Когда в ссср впервые были созданы краткие технико экономические характеристики паспорта городов

Обновлено: 19.05.2024

Содержание

История

В конце января 1957 года широкому кругу руководителей страны для обсуждения была разослана записка Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва об улучшении руководства промышленностью и строительством. Причиной её появления стал нарастающий дефицит бюджета СССР, и для покрытия валютных расходов приходилось продавать за рубеж всё больше золота. Суть записки заключалась в предложении отменить ведомственное подчинение предприятий и отдать их в ведение регионов. Отраслевые министерства за ненадобностью подлежали ликвидации. Предполагалось, что такая реорганизация существенно увеличит рост промышленного производства, повысит качество выпускаемой продукции, ресурсы будут распределяться рациональнее, и проблемы, с которыми столкнулась советская экономика, будут решаться быстрее.

На пленуме ЦК КПСС, который прошёл в феврале 1957 года, было проведено обсуждение. Предложение Н. С. Хрущёва поддержали первый секретарь узбекского ЦК Н. А. Мухитдинов, председатель СМ Украинской ССР Н. Т. Кальченко, 1-й секретарь Ленинградского обкома Ф. Р. Козлов, секретарь Московского обкома И. В. Капитонов; против высказались 1-й зампред Совмина СССР М. Г. Первухин, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, 1-й секретарь ЦК КПУ П. Е. Шелест, А. Н. Косыгин [1] . Однако мнение Хрущёва возобладало, и на состоявшейся вслед за пленумом партии сессии Верховного совета СССР единогласно было принято постановление о создании на местах советов народного хозяйства (совнархозов, СНХ).

Децентрализация управления промышленностью

Для реализации реформы в СССР были созданы 105 экономических административных районов, 70 из которых приходились на РСФСР. В каждом таком районе функционировал совет народного хозяйства со своими отраслевыми и функциональными управлениями и отделами, где вопросы экономического управления решались применительно к данному экономическому административному району в зависимости от его специализации.

В марте 1958 года Хрущёв, оставаясь руководителем партии, также занял пост главы советского правительства, что по мнению руководства страны должно было способствовать продвижению реформы управления народным хозяйством.

Укрупнение совнархозов

С начала 1960-х годов началось постепенное возвращение привычной для партийно-хозяйственной номенклатуры централизации в системе управления экономикой. Сначала на республиканском уровне были созданы совнархозы союзных республик — РСФСР, Украины, Казахстана. В ноябре 1962 года был создан СНХ СССР; затем начался процесс укрупнения местных совнархозов путем слияния экономических административных районов в более крупные экономические районы; число их сократилось со 105 до 43.

Укрупнения в системе совнархозов вызвали необходимость проведения реорганизации системы экономического планирования: на местах стали создаваться региональные советы по координации и планированию работы. На союзном уровне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1963 года был образован Высший совет народного хозяйства Совета Министров СССР (ВСНХ СССР). К середине 1960-х годов, вопреки изначально намеченной программе руководства страны во главе с Н. С. Хрущёвым на посту председателя Совета Министров СССР, идея централизованного управления экономикой страны фактически одержала верх.

К середине 1960-х годов неспособность совнархозов решить экономические проблемы Советского Союза стала очевидной. 14 октября 1964 года Хрущев был отстранён от руководства партией и правительством. В сентябре 1965 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором было заявлено следующее:

Управление промышленностью по территориальному принципу, несколько расширив возможности межотраслевой специализации и кооперирования промышленного производства в пределах экономических районов, в то же время сдерживало развитие отраслевой специализации и рациональных производственных связей между предприятиями, находящимися в разных экономических районах, отдалило науку от производства, привело к раздробленности и многоступенчатости руководства отраслями промышленности, к потере оперативности в работе… Пленум ЦК считает необходимым организовать управление промышленностью по отраслевому принципу, образовать союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности.

В середине 1960-х годов совнархозы были упразднены и восстановлены отраслевые министерства [3] .

Причины провала реформы

Практика децентрализованного управления советской экономикой посредством совнархозов себя не оправдала по нескольким причинам.

Главной причиной было то, что, несмотря на коренную структурную реорганизацию сложившейся централизованной системы управления, реформа затрагивала не сущность, а только форму этой системы. Система управления экономикой продолжала оставаться по своей природе командно-административной; при этом ответственность за экономическое развитие страны была переложена с центральных на местные органы государственной власти и управления. В условиях централизованного государственного планирования и отсутствия рыночных механизмов и стимулов, реформа быстро привела к дезинтеграции советской экономики, в основе которой лежали межрегиональные экономические связи и вертикальная интеграция науки, профессионального обучения, планирования, производства и распределения его продуктов. Советский партийный и государственный деятель В. В. Гришин впоследствии отмечал, что результатом реформы стало нарушение сложившихся многими десятилетиями производственных, отраслевых и межотраслевых связей; по этой причине в развитии народного хозяйства появились большие диспропорции [4] .

Другой причиной свертывания реформы было растущее недовольство республиканской партийной и советской номенклатуры, которая усматривала в системе совнархозов попытку расшатывания устоев централизованного советского государства.

Итоги реформы

Реформа 1957 года не принесла желаемых результатов и закончилась возвращеним к централизованной системе управления. Реформа также не смогла решить проблему роста расходования золотого запаса страны, которая являлась одной из причин реформы. В период с 1953 по 1965 годы через Моснарбанк правительство СССР реализовало свыше 3 тысяч тонн золота, причём бо́льшую часть этого количества — 1244 тонны — продали в 1963—1964 годы, когда реформа набрала полную силу. В 1964 году возник ощутимый недостаток хлеба и руководство СССР впервые в истории страны решилось на закупку зерна за границей.

В ходе реализации реформы наглядно проявились системные недостатки советской экономики и методов планирования и управления, которые тормозили рост производительности труда в народном хозяйстве. Это стимулировало общесоюзную экономическую дискуссию в 1962—1964 годы, которая в 1965 году вылилась в Косыгинскую реформу.

? формальное обобществление труда и производства;

? полное огосударствление производства;

? ликвидация частной собственности;

? тоталитарный характер государства;

Третий пятилетний план продолжал линию на детализацию и конкретизацию планирования, дальнейшее расширение его объектов. Возрос масштаб работ по составлению материальных балансов, причем их разработка велась методом многовариантного планирования. На 1941 г. впервые был составлен подробный технический план, предусматривавший конкретные мероприятия по ускорению технического прогресса в ведущих отраслях промышленности. Объектом плановой работы становилась деятельность научных учреждений. В этом пятилетнем плане намечалось значительное повышение производства на душу населения, рост технической вооруженности народного хозяйства и производительности труда, соблюдение эффективной пропорциональности в экономике. В соответствии с международной обстановкой значительные средства планировались на укрепление оборонной мощи страны. За три года пятилетки удельный вес расходов на оборону в государственном бюджете вырос с 18,6 % до 32,6 %. Третий пятилетний план вновь предусматривал первоочередное развитие тяжелой промышленности. Особое значение получала химическая промышленность, не случайно сама пятилетка получила название пятилетки химии и специальных сталей. Однако выполнение третьей пятилетки грубо нарушалось, а начало войны оборвало ее реализацию.

Главным итогом предвоенного развития СССР стало его превращение из крестьянской страны в мощную индустриальную державу, занявшую второе место в мире после США по объему национального дохода и выпуску промышленной продукции. Бесспорно, что в мобилизации материальных и трудовых ресурсов на коренное преобразование экономики огромную роль сыграло планирование. Но, как показала практика, пятилетний план так и не стал основным звеном в системе планирования, поскольку объективная логика развития народного хозяйства оказывалась в противоречии с установками партии в каждый конкретный период. Экономика страны продолжала испытывать объективно существующие циклы и колебания. А это не соответствовало стремлению руководителей страны заложить в пятилетние планы принцип постоянного и неуклонного роста производства, якобы присущего только социалистической экономике, что приводило к неизбежному волюнтаризму при решении хозяйственных задач.

Опережение реальных условий экономического роста в угоду политическим интересам требовало поиска дополнительных источников финансирования.

Источники финансирования индустриализации СССР:

? доходы от лёгкой промышленности;

? экспорт сырья и продовольствия;

? доходы от сельского хозяйства.

? энтузиазм трудящихся (стахановское движение);

? конфискационное налогообложение частных предпринимателей;

? ограничение потребления (рост цен, принудительные займы);

? труд заключённых (система ГУЛАГа).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Транспортная инфраструктура и экономическое развитие

Транспортная инфраструктура и экономическое развитие Как представители бизнеса, так и частные лица пользуются транспортной инфраструктурой. В целом инфраструктура должна расцениваться как вклад в продуктивность транспортных услуг, который, в свою очередь,

42. ЕС и социально-экономическое развитие стран

42. ЕС и социально-экономическое развитие стран Официально до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран называлась Европейским сообществом (ЕС). Она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных

ЛЕКЦИЯ № 15. Экономическое развитие Руси в средние века

ЛЕКЦИЯ № 15. Экономическое развитие Руси в средние века 1. Причины и последствия феодальной раздробленности. Рост феодального землевладения Период политической раздробленности наступил в XII – XV вв. Это закономерный исторический этап в развитии феодализма. Одной из

6. Социально-экономическое развитие России после Смуты

6. Социально-экономическое развитие России после Смуты После Смуты в сельском хозяйстве существовала трехпольная система земледелия. Путь развития земледелия был экстенсивным: осваивались новые южные территории России, земли Поволжья и Сибири. Наблюдался рост

ЛЕКЦИЯ № 16. Экономическое развитие при Петре I и Екатерине II

ЛЕКЦИЯ № 17. Экономическое развитие России в XIX в.

ЛЕКЦИЯ № 17. Экономическое развитие России в XIX в. 1. Крымская война и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Общая характеристика хозяйственно-экономического развития России в первой половине XIX в. Причины начавшейся в 1853 г. Крымской войны заключались в

ЛЕКЦИЯ № 19. Экономическое развитие СССР

ЛЕКЦИЯ № 19. Экономическое развитие СССР 1. Экономика СССР накануне Великой Отечественной войны Доля СССР в мировом промышленном производстве в конце 1930-х – начале 1940-х гг. составляла 10%. СССР занимал первое место в мире по добыче марганцевой руды, производству

ЛЕКЦИЯ № 20. Экономическое развитие России в период перестройки

ЛЕКЦИЯ № 20. Экономическое развитие России в период перестройки 1. Предыстория перестройки. Предпосылки ее возникновения После смерти Л. И. Брежнева 9 ноября 1982 г. в высших эшелонах власти вновь началась борьба за лидерство. Об ее остроте свидетельствует тот факт, что за

ЛЕКЦИЯ № 21. Экономическое развитие России с начала 1990-х гг.

ЛЕКЦИЯ № 21. Экономическое развитие России с начала 1990-х гг. 1. Россия в первой половине 1990-х гг. Изменения в российской политической жизни начались в мае 1990 г. с избранием Б. Н. Ельцина Председателем Верховного Совета, а также с принятием в июне 1990 г. Декларации о

7. Экономическое развитие

7. Экономическое развитие Экономическое развитие России зависит от развития мировой экономики, включая ее темпы роста, динамику мировых цен на нефть, соотношение курсов и уровень процентных ставок по активам, номинированным в основных мировых валютах, и предполагают

§ 4. Экономическое развитие США во второй половине XX – начале XXI века

§ 4. Экономическое развитие США во второй половине XX – начале XXI века Вторая мировая война и ее экономические последствия. Экономика США в первые послевоенные годы. США вступили во Вторую мировую войну на стороне антигитлеровской коалиции в декабре 1941 года, после того как

3 Ценности и экономическое развитие России

39. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ПОСЛЕ СМУТЫ

39. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ПОСЛЕ СМУТЫ Преодоление великого московского разорения, восстановительный процесс после Смуты занял примерно три десятилетия и завершился к середине XVII в.Территория России в XVII в. по сравнению с XVI в. расширилась за счет

60. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ

60. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ Взяв курс на экономическое сотрудничество с крестьянством, Х съезд РКП (б) в марте 1921 г. принял решение о замене продразверстки продналогом. Тем самым было положено начало новой экономической политике. В среднем размер продналога был в 2

Лекция 3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Лекция 3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 3.1. Основные черты и этапы развития экономики средневековья Экономика средневековья связана с развитием феодализма. Последний представляет универсальную стадию, которую прошли почти все народы мира. Однако ее

Российский паспорт

80 лет назад, 27 декабря 1932 года, было подписано Постановление № 57/1917 "Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов".

Первые зачатки паспортной системы в России стали появляться в Смутное время в виде "проезжих грамот", вводимых, главным образом, с полицейской целью. Окончательно паспортная система оформилась только в эпоху правления Петра I.

В 1721 году Петр I ввел обязательные паспорта для крестьян, временно покидающих пределы постоянного жительства. В начале XIX века появились загранпаспорта. К концу XIX века паспорта приобрели внешний вид, близкий к современному, книжному, с указанием происхождения, сословной принадлежности, вероисповедания и с отметкой о регистрации.

После Октябрьской революции 1917 года паспорта внутри страны были отменены как одно из проявлений царской отсталости и деспотизма, паспортная система была ликвидирована.

Удостоверением личности признавался любой официально выданный документ — от справки волисполкома до профсоюзного билета.

Законом от 24 января 1922 года всем гражданам Российской Федерации было предоставлено право свободного передвижения по всей территории РСФСР. Право свободного передвижения и поселения было также подтверждено в Гражданском кодексе РСФСР (ст. 5). Статья 1 декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1923 года "Об удостоверении личности" запретила требовать от граждан РСФСР обязательное предъявление паспортов и иных видов на жительство, стесняющих их право передвигаться и селиться на территории РСФСР. Все эти документы, а также трудовые книжки, аннулировались. Граждане, в случае необходимости, могли получить удостоверение личности, однако это было их правом, но не обязанностью.

Ужесточение политического режима в конце 20-х — начале 30-х годов повлекло за собой стремление властей усилить контроль за передвижением населения, что повлекло за собой восстановление паспортной системы.

27 декабря 1932 года в Москве председателем ЦИК СССР Михаилом Калининым, председателем Совнарком (СНК) СССР Вячеславом Молотовым и секретарем ЦИК СССР Авелем Енукидзе было подписано Постановление № 57/1917 "Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов".

Паспорта вернули в городах, поселках городского типа, районных центрах, а также в Московской области и ряде районов Ленинградской области. С возрождением паспортов возник и институт прописки. Паспорта не выдавались военнослужащим, инвалидам и жителям сельской местности.

В паспортах образца 1932 года указывались следующие сведения: имя, отчество, фамилия, дата и место рождения, национальность, социальное положение постоянное местожительство и место работы, прохождение обязательной военной службы и документы, на основании которых выдавался паспорт.

Также 27 декабря 1932 года было издано постановление "Об образовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ Союза ССР". Этот орган создавался для общего руководства работой управления рабоче-крестьянской милиции (РКМ) союзных республик, а также для введения по всему Советскому Союзу единой паспортной системы.

В областных и городских управлениях РКМ были образованы паспортные отделы, а в отделениях милиции — паспортные столы. Была также проведена реорганизация адресно-справочных бюро.

Ответственность за проведение в жизнь паспортной системы и за состояние паспортной работы несли начальники городских и районных управлений милиции.

В 1960-е годы Никита Хрущев дал паспорта крестьянам. 28 августа 1974 года Совмин СССР утвердил Положение о паспортной системе: паспорт стал бессрочным. Паспортизация распространилась на все население страны, кроме военнослужащих. Графы паспорта остались прежними, за исключением социального положения.

Для того чтобы учесть внешние изменения черт лица владельца паспорта, связанные с возрастом, предусматривалась последовательная вклейка трех фотокарточек:

— Первая — при получении паспорта, достигшим 16-ти лет;

— Вторая — по достижении 25-ти лет;

— Третья — по достижении 45-ти летнего возраста.

13 марта 1997 года указом президента Российской Федерации был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, который обязаны иметь все граждане РФ, достигшие четырнадцати лет.

С 1997 по 2003 года в России проводился всеобщий обмен советских паспортов образца 1974 года на российские.

Срок действия паспорта гражданина Российской Федерации:

— от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста;

— от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста;

— от 45 лет — бессрочно.

В российском паспорте отсутствует графа "национальность", которая была в паспорте гражданина СССР. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей страны образцу на русском языке. Вместе с тем республики, входящие в состав Российской Федерации, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик.


Главным отличием и особенностью стандартизации в СССР было то, что она опережала развитие самой промышленности, а все это было по причине того, что широко пропагандировалась идея стандартизации среди специалистов промышленности, сельского хозяйства, а так же рабочих и колхозников.

Еще большее уважение к стандартам, появилось после Постановления об уголовной ответственности за выпуск недоброкачественной продукции.

В 1930 году Комитет по стандартизации был переименован и стал называться Всесоюзным комитетом стандартизации. Был разработан Государственный план стандартизации.

В 1932 году были созданы ведомственные комитеты при наркоматах по стандартизации, которые имели право утверждать стандарты. В 1940 году стандарты стали называться государственными стандартами (ГОСТ) с добавлением номера и года, в котором его утвердили [1].

К началу Великой Отечественной войны в СССР действовали около 6000 стандартов для разных сфер производства. Готовность к условиям войны определялась высоким уровнем стандартизации.

В связи с войной потребовалась резкая перестройка работы по стандартизации из-за необходимости экономии материальных ресурсов, расширение работ по унификации деталей, агрегатов, узлов, обеспечение массового выпуска военной техники.

Во время войны были утверждены стандарты на газогенераторные установки, устройства для запуска двигателей, которые работали на тяжелом топливе, а так же утверждены стандарты на запасные детали автомобилей. Все эти стандарты обеспечивали использование не таких дефицитных марок материалов. Стандартизация вторичных сплавов алюминия, латуни, бронзы играла большую роль в экономии энергии, сырья. Большой экономический эффект дало внедрение стандартов на продукцию судостроения, что позволило снизить расход металла.

Одним из важнейших преимуществ советского оружия была возможность массового выпуска в очень короткие сроки, легкий ремонт, а так же взаимозаменяемость. Советские танкисты могли ремонтировать свои машины и оружие в полевых условиях.

Под влиянием военных событий были созданы отделы по стандартизации танкостроения, транспортного машиностроения, отдел боеприпасов, самолетостроение.

Главным направлением деятельности стандартизации были огромная экономия ресурсов топлива.

После войны стали стремительно развиваться такие области как: химия, металлургия, машиностроение, вследствие, чего особенно развивалась стандартизация отраслевая и заводская [2].

В 1954 году при Совете Министров СССР создан комитет стандартов, измерительных приборов и мер, который возглавлял всю работу метрологии и измерительной техники в стране.

В системе Комитета стандартов создается научно-технический институт по нормализации в машиностроении, в промышленных отраслях организуются фундаментальные отделы, службы стандартизации.

Все быстрее и быстрее развивалось сельское хозяйство, промышленность, что требовало более ужесточенных правил к стандартизации в стране. В 1965 году стандартизация в стране была подвергнута обсуждению и детализации ученых, общественности, работников промышленности, из-за того, что развитие стандартизации стало отставать от возросших требований [1].

Важным событием в развитие стандартизации было постановление Совета Министров СССР (11января 1965 г.), на котором было отмечено, что роль стандартизации растет в решении задач подъема народного хозяйства. Было поручено разработать стандартына нормативно-техническую документацию, а так же проектно-конструкторскую. Вследствие этого разработаны системы: Государственная система стандартизации (ГСС); Единая система технологической документации (ЕСТД); Единая система конструкторской документации (ЕСКД) и ряд других, которые были направлены на упорядочение и регламентацию всех видов деятельности по созданию высококачественной продукции. Так же были разработаны Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), целью, которой было создание общегосударственных, правовых, нормативных, технических условий для решения задач по обеспечению единства измерений. Единая система технологической подготовки производства включала в себя комплекс стандартов и руководящих нормативных документов, устанавливающих взаимосвязанные правила на разработку и оформление технологической документации, применяемой при изготовлении или ремонте изделия.На этом этапе стандартизации в Советском Союзе были определены такие задачи как: улучшение качества продукции, повышение уровня средств измерений. Решение данных задач было направленно на народное хозяйство [3].

XXIV съездом КПСС была поставлена задача повысить как экономичность продукции, так и ее технический уровень. Вся новая продукция не должна была уступать по качественным и технико-экономическим характеристикам продукции других стран, а так же должна соответствовать передовым достижениям мировой науки и техники. XXV съездом были дополнены решения XXIV съезда, тем, что нужно повышать роль стандартов для ускорения научно-технического прогресса, а так же для улучшения качества продукции, материалов и сырья. В решениях съездов было дано задание об усовершенствовании стандартов, которые будут гарантировать качество выпускаемой продукции. Была проведена проверка всех действующих стандартов. Система стала обязательной, каждые пять лет документация проходила проверку Госстандартом. Госстандарт был общесоюзным органом государственного управления, который руководил стандартизацией и метрологией, а так же нес ответственность за их развитие и состояние. Главными его функциями были:

Разработка научно-методических и технико-экономических основ стандартизации.

Обеспечение единства и достоверности измерений.

Создание новых методов и усовершенствование старых методов измерения.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР поставили задачи перед всеми советскими, партийными и хозяйственными организациями в самые короткие сроки обеспечить выпуск машин, приборов, оборудования, материалов и различной другой продукции, которая бы отвечала всем качественным и технико-экономическим показателям мирового уровня, а так же внедрение новых технологий, передовых методов организации производства. Это позволило бы повысить производительность труда.

Госстандартом, под руководством его председателя Г. Д. Колмогорова, была проведена коллосальная работа, по реализации задач, поставленных ЦК КПСС и Совет Министров СССР и нахождению решений, которые были направлены на:

Ускорение научно технического прогресса;

Повышения эффективности общественного производства;

Удовлетворение потребностей народного хозяйства;

Введение прогрессивных стандартов;

Расширение межотраслевой специализации;

Обеспечение высокого технического уровня;

Повышение эффективности государственного надзора.

В 1985 году было завершено создание новых законоположений по всем основным направлениям стандартизации и метрологии, которые вошли в Свод Законов СССР.

В целом, уровень стандартизации советского периода, а особенно в 70-80-х годах, оценивается довольно высоко. Начав в 20-х годах с отдельных административных мер по упорядочиванию документов, с течением времени работа по стандартизации в стране пришла к созданию общегосударственной системы производства, которая на начало 90-х годов отвечала всем требованиям научно-технического прогресса. Разработанные в период 70-х…80-х годов системы стандартов, такие как ГСС, ЕСКД, ЕСТД, ГСИ и др. способствовали развитию технического прогресса, обеспечению взаимозаменяемости, техническую и информационную совместимость, экономию всех видов ресурсов, поэтому они сохранили свою значимость до сих пор [4].

Список литературы

1.Основы стандартизации. Учебник для техникумов /Под ред. В.В. Ткаченко. – М.: Издательство стандартов, 1986. – 328 с.

2. Бунин Г.П., Малюгин В.В., Плущевский М.Б., Плотников А.В. Военная стандартизация в России// Вестник ВНИИНМАШ. 2012.№1(11). – С.

3. Бухарина Ю. Д. История развития государственной системы стандартизации СССР в период 1925-1945 гг.: автореф. дис. . канд.ист. наук. Томск, 2013. – 28 с.

4. Кайнова В.Н. Основы технического регулирования: монография/ В.Н. Кайнова; НГТУ. – Нижний Новгород, 2010. – 186 с.

Читайте также: