Когда и почему в философии права появилась проблема категорий

Обновлено: 04.07.2024

Цель изучения темы: получить представление о статусе философии права.

Задачи изучения темы: выявить объект и предмет философии права, понятия и категории философии права, структуру философско-юридического знания и его функции.

Результат освоения темы:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК-1 З-1 знает социальную значимость профессии юриста, формулирует понятие коррупционных действий
ОК-3 З-1 обладает знаниями в области культуры мышления, необходимом уровне интеллектуального развития юриста
ПК-2 З-1 формулирует понятие, признаки и виды нормативных правовых актов
ПК-3 В-1 способен уважать честь и достоинство личности
ПК-9 З-1 обладает знаниями в области управленческой деятельности
ПК-15 У-1 может эффективно осуществлять правовое воспитание

Предмет философии права

Генезис философии права

Философия права – древняя наука, берущая свое начало во времена античности (Платон, Аристотель), получившая особое развитие в XVII-XVIII вв. и продолжающая функционировать в системе современного гуманитарного знания.

Первичной духовной предпосылкой философии права явилось этическое (религиозно-этическое) обоснование действующих законоположений и юридической практики. Именно в этике находит поддержку категория справедливости – соразмерности, меры, а также сама возможность принуждения людей к соблюдению единых правил, норм.

Другим важнейшим источником права стало обоснование законов, правосудия через категорию естественного права(С.С. Алексеев). Строго говоря, о философии права речь можно вести тогда, когда мысль исследователя от очевидных фактов социальной жизни (фактическое бытие права, воля государства, обычаи, нравственность и т.д.) обращается к глубинам естественной жизни людей – естественному праву.

Философия права может строиться в двух науковедческих плоскостях:

- в качестве исконнофилософской дисциплины, рассматривающей право под углом зрения определенной универсальной философской системы;

- в качестве интегрированной философско-правовой области знаний, когда на основе определенных философских идей осуществляется проработка правового материала.

В истории философско-правовой мысли существовали различные подходык определению предмета философии права:

- идея права (Гегель);

- общественный идеал (С. Франк)

- либертаризм (В. С. Нерсесянц, С. С. Алексеев);

- логика, диалектика и теория познания правового бытия (Д.А. Керимов).

Предмет философии праваможно определить на основе подхода И. Канта: 1) что я могу знать о праве; 2) что я должен делать в соответствии с требованиями права и почему? 3) на что я могу надеяться в случае нарушения этих требований; 4) что такое правовой человек или что представляет собой право как способ человеческого бытия.

На основе вышеизложенного напрашивается вывод, что подходов к философии права столько, сколько существует философских систем. Если общая философия есть учение о предельных основаниях человеческого бытия, то философия права – учение о предельных основаниях права как одного из способов человеческого бытия.

Зарождение философии права обусловлено тем фактом, что данная дисциплина находится на стыке философии и юриспруденции. Поэтому можно выделить два основных источника философии права:

1) Общефилософская разработка правовых проблем:многие из серьезных достижений классической философии – результат такого подхода, ибо без рефлексии оснований права и правовой реальности в целом философская система не может считаться полноценной.

2) Переход от решения практических задач юриспруденции к их философской рефлексии:например, осмысление оснований уголовного права, вины и ответственности может предшествовать осмыслению сущности права.

Однако и в первом, и во втором случае философия права ориентируется на постижение сущности и смысла права, заключенных в нем начал и принципов.

Позиция отрицания философии права характерна дляюридического позитивизмав лицеюридической догматики,изолирующей право от метафизических наук (наук о духе)

Однако в пользу философии права можно привести следующие основания:

- историческое основание,т.е.проблемы философии права всегда волновали человечество;

- актуальное основание,т.е.выявление загадок и тайн права доступно лишь философскому подходу,поскольку иными путями невозможно разделитьпредметную (позитивную) и духовную (естественную) ипостаси права и, следовательно, понять сущность права;

- профессиональное основание, т.е.высокий профессионализм и

- честность юриста предполагают осознание высокого гуманистического смысла своей деятельности, что неизбежно востребует философские принципы, подходы и обоснования.

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.


Анализируя системность как философско-правовое явление необходимо, прежде всего, определить понятие этого термина и его содержание. При этом понятие системности как правовой категории безусловно должно находится во взаимосвязи с взаимозависимости от определения системы как философско-правовой категории. Более того, правовой наукой должно быть выработано универсальное философско-правовое определение, которое с очевидность вбирало в себя, с одной стороны, фундаментальные философские признаки системы, с другой, служило внешним выражением права.

Понятие системности следует рассматривать как трансграничную категорию, имеющую не только правовую, но и философскую основу. Идея системности была одной из основополагающих в трудах Гегеля, который сформулировал системную идею применительно к философии, в соответствии с которой каждая часть философии есть философское целое, замкнутый в себе круг, но философская идея имеется в каждой из этих частей в особенной определенности или особом элементе [2, с. 33].

Системность как таковая имеет своей целью исследование сложных целостных явлений природного и общественного бытия. В настоящее время назрела необходимость в использовании общенаучных представлений о системности к праву, поскольку без системного представления о праве, невозможно говорить о правовом государстве и создании институтов гражданского общества.

В научной философской литературе мы сталкиваемся с многообразием теоретического описания понятия системы, основные идеи которого могут быть использованы в правовой науке. Думается многообразие теоретических представлений о системности, вызвано, прежде всего, научной ценностью системы как особой формы бытия и желанием научного сообщества дать понятие и характеристику системы из ее сущностных признаков, характера объектов и их внутренних взаимосвязей и внешнего проявления.

Понятие системности права должно со всей очевидностью свидетельствовать об универсальности данного понятия для всех правовых отраслей и отражать всю внутреннюю сущность и содержание права. При этом следует учитывать, что в основу предложенного авторского понятия системности должен быть положен глубокий анализ сущностных характеристик права.

Вопросы системности права были предметом обстоятельного исследования в 40-х – 70-х годах XX века, а отдельные вопросы системы права были предметом дискуссии в начале 80-х годов XX века. Не отрицая значимости проведенных исследований и достигнутых существенных научных результатов, позволим отметить, что исследования по такой существенной проблеме как системность проводились применительно к общественным отношениям, регулируемых советским правом, основанном на плановой экономике, вмешательстве государства в частноправовую сферу и фактическом отрицании частной собственности.

Более чем 30-ти летний период развития правовой системы прошедший после последнего серьезного исследования по проблеме системы права и системообразующих факторов свидетельствует о серьезных пробелах в теории правового регулирования общественных отношений на современном этапе исторического развития. Более того, коренные изменения в экономико-политической жизни страны фактически повлекли за собой необходимость создания новой системы права, основанной на новых принципах и методах, имеющих своей целью разрешение новых функциональных задач. Задача правовой науки в этих условиях сводится к выявлению объективных закономерностях существования системы права. Кроме этого, совершенствование системы действующего законодательства должно главным образом опираться на высокую степень научного познания системности, которая по своей правовой сути должна служить примером должного построения и системы законодательства в целом.

Таким образом, системность права – это объективное свойство права, которое служит фундаментальной и объективной предпосылкой объединения структурных элементов системы права: правовых норм, институтов, подотралей и отраслей в целостное и внутренне непротиворечивое системное целое, внутри которого существуют неразрывные правовые связи, позволяющие говорить о единстве системы.
Литература:

1. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. 2. Гегель Г.В. Сочинения. Т. 1. М., Ленинград, 1929. 3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1961. Т. 20.

4. Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2003.

5. Спиркин А.Г. Курс марксистской философии. М., 1965.

6. Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976.

Основные термины (генерируются автоматически): система, системность, правовая наука, проблема системности, системный подход, целое, особенная определенность, особый элемент, правовая система, правовое регулирование.

Читайте также: