Когда тирания узаконена порядок в революции

Обновлено: 17.05.2024

А пугать-то есть уже достаточно оснований. У нас, увы, с марта 1917 года нормальные формы власти не встречались. Ни монархии, ни аристократии. Демократия, кстати, тоже попадаться перестала, в то время как при царе на самом верху государства демократия была, и называлась она Государственной думой. И в губернии, уезде и волости тоже была демократия, и называлась она Земством.

И вот, наконец, тирания получает чисто оценочную окраску даже в энциклопедических словарях, что особенно неприятно, поскольку со статьей энциклопедического словаря не принято дискутировать. С точкой зрения даже симпатичного нам книжного или журнального автора мы можем внутренне спорить, но с точкой зрения энциклопедического словаря спорить как-то не приходит в голову, ведь мы в него за справкой заглядываем, а не для спора.

Но еще интереснее взгляд Аристотеля на общую черту, объединяющую все отклонения или искажения, отличающую их от законных и добродетельных форм власти. Все три формы власти — монархия, аристократия и демократия, а также их сочетания действуют в интересах общества. А все три искажения — тирания, олигархия и охлократия действуют в интересах части общества. Например, тирания действует в интересах эгоистической воли самого тирана.

Конечно, марксистско-ленинской исторической науке, убеждавшей нас, что любая власть имеет классовую природу и действует в интересах господствующего класса, подобное определение тирании было просто неприемлемо. И Аристотель представлялся неразумным идеалистом. А между тем его определение господствовало почти две тысячи лет. Первоначальное эллинское представление о тирании, как о власти, основанной на узурпации, утратило свое значение почти полностью, и тираном именовали именно эгоистического правителя, действующего в своих личных интересах. Это очень строгий подход. Степень жестокости того или иного правления исторична, а потому всегда будет относительна, хотя в любую эпоху негативной стороной тирана считалась его жестокость. А вот действия в разрез с интересами общества и даже государства отличали тирана всегда. Средневековые итальянские тираны определялись как таковые уже именно по этому признаку. Среди них могло и не быть узурпаторов, потому что мы знаем целые династии тиранов. В Римини, в Милане — несколько поколений Сфорца. Хотя преемники вступали на престол по праву наследования, они оставались в сознании современников тиранами — из-за манеры и смысла их правления.

Обратимся к русской истории. В ней было всего два тирана до начала советского периода. Это не так много, намного меньше, чем в иных странах, и оба они законного происхождения: и Иван IV, и Петр I — царские дети. Правда, Иван был сомнительно законным ребенком, учитывая обстоятельства бракосочетания его отца, заключенного в итоге незаконного развода, но другого наследника престола не было, и это забылось до поры. Современниками, однако, он воспринимается как тиран. И Петр был законным наследником с некоторым изъяном: его приход к единоличной власти и устранение старшего брата, Ивана V, были итогом государственного переворота 1689 года. Но не это и современникам, и тем более потомкам, послужило главным аргументом. Представление о Петре как о тиране связано, конечно, не с законностью его воцарения, а с характером его правления в разрез с национальной культурой и всеми политическими традициями России. Плюс, разумеется, исключительная жестокость обоих русских тиранов.

Основные характерные черты тиранов и тираний были известны еще эллинам, они присутствовали в древнегреческой истории, а подмечены были позднейшими исследованиями. Тираны чаще всего порождаются охлократией, толпой, или приходят к власти при участии толпы. Из нормальных форм власти тиранам наиболее ненавистна аристократия, и то закономерно. Монархия не ненавистна, ибо тиран обычно сам выдает себя за законного монарха (в своей идеологии). С демократией тиран не может ужиться, но уживается с охлократией, и потому выдает ее за демократию. Аристократия, как власть традиционная, наиболее традиционная из всех, является естественным оппонентом, самым надежным орудием противодействия тирании, потому и истребляется. Вспомним рассказ о высоких колосьях, которые один тиран рекомендовал сбивать другому. Генрих VIII Английский учинил массовое кровопускание английской знати, а Иван IV — русской. Петр I стремился уничтожить аристократию законодательно, унизив ее до уровня низшего дворянства, а Ферранте Неаполитанский не только убивал знатных людей, но и мумифицировал тела своих жертв. Лучшие часы своей жизни этот правитель проводил в страшной галерее мумий противников.

Не сразу, но уже в Средние века, тираны приходят к еще одному важному открытию. Они правят обществом, опираясь на аппарат личной власти. Прообраз этого можно видеть у весьма терпимого и добродетельного Писистрата Афинского: в его личной охране из 50 дубинщиков. Но то были детские игрушки. А вот опричнина Ивана IV, представлявшая собой внегосударственный аппарат террора и принуждения, была уже законченным механизмом личной власти тирана. Мы можем видеть множество подобных примеров и в ХХ веке.

Нетрудно видеть, что тирании являются не в любые исторические эпохи. Так, например, первое тысячелетие христианской государственности, примерно с IV по XIV век, практически не знает тиранов. Не знает тиранов и классический ислам. Устойчивые традиции не дают возможности совершить решительный шаг — перейти от единоличного правления к эгоистическому тираническому.

Еще более интересна общая историко-культурная закономерность. Тирании появляются в основном в переходные эпохи. В самом деле, солдатские императоры означили собой преддверие падения Рима и закат античности так же точно, как греческие тираны — укрепление полиса и переход от аристократических форм к демократическим и охлократическим. Ренессанс был началом перехода средневековой культуры к новым формам, к эпохе Нового времени. Потому к ряду ренессансных тиранов весьма уместно причислять и нашего Ивана IV. Сталин и Гитлер являются на арену в условиях разрушения своих стран, и — что, может быть, еще важнее — в условиях уничтожения национальных элит.

На чем же основано правление тирана? Действительно ли на низкой правовой культуре или на низком личностном самосознании того или иного народа, общества в ту или иную эпоху, как иногда предполагают? Думается, что это не так. Граждане средневековых городов-государств Италии были весьма личностны и свободолюбивы. Генрих VIII, как и позднее Кромвель, пришли к власти в Великобритании с ее не только правовой, но и парламентарной традицией. Оба русских тирана приходили к власти в стране, имевшей законную аристократию Боярской Думы и законную демократию Земского Собора.

Позволим себе осторожную гипотезу: успех тирана основан на том, что он превосходит представимый в его эпоху уровень жестокости. Иными словами, будущему тирану можно дать мрачную рекомендацию: если вы захватили власть и понимаете, что обезопасить себя можете, только казнив 10 тысяч человек, то не сомневайтесь, что как только вы начнете казни, вас убьют. Но если вы, например, вместо расстрела посадите эти 10 тысяч человек на колья, да еще соберете наблюдать за этим многотысячные толпы народа, или станете транслировать казнь по телевизору, ваш успех как тирана обеспечен.

Что до автора этих строк, то, не будучи нисколько профессиональнее коллег, с которыми он полемизирует, он спасался всегда, еще не прочитав Аристотеля, двумя критериями:

Поль Баррас. Цветная литография. XIX в.

Юридически страной по-прежнему управлял Конвент через назначенные им комитеты и комиссии, которые ежемесячно обновлялись. Фактически же власть была сосредоточена в основном в руках лидеров заговорщиков Жана Ламбера Тальена и Поля Барраса. Но вначале им приходилось считаться с левыми термидорианцами Колло д’Эрбуа, Бийо-Варенном и Бадье, с влиятельными, но предпочитавшими держаться в тени Фуше и Фрероном. Некоторые деятели свергнутого режима подверглись репрессиям. Впрочем, официально режим террора был отменён в августе 1794 г. Тысячи арестованных вышли на свободу.

Закрытие Клуба якобинцев в ночь с 27 на 28 июля 1794 г. Гравюра. Около 1794 г.

К. Дюбюф . Жозеф Фуше, герцог Отрантский

Жерминаль и прериаль

Ж. Ф. Бозио. Возрождение аристократической жизни. XIX в.

Разгром санкюлотов вдохнул надежду в сердца монархистов. В Бретани и Нормандии они возглавили партизанское движение. В июне 1795 г. около 14 тыс. повстанцев-шуанов сконцентрировались на полуострове Киберон в Бретани, возобновились восстания в Вандее. Армия из 4 тыс. эмигрантов высадилась в Карнаке при поддержке английского флота. Тем не менее, республиканским войскам под командованием генерала Лазара Гоша удалось разгромить разрозненные силы мятежников, захватив 6 тыс. пленных. Боевые действия на фронтах разворачивались успешно для республики. В конце августа 1794 г. вся территория Франции была очищена от войск противника. Затем в ходе стремительного наступления была оккупирована Голландия. В апреле 1795 г. Пруссия подписала с республикой мир в Базеле, признав аннексию Францией левого берега Рейна. В августе 1795 г. была захвачена, а в октябре присоединена к Франции территория Бельгии.

22 августа 1795 г. Конвент одобрил проект новой конституции. В соответствии с ней всеобщее избирательное право отменялось, устанавливался имущественный ценз. Избиратели голосовали за выборщиков, которые затем и выбирали депутатов. Законодательный орган Франции становился двухпалатным, причём обе палаты ежегодно обновлялись на треть. Право законодательной инициативы предоставлялось нижней палате — Совету пятисот, а утверждать или отклонять его предложения должна была верхняя палата — Совет старейшин из 250 членов старше 40 лет.

Исполнительная власть принадлежала Директории из пяти членов. Они избирались законодательным органом, но не подлежали отзыву. Каждый год один из директоров должен был быть сменён. Им в действительности и принадлежала власть в стране.

Лазар Никола Карно - один из пяти членов Директории. Около 1790 г.

По существу, это была конституция олигархии. 23 сентября 1795 г. она официально вступила в силу, а в октябре прошли выборы в новый парламент.

Монархисты и умеренные конституционалисты 5 октября (13 вандемьера) подняли восстание в Париже, опираясь на своё влияние в некоторых секциях. Однако назначенный Баррасом командующий правительственными силами молодой генерал Наполеон Бонапарт подтянул артиллерию к дворцу Тюильри, в котором заседал Конвент. Огонь пушек смял и рассеял повстанцев, около 200 человек были убиты и ранены. 26 октября 1795 г. Конвент собрался на последнее заседание, принял закон об амнистии и переименовал расположенную в центре Парижа площадь Революции в площадь Согласия.

Кризис Директории

Режиму Директории удалось не только разгромить внутренних врагов, но и добиться новых военных успехов. В апреле 1796 г. французская армия под командованием генерала Наполеона Бонапарта вторглась в Италию. Австрийские и пьемонтские войска были разбиты. Пьемонт уступил Франции Савойю и Ниццу, французские части заняли Ломбардию и Геную. Позднее войска Франции провели успешные операции на Рейне, а Бонапарт продолжал громить австрийцев в Италии и Тироле. Французская армия заняла Центральную Италию, Рим, Неаполь и Венецию. По всей Италии были образованы зависимые от Франции республики. 17 октября 1797 г. Австрии пришлось подписать мир.

Генерал Пишегрю. Миниатюра. Франция. Начало XIX в.

Во внутренней политике Директория пыталась балансировать между крайностями. Она расправлялась с левыми и якобинцами, но пыталась не допустить усиления монархистов.

Между тем парламентские выборы в апреле 1797 г. принесли крупный успех монархистам: председателем Совета пятисот стал сотрудничавший с ними генерал Шарль Пишегрю. Новое парламентское большинство взяло курс на дальнейший пересмотр революционных законов: возвращение исключённых депутатов, восстановление в гражданских правах родственников эмигрантов. Но большинство членов Директории опасалось идти на слишком активное, по их мнению, примирение с монархистами и эмигрантами. Стремительно обогащавшаяся и сконцентрировавшая в своих руках политическую власть буржуазия не хотела возвращения старых правящих классов.

Баррас приказал военному министру генералу-республиканцу Лазару Гошу подтянуть войска к столице. В ответ парламентарии сместили генерала. 3 сентября 1797 г. Совет старейшин и Совет пятисот призвали к ответу Барраса, ла Ревейёра и Рёбелля и стали готовить их арест силами, верными генералу Пишегрю.

В. Адам. Битва при Кастильоне (Северная Италия) 5 августа 1796 г. 1836 г.

В. Адам. Битва при Кастильоне (Северная Италия) 5 августа 1796 г. 1836 г. Сражение времён Итальянского похода Бонапарта, в котором французы разгромили австрийскую армию

Но на следующий день командующий военным округом генерал Ожере произвёл переворот. Вооружённые солдаты окружили парламентариев и принудили их отдать голоса в пользу Барраса и его сторонников. Результаты парламентских выборов были пересмотрены. Власти закрыли 42 газеты. 65 человек (включая Пишегрю) приговорили к ссылке в колонии.

Новыми членами Директории были избраны Филипп Антуан Мерлен де Дуэ и Франсуа де Нёфшато, Сийес стал председателем Совета пятисот. Население Франции отнеслось к новому перевороту с полным безразличием.

Воспользовавшись оживлением в экономике с начала 1797 г., новая Директория провела успешную финансовую и налоговую реформу. Производство стало расти, безработица сократилась. Но по-прежнему пышным цветом цвела коррупция в верхах, причём пример подавали сами члены Директории.

Парламентские выборы весной 1798 г. принесли успех сторонникам якобинцев. Власти ответили на это очередным переворотом. 11 мая результаты были частично аннулированы, а свыше 100 якобинских депутатов изгнаны из парламента.

Оппозиция справа и слева, стремясь свергнуть правящую верхушку, избрала для борьбы с Директорией лозунг войны с коррупцией. Суровая зима 1798/99 гг., рост стоимости жизни и безработица не способствовали популярности властей. Положение усугубилось военными неудачами: армия Бонапарта, посланная в 1798 г. в Египет, увязла на Ближнем Востоке. Против Франции сплотилась коалиция в составе Великобритании, России, Австрии, Османской империи и Сицилии. Французские войска потерпели поражение в Италии и Швейцарии и вынуждены были оставить все завоевания в Северной Италии. Активизировались мятежники-монархисты в Вандее.

На выборах весной 1799 г. правые и левые кандидаты (католики и якобинцы) сообща нанесли поражение правительственным кандидатам. В мае члена Директории Рёбелля сменил Сийес. 5 июня Совет пятисот призвал членов Директории к ответу за сложившееся политическое и военное положение.

Ю. Я. де Лосе. Жан Батист Бернадотт. 1805 г.

К власти пришла группировка, которую современники называли неоякобинцами. На её стороне выступили командующий парижским гарнизоном генерал Бартелеми Жубер, министр полиции Фуше, министр юстиции Жан Жак Режи Камбасерес и военный министр генерал Жан Батист Бернадотт.

Ф. Бушо. 18 брюмера. Наполеон Бонапарт. 1840 г.

В политической философии , то право революции (или права восстания ) является право или обязанность народа , чтобы свергнуть правительство , которое действует против своих общих интересов и / или ставит под угрозу безопасности людей без причины. На протяжении всей истории в той или иной форме вера в это право использовалась для оправдания различных революций, включая Американскую революцию , Французскую революцию , Русскую революцию и Иранскую революцию .

Ранние примеры

Древний Китай

Чтобы оправдать свое свержение более ранней династии Шан , короли династии Чжоу (1122–256 гг. До н.э.) Китая обнародовали концепцию, известную как Мандат Небес , что Небеса благословят власть справедливого правителя, но будут недовольны и отозвать свой мандат у деспотического правителя. [1]

Древний Рим


Средневековая Европа


Великая хартия вольностей отмечает одну из самых ранних попыток ограничить власть суверена и считается символом верховенства закона.

Один из примеров возникновения права на революцию можно проследить до Жоргныра Законодателя , который в 1018 году вступил в драматическое противостояние с королем Швеции. Законодатель утверждал, что король Швеции несет ответственность перед народом и будет свергнут ими, если он продолжит свою непопулярную войну с Норвегией.

Ранняя современная Европа

Богословские представления о праве на революцию были разработаны в период раннего Нового времени . В иезуитах , особенно Беллармин и Хуан де Мариана , были широко известны и часто опасались за пропаганду сопротивления тирании и часто тираноубийца-один из последствий естественного права фокуса школы Саламанки .

Право на революцию было разъяснено монархомахами в контексте французских религиозных войн и мыслителями- гугенотами , узаконившими тираноубийство .

Италия, оставшаяся без жизни, ждет того, кто еще исцелит ее раны и положит конец разорению и разграблению Ломбардии, мошенничеству и налогообложению королевства и Тосканы и очистит те язвы, которые уже давно гноятся. Видно, как она умоляет Бога прислать того, кто избавит ее от этих обид и варварских наглостей. Также видно, что она готова и желает следовать за знаменем, если только кто-то его поднимет. [11]

Философские взгляды

Джон Локк


" Всякий раз , когда Законодатели стремятся забрать и уничтожить собственность народа , или свести их к рабству под неограниченной властью, они ставят себя в состояние войны с народом, которые вслед за этим освобождаются от какой - либо далекой послушании, и являются . слева к общему Убежище, которое Бог предоставляется для всех мужчин, от силы и насилия когда же поэтому Законодательный согрешит это фундаментальное правило общества, а также либо Ambition, страх, Фоли или коррупции, стремится понять себя, или положить в в руки любого другого Абсолютная Власть над жизнями, свободами и имуществом Людей; из-за этого нарушения доверия они теряют Власть , которую Народ передал им в руки, для совершенно противоположных целей, и она переходит к Народу, которые имеют право восстановить свою первоначальную свободу ". [12]

Жан-Жак Руссо

договор правления настолько разрушен деспотизмом, что деспот остается господином лишь до тех пор, пока он остается самым сильным; как только его могут исключить, он не имеет права жаловаться на насилие. Народное восстание, закончившееся смертью или низложением султана, является таким же законным актом, как и те, которыми он накануне распорядился жизнями и состояниями своих подданных. Он поддерживался только силой, только сила свергает его. [19]

Иммануил Кант

Джон Стюарт Милл

Сэмюэл Джонсон

если злоупотребления будут огромными, природа восстанет и, заявив свои права, опрокинет коррумпированную политическую систему. [курсив в оригинале]

Использование в истории

Все последовавшие за этим революционные движения опирались на теорию Локка как на оправдание осуществления права на революцию.

Славная революция

Во время Славной революции 1688 года парламент Англии фактически сверг Джеймса II Англии и заменил его Вильгельмом III Оранским-Нассау из-за неприемлемой склонности первого к абсолютизму и католицизму . Хотя трактат Локка был опубликован через год, его идеи уже были широко распространены в английской политической системе в то время.

Штурме Бастилии 14 июля 1789 года пришел символизировать французскую революцию , когда народ восстал осуществить свое право на революцию.

Хотя Локк утверждал, что цель его книги состояла в том, чтобы оправдать восхождение Вильгельма III на престол, утверждалось, что основная часть написания была вместо этого завершена между 1679–1680 гг. Во время Кризиса исключения , который попытался помешать Якову II когда-либо взять трон в первую очередь. Энтони Эшли-Купер, 1-й граф Шефтсбери , наставник, покровитель и друг Локка, представил законопроект, но в конечном итоге он потерпел неудачу. [25] С другой стороны, работа лучше связана с революционными заговорами, которые крутились вокруг того, что впоследствии стало известно как Заговор Ржаного Дома . [26]

Американская революция

Однако революция действительно изменила курс, чтобы установить определенные ограничения на право на восстание. В федералистов № 28 , Александр Гамильтон успешно сделал случай для федерального постоянной армии, в противоположность принципу Локка о том , что республиканское правительство правит не насилием, а по закону. Гамильтон подумал:

'что мятежи и восстания, к сожалению, являются недугами, столь же неотделимыми от политического тела, как опухоли и высыпания из естественного тела; что идея управления во все времена посредством простой силы закона (который, как нам сказали, является единственным допустимым принципом республиканского правления) не имеет места, кроме мечтаний тех политических врачей, чья проницательность пренебрегает наставлениями экспериментального обучения. '

Французская революция

Право на революцию было также включено в предисловие 1793 г. к французской конституции 1793 г. во время Французской революции . Это предисловие от 24 июня 1793 г. содержало декларацию прав человека и гражданина, включая право на восстание в §35: «Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа, и для каждой его части самая священная прав и самых необходимых обязанностей ". [29]

американская гражданская война

Неотъемлемое (а не конституционное) право на восстание упоминалось за год до начала гражданской войны как оправдание отделения Конфедеративных Штатов Америки . [30]

Индивидуальное или коллективное право

Хотя некоторые объяснения права на революцию оставляют открытой возможность его осуществления в качестве индивидуального права, в английской конституционной и политической теории оно ясно понималось как коллективное право. [31]

Право против долга

В философском дискурсе

Презентация проекта Декларации независимости в Джоне Trumbull «s Декларации независимости изображает другую идеализацию осуществления права революции.

Во время американской революции

Описания права на революцию также различаются в зависимости от того, считается ли это право естественным законом (законом, содержание которого определено природой и, следовательно, имеет силу повсюду) или позитивным правом (законом, принятым или принятым надлежащим органом для управления государством. государственный).

Примеры как позитивный закон

Хотя многие декларации независимости стремятся к легитимности, апеллируя к праву на революцию, гораздо меньше конституций упоминают это право или гарантируют это право гражданам из-за дестабилизирующего эффекта, который, вероятно, может вызвать такая гарантия. Среди примеров формулировки права на революцию как позитивного права можно назвать:

  • Шляхта , дворяне Посполитой , также сохраняется право на восстание, известное как rokosz .
  • New Hampshire «s конституции [70] гарантирует гражданам право на правительства реформ, в статье 10 Нью - Гемпшир конституции Билля о правах :

Когда цели правительства извращаются, а общественная свобода явно ставится под угрозу, а все другие средства исправления положения оказываются неэффективными, люди могут и по праву должны реформировать старое или установить новое правительство. Доктрина непротивления произволу и угнетению абсурдна, рабски и разрушительна для блага и счастья человечества.

Всякая власть присуща людям, и все свободные правительства основаны на их власти и созданы для их мира, безопасности, счастья и защиты собственности. Для достижения этих целей у них всегда есть неотъемлемое и неотъемлемое право изменить, реформировать или отменить свое правительство таким образом, который они сочтут нужным.

Всякая власть присуща людям, и все свободные правительства основаны на их власти и созданы для их мира, безопасности и счастья. Для достижения этих целей они всегда имеют неотъемлемое и неотъемлемое право изменить, реформировать или отменить свое правительство таким образом, как они сочтут нужным.

Что вся власть присуща народу, а все свободные правительства основаны на их власти и созданы для их мира, безопасности и счастья; для достижения этих целей они всегда имеют неотъемлемое и неотъемлемое право изменять, реформировать или отменять правительство таким образом, как они сочтут нужным

3d. Это правительство должно быть создано для общего блага, защиты и безопасности людей; и что доктрина непротивления произволу и угнетению абсурдна, рабски и разрушительна для блага и счастья человечества.

Вся политическая власть присуща народу, и все свободные правительства основаны на их власти и созданы для их блага. Вера жителей Техаса является залогом сохранения республиканской формы правления, и, с учетом только этого ограничения, они всегда имеют неотъемлемое право изменить, реформировать или отменить свое правительство таким образом, как они могут подумать. целесообразно.

Статья 11: Любое действие, направленное против личности, за исключением случаев и без форм, определенных законом, является произвольным и тираническим; если предпринята попытка совершить такое действие с применением силы, лицо, являющееся его объектом, имеет право оказать сопротивление силой. [76]

Статья 12: Те, кто подстрекают, отправляют, подписывают или совершают произвольные действия или вызывают их казнь, виновны и подлежат наказанию. [76]

.

Статья 27: Пусть любой человек, который захочет узурпировать верховную власть, будет немедленно казнен свободными людьми. [76]

.

Статьи 33–35: Сопротивление угнетению является следствием других прав человека. Когда угнетается хотя бы один из его членов, социальное тело угнетено. Когда угнетено социальное тело, каждый член подвергается угнетению. Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части является самым священным из прав и самой необходимой обязанностью. [76]

Все немцы имеют право сопротивляться любому лицу, стремящемуся отменить этот конституционный порядок, если нет других средств правовой защиты. [77]

Соблюдение конституции возложено на патриотизм греков, которые имеют право и обязаны всеми возможными средствами противостоять любому, кто пытается насильственно отменить конституцию. [78]

Граждане имеют право сопротивляться любому, кто отказался бы от демократического порядка прав человека и основных свобод, установленного настоящей Хартией, если действия конституционных органов или эффективное использование законных средств были сорваны. [79]

Принимая во внимание, что для того, чтобы человека не заставляли прибегать в крайнем случае к восстанию против тирании и угнетения, необходимо, чтобы права человека были защищены верховенством закона . [80]

Некоторые утверждали, что, поскольку в наше время демократические правительства могут быть свергнуты всенародным голосованием , право людей смещать правительство стало неотъемлемой частью политической системы . В исследовании идеи правления народа во время американской революции и в ранней послереволюционной Америке историк права Кристиан Дж. Фриц пишет:


Политическая революция — процесс незаконного свержения государственной власти оппозицией при поддержке части народа, за которым следуют значительные преобразования, приводящие к смене государственного (политического, общественного) и экономического строя. Если значительных изменений не происходит, то это не революция, а переворот. Таким образом, переворот является необходимым условием для революции, однако не всякий переворот ведёт к революции.

Содержание

Классификация





Революция сверху

Основной минус: незаконная или недемократическая смена власти порождает в обществе раскол на два лагеря: сторонников осуществленного переворота и его противников. В будущем данная конфронтация может перерасти в полномасштабную гражданскую войну. Известные события на Украине это подтверждают.

Цветная революция

Военный переворот

Военный переворот, характеризующийся применением военной силы/армии. Например, переворот в 1741 г. с участием преображенцев, которые провозгласили императрицей Елизавету Петровну; танковый обстрел парламента в 1993 году под руководством Б. Н. Ельцина, президента страны.

Основной минус: неудавшаяся национально-освободительная революция приводит к ещё большей диктатуре и угнетению.

Универсальная революция

К такому виду можно отнести некоторые буржуазно-демократические революции в европейских странах, когда элита боролась за ограничение абсолютной монархии и либерализацию прав и свобод населения страны, то есть, когда интересы элиты совпадали с интересами обычного народа.

Факторы

Каждому виду революции соответствует свой список причин и условий.



  • Крайняя неудовлетворенность элиты внутренней или внешней политикой. Неудавшееся восстание декабристов в 1825 г. было вызвано протестом дворян против завершения либерального внутриполитического курса Александра I. Также убийство Павла I во многом связано именно с политическими мотивами.
  • Реализация организаторами революции личных интересов.
  • Раскол в правящих кругах. Английская революция XVII в. началась в результате конфликта законодательной и исполнительной власти между Карлом I и парламентом.
  • Кризис и дезорганизация власти. В результате февральской революции 1917 г. образовалось два центра власти, каждый из которых не мог проводить полноценную самостоятельную политику. Данная ситуация обеспечила благоприятные условия для осуществления сразу двух попыток вооруженного захвата власти: сначала произошло корниловское выступление, потом октябрьский переворот.



  • Подавление базовых потребностей у большинства населения:
  • Осознание угнетенными массами невозможности жить по-старому;
  • Слабость власти — неспособность подавить смуту, ликвидировать причины и условия народного восстания.

Чаще всего революции происходят в том случае, когда имеет место некоторая комбинация или полная совокупность данных условий и причин.

Последствия



Выделяются следующие возможные последствия:

  • Гражданская война.
  • Иностранная интервенция;
  • Многочисленные жертвы;
  • Социально-экономический и политический кризисы;
  • Падение уровня жизни;
  • Развал страны.
  • Освобождение угнетенного народа/части населения;
  • Освобождение страны от иностранной или иной зависимости.
  • Освобождение государственной системы от угнетения коррпупционным правительством.
  • Реформы законодательной и исполнительной власти.
  • Изменения в конституции в соответсвтии с выбором народа.


Вывод: В краткосрочной перспективе революции приносят больше вреда, чем пользы, но способны совершить серьезные позитивные изменения в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Установление диктатуры после революции



Чаще всего в результате революции, как бы это парадоксально не звучало, устанавливается мощная диктатура, позволяющая эффективно устранить негативные последствия и навести порядок любой ценой.

Классическими примерами таких послереволюционных диктатур являются правление Оливера Кромвеля после Английской революции середины XVII века и диктатура Наполеона Бонапарта после Французской революции конца XVIII века. Аналогичной фигурой в истории России был Иосиф Сталин. Так, для ликвидации экономической отсталости и проведения форсирующей индустриализации СССР, Сталин был вынужден использовать жёсткие и зачастую негуманные меры — такова была сложившаяся в стране после революции обстановка. Адекватность этих мер остаётся спорной, и во многих случаях видна их прямая ошибочность, однако следует признать, что своих главных целей эти меры достигли, пускай и дорогой ценой — страна превратилась из аграрной в индустриальную, была осуществлена подготовка к войне и достигнута военная победа.

Диктатуры устанавливались после революций и в последние десятилетия новейшей истории. Например, Высший руководитель Ирана, Имам Хомейни для искоренения западной культуры и упрочнения режима после революции 1979 г. использовал репрессии и цензуру.

Все революции кончались реакциями. Это — неотвратимо. Это — закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг. (с) Николай Александрович Бердяев.

Состоявшиеся и несостоявшиеся революции

Но даже если революция действительно состоялась, это ещё не значит, что она принесла пользу стране, где она произошла.

Хорошие и плохие революции

Условия для оценки революции

О положительной, прогрессивной и исторически оправданной революции можно говорить при следующих условиях:

  • (1) Условие долгосрочного прогресса: революция в долгосрочном должна привести к реальным улучшениям в обществе, к существенному усилению народа и государства, а не к ослаблению и развалу;
  • (2) Условие ускоренного развития: революция должна привести к такому усилению государства и улучшению жизни народа, которых либо вообще нельзя было бы достичь без революции, либо без революции этого бы пришлось достигать слишком долго (то есть либо революция повернула общество с пути длительного регресса или стагнации на путь прогресса, либо революция ускорила и без того неизбежный, но в ином случае слишком медленный прогресс).

Оба этих условия можно свести к следующей формулировке: революция хороша тогда, когда в долгосрочном плане положительных последствий от революции заметно больше, чем отрицательных, с учётом возможных эволюционных альтернатив развития.

Однако следует отметить, что предложенная формулировка не учитывает в явном виде моральную сторону проблемы. Ведь на практике революции как правило связаны с убийствами политических оппонентов, грабежами, репрессиями, войнами, и вообще говоря не ясно, а стоит ли идти на подобные вещи ради ускорения технического или экономического прогресса. Может быть, лучше развиваться не так быстро, но более мирно и гармонично?

Человек нравственный ответит на заданный вопрос в общем положительно. Однако есть случай, когда в нашем несовершенном мире оказывается оправданной даже такая революция, которая влечет за собой много крови, смерти и страданий:

  • (3) Условие меньшего зла: Даже связанная с массовым насилием революция может быть оправдана тогда, когда без неё государство развивалось бы недостаточно быстро по сравнению с конкурентами, а чрезмерное относительное усиление конкурентов привело бы к гораздо большему массовому насилию (уничтожение или разделение государства в ходе войн, истребление или порабощение народа, уничтожение его культуры и идентичности).

Оценить то, соответствует ли революция условиям ускоренного развития (2) и меньшего зла (3), может быть довольно сложно, так как эта оценка предполагает уход в альтернативную историю. В случае (2) можно выстроить достаточно обоснованную оценку на основании экстраполяции дореволюционных темпов развития и изучения параллельного развития тех стран, в которых революции не произошло. В случае (3) всё зависит от масштабов революционного и постреволюционного насилия в сравнении с оценкой внешних угроз.

Оценка намерений революционеров

Если же истинные намерения организаторов революции связаны с частными интересами, а не с интересами всего народа, то такая революция оправданной быть не может, поскольку нарушается принцип справедливости: меньшинство реализует свои личные цели за счет эксплуатации большинства и количество причиненного ущерба значительно превышает количество достигнутых благ.

Вместе с тем, даже если революционеры желают всеобщего блага, совершенно не факт, что они адекватно и разумно оценивают пути достижения этого блага, или что они способны взять на себя руководство и добиться поставленных целей.

Кроме того, даже искренние сторонники всеобщего блага со временем могут скатиться к обслуживанию частных интересов, а также, после взятия власти, они неизбежно будут окружены большим числом людей, преследующими частные интересы.

Таким образом, в значительном числе случаев революция представляет собой опасную и малопредсказуемую игру, где сложно заранее предсказать положительный или отрицательный исход.

Читайте также: