Когда было подписано соглашение о госгранице между казахстаном и китаем

Обновлено: 28.06.2024

Государственная граница: безопасность будущих поколений

Принципиально важной проблемой в становлении и эволюции внешней политики молодого независимого государства, определившей ее ориентиры и перспективы, было урегулирование спорных участков почти на всем протяжении государственной границы Республики Казахстан с соседними государствами. После обретения независимости перед страной, которая имеет почти 14 тысяч километров сухопутной границы со своими соседями, встала задача юридического решения на основе международного права территориально-пограничных вопросов с ближайшими соседями – Китаем, Кыргызстаном, Россией, Туркменистаном и Узбекистаном.

В результате инициированного Елбасы большого исторического процесса делимитации госграниц Казахстан полностью официально обозначил рубежи своей территории, девятой в мире по площади.

Обретение Казахстаном независимости, кроме реализации самой идеи государственного суверенитета, которая поколениями вынашивалась национальной элитой, несло в себе большое количество очень серьезных политических и социально-экономических вызовов. Соответственно, каждое решение, принимаемое руководством страны в первые годы независимости, носило поистине исторический характер. И одним из таких судьбоносных решений, безусловно, было незамедлительное обеспечение территориальной целостности республики путем юридического оформления государственных границ. Понимая, что территориальная целостность является одним из цементирующих начал государственного суверенитета, Елбасы приложил свое влияние и авторитет, весь свой талант и дипломатическое искусство, чтобы приблизить момент юридического оформления границ современного Казахстана.

Пять государств – одна граница

В начале 90-х перед Казахстаном, который имеет почти 14 тысяч километров сухопутной границы со своими соседями, встала задача юридического решения на основе международного права территориально-пограничных вопросов с пятью ближайшими соседями – Китаем, Россией, Туркменистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном. По сути, это было пять проблем разной сложности, уходивших корнями в прошлое и во многом доставшихся в наследство от Советского Союза.

К примеру, как отмечают историки, в советский период границы были определены таким образом, чтобы республики тогдашней Средней Азии особо не чувствовали этнической целостности. Конфликтогенность пограничного вопроса была неким предохранителем от возможных этнических объединительных настроений и намерений, которые присутствовали на заре советской власти. Дальнейшие пересмотры границ между республиками региона окончательно закрепили перекосы в данной проблеме.

Нерешенность спорных моментов казахстанского участка советско-китайской границы, приводившая в свое время даже к вооруженным конфликтам, также обременяла ситуацию с оформлением государственной границы РК. Именно с Китаем раньше всех начались переговоры по делимитации границы, и раньше всех было подписано соответствующее соглашение.

В итоге из 14 на тот момент казахстанских областей 12 стали пограничными, причем 10 оказались таковыми впервые.

Спора больше нет

Объективно для Нурсултана Назарбаева и всей нашей дипломатической команды одним из успешных дебютов внешнеполитической деятельности можно назвать сложнейший переговорный процесс с Китайской Народной Республикой.

Территориально-пограничная проблема с Китаем, как уже отмечалось, за все время существования СССР так и не была урегулирована. Основная причина заключалась в неготовности союзного центра расставаться с планом территориального разграничения с некогда цинским Китаем, осуществленного в XIX веке царской Россией с позиции силы. Поэтому советские власти отказывались признавать само существование пограничной проблемы. Одним из последствий противоречий стали вооруженные столкновения на советско-китайской границе в 1969 году на острове Даманском на Дальнем Востоке и в районе озера Жаланашколь в Семипалатинской области, результатом которых стали многочисленные человеческие жертвы с обеих сторон.

По этому Соглашению стороны сошлись на том, чтобы в районе перевала Чоган-обо в пределах Казахстана осталось около 70%, а Китаю отошло около 30% территории, на участке в районе реки Саричильды в пределах Казахстана осталось около 30%, а Китаю – около 70% территории. Из общей площади двух несогласованных участков (примерно 994 квадратных метров) Казахстану отошли 537 квадратов (57%), Китаю – 407 (43%). После завершения делимитации стороны приступили к демаркации границы, которая осуществлялась совместной казахстанско-китайской комиссией. Общая протяженность демаркированной границы составила 1 783 километров.

"С самого начала мы заявили китайцам, что о передаче всех земель переговоры вестись не будут, нужно искать компромисс, опираясь на Чугучакский протокол 1864 года и другие документы, а также на сложившиеся реалии, – сказал в интервью Токаев. – Абсолютно убежден в том, что достигнутые договоренности полностью соответствуют национальным интересам Казахстана".

Делимитация границ – стабильность региона

1 сентября 1999 года была создана Правительственная Комиссия РК по делимитации госграницы с Кыргызстаном, Туркменистаном, Узбекистаном, а также с Россией. При делимитации государственных границ Казахстан и другие государства опирались на положения Алма-Атинской декларации Содружества Независимых Государств от 1991 года, согласно которой государства-участники приняли на себя взаимное обязательство уважать территориальную целостность и неприкосновенность государственных границ друг друга.

По мнению казахстанских дипломатов и экспертов, возникшие на тот момент проблемы требовали тщательного изучения и уточнения, поиска компромиссов и взаимоприемлемых решений. Поэтому МИД РК планировал завершить работу по делимитации государственной границы Казахстана в лучшем случае не ранее 2007-2008 годов.

Однако в марте 2001 года состоялся телефонный разговор Первого Президента РК с президентом Узбекистана, в ходе которого была достигнута договоренность об ускорении переговорного процесса по вопросам делимитации казахстанско-узбекской государственной границы с тем, чтобы уже в 2001 году подписать соответствующий двусторонний договор. В тот же день во время телефонной беседы Нурсултана Назарбаева с президентом Туркменистана была достигнута договоренность об ускорении делимитации границы между двумя государствами и о подписании соответствующего соглашения во время официального визита главы Туркменистана в Астану летом 2001 года.

В итоге процесс делимитации государственной границы между Казахстаном и Узбекистаном, который считался одним из сложных, состоялся в кратчайший период с 2000 по 2002 год. Сложность регулирования казахско-узбекской границы заключалась в том, что 200 километров границы с Узбекистаном проходили по густонаселенной местности – Сарыагашскому и Мактааральскому районам Южно-Казахстанской области, а также Ташкентской и Джизакской областям Узбекистана. В этой связи 16 ноября 2001 года в Астане главы двух государств подписали Договор о казахстанско-узбекской государственной границе, который определил прохождение 96% линии границы от общей ее протяженности. В сентябре 2002 года в Астане президенты подписали другой договор об отдельных участках казахско-узбекской государственной границы, который полностью завершил определение линии совместной границы. Оба документа вступили в силу 5 сентября 2003 года.

Делимитация государственной границы с Туркменистаном прошла без осложнений, поскольку граница проходит по южной оконечности плато Устюрт, по пустыне. За основу для подготовки делимитации границы были взяты Постановления Президиума ЦИК СССР от 27 декабря 1932 года и топографические карты с согласованной двумя сторонами линией границы 1972 года. Договор между двумя странами о делимитации и процессе демаркации государственной границы был подписан главами государств 5 июля 2001 года, и после ратификации вступил в силу в августе 2006 года.

Переговоры по делимитации государственной границы между Казахстаном и Кыргызстаном проводились с ноября 1999 года и завершились в декабре 2001 года подписанием в Астане Межгосударственного договора о казахско-кыргызской государственной границе, который вступил в силу 5 августа 2008 года.

7 тысяч километров доверия

Исключительное место в процессе делимитации государственной границы Казахстана занимало решение этого сложного вопроса с Российской Федерацией. Первое совместное казахстанско-российское заявление по этому вопросу было подписано Президентом РК Н. Назарбаевым и Президентом РФ Б. Ельциным еще 6 июля 1998 года, а уже 12 декабря 1998 года был подписан первый протокол относительно намерений по делимитации государственной границы. Первый раунд казахстанско-российских переговоров состоялся в конце августа-начале сентября 1999 года в Москве.

Как отмечают историки, в ходе переговоров выяснилась парадоксальная вещь: граница между Казахской ССР и РСФСР в правовом плане была оформлена в гораздо худшей степени, чем граница с другими соседними республиками. Если граница Казахской ССР с Узбекской ССР была оформлена указами Верховных Советов обеих республик на всем протяжении, включая ее описание, а границы Казахской ССР с Киргизской ССР и Туркменской ССР содержали обобщенное описание границы в постановлениях ВЦИК 1930 и 1932 годов, то описания границы Казахской ССР с РСФСР вообще не существовало. В такой ситуации исключительно важную роль сыграли международный авторитет Елбасы и тот высокий уровень доверия, который установился в его личных отношениях с политическим руководством России.

В июле 2000 года во время переговоров в Москве президенты Н. Назарбаев и В. Путин подчеркнули, что у двух дружественных государств нет пограничных споров, и высказали пожелание о наращивании темпов делимитации границы. В связи с этим пожеланием процесс делимитации казахстанско-российской границы стал развиваться в нарастающем темпе. Если в сентябре 2000 года было описано и нанесено на карту около 1,2 тысячи километров границы, а в октябре 2001 года – 3 875 километров, то в сентябре 2004 года граница была описана уже на 99,9%.

18 января 2005 года в Москве Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин подписали Договор о казахстанско-российской государственной границе, имеющий огромное историческое значение. Была завершена работа по международно-правовому оформлению государственной границы между Казахстаном и Россией, являющейся самой протяженной сухопутной границей в мире. Как отметил тогда Первый Президента РК, казахстанско-российская граница, бывшая всегда границей дружбы и партнерства, и сегодня является символом вековой дружбы и добрососедства.

Следует понимать, что за достигнутым результатом кроются большие компромиссы и взаимные уступки, ставшие необходимыми в процессе переговоров.

"По моему мнению, делимитация границы между Казахстаном и Россией уникальна в мировой международно-правовой практике, поскольку за сравнительно короткий промежуток времени удалось согласовать все точки прохождения ее линии", – подчеркнул в одном из интервью Президент Касым-Жомарт Токаев.

Он отметил, что делимитация границы началась с запада от нижнего течения реки Волги и завершилась на востоке, на хребте Южный Алтай Алтайских гор, где расположена точка стыка государственных границ Казахстана, России и Китая.

Таким образом, Казахстан, чья независимость ранее была признана всеми мировыми государствами, завершил процесс юридического оформления своей государственной границы, предъявив миру правовой аргумент своей территориальной целостности.


В Китайско-казахстанская граница или Китайско-казахстанская граница (Казахский: Қазақстан-Қытай мемлекеттiк шекарасы , русский: Казахстанско-китайская государственная граница , Китайский: 中 哈 边界 ; пиньинь: Чжун-Ха бианджи ), является международной границей между Китайская Народная Республика и Республика Казахстан. Граница между двумя странами в значительной степени унаследована от границы, существующей между двумя странами. Советский союз и КНР, а ранее между Российская империя и Империя Цин; однако полностью разграничить его удалось только в конце 20 - начале 21 века. По данным международных пограничных комиссий, которые проводили демаркацию границы, длина границы составляет 1782,75 км (1107,75 миль). [ нужна цитата ]

Содержание

История


Китайско-российская граница зафиксирована в Чугучакском протоколе (1864 г.). Сегодняшняя китайско-казахстанская граница в значительной степени соответствует линии, установленной в этом протоколе, с небольшими изменениями.

Истоки границы относятся к середине 19 века, когда Российская империя расширился в Центральная Азия и смог установить контроль над Озеро Зайсан область, край. Установление границы между Российской Империей и Империя Цин, не слишком отличавшаяся от сегодняшней китайско-казахстанской / кыргызско-таджикской границы была предусмотрена в Конвенция Пекина 1860 г .; [1] [2] фактическая линия границы в соответствии с конвенцией была проведена Тарбагатайский договор (1864 г.) и Улясухайский мирный договор (1870 г.), оставляющий озеро Зайсан на российской стороне. [3] [4] [2] Военное присутствие Империи Цин в бассейне Иртыша рухнуло во время Дунганское восстание (1862–77). После падения восстания и завоевания Синьцзяна Цзо Цзунтан, граница между Российской и Цинской империями в Река Или бассейн был дополнительно немного скорректирован в пользу России Санкт-Петербургский мирный договор (1881 г.) и ряд более поздних протоколов. [2] В 1915 г. был подписан договор о более точном разграничении границы Илийской долины и Джунгарский Алатау область, край. [2]

Самый южный участок границы (то есть примерно южная половина современной китайско-таджикской границы) оставался неразделенным, отчасти из-за продолжающегося соперничества между Великобританией и Россией за господство в Центральной Азии, известного как Отличная игра; в конце концов они согласились, что Афганистан останется независимым буферным государством между ними, с Афганистаном Ваханский коридор создается в 1895 году. [2] Китай не был участником этого соглашения, и, следовательно, самый южный участок китайско-российской границы оставался неопределенным. [2]

После Синьхайская революция и Гражданская война в Китае в Китае и Октябрьская революция и Гражданская война в России в России китайско-российская граница стала границей КНР-СССР. Однако китайские и советские власти не всегда соглашались, где проходит линия границы, что приводило, в частности, к пограничный конфликт к востоку от озера Жаланашколь в августе 1969 г.

После того, как Казахстан стал независимой страной, он заключил договор о границе с Китаем, который был подписан в Алматы 26 апреля 1994 г. и ратифицирован Президентом Казахстана 15 июня 1995 г. Согласно договору, узкая полоса холмистой местности к востоку от Жаланашколь который СССР и Китай оспаривали в 1969 году, был признан частью Китая. [5]

Для более точного обозначения некоторых небольших участков границы 24 сентября 1997 г. и 4 июля 1998 г. были подписаны дополнительные соглашения. [6] [7] В течение следующих нескольких лет граница была разграничена на местности совместными комиссиями. Согласно протоколам и картам комиссий, протяженность линии границы двух стран составляет 1782,75 км, в том числе 1215,86 км сухопутной границы и 566,89 км пограничной линии, проходящей по (или через) рекам или озерам. Работа комиссий оформлена несколькими совместными протоколами, окончательно оформленными протоколом, подписанным в Пекин 10 мая 2002 г. [6] [7]

В 2011 году на границе в Хоргосе открылась зона свободной трансграничной торговли с целью стимулирования китайско-казахстанской торговли. [8]

Пограничные службы двух стран проводят регулярные встречи, а иногда и совместное патрулирование границы. [9]

Фото

Сегодня наша страна выстроила дружественные взаимоотношения с соседями и странами дальнего зарубежья, партнерство развивается сбалансировано, включая и экономическое, и технологическое, и культурно-образовательное сотрудничество.

Фактически оформление рубежей нашей республики в соответствии с нормами международного права началось на заре Независимости, в 1992 году.

О том, как решался пограничный вопрос, рассказал один из свидетелей долгих переговорных процессов, экс-депутат Мажилиса Парламента РК V и VI созывов генерал-лейтенант Абай Тасбулатов.

По его словам, Нурсултан Назарбаев изначально делал ставку на построение дружеских, доверительных взаимоотношений со странами, объединенными в Казахстаном общими границами.

Самая длинная граница

Юридическое оформление государственных границ Казахстана, по оценкам международных экспертов, проведено в очень короткие сроки. Сейчас, спустя три десятилетия после обретения суверенитета, многие постсоветские страны до сих пор не решили до конца вопросы о рубежах своих территорий.

Россия сегодня – крупнейший сосед Казахстана, с которым выстроены добрососедские, партнерские отношения в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах. При этом граница между нашими странами заслуживает отдельного внимания. Ее протяженность – более 7 591 км, она считается самой длинной в мире непрерывной сухопутной границей между двумя государствами.

По словам Абая Тасбулатова, установление границы между РК и РФ стало результатом долгих непростых переговоров и дискуссий.

В интервью, которое Нурсултан Назарбаев дал казахстанским СМИ после визита в Россию, Первый Президент отметил, что Договор о госгранице в РФ является юридической точкой в процессе международно-правового оформления общих рубежей.

Китайская грамота

Довольно непростым для казахстанских дипломатов был переговорный процесс по оформлению государственной границы между РК И КНР. В наследство от Советского Союза Казахстану достались спорные участки на рубеже с Китаем. Их общая площадь составляла около 844 кв. км. По этим вопросам переговоры между представителями советского правительства и китайскими дипломатами продолжались долгие годы, а после распада СССР в 1992 году для продолжения этого процесса была сформирована объединенная делегация Правительств Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

По делимитации границы РК – КНР переговоры продолжались с 1992 по 1998 годы, при этом за основу были взяты 8 договоров и протоколов, заключенных еще в XIX веке между Российской империей и Китаем. После завершения этапа переговоров по определению линии границы начался процесс демаркации.

Как отметила эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидия Пархомчик, именно благодаря политическому авторитету Первого Президента РК казахстанской стороне удалось относительно быстро, по сравнению с другими странами, найти ряд компромиссных решений. В дальнейшем именно участие в переговорных процессах Нурсултана Назарбаева позволило сформировать надежную базу для дружественных добрососедских отношений между двумя странами.

В итоге общая протяженность казахстанско-китайской границы, согласно документам, составила около 1 783 км. Из них 1 215,86 км. – сухопутная и 566,89 км. – водная.

В партнерстве с соседями

Со странами соседями Казахстан, в начале 90-х годов прошлого века, разделяли около 14 тысяч километров общей сухопутной границы. Помимо России и Китая необходимо было оформить в соответствии с международным правом границы с Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Общей проблемой рубежей Казахстана с соседями по бывшему СССР было то, что линия граница де-факто не совпадала с де-юре закрепленной в правовых актах. Поэтому с каждым из государств нужен был индивидуальный подход к решению вопроса делимитации и демаркации общих рубежей.

Казахстанская правительственная комиссия по делимитации госграницы с Кыргызстаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Россией была создана 1 сентября 1999 года. Переговоры, как отмечают эксперты, требовали взаимовыгодных решений и компромиссов, поэтому по прогнозу МИД Казахстана вопросы делимитации границ Казахстана могли быть решены в лучшем случае не ранее 2008 года.

Благодаря проведенным Нурсултаном Назарбаевым телефонным переговорам с президентами Узбекистана и Туркменистана в марте 2001 года, процесс делимитации границ удалось значительно ускорить.

С Узбекистаном делимитация государственной границы была проведена с 2000 по 2002 год. Дискуссию вызвал момент с прохождением рубежной линии границы по густонаселенным Сарыагашскому и Мактааральскому районам в Южном Казахстане и по территории Ташкентской и Джизакской областей Узбекистана. Поэтому пришлось подписывать два документа.

Первый - Договор о казахстанско-узбекской государственной границе от 16 ноября 2001 года, определивший 96% пограничной линии, и второй – Договор об отдельных участках казахско-узбекской государственной границы. Оба документа официально вступили в силу с 5 сентября 2003 года.

С Туркменистаном делимитация прошла относительно легко, потому что большая часть границы проходит по пустынному региону в южной части плато Устюрт. Договор о делимитации демаркации государственной границы был подписан президентами Казахстана и Туркменистана 5 июля 2001, затем ратифицирован и вступил в силу в августе 2006 года.

С ноября 1999 по декабрь 2001 года проходили переговоры по рубежам между Казахстаном и Кыргызстаном. Договор о государственной границе между двумя странами вступил в силу 5 августа 2008 года.

А окончательную точку в вопросе разграничения водоема поставил V Саммит глав прикаспийских государств в Актау в 2018 году. Участники встречи подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Этим документом были легитимизированы все ранее достигнутые договоренности, а следовательно, четко определены границы территориальных вод каждой из прикаспийских стран, в том числе и Казахстана.

Таким образом, полное юридическое оформление сухопутных и морских границ Казахстана продолжалось с 1991 по 2018 год. Для молодого независимого государства, которому в этом году исполняется 30 лет, период определения границ длиной в 27 лет ощущается как значимый и долгий. Но в мире известны примеры рубежей, по которым споры длятся несколько столетий, и вокруг них нередко возникают конфликты, переходящие в вооруженные противостояния.

На этом фоне период делимитации и демаркации границ Казахстана – краткий миг. А то, что удалось определить и юридически оформить рубежи государства в такие короткие сроки, при этом не допустив споров и конфликтов с соседями, международные эксперты признают безусловной дипломатической победой.

Граница Китай-Казахстан или китайско-Казахстан границы ( Казахская : Қазақстан-Қытай мемлекеттiк шекарасы , русский : Казахстанско-китайская государственная граница , китайский : 中哈边界 ; пиньинь : Zhong-HÃ biānjiè ), является международной границы между Народной Республики Китая и Республики Казахстан . Граница между двумя странами в значительной степени унаследована от границы, существовавшей между Советским Союзом и КНР, а ранее - между Российской империей и Россией.Империя Цин ; однако полностью разграничить его удалось только в конце 20 - начале 21 века. По данным международных пограничных комиссий, которые проводили демаркацию границы, длина границы составляет 1782,75 км (1107,75 миль). [ необходима цитата ]



Китайско-российская граница зафиксирована в Чугучакском протоколе (1864 г.). Сегодняшняя китайско-казахстанская граница в значительной степени соответствует линии, установленной в этом протоколе, с очень небольшими изменениями.

Истоки границы относятся к середине 19 века, когда Российская империя расширилась до Средней Азии и смогла установить свой контроль над регионом озера Зайсан . Установление границы между Российской империей и империей Цин , не слишком отличающейся от сегодняшней китайско-казахской / кыргызско-таджикской границы, было предусмотрено Пекинской конвенцией 1860 года; [1] [2] фактическая линия границы в соответствии с конвенцией была проведена по Тарбагатайскому договору (1864 г.) и Ульясухайскому договору (1870 г.), оставив озеро Зайсан на российской стороне. [3] [4] [2] Военное присутствие Империи Цин в бассейне Иртыша рухнуло во время Дунганского восстания (1862–77) . После падения восстания и завоевания Синьцзяна Цзо Цзунтаном граница между Российской и Цинской империями в бассейне реки Или была несколько скорректирована в пользу России Санкт-Петербургским договором (1881 г.) и серией более поздних протоколов. [2] В 1915 году было подписано соглашение о более точном разграничении границы Илийской долины и района Джунгарского Алатау . [2]

Самый южный участок границы (то есть примерно южная половина современной китайско-таджикской границы) оставался неразделенным, отчасти из-за продолжающегося соперничества между Великобританией и Россией за господство в Центральной Азии, известного как Большая игра ; в конце концов они согласились, что Афганистан останется независимым буферным государством между ними, а Ваханский коридор будет создан в 1895 году. [2] Китай не был участником этого соглашения, и, следовательно, самый южный участок китайско-российской границы остался неопределенным. [2]

После Синьхайской революции и Гражданской войны в Китае, Октябрьской революции и Гражданской войны в России китайско-российская граница стала границей КНР и СССР. Однако китайские и советские власти не всегда соглашались, где проходит линия границы, что привело, в частности, к пограничному конфликту к востоку от озера Жаланашколь в августе 1969 года.

После того, как Казахстан стал независимой страной, он заключил договор о границе с Китаем, который был подписан в Алматы 26 апреля 1994 года и ратифицирован президентом Казахстана 15 июня 1995 года. Согласно договору, узкая полоса холмистой местности на востоке из Жаланашколя которые оспариваемый СССР и Китай в 1969 году стал признанными в качестве части Китая. [5]

Для более точного разграничения некоторых небольших участков границы 24 сентября 1997 г. и 4 июля 1998 г. были подписаны дополнительные соглашения. [6] [7] В течение следующих нескольких лет граница была демаркирована на местности совместными комиссиями. Согласно протоколам и картам комиссий, протяженность линии границы двух стран составляет 1782,75 км, в том числе 1215,86 км сухопутной границы и 566,89 км пограничной линии, проходящей вдоль (или через) рек или озер. Работа комиссий была задокументирована несколькими совместными протоколами, окончательно оформленными протоколом, подписанным в Пекине 10 мая 2002 г. [6] [7]

В 2011 году на границе в Хоргосе открылась зона свободной торговли с целью стимулирования китайско-казахстанской торговли. [8]

Органы охраны границы двух стран проводят регулярные встречи, а иногда и совместное патрулирование границы. [9]

Советские пограничники патрулируют границу СССР и Китая (ныне казахстанско-китайская граница) в районе Хоргоса , 1984 г.

Читайте также: