согласно статусу покойного. Так, если человек работал на момент упокоения, средства выплачиваются по месту его трудоустройства. Если усопший был безработным, заявление подается в отдел соцзащиты по месту регистрации, для пенсионеров – в территориальное подразделение ПФ РФ. Выдачей пособий на военнослужащих занимается военный комиссариат.

Паспорт о захоронении

Паспорт о захоронении

После проведения похорон родственники могут обратиться в администрацию кладбища для получения паспорта захоронения. Он может потребоваться для установки памятника, перезахоронения трупа, родственного подзахоронения. В документе содержатся данные об усопшем, номер могильного участка, информация о человеке, ответственном за могилу. Для получения паспорта достаточно предъявить администрации погоста удостоверение личности ответственного лица и свидетельство смерти.

Оформление наследства

Если умерший был собственником дома или квартиры, после его кончины родственникам необходимо вступить в права наследования имуществом. Недвижимость и другие ценности передаются близким по закону или завещанию. И в том, и в другом случае наследство следует оформить на протяжении 6 месяцев от момента перехода в иной мир. Для вступления в наследование необходимо посетить нотариуса и подать соответствующее заявление. К заявке прилагаются:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о смерти;
  • завещание (при наличии);
  • выписка из домовой книги или лицевого счета о месте регистрации усопшего;
  • подтверждение родства (при отсутствии завещания).

Заявление можно подавать лично или через законного представителя. В последнем случае потребуется нотариально заверенная доверенность на его имя. Чтобы нотариус мог предоставить свидетельство о праве наследования, он должен знать, что включает в себя имущество покойного. В этих целях к заявлению прилагаются правоустанавливающие документы на недвижимость. В случае с автомобилем при себе нужно иметь паспорт транспорта, свидетельство о регистрации авто, справку о рыночной оценке транспортного средства.

Столкнувшись с утратой близкого человека, далеко не каждый знает, что делать в такой ситуации, какие документы нужно оформить после смерти, как правильно устроить похоронную церемонию. В минуты беды легко растеряться, ведь многие бумаги следует собирать уже в первые дни после кончины. В статье мы постарались собрать для вас наиболее важную информацию по подготовке к захоронению и рассказать обо всех особенностях оформления документации для проведения похорон.

Перевозка усопшего в морг

Если человек умер в домашней обстановке, сразу после смерти родственникам нужно вызвать скорую помощь и полицию. После прибытия сотрудники произведут осмотр тела и предоставят несколько документов, которые потребуются в дальнейшем при организации похорон. Врачи скорой помощи выписывают протоколы осмотра и констатации смерти, а сотрудники правоохранительных органов – протокол об осмотре тела.

Если у полиции возникают сомнения относительно причин кончины, усопшего могут забрать на судмедэкспертизу. При обнаружении факта насильственной смерти будет возбуждено уголовное дело. Если человека скончался естественным образом, выносится постановление об отказе в возбуждении дела. В любом случае, забрать тело можно будет только по письменному разрешению прокуратуры или полиции.

Какие документы нужно оформить после смерти

Медицинское заключение из морга

Сразу после упокоения человек доставляется в морг, который предоставляет услуги хранения тела до проведения погребальной церемонии. Во время пребывания покойного в морге родным следует получить медицинское заключение о смерти (форма№106/у-08), которое является обязательным к предъявлению при выдаче тела. Бумага выдается родственникам или ответственному за погребение. Для ее оформления в морг предъявляют:

  • паспорт получателя;
  • удостоверение личности усопшего;
  • медицинскую карту покойного.

Как правило, бумага выдается уже на следующий день после доставки тела в патологоанатомическое отделение. В ней прописываются ФИО умершего, дата и время кончины, место упокоения, адрес покойника, причины смерти.

Оформление свидетельства о смерти

В обязательный список документов после смерти входит свидетельство из ЗАГСа, которое подтверждает кончину человека. Оно оформляется на гербовой бумаге и предоставляется родственникам в бесплатном порядке. Чтобы получить свидетельство, надо посетить ЗАГС со следующим пакетом документации:

  • паспорт ответственного лица;
  • медицинская справка о смерти из морга;
  • удостоверение личности умершего;
  • заявление по форме №16 (составляется в ЗАГСе при оформлении свидетельства).

Документ выдают на руки уже в день обращения. Получателями могут быть родственники или законные представители. На его основании можно выполнять дальнейшую подготовку погребения. Бумага потребуется при оформлении могилы на кладбище, проведении кремации, получении пособий и выплат на захоронение, а также при вступлении в права наследования.

Оформление свидетельства о смерти

Смерть в другой стране или городе

Чтобы перевезти тело самолетом, необходимо подготовить такую документацию:

  • свидетельство смерти;
  • справку о бальзамировании;
  • справку СЭС;
  • документ, подтверждающий отсутствие в гробу посторонних предметов;
  • удостоверение личности сопровождающего лица.

В случае кончины за рубежом все вопросы о перевозке берет на себя консульство. Для транспортировки потребуются паспорт усопшего, его виза (при наличии), медицинская справка о смерти с указанием, что человек умер за границей.

Получение пособия на захоронение

Любое лицо, которое возложило на себя обязанности по проведению похорон, имеет право на получение социального пособия от государства. Его размер устанавливается местными органами власти и может различаться в каждом регионе РФ. Выплату средств производят в день обращения на основании следующей документации:

  • заявление о выдаче пособия;
  • справка о смерти;
  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о смерти;
  • реквизиты банка для перечисления средств.

Подать заявку нужно не позднее 6 месяцев от даты кончины. Обращаться за пособием следует в организацию согласно статусу покойного. Так, если человек работал на момент упокоения, средства выплачиваются по месту его трудоустройства. Если усопший был безработным, заявление подается в отдел соцзащиты по месту регистрации, для пенсионеров – в территориальное подразделение ПФ РФ. Выдачей пособий на военнослужащих занимается военный комиссариат.

Паспорт о захоронении

Паспорт о захоронении

После проведения похорон родственники могут обратиться в администрацию кладбища для получения паспорта захоронения. Он может потребоваться для установки памятника, перезахоронения трупа, родственного подзахоронения. В документе содержатся данные об усопшем, номер могильного участка, информация о человеке, ответственном за могилу. Для получения паспорта достаточно предъявить администрации погоста удостоверение личности ответственного лица и свидетельство смерти.

Оформление наследства

Если умерший был собственником дома или квартиры, после его кончины родственникам необходимо вступить в права наследования имуществом. Недвижимость и другие ценности передаются близким по закону или завещанию. И в том, и в другом случае наследство следует оформить на протяжении 6 месяцев от момента перехода в иной мир. Для вступления в наследование необходимо посетить нотариуса и подать соответствующее заявление. К заявке прилагаются:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о смерти;
  • завещание (при наличии);
  • выписка из домовой книги или лицевого счета о месте регистрации усопшего;
  • подтверждение родства (при отсутствии завещания).

Заявление можно подавать лично или через законного представителя. В последнем случае потребуется нотариально заверенная доверенность на его имя. Чтобы нотариус мог предоставить свидетельство о праве наследования, он должен знать, что включает в себя имущество покойного. В этих целях к заявлению прилагаются правоустанавливающие документы на недвижимость. В случае с автомобилем при себе нужно иметь паспорт транспорта, свидетельство о регистрации авто, справку о рыночной оценке транспортного средства.

Читайте также: