Когда была учреждена должность уполномоченного по правам человека

Обновлено: 25.06.2024

Как уже говорилось выше, в России впервые должность Уполномоченного по правам человека была Упомянута в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 года, принятой Верховным Советом. Причем в ней говорилось именно о Парламентском уполномоченном, который назначается парламентом, подотчетен ему и обладает такой же неприкосновенностью, что и депутат. Согласно Декларации, Парламентский уполномоченный осуществляет парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в РФ. Был разработан проект закона "О парламентском уполномоченном по правам человека и гражданина Российской Федерации", в который были заложены черты, близкие к классической модели парламентского омбудсмена. [12]

В Конституции РФ 1993 [13] года эта идея не получила развития, чему причиной являлась политическая ситуация в стране, конфликт между исполнительной и законодательной властью. В принятом варианте Конституции определение "парламентский" исчезло, и единственная норма, касающаяся Уполномоченного по правам человека (ст. 103), относит к ведению Государственной Думы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

До принятия данного закона институт Уполномоченного действовал на основании президентского указа "О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека" от 04.08.94 N 1587 (утратил силу). Этим документом было установлено, что до принятия соответствующего федерального конституционного закона реализация конституционных функций Уполномоченного по правам человека обеспечивается путем осуществления им полномочий, предоставленных председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В качестве гарантий деятельности Уполномоченного были установлены определенные обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц. Они должны были в 2-недельный срок: представлять по запросам Уполномоченного информацию, необходимую для осуществления его полномочий; давать ответы на его обращения в связи с нарушениями прав конкретных физических лиц; направлять ему все принимаемые ими акты, содержащие нормы, относящиеся к сфере прав и свобод человека и гражданина. Первым омбудсменом в России был Сергей Ковалев.

Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" [14] был принят 26 декабря 1997 года. Он определил порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Как сказано в п. 1 статьи 1 Закона, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный с помощью средств, указанных в данном законе, способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Хотя Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2).

Считается, что российский вариант ближе к модели независимого омбудсмена, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко. Поэтому, по мнению специалистов, российский омбудсмен представляет собой довольно уникальное явление и по характеру возложенных на него функций больше всего похож на румынского Адвоката народа, с той же декларативно широкой постановкой задачи и столь же малыми полномочиями по их реализации. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации характеризуется юридической неопределенностью и неконкретностью. [15]




Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека в нашем государстве пока находится в начальной стадии своего становления. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что в дальнейшем законодательство о нем будет совершенствоваться, и он сможет стать эффективным инструментом контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля за соблюдением ими прав и свобод граждан.

Весенний лекторий практикум для студентов магистерской программы

Татьяна Валуева

Официальная публичная страница пресс-службы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Данная страница носит информационный характер.
Показать полностью.

Обращаем Ваше внимание, что пресс-служба не обладает полномочиями работы с обращениями, однако передает информацию в профильные подразделения Аппарата и Уполномоченному для дальнейшего рассмотрения жалоб.

В целях сохранения чистоты дискуссий призываем пользователей ознакомиться с общими правилами общения на официальной публичной странице пресс-службы Уполномоченного по правам человека в РФ ВКонтакте. Общение на странице строится на принципах общепринятой морали и сетевого этикета.

Администрация страницы так же вправе без разъяснения причины блокировать пользователей, нарушающих правила поведения на официальной публичной странице пресс-службы Уполномоченного по правам человека в РФ.

Копирование и свободное распространение информации, содержащейся на странице, разрешается при условии указания ссылки на источник.

  • Отправка по почте в письменном виде.
  • Личный прием заявителя уполномоченным на то лицом рабочего аппарата Уполномоченного.
  • Электронная форма подачи жалоб (обращений, заявлений) на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в РФ

Об институте

Как обратиться

Вопрос/Ответ

Доклад-2020

COVID-19

Уполномоченный по правам человека в РФ

Уполномоченный по правам человека в РФ запись закреплена

Объявлены победители Всероссийского конкурса СМИ на лучшее освещение проблем защиты прав человека и правозащитной деятельности

Лариса Серёгина

ЗАЩИТИТЕ ПРАВА ЛИЦ УХАЖИВАЮЩИХ за ИНВАЛИДАМИ 1 гр, они выживают на НИЩЕНСКОЕ ПОСОБИЕ , которое с 2008 года неизменно. Как можно прожить на 1200₽ .

Михеев Дорошкевич


Михеев Дорошкевич

Лариса, или в Татарстане в Казани с 2000года не платили это пособие а стали платить лишь с 2020 года вот так идите ищите человека не работающего студента и инвалид шигаева г-н 20 лет жила без 1200 пенсионный фонд РФ РТ республики Татарстана вафин валиуллину подлые наглые твари и сария сабурская по правам человека РТ ничего не делает не ходит по полиция прокуратурам и зонам РТ Татарстана аппарат уполномоченного РТ

Вадим Назаров

Ниразу неуважаемая по тому,чего в этой стране нет от слова совсем.Это вы угроза обществу это вы настоящие враги народа,упыри,дармоеды и захребетники.

Наталья Коломиец

Уполномоченный по правам человека в РФ

Уполномоченный по правам человека в РФ запись закреплена

Развитие сотрудничества национальных правозащитных учреждений – ключевое условие достижения общей цели омбудсменов всего мира – повышение защищенности прав и свобод человека в глобальном масштабе.

Сегодня встретились с Комиссаром по административным вопросам и защите прав человека Республики Кипр госпожой Марией Стилиану-Лоттидис.

Российско-кипрские связи носят традиционно дружественный характер, чему способствует близость подходов к основным международным проблемам.

С омбудсменом Кипра мы выразили общее мнение, что предстоящее подписание Меморандума о взаимодействии станет важным шагом в развитии правозащиты в наших странах.

Тамара Правдина

Лена Булкина

Москалькова! Вас слишком много стало во всех СМИ, а где вы раньше были до Осечкина и Савельева?
Что с делом Пшеничного? А может пора освободить Ушакова и участников " Сибирь правовая" ? Все они были против пыток а сейчас в СИЗО пытают их. Ушаков ходит по Матросской тишине с калоприемником, Тараненко в Кузбассе без обуви, в пакетах на ногах.Может начнёте работать?!
А ещё вы баните в инстаграмм

Лена Булкина

Уполномоченный по правам человека в РФ

Уполномоченный по правам человека в РФ запись закреплена

Дорогие друзья! В преддверии первого заседания Молодежного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, который состоится завтра, рады сообщить, что у Совета появился собственный инстаграм-аккаунт @ombudsmanyouthcouncil .

📌

Правовое просвещение и защита прав молодежи является очень важным направлением нашей деятельности. Взаимодействие с ней требует особого подхода. Решить проблемы молодежи невозможно без участия самих молодых людей.

📍

Уверена, что молодое поколение сможет предложить свежий взгляд на самые чувствительные вопросы современной правозащиты.

Уполномоченный по правам человека в РФ

Уполномоченный по правам человека в РФ

Уполномоченный по правам человека в РФ запись закреплена


Согласно изменениям, омбудсмен может оказывать гражданам РФ организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своей компетенции, а также создать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в регионах.

Документом также установлены дополнительные требования к занимающим эту должность. В частности, омбудсмен не может иметь иностранное гражданство либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Омбудсмен — это должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств. В отличие от других чиновников, омбудсмен осуществляет контроль и ведёт расследование с точки зрения не только законности, но и справедливости.

Омбудсмен может избираться или назначаться различными способами. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену, который, обнаружив злоупотребление, обращается к соответствующему органу или должностному лицу и предлагает его устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент.

Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе. В РФ омбудсмена также называют Уполномоченным по правам человека.

Институт омбудсмена в России


Впервые должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации нормативно установлена в статье 103 Конституции РФ. В 1994 году Государственная Дума назначила на эту должность Сергея Ковалева. 22 марта 1998 года по 13 февраля 2004 года эту должность занимал Олег Миронов, с 13 февраля 2004 года— Владимир Лукин, с 18 марта 2014 года — Элла Памфилова.

Деятельность омбудсмена не ограничивается рассмотрением жалоб и заявлений граждан. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях защиты интересов лиц, не способных самостоятельно отстоять свои права, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры.

Основные задачи уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

— восстановление нарушенных прав;
— совершенствование законодательства Российской Федерации относительно прав человека и и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
— развитие международного сотрудничества в области прав человека;
— правовое просвещение граждан.

Какие полномочия у омбудсмена в России?

Уполномоченный по правам человека в соответствии с федеральным законодательством обладает следующими полномочиями:

— обеспечивает защиту прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;
— в случае массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный выступает с докладом на очередном заседании Государственной Думы о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний;
— обращается в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействиями) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;
— обращается с ходатайством о возбуждении административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица;
— обращается с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда или постановления суда либо постановления судьи;
— обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан в конкретном деле.

Омбудсмен не вправе принимать решения, отнесённые к компетенции других государственных органов автономного округа, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Кто может обратиться к омбудсмену?

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с принятыми решениями.

Когда и где возникла должность омбудсмена?

Должность омбудсмена впервые возникла в Швеции в XVI веке. Назначенный на эту должность человек контролировал судебных чиновников. Компетенции омбудсмена значительно расширили после разгрома шведов под Полтавой. Король Швеции Карл XII на протяжении нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок. Для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия по контролю органов правосудия и королевской администрации. А в 1809 году в Швеции ввели институт Омбудсмена юстиции, который был уже отделён от канцлера юстиции, подчинённого королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а Парламентский омбудсмен — интересы простых людей.


В статье рассматривается вопрос о становлении и развитии института уполномоченного по правам человека в России.

Ключевые слова: уполномоченный по правам человека, уполномоченный по защите прав предпринимателей, муниципальные уполномоченные.

Особую роль в государственном механизме защиты прав и свобод человека выполняет институт уполномоченных по правам человека, который включает в себя Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее также — федеральный уполномоченный по правам человека или Уполномоченный по правам человека) и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации (далее также — региональные уполномоченные по правам человека). Следует иметь в виду, что в Российской Федерации действуют также специализированные уполномоченные по защите прав граждан, которые осуществляют работу по конкретным направлениям правозащиты. В настоящее время учреждены должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации, а также во всех субъектах Российской Федерации введены должности уполномоченных по правам ребенка и должности уполномоченных по защите прав предпринимателей. В некоторых субъектах Российской Федерации предусмотрены должности уполномоченных по правам коренных малочисленных народов. Но место данных должностных лиц в государственном механизме России в данной статье не рассматривается. В системе государственных органов России это единственный персонифицированный орган.

Аналогичный государственный институт действует во многих зарубежных государствах и относится по действующей международной классификации к национальной системе учреждений по поощрению и защите прав и свобод человека и гражданина [2]. Он имеет различные названия: уполномоченный по правам человека (Россия, Казахстан, Узбекистан, Украина), омбудсмен или омбудсмен юстиции (Скандинавские страны), адвокат народа (Румыния), защитник прав человека (Армения), народный защитник (Испания, Колумбия, Грузия), народный правозащитник (Хорватия), посредник, медиатор (Франция), уполномоченный по жалобам (Израиль), уполномоченный по правам граждан (Польша), проведор (поручитель) юстиции (Португалия), акыйкатчы (омбудсмен) (Киргизия) и т. д. Но основная задача их одинакова — оказывать помощь конкретным людям в восстановлении прав, оберегать права и свободы граждан от незаконного вмешательства и ограничений.

Предметом деятельности уполномоченных по правам человека как национальных правозащитных учреждений является беспристрастный контроль за соблюдением прав человека, защита отдельных лиц от несправедливых действий властей.

Институт уполномоченных по правам человека в современной России был востребован задачами перехода от автократического режима управления страной к построению демократического общества, когда потребовалась либерализация власти по отношению к человеку, его естественным правам, и обосновывался успешным опытом работы зарубежных омбудсменов по защите прав и свобод человека и гражданина.

Идеи создания нового правозащитного органа в современной России активно начали обсуждаться после провозглашения Российской Федерацией 12 июня 1990 года своей независимости [4].

Во многом их мотивом являлось желание новой российской власти вступить в Совет Европы. Для этого необходимо было соответствовать европейским стандартам, в числе которых было требование о наличии национального института по защите прав человека.

Наряду с этим называются и другие факторы, определявшие процесс появления института омбудсмена в современной России [6,5].

Должность Парламентского уполномоченного по правам человека упоминалась в первой редакции проекта новой Конституции РСФСР, подготовленного рабочей группой конституционной комиссии Съезда народных депутатов России, и сохранялась в других ее редакциях. Правда, наименование этой должности изменялось (Государственный комиссар Верховного Совета Российской Федерации, по правам человека, Парламентский уполномоченный по правам человека, Уполномоченный Верховного Совета РСФСР по правам человека).

Однако в проекте Конституции, разработанном конституционным собранием и вынесенном на всенародный референдум, должность федерального омбудсмена именовалась как должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, и речь уже шла о принципиально новом его месте в государственном механизме власти.

В настоящее время институт омбудсмена действует более чем в ста двадцати странах мира. Мировой практике известны три основные модели института омбудсмена:

1) омбудсмен назначается правительством или президентом страны и подотчетен ему (омбудсмен исполнительной власти, исполнительный омбудсмен);

2) омбудсмен находится в системе законодательной ветви власти, избирается (назначается) парламентом и подотчетен ему (парламентский омбудсмен);

3) особая самостоятельная должность, назначение на которую осуществляется либо парламентом, либо президентом, но после назначения омбудсмен никому не подотчетен (независимый омбудсмен).

Уполномоченные по правам человека в России относятся к третьей группе омбудсменов. Они назначаются на должность законодательными (представительными) органами и в своей деятельности в дальнейшем никому не подотчетны и не подконтрольны.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, свобода человека, уполномоченный, Верховный Совет, гражданин, должность уполномоченных, защита, современная Россия, должность Уполномоченного, Россия.

Читайте также: