Когда в россии впервые законодательно было закреплено гражданство

Обновлено: 25.06.2024

И.А. ГОНЧАРОВ,

кандидат юридических наук, сотрудник ПВУ ГУВД Краснодарского края, соискатель Московского гуманитарного университета

Отменялись все узаконения, действовавшие на всем пространстве России и устанавливавшие, в зависимости от принадлежности российских граждан к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, какие-либо ограничения в отношении: водворения, жительства и передвижения; приобретения права собственности; всякого рода занятия ремеслами, торговлей и промышленностью; поступления на государственную службу, как гражданскую, так и военную; участия в выборах в учреждения местного самоуправления и иные общественные учреждения; занятия должностей по правительственным и общественным установлениям; поступления в учебные заведения, как частные и общественные, так и правительственные, прохождения в них курса и пользования стипендиями, а равно занятия преподаванием и воспитанием; исполнения обязанностей опекунов, попечителей и присяжных заседателей; употребления иных, кроме русского, языков и наречий в делопроизводстве частных обществ, при преподавании в частных учебных заведениях и при ведении торговых книг[2].

17 апреля 1917 г. Временное правительство подтвердило, что вопрос о принятии иностранцев в русское подданство на время войны разрешается МВД.

В советском законодательстве о гражданстве следует различать два периода: досоюзный, когда вопросы гражданства регулировались законодательными актами отдельных республик, и союзный, когда регулирование производилось в основном актами союзной власти с дополнительными и развивающими актами союзных республик.

Вопрос о выходе из гражданства оставался неурегулированным до 22 октября 1918 г., когда Кодекс законов об актах гражданского состояния РСФСР предоставил вступающим в брак лицам разного гражданства оптировать то или иное гражданство по их усмотрению: жена следовала гражданству мужа и наоборот, при наличии согласия, выраженного на то брачующимися сторонами при заключении брака. Лишь 3 года спустя циркуляром НКВД РСФСР от 21.07.1921 было установлено, что оптация должна отмечаться в записи о заключении брака. В том же году циркуляром НКВД РСФСР было допущено восстановление добрачного гражданства для женщины, вышедшей замуж за иностранца и затем разведшейся с ним или овдовевшей.

Конституция (Основной закон) СССР, принятая ЦИК СССР 06.07.1924, закрепила в ст. 7 принцип, по которому для граждан союзных республик устанавливалось единое союзное гражданство[9]. Такой порядок сложился исторически. Уже во время гражданской войны, когда республики только образовались, граждане союзных республик вступали в государственно-правовые отношения, большей частью фактические, чем юридические, но тем не менее достаточно серьезные. Возник вопрос о единстве гражданства, вызываемый по преимуществу военной необходимостью — потребностью призывать на службу в армию граждан любой республики, находящихся на территории другой. Тогда дело дошло до того, что кое-где были изданы акты и о приравнении граждан советских республик во всех отношениях к гражданам каждой республики. Конституция СССР 1924 года закрепила принцип единства гражданства на более высоком уровне.

Введение единого гражданства не умаляло суверенитета союзных республик, поскольку их собственное гражданство сохранилось. Единое гражданство, несомненно, расширяло право граждан каждой союзной республики, ибо они могли на территории всей страны чувствовать себя хозяевами. Во внешней сфере гражданство СССР давало возможность каждому советскому гражданину ощущать себя под защитой всего громадного государства. Единое гражданство ликвидировало и всякого рода коллизии между республиканскими законами[10]. Кроме того, существенное значение имело Положение о союзном гражданстве, утвержденное постановлением ЦИК СССР от 29.10.1924[11].

Положение о гражданстве СССР, утвержденное постановлением ЦИК СССР от 13.06.1930[12], внесло существенные изменения в решение вопросов установления гражданства при рождении и изменения гражданства детей при изменении гражданства родителей. Положение значительно расширяло полномочия союзной власти в области гражданства. Помимо общего порядка, оно допускало приобретение гражданства и выход из него в упрощенном порядке. Кроме того, гражданину СССР, являвшемуся гражданином той союзной республики, в пределах которой он постоянно проживал, предоставлялось право избирать гражданство другой союзной республики, если он считал себя связанным с ней по национальности или происхождению. Во всем остальном Положение 1930 года почти полностью повторяло Положение 1924 года.

22 апреля 1931 года ЦИК и СНК СССР утвердили новое Положение о гражданстве СССР[13], вносившее некоторые изменения в порядок принятия в гражданство, выхода из него в упрощенном порядке и восстановления в гражданстве.

Принятая в 1936 году Конституция СССР обусловила необходимость пересмотра законодательства о гражданстве и приведения его в соответствие с новым Основным законом.

До принятия Конституции СССР 1936 года определенные категории иностранцев пользовались всеми политическими правами граждан СССР. Это было зафиксировано в республиканских и союзных законах о гражданстве. Закон 1938 года не упоминал о политических правах иностранцев. Иностранцы в СССР, к каким бы социальным категориям они ни принадлежали, уже не пользовались политическими правами. Отныне иностранец мог получить такие права лишь после того, как станет гражданином СССР.

Последняя статья Закона 1938 года вводила новое, отсутствовавшее в прежнем советском законодательстве состояние безгражданства. К числу лиц без гражданства относились те, кто проживал на территории СССР, но не являлся гражданином СССР и в то же время не имел доказательств своей принадлежности к иностранному гражданству. Прежние законы о гражданстве устанавливали, что каждый проживавший в СССР, кто не имел таких доказательств или чья принадлежность к гражданству иностранного государства не была доказана помимо него, считался гражданином СССР. Закон 1938 года внес полную ясность в этот вопрос. Отсутствие доказательства иностранного гражданства не делало человека гражданином СССР.

За лицом, являвшимся гражданином СССР, не признавалась принадлежность к гражданству иностранного государства. Принцип непризнания двойного гражданства также нашел свое закрепление в международно-правовых соглашениях (конвенциях), заключенных Советским Союзом с рядом социалистических стран по поводу предотвращения и сокращения случаев двойного гражданства.

Потребность в новом нормативном акте по вопросам гражданства возникла потому, что значительно устарел Закон 1938 года. В своем представлении в Президиум Верховного Совета СССР комиссии законодательных предположений указывали на то, что Закон 1938 года не регулировал всех возникавших в практике вопросов гражданства. Они исходили из того, что за прошедшее после принятия Закона 1938 года время существенно изменилась общественная жизнь Советского Союза, его международное положение.

Закон 1991 года устанавливал прежде всего те общие основы, которые определяли сущностные черты отношений гражданства. В нем устанавливалось, что гражданство России является равным независимо от оснований его приобретения. Закон не выделял никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами нашей страны по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство и т. д. Не имело правового значения и время приобретения гражданства. Отныне гражданство России носило открытый и свободный характер. Это выражалось в том, что в стране каждый человек имел право на гражданство, а также право изменить свое гражданство, которого никто не может быть лишен. Насильственное, принудительное удержание человека в гражданстве ущемляло бы его свободу.

В отличие от советского законодательства, которое закрепляло лишение гражданства как форму его утраты, Закон 1991 года установил, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Содержащийся в нем запрет на лишение гражданства вытекал из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между ним и государством, что предполагало расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию[18].

В законодательстве о советском гражданстве всегда отвергалось двойное гражданство. Закон 1991 года устанавливал, что приобретение гражданства России иностранным гражданином допускалось при условии его отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором России. Однако в нем указывалось, что гражданину России может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имелся соответствующий договор нашей страны. Граждане России, имевшие также иное гражданство, не могли на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства России.

12 декабря 1993 г. была принята Конституция РФ, которая внесла существенные изменения в институт российского гражданства. В ней получил дальнейшее развитие принцип единого гражданства. Закрепив гражданство России в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция РФ определила, что оно является единым и равным независимо от оснований приобретения. Устанавливалось только одно гражданство — гражданство России, а решение всех вопросов, связанных с гражданством, было отнесено к исключительному ведению России. Однако все эти новеллы не нашли отражения ни в законодательстве России и субъектов Федерации, ни в практике работы как федеральных, так и региональных органов государственной власти.

В Законе 2002 года содержатся принципы гражданства России и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством России, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства России. Вопросы гражданства регулируются Конституцией РФ, международными договорами России, Законом 2002 года, а также принимаемыми в соответствии с ним другими нормативными правовыми актами России.

Согласно Закону 2002 года гражданин России не может быть лишен гражданства России или права изменить его. Этот принцип, закрепленный впервые в отечественной истории Законом 1991 года, уточняется с учетом того, кто и какого гражданства не может быть лишен в России (или права изменить свое гражданство). Так, если в Законе 1991 года говорилось о том, что в России никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство, то в Законе 2002 года речь идет только о гражданине России, которого нельзя лишить ни гражданства России, ни права его изменения. В последнем случае имеется в виду право на прекращение в установленном порядке гражданства России и признание права приобретения иного гражданства в порядке, предусмотренном законодательством другого государства.

Законом 2002 года регулируются приобретение и прекращение гражданства России, отмена решений по вопросам гражданства, а также проблемы гражданства детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей, гражданства недееспособных лиц. Он определяет полномочные органы, ведающие делами о гражданстве России, регулирует производство по делам о гражданстве, определяет порядок обжалования решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве, и действий их должностных лиц, разрешение споров по вопросам гражданства России.

Закон 2002 года решил многие проблемы и фактически вывел на новый уровень законодательное решение ряда вопросов. Кроме того, он вызвал неоднозначные оценки политиков, юристов, политологов, журналистов, высказанные как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. Это не удивительно. Институт гражданства может быть отнесен к одному из наиболее чувствительных, чрезвычайно показательных и емких критериев истинного отношения государства к своим гражданам как личностям, чьи права и свободы являются в соответствии со ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью[21].

В процессе исторического развития нашего государства понятие и сущность гражданства изменялись, наполняясь новым содержанием. В дореволюционной России сама форма правления государства — монархия — предполагала наличие подданства, а не гражданства. Развитие законодательства о гражданстве постсоветского периода шло сначала по пути децентрализации этого института, а затем приобрело обратную тенденцию.

Каждый этап формирования российского законодательства о гражданстве отражал исторически сложившуюся политическую позицию государства, при этом каждый следующий нормативный правовой акт сохранял историческую преемственность по отношению к предыдущему[22].

1 Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. 1. — Пг., 1917. Вып. 1.

2 См.: Кутафин О.Е. Российское гражданство. — М., 2004.

3 См.: Рабочий и солдат. 1917. № 8.

4 СУ РСФСР. 1917. № 3. Ст. 31.

5 СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

6 Там же. № 31. Ст. 405.

7 Там же. 1921. № 62. Ст. 437.

8 Там же. № 72. Ст. 578.

9 См.: ЦИК СССР. — М., 1924.

10 См.: Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 г.: Учеб. пособие. — М., 2004.

11 СЗ СССР. 1924. № 23. Ст. 202.

12 Там же. 1930. № 22. Ст. 302.

13 СЗ СССР. 1931. № 24. Ст. 196.

14 ВВС СССР. 1938. № 11.

15 Там же. 1978. № 49. Ст. 816.

16 ВВС СССР. 1990. № 23. Ст. 435.

17 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 6. Ст. 243.

18 См.: Шингерей Т.Е. Институт гражданства Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. — М., 1997. С. 10.

19 СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

20 См.: Басик В.П. Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально-правовые основы и сравнительный анализ. — М., 2005. С. 85—87.

21 См.: Овчинников И.И. Российское гражданство: новый правовой статус // Гражданин и право. 2002. № 9/10. С. 22.

22 См.: Варлен-Бевз М.В. Сравнительный анализ законодательства о гражданстве стран Содружества Независимых Государств: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. — М., 1999. С. 8.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

В целом, законы нашей страны почти никого не ограничивают в получении статуса российского гражданина. Разница только в сроках и сложности процедуры его оформления. В этой статье мы рассмотрим основания приобретения гражданства РФ для разных категорий иностранцев и апатридов.

Общий перечень оснований приобретения гражданства РФ


Главные моменты, связанные с вопросами гражданства России, прописаны в федеральном законе № 62. В этом ФЗ, в статье 11, перечислены главные основания приобретения гражданства РФ, в числе которых:

  • гражданство по праву рождения;
  • прием в российское гражданство;
  • восстановление в гражданстве;
  • иные основания, которые предусматривает ФЗ № 62 и международные договора РФ.

Попробуем подробно разобраться с каждым из этих пунктов.

По праву рождения

Гражданство рожденным в РФ детям

Если ребенок родился в РФ и его родитель-россиянин, то гражданство присваивается автоматически

Приобрести гражданство по рождению могут дети граждан РФ (даже рожденные за рубежом). То есть, если мама или пара, либо оба родителя – россияне, то гражданство РФ ребенку гарантированно.

Может ли ребенок стать россиянином, если оба родителя иностранцы? Это возможно только в одном случае – если ребенок иностранных родителей или лиц без гражданства, появившиеся на свет в пределах России, но при этом лишен возможности стать гражданином страны родителей. Например, по какой-то причине государство, к которому относятся мать и отец, не дает гражданства новорожденному. Подробнее о получении гражданства для несовершеннолетних.

Прием в российское гражданство

Здесь речь идет о так называемой натурализации — процессе приобретения статуса гражданина на основе добровольного желания иностранного гражданина и апатрида. Это как раз те случаи, когда иностранцы приезжают в РФ и проходят здесь процесс оформления гражданства, то есть получают РВП, ВНЖ и затем уже делают российский паспорт.

Фото паспортов РФ

Как происходит получение гражданства РФ

Натурализация может осуществляться двумя путями: в общем, и упрощенном порядке эти два момента мы рассмотрим чуть позже.

Помимо натурализации, этот пункт может означать процедуру дарования статуса гражданина РФ за особые заслуги перед Федерацией. Каждая такая ситуация рассматривается индивидуально, а решение принимается непосредственно главой государства.

Восстановление в гражданстве РФ

Восстановление гражданства РФ

Насколько легко восстановить российское гражданство

Этим пунктом может воспользоваться иностранный гражданин или апатрид, ранее состоявший в гражданстве России и даже оформивший выход из него.

Причина прекращения гражданства, при этом, не имеет никакого значения. Правда это не означает, что все будет просто, ведь этот способ все равно предусматривает получение вида на жительство.

Восстановление в гражданстве РФ вообще мало отличается от приобретения гражданства, которое проходят иностранные граждане. Каких-то серьезных послаблений для бывших россиян закон не делает.

Иные основания

Или, к примеру, недавний указ № 187 от 29.04.2019 — он обеспечивает облегченное приобретение статуса гражданина РФ жителям отдельных регионов Украины и Крыма, а также гражданам Афганистана, Ирака, Йемена и Сирии, некогда имевшим паспорта Советского Союза. Случаи с иными государствами нужно рассматривать отдельно.

Основания приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке

Основание для получения гражданства РФ в общем порядке является пятилетний срок проживания в России по виду на жительство. То есть человек получает ВНЖ и пять лет живет в России — это и будет основанием, чтобы подать документы на гражданство через общую схему.

Для некоторых срок сокращается до одного года. Бывшим россиянам, которые хотят восстановить гражданство в общем порядке, достаточно подождать после получения ВНЖ три года, после чего можно нести бумаги на гражданство.

Основания приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке

Гражданство РФ в упрощенном порядке

Оснований для упрощенного оформления достаточно много

Как было упомянуто выше, российский паспорт может приобретаться как по общей схеме, так и в более простом порядке. Последний вариант, конечно, доступен не для всех представителей иных стран. В представленном ниже списке приведены условия, которые позволяют приобрести желаемый статус, сохранив время:

  • оба или один изродителей являются гражданами Российской Федерации;
  • бракс российским гражданином/гражданкой в течение 3 лет; (в этом случае на гражданство можно подавать без РВП);
  • ранее имелось гражданство Советского союза, а местом рождения является РСФСР;
  • имеется несовершеннолетний или совершеннолетний, но недееспособный ребенок гражданин РФ, при условии, что другой родитель по тем или иным причинам не может выполнять родительские обязанности;
  • иностранные родители, совершеннолетние дети которых имеют статус российского гражданина;
  • ветераны ВОВ;
  • специалисты, получившие образование в одном из российских ВУЗов позднее 1 июля 2002 года, и свыше года работающие по специальности в пределах России;
  • граждане, более года проработавшие в России по профессии из перечня;
  • лица без гражданства, которые ранее были гражданами СССР; также дает право на упрощенный порядок оформления;
  • нетрудоспособные граждане иных государств и апатриды, которые прибыли из республик бывшего Союза и зарегистрировались на постоянной основе в одном из населенных пунктов Федерации на момент 01.07.2002 г;
  • крупные инвесторы;
  • индивидуальные предприниматели, которые на протяжении 3-х лет работают в России, и получают ежегодную выручку в размере свыше 10 миллионов рублей;

Как видите, список оснований для приобретения гражданства РФ по упрощенной схеме не так уж мал.

Проще всего приходится жителям бывших союзных республик и иностранцам, имеющим родственников в России. Хорошие шансы приобрести российские корочки есть у студентов, обучающихся в РФ на очной форме.

Это кажется диким, но именно так сотни людей из-за чиновничьей неразберихи лишались доступа к медицине, работе, пенсиям и к свободному проживанию в РФ. Наконец-то Верховный суд запретил эту практику.

Источник: кассационные определения ВС от 9.08.2019 № 4-КА19-4 , № 77-КА19-3

Как становились гражданами РФ до 1 июля 2002 года

Первый закон о гражданстве РФ автоматически присвоил российское подданство всем, кто был постоянно прописан в стране на 6 февраля 1992 года и не имел иностранного гражданства, а также гражданам бывшего СССР, которые:

  1. Родились в РСФСР.
  2. На 6.02.1992 проживали в другом государстве, например в одной из стран СНГ.
  3. Не имели иностранного подданства.

Остальные люди до 1 июля 2002 года, когда вступил в силу новый закон о гражданстве, получали его по рождению, в порядке регистрации, принимали либо восстанавливали. Внутри России за процедуру отвечало МВД, а за ее пределами — МИД. Наличие российского гражданства сначала подтверждалось вкладышем в советский паспорт либо справкой к нему, а потом и привычным внутренним паспортом РФ.

Кто мог превратиться в негражданина на ровном месте

В чехарде девяностых годов прошлого века и начала нулевых нынешнего при оформлении гражданства и после этого могло случиться что угодно. Чиновники не вникали в суть представленных документов и выдавали вкладыши, справки либо паспорта походя, хотя оснований для этого не было. Либо с документами было все в порядке, но их копии и подлинники терялись — и получалось, что подтвердить законность выдачи вкладыша или паспорта нечем.

Вот пример из судебной практики. Мужчина в 45 лет пришел менять внутренний паспорт. Старый у него изъяли, а новый оформлять отказались: заявили, что прежний документ ему взамен паспорта СССР выдали по ошибке, из-за неопытности чиновницы. Нашлась даже ее объяснительная. Подтвердить факт проживания в РФ на 6 февраля 1992 года нечем: домовая книга утрачена. В итоге суд мужчине в иске отказал.

Отдельная боль — электронные базы данных о гражданстве. Сначала их вообще не было, а когда появились, базы были разрозненными и в них попали далеко не все сведения. Часть данных потерялась при объединении баз. Наконец, усугубляло неразбериху то, что у МВД и МИД были разные базы. В результате человека могли оставить без российского паспорта просто потому, что он не значился в этих базах.

Случай из жизни. Мужчина в 45 лет обменял паспорт, а через два года получил заключение из полиции: документ недействителен. Мол, когда этот мужчина получал российский паспорт взамен советского, гражданства РФ он не имел. Данных о регистрации в России на 6.02.1992 нет, записей в базах МВД и МИД — тоже. Правда, в суде все кончилось хорошо, потому что мужчина родился в РСФСР.

Особенно уязвимы были люди, которые получили гражданство за рубежом через российское посольство или консульство, а также их дети. Все бумаги по процедуре оставались за границей и благополучно растворялись в недрах архивов без каких-либо электронных следов.

Грустная столичная история. В 2004 году одна женщина стала гражданкой РФ через посольство. Ей выдали загранпаспорт, поскольку внутренние паспорта за рубежом не оформляют. В 2006 году по этому загранпаспорту в Москве ей выписали внутренний паспорт, в 2008 году она зарегистрировала ИП, а позже получила новый загран.

И вдруг в 2017 году полиция сообщает: все документы недействительны, поскольку нет концов по самому первому загранпаспорту. В базе МИД данные отсутствуют, в посольстве записи не сохранились, а документы оттуда уничтожены, потому что закончился срок хранения. Суд, к сожалению, поддержал полицейских.

Без гражданства жизнь рушилась: нельзя ни на работу устроиться, ни в поликлинику сходить, ни жить спокойно там, где провел много лет, — ведь у иностранцев и лиц без гражданства свои правила пребывания в РФ.

Что сказал Верховный суд

ВС рассмотрел два эпизода. В первом случае мужчина оформил гражданство РФ в российском посольстве, но документы об этом потерялись, а в базах МВД и МИД сведений о нем не было. В 45 лет он обменял паспорт, а спустя два года ему сообщили, что он, вообще-то , негражданин.

Во второй ситуации женщина получила российское подданство за рубежом вместе с родителями. Потом она вернулась в РФ, оформила один внутренний паспорт, потом, в связи со сменой фамилии, второй и, наконец, третий — в 45 лет. И вдруг после этого всего она получает уведомление из полиции: все неверно, поскольку родителей женщины в базу МИД внесли, а ее саму — нет. Значит, и гражданства РФ у нее нет.

Промежуточный итог обоих эпизодов одинаковый: люди, десятки лет прожившие в РФ, оказались лицами без гражданства с недействительными российскими паспортами. Хотя все это время претензий к документам не было, мужчина и женщина спокойно жили и работали. Нижестоящие суды сочли действия полиции правомерными. Но не Верховный суд, который указал вот на что.

Во-первых, когда человеку выдают российский паспорт впервые, полиция обязана проверить, есть ли у него гражданство РФ. Если паспорт выдан, человек вправе считать себя полноценным российским гражданином. Тем более он может быть уверен в этом, когда неоднократно обменивал документ, пользовался всеми правами россиянина и исполнял присущие этому обязанности.

Во-вторых, люди не должны отвечать за ошибки чиновников. Нет документов в архиве? Нет отметок в базах? Это прежде всего говорит о халатности бюрократов, на которую человек повлиять не в силах.

В-третьих, по закону оставить заявителя без гражданства можно, только если полиция на суде четко докажет, что тот изначально представил подложные документы. Либо сговорился с конкретным чиновником, а тот втихую заведомо незаконно оформил подданство.

Пришел менять паспорт или получать загранпаспорт и узнал, что я негражданин. Что делать?

Если вы еще не судились по этому поводу, то нужно обратиться в отделение Главного управления по вопросам миграции МВД — ГУВМ, в народе его называют паспортным столом. Получите оригинал либо копию заключения по результатам проверки и изучите, что там написано. Если из документа следует, что гражданство вам предоставили по ошибке либо нет отметок в базах о наличии у вас гражданства, смело обжалуйте заключение через портал МВД. Или лично обратитесь с этим в управление ГУВМ по региону.

Если в полиции добиться справедливости не удалось, то дальше дорога одна — в районный суд. Подавать нужно административный иск о признании незаконным заключения об отсутствии гражданства. В иске помимо прочего обязательно сошлитесь на решения Верховного суда и приведите аргументацию оттуда. Остальные подробности о том, как подать иск, — в отдельной инструкции Т⁠—⁠Ж .

У нас, конечно, не прецедентное право, но суды обязаны прислушиваться к Верховному суду, если он уже рассмотрел сходное дело. Так что вероятность выиграть суд высокая. После этого отделение ГУВМ обязано будет выдать вам паспорт либо отменить заключение о его недействительности, если документ оставался у вас на руках.

Если вы проиграли в районном или региональном суде и сроки обжалования решения не вышли, используйте аргументацию ВС и ссылки на его решения при обжаловании. Скорее всего, вам улыбнется удача и вы получите новый российский паспорт взамен старого или загранпаспорт.

Если вы проиграли во всех судебных инстанциях и сроки обжалования прошли — увы, новая позиция Верховного суда этого не изменит. Так, к сожалению, решил Конституционный суд. Остается либо приобретать гражданство в соответствии с действующим законом, либо подавать жалобу в сам Конституционный суд. И уже пусть он разбирается, насколько соответствует Конституции вольное толкование ГУВМ норм, позволяющее оставить человека без гражданства из-за ошибок чиновников или из-за отсутствия отметок в базах. При удачном исходе гражданство вам вернут по мотивам постановления КС.

Институт гражданства в РФ имеет свою уникальную историю. В зависимости от конкретной исторической обстановки менялся взгляд на понятие гражданства, его сущность и условия приобретения. В настоящий момент получить статус гражданина РФ стремятся, как правило, выходцы из стран постсоветского пространства. Для успешного прохождения этой процедуры необходимо иметь представление об истории гражданства в России.

Понятие гражданства в его современном понимании было введено с принятием соответствующего закона в 1991 году и Основного закона РФ в 1993 году.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Гражданство с того времени начинает выступать и как способ защиты правового положения личности, и как средство защиты интересов самого государства. Если два этих аспекта находятся в равновесии, то в обществе появляется идеальное соотношение и интересов личности, и интересов государства.

С привнесением демократических элементов в процесс составления нового нормативного акта о гражданстве появилось множество правовых норм, отличающих современное законодательство от всех предыдущих:

  1. Отказ от процедуры насильственного лишения гражданства.
  2. Опора на нормы и принципы международного права при регулировании вопросов гражданства.
  3. Возможность гражданина иметь одновременно гражданство иностранного государства, с которым у РФ заключен договор.
  4. Апатриды (лица без гражданства) имеют полное право претендовать на получение российского паспорта.
  5. Существование упрощенного порядка получения гражданства для отдельных категорий.

Что это такое

Гражданство представляет собой один из наиболее важных правовых институтов в развитом демократическом обществе. Конституция РФ содержит ряд статей, где регулируются вопросы предоставления, изменения и лишения гражданства. Оно характеризует Россию как суверенное и независимое государство.

Классическое определение гражданства России связано с установлением устойчивой правовой связи лица с РФ, которая содержит взаимные права и обязанности.

Гражданство – это, прежде всего, правовая категория, а не фактическая. Лицо может проживать на территории другого государства, но при этом оставаться обладателем российского паспорта. Также и иностранцы, проживающие в Российской Федерации, не становятся ее гражданами только на основании этого факта.

Совокупность прав и обязанностей лица находятся в зависимости от того, обладает ли он статусом гражданина или нет. Гражданство выступает в роли некоего гаранта в части признания правосубъектности лица, а также в области защиты в соответствии с законодательством конкретного государства.

История

На данный момент отсутствует единая точка зрения на начальный этап становления российского гражданства. Одни специалисты считают, что эволюция гражданства как политико-правового института началась именно с приходом к власти большевиков, а другие выделяют и дореволюционный период как отправную точку развития.

В России гражданство как юридическая категория появилось сравнительно недавно.

До начала революционных событий в 20 веке существовало только понятие подданства.

Закон закреплял несколько разновидностей подданства:

  • природное (включало в себя дворянское сословие, духовенство, городских и сельских обывателей);
  • подданство инородцев (включало представителей еврейского и восточных народов);
  • финляндские обыватели.

Принадлежность к тому или иному разряду подданства определяла круг прав и обязанностей, которым обладал человек.

Декреты советской власти ликвидировали прежнюю систему подданства и ввели понятие гражданства. Теперь иностранцам стало намного проще приобрести статус гражданина, особенно при условии их происхождения из рабочего класса или крестьянства.

Далее последовало появления единого союзного гражданства. В последующие годы на конституционном уровне был закреплен принцип, в соответствии с которым обладание гражданством СССР гарантирует защиту и покровительство на территории иностранных государств.

Подданство

Вплоть до начала 18 столетия в российском законодательстве отсутствовали нормы, регламентирующие понятие подданства. В сознании русского человека оно ассоциировалось с православной верой, то есть приверженцы христианства автоматически считались подданными Российской империи.

Не имело значения место рождения ребенка при определении его правовой связи с государством. Даже если иноверец появился на свет на территории империи, то он мог стать российским подданным только при крещении.

Присяга носила добровольный характер и подразумевала отказ от выезда за рубеж и вступления в иностранную армию.

В 19 веке получение иностранцами подданства Российской империи означало, прежде всего, приобретение торговых прав, которые были доступны купеческим гильдиям. Однако до реформ 60-х годов подданство, приобретенное в результате натурализации, и подданство по факту рождения коренным образом отличались друг от друга.

Иностранец, присягнувший на подданство, рассматривался государством как иноземец с привилегиями.

Реальное уравнение прав натурализовавшихся иностранцев и подданных по рождению было осуществлено с принятием соответствующего закона в 1864 году.

Видео: Счастливая история

Понятие гражданства в советский и постсоветский периоды

Какие документы нужны для гражданства РФ ребенку? Найдете по ссылке.

Декреты советской власти упраздняли всю социальную структуру дореволюционного общества. Вместо титулов, чинов и сословий вводилась новая категория – гражданин Российской Республики.

С 1918 года Советы наделены правом предоставления иностранцам, живущим на территории РСФСР, гражданство России. Списки новоиспеченных граждан публиковались для ознакомления.

Гражданин одной из республик, входящих в состав СССР, автоматически признавался гражданином советского государства.

После распада страны Советов власти суверенного российского государства разработали закон о гражданстве, который привнес значительные изменения в понимание сущности гражданства. Гражданство стал регулироваться с помощью демократических принципов, что являлось определенным новшеством.

Согласно этому закону все граждане РСФСР при наличии согласия обретали устойчивую правовую связь с РФ.

Конституция 1993 года включила в себя многие установки из принятого закона, а также впервые закрепила понятие двойного гражданства.

С принятием в 2002 году нового, более совершенного закона о гражданстве, стали четко определены процедура приобретения статуса гражданина РФ, порядок выхода и полномочия государственных органов, в компетенции которых находятся вопросы гражданства.

Исторические типы

На основе анализа истории России можно выделить несколько исторических типов гражданства, присущих каждому конкретному периоду ее развития:

крещение приравнивалось к натурализации;

· правовой связи лица с социалистическим государством;

· принадлежности лица к социалистическому государству;

· политической связи личности и социалистического общества;

Тест на получение гражданства РФ по истории

Лица, желающие получить статус гражданина РФ, должны не только знать русский язык, но и иметь общее представление об основных вехах истории России.

Знание ключевых дат, событий и личностей, оказавших влияние на развитие российской государственности, помогает лучше ориентироваться в культуре традициях и законах современной России.

Как выглядит образец заявления на гражданство РФ? Ответ здесь.

Условия прекращения российского гражданства. Узнайте далее.

Взгляд на понятие гражданства с исторической точки зрения позволяет глубже понять особенности и своеобразие этого правового института. Проведя анализ исторических фактов, можно утверждать, что эта политико-правовая категория формировалась под влиянием различных исторических событий, что и определило ее своеобразие.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Читайте также: