Когда машинист поезда прибывшего на станцию имеет право отцепиться от состава поезда сдо

Обновлено: 30.06.2024

Машинист обязан

Что же еще машинист обязан знать?
— Профиль пути;
— Расположение светофоров (сигналов), указателей, знаков и их значение;
— Расположение ЖД переездов.
Конечно все это относится к тому участку, где осуществляется работа.

Далее переходим непосредственно к поездной работе. После получения всех документов, маршрутного листа, прохождения медицинского осмотра локомотивная бригада идет на линейку готовности для приемки локомотива. Осуществляя приемку машинист (про его помощника, также члена локомотивной бригады, речь в данном разделе не идет) обязан убедиться в полной исправности локомотива, а это значит необходимо проверить:
— тормоза;
— радиосвязь;
— песочницы;
— звуковые сигналы (свисток, тифон);
— АЛСН и устройств безопасности (КЛУБ, ТСКБМ, САУТ);
— наличие противопожарных средств, петард, сигнальных принадлежностей;
— записи в журнале технического состояния локомотива (бортовом журнале).
Возможно есть и иные технические средства, которые нуждаются в проверке на работоспособность, однако они не перечислены в ПТЭ.

Кстати, если вы являетесь машинистом локомотива на предприятии промышленного железнодорожного транспорта (к примеру вы машинист тепловоза на ТЭЦ), то выезжая на пути РЖД (к примеру тепловозом необходимо забрать со станционных путей отцеп с углем) вы обязаны иметь при себе документы о прохождении медицинского осмотра, а какие это документы, уже установлено соответствующими приказами Минздрава.

Итак, локомотив мы приняли, далее следует прицепка к составу.

Машинист в каске | Машинист в каске | Движение24

Так не должен выглядеть машинист на рабочем месте!

Обязанности машиниста при прицепке локомотива к составу

Первым делом машинист обязан проверить сцепление локомотива с первым вагоном. Такая проверка должна включать в себя не только осмотр сцепного устройства, но и проверку соединения воздушных рукавов и электрических соединений. Если состав пассажирского поезда оборудован системой электроотопления, то машинист обязан опустить токоприемники на время подключения электрического кабеля. В особом порядке необходимо убедиться в открытии концевых кранов между тормозными рукавами! Однажды в России произошла крупная ЖД катастрофа из-за того, что концевой кран был закрыт посередине состава грузового поезда. Таким образом поезд оказался практически без тормозов. Об этой катастрофе можно прочитать в нашем материале здесь.

Далее машинист обязан зарядить и контролировать тормозную магистраль (или контролировать уже заряженную, если принимался локомотив сразу с поездом). Каким образом машинисту понять, что тормозная магистраль исправна? — По величине падения давления воздуха за единицу времени. Конкретные цифры определяются инструкциями по тормозам. Помимо падения давления машинист обязан провести опробование тормозов на месте, после чего получить справку по тормозам, и убедиться что номер хвостового вагона в справке совпадает с натурным листом, а сила тормозного нажатия соответствует инструкции по тормозам.

Натурный лист пригодится далее, так как обязанность его исследовать закреплена в ПТЭ. Необходимо иметь представление о наличии вагонов с людьми, грузами разных категорий и открытого подвижного состава. В общем цель подобного исследования носит сугубо ознакомительный характер.

Перед приведением поезда в движение машинист обязан включить все предусмотренные конструкцией устройства автоматической локомотивной сигнализации и проверить радиосвязь с дежурным по станции и начальником поезда (если речь о пассажирском движении).

Далее переходим к обязанностям, вменяемым машинисту после приведения поезда в движение. И в этот момент в нашей инструкции заходит речь о Помощнике машиниста — наконец и он что-то становится обязан, а не просто так получает свою зарплату (это конечно тончайшая шутка).

При ведении поезда машинист и его помощник обязаны

В пути следования все члены локомотивной бригады обязаны пристально следить за тем, чтобы путь впереди поезда был свободен. Данный пункт также подразумевает и контроль за сигналами светофоров, указателями, флагами и знаками. В общем следить в оба за тем, чтобы случайно не проследовать красный запрещающий сигнал светофора (хотя есть случаи, когда машинист обязан его проследовать, о них читайте в нашем материале здесь), или не налететь на полной скорости на фуру, водитель которой решил задремать посреди переезда, и это было видно за длину тормозного пути. Также члены локомотивной бригады должны следить и за контактной сетью (если конечно она есть). Обрыв контактного провода — это понятное дело непреодолимая преграда на пути следования поезда.

Следующая обязанность локомотивной бригады касается контроля целостности состава. Случаи саморасцепов грузовых составов возможно не такая редкость, бывают и сходы с рельсов вагонов, но бригада обязана за этим следить и не допускать дальнейшего движения при обнаружении саморасцепа (тормоза должны сработать автоматически в таком случае), или схода.

Члены локомотивной бригады обязаны следить за показаниями приборов, отвечающих за бесперебойность и безопасность работы локомотива.

Далее распределим обязанности в зависимости от ситуации, для удобства восприятия:

    ;
  • Визуально определяем по стрелочным переводам корректность маршрута и правильность положением самого перевода (чтобы не допустить взрез стрелки и так далее);
  • Следим за сигналами, подаваемыми работниками станций;
  • Следим за передвижением маневровых локомотивов;

При малейшей угрозе безопасности машинист или помощник обязаны незамедлительно принять меры к остановке поезда (экстренное торможение).

При необходимости остановки на станции

  • Машинист обязан осуществить остановку, не выезжая за границу выходного светофора, или предельного столбика. Это очень важно, так как весь состав поезда должен вместиться в длину путей приема станции, в противном случае хвостовой вагон может перекрыть стрелочный перевод и фактически заблокировать входной сигнал. Если же такая остановка все же необходима, то машинист ее обязан производить только по согласованию (или указанию) дежурного по станции.
  • Если в поезде обнаружены неисправности, то после остановки машинист обязан доложить о них дежурному по станции или поездному диспетчеру.

Если в пути выявились неисправности

Данная обязанность вытекает из обязанности наблюдения за путями следования, и, соответственно, за окружающим путевым хозяйством. Так вот в случае, если либо машинист, либо помощник заметили неисправность какого-либо технического узла ЖД инфраструктуры (будь то светофор, контактная сеть, другие встречные поезда или поезда на смежных путях), машинист обязан незамедлительно доложить об этом дежурному по ближайшей ЖД станции, либо поездному диспетчеру, а если это необходим машинисту другого поезда.

Если погодные условия в пути следования (туман, метель, и т.д.) снижают видимость, то машинист имеет право снизить установленную скорость движения. Вообще о том, как следуют поезда в условиях сильного тумана или в пургу читайте наш материал здесь.

При ведении поезда машинист должен

Теперь поговорим о долге. Тон ПТЭ сместился в сторону активных действий и помощник машиниста вышел из фокуса. Хочу заметить, что пунктов о долге всего четыре, что во много раз меньше количества пунктов об обязанностях. Значит машинист должен гораздо меньше, нежели обязан.

Итак машинист должен:

  • Быть готовым в любой момент воспользоваться тормозными устройствами (краном машиниста), а также контролировать готовность этих устройств: проверять тормоза в пути следования согласно инструкции по тормозам, следить за давлением воздуха в главном резервуаре и тормозной магистрали.
  • Остановить поезд при сигналах, запрещающих дальнейшее движение, с помощью служебного торможения, не проезжая сигнал остановки. Сигнал снижения скорости проследовать с установленной им скоростью. Таким образом долг машиниста — остановиться на запрещающий сигнал (не во всех случаях), а его проезд становится уголовным преступлением.
  • Проследовать знак, который ограждает нейтральную вставку, со скоростью не менее 20 км/час. В противном случае поезд остановиться посреди нейтральной вставки, а если у энергетиков еще и случится какое-нибудь ЧП, то график движения поездов будет серьезно нарушен.
  • Если машинисту будет подан сигнал об остановке (например круговые движения фонарем или рукой), или обнаружатся препятствия к движению, машинист должен незамедлительно применить экстренное торможение.

В пути следования машинист не имеет право:

Машинист не имеет право:

  • Превышать установленную скорость движения, не соблюдать действующие предупреждения по скоростному режиму;
  • Отвлекаться от управления локомотивом, а что машинист обязан делать во время управления, читайте выше. Это значит, что машинист не имеет право писать СМС, снимать видео, звонить маме.
    Был случай, машинист снял видео как ведет локомотив да хает руководство РЖД, вместе с помощником, и выложил это видео в Интернет. Так провели разбор и впаяли ему нарушение данного пункта ПТЭ, отвлекался мол на съемку. Машиниста уволили, помощнику выговор — вот вам и сила ПТЭ.
  • Вмешиваться в работу устройств и систем безопасности, отключения — это тоже вмешательство в работу. Но здесь речь идет только об исправных устройствах (системах), если наблюдаются любые неполадки, то действовать нужно согласно регламенту или инструкции по обращению с этими устройствами.
  • Начать следовать на перегон, если на локомотиве имеется неустранимая на месте неисправность, влияющая на тяговые характеристики. Даже если сильно заставляют, имейте в виду, что все шишки потом полетят на вас!

Вот мы и рассмотрели все основные обязанности и долги машинистов поездов. Все остальные инструкции пишутся так, чтобы соответствовать данным ПТЭ. На плечи машинистов положена огромная ответственность, даже поле ответственности помощника не выходит из поля ответственности машиниста, а значит машинист в итоге отвечает и за себя, и за него.

2.1 В случае прибытия сборных и вывозных поездов (других поездов, в т.ч. и при отцепки вагонов за неисправностью) с отцепкой локомотива с вагонами или без вагонов дежурный по станции передает распоряжения руководителю маневров о закреплении с указанием пути приема и установленного ТРА станции количества тормозных башмаков, которые необходимо уложить для закрепления состава, который остается или его части (в случае отцепки локомотива с вагонами) по форме:

"Составитель поездов . Закрепите состав поезда № . на пути № . . тормозными башмаками со стороны . (№ стрелки, . четной (нечетной) горловины, с обеих сторон)

ДСП . (фамилия)"

"Составитель поездов . Закрепите вагоны, которые остаются на пути № . . тормозными башмаками со стороны . (№ стрелки, . четной (нечетной) горловины, с обеих сторон).

ДСП . (фамилия)".

2.2 Руководитель маневров получает тормозные башмаки у дежурного по станции (или по его указанию в местах постоянного их хранения), производит закрепление состава (вагонов) и докладывает дежурному по станции о закреплении, с указанием количества уложенных тормозных башмаков, по форме:

"Дежурный по станции . Состав поезда № . (вагоны) на пути № . закреплен(ы) . тормозными башмаками со стороны . (№ стрелки, . четной (нечетной) горловины, с обеих сторон).

Составитель поездов . (фамилия)".

2.3. После получения доклада руководителя маневров о закрепление дежурный по станции передает машинисту поездного локомотива информацию про проведенном закреплении и о возможности отцепки локомотива (локомотива с вагонами) от состава поезда. Одновременно дает указание на выполнение маневровой работы по отцепке (прицепке), подаче и уборке вагонов:

"Машинист локомотива № . Состав поезда № . (вагоны) на пути . закрепленные тормозными башмаками со стороны . (№ стрелки, . четной (нечетной) горловины, с обеих сторон). Разрешаю отцепить локомотив (локомотив с вагонами) от состава поезда и следовать (переставить, подать) на . путь. Маршрут готов.

ДСП . (фамилия)".

3. Отправление поездов своего формирования

3.1 После прицепки локомотива к составу машинист обязан доложить об этом дежурному по станции. В случае прицепки локомотива с вагонами к составу доклад дежурному по станции о сцеплении передает руководитель маневров.

"Дежурный по станции . Я машинист локомотива № . (составитель поездов) . Локомотив (локомотив с вагонами) сцепился с вагонами, которые стоят на пути № .

Машинист (составитель поездов) . (фамилия)".

В случае необходимости включения и опробования автотормозов в доклад добавляются слова "автотормоза включены и опробованы".

"Составитель поездов . Изымите на . пути . тормозных башмаков со стороны . (№ стрелки, . четной (нечетной) горловины, с обеих сторон)

ДСП . (фамилия)".

Составитель поездов изымает тормозные башмаки и докладывает об этом дежурному по станции с указанием количества изъятых тормозных башмаков по форме:

"дежурный по станции . На пути № . изъят . тормозных башмаков со стороны . (№ стрелки, . четной (нечетной) горловины, с обеих сторон).

Составитель поездов . (фамилия)".

3.3 Без получения такого доклада дежурному по станции запрещается открывать выходной светофор или выдавать другие разрешения на отправление поезда.

4. Оставление без локомотива вагонов, которые поданы под погрузку (разгрузку), подготовленных для прицепки к поездам, которые направляются через станцию, или выполнения других операций (оставление без локомотива вагонов)

4.1 Все операции связаны с расстановкой и закреплением вагонов, которые остаются без локомотива (под разгрузку, нагрузка или выполнения других операций), проводится лично руководителем маневров.

Если маневры из подготовки вагонов для их оставления без локомотива проводятся на путях, занятых другими вагонами, тогда руководитель маневров должен обеспечить проверку надежности закрепления всех вагонов, которые остаются на пути.

4.2 До получения разрешения на выезд из маневрового района руководитель маневров сообщает дежурному по станции об окончании маневров и о проведенном закреплении вагонов согласно установленным нормам по форме:

"дежурный по станции . В. маневровом районе на пути № . маневровая работа закончена. Вагоны закреплены со стороны . (№ стрелки, . четной (нечетной) горловины, с обеих сторон).

Составитель поездов . (фамилия)".

4.3 Убедившись, по докладу руководителя маневров, в том, что закрепление проведено правильно, дежурный по станции разрешает отцепку вагонов или маневрового локомотива от вагонов и его выезд из маневрового района.

"Машинист локомотива № . На пути № . вагоны закреплены. Отцепите вагоны (маневровый локомотив) от вагонов и выезжайте из маневрового района. Маршрут готов.

После выезда из этого района дежурный по станции обеспечивает переведения в охранительное положение стрелок предупредительных тупиков и сбрасывающих стрелок (башмаков).

4.4 Ответственность за сохранность тормозных башмаков, которые оставленные под колесами вагонов, на время нахождения вагонов на станции может полагаться, кроме других работников, и на дежурного по станции или составителя поездов.

Читайте также: