Когда отменили рабовладельческое право в россии

Обновлено: 18.05.2024

Отмена рабства произошла в разное время в разных странах. Часто это происходило последовательно на нескольких этапах - например, как отмена торговли рабами в определенной стране, а затем как отмена рабства во всех империях. Каждый шаг обычно был результатом отдельного закона или действия. На этой временной шкале показаны законы об отмене смертной казни или действия, перечисленные в хронологическом порядке. Это также касается отмены крепостного права .

Хотя рабство сегодня технически незаконно во всех странах, практика продолжается во многих местах по всему миру, часто при поддержке правительства.

Содержание

  • 1 Древние времена
  • 2 Средневековые времена
  • 3 1500–1700 (раннее Новое время)
  • 4 1701–1799 (поздний модерн)
  • 5 1800–1829
  • 6 1830–1849
  • 7 1850–1899
  • 8 1900–1949
  • 9 1950 – настоящее время
  • 10 См. Также
  • 11 ссылки
  • 12 Дальнейшее чтение
  • 13 Внешние ссылки

Во времена классической античности несколько видных обществ в Европе и на древнем Ближнем Востоке регулировали порабощение за долги и связанную, но отличную от этого практику долговую кабалу (в которой кредитор мог требовать от должника принудительный труд для выплаты долга, но должник не был формально порабощены и не подпадают под все условия рабства движимого имущества, такие как постоянное владение, продажа на открытом рынке или лишение родства ).

Перечисленные ниже реформы, такие как законы Солона в Афинах, Lex Poetelia Papiria в республиканском Риме или правила, изложенные в еврейской Библии во Второзаконии, как правило, регулировали поставку рабов и слуг по долгу, запрещая или регулируя рабство. определенные привилегированные группы (таким образом, римские реформы защищали римских граждан, афинские реформы защищали афинских граждан, а правила Второзакония гарантировали свободу евреям после фиксированной продолжительности рабства), но ни одна из них не отменила рабство, и даже те меры защиты, которые были установлены, сделали не распространяется на иностранцев или неграждан.

ДатаЮрисдикцияОписание
Начало шестого века до нашей эры.Полис АфинАфинский законодатель Солон отменяет долговое рабство афинских граждан и освобождает всех афинских граждан, которые ранее были порабощены. [1] [2] Афинское рабство как движимое имущество продолжало практиковаться, и потеря долговой кабалы как конкурирующего источника обязательного труда, возможно, даже подтолкнула рабство, чтобы отныне стать более важным в афинской экономике. [3]
3 век до н.э.
Империя Маурьев
Индийский император Ашока отменяет работорговлю и призывает людей хорошо обращаться с рабами. [4]
326 г. до н.э. Римская РеспубликаLex Poetelia Papiria отменяет контракты Nexum , форму залога долгового рабства бедных римских граждан перед богатыми кредиторами в качестве обеспечения ссуд. Римское рабство продолжало процветать, и в будущие века сочетание большого количества рабов с длительной системой рабства сделало бы Древний Рим самым большим рабовладельческим обществом в истории.
9–12 гг. Нашей эрыДинастия СиньВан Ман , первый и единственный император династии Синь , узурпировал китайский трон и провел серию радикальных реформ, включая отмену рабства и радикальную земельную реформу в 9–12 годах нашей эры [5] [6] Однако эта и другие реформы обратил народные и элитные настроения против Ван Мана, и рабство было восстановлено после того, как он был убит разъяренной толпой в 23 году нашей эры.

Карта борьбы с рабством с необычной перспективой, сосредоточенная на Западной Африке, которая находится в свете, и контрастирующая с США и Европой в темноте. Юлиус Рубенс Эймс, 1847 г.

Фотография, сделанная во время медицинского осмотра, на которой Гордон показывает свою избитую спину, широко распространенная аболиционистами, чтобы разоблачить жестокость рабства.

В России рабство в виде крепостного права было отменено более 150 лет назад. Но Россия стала отнюдь не самой последней страной, в которой отменили это пагубное явление, более того, ее можно назвать первооткрывателем свободы для граждан низших классов и сословий, а отмену крепостного права – толчком к новому этапу развития человеческого общества, причем не только в российском социуме, но и во всем мире.

В Америке, а конкретно в штате Миссисипи формально рабство было законным вплоть до февраля 2013 года. Из-за одной бюрократической ошибки, которая была допущена в Конституции, где изначально предписывалась отмена рабства (в 1865 году) вышло так, что юридической силы эта поправка не возымела именно на территории этого штата. Уже через более чем столетие, в 1995 году власти штата вновь ратифицировали поправку, но она также не была учтена, поскольку копия документа не была направлена в Федеральный реестр Соединенных Штатов Америки. Неформально люди, проживающие на территории штата, отказались от рабства одновременно со всей страной, но формально это действие не было нигде закреплено, поэтому вспышки рабства, в случае их действия, не могли бы подвергнуться наказанию со стороны законодательства.

Стоит отметить, что официально рабство было запрещено окончательно в Мавритании около 35 лет назад. А еще 50-60 лет назад это постыдное явление существовало в некоторых странах Африки и Востока.

Перечислим страны и города, где рабство отменялось в первую очередь:

Готовые работы на аналогичную тему

Отмена рабства в разных странах

В Норвегии рабство отменили в 1274 году. Норму о запрете рабства, рабского труда и работорговли изложили в Законе о земле. На материковой части Франции рабство запретили немного позже, в 1215 году.

Король Испании Карлос 1 утвердил закон, который запрещал любые виды порабощения американских индейцев. Произошло это событие 20 ноября 1542 года.

В Португалии отмена рабства проходила также, как и в некоторых других европейских странах, в два этапа:

  • Первый этап отмены рабства в Португалии – 1595 год. Законодательно запрещена торговля китайскими рабами, которая была очень распространена в 16 веке, причем не только в Португалии, но и в других странах;
  • Второй этап отмены рабства в Португалии – 1624 год. Именно в это время король Португалии запретил содержать китайцев и рабов других национальностей и рас на всей территории королевства. Неповиновение могло караться законом, вплоть до приказа о смертной казни ослушавшегося.

Интересно, что в России отмена крепостного права – это не первая попытка отменить подобные условия проживания людей. Еще в 1723 году, во времена существования Российской империи, указом Петра Первого была запрещена работорговля и любые ее формы. При этом Император не запретил крепостничество, поэтому оно существовало в течение практически целого столетия после его указа.

Важно отметить условия, при которых рабство было отменено на территории Крымского ханства: в 1783 году указом Екатерины Второй на данной территории также было запрещено рабство, работорговля и любые иные формы распоряжения человеком, его жизнью и его трудом.

Несмотря на то, что законодательство запрещает проявление рабства, а также эксплуатации, мы можем отметить некоторые формы, которые близки к этим понятиям, но в действительности они являются частью развития обществ, их истории. Например, в странах Востока естественным считается распоряжение жизнями маленьких детей, преимущественно девочек. Их выдают замуж в раннем возрасте, не считаясь с мнением и желаниями. Некоторые утверждают, что это противоестественно, поскольку это не только рабство, но еще и сексуальная эксплуатация. Но сами жители Востока опираются на свои традиции, для них подобный уклад вещей не просто реален – он повседневен, поэтому они не видят в этом ничего такого. Рабство очень распространено среди так называемых пиратов: все мы наслышаны о случае сомалийских пиратов, которые взяли в заложники людей. В целом терроризм и заложники – это современная форма рабства, которая также изучается историками, социологами, психологами и специалистами в других областях.


Отмена рабства произошла в разное время в разных странах. Часто это происходило последовательно на нескольких этапах - например, как отмена торговли рабами в определенной стране, а затем как отмена рабства во всех империях. Каждый шаг обычно был результатом отдельного закона или действия. На этой временной шкале показаны законы об отмене смертной казни или действия, перечисленные в хронологическом порядке. Это также касается отмены крепостного права .

Хотя рабство сегодня технически незаконно во всех странах, практика продолжается во многих местах по всему миру, в первую очередь в Африке и Азии, часто при поддержке правительства.

СОДЕРЖАНИЕ

Древние времена

В период классической античности несколько известных обществ в Европе и на древнем Ближнем Востоке регулировали порабощение за долги и связанную, но отличную от этого практику долговую кабалу (в которой кредитор мог требовать от должника принудительный труд в счет погашения своего долга, но должник не был формально порабощены и не подпадают под все условия рабства движимого имущества, такие как постоянное владение, продажа на открытом рынке или лишение родства ).

Перечисленные ниже реформы, такие как законы Солона в Афинах, Lex Poetelia Papiria в республиканском Риме или правила, изложенные в еврейской Библии во Второзаконии, обычно регулировали поставку рабов и слуг, запрещая или регулируя рабство. определенные привилегированные группы (таким образом, римские реформы защищали римских граждан, афинские реформы защищали афинских граждан, а правила Второзакония гарантировали свободу евреям после фиксированного срока службы), но ни одна из них не отменила рабство, и даже то, что была установлена ​​защита, действительно не распространяется на иностранцев или неграждан.

Дата Юрисдикция Описание
Начало шестого века до нашей эры. Полис Афин Афинский законодатель Солон отменяет долговое рабство афинских граждан и освобождает всех афинских граждан, которые ранее были порабощены. Афинское рабство продолжало практиковаться, и потеря долговой кабалы как конкурирующего источника обязательного труда, возможно, даже подтолкнула рабство, которое отныне стало более важным в афинской экономике.
3 век до н.э.
Империя Маурьев
Индийский император Ашока отменяет работорговлю и призывает людей хорошо обращаться с рабами.
326 г. до н.э. Римская республика Lex Poetelia Papiria отменяет контракты Nexum , форму залога долгового рабства бедных римских граждан перед богатыми кредиторами в качестве обеспечения ссуд. Шатровое рабство не было отменено, и римское рабство продолжало процветать веками.
221–206 гг. До н. Э. Династия Цинь Меры императора по ликвидации помещичьей аристократии включают отмену рабства и создание свободного крестьянства. Крепостное право тоже не поощрялось. Однако крестьяне вместо этого были обязаны государству поданным трудом , а также военной службой. Династия была свергнута народным восстанием в 206 г. до н.э., и многие ее законы были отменены.
9–12 гг. Нашей эры Династия Синь Ван Ман , первый и единственный император династии Синь , узурпировал китайский трон и провел серию радикальных реформ, включая отмену рабства и радикальную земельную реформу 9–12 гг. Ван Манг, и рабство было восстановлено после того, как он был убит разъяренной толпой в 23 году нашей эры.

Средневековые времена

1500–1700 (раннее Новое время)

1701–1799 (поздний модерн)

1800–1829


1830–1849


Карта борьбы с рабством с необычной перспективой, сосредоточенная на Западной Африке, которая находится в свете, и контрастирующая с Америкой и Европой в темноте. Юлиус Рубенс Эймс, 1847 год.

1850–1899


Фотография медицинского осмотра Гордона с израненной спиной, широко распространенная аболиционистами, чтобы разоблачить жестокость рабства.

Продажа крепостных крестьян с аукциона. Худ. К. Лебедев

Крепостное право… какие ассоциации вызывает это словосочетание? На ум сразу приходит душераздирающие сцены продажи несчастных крестьян, истязание их до смерти за мельчайшие провинности, проигрыш их в карты барином. Много чего приходит на ум при упоминании данного феномена российской цивилизации. Классическая русская литература, созданная представителями высшего европеизированного сословия России - дворянами, четко укрепила в нашем сознании стереотип, в соответствии с которым крепостное право чётко ассоциируется нами ни с чем иным, как с юридически закрепленным рабством, сопоставимым с положением американских негров. Право собственности на людей позволяло помещикам на вполне законных основаниях делать с крестьянами всё, что угодно – истязать их, нещадно эксплуатировать и даже убивать. Недавно отмеченная 155-летняя годовщина отмен крепостной зависимости (1861г. - год отмены крепостного права в России) даёт нам повод осмыслить – были ли годы крепостного права в России рабством, и на каких этапах оно (крепостное право) таковым стало.

Смотр служилых людей XVI–XVII веков. Худ. С. Иванов

В XVI-XVII веках, когда было введено крепостное право, устройство Московской Руси, как государства, существенно отличалось от западных монархий, где отношения между королем и феодалами строились на договорных отношениях, и невыполнение королём обязательств освобождало вассалов от их обязанностей.

Барщина - натуральный оброк владельцу земли

Исполнение обязанностей перед государством подразделялось на два вида: служба и тягло. Служилое сословие выполняло свой долг перед государством, служа в армии, либо трудясь на чиновничьих должностях. К служилому сословию относились бояре и дворяне. Тягловое сословие было освобождено от службы в армии. Это сословие платило тягло – налог в пользу государства. Он мог быть как в денежной форме, так и в натуральном виде. К этому сословию относились крестьяне, купцы и ремесленники. Представители этого сословия были лично свободными людьми, в отличие от холопов, на которых тягло не распространялось.

На первом этапе (до XVII века) крестьяне не были закреплены за сельскими обществами и помещиками. Они арендовали землю, беря ссуду у владельца оной - зерном, инвентарем, рабочим скотом, хозяйственными постройками. Для оплаты этой ссуды они платили владельцу земли натуральный оброк – барщину. При этом они оставались лично свободными людьми. На этом этапе у крестьян (не имеющих долгов) было право перехода в другое сословие. Ситуация изменилась в середине XVII века, когда крестьяне были прикреплены к определенным земельным участкам и владельцам этих участков – крепостная зависимость была утверждена по соборному уложению 1649 года при царе Алексее Михайловиче. При этом владельцы участков выступали в качестве представителей государства и, фактически, крепостные крестьяне принадлежали не помещику, а государству, и прикреплены были не к нему лично, а к земле, которой он распоряжался. Крестьяне обязаны были отдавать помещику часть своего труда. Именно этот период можно назвать началом окончательного закрепощения крестьян. Переход крестьян в другие сословия был запрещён. Впрочем, для крестьян, не способных выплатить ссуды, запрет перехода в другие сословия был настоящим спасением, поскольку спасал их от перспективы переведения в категорию кабальных холопов, или, попросту, рабов. Выгодно это было и государству, которому было не выгодно плодить холопов, не платящих тягло.

Бояре. Худ. П. Павлов

После смерти помещика поместье, вместе с прикреплёнными крестьянами, возвращалось в казну и вновь распределялось среди служилых людей. При этом далеко не факт, что поместье доставалось родственникам умершего помещика. Поместное землевладение фактически преобразовалось в частную собственность на землю лишь в XVIII веке.

Впрочем, всё-таки полноценные владельцы земли на тот момент существовали – это были бояре, имевшие право передавать свои вотчины по наследству. Они более всего были похожи на западных феодалов. Но, начиная с XVI века, их права на землю были существенно ограничены царской властью – была затруднена продажа ими земель, после смерти бездетного вотчинника земля передавалась в казну и распределялась по поместному принципу. Кроме того, собственность на землю у вотчинников не распространялась на крепостных крестьян.

В целом в допетровской Руси сложилась система, при которой крепостной крестьянин принадлежал фактически не служилому помещику, а государству. Основной функцией крестьян была выплата государственного тягла. Помещик обязан был всячески способствовать своим крестьянам исполнению этой функции. Власть помещика над крестьянами была жестко ограничена законом. Кроме этой власти помещик имел перед крестьянами определённые обязанности – он обязан был снабжать крестьян инвентарём, зерном для сева, спасать от голодной смерти в случае неурожая. Помещик не имел права превращать крестьян в холопов, вершить самосуд в случае совершения крестьянином уголовного преступления. Помещик мог наказывать крестьян, но за убийство крестьянина он карался смертной казнью, как за уничтожение государственной собственности. Крестьянин имел право пожаловаться на жестокое обращение, самосуд и своеволие помещика – в результате тот мог лишиться поместья.

Крепостные рабочие на металлургическом производстве

Крепостные крестьяне, не прикреплённые к определённому помещику (государственные крестьяне) были в более привилегированном положении. Они были прикреплены к земле (хотя временно могли заниматься промыслом), не могли переходить в другое сословие, но при этом были лично свободными, обладали собственностью, имели право участвовать в выборы в Земский собор. Единственной их обязанностью была выплата тягла в пользу государства.

Петровские реформы существенно усилили крепостную зависимость крестьян. На крестьян была возложена воинская повинность (ранее служба была обязанностью лишь дворян) – они обязаны были представлять рекрутов от определенного количества дворов. Государственные крепостные крестьяне практически все были переданы помещикам, лишившись лично свободы. В крепостные крестьяне обратили многочисленный свободный люд – бродячих торговцев, свободных ремесленников, просто бродяг. Тут очень кстати оказалась всеобщая паспортизация и внедрение аналога прописки. Появились крепостные рабочие, приписанные к заводам и мануфактурам. Холопов обязали платить государственное тягло, уравняв с крепостными. Правда, это нововведение скорее говорит в пользу Петра, поскольку закрепостив холопов, он дал им и определённые права, освободив их из рабства.

Несмотря на усиление крепостной зависимости, ни помещики, ни крепостные заводчики так и не превратились полноправных владельцев крестьян и рабочих. Более того – их власть над закрепощенными была ограничена государством. В случае притеснения крестьян, включая бывших холопов, поместье, вместе с крестьянами возвращалось государству и передавалось другому владельцу. Запрещено было вмешательство помещика в заключение браков между крестьянами. Запретили продавать крепостных врозь, разлучая семьи. Институт вотчинников был упразднён.

Петр I кардинально реформировал страну на европейский манер, но сохранил служилое государство

Проводилась целенаправленная государственная политика борьбы против торговли крепостными. Крепостного, даже холопа, нельзя было продать без участка земли, что делало такой торг невыгодным. Крепостных рабочих можно было продать (и купить) только вместе с заводом, что вынуждало заводчиков повышать квалификацию (в том числе и за рубежом) имеющихся в наличии рабочих.

Парадоксально, но Петр, слепо преклонявшийся перед всем европейским, при реформировании страны сохранил русские институты служилого государства и даже максимально ужесточил их, а не использовал западную модель отношений между королём и феодалами-землевладельцами (где аристократы не зависели от службы).

Обязанности перед государством, возложенные на все сословия, были ужесточены не только в отношении крестьян - служилого сословия реформирование коснулось не в меньшей степени. Дворян обязали выполнять служебную повинность не от случая к случаю, как ранее, а на постоянной основе. С пятнадцатилетнего возраста дворянин обязан был выполнять пожизненную воинскую или гражданскую повинность, успев получить до этого образование. Служба начиналась с самых нижних чинов и длилась годами и десятилетиями, зачастую в отрыве от семьи.

Екатерина II

При Елизавете Петровне безземельным дворянам разрешили иметь крепостных. Помещики получили право ссылать крепостных в Сибирь вместо отдачи их в рекруты.

Окончательно институт служилого государства, не имеющий аналогов в мире, был разрушен в России при Екатерине Второй. Немка по происхождению, она не знала стародавних русских обычаев и не понимала различий между крепостными и рабами.

Манифест от 18 февраля 1762 года, выпущенный Петром Третьим, но реализованный Екатериной Второй, освободил дворян от обязательной службы государству – служба становилась добровольной. Фактически была внедрена система западной аристократии: дворяне получили в частную собственность землю и крепостных крестьян, безо всяких условий, лишь по праву принадлежности к сословию. Крестьяне обязаны были служить помещику, который был освобожден от службы государству.

Крестьяне ответили на екатерининские реформы крупнейшим восстанием. Картина

Размер барщины был увеличен до 4-6 дней в неделю. Это привело к тому, что в некоторых губерниях крестьяне могли работать на себя лишь ночью.

С 1785 года, согласно жалованной грамоте, крестьяне перестали считаться подданными короны и фактически приравнивались к сельскохозяйственному инвентарю помещика. В столь жалком состоянии крестьянство (более трети населения страны) было обречено просуществовать вплоть до середины XIX века.

Освобождение крестьян. Худ. Б. Кустодиев

Было запрещено продавать людей отдельно от их семейств, запрещено покупать крепостных безземельным дворянам, помещикам запретили ссылать крестьян на каторгу. Была прекращена практика раздача крепостных дворянам за заслуги. Всем государственным крепостным выделили наделы земли и участки леса. Крестьянам разрешили выкупаться из продаваемых имений. За жестокое обращение с крепостными помещиков преследовали, и это было не фикцией – за время царствования Николая I имений лишилось несколько сотен помещиков. При Николае Первом крестьяне вновь стали подданными государства, перестав быть собственностью помещика.

Окончательно рабство в России, учрежденное либеральными и прозападными правителями России, было отменено в 1861 году, в царствование Александра Второго. Правда, освобождение было не совсем полным – освободились только от зависимости от помещика, но не от зависимости от крестьянской общины, от которой крестьяне были освобождены в ходе крестьянской реформы в России, которая была проведена Столыпиным в начале XX века.

Впрочем, отмена рабства отнюдь не искоренила из российских реалий элементов крепостного права, регулярно возникающих в истории страны. Наиболее яркий пример из XX века – крепость, наложенная на крестьян-колхозников в виде приписки к определенному населенному пункту, определенному колхозу и заводу и ряд четко оговоренных обязанностей, исполнение которых даровало определенные права, практиковавшиеся во времена сталинской модернизации.


Город рабов. О зигзагах общественного развития

Пути истории извилисты и тернисты. Ступая по ним, человечество на подошвах своих захватывает груз прошлых эпох в виде пережитков, стереотипов и мифов. Иногда идти вперед становится так тяжело, что приходиться пятиться, наступая на уже пройденные выбоины истории, что неминуемо грозит переломами и ушибами. Сейчас мы, человечество, пятимся: увлекаемся религиозным фундаментализмом, шовинизмом, где-то выстраиваем почти что сословное общество, где-то – устраиваем националистические войнушки. И, почесывая затылок окропленными кровью пальцами, мы все чаще задумываемся, не настало ли время сменить парадигму движения, не исчерпали ли себя капитализм, парламентская демократия, либерализм?

При капитализме – все гораздо интереснее. Казалось бы, такая прогрессивная формация, с такими производительными потенциалами! А глядишь, хотя бы на примере нашей богоспасаемой – тут тебе и почти что феодальные властные отношения, основанные на личной лояльности государю и его окружению, и десекуляризация (сращивание религиозных организаций с государством) и даже… самое настоящее рабство.

Да-да, за последние годы немало статеечек об этой проблеме выходило в наших СМИ. А тут и ООН недавно подсчитала, что богоспасаемая, оказывается, входит первую в десятку стран по числу рабов. Подневольно в России трудятся 794 тысяч человек. На секунду, это как население среднего российского города. Представляете, целый город рабов в России XXI века!

Ну как тут не усомниться в существовании прогресса. Дурили нас, оказывается, отцы-просветители Вольтер, Сен-Пьер и их наследнички! Дурили на протяжении почти что 300 лет! Обещали свободу, равенство, братство в грядущем, а оно вон как…

В оправдание просветителей, конечно, надо признать, что общество развивается неравномерно, но все-таки развивается. Где-то немного запаздывает, как в странах полуперифирии, где-то запаздывает сильно – как в странах третьего мира. Там у них и медицина недоступна, и население безграмотно, и детский труд, и даже местами голод встречается. А к ним, между прочим, относятся миллиарды человек на планете!

А с другой стороны, кто сказал, что разные способы производства в рамках одной экономической системы несочетаемы? Еще как сочетаемы! И история это не раз показывала. Так вполне сочетаемы были капиталистический Север и рабовладельческий Юг в США XIX века. Сочетаемы были весьма архаичная крестьянская община и капиталистическая фабрика в Российской империи. Сочетаемы, правда, до времени.

XXI век, как мы могли убедиться, тоже от многоукладности не отказывается. Даже в России. Даже в собянинской Москве. В городе, где одни осваивают вполне сословные привилегии. Вторые озирают свои владения из-за кремлевской стены. А третьи – рабы, завезенные из ближнего зарубежья и обслуживающие праздник жизни столичной публики и ее гостей. О рабах и поговорим.

Как теряют свободу в XXI веке?

Как стать рабом в XXI веке? Как попасть в их невидимый и неведомый большинству город неволи? Навстречу ему ежечасно летят самолеты, плывут корабли, гремят поезда – но ни одна надпись на них не указывает, куда попадет их пассажир. И кассиры Аэрофлота или РЖД изумятся, если вы спросите у них билет…

Путешествие в Дагестан к кавказским акулам бизнеса чуть не стоило Вячеславу жизни. Если бы не опомнились родственники, если бы похищенному не удалось раздобыть телефон и дозвониться до них, скорее всего в этом мире на одного безвозвратно пропавшего без вести стало бы больше.

Рабы не мы…

А вот в СССР бизнеса по торговле рабами не было. Впрочем, никакого бизнеса не было. Иной либеральный остряк скажет, что рабами-де в Совке были все. Потому что нельзя свободно было продавать и покупать и вообще многое нельзя было. Но как-то так получилось, что всамделишные рабы в богоспасаемой появились именно тогда, когда торговать дозволено-таки было.

Обнищание населения в 90-е, разорение целых регионов СНГ подготовили благодатную почву для возникновения самых беспощадных форм эксплуатации. На 2000 год свыше 42 миллионов человек в России проживало за чертой бедности. На фоне разрухи, когда миллионы недоедали, когда десятки миллионов потеряли работу и были вынуждены сводить концы с концами, простой человек оставался абсолютно беззащитным перед бандитствующим капиталом.

Труд гастарбайтеров особенно востребован в теневом секторе экономики, который предоставляет широкие возможности для бесконтрольной и самой беспощадной эксплуатации рабочих. На 2003 год его доля в ВВП по самым скромным подсчетам оценивалась в 22,4%. Тогда 75% иностранных трудящихся получало зарплату черным налом, подавляющее число (80%) работало без какого-либо письменного договора с работодателем. Соцопрос, проводимый среди гастарбайтеров, выявил, что 26-31% из них сталкивались с принудительным ограничением их передвижения и общения, 25-47% – с принуждением работать без гарантированной оплаты, 15-30% – с принуждением к оказанию секс-услуг, 23-24% – с изъятием документов, 25-35% – с угрозами и шантажом, 16-18% – имеют долговую зависимость от работодателя.

Также волонтеры обнаружили рабов в подвалах соседних магазинов. Все они принадлежали одной семье. Магазином в Гольяново, где в подсобке держали невольников, владела Жансулу Истанбекова. Соседние торговые точки контролировали ее родственники: сестра и зять.

Ужасно! Мерзко! – скажите вы. Но не торопитесь. Это еще не самое ужасное. А самое ужасное, что магазин этот до сих пор работает, а хозяева по-прежнему эксплуатируют людей. Как именно сейчас они это делают, сказать не берусь, но факт остается фактом. Еще в ноябре 2012 года прокуратура Преображенского района Москвы закрыла дело о незаконном лишении свободы персонала магазина за отсутствием состава преступления. Жалобы на бездействие следователей российским судом также остались без внимания. Говорят, о грязном бизнесе знали и чиновники, и силовики, но закрывали глаза, получая положенный откат.

С того самого времени особого концептуального прогресса в борьбе с этим страшным общественным пороком не наблюдалось. О недостаточности принятых мер, тем не менее, писалось много и всеми, кто только в курсе. Большая часть жертв работорговцев не спешит обращаться в правоохранительные органы, опасаясь преследований со стороны бывших хозяев. И нет целостной программы защиты этих людей, как нет и стратегии борьбы с торговлей людьми.

Альтернатива возможна

Чего скрывать, многие из нас живут по принципу: если что-то меня не задевает, значит этого для меня нет. Не задевает меня вид нищих на улице – значит и проблемы такой нет. Не натыкается взгляд на проявления угнетения и бесправия – значит и угнетение, и бесправие – это все с какой-то другой планеты. Не замечать – легче всего. Что может быть страшнее, неприятнее мысли, что общественное зло и людские страдания, которые есть его следствие, раскинулись в двух шагах от тебя. Что, пока ты наслаждаешься благами покоя и цивилизации – под тобой, рядом с тобой, вокруг тебя люди лезут на стену от безнадеги, унижаются, насилуются, продаются и покупаются. Иные задаются вопросом: как могли обыватели Берлина, Дрездена, Мюнхена 30 – 40-х годов спокойно жить, учиться, работать, зная, что в это время где-то на фабриках эксплуатировали рабов, что трубы лагерей дымили человеческим мясом? Но трубы эти до сих пор дымят, пока спит обыватель. Протрите глаза!

Натуралистическая драма Дворцевого была высоко оценена на Каннском кинофестивале. Самал Эльясовна, сыгравшая мигрантку Айку, стала первой на постсоветском пространстве актрисой, получившей приз за главную женскую роль на том фестивале. Снять картину режиссера подтолкнула сама жизнь. В 2012 году в одном из роддомов было оставлено женщинами-мигрантами порядка 240 детей из-за тяжелого материального положения. Этот случай сильно поразил автора. Его Айка тоже сталкивается с выбором, страшным для всякой матери: оставить ребенка, продать или погибнуть от бандитствующих кредиторов. В итоге – решается сохранить. Но при этом мы понимаем всю кошмарность, гибельность наваливающего на киргизскую женщину будущего.

Можно сказать, что Айка, по сути, находится в долговом рабстве. Сейчас для очень многих оно снова становится реальностью. Читатель, быть может, помнит еще, как на школьных уроках истории нам рассказывали, как давным-давно, в какой-то там дремучей Древней Греции впавшие в долговую зависимость были понуждаемы продавать детей своих и жен? И кому тогда не казалось все это чем-то далеким, а потому почти нереальным? Что же, денежно-кредитная политика неолиберализма делает нас ближе к предкам!

Раскрываемость по таким преступлениям невелика. Их сложно отследить, в особенности в пору роста популярности суррогатного материнства. Это такой у нас способ торговли детьми, только законный, еще одна форма эксплуатации капиталом женского тела после проституции и порно. Только проституция и порно у нас запрещены, а выращивание младенчика для продажи – как бы нет. В общем, черт ногу сломит в этих наших порядках! При этом штука эта с суррогатным материнством работает избирательно. Кому-то можно пользоваться – например, Киркорову или Сергею Лазареву. Оба имеют детей от таких матерей. А кому-то нельзя. Так нельзя оказалось десятерым одиноким мужчинам из нашего 2020 года. Решение по ним принял Следственный Комитет, посчитав, что они могут быть геями. А это как-то не положено. Хотя, вроде как, Киркоров и Лазарев тоже были одинокими мужчинами и тоже… Ну, вы понимаете. Но на всякую зверюгу у нас найдется зверюга попородистее и с правами поровнее.

А мы по-прежнему верим этому интересу, верим, что нам-то удастся избежать его власти над нами. Верим в наш счастливый билет в страну дураков. На деле же билет этот приводит прямиком в лапы дельцов, в лапы спекулянтов на человеческих слабостях, в лапы рабства. Все счастливые билеты – обман. В особенности тогда, когда сулят счастье на фоне всеобщего несчастья, сулят богатство на фоне всеобщей бедности.

Иной мир возможен! И без всех тех общественных пороков, о которых сказано выше. Сама история на примере СССР и других социалистических проектов показывает это. Дело не в том, что СССР якобы лучшая из когда-либо существовавших стран, дело в том – что социалисты и коммунисты XX века показали нам альтернативу. И эта альтернатива до сих пор страшит врагов свободы и справедливости по всему миру. Самое главное для нас – не просто воспользоваться ей, но двинуться еще дальше, не вернуться к тому, что было, но показать, чего еще не было, раскрыв настоящий потенциал социалистической идеи при современном уровне производительных сил.

Читайте также: