Когда появился прокурор в мире

Обновлено: 19.05.2024

Словари современного русского языка различают два эти слова: прокуратор отнесён к истории Древнего Рима, к событиям, связанным с судом и казнью на кресте Иисуса Христа, и только в Швеции прокуратором названо должностное лицо при парламенте.
А прокурор - государственный служащий с высшим образованием по специальности юриспруденция, прошедший дополнительную подготовку в сфере отправления правосудия. Нередко это обвинитель в суде от лица государства.

Словари следом за их составителями не видят и не чувствуют в этих словах русские корни, а потому относят их к заимствованной лексике.

Несколько особняком стоит словарь Владимира Даля, там слова ПРОКУРАТОР вообще нет, но есть ПРОКУРАТ, ПРОКУРАТКА в значении проказник, шутник, затейник; плут, обманщик, притворщик. У Даля есть глагол ПРОКУРАТИТЬ, то есть прокудить, проказить, прикидываться, притворяться, притворно болеть, огуряться, лытать от работы. Слова огуряться и лытать вообще ныне не употребляются или сохранились где-то в диалектах. Мне их смысл понятен. Слово ЛЫТАТЬ у Даля стоит в отдельном гнезде: уклоняться от дела, бегать работы, шляться, скитаться. Есть и слово огуряться, то есть отнекиваться, отказываться, упрямиться от лени и слабоволия.
Такое впечатление, что Владимир Иванович Даль, составитель словаря живого великорусского языка, прекрасно знал, что древняя история создавалась задним числом по заказу правящего класса после семнадцатого века в Западной Европе, потому Даль и не брал во внимание некоторые поздние западноевропейские термины. А скорее всего, слова прокуратор нет в словаре потому, что Даль чутко относился к словам русского языка и понимал, с какими заимствованиями могут прийти ложь и фальшь.

По сути вместе в романом Булгакова в жизнь и в русский язык вошло слово ПРОКУРАТОР, образованное от латинского procurator, якобы заведующий, управляющий. В Библии такого наименования нет.

Википедия излагает историю появления должности. Изначально прокураторами называли управляющих имуществом, имением и т. п. (vilicus или calculator). Такие прокураторы были доверенными лицами dominus’a (господина), вели от его имени дела с другими, управляли сельскими и прочими работами. Прокураторами могли быть или свободные, или любимые рабы.

Должность прокуратора как государственного чиновника создалась с введением Августовой конституции. Принцепс, стоявший во главе администрации, разделил разнородные обязанности государственной службы между особыми чиновниками, которые носили название префектов (praefecti) и прокураторов (procuratores Caesaris). Это были собственно слуги императора с представительной властью, на которых были возложены специальные служебные обязанности (ministeria principalus). Первоначально они назначались из рабов или вольноотпущенников и занимали при особе императора должности секретарей (a libellis) и казначеев (a rationibus).
Постепенно, с расширением императорской власти, обязанности прокураторов приобретали всё большее государственное значение; пост прокуратора стал высоким. Более ответственные прокуратуры предоставлялись всадникам (со времён Адриана); менее важные посты замещались всадниками и вольноотпущенниками. С этого времени прокуратура стала одной из постоянных ступеней всаднической карьеры, тем более, что для сенаторов она была закрыта. За прокуратурой следовала префектура — венец всаднической службы. Прокураторы первоначально заведовали лично имуществом императора и его фиском.

По отношению к императору прокуратор был ответственным лицом; он должен был в каждом отдельном случае отдавать отчёт во всех своих действиях, не мог ни продавать императорского имущества, ни передавать его; он был только управляющим, хотя в указанных границах действия его имели силу действий самого императора.

Отвлёкся я от главной темы. Я бы нашёл русские корни во всех приведенных здесь латинских словах, но не вижу смысла: многие слова забыты, поменяли значение или являются так называемой терминологией древнего Рима. Почему так называемой? На мой взгляд, подлинная римская терминология до смут семнадцатого века и до распада великой империи была совершенно другой, образной и прозрачной.

На что надеюсь? Наш мир создан, и создан не для войн, не для кровопролитий, не для власти денежного мешка, не для издевательств и экспериментов над здравым смыслом, не для уничтожения в угоду рептилоидных личностей с маразматическими идеями.

Мир создан для развития, совершенствования, а не для разрушения и деградации. Рано или поздно создатели вернутся к первоначальным замыслам и положат конец проектам по уничтожению всего живого во Вселенной. И не будет истории, которая только врёт о прошлом. Не будет образования, которое отупляет личности и делает их жертвами своих похотей. Не будет медицины, которая не лечит. Не будет фармации, которая производит опасные для здоровья продукты и выкачивает деньги из карманов потребителей. Не будет культуры, которая считает шедеврами не шишкинские или левитановские пейзажи, а квадраты малевичей и экскременты современных художников и скульпторов.

Вернёмся к прокураторам и прокурорам. В немецких словарях и лексиконах есть прокураторы, но нет прокуроров, их функции выполняют службы, которые называются Staatsanwaltschaft.

Прокурор от латинского procurare (управлять, ведать чем-либо, заботиться) - главный законный представитель обвинения, сторона, отвечающая за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении правонарушения, в ходе судебного разбирательства по уголовному делу. Функции прокуроров в разных странах различны и во многом определяются исторически сложившимися условиями.
В России прокурор как должностное лицо прокуратуры осуществляет прокурорский надзор, координацию деятельности по борьбе с преступностью и участие в рассмотрении дел судами.

В Бразилии прокуроры подразделяются на три ранга: по португальски - procuradores da Rep;blica (федеральные прокуроры), procuradores regionais da Rep;blica (прокуроры, выступающие в федеральных апелляционных судах), и subprocuradores gerais da Rep;blica (прокуроры, выступающие в высших федеральных судах). в соответствии с юрисдикцией судов, в которых они выступают. Генеральный прокурор Республики - Procurador Geral da Rep;blica, он возглавляет федеральную прокуратуру и представляет обвинение по судебным делам в Высшем федеральном суде - Supremo Tribunal Federal, суде высшей инстанции Бразилии. На уровне отдельных штатов прокуроры подразделяются на заместителей прокуроров штата - promotores de Justi;a substitutos, прокуроров штата - promotores de Justi;a и прокуроров, выступающих в апелляционном суде штата - procuradores de Justi;a.

Во Франции Прокурор Республики – это по-французски Procureur de la R;publique, или Генеральный прокурор - Procureur G;n;ral в Апелляционном суде, Генеральный адвокат - Avocat G;n;ral. Есть судья-следователь - Juge d’Instruction для проведения судебного следствия.

В Австралии, Канаде, Англии и Уэльсе, Гонконге, Северной Ирландии и ЮАР руководитель прокуратуры обычно называется директором государственного обвинения, по-английски - Director of Public Prosecutions, они не выбираются, а назначаются.

В США прокурор округа – по-английски County Attorney, или County Prosecutor, прокурор штата - State Attorney, State’s Attorney, State Prosecutor, прокурор содружества -Commonwealth’s Attorney в штатах Вирджиния и Кентукки, прокурор района - District Attorney, прокурор города -City Attorney, или City Prosecutor, федеральный прокурор США - United States Attorney, или U.S. Attorney.

Латинские слова прокуратор и прокурор содержат в своём составе заботу. Но почему-то ни в одном словаре не удалось найти, о какой заботе речь. А всё потому, что забыли зрить в корень по совету Козьмы Пруткова. Электронные словари само слово ЗРИТЬ подчёркивают как чуждое явление. Понятно, что электронные словари чужды русскому языку, поскольку пытаются его примитивизировать, то есть лишить его явных преимуществ перед другими – быть образным и универсальным.

Итак, зрим в корень. И что мы видим? Про – это приставка, у неё обычно два значения, отмеченных в словарях: быть сторонником, представлять чьи-либо интересы, (например, прозападный, просоветский), а также замещать кого-нибудь (проректор, провайдер, продавец), и третье значение – указывать на случившееся раньше, прежде, вперёд, задолго до (пророк, прогноз, прогресс, проспект), эта приставка служит и как указание на действия в будущем. Корень кур с тем же значением мы найдём во множестве русских и иностранных слов: курия, курорт, курфюрст, курсовка, курс (лечения). Это значение появилось, скорее всего, от небольшого воинского подразделения – курень, когда воинов собирали вместе вокруг общего приготовления пищи. Кто питался от одного костра, от одной курной избы и образовывали одно подразделение. Слова курить, курной, курган связаны были с общим местом приготовления пищи. Курфюрсты в Западной Европе – князья, на которых была возложена ответственность за лечение раненых и больных, за обеспечение достойной старости служивых людей. Но при переписывании истории функции курфюрстов из проявляющих заботу превратили в политические права.

В слове ПРОКУРАТОР есть и ещё один корень - РАТ. Его мы найдём в словах ратовать, радеть, радоваться, рада, отрада, парад, радикал и других, этот корень, похоже, вообще никто не видит. То есть прокуратор – это ответственное лицо, которое от имени государя, царя, кайзера, императора проводит его политику и, в первую очередь, проявляет заботу о тех, кто служит или служил этому государю. Он не определяет политику, его задача скромнее. На это указывает значение самого слова.

Остаётся сказать несколько фраз о самом знаменитом прокураторе. Из официальной истории известно, что По;нтий Пила;т (лат. Pontius Pilatus - римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н. э., римский всадник (эквит). Тацит называет его прокуратором Иудеи, Иосиф Флавий - правителем (игемоном) и наместником, однако найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был в должности префекта. Впрочем, плита может быть и поддельной. Лгать – весьма прибыльное ремесло.

Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать Иисуса Христа смерти, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой

Понтий Пилат у Булгакова не соответствует библейской традиции, он – личность противоречивая, он не просто злодей и трус, он знает об этих своих качествах и критически, а то и с иронией к ним относится. Но решения принимает только с учётом интересов верховной власти. И делает это нарочито демонстративно. Он готов выступить против мнения синедриона и освободить проповедника Иешуа, но соглашается подвергнуть его казне на кресте.

Он сам находится у власти и действует только в рамках тех условий, в которые его поставили. Для него определены жёсткие рамки, он не может позволить себе ничего лишнего в отношении власти императора, и это позволяет Михаилу Булгакову представить прокуратора как жертву, как человека, которого терзают муки совести. Иешуа освободил Пилата от жестоких головных болей, у Пилата появляется сочувствие к Иешуа, он готов приблизить его к себе, чтобы пользоваться его способностями, он понимает, что в проповедях Иешуа нет никакой угрозы общественному порядку, но все-таки посылает его на распятие.

Страх быть обвиненным в том, что он покрывает врагов кесаря, к которым первосвященники отнесли Назарянина, заставляет его пойти против совести… Казнь Иешуа Га-Ноцри становится главным событием в жизни Пилата. Совесть не даёт прокуратору покоя всю оставшуюся жизнь. Он не может избавиться от видения казненного Иешуа и мучается две тысячи лет, мечтая встретиться с Ним. Вот, собственно, и все, что мы узнаем из романа о Понтии Пилате. Михаил Булгаков, выросший в религиозной среде и хорошо осведомлённый о традициях христианства, использует атеизм для оправдания пороков, совершённых в прошлом. Понтий Пилат – не единственный персонаж романа, которому прощаются прошлые грехи: предательство, ложь, детоубийство, измена близким людям, знахарство, злоупотребление властью. По сути роман направлен на то, что любой порок, любой грех, совершённый в прошлом можно объяснить, можно понять и простить. Оправдан Пилат с его жестокостью и доверию письменным свидетельствам, какими бы ложными они ни были. Оправдан Иуда, в романе он не был ни апостолом, ни другом Иешуа, он просто зарабатывает как профессиональный доносчик. Оправдана женщина, которая пресыщена возможностями и которая ведёт двойную игру между мужем и любовником. Оправдан малограмотный поэт, писавший по заказу большие поэмы, но ставший влиятельным историком. Но главное – сделана в прошлом подмена т утверждается мнение, что не было Страстей Христовых, не было казни на кресте, не было тернового венца, не было бичевания. Не было ничего, что заслуживает вечного укора и вечного покаяния. И солдаты, и палачи, и народные толпы привычно, не заинтересованно, равнодушно выполняли свою работу. А это не требует вечного покаяния.


В учебнике проанализированы сущность, содержание и значение прокурорского надзора как специфического вида государственной деятельности органов прокуратуры с учетом последних изменений в действующем законодательстве. Рассмотрены вопросы истории развития прокуратуры с момента ее учреждения и до наших дней, основные направления деятельности прокуратуры на сегодняшний день, принципы организации прокурорского надзора, система органов прокуратуры и их правовой статус, особенности службы в органах и учреждениях прокуратуры и правовой статус работников прокуратуры, тактика и методика прокурорской деятельности. Он содержит подробный анализ отраслей прокурорского надзора, включая надзор за исполнением законов судебными приставами. Учебник рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, может быть полезен практическим работникам правоохранительных органов.

Оглавление

  • Список принятых сокращений
  • Глава 1. Прокурорский надзор: понятие, сущность
  • Глава 2. История развития прокуратуры

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прокурорский надзор предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

История развития прокуратуры

§ 2.1. Возникновение прокурорского надзора в России

Предназначение и роль прокуратуры, ее место в системе государственных органов, принадлежащие ей функции можно проследить на основе ее исторического развития, начиная с момента ее создания как государственного органа в дореволюционной России, а затем в СССР и в РФ.

Анализ истории развития прокуратуры позволяет выделить следующие важные этапы:

дореволюционная прокуратура (1722—1917 гг.), история развития которой включает этапы:

а) возникновения и становления прокуратуры с 1722 по 1864 г.;

б) реформирования и развития ее вплоть до 1917 г. (с 1864 по 1917 г.);

прокуратура советского периода (1917—1993 гг.);

прокуратура постсоветского и современного периодов.

Считается, что прокуратура появилась в XIII—XIV веках во Франции в связи с борьбой королевской власти против своеволия феодалов и сепаратизма (ордонанс короля Филиппа IV 1302 г.). Она была инструментом становления и укрепления абсолютизма. С первых лет существования это был сугубо обвинительный, карательный орган. Поэтому не случайно, что именно прокуратура Франции послужила образцом для создания аналогичных правовых институтов в других странах, в том числе в России.

Итак, появлению прокуратуры в России предшествовало несколько различных форм надзорной власти: фискалы, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената, дежурные гвардейские офицеры в Сенате, не считая того, что надзорные функции в той или иной мере осуществляли и сам царь, и Сенат.

Так возникла надзорная функция прокуратуры, которая многие годы доминировала в ее деятельности. Появилась и функция надзора за судом, которая затем получила дальнейшее развитие. Надзор имел важный отличительный признак, позволяющий выделить его из иных видов государственной деятельности. Этот признак заключался в том, что прокурор не пользовался решающим голосом ни по одному административному вопросу: средства прокурора носили чисто надзорный характер, и основным среди них являлась так называемая протестанция, т. е. принесение протеста в орган, нарушивший закон, или в вышестоящий орган. Генерал-прокурор непосредственно надзирал за тем, чтобы высший государственный орган — Сенат — рассматривал все относящиеся к его компетенции дела, действовал в строгом соответствии с Регламентом и императорскими указами. Генерал-прокурор наделялся полномочиями и в сфере правотворчества: предлагал Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом. Ему подчинялись обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената, провинций. Он же был подотчетен только императору.

Надзирала прокуратура за законностью деятельности и других государственных органов и структур. Так, она вела наблюдение за интересами казны, вела надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Прокуратура с момента ее создания и до судебных реформ Александра II была преимущественно органом общего (административного) надзора, а судебная, обвинительная или исковая деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике.

По мнению историков, в России институт надзора включал элементы французской прокуратуры, шведских омбудсменов и немецких фискалов и чисто русские изобретения. Из Франции была заимствована главная функция — надзор за точным исполнением закона тем органом, при котором находится прокурор. По своему назначению русский генерал-прокурор был ближе шведскому омбудсмену, основной задачей которого была защита прав и свобод населения от нарушений со стороны властей. Однако в истории высказывалось и иное мнение о причинах возникновения прокуратуры как одного из проявлений борьбы двух начал в государственном строительстве Петра I — коллегиальности и единоначалия. Н.В. Муравьев усматривал причины учреждения прокуратуры главным образом в недостатках фискальной формы надзора. Причина возникновения и развития органов надзора вообще и прокуратуры в частности в период петровских реформ виделась историкам и в крайнем упадке нравственности в обществе.

работник прокуратуры за рабочим столом

Государственный обвинитель или прокурор - это должностное лицо, имеющее полномочие не только вести в суде линию обвинения, но и следить за корректностью соблюдения Законов.

СОДЕРЖАНИЕ:

История профессии

Зародилась профессия Прокурор во времена Древнего Рима, где впервые в мире появились суды с подобием современного обвинения и защиты.

В нашей стране, данная разновидность деятельности, достаточно долго отсутствовала. Впервые подобная должность была введена в 1708 для контролирования выполнения царских указов.

В эпоху СССР, работа прокурора была значительно упрощена. Обязанности этих должностных лиц не изменилась и сегодня — это ведение линии обвинения в суде, проведение расследований фактов злоупотребления предоставленной властью, поиск фактов коррупции, а также контроль деятельности органов правоохранения.

Особенности профессии

Прежде всего, прокурор - это наделенное полномочиями лицо, которое ведет линию обвинения в суде. Так, если адвокаты собирают доказательства для защиты клиента, то прокуроры занимаются совершенно обратным.

Они должны предоставить настолько значительные обвинительные доводы, что бы у главенствующего судьи не осталось малейших сомнений в абсолютной виновности подсудимого. Однако, с учетом презумпции невиновности, задачей прокурора является предоставление улик, и конечно показаний свидетелей.

Важной особенностью специальности, является то, что прокурор несет индивидуальную ответственность за все решения и не имеет права и практической возможности ссылаться на чьи-либо указания.

Обязанности

Главной обязанностью, которая составляет основу работы прокуратура, является надзор за соблюдением Законов.

Также, в ключевые обязанности этого должностного лица входит:

  • Участие в гражданских, и конечно уголовных судебных слушаниях, в качестве обвинителя.
  • Опротестование решений судьи не соответствующих Закону.
  • Расследование административных нарушений и организация производства по ним.
  • Контроль процесса приведения в действие приговоров суда.
  • Работа прокурора с гражданами. Прием, рассмотрение и обработка жалоб.
  • Проведение расследований для получения доказательств.
  • Усовершенствование правотворческой сферы.

Необходимые качества

Профессия Прокурор требует высокого интеллекта, отличной аналитики и памяти, честности, повышенного чувства ответственности, абсолютной эмоциональной устойчивости. Кроме того, потребуется умение находить общий язык с самыми различными категориями населения.

Требуемые навыки

Необходимо безукоризненное знание, как Уголовного, Гражданского, так и Процессуального кодекса. Для этого необходимо беспрерывное изучение изменений Законодательства, и конечно практика.

Перспективность и карьера

Прокуратура — это государственная структура, поэтому востребованность профессии обвинителя не зависит от экономического состояния страны — без работы они не остаются в любом случае. Кроме того, на такой службе существуют весомые перспективы карьеры с четко обозначенными ступенями.

Однако, каждому кто мечтает освоить эту специальность следует знать, что карьера обвинителя развивается достаточно медленно.

Первым этапом, является должность помощника, и лишь затем следует повышение до должности прокурора. Однако эта привилегия доступна лишь хорошо показавшим себя сотрудникам, которые имеют налаженный диалог не только с начальством, но и с населением, а также известны успешными делами и кристально чистой репутацией. Вершиной карьеры в данной области считается должность Ген прокурора.

Выбирая подобную специализацию, также следует знать, что обвинители не имеют права владения частным бизнесом, вступать в партии или же быть избранными в органы гос власти. Основную работу они могут совмещать только лишь с научной деятельностью или же творчеством.

Обучение

Для того чтобы стать государственным обвинителем, достаточно иметь высшее образование по специальности юриспруденция, право охранение, правовое обеспечение нац безопасности.

Получить соответствующее образование можно в ВУЗах, имеющих юридический факультет.

Другими словами, он был наделен полномочиями в правотворческой сфере. У него в подчинении находились обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам Генерал-прокурор находился в подчинении исключительно у императора. Первый Генерал-прокурор – П.И. Ягужинский, осуществлявший свою деятельность с 1722 по 1736 года.

Полномочия прокурора

Прокурорами также осуществлялся надзор законности деятельности других государственных органов. Например, ими велось наблюдение интересов казны, осуществлялся надзор арестантских дел и мест, где заключенные содержались под стражей. У них было право на внесение предложений относительно устранения различных нарушений закона. Органы прокуратуры в РФ быль учреждены в качестве надзорного органа и строились как единая система, основываясь на принципах централизации.

Обязанностью прокуроров было осуществление надзора законности относительно деятельности государственных органов, должностных лиц и правовых актов, которые ими издавались.

После того, как умер Петр I, прокуратура не предпринимала никаких действий и не осуществляла свою деятельность в полной мере, особенно это касается периода царствования Анны Иоанновны. Первая попытка ее восстановления была предпринята императрицей Елизаветой Петровной, на основании Указа от 12.12.1711, и прокуратуру наделили теми же правами, которые у нее были во время того, как на престоле находился Петр I. Окончательное формирование в качестве органа надзорного типа произошло во время царствования Екатерины П., что и ознаменовало начало истории развития прокуратуры. Усилился прокурорский надзор законности в деятельности местных органов власти. Большая роль в этом принадлежит Учреждению о губерниях от 1775 года, закрепляющее задачи и полномочия губернских прокуроров.

На представителей губернской прокуратуры были возложены следующие задачи:

На прокурора были возложены предупреждения по поводу нарушения закона, принятия мер пресечения нарушений, опротестования незаконных правовых актов.

Во время того, как на троне сидел Павел 1, просматривалась тенденция ослабления прокурорского контроля, сокращения органов прокуратуры в городах и губерниях. Несмотря на это, прокуратура, тем не менее, осталась государственным надзорным органом, активно осуществляющим свою деятельность.

После того, как в 1802 году было создано Министерство юстиции, министр юстиции также занял должность Генерал-прокурора, а губернских прокуроров внесли в штат органов юстиции в губерниях.

Основные положения о прокуратуре

В 1862 году Государственным Советом были приняты Основные положения о прокуратуре, которые четко определяли ее назначение. Основная задача прокуратуры – наблюдать за тем, чтобы законы в Российской империи исполнялись единообразно и точно.

Данный основополагающий акт закреплял принципы того, как организовывается и осуществляет свою деятельность прокуратура: принципы единства и централизации органов прокурорского надзора, строгая подчиненность тех прокуроров, которые находились ниже, вышестоящим, независимость прокуроров от местных органов при принятии решения.

Генерал-прокурора и губернских прокуроров назначал и освобождал от должности император, а нижестоящих прокуроров – Генерал-прокурор Российской Империи.

После того, как в 1864 году были приняты судебные уставы, прокуратура сменила свое основное назначение в качестве органа – была надзорным, а переквалифицировалась в орган уголовного преследования. В то же время, на основании закона, прокурору было подчинено полицейское дознание, возложена обязанность ведения наблюдения производства предварительного следствия, которое сочетало в себе руководство действий судебного следствия и надзор законности его действий, решений. На основе Устава уголовного судопроизводства у прокуроров было право на то, чтобы присутствовать во время осуществления всех следственных действий, на дачу показаний следователям, на требование проведения дополнительных расследований. После того, как предварительное следствие подходило к концу, прокурором представлялось заключение о том, должен ли предаваться обвиняемый суду, излагая его как обвинительный акт.

Хоть прокурорами и занималось место в суде, но они не были подконтрольны им. Даже напротив, у прокурора была обязанность наблюдать, чтобы суд соблюдал правила устройства и делопроизводства, принимал участие в рассмотрении дисциплинарных дел судебных работников и опротестовывать незаконные решения, а также направлять характеристику судей в министерство юстиции. Во время того, как суды рассматривали уголовные дела, прокуроры выступали в качестве полноправных участников судебного процесса, ими могли приноситься кассационные и апелляционные протесты по отношению к незаконным и необоснованным решениям суда, осуществлялся контроль исполнения приговоров. Также ими осуществлялся надзор соблюдения законности в местах, где заключенные отбывали наказание, назначенное судом. Во время того, как рассматривались гражданские дела, у прокуратуры быль только законоохраная функция.

Датой, когда прокуратура в России снова начала существовать, считается 28.05.1922 года – на 3 сессии ВЦИКа было утверждено Положение о прокурорском надзоре. На основе данного положения на прокуратуру были возложены такие задачи:

  1. осуществление от имени государства надзора законности действий органов власти, хозяйственных учреждений, организаций и граждан, которые осуществляют свою деятельность в общественном или частном порядке;
  2. опротестование постановлений и распоряжений, которые противоречат закону;
  3. надзор деятельности органов, которыми производится расследование;
  4. поддержание государственных обвинений в суде;
  5. наблюдение за тем, чтобы заключенные содержались правильно.

Пост председателя прокуратуры занимал Прокурор Республики, также являющийся Народным Комиссаром Юстиции. В плане организации, прокуратура была частью Народного Комиссариата Юстиции. Прокурор Республики на основании Положений назначал, перемещал и отстранял от должности других прокуроров.

На основании данного Положения о прокурорском надзоре осуществлялось регулирование всех вопросов относительно того, как организовывалась и осуществлялась деятельность прокуратуры. Также в нем не было норм, которые определяли отличительные черты организации военной прокуратуры, каков должен быть порядок осуществляемой ею деятельности, специфика функций и решаемые ею задачи. Данные вопросы закреплены в специальных нормативных актах, включая Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре, который был введен в действие на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 20 августа 1926 года, где была определена структура военной прокуратуры, задачи, которые перед ней ставятся и были раскрыты полномочия, имеющиеся у каждого, из военных прокуроров.

Особенность того, как развивалось законодательство прокурорского надзора заключалась в следующем: на протяжении длительного времени структура прокуратуры, наличие функций и полномочий прокуроров регулировались на основании законодательства о судоустройстве.

Огромное значение для того, как развивался прокурорский надзор, имело Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, которое было утверждено на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 24 июля 1929 года. На основании указанного Положения, у Прокурора Верховного Суда были полномочия на управление деятельностью прокуроров и возглавление надзора законности деятельности ОГПУ в союзном масштабе. Некоторые полномочия, которые были у Прокурора Верховного Суда Союза ССР были распространены на прокуроров союзных республик, они не подчинялись ему. Прокуратура союзных республик была построена с применением основ централизации и все нижестоящие прокуроры подчинялись Прокурору Республики.

Следующий шаг в том, чтобы законодательство о прокурорском надзоре развивалось – это Положение о прокуратуре Союза ССР, которое было утверждено постановлением ЦИК СССР под номером 84 и СНК СССР под номером 2621 от 17 декабря 1933 года. На основании данного Положения в Прокуратуре СССР для того, чтобы непосредственно руководить органами военной прокуратуры, была образована Главная военная прокуратура, во главе которой стоял Главный Военный Прокурор – старший помощник Прокурора СССР. Прокуратуру вывели и Верховного Суда СССР и учредили в качестве самостоятельного органа. Не смотря на это, всех прокуроров союзных республик оставили в системе республиканских народных комиссариатов юстиции.

Структура прокуратуры СССР

  1. Главную военную прокуратуру;
  2. Главную прокуратуру железнодорожного транспорта;
  3. Главную прокуратуру водного транспорта;
  4. отделы общего надзора;
  5. уголовно-судебные отделы;
  6. гражданско-судебные отделы;
  7. следственные отделы;
  8. отделы, специализирующиеся на специальных делах;
  9. отделы по надзору мест заключения;
  10. другие подразделения, имеющие организационный и управленческий характер.

Большое значение для дальнейшего развития законодательной базы прокурорского надзора имело утвержденная на основании постановления Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05 декабря 1936 года Конституция (Основной Закон) СССР, в 113 стаьте которой на Генерального прокурора Союза ССР был возложен высший надзор точного исполнения законов в лице всех министерств и учреждений, которые являются их подведомственными, должностных лиц и граждан Союза ССР.

Прокуратуру выделили в качестве самостоятельной, единой, строго централизованной системой государственных органов, которая осуществляла свою деятельность вне зависимости от влияния местного органа власти и которая находилась в подчинении исключительно у Генерального прокурора Союза ССР.

Принципы единства, централизации и того, что прокурорский надзор не зависит от местной власти были закреплены в Конституции.

Следующий этап развития законодательства прокурорского надзора – Положение о прокурорском надзоре в СССР, которые было утверждено в лице Президиума Верховного Совета СССР 24.05.1955 года. Оно было издано на базе Конституции СССР от 1936 года и конкретизировало функцию высшего надзора относительно его основных отраслей, определяя правовые средства для того, чтобы осуществлять прокурорский надзор.

На основании данного Положения все прокуроры были обязаны опротестовывать все приказы и правовые акты, которые противоречили закону, включая необоснованные приговоры, решения, определения и постановления судебных органов. В их обязанности также входило внесение в государственные и общественные организации представлений по поводу устранения нарушений закона и причин, которые могли способствовать данным нарушениям.

Военная прокуратура

Основополагающие положения прокурорского надзора закреплены в Конституции (Основном Законе) СССР, которая была принята в лице Верховного Совета Союза ССР 7 октября 1977 года. Она, в отличие от Конституции СССР от 1936 год дает подробный перечень органов, прокурорский надзор точности и единообразность законов которых осуществлялся прокурорами на основании 164 статьи. В 168 статье Конституции Союза ССР от 1977 года закреплена информация о том, что прокуратурой ее полномочия осуществляются вне зависимости от местных органов власти, и находится в подотчетности только у Генерального прокурора СССР. Данной Конституцией определяется в каком порядке назначается, кому подотчетен Генеральный прокурор СССР и каков срок дейтсвия его полномочий, включая порядок того, как назначаются нижестоящие прокуроры. Конституциями союзных и автономных республик были воспроизведены положения, которые провозгласила Конституция СССР от 1977 года.

На основании закона на органы прокуратуры возлагается координация деятельности любого правоохранительного органа по борьбе с преступлениями и другими видами правонарушений; определяется, что прокуроры во время решения задач по укреплению законности ведут совместную работу с Советами народных депутатов, другими видами государственных органов, общественных органов и трудовых коллективов, могут опираться на помощь граждан СССР.

В отличие от Положения о прокурорском надзоре в СССР, который действовал ранее, Закон «О прокуратуре Союза ССР « более четко смог определить полномочия военных прокуроров, и не только, которые применимы относительно всех отраслей прокурорского надзора, уточнил сроки того, как рассматриваются акты по прокурорскому надзору и предусмотрен обязательность исполнения в лице органов и должностных лиц требований прокуроров по поводу устранения нарушений закона, их причин и условий, которые были выявлены прокурором, также это касается предоставления актов и другой документации, материалов и данных относительно проведения проверок, ревизий, выделения специалистов, по поводу явки в прокуратуру и предоставлению объяснений о нарушениях закона и другие.

12 января 1722 года Пётр I издал указ об учреждении в России прокуратуры. Во главе нового органа государственной власти стал генерал-прокурор. За период с 1722 по 1917 год эту должность занимали 30 человек. Расскажем вкратце о двенадцати самых выдающихся генерал-прокурорах Российской империи.

1

Граф Ягужинский с этой задачей справлялся блестяще. Быстро поняв, что именно от него требует монарх, Павел Иванович энергично занялся созданием органов прокурорского надзора, подбором кадров и в короткие сроки стал, по сути, вторым человеком в государстве.

Пётр I уважал Ягужинского, ценил его незаурядный ум и работоспособность. По свидетельствам современников, Ягужинский умудрялся сутками напролёт пропадать на службе и делать за один день столько, сколько иные не успевали и за неделю.

Заслуги графа в деле строительства новой государственной службы Пётр I отметил чином действительного статского советника и орденом Святого Андрея Первозванного.

Пользуясь безграничным доверием царя, Ягужинский неоднократно выполнял всякого рода секретные дипломатические поручения Петра, вёл переговоры с европейскими монархами, частенько сопровождал государя в его поездках за границу. Генерал-прокурором Российской империи Павел Ягужинский стал в неполные 39 лет.

2


Князь Никита Трубецкой возглавлял российскую прокуратуру с 1740 по 1760 год. Свою карьеру начал при Петре I, последовательно прошёл путь от сержанта Преображенского полка до генерал-майора. А в 1740 году был назначен генерал-прокурором.

Ему пришлось, по сути, заново выстраивать систему прокурорской власти. Дело в том, что после смерти Петра I прокуратура утратила своё былое влияние. Преемники Петра считали прокуратуру опасной помехой в борьбе за верховную власть и сделали всё, чтобы свести функции прокуратуры к минимуму.


Князь Александр Вяземский был назначен генерал-прокурором в 1764 году и занимал этот пост почти тридцать лет. Практически все преобразования Екатерины II в области государственного управления так или иначе связаны с деятельностью Вяземского на посту генерал-прокурора.

Кроме того, Вяземский последовательно, с первых шагов на прокурорском поприще расширял свои полномочия и возможности и к концу карьеры стал самым влиятельным человеком в империи. Он практически единолично руководил всесильной Тайной экспедицией, которая занималась политическим сыском.

Через его руки прошли все самые известные политические дела Екатерининской эпохи: Емельяна Пугачёва, Александра Радищева, Николая Новикова и многие другие.

За свою неутомимую деятельность князь Вяземский удостоился всех высших наград Российской империи: орденов Святого Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Святой Анны, Святого Владимира I степени, Белого Орла и других.

В отставку Александр Алексеевич вышел в сентябре 1792 года в связи с тяжёлой болезнью и вскоре скончался.

4


Известный русский поэт и государственный деятель Гавриил Державин занимал пост генерал-прокурора в 1802–1803 годах.

Причём, назначая Державина генерал-прокурором, Александр I повелел ему возглавить и только что созданное Министерство юстиции. Таким образом, Гавриил Романович стал первым в истории России министром юстиции. Правда, ненадолго.

Выйдя в отставку, Державин занялся литературным трудом и больше никогда не занимал должностей на государственной службе.


Генерал-прокурором успел побывать и другой известный поэт того времени — Иван Дмитриев.

Выходец из старинного дворянского рода, Дмитриев в 14 лет поступил на службу в гвардейский Семёновский полк. Впрочем, военная служба не приносила ему особой радости. С гораздо большим удовольствием Дмитриев занимался сочинительством.

Его первые поэтические опыты были напечатаны в 1777 году. А в 1790-е годы Дмитриев — уже известный поэт, водивший дружбу с Державиным, Карамзиным, Фонвизиным и другими знаменитыми литераторами того времени.

В 1796 году Иван Дмитриев вышел в отставку в чине полковника и намеревался заняться литературным трудом. Однако вошедший на престол Павел I повелел Дмитриеву вернуться на государственную службу и назначил поэта обер-прокурором 3-го департамента Сената.

Впрочем, служба продолжалась недолго: в 1799 году Иван Иванович опять подал в отставку и, прикупив домик недалеко от Красных Ворот в Москве, вновь занялся литературным творчеством.

На государеву службу поэта в 1808 году призвал Александр I, предложив ему должность сенатора. А в 1810 году Дмитриева назначили министром юстиции и генерал-прокурором России.

На этой должности Иван Дмитриев продержался четыре с половиной года, успев нажить себе немало врагов в высших эшелонах власти. Многие члены кабинета министров откровенно выражали своё неудовольствие деятельностью Дмитриева на посту генерал-прокурора и добились в конце концов его отставки.

30 августа 1814 года Дмитриев ушёл со всех постов и больше на государственную службу не возвращался.

6


Десять лет, с 1829 по 1839 год, генерал-прокурором империи был Дмитрий Дашков.

Государственную службу он начинал при генерал-прокуроре Дмитриеве. Тот оценил способности молодого человека и всячески ему покровительствовал. Очевидно, немалую роль в этом сыграли и литературный талант Дашкова, его репутация блестящего полемиста.

Карьера Дашкова на государственном поприще быстро пошла в гору. В 1816 году он перешёл на дипломатическую службу и несколько лет провёл в Константинополе в должности второго советника русского посольства.

Вернувшись в Россию, Дмитрий Васильевич последовательно сменил несколько должностей в Министерстве внутренних дел и юстиции. А в 1829 году Николай I назначил Дашкова генерал-прокурором России и министром юстиции. На генерал-прокурорском посту Дашков проявил себя как блестящий организатор и знаток права.

Именно при нём была закончена работа по составлению Полного собрания законов Российской империи. Дашков стал инициатором открытия в Петербурге первого в России училища правоведения, которое впоследствии окончили многие выдающиеся отечественные юристы.

Не боялся Дашков и спорить с императором, если того требовали интересы государства. И Николай, кстати, ценил в Дашкове это качество. Несмотря на возникающие между царём и генерал-прокурором трения, Николай I всегда считал Дашкова своим другом.

7


Граф Виктор Панин вошёл в историю отечественной прокуратуры как непревзойдённый знаток законодательства. Говорят, он наизусть знал многие статьи Полного собрания законов Российской империи, которое, как известно, включало в себя 56 объёмных томов.

Поэтому когда в 1862 году Панина освободили от должности генерал-прокурора и министра юстиции, радости чиновников обоих ведомств не было предела. Пост генерал-прокурора граф Панин занимал 23 года.

8


Судебная реформа 1860-х годов немыслима без реформаторской деятельности Дмитрия Замятнина.

Находясь на посту генерал-прокурора с 1862 по 1867 год, Замятнин весь свой незаурядный организаторский талант и энергию направлял на глубокое реформирование судопроизводства в России.

Ему удалось привлечь к работе лучших юристов того времени: Сергея Зарудного, Николая Стояновского, Константина Победоносцева, Дмитрия Ровинского и других.

В течение двух лет шла работа над составлением Судебных уставов. Дмитрий Николаевич лично вникал во все тонкости, редактировал статьи уставов, готовил их для дальнейшего представления царю.

Этот колоссальная работа была закончена в ноябре 1864 года, когда Александр II утвердил Судебные уставы.

Введение их в жизнь кардинально изменило всю систему судопроизводства в стране: судебные органы полностью отделялись от административных и законодательных, создавались суды присяжных, в самом процессе вводились гласность и состязательность.

С тех пор началась новая эпоха в истории отечественного судопроизводства, и труды Замятнина в качестве одного из его реформаторов невозможно переоценить.

Кроме того, генерал-прокурор Замятнин контролировал расследование многих важнейших политических дел того времени. Например, по делу Каракозова, стрелявшего в царя, Дмитрий Николаевич лично поддерживал обвинение в суде.

9


Политику Замятнина продолжил Дмитрий Набоков. 30 мая 1878 года его назначили министром юстиции и, по сложившейся к тому времени традиции, генерал-прокурором России (в XIX веке эти две должности, как правило, совмещались).

Отличный знаток права и ярый приверженец судебной реформы, Дмитрий Николаевич энергично взялся за дело. При нём открылись два новых судебных округа: Киевский и Виленский.

В период последовавших после убийства Александра II контрреформ Набоков, оставшись на своём посту, умудрился сохранить все основные достижения в области судопроизводства, поступившись лишь незначительными деталями.

Это были вынуждены признать и такие либеральные правоведы, как небезызвестный Анатолий Кони.

Дмитрий Набоков ушёл в отставку с поста генерал-прокурора в 1885 году, однако ещё почти двадцать лет, вплоть до самой кончины, выполнял обязанности члена Государственного совета и сенатора.

10


Генерал-прокурором Николай Авксентьевич служил более восьми лет — с 1885 по 1894 год. За эти годы был реорганизован центральный аппарат прокуратуры и Минюста, проведена судебная реформа в Прибалтике, существенно укрепились прокурорские и судебные органы по всей стране.

11


Генерал-прокурором и министром юстиции России Иван Щегловитов стал в непростой для страны период: весной 1906 года. В России бушевала революция, недавно закончилась война с Японией.

Требовались чрезвычайные меры, чтобы сбить волну социального протеста, восстановить порядок и спокойствие. И Щегловитов, получив назначение, резво взялся за работу.

Наводить порядок новый генерал-прокурор начал в своём собственном ведомстве. В короткие сроки из прокурорских и судебных органов были изгнаны все, кто скомпрометировал себя связями с революционным и либеральным движением.

На руководящие должности Иван Григорьевич старался подбирать людей с ярко выраженной монархической, консервативной ориентацией. Неудивительно, что деятельность Щегловитова на посту генерал-прокурора вызывала неоднозначную реакцию в обществе: от сочувствия до полного неприятия.

Особенно усердствовали в своей критике Щегловитова думские либералы и демократы всех мастей. Впрочем, это не помешало Ивану Григорьевичу оставаться на своём посту девять лет, невзирая на частую смену правительства и министров. И лишь летом 1915 года под давлением левых сил Николай II отправил Щегловитова в отставку.

Первым, кто был арестован новой властью в феврале 1917 года, стал именно Щегловитов, хотя он к тому времени и не занимал никаких государственных постов. Ему предъявили нелепые обвинения в злоупотреблении служебным положением и почти год продержали в Петропавловской крепости.
Расстреляли Щегловитова уже большевики 5 сентября 1918 года.

12


Николай Добровольский стал последним генерал-прокурором Российской империи. Он занимал этот пост всего два месяца: с 20 декабря 1916 по 28 февраля 1917 года.

Во время Февральской революции Добровольский пытался укрыться в посольстве Италии, но затем добровольно сдался новой власти.

Чрезвычайная следственная комиссия, созданная Временным правительством, предъявила Добровольскому целый букет обвинений, из которых самым безобидным явилось получение взятки от купца Якова Нахимова.

Однако, когда Николай Александрович сам предложил членам Чрезвычайной комиссии крупную сумму денег за освобождение, предложение было принято. Добровольского выпустили из Петропавловской крепости и даже разрешили уехать на Северный Кавказ.

Там бывшего генерал-прокурора застала Октябрьская революция. Добровольского заключили в концлагерь близ Пятигорска и в октябре 1918 года расстреляли в числе других бывших царских сановников.

Читайте также: