Когда владелец вагонов вносит плату за предоставление путей общего пользования вне перевозочного сдо

Обновлено: 25.06.2024

На припортовой железнодорожной станции, определенной в соответствии с правилами перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, порожние грузовые вагоны без оформленных в установленном порядке перевозочных документов могут быть поданы на железнодорожные пути припортовой железнодорожной станции с железнодорожных путей необщего пользования, и владелец инфраструктуры или перевозчик, по согласованию с владельцем инфраструктуры, вправе переместить порожние грузовые вагоны с этой железнодорожной станции на другую железнодорожную станцию для нахождения таких вагонов до распоряжения их владельца (далее - железнодорожная станция перемещения).

О перемещении порожнего грузового вагона перевозчик или владелец инфраструктуры (в зависимости от того, кем осуществляется перемещение) уведомляет владельца вагона после подачи порожнего грузового вагона на железнодорожные пути припортовой железнодорожной станции, но не менее чем за двенадцать часов до принятия такого вагона для перемещения, в течение которых владелец вагона должен предъявить порожний грузовой вагон для перевозки в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Перемещение порожнего грузового вагона с припортовой железнодорожной станции на железнодорожную станцию перемещения осуществляется за счет владельца вагона. Размер платы за перемещение порожнего грузового вагона определяется в порядке, установленном для определения размера платы за перевозку такого вагона.

Правила перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанными правилами устанавливаются:

порядок определения (с учетом технологии работы железнодорожных станций, портов) и объявления припортовых железнодорожных станций, с которых перевозчик и владелец инфраструктуры вправе перемещать порожние грузовые вагоны, а также порядок определения владельцем инфраструктуры железнодорожных станций перемещения;

порядок уведомления владельца вагонов о перемещении порожних грузовых вагонов, принадлежащих ему, и сведения, которые уведомление должно содержать;

порядок принятия порожних грузовых вагонов для перемещения;

форма документа, необходимого для перемещения порожних грузовых вагонов, порядок его заполнения, направления владельцу вагонов, а также порядок оформления актов общей формы;

порядок реализации права перевозчика, владельца инфраструктуры и владельца вагонов согласовать перевозку порожних грузовых вагонов по обращению владельца вагонов в процессе перемещения таких вагонов;

иные особенности перемещения порожних грузовых вагонов.

За время нахождения порожнего грузового вагона на железнодорожной станции перемещения владелец вагона вносит плату за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса с момента прибытия такого вагона на железнодорожную станцию перемещения до момента предъявления такого вагона для перевозки.

Перевозчик или владелец инфраструктуры (в зависимости от того, кем осуществлялось перемещение порожнего грузового вагона) обеспечивает сохранность такого вагона в течение всего времени его перемещения и нахождения на железнодорожной станции перемещения.";

1. Настоящие Правила определяют порядок взаимодействия перевозчиков, владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - владелец инфраструктуры) с владельцами вагонов по вопросам, связанным с перемещением с припортовых железнодорожных станций порожних грузовых вагонов, принадлежащих данным владельцам.

3. Перечень припортовых железнодорожных станций формируется с учетом особенностей технологических процессов работы припортовой железнодорожной станции и порта, а также условий эксплуатации железнодорожных путей общего и необщего пользования, связанных с отсутствием возможности нахождения на них железнодорожного подвижного состава, не задействованного в перевозочном процессе.

6. Железнодорожные станции, на которые владелец инфраструктуры или перевозчик вправе переместить порожние грузовые вагоны с припортовой железнодорожной станции для нахождения таких вагонов до распоряжения владельца вагонов (далее - железнодорожная станция перемещения), определяются владельцем инфраструктуры.

7. Перечень железнодорожных станций перемещения формируется владельцем инфраструктуры с учетом возможности длительного нахождения порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования таких железнодорожных станций и обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

8. На припортовой железнодорожной станции порожние грузовые вагоны без оформленных перевозочных документов могут быть поданы на железнодорожные пути общего пользования с железнодорожных путей необщего пользования, и владелец инфраструктуры или перевозчик по согласованию с владельцем инфраструктуры в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и настоящими Правилами, вправе переместить порожние грузовые вагоны с этой железнодорожной станции на железнодорожную станцию перемещения.

9. При приеме порожних грузовых вагонов перевозчик или владелец инфраструктуры проверяет их техническое состояние.

Информация о выявленных технических неисправностях, в том числе о повреждениях вагонов, при которых в соответствии с нормативными правовыми актами не допускается постановка вагонов в поезд или отправление вагонов с железнодорожной станции, указывается в акте о техническом состоянии вагона или акте общей формы, о составлении которого перевозчиком, владельцем инфраструктуры проставляется отметка в уведомлении о подаче вагонов на железнодорожные пути общего пользования без перевозочных документов.

Ожидалось, что Верховный Суд РФ вынесет окончательный вердикт по названной категории споров.

Однако Определением от 21.05.2018 по делу N А74-2776/2017 судебные акты трех инстанций были отменены и дело направлено на новое рассмотрение, так как судами не были учтены изменения, внесенные в ст. 58 Устава и вступившие в силу с 1 апреля 2015 г.

Изменения в законодательстве

Так, часть третья статьи 58 Устава изложена в следующей редакции:

"Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику".

Таким образом, законодатель допустил возможность установления платы за использование железнодорожного пути необщего пользования.

Данная плата предусмотрена в составе сбора, в который включается и плата за работу локомотива.

На основании части шестой статьи 58 Устава размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Судебная практика при действующем договоре

После внесения изменений в статью 58 Устава суды стали отказывать пользователям в удовлетворении исков о признании недействительным пункта договора о взимании платы и/или о взыскании неосновательного обогащения в виде перечисленной или списанной платы (пользователь).

Обычно взаимоотношения между перевозчиком и пользователем до возникновения спора длительное время строятся на выполнении обязательств, согласованных между сторонами договора.

Поэтому суды взыскивают с пользователя в пользу перевозчика плату и отказывают во взыскании с перевозчика неосновательного обогащения в случае списания ее с лицевого счета контрагента.

Надлежит сделать вывод, что при наличии заключенного договора с условием взимания платы за использование железнодорожного пути пользователь только в исключительном случае сможет добиться в суде положительного решения.

Преддоговорные споры

Иначе обстоит дело в момент заключения договора

В силу статей 445 и 446 ГК РФ, статьи 64 Устава при недостижении сторонами соглашения по существенным условиям договора последние в случае передачи любой из сторон разногласий на рассмотрение суда определяются в соответствии с его решением.

В большинстве случаев перевозчик настаивает на уплате ежесуточных платежей, а пользователи либо согласны оплачивать только фактическое пользование путями, либо вовсе отказываются включать в договор соответствующий пункт.

Как правило перевозчик включает в проект договора ежесуточную плату за пользование путями необщего пользования в качестве самостоятельной платы, рассчитанной по ставке, установленной внутренним документом перевозчика.

В целом суды придерживаются мнения, что у перевозчика - владельца пути необщего пользования - в силу части шестой статьи 58 Устава имеется формальное право на взимание платы за пользование путями необщего пользования.

В настоящее время подобные споры разрешаются судами по-разному

В первом случае суды отдают предпочтение позиции перевозчика.

Презюмируется, что отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов ОАО "РЖД" на содержание инфраструктуры и является оплатой одной из оказываемых перевозчиком услуг.

Ежесуточное взимание такой платы обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе для обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент.

В другом случае суды демонстрируют иной подход.

Так, в ситуации, когда пользователь отказывается оплачивать ежесуточные платежи и не возражает против оплаты непосредственного (фактического) пользования путем необщего пользования, суды соглашаются с редакцией, предложенной пользователем.

При этом суды стоят на защите слабой стороны договора, условия договора о взимании ежесуточной платы называют явно обременительными для контрагента перевозчика и нарушающими баланс интересов сторон. По мнению судов, пользователь обязан оплачивать фактическое использование путей необщего пользования и не должен платить, когда услуга по использованию пути не предоставляется. Также суды указывают на отсутствие императивно закрепленной в законе обязанности по уплате именно ежесуточных платежей.

Подводя итог, следует отметить, что при урегулировании разногласий по вопросу взимания платы за использование путей необщего пользования суды, как правило, исходят как из принципа возмездности фактически оказываемой услуги, так и учитывают доказанность и обоснованность размера и порядка взимания соответствующей платы.

Позиция перевозчика в преддоговорном споре

Владелец путей необщего пользования в обоснование предложенного им порядка исчисления соответствующей платы обычно ссылается на письмо Минтранса РФ от 01.04.2018 N АЦ-26/3881, согласно которому плата за использование железнодорожного пути необщего пользования должна взиматься ежесуточно.

Для обоснования размера платы перевозчик ссылается на Временный порядок определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р, то есть на документ, являющийся не нормативным, а внутренним актом перевозчика.

Обычно к этим двум аргументам перевозчик может добавить только ссылки на положительную для него судебную практику.

При этом владелец пути необщего пользования затрудняется доказать экономическая обоснованность предложенных размера и порядка исчисления платы за использование принадлежащих ему путей.

Позиция пользователя в преддоговорном споре

Пользователь пути должен довести до суда позицию Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А12-278/2017, где сделан вывод, что ссылка истца на правовую позицию Минтранса РФ, отраженную в письме от 01.04.2016 АЦ-26/3881, согласно которому плата за использование ж/д пути необщего пользования должна взиматься ежесуточно, обоснованно отклонена судами, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом, не влечет правовых последствий для неопределенного круга лиц, не имеет обязательной юридической силы.

Так же в обоснование своей позиции пользователь может привести следующие доводы:

  1. Ежесуточная плата за использование ж/д пути законодательством не предусмотрена.
  2. В силу ст. 58 УЖТ РФ плата за использование ж/д пути взимается за подачу и уборку вагонов.
  3. Ответчик, - монополист рынка ж/д транспорта, - навязывает условие о ежесуточной плате.
  4. Данное условие для пользователя обременительно и нарушает баланс интересов сторон.
  5. Ежесуточная плата в 3343,0 руб. за 1 км. пути означает 1 220 195 руб. в год.
  6. Рыночная стоимость содержания 1 км. пути ниже требуемой ответчиком.
  7. Пользователь готов оплачивать фактическое использования пути по ставке в 3343,0 рубля.

При умелом отстаивании своих интересов пользователь сможет убедить суд урегулировать спор и определить условия договора на благоприятных для себя условиях.

В целях полноты и своевременности начисления платы за нахождение вагонов на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования:

1. Утвердить прилагаемую Технологию автоматизированного начисления платы за нахождение вагонов на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (далее - Технология).

2. Утвердить прилагаемый План мероприятий по реализации Технологии автоматизированного начисления платы за нахождение вагонов на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (далее - План).

3. Вице-президенту ОАО "РЖД" - начальнику Центральной дирекции управления движением Иванову П.А. утвердить Порядок выявления фактов простоя вагонов на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования в соответствии с Планом.

4. Директору ОАО "РЖД" по информационным технологиям Чаркину Е.И. организовать доработку программного обеспечения в соответствии с Технологией и Планом.

5. Признать утратившим силу План мероприятий по модификации автоматизированных систем ОАО "РЖД" в части оформления, контроля и начисления платежей за нахождение собственных вагонов на путях инфраструктуры от 12.08.2015 N 363.

6. Контроль за реализацией Технологии возложить на вице-президента ОАО "РЖД" - начальника Центральной дирекции управления движением Иванова П.А. и на вице-президента ОАО "РЖД" - генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания Бабаева С.М. по кругу ведения.

Первый вице-президент ОАО "РЖД"
А.А.КРАСНОЩЕК

Утверждена
распоряжением ОАО "РЖД"
от 13 июля 2016 г. N 1400р

ТЕХНОЛОГИЯ
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО НАЧИСЛЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НАХОЖДЕНИЕ ВАГОНОВ
НА ИНФРАСТРУКТУРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящая Технология автоматизированного начисления платы за нахождение вагонов на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (далее - Технология) определяет порядок взаимодействия информационных систем при начислении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (далее - плата за простой в перевозочном процессе) и платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, не задействованного в перевозочном процессе (далее - плата за простой вне перевозочного процесса).

- нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования железнодорожной станции в ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи или приема вагонов, контейнеров;

- нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в пути следования в составе грузовых поездов, временно отставленных от движения по причинам, зависящим от грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования;

- нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в пути следования при исправлении технической или коммерческой неисправности вагона либо в случае иной задержки вагонов в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования;

- нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании оформления нового комплекта перевозочных документов при переадресовке грузов и порожних грузовых вагонов;

- нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции назначения при отказе получателя от приема порожних вагонов;

- нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования под таможенными операциями;

- нахождение вагонов на местах общего пользования под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договором для выполнения указанных операций;

- нахождение порожних вагонов без перевозочных документов на железнодорожной станции выгрузки в случаях, установленных Уставом и правилами перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, в том числе на припортовой железнодорожной станции, определенной в соответствии с Правилами перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2015 г. N 1180 (далее - Правила перемещения);

- нахождение порожних грузовых вагонов на железнодорожной станции перемещения, определенной ОАО "РЖД" в соответствии с указанными Правилами перемещения.

Кроме того, фиксация платного нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования и автоматизированного начисления соответствующей платы возможна в случаях и порядке, установленных договором, например:

- нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в пути следования при оказании услуги по размещению груженых и/или порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе);

- согласованное нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования вне перевозочного процесса;

- нахождение вагонов нерабочего парка на железнодорожных путях общего пользования.

1.3. Конкретные факты (обстоятельства) фиксации простоя вагонов определяются в соответствии с положениями Устава, правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом и принятых на их основании нормативных документов ОАО "РЖД".

1.4. Установление фактов простоя производится системой ЕАСАПР СД во взаимодействии с автоматизированными системами АСОУП, АСУ МР, ЕАСАПР М, АС ЭТД, АС ЭТРАН.

1.5. Источниками автоматизированной информации для фиксации фактов простоя в ЕАСАПР СД являются:

о прибытии вагонов на железнодорожную станцию;

об отправлении вагонов с железнодорожной станции;

о подаче вагонов на железнодорожные пути общего и необщего пользования;

о завершении грузовых операций на местах общего пользования;

о нормативах грузовых операций на местах общего пользования;

о нахождении вагонов нерабочего парка на железнодорожных путях общего пользования;

об отставлении грузовых поездов от движения;

о подъеме грузовых поездов;

об обнаружении и исправлении коммерческих неисправностей;

о невозможности приема грузовых поездов на станции назначения по причинам, зависящим от грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования;

о нарушении технологических нормативов переработки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования;

об отказе получателей от порожних вагонов, прибывших под погрузку;

о подаче вагонов на железнодорожные пути и с путей зон таможенного контроля;

о выводе вагонов на железнодорожные пути общего пользования припортовых станций без перевозочных документов;

об обнаружении и исправлении технической неисправности;

об оформлении комплекта перевозочных документов при переадресовке;

о согласовании запроса-уведомления на перевозку порожних грузовых вагонов;

о наличии договоров и заявок отправителей или получателей на размещение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в перевозочном процессе;

о согласовании отстоя порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования вне перевозочного процесса;

о нормативах переработки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования.

ЦД и ЦФТО вправе определить иные факты, необходимые для фиксации простоя и требующие автоматизированного учета в одной из указанных систем.

1.6. Оформление данных обстоятельств (фактов) простоя производится линейными работниками дирекций управления движения путем составления актов общей формы с использованием автоматизированной системы ЕАСАПР М на основании зафиксированных фактов простоя в ЕАСАПР СД.

1.7. Определение размера платы за простой вагонов в перевозочном процессе и платы за простой вагонов вне перевозочного процесса в случаях, предусмотренных Уставом, в соответствии с приказом ФСТ России от 29 апреля 2015 г. N 127-Т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения" (далее - Тарифное руководство), а также начисление соответствующей платы производится агентами агентств системы фирменного транспортного обслуживания с использованием АС ЭТРАН на основании актов общей формы в соответствии с 2 и 3 настоящей Технологии. В случаях, не предусмотренных Уставом, плата начисляется в порядке, установленном в договоре.

1.8. Ведение претензионной работы по вопросам неправомерно взысканной платы за простой (входящие претензии) и ведение претензионно-исковой работы по отказам от внесения платы за простой (исходящие претензии) осуществляется работниками территориальных центров фирменного транспортного обслуживания с использованием ЕАСАПР СФТО.

2. Особенности автоматизированного составления
актов общей формы

2.1. Акты общей формы, связанные с оформлением простоя, составляются в соответствии с требованиями правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом раздельно на начало и окончание простоя вагонов.

2.2. В случаях когда Уставом предусмотрено предоставление неоплачиваемого времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, продолжительность такого времени указывается в акте общей формы, составленном на начало простоя вагонов. При этом продолжительность неоплачиваемого периода определяется ЕАСАПР М автоматически с учетом требований Устава и на основании условий соответствующих договоров (по данным АСУ МР и АС ЭТРАН).

2.3. Общее время простоя определяется ЕАСАПР М автоматически и указывается в акте общей формы, составляемом на окончание простоя вагонов.

2.4. Оплачиваемое время определяется ЕАСАПР М автоматически как разность общего времени нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования и неоплачиваемого времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования и указывается в акте общей формы, составляемом на окончание простоя вагонов.

2.5. Во всех случаях простоя вагонов в пути следования, когда оплачиваемое время зависит от нарушения сроков доставки, для начисления платы уполномоченным работником по прибытии вагонов на станцию назначения составляется итоговый акт общей формы:

- на основании актов общей формы на начало и окончание простоя, составленных в пути следования;

- при условии, если указанный простой привел к нарушению сроков доставки.

2.6. При этом дополнительно проверяются необходимые первичные документы, подтверждающие обстоятельства простоя по причинам, зависящим от грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, владельца вагона.

В случае наличия таких документов в ЕАСАПР М составляется итоговый акт с признаком "Достаточно оснований". Итоговый акт составляется отдельно на каждую отправку.

При их отсутствии уполномоченный работник станции назначения с использованием системы ЕАСАПР М составляет итоговый акт с признаком "Недостаточно оснований".

2.7. В остальных случаях нахождения вагонов на путях общего пользования, предусмотренных пунктом 1.3 настоящей Технологии, основанием для начисления платы является акт общей формы, подтверждающий окончание простоя вагонов по соответствующей причине и содержащий отметку о продолжительности простоя вагонов.

3. Начисление и взыскание платы

3.1. Документы, являющиеся основаниями для начисления платы, уполномоченным работником станции назначения передаются в ЛАФТО в установленном порядке.

3.2. По каждому вагону, где имеются основания для начисления платы, система ЕАСАПР М автоматически передает в АС ЭТРАН информацию в объеме, необходимом для формирования заготовки накопительной ведомости.

3.3. На основе полученных из ЕАСАПР М данных АС ЭТРАН формирует заготовку накопительной ведомости отдельно по каждому вагону и каждому случаю простоя вагона.

3.4. При необходимости по запросу АС ЭТРАН система ЕАСАПР М передает сформированные печатные формы актов общей формы для просмотра агентами ЛАФТО.

3.5. Агент ЛАФТО при получении комплекта документов проверяет полноту и правильность заполнения комплекта и подтверждает прием первичных документов подписью по книге передачи грузовых документов формы ГУ-48.

3.6. По отправкам, по которым принят пакет документов для начисления платы, агент ЛАФТО в АС ЭТРАН проверяет правильность созданной в АС ЭТРАН заготовки накопительной ведомости.

3.7. В случае согласия клиента с начислениями в накопительной ведомости агент ЛАФТО закрывает ведомость. В случае несогласия клиента с начислениями агент ЛАФТО переводит ведомость в состояние "Претензия".

3.8. АС ЭТРАН обеспечивает передачу в ЕАСАПР СФТО информации при создании заготовок накопительных ведомостей, а также при изменении их статуса в соответствии с пунктом 3.7 настоящей Технологии.

3.9. На основании данных, полученных из АС ЭТРАН, система ЕАСАПР СФТО формирует:

- перечень отправок, по которым начисленная плата признана клиентом в добровольном порядке (далее - Перечень признанных отправок);

- перечень отправок, по которым клиент отказался от признания начисленной платы (далее - Перечень претензионных отправок).

3.10. На основании данных Перечня претензионных отправок специалисты ТЦФТО проводят в системе ЕАСАПР СФТО мероприятия претензионно-исковой работы.

3.11. Результаты начислений, взыскания и претензионно-исковой работы предоставляются для просмотра пользователям автоматизированной системы ЕАСАПР СД.

4. Ведение претензионно-исковой работы по взысканию платы

4.1. Работа с претензиями и исками по взысканию платы осуществляется в ЕАСАПР СФТО во взаимодействии с ЕАСАПР М, ЕАСАПР СД, АС ЭТРАН, АСОУП, АСУ ПРАВО.

4.2. По каждой отправке из Реестра претензионных отправок специалисты ТЦФТО проводят проверку и контрольный расчет сумм причитающейся платы, наличия необходимых оснований для ее взыскания и вносят соответствующие отметки в систему ЕАСАПР СФТО.

4.3. ЕАСАПР СФТО на основании внесенных отметок автоматически формирует претензионные обращения в адрес ответственных клиентов с приведением расчета причитающихся сумм.

4.4. Полученные ответы клиентов на претензионные обращения регистрируются специалистами ТЦФТО в системе ЕАСАПР СФТО.

4.6. По каждой отправке из Реестра судебных отправок ЕАСАПР СФТО осуществляет подбор всех первичных документов, в том числе документов, возникающих на этапе претензионной работы. Специалисты ТЦФТО передают документы в НЮ. Специалисты НЮ рассматривают представленные документы и принимают решение о направлении документов в суд либо о возврате документов в ТЦФТО.

4.7. В случае принятия решения о возврате документов специалисты НЮ вносят в ЕАСАПР СФТО информацию о конкретных причинах возврата. Возврат документов может быть произведен как полным пакетом, полученным от ТЦФТО, так и частично при условии, если указан конкретный первичный документ, в который требуется внести изменения.

При осуществлении возврата должны быть указаны определенные недостатки в оформлении документов (документы не подписаны либо подписаны ненадлежащими лицами, не подтверждают те или иные обстоятельства: вину контрагента, время задержки и пр.).

Информация о возврате автоматически средствами ЕАСАПР передается уполномоченным работникам ЦД, которыми произведено оформление первичных документов, а также представляется работникам ТЦФТО в целях обеспечения контроля за сроками возврата доработанных первичных документов.

После доработки первичных документов уполномоченный работник ЦД обеспечивает посредством ЕАСАПР М, возврат откорректированных документов специалистам ТЦФТО, для проверки и передачи в НЮ доработанного пакета документов.

4.8. В случае направления представленных документов в суд, специалисты НЮ регистрируют судебное дело в системе АСУ ПРАВО. На этом этапе происходит интеграция систем АСУ ПРАВО и ЕАСАПР СФТО таким образом, чтобы специалисты ТЦФТО и Д могли через систему ЕАСАПР СФТО и ЕАСАПР СД видеть информацию о ходе судебного разбирательства.

4.9. В случае получения отрицательных для ОАО "РЖД" судебных решений, специалистами НЮ указываются причины принятия судами таких решений, с которыми специалисты ТЦФТО и Д могут ознакомиться через ЕАСАПР СФТО и ЕАСАПР СД.

4.10. При полном или частичном удовлетворении претензии информация из ЕАСАПР СФТО передается в АС ЭТРАН с указанием ID накопительной ведомости. На основании полученных данных агент ЛАФТО корректирует в АС ЭТРАН заготовку накопительной ведомости и переводит ее в состояние "Закрыта" с последующей передачей начислений в ЕК АСУФР и списанием денежных средств с ЕЛС Клиента.

5. Ведение претензионной работы по возврату неверно
взысканной платы

5.1. Работа с претензиями по возврату неверно взысканной платы осуществляется в ЕАСАПР СФТО во взаимодействии с ЕАСАПР М, ЕАСАПР СД, АС ЭТРАН, АСОУП, АСУ ПРАВО.

5.2. При регистрации претензий в ЕАСАПР СФТО автоматически формируется "Книга учета поступивших претензий по возврату неверно взысканных платежей за занятие путей инфраструктуры грузовыми вагонами". При регистрации претензии в систему ЕАСАПР СФТО вводятся обязательные сведения о претензии в целом и о каждом претензионном требовании.

5.3. По завершении регистрации производится проверка претензии на соблюдение требований к предъявляемым заявлениям в соответствии с Уставом и Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом.

5.4. В случае подачи претензионного заявления с нарушениями установленных требований, в ЕАСАПР СФТО автоматически формируется ответ претензия-дателю о выявленных несоответствиях и оставлении претензии без рассмотрения по существу. В ответе указывается основание принятого решения со ссылкой на соответствующую статью Устава.

5.5. На основании принятых решений по отправке в системе ЕАСАПР СФТО проставляется отметка "Рассмотрение претензии завершено".

5.6. В случае принятия решения о полном или частичном удовлетворении претензионного требования ЕАСАПР СФТО направляет информацию об удовлетворении претензионного требования с указанием ID накопительной ведомости в АС ЭТРАН. При поступлении в АС ЭТРАН информации об удовлетворении претензионного требования ответственными работниками ТЦФТО производится порча или корректировка ранее сформированной накопительной ведомости, по которой были предъявлены претензионные требования.

5.7. В случае если претензионное требование отклоняется, заявителю претензии направляется обоснованный ответ с приложением претензионных документов.

Утвержден
распоряжением ОАО "РЖД"
от 13 июля 2016 г. N 1400р

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО
НАЧИСЛЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НАХОЖДЕНИЕ ВАГОНОВ НА ИНФРАСТРУКТУРЕ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Актуальность изменений обусловлена необходимостью приведения нормативно-правовой базы в соответствие темпам структурных преобразований и повышения эффективности деятельности железнодорожного транспорта.

Новой редакцией устава предусмотрено, что заявка на перевозку груза в вагонах перевозчика не может быть согласована, если у перевозчика отсутствует железнодорожный подвижной состав, контейнеры, принадлежащие ему и необходимые для осуществления перевозок.

Законодательно закрепляется необходимость согласования перевозки порожних грузовых вагонов. Перевозчик и владелец инфраструктуры вправе отказать собственнику (оператору) вагона в согласовании при отсутствии заявки на погрузку груза либо согласия владельца инфраструктуры на прием вагонов для временного размещения либо при превышении объема перевозки вагонов пропускным способностям инфраструктуры по маршруту следования.

Также предусматривается ввод ограничений перевозки грузовых вагонов на отдельные железнодорожные станции в связи с необеспечением выгрузки грузополучателями или неприемом порожних грузовых вагонов получателями. Перевозчик и владелец инфраструктуры смогут вводить ограничения или отставлять подвижной состав от движения на пути следования и исключить массовое скопление вагонов на станции назначения.

Кроме того, внесены дополнения в устав, вводящие плату за нахождение подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования (с учетом связанных с этим затрат перевозчика), плату за предоставление железнодорожных путей при подаче и уборке вагонов на пути необщего пользования, а также вне перевозочного процесса.
Размер данной платы определяется тарифным руководством (утверждается Федеральной службой по тарифам РФ).

Введение платы за занятие путей общего пользования направлено на повышение ответственности операторов и владельцев вагонов в части оперативного принятия решений о дальнейшем распоряжении вагонами, более эффективного использования инфраструктуры. Мера позволит совершенствовать технологию взаимодействия с операторами подвижного состава при перемещении и размещении на инфраструктуре порожних вагонов, осуществлять своевременную подачу вагонов к местам выгрузки, сократить количество отставленных от движения составов.

В соответствии с новой редакцией устава после выгрузки грузов из вагонов их собственник или в течение 24 часов с момента выгрузки грузополучатель по указанию владельца вагонов обязан обеспечить уборку порожних грузовых вагонов с мест общего пользования либо предъявить порожние грузовые вагоны для перевозки.

После выгрузки груза на путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной железнодорожной накладной.

В случаях, когда имеется необходимость подачи груженых вагонов под выгрузку, порожние грузовые вагоны могут быть поданы с путей необщего пользования на пути общего пользования без оформленных перевозочных документов.

При этом владелец подвижного состава вносит плату за использование железнодорожных путей вне перевозочного процесса за все время нахождения порожних грузовых вагонов на путях общего пользования по истечении 24 часов с момента выгрузки в местах общего пользования либо 12 часов с момента, когда порожние грузовые вагоны поданы на пути общего пользования по договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договору на подачу и уборку вагонов.

Поправки в устав дают перевозчику право на перемещение с путей общего пользования припортовой станции порожних грузовых вагонов, принятых с путей необщего пользования без оформленных перевозочных документов, на другую железнодорожную станцию для нахождения до тех пор, пока они не будут востребованы собственником.
При этом перемещение осуществляется за счет владельца подвижного состава. Кроме того, с момента прибытия вагона на станцию перемещения будет также исчисляться плата за использование железнодорожных путей вне перевозочного процесса.

Порядок перемещения и перечень припортовых станций определяется в соответствии с Правилами перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, которые будут утверждены Правительством Российской Федерации.

Принятое положение позволит перевозчику своевременно перемещать невостребованные порожние вагоны и освобождать железнодорожные пути припортовых станций для подачи груженых вагонов под выгрузку в порту.


В соответствии с законопроектом, в частности, предлагается полностью изменить рынок операторских услуг. Компании будут обязаны подавать свои вагоны в соответствии с актами правительства. Документ также предусматривает введение понятия потребного вагонного парка. В связи с этим будет ограничено производство вагонов. Выпуск должен будет согласовываться с ФОИВами. Кроме того, нельзя будет отправлять на сеть вагоны в количестве, превышающем возможности инфраструктуры.

Схема потенциально коррупционная — уверены операторы.

Кроме того, предлагаемая методика будет препятствовать обновлению вагонного парка, так как при расчёте потребного парка Минтранс будет исходить из размеров уже имеющегося вагонного парка, а потом уже из возможностей вагоностроителей. Таким образом, вытеснение старых вагонов новыми будет происходить менее интенсивно, чем в настоящее время.

Операторы также указывают на невозможность введения достоверной и справедливой системы оценки потребного парка, так как погрузка неравномерна и оценить её даже в краткосрочной перспективе просто невозможно.




Из представленных данных видна неравномерность погрузки, которая никогда не позволит точно рассчитать требующийся для обеспечения перевозок вагонный парк, что может привести к невывозу продукции из-за отсутствия вагонов, а также к резкому росту цен на предоставление вагонов вследствие их дефицита.

Риски, связанные с дискриминацией на сети

Данная методика приведёт к дискриминации грузоотправителей за счёт автоматического создания приоритетов при распределении порожних вагонопотоков. В случае принятия поправок в ФЗ, одним из первых вопросов будет определение приоритетов при продвижении порожних вагонопотоков. Определение приоритетов будет неизбежным на участках сети, характеризующихся дефицитом пропускной способности, при нехватке локомотивов, а также при неритмичной подаче вагонов.

Риски, связанные с усилением коррупции на сети

Предложенная методика вызовет стремительное коррумпирование отрасли железнодорожных перевозок, так как позволит перевозчику отказывать в приёме порожних и гружёных вагонов по абстрактному основанию, не подлежащему проверке. При этом анонсированная Методика совершенно бесполезна с точки зрения заявленных целей. Так, в качестве одной из целей методики названа необходимость определения владельцами инфраструктур мест для длительного размещения вагонов (далее — отстоя).

Владельцы путей необщего пользования оказывают свои услуги по длительному размещению вагонов только при наличии свободных мест на путях независимо от имеющегося спроса на отстой. Объясняется это тем, что деятельность по оказанию услуг по отстою низкодоходна и, кроме того, спрос на пути для отстоя сезонный и непостоянный. Владельцам путей необщего пользования всегда выгоднее обслуживать грузоотправителей и грузополучателей, чем содержать пути для отстоя. За время существования операторского бизнеса не известно ни одного случая постройки или увеличения пути необщего пользования для целей отстоя вагонов, указано в письме ОЖдПС.

Операторы опасаются и возникновения у перевозчика нового основания к неприёму порожних вагонов.

Сегодня у перевозчика уже есть 12 оснований, по которым он может отказать в согласовании перевозки порожнего вагона. И даже после согласования перевозки может быть использовано ещё не менее 5 оснований уже приёма порожнего вагона. В случае нахождения порожнего вагона на инфраструктуре общего пользования вне перевозочного процесса владельцем вагона уплачиваются соответствующие платы, что делает изначально нецелесообразным ввод вагонов без договоров на перевозку конкретного объёма грузов. Это также приводит к невозможности проверки обоснованности отказа перевозчиком в приёме вагона на основании превышения размера потребного парка.

Риски для владельцев путей необщего пользования

Методика несёт существенные риски для работы владельцев путей необщего пользования в связи с перегрузкой путей по причине массового неприёма перевозчиком порожних вагонов, образующихся после выгрузки. В случае неприёма грузового вагона из-за превышения потребного парка он будет занимать место на путях необщего пользования, осложняя работу по подаче-уборке новых вагонов для выгрузки.


Работа подъездного пути предприятия может быть заблокирована непринимаемыми перевозчиком вагонами. Причём, если у владельца инфраструктуры общего пользования существует определённая свобода манёвра, выражающаяся в большой вместимости путей, то у большинства владельцев путей необщего пользования просто не хватит места для размещения непринимаемых перевозчиком после выгрузки вагонов.

Риски, связанные с предложением создания СРО

- Размытость понятия оператора как объективное препятствие выделения его в отдельную категорию владельцев вагонов;

- Невозможность разработки стандартов и правил операторскими СРО;

- Саморегулирование во всех сферах вводилась в целях либерализации доступа профессиональных участников на тот или иной рынок путём замены лицензирования как способа государственного регулирования. Введение саморегулирования в качестве меры, усложняющей доступ на рынок новым игрокам, противоречит практике саморегулирования в России;

- Отсутствие в законопроекте подробностей порядка работы СРО операторов;

- Законопроект предполагает обязанность состоять в СРО не только владельцев вагонов, но и владельцев контейнеров, что представляется объективно невозможным;

- Невозможность участия в российских СРО иностранных операторских компаний. Вероятность ответных ограничительных мер со стороны других государств.

Риски, связанные с созданием Реестра операторов

В отношении порядка лицензирования действуют подробные регламенты.

Авторы законопроекта не расписывают подробно ведение Реестра операторов, нахождение в котором позволяет осуществлять операторскую деятельность, а отсылают к порядку, который должен быть утверждён правительством. С точки зрения структуры и логики российского законодательства вопрос о допуске операторов к осуществлению деятельности в разрешительном порядке может рассматриваться только в рамках законодательства о лицензировании. Кроме того, реестр операторов создаёт непрозрачный и ненужный административный барьер, резко снижая конкуренцию операторов.

Риски снижения уровня безопасности на сети РЖД

Вопросы у ОЖдПС возникли и к возможному снижению уровня транспортной безопасности на сети, в случае принятия поправок. В частности, к этому может привести введение требования к оператору в части обеспечения контроля технического состояния вагонов. Участники рынка указывают, что сегодня операторы не наделены достаточными полномочиями для эффективного выполнения этих обязанностей. Отдельно ОЖдПС указывают на то, что, перекладывая ответственность на операторов, перевозчик фактически снимает с себя всякую ответственность за состояние грузовых вагонов при перевозках.


В письме операторы обращают внимание членов транспортного Комитета на некоторые перекосы, например, в вопросах ответственности сторон. Указано, в частности, что ответственность перевозчика в размере 150 рублей не соответствует размеру штрафов, взыскиваемого в настоящий момент с перевозчика, позволяющего компенсировать расходы владельца вагонов. А сама формулировка статьи 94.1 (часть 6 статьи 2 законопроекта) о штрафе, взимаемом с отправителя в размере 150 рублей за факт непредъявления вагонов, может расширительно трактоваться на практике. Особенно учитывая, что в большинстве случаев владелец вагона не может точно знать дату и время предъявления порожнего вагона к перевозке.

В нём перечислены следующие риски для рынка:

3. Увеличение расходов операторов на техническое содержание вагонов вследствие: 1) возложения обязанности определять техническую пригодность вагонов на операторов, грузоотправителей (планируемые критерии проверки вагонов перевозчиком нам на сегодняшний день неизвестны); 2) отсутствия возможности предъявления требований к перевозчику / вагоноремонтным предприятиям в случае утраты, повреждения вагона на любых стадиях перевозочного процесса в силу прямого законодательного определения виновного лица (оператора, грузоотправителя).

4. Введение неисполнимых критериев членства в СРО для большинства средних и мелких операторов железнодорожного состава в РФ, как следствие, сокращение количества операторов железнодорожного подвижного состава, как следствие, регулирование цен на услуги перевозочного процесса между ограниченным составом лиц. Также смежный риск: диктат (на федеральном уровне) условий перевозочного процесса его участникам, то есть отсутствие самостоятельной хозяйственной деятельности частных операторов железнодорожного подвижного состава.

Дальнейшие следуемые риски прогнозируемы и очевидны.

5. Не относимость условий по взаимодействию (обязательствам, ответственности) между грузоотправителем, грузополучателем и оператором из положений УЖТ, как следствие, не применение положений УЖТ к указанным лицам, как следствие, пробелы в законодательстве / судебной практике по урегулированию отношений между указанными лицами.

6. Приравнивание предложений операторов железнодорожного состава по предоставлению вагонов неопределённому кругу лиц к публичной оферте, как следствие, отсутствие возможности оператору отказать в предоставление услуги на не выгодных для себя условиях.

otzyv_ozhdps_v_gosdumu.docx

Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT и в Telegram-канале @Vgudok

Читайте также: